ОГЛАВЛЕНИЕ

- 281 -
РАЗДЕЛ 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ
И ИНЫХ АСПЕКТОВ БОРЬБЫ С НБЙ
Э •И. Петров, профессор
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУНДЕНИЙ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Анализ современной практики органов внутренних дел показывает, что, несмотря на принимаемые меры, работа по предупреждению преступлений не отвечает сложившейся криминологической ситуации, не позволяет эффективно решать задачи по защите населения, различных форм собственности от преступных посягательств.
Изданные в 1993 году ведомственные нормативные акты (приказы МВД РФ ИМ 284 и 390) не привели к улучшению предупредительной деятельности органов внутренних дел, не позволили повысить ее результативность .
Чтобы в более полной мере оценить необходимость, возможность и варианты реализации предупредительной функции органами внутренних дел в современных условиях целесообразно обратиться к отечественному опыту на различных исторических этапах и к практике зарубежных правоохранительных органов.
Но вначале - о некоторых исходных позициях. На наш взгляд, в криминологической литературе неоправданно принижено значение дифференциации понятий, определяющих содержание превентивных функций. Ошибочна, в частности, рекомендация употреблять как взаимозаменяемые термины "предупреждение", "профилактика", "предотвращение". Речь здесь идет не об абстрактно-теоретическом споре.
Вопрос имеет сугубо практический смысл. Смешение понятий, отсутствие четко обозначенных границ соответствующих видов превентивной деятельности влекут непонимание сущности работы у многих сотрудников органов внутренних дел, не позволяют определять функциональные приоритеты, их служб и подразделений.
Представляется, что понятие предупреждения преступлений является общим по отношению к понятиям профилактики, предотвращения и пресечения преступлений. При этом профилактика (общая и индивиду-
альная) представляет собой, с одной стороны, выявление и устранение детерминантов преступлений и с другой - установление лиц с асоциальным поведением и оказание на них корректирующего воспитательного воздействия. В свою очередь предотвращение - это недопущение совершения преступления на стадии его замысла либо приготовления . Пресечение же реализуется в момент покушения на преступление в целях недопущения его окончания либо наступления вредных последствий, строгий этимологический анализ позволяет именно так структурировать рассматриваемые предупредительные функции -
В качестве аргумента в пользу практической целесообразности такого подхода обратимся к непосредственному опыту.
В системе МВД, например, долгие годы практически общепризнанным является лозунг: "Профилактика правонарушений - главное направление деятельности всех служб и подразделений".
Действительно, данная функция является одной из наиболее важных для любого органа системы правоохраны и правоприменения - Однако в истории ее реализации всегда наблюдалось неадекватное смещение акцентов.
объективно говоря, задачи, вытекающие из этого лозунга, для органов внутренних дел попросту утопичны. Чистая декларативность такого подхода очевидна, если учесть, что данная составная часть предупреждения (профилактика) есть, как отмечалось, выявление, а главное - устранение причин и условий правонарушений.
Разумеется, милиция должна участвовать в профилактике правонарушений , но в разумных пределах, и, конечно, не для каждого подразделения этот вид предупредительной деятельности должен быть
главным.
Органически же присущи службам и подразделениям органов внутренних дел другие составные части предупреждения - предотвращение и пресечение, т. е. деятельность, направленная на недопущение преступлений (либо их негативных последствий) на стадиях замысла, приготовления, покушения. Тут у органов внутренних дел есть уникальные возможности в силу специфичности их статуса, прав и обязанностей, вытекающих из законов "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности" и других. Однако, в современных условиях эти виды предупредительной деятельности, особенно предотвращение, стимулируются слабо. Функция предупреждения преступлений возлагалась на правоохра-
нительные органы России издавна. Опубликованный в 1876 году "Устав о предупреждении и пресечении преступлений" регламентировал тактику превентивных действий полиции, причем в этом документе указывалось и на более ранний опыт, - начиная с 1649 года. Характерно, что основным направлением предупредительной деятельности того времени служили контроль и надзор полиции за соответствующими категориями лиц.
После Октябрьской революции в Инструкции по уголовному розыску, изданной в конце 1919 г. Центророзыском, а также в приказе Главного управления милиции от 1 ноября 1920Г. основное внимание обращалось на предупреждение готовящихся преступлений и их своевременное раскрытие. Однако в силу известных обстоятельств с 30-х до 60-х годов предупреждению преступлений как самостоятельной функции правоохранительных органов серьезного внимания не уделялось. В 60-е годы начался поиск практических путей осуществления предупреждения преступлений. с изданием в 1969 году приказа МВД СССР, определившего предотвращение преступлений как основную обязанность всех сотрудников милиции, начался процесс организационного обеспечения профилактической функции. В это время в ряде органов внутренних дел стали выделять специальных работников, а затем создавать отделения, группы профилактики, комплектовавшиеся в основном из сотрудников уголовного розыска.
В 1971г. насчитывалось уже более 120 горрайорганов внутренних дел, в которых были созданы подразделения профилактики, а на конец 1972Г. их число уже достигало 1300. Чаще всего подразделения профилактики представляли собой группы из 2-3 инспекторов во главе с начальником. Тогда же (1972г.) повсеместно начали создаваться кабинеты профилактики при медицинских вытрезвителях.
В 1974 г. было принято решение о создании профилактической службы в уголовном розыске. В эту службу были включены подразделения профилактики и по борьбе с преступлениями несовершеннолетних, одновременно из административной службы в уголовный розыск передавались участковые инспектора милиции. Подразделения профилактической службы включали в себя отделы ( отделения, группы): общей профилактики; индивидуальной профилактики и по руководству участковыми инспекторами милиции; профилактики правонарушений несовершеннолетних. В ГРОВД вводились штатные должности заместителей начальников ОУР по профилактике и инспекторов (старших инспекторов) профи-
лактики.
В 1978 году Приказом МВД СССР были введены в действие Положение об основах организации профилактики преступлений органами внутренних дел. Инструкция по организации и ведению органами внутренних дел справочной картотеки лиц, совершивших правонарушения, Наставление по профилактике преступлений аппаратами уголовного розыска. Во всех этих документах отдельные разделы посвящались вопросам организации и тактики предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений.
В этот период серьезное внимание уделялось и развитию системы субъектов профилактики по всей стране. Советы профилактики на крупных предприятиях, многочисленные общественные формирования (ДНД, общественные пункты охраны порядка, общественные ИДН, и др-) так или иначе приобщали население к решению проблем предупреждения преступлений, оказанию помощи милиции. Комиссии по делам несовершеннолетних , другие комиссии, советы профилактики, работавшие при республиканских, областных, городских и районных органах исполнительной власти осуществляли координацию всей деятельности по предупреждению преступлений в регионах и населенных пунктах. Важной частью этой работы была практика комплексного планирования профилактики правонарушений.
В условиях жесткой централизации государственной власти и во многом принудительного порядка внедрения, данная система была достаточно реальной опорой на ряде направлений борьбы с преступностью . Однако бюрократические подходы к составлению комплексных планов, отсутствие необходимых средств и ресурсов для их реализации, излишняя политизация и формализм в предупредительной деятельности не позволили наладить эффективное функционирование данной системы.
Между тем развитие международной практики организации предупреждения преступлений шло и идет практически тем же путем. Основными принципами этой деятельности за рубежом являются: интенсивное транснациональное сотрудничество; разработка и реализация национальных программ предупреждения преступлений с привлечением государственных и негосударственных структур; активное вовлечение населения в работу по профилактике правонарушений.
С 1971 года в ООН работает специальный Комитет по предупреждению преступности и контролю над ней, который вырабатывает поли-
тику ООН в области борьбы с преступностью, разрабатывает целевые программы, готовит международные форумы, обобщает и распространяет опыт превентивной деятельности. Сохраняя в целом подобную стратегию организации предупреждения преступлений, разные страны реализуют ее по-разному. В США большой акцент делается на централизованную координацию этой работы. Здесь приняты различные национальные программы, в соответствии с которыми принимаются многочисленные профилактические программы в штатах, правоохранительных ведомствах - В Японии в национальном масштабе принимаются только модели программ, "наполнение" которых производится на местах - Привлечение; населения к борьбе с преступностью в Японии осуществляется через Ассоциацию предупреждения преступлений, подразделения которой функционируют от общенационального до местного уровня при каждом подразделении полиции. Низовыми звеньями Ассоциации являются пункты связи по предупреждению преступлений, которые работают в контакте с квартальными комитетами самоуправления. В сферах производства и обслуживания населения Японии также созданы аналогичные организации. Подобные и иные меры принимаются и в других странах (ФРГ, Канада, Австрия и др.).
Происходящие социально-политические изменения в России негативно сказались на существовавшей системе предупреждения, и в настоящее время она на национальном уровне практически не существует. Правоохранительные органы остались фактически единственными ведомствами, в той или иной степени осуществляющими превентивные мероприятия .
Однако в сложившейся обстановке эту функцию в полном объеме они реализовать не в состоянии. Устранять причины преступлений в
Оказание эффективного индивиду-
достаточном объеме они не могут
ального профилактического воздействия на взрослых правонарушителей ( при отсутствии возможности трудового, бытового и досугового устройства, дефиците воспитательного воздействия со стороны трудового и бытового окружения и др. ) также проблематично. Именно поэтому общепрофилактическая работа свелась лишь к правовой пропаганде, а индивидуальная профилактика ограничена элементами контроля за судимыми . В системе МВД надежда на участие всех подразделений органов внутренних дел в профилактике преступлений не оправдалась, потому что, во-первых, эта функция лишь декларативно закреплена за службами без определения соответствующих критериев ее оценки,
- 286 -
во-вторых, практически не установлено,кто должен координировать эту деятельность (возложение координирующей функции в данном направлении на начальника органа практически ничем на обеспечено).
Всестороннее изучение организации и тактики предупреждения преступлений органами внутренних дел приводит к выводу о необходимости дифференциации подхода к вопросу о возложении соответствующих обязанностей на те или иные подразделения. Для многих служб сегодня из всех видов предупредительной деятельности приоритетным является предотвращение замышляемых и готовящихся преступлений.
Наряду с пресечением уголовных деяний именно это направление деятельности органов внутренних дел следует развивать наиболее активно .
В целях реального повышения эффективности предупредительной деятельности органов внутренних дел в современных условиях целесообразно :
1. Разработать систему стимулирования активного участия служб и их должностных лиц в предупреждении преступлений с учетом приоритетов подразделений в работе по профилактике, предотвращению либо пресечению преступлений.
2. Решить вопрос о структурной организации координсщионно-ке-тодического обеспечения деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
3. Дополнить систему отчетности 'показателями, реально отражающими работу служб и подразделений по предупреждению преступлений на стадии их замышления, приготовления и покушения.
4. Унифицировать нормативные положения, регламентирующие деятельность служб и подразделений по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений.



ОГЛАВЛЕНИЕ