ОГЛАВЛЕНИЕ

форм посягательств на экономическую систему, которые ставят под удар сану идею реформирования экономики. ^ к последним относятся: вывоз капитала за границу: рост удельного веса мошеннических операций инвестиционных фондов, страховых и трастовых компаний с денежными вкладами населения, ущерб от которых сопоставим с внешними заимствованиями России у Международного Валютного Фонда,интенсификация таких видов преступного промысла, как подпольный оборот наркотиков и алкогольных суррогатов, угрожающих генофонду нации и др.
К числу факторов, предопределяющих неблагоприятные тенденции преступности, многие авторы относят несовершенство, недостаточность, несвоевременность законодательной базы^ , с чем трудно не согласиться. В числе первоочередных мер противодействия преступности предлагается незамедлительное принятие таких жизненно важных законов, как "Об организованной преступности", "О борьбе с коррупцией", а также о борьбе с легализацией преступно нажитых средств.
Однако интересы защиты экономической безопасности страны, как представляется, диктуют необходимость более широкого взгляда на проблему.
Нередко не только в средствах массовой информации,но и в научных публикациях экономическая преступность отождествляется с кри-ниналиаацией экономики, тогда как это разные понятия. Экономическая преступность с точки зрения "правового измерения" - это явление , определяемое в уголовном законе, - важная, но не единственная составляющая криминализированной экономики. Равной ей по степени негативного влияния на складывающиеся экономические отношения следует признать, на наш взгляд, такие формы отклоняющегося поведения граждан-предпринимателей, которые не являются преступными с формальных позиций, но признаются таковыми в обыденном сознании и в силу этого нуждаются в криминализации (обналичивание денег, ком-
А •X. Хазарина, кандидат юридических наук
ЗАКОН "О ЗАКОНАХ" И ЕГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Криминологические исследования последнего времени говорят о нарастании негативных тенденций в экономической преступности. Отмечается как количественный рост противоправных деяний, так и качественные сдвиги, свидетельствующие о появлении таких опасных

См - , например :
Козлов Ю.Г. Криминологическая характеристика экономической преступности. - В кн.: Криминология.- Н, 1994; С.264; Есипов В.м. Криминализация экономики в переходный период к рынку - В кн.: Преступность и закон.- Н, 1996. С.41; Ларьков А.Н. Экономическая преступность и уголовный закон - В кн - Преступность и закон, с .43.
^ См.: Серебрякова В.А. Социальный механизм взаимодействия закона и преступности. // Кн. Преступность и закон.- М, 1996. С.9.
мерческое использование бюджетных средств - "прокручивание целевых бюджетных средств коммерческими банками", злоупотребление с; субсидиями и др-). Наконец, своеобразную среду обитания этому криминальному ядру экономики образуют правонарушения непреступного характера, выступающие обстоятельствами, способствующими, а в ряде случаев прямо продуцирующими экономические преступления. В их числе нарушение общеобязательных правил поведения на рынке: занятна предпринимательством без государственной регистрации, без лицензии, без надлежащего ведения бухгалтерского учета с целью избежания налогообложения и др.
Все три "составляющих" кр^инализованной экономики в целях снижения их вредоносности и нуждаются в управляющем воздействии со стороны государства, ибо на нем лежит обязанность перед обществом в поддержании такого правопорядка в экономике, который обеспечивал бы стабильность развития, социальный мир и согласие.
Деформированное состояние действующего правового регулирования в основе своей имеет издержки в определении содержательной стороны экономических преобразований, а также дефекты законодательной деятельности, игнорирование процедурной, процессуальной стороны законотворчества.
Реальным препятствием на пути формирования правовой политики, т ,е . содержательной стороны реформирования, служит , отсутстаие , во-первых, системообразующей цели в виде нормативно закрепленной модели экономического развития; во-вторых, строго ранжированных приоритетов в защите публичного ( общественного) интереса, как рй-зультата трансформации "государственного интереса" в категорию "публичный интерес", в-третьих, механизма поддержания баланса интересов гражданина-общества-государства, иначе говоря .взаимосвязь категорий "публичный и частный интерес", "публичное и частное право".
Неизмеримо возросло значение факторного анализа нуждающихся в правовом регулировании общественных отношений - выделение "точек роста" криминальной активности, полный учет в процессе законотворчества не только субъективных факторов, отождествляемых с достижением желаемых для законодателей целей, но и объективной реальности, соотнесение законодательных моделей с потребностями общественного развития. Остановимся на организационно-процессуальной сторо не законотворчества, игнорирующего, как показывает право приме ни тельная практика, криминологические последствия принимаемых решений.
Неоднократно на протяжении последних пяти лет в юридической литературе ставится вопрос о необходимости издания в России Закона "о законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации" . Опубликован инициативный проект Федерального закона с аналогичным названием , подготовленный С. В. Полениной, Б . Н .Лазаревым, Р.З.Лившицем, А.Е.Козловым, Е.К.Глушко^, который, на наш взгляд, крайне необходим в условиях, когда у нас нет "подлинного законотворчества , а есть механически-эмпирическое составление законов с полным пренебрежением к требованиям законодательной техники"^ .
В названном правовом акте авторы пытаются решить сложные дискуссионные вопросы иерархии нормативно-правовых актов, определить технологию ( процедуры) подготовки, принятия и действия нормативно-правовых актов, классифицировать виды правовых актов, раскрыть их основное содержание и иерархию по правовой силе.
В законопроекте определяется нормотворческая компетенция Президента , Правительства, министерств и ведомств, порядок разрешения коллизий Федерального закона и субъектов Федерации. Значительное место уделено формированию иерархически построенной системы законодательства в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, спецификой регулируемых ими общественных отношений. Намечены пути устранения коллизий между законами и подзаконными
Чтобы выйти из состояния насилия и вседоэволенности, России, действительно, необходимо упорядочить нормотворческий процесс, и в этом смысле упомянутый законопроект заслуживает самой горячей поддержки . Вместе с тем нельзя не признать, что безупречный с формально-логической точки зрения закон не всегда может оказать ожидаемое позитивное воздействие на общественную жизнь, если он в терминологии сторонников концепции нового правопонимания является "неправовым"^ , а с позиции криминологии не учитывает появление не-
^ См . : Казмин И . Ф . , Поленина С . В . , Закон о законах , проблемы издания и содержания. //Сов. государство и право, 1989, Ы 12. С.39.
"' Государство и право, 1995, Н 3. С.57.
^ А. Д .Керимов Закон в переходный период: опыт современной России ( "круглый стол" журнала ) // Государство и право , 1995,^ 10. С. 46.
^ см.: Пульс реформ. - М, 1989. С.36; Общая теория государства и права.- Н, 1994. С.63,84; Право и власть. - М,1989. С.7.
желательных для общества побочных явлений, способных не только снизить регулятивный потенциал, но и скомпрометировать заложенную в законе цель.
Из множества неверных экономических решений перестрое ч ног о времени остановимся на первом "рыночном" законе "О кооперации", на самом деле послужившим лишь прикрытием для реанимации наемного труда. Дефекты законодательной модели кооперации в российском исполнении, резко контрастирующей с историческими аналогами и современными западными образцами, не позволили России вступить в Международный кооперативный альянс. Не касаясь сути отступлений от общепринятых стандартов кооперации, ограничимся перечислением наиболее значимых криминологических последствий, очевидных уже в момент обсуждения законопроекта, но проигнорированных законодателем.
1 ) Закон о кооперации - первый в постсоциалистический период предоставил возможность для легализации преступно нажитых средств. Держатели теневого капитала, не имеющие намерения заниматься хозяйственной деятельностью, с одной стороны создавали "кооперативы-однодневки" и тут же их прикрывали, а с другой - вкладывали средства в созданные не ими кооперативы, обеспечивая последним защиту от рэкета, а себе - приумножение вложенного капитала. Как и следовало ожидать, неправедные средства вскоре заработали в нарко-бизнссе, торговле оружием и прочих видах противоправной активности, сулящих небывалую доходность.
2) Привычные к антисоциальным способам поведения, кооперативные дельцы опять же первыми породили феномен "обналичивания" государственных средств, когда по сговору с руководителями государственных предприятий переводили безналичные средства по фиктивным договорам в кооперативы и затем за определенную мзду выдавали денежную наличность. Всего за два года (1989-1990 гг.) кооператорами было обналичено 50 млрд - рублей, примерно столько же, сколько государство потеряло на антиалкогольной кампании^. До сих пор, несмотря на огромные потери, этот вид опасного бизнеса не объявлен преступным.
3) Не встречая никаких препятствий со стороны государства, недобросовестные предприниматели, воспользовавшись несовершенством
^ См. об этом: Казарина А.А. Ретивы ли кооперативы в стремлении пополнить рынок товарами ? Юридическая газета, 1991, Н 1, с. 10.
закона, не предусмотревшего имущественных гарантий ответственности кооператоров перед своими контрагентами, получали в Сбербанке кредиты и не помышляли об их возврате. Нередко по получении кредитов кооперативы тут же ликвидировались. В последующем аналогичными приемами успешно пользовались и малые предприятия, рассматривающие государство в качестве донора.
4) Как правило, кооперативы функционировали не на собственных, а на заемных средствах, в том числе и основных - станках, оборудовании, полученных отчасти безвозмездно от государственных предприятий, отчасти по договорам аренды^. Непрописанная в законодательстве обязанность государственных органов по учету и контролю за возвратом или выкупом государственного имущества привела к его утрате и способствовала созданию неравных стартовых условий различных категорий граждан к возможностям приватизации после принятия 3 июля 1991 г. Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий". Последствия нарушения принципа социальной справедливости при приватизации государственного имущества уже начали себя проявлять в виде требований трудовых коллективов таких гигантов промышленности, как "Норильский никель", "Московский автозавод ЗИЛ" о пересмотре решений о приватизации. Изложенное, как нам кажется, служит достаточным подтверждением целесообразности
криминологической экспертизы как составной части законотворческого
д процесса, на необходимости которой настаивают криминологи .
Упадок доверия к закону вызван просчетами правотворческих органов в оценке не только криминологических последствий, но и Других социально значимых моментов, в том числе психологических факторов: абсолютном игнорировании параметров многовековой русской социальной, национальной системы, нашедшей выражение в основополагающих принципах экономики русской цивилизации. Сам факт тысячелетнего существования российского государства свидетельствует о
^ Согласно данным единовременного обследования кооперативов Госкомстатом СССР ( с &8% выборкой от числа действовавших кооперативов) кооператоры являлись собственниками менее одной десятой части основных средств производства.
^ См., например Есипов В.М. Экономическое здоровье нации: проблемы безопасности // Безопасность и здоровье нации. - М, 1996. С. 1 II. '•
высокоэффективной хозяйственной системе, позволившей обеспечить экономическое освоение огромных территорий, строительство тысяч городов, армию и тыл в борьбе с внешними врагами. Русская экономика развивалась на базовых ценностях русской общины и артели: кол лективизме, обеспечении гармоничной, естественной связи и взаимозависимости между работниками, поддержании духа общности и ответственности перед коллективом, производственной (трудовой) демократии^ местном самоуправлении, традиционном патернализме государства . Эффективный труд мотивировался в ней преимущественно моральными , а не материальными стимулами. Принципам экономики русской цивилизации свойствен взгляд на собственность как на функцию труда , а не капитала. Капиталом являлась производительная часть собственности , направленная на создание материальных благ. Капитал, отдаваемый в рост и используемый для посреднических операций, рассматривался как паразитический. Не заинтересованный в производстве "капитал" сегодня является определяющим фактором стремительного обнищания народа, "бегства капитала за границу", присвоения общегосударственного достояния, растранжиривания природных ресурсов. В результате реформ в руках 10^ населения сосредоточено более половины национального дохода, что никак не согласуется с самобытными особенностями трудовой и хозяйственной мотивации в России. Не следует забывать, что одной из морально-психологических черт характера русского народа является дух нестяжательства, выраженный в отсутствии у значительной части населения стремления к материальному богатству, накопительству, энергичному стяжанию материальных благ. Нелишне в этой связи вспомнить как В. Даль определил богатство, а он, как известно, всегда встраивал понятия в общественный уклад : "Богатство - избыток, излишество" , "У богатого бога тины пива-меду много, да с камнем бы его в воду". "Бога хвалил, Христа величаем, богатого богатину проклинаем"^. Поэтому, как свидетельствует отечественный опыт, попытки реформирования определенной цивилизации рычагами и инструментами другой цивилизации неминуемо ведут к разрушению, катастрофе ^ . Не замечать этого,
^ В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1 - К 1987. С.102.
См. :Синюков В.Н. : Российская правовая система. Введение в обшую теорию . - Саратов , 1994.
значит, сознательно уклоняться от осмысления причин неудачи быстрых реформ.
Вот почему помимо криминологической необходима психологическая экспертиза законопроекта, дающая заключение об оценке социальными группами и показывающая, как вовлечь граждан в реализацию зл-кона.
Наряду с криминологической, психологической экспертизами, необходимо, как нам кажется, заключение специалистов иных отраслей знания. Правильнее было бы говорить о комплексной независимой экс-
включающей в себя в дополнение к нн ч ван-
пертизе законопроектов,
ным финансово-экономическую экспертизу, оценивающую окупаемость идеи (тогда не пришлось бы изобретать налоги, на сбор которых приходится средств больше, чем поступает в бюджет); организационно-экономическую, прогнозирующую возможность реализации закона с помощью управленческих рычагов. На последнее обстоятельство следует обратить особое внимание. Нередко выстраданная обществом уголовно-правовая норма обрекается на бездействие по оплошности законодателя , не озаботившегося необходимостью сквозной ревизии нормативного массива на предмет внесения соответствующих изменений, например, в административное законодательство. Так случилось со ст. 162^ УК РСФСР, установившей ответственность за занятие предпринимательством без лицензии, совершенное в течение года после наложения административного взыскания. При этом административная ответственность установлена не была, чем самым уголовно-правовой запрет был обречен на бездействие.
Другой пример. Мздоимство в современной России по всеобщему признанию приобрело характер национального бедствия. Как отмечалось выше, в числе первоочередных мер борьбы - принятие специального Закона о коррупции. Однако до введения его в действие законодатель явно неудачно пытается восполнить этот пробел в других законодательных актах. В Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации", от 31 июля 1995г. Н Ф 3-119, в ст. II, посвященной ограничениям, связанным с государственной службой, запрещено государственным служащим получать вознаграждения (подарки) от физических и юридических лиц в связи с исполнени-
^ ^ Политика, конечно не пряник, чтобы всем нравиться// Российская газета, 24 авг. 1995.
ем должностных обязанностей под страхом дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Одновременно ст. 575 ГК РФ запрещено дарение подарков, стоимость которых превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, работникам лечебных, воспитательных учреждений, гражданами, находящимися в них на лечении , содержании, воспитании, а также государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Таким образом два нормативных акта в форме Федерального закона, принятые почти одновременно, по-разному регулируют однотипные общественные отношения . Хотя , как представляется , в гражданском кодексе имеется совершенно иная качественная обособленность норм, которая затрудняет реализацию указанного правового запрета по той причине, что гражданское право, регулируя все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, знает один способ воздействия на нарушителей - предъявление иска о признании сделки ничтожной (ст.ст. 166,169 ГК РФ). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Если в первом случае нарушение государственным служащим требований закона влечет применение мер дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности, то во втором за аналогичное правонарушение виновный может поплатиться лишь потерей подарка, к тому же весьма проблематично, что одаривающий сам обратится в суд с подобным иском или по такому же пути пойдет представитель главы администрации.
Если принять во внимание, что уровень латентности коррупции один из самых высоких и выявляется не более 1% этих преступлений^ , то приходится с сожалением констатировать, что вместо настоящей борьбы с опасными преступлениями, создается лишь ее видимость , правовые средства воздействия распыляются в множестве нормативных актов, избирается не самый действенный способ в борьбе с социальным злом. Устранению отмеченных разночтений, поиску оптимальных решений и призвана способствовать организационная экспертиза . в заключение еще раз подчеркнем настоятельную потребность
скорейшего принятия Закона "О законах и иных нормативно-правовых актах" с включением в него положений относительно комплексной независимой экспертизы законопроектов, суть которых изложена выше.
В.Ю, Жадное
^ См. Криминология и организация предупреждения преступле--[ИЙ. - М, 1995. С.43.



ОГЛАВЛЕНИЕ