<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

При использовании заемных средств в размере 500 тыс. руб. рентабельность собственных средств будет равна:

500000
РСС = 14 + (1 - 0,3) х (20 - 15) х ------------=15,75%.
1000000

При использовании заемных средств в размере 1 млн. руб. рентабельность собственных средств будет равна:

1000000
РСС = 14 + (1 - 0,3) х (20 - 15) х ------------=21%.
500000

Рассмотренное выше выражение для прибыльности акционерного капитала (3.1) может быть представлено более детально в виде известной формулы Дюпона:

Чистая прибыль ------- Чистая прибыль Выручка Активы
---------------------------------=------------------------- х -------------- х ---------------------------- (3.3).
Акционерный капитал Выручка Активы Акционерный капитал

При этом прибыльность активов в формуле (3.1) представляется в виде произведения двух сомножителей. Первый сомножитель характеризует умение компании управлять своими затратами, снижающими чистую прибыль по сравнению с выручкой, а второй - характеризует оборачиваемость активов.
Еще одним направлением влияния финансовых менеджеров на финансовые результаты является анализ структуры затрат и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. При подобном финансовом анализе затраты делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, изменяющиеся при изменении объемов производства (расходы на закупку сырья, потребление энергии, зарплата рабочим, торгово-комиссионные расходы и др.). К постоянным затратам относятся такие, которые для принятых условий анализа можно считать не зависящими от объемов производства (амортизация, проценты за кредит, арендная плата, оплата управленческого персонала и др.).
Анализ переменных и постоянных затрат позволяет также определить точку безубыточности (точку равновесия, порог рентабельности), то есть уровень выручки от продаж или количество проданных изделий при постоянной цене, при которой выручка В будет равна сумме постоянных Зпост и переменных Зпер затрат. Поскольку выручка равна:

В = К х Ц,

где К - количество реализованных изделий;
Ц - цена за 1 изделие;

а переменные затраты на производство К изделий равны:

Зпер = К х Зпер,

где Зпер - переменные затраты на производство одного изделия, из соотношения
В = К* х Ц = Зпост + Зпер = Зпост + К* х Зпер,
получаем:
Зпост
К* = ------------- (3.4)
Ц - Зпер

где К* - точка безубыточности по количеству единиц проданного товара, которая при постоянной цене продажи зависит от соотношения постоянных и переменных затрат.
Как правило, чем ниже точка безубыточности, тем выше прибыль и ниже риск деятельности компании при прочих равных условиях.
Пример 3.2 Переменные затраты на производство одного изделия равны 2000 руб. постоянные - 800000 руб., продажная цена составит 3000 рублей. Точка безубыточности по формуле (3.4) будет равна:

800000
К* = -----------------=800 изделий.
3000 - 2000

Соотношение постоянных и переменных затрат влияет также на чувствительность изменения прибыли до уплаты процентов и налогов к изменению выручки от продаж, которая называется также эффектом операционного (производственного) рычага и определяется следующим образом:

?Пр В - Зпер В - Зпер
---- = ------------ = ----------------------. (3.5)
?В Пр В - Зпер - Зпост

Пример 3.3 При исходных данных примера 3.2 выручка от продажи 1000 единиц товара составила:

В = 1 000 х 3000 = 3000000 руб.

Прибыль до выплаты налогов и процентов равна:

Пр=В-Зпер-Зпост=3000000-2 х 1000 х 1000-800000=200000 руб.

Чувствительность изменения прибыли к изменению выручки (операционный рычаг) по формуле (3.5) составляет:

?Пр 3 000000 - 2000000
------=------------------------- = 5.
?В 200000

Это значит, что при увеличении выручки, например на 10%, прибыль увеличится на 10 х 5 = 50%, а уменьшение выручки на 10% приведет к снижению прибыли на 50%.
При одной и той же общей сумме затрат изменение соотношения постоянных и переменных затрат приведет к изменению точки безубыточности и величины операционного рычага.
Пример 3.4 В условиях примеров 3.2 и 3.3 при общих затратах на производство 1000 изделий, равных 2000 х 1000+800000= 2800000 руб., рассматривается вариант увеличения постоянных затрат до 1300000 руб. и снижения переменных затрат до 2800000- 1300000=1500000 или 1500 руб. на изделие. Точка безубыточности при этом составит:

1300000
К* = ----------------=867 изделий,
3000 - 1500

а операционный рычаг будет равен:

?Пр 3000000 - 1500000
------- = ------------------------- = 7,5.
?В 200000



Контрольные вопросы

Какие факторы влияют на чистую прибыль компании?
Каким образом финансовые менеджеры компании могут увеличить ее чистую прибыль?
Какие факторы влияют на прибыльность акционерного капитала?
Что означает эффект финансового рычага?
Какие факторы влияют на прибыльность активов по формуле Дюпона?
Как определяют переменные и постоянные затраты на производство продукции?
Что такое точка безубыточности и как она определяется?
Что значит эффект производственного рычага и как он рассчитывается?
Как влияет изменение соотношения переменных и постоянных затрат на изменение точки безубыточности и величину производственного рычага?

Тема 4. Финансовое прогнозирование

Целью финансового прогнозирования является определение ожидаемых финансовых результатов от деятельности компании в предстоящий период и потребности в финансировании. В литературе наряду с термином "финансовое прогнозирование" используется также термин "финансовое планирование".
Финансирование компании может осуществляться за счет как внутренних (прибыль, амортизация), так и внешних источников. Внутреннее финансирование производится в результате нормальной производственной деятельности компании, внешнее обусловлено капиталом, поступающим от инвесторов и банков.
При составлении финансового плана (прогноза) оцениваются результаты будущих коммерческих операций, приносящих доход, и связанные с ним расходы, что дает возможность заранее оценить потребность во внешнем финансировании.
Одним из методов планирования финансовых потребностей является метод процента от продаж, когда будущие расходы, активы и обязательства оцениваются на основе процента от предполагаемых продаж предстоящего периода. Получаемые таким образом данные используются для составления прогнозного балансового отчета. Превышение величины актива над пассивом (обязательствами и собственным капиталом) означает необходимость дополнительного внешнего финансирования
Пример 4.1
Составляется прогнозный балансовый отчет на следующий год при таких исходных данных:
продажи отчетного года - 20 млн. руб.;
ожидаемые продажи следующего года - 24 млн. руб.;
ожидаемая прибыльность продаж
следующего года - 5 %;
ожидаемый уровень дивиденда - 40 %
Результаты расчетов приведены в таблице в млн. рублей ("н/п" означает "не планируется"):

Статьи баланса
Отчетный
год
% от продаж
Планируемый
год
Активы



Оборотные средства
2
10
2,4
Основные средства
4
20
4,8
Итого активов
6
30
7,2




Обязательства и собственный капитал



Краткосрочные обязательства
2
10
2,4
Долгосрочные обязательства
2,5
н/п
2,5
Итого обязательств
4,5

4,9
Обыкновенные акции
0,1
н/п
0,1
Дополнительный капитал
0,2
н/п
0,2
Нераспределенная прибыль
1,2

1,92
Итого собственный капитал
1,5

2,22




Итого обязательства и собственный капитал
6,0

7,12

Нераспределенная прибыль планируемого года определяется следующим образом: нераспределенная прибыль отчетного года + планируемая чистая прибыль - выплачиваемый дивиденд, что в результате дает 1,2 + 0.05 х 24 -0,4 х 0.05 х 24 = 1,92 млн. руб.
Поскольку прогнозный размер активов (7,2 млн. руб.) превышает прогнозный размер обязательств, потребуется внешнее финансирование в размере 7,2 - 7,12 = 0,08 млн. руб.
Метод процента от продаж является простым, но недостаточно точным, поскольку не учитывает возможного несовпадения будущих входящих и исходящих денежных потоков, что потребует дополнительного финансирования. Более точным будет метод составления сметы ожидаемых доходов и расходов (бюджета) компании.
Этапы подготовки бюджета включают:
прогноз продаж (план сбыта);
определение ожидаемого объема производства (производственный план);
расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;
определение движения денежных средств (кассовый план);
составление прогнозного бюджета.
План сбыта является основой и оказывает влияние на все части бюджета. При его составлении обычно рассматриваются ожидаемые поквартальные продажи в натуральном выражении, умножение которых на цены дает объем продаж в денежном выражении. Если планируется дебиторская задолженность, используется норматив поступления средств в квартале продаж (например, 70 % ), в следующем квартале (например, 28%) и безнадежные к взысканию долги (в данном случае 2%).
На основе плана сбыта разрабатывается производственный план. При этом количество единиц, подлежащих изготовлению в данном квартале, определяется следующим образом: планируемые продажи + желаемый запас готовой продукции на конец квартала (например, 10 %) - запас готовой продукции на начало квартала.
Затем определяются прямые затраты на материалы для производимых изделий с учетом желаемых запасов на конец квартала (например, 10 %) и имеющихся запасов на начало квартала, после чего на основе цены единицы материалов определяется стоимость их закупок. Если расчеты за материалы предполагается проводить частично в данном, а частично в следующем квартале, составляется график ожидаемых денежных выплат.
Следующий этап - определение прямых затрат на оплату труда. Для их расчета ожидаемый объем производства за каждый квартал умножается на число часов работы, необходимых для производства одного изделия и на стоимость одного часа труда.
Далее составляется смета общезаводских накладных расходов, связанных с производством, таких, как заводская арендная плата, плата за энергоресурсы, амортизация и др. Эти расходы следует разделить на переменные и постоянные для последующего анализа точки безубыточности и операционного рычага (см. тему 3). Следует также учитывать, что амортизация не требует затрат денежных средств и должна вычитываться из сметы общезаводских накладных расходов при определении денежных выплат. Нормативом при таких расчетах является ставка переменных накладных расходов на один час прямых затрат труда.
Следующим шагом будет составление сметы торговых и административных расходов. Нормативом здесь являются переменные расходы на одно изделие, умножением которых на ожидаемый объем продаж в натуральном выражении получают общие переменные расходы.
Постоянные торговые и административные расходы могут включать ожидаемые расходы на рекламу, страховку, зарплату служащих, аренду, налоги и др.
Произведенные расчеты учитывают все источники доходов и расходов, связанные непосредственно с производством продукции и ее продажей. При этом, однако, не учитываются возможное несовпадение доходов и расходов в течение года, а также дополнительные расходы, например, на закупку оборудования, которое обычно осуществляется по отдельному плану, и на уплату налогов предыдущего года.
Для учета всех этих факторов необходимо составлять кассовый план, охватывающий обычно следующие основные разделы:
денежные поступления за каждый квартал, включающие кассовый остаток на его начало, денежные средства от покупателей продукции и прочие денежные поступления;
выплаты в каждом квартале, включающие все запланированные платежи;
излишек или дефицит денежных средств в каждом квартале, равный разнице между денежными поступлениями и денежными выплатами;
дополнительное финансирование в случае дефицита денежных средств (например, за счет краткосрочного банковского кредита), где будет отражаться получение кредитов и их погашение с процентами.
Кассовый остаток с учетом возможного дополнительного финансирования на конец рассматриваемого квартала будет кассовым остатком на начало следующего квартала.
Заключительный этап - составление прогнозного отчета о прибылях и убытках (доходах и расходах), который имеет вид:
Продажи
переменные производственные расходы
переменные торговые и административные расходы
Прибыль до вычета постоянных расходов
постоянные общезаводские накладные расходы
постоянные торговые и административные расходы
Прибыль до выплаты процентов и налогов
расходы на выплату процентов
Прибыль до налогообложения
налог на прибыль
Чистая прибыль

Контрольные вопросы

Для чего осуществляется финансовое прогнозирование?
Какие документы составляются при финансовом прогнозировании?
Какими методами осуществляют финансовое прогнозирование?
В чем сущность, преимущества и недостатки метода процента от продаж?
Какие выводы можно сделать на основе прогнозного балансового отчета?
Каковы этапы составления прогнозного отчета о доходах и расходах?
Для чего следует выделять ожидаемые переменные и постоянные расходы?
С какой целью составляется кассовый план?
Какие выводы можно сделать по прогнозному отчету о доходах и расходах?

Тема 5. Управление оборотным капиталом

Оборотный капитал (оборотные средства) – это текущие активы компании, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла. Чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) определяется как разность между текущими активами (оборотными средствами) и текущими обязательствами (кредиторской задолженностью). Управление оборотным капиталом включает:
определение и регулирование целесообразного значения текущих активов в целом и их составных частей;
определение и регулирование размера, видов и структуры кредиторской задолженности или, иначе говоря, источников краткосрочного финансирования.
Целью управления оборотным капиталом является обеспечение текущей производственной деятельности предприятия и осуществление платежей по обязательствам, а также инвестирование временно свободных денежных средств для получения дополнительных внереализационных доходов.
Общий размер текущих активов и общий размер текущих обязательств определяют значение общего коэффициента ликвидности (см. тему 2), для которого могут быть установлены внутрифирменные или внешние нормативы. Например, в методике Федерального управления по делам о несостоятельности и банкротстве установлено, что для признания структуры баланса предприятия удовлетворительной общий коэффициент ликвидности должен быть не менее 2, то есть чистый оборотный капитал должен быть не менее текущих обязательств.
В практике компаний западных стран целесообразные значения общего коэффициента различаются по отраслям, но они обязаны быть больше 1, то есть компания должна иметь собственные оборотные средства.
По своей структуре и экономической целесообразности текущие активы (оборотные средства) делятся на три группы:
денежные средства;
дебиторская задолженность;
производственно-материальные запасы.
Денежные средства являются абсолютно ликвидными, в то время как ликвидность дебиторской задолженности и запасов может быть различной.
Целесообразное распределение текущих активов по группам зависит от отрасли, в которой работает компания. Их общий размер должен учитывать потребности производственного процесса, а также возможность дополнительных расходов. Например, для поддержания высокого уровня продаж во время высокого сезонного спроса требуются дополнительные производственно-материальные запасы, добавочные денежные средства для дополнительных закупок сырья, материалов и оплаты труда.
При определении целесообразного размера денежных средств следует учитывать выполнение текущих обязательств, возможное покрытие непредвиденных расходов, а также возможность расширения деятельности предприятия. Временный избыток денежных средств целесообразно инвестировать в легкореализуемые рыночные ценные бумаги. Если поступления денежных средств и денежных платежей хорошо согласованы, компания может иметь небольшой запас денежных средств. Если компания имеет хорошее финансовое состояние и всегда может взять кредит по выгодной ставке, ей также нет необходимости иметь большой запас денежных средств. Необходимый размер денежных средств зависит также от качества дебиторской задолженности, то есть от степени риска неплатежей.
Возможными дополнительными способами увеличения денежных средств являются отсрочки выплат кредиторам, частичная оплата счетов и вексельная форма расчетов.
Для определения оптимального размера денежных средств существуют статические и вероятностные математические модели, основанные на тех или иных предположениях и допущениях. На практике компании могут устанавливать внутрифирменные нормативы (целесообразные или допустимые значения) коэффициента абсолютной ликвидности (платежеспособности), равного отношению денежных средств к текущим обязательствам с учетом своих возможностей краткосрочных заимствований на денежном рынке или реализации имеющихся ликвидных ценных бумаг.
Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании. Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
ускорение востребования долга;
уменьшение бюджетных долгов;
оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.
Приемлемый уровень дебиторской задолженности определяется видом продукции, емкостью рынка, конкуренцией, степенью доверия к покупателям, а также принятой системой расчетов с покупателями, что особенно важно для финансового менеджера. Основными видами расчетов являются продажи за наличный расчет и продажи в кредит. В нестабильной экономике преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Большое значение имеет также отбор надежных потенциальных покупателей на основе следующих критериев:
соблюдение надежной дисциплины в прошлом;
прогнозные финансовые показатели;
уровень текущей платежеспособности;
величина собственного капитала и др.
За рубежом информация о потенциальных финансовых возможностях (кредитоспособности) предприятий изучается и публикуется специализированными организациями. В экономически развитых странах продажа постоянным клиентам обычно производится в кредит с использованием различных условий. Например, часто используемая схема "2/10 полная 30" означает следующее:
покупатель получает 2-процентную скидку при оплате товара в течение 10 дней с момента его получения; если оплата проводится с 11-го по 30-й дни, оплачивается полная стоимость товара;
при неуплате в течение месяца покупатель дополнительно платит штраф на тех или иных условиях.
Анализ состояния дебиторской задолженности может проводиться на основе расчета оборачиваемости дебиторской задолженности, равной отношению выручки от реализации к средней дебиторской задолженности за год (расчетный период) или обратной величины, называемой коэффициентом погашения дебиторской задолженности.
Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую задолженность компании. Однако с этим трудно согласиться, поскольку компания должна погасить свою кредиторскую задолженность независимо от состояния дебиторской задолженности.
Дополнительным приемом управления дебиторской задолженностью является создание резервов по сомнительным долгам, которые могут составлять несколько процентов от их величины.
При управлении материально-производственными запасами необходимо определить их целесообразный размер, зависящий от объемов продаж, финансирования текущих запасов (расходов на их хранение), скорости производства новых товаров, вероятных задержек в получении новых заказов и др. При этом также следует учитывать риск устаревания и порчи запасов. Чем значительнее запасы, тем выше стоимость их хранения и страхования, больше размер складских помещений и количество персонала, а также уровень иммобилизации средств (косвенных затрат, связанных с формированием материальных запасов).
С другой стороны, увеличение запасов снижает риск сокращения продаж из-за отсутствия товаров на складе и замедления производства, вызванного недостатком сырья и других материалов. Кроме того, при закупке больших партий материалов компании обычно получают скидки.
Компании могут устанавливать внутрифирменные нормативы для величины производственно-материальных запасов. Влияние объема запасов на деловую активность компании оценивают показателями их оборачиваемости, определяемыми как отношение затрат на производство или выручки к средним запасам за период, а также временем обращения в днях, рассчитываемым делением среднего за период остатка запасов на однодневный их оборот.
Источниками финансирования текущих активов являются собственные оборотные средства и внешние источники краткосрочного финансирования, к которым относятся: коммерческий (торговый кредит), различные виды банковского кредита, а также выпуск коммерческих ценных бумаг.
Коммерческий кредит оформляется векселями или представляет собой кредиторскую задолженность, то есть денежные средства, которые компания должна поставщикам. Коммерческий кредит имеет следующие преимущества с точки зрения финансирования за его счет:
всегда может быть предоставлен, поскольку кредиторы обычно рассчитывают на продолжение деловых отношений;
проценты не начисляются или являются минимальными;
не исключается возможность продления по истечении срока, хотя в этом случае рейтинг кредитоспособности компании снижается.
Пример 5.1 Компания ежедневно покупает товары стоимостью 500 долл. у своих поставщиков на условиях "полная 60". Баланс счетов к оплате (кредиторская задолженность) составляет 500 х 60 =3000 долл.
Банковский кредит может предоставляться в различных формах: срочный кредит, кредитная линия, контокоррентный кредит, учетный кредит, факторинг.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>