ОГЛАВЛЕНИЕ

В.Ю. Жаднов
О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПО ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ МВД РОССИИ КАК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
Участниками гражданских правоотношений являются не только отдельные граждане (физические лица), но и создаваемые ими организации, при условии признания их юридическими лицами.
Смысл конструкции юридического лица заключается в создании нового субъекта права ( организации), имущество которого обособлено от имущества его создателей (учредителей,участников). Это делает возможным самостоятельное участие организации в гражданском обороте.
Существующая отечественная система юридических лиц обусловлена переходным ( от централизованно управляемого к рыночному) характером экономики. В ее составе имеются как преобладающие в плановом хозяйстве государственные производственные предприятия, так и организационные формы переходного типа, призванные содействовать развитию рыночных структур, а также начинают преобладать традиционные для рыночной экономики юридические лица (акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества).
Юридические лица могут классифицироваться по различным критериям. Однако в любом случае эти критерии должны иметь юридическое значение, т.е. подразделять соответствующие организации - юридические лица по тем или иным группам в зависимости от особенностей их правового положения. Каждая законченная классификация объектов дает исчерпывающее представление о всех их разновидностях. Поэтому законодательная классификация юридических лиц имеет еще и то важное значение, что исключает появление правосубъектных организаций, не входящих в какое-либо подразделение данной классификации. Иначе говоря, любое юридическое лицо должно отвечать признакам той или иной признаваемой законом группы юридических лиц.
Юридические лица в первую очередь различаются по формам собственности, на которых основывается их хозяйственная деятельность. По характеру деятельности, они разделяются на коммерческие и
некоммерческие. В этой связи статус организаций обычно определяется в способе их финансирования.
Юридические лица различаются и по организационным признакам. Следует выделить простые и сложные юридические лица (их объединения). По порядку образования юридические лица можно подразделять на образуемые добровольно (по воле учредителей) или в распорядительном порядке (по решению собственника ил органов управления).
По правовому положению различаются российские и иностранные юридические лица.
В случаях^ предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) -
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.
Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются согласно ст. 296 и 297 ГК Государство несет субсиди-арную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Кроме, того по решению Правительства Российской Федерации оно может быть реорганизовано или ликвидировано .
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности , хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету . • Из содержания закона следует, что юридическими лицами могут
^ Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Соб-оание законодательства РФ, Н., 1994, ^32. Ст.3301.
быть признаны лишь такие организации, которые обладают следующими признаками: организационным единством; имущественной обособленностью; выступлением в гражданском обороте от своего имени; самостоятельной имущественной ответственностью.
Конструкция юридического лица - один из важнейших правовых способов организации хозяйственной деятельности - Юридически самостоятельные , имущественно обособленные организации составляют основную, экономически преобладающую массу участников современных товарно-денежных отношений.^
Всеми указанными выше признаками формально обладают Региональные управления по организованной преступности МВД России -
Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации^ и его подразделения действуют на основании Положения о Главке и его подразделениях.
В ранее действующем (до марта 1996 года) Положении - гуоп, РУОП являлись юридическими лицами, имели текущий, расчетный и валютный счета в банках, печать с изображением Герба Российской Федерации .
Во вновь принятом Положении о ГУОП МВД России это не определено, что является спорным на этапе создания единой централизованной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью в структуре МВД России.
Вместе с тем, в Положении закреплены задачи, функции, руководящие органы подразделений по организованной преступности, а также их организационная структура и должностные лица, являющиеся органом юридического лица.
Полагаем, организационная структура ГУОП как юридического лица вне сомнения связана с его организационной структурой как органа управления. Однако тождества между ними быть не может.
Таким образом, организационная структура ГУОП МВД России как органа управления - это аппарат Главка и подчиненные ему подразделения. Она должна включать в себя как подразделения, являющиеся самостоятельными субъектами гражданского права - юридическими ли-
"• Гражданское право. Учебник в 2-х томах. Том 1. - Изд. ЕЕК. М., 1994. С.68. ^ Далее - "РУОП". ^ Далее - "ГУОП".
цани (например, региональные управления по организованной преступности, управления по организованной преступности^ ), так и подразделения, не обладающие гражданской правосубъектностью (например, специальные отряды быстрого реагирования ГУОП, РУОП, УОП) -
Кроме того, в разрабатываемое Положение о РУОП необходимо включить положение подтверждающее его правовой статус со следующем содержанием: "РУОП является юридическим лицом^. имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием .другие необходимые для осуществления своей деятельности печа ти, штампы, бланки, текущий, расчетный и иные счета в банках."
в соответствии с Положением финансирование и материально-техническое обеспечение Главного управления и его подразделений осу ществляется из средств МВД России и создаваемых целевых фондов.
На мой взгляд, проекты Положений о РУОП и УОП в вопросах финансирования было бы целесообразней дополнить, что "в качестве ис--т оч ни к ов дополнительного финансирования могут использоваться средства из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также из инебюджетных целевых фондов и иных поступлений в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством."
Закон (ст.48 ГК РФ) не только закрепляет обособленность имущества в качестве признака юридического лица, но и устанавливает меру имущественной обособленности, необходимую для признания организации юридическим лицом. Для организаций, финансируемых из федерального бюджета, мерой имущественной обособленности является наличие у них самостоятельного баланса или смет и обладание их руководителями правами распорядителя кредитов. В полном объеме данное положение относится и к подразделениям по организованной п ре с туп нос т и системы МВД России .
И •1 числа закрепленных за органами внутренних дел денежных средств и материальных объектов необходимых для их выступления в товарно-денежных отношениях имущественный комплекс составляют прежде всего денежные средства. Они периодически поступают из внешнего источника - федерального бюджета. Способ формирования и ис-
'' Далее - "УОП".
^ РУОП приобретает статус юридического лица после утверждения устава и государственной регистрации в порядке, установленном гражданским законодательством.
пользования денежных средств определяет специфику имущественной обособленности органов внутренних дел -
В органах внутренних дел финансирование, которое осуществляется из федерального бюджета на основе утвержденных для них смет называется сметно-бюджетным финансированием.
Сне т но-бюджетное финансирование органов внутренних дел - это безвозвратное и и безвозмездное предоставление им на основе самостоятельных смет средств федерального бюджета.
Порядок получения бюджетных средств органами внутренних дел зависит от того, по какому бюджету производится их финансирование. Средства из федерального бюджета органы внутренних дел получают путем открытия им кредитов на бюджетные счета в учреждениях специализированных банков.
Кредиты по федеральному бюджету открываются Министерству внутренних дел Российской Федерации. Главным распорядителем кредитов является Министр внутренних дел Российской Федерации' .
На основе расходного расписания главный распорядитель кредитов (Министр внутренних дел Российской Федерации ) приобретает пол помочи я распорядителя выделенными ему денежными средствами, распределения полученных кредитов между подведомственными органами. Распределение кредитов осуществляется по бюджетным поручениям, содержащим приказ о списании со счета МВД России определенных сумм бюджетных средств и зачисления их на счет соответствующего МВД, ГУВД, УВД, РУОП субъектов Российской Федерации.
Министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД, РУОП субъектов Российской Федерации являются нижестоящими распорядителями кредитов с правом распределения выделенных ассигнований между органами'' .
в системе распорядителей кредитов начальники РУОП относятся к нижестоящим распорядителям кредитов без права перераспределения бюджетного ассигнования. Они получают средства только для непос-
' См.: Волошин Н.П., Соколова Е.Д., Чуб Г.П. Организация хозяйственной и финансовой деятельности горрайорганов внутренних
дел. - М., Академия МВД СССР, 1986. С.29.
^
Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. -п. 34,92.
редственного расходования на мероприятия своего подразделения, Для них "распоряжение кредитами" состоит лишь в праве расходовать выделенные по сметам денежные средства в своих интересах.
В соответствии с действующим законодательством -финансирование милиции осуществляется из государственного бюджета Российской Федерации, бюджетов республик, входящих в состав РФ, а также из внебюджетных целевых фондов и иных поступлений в соответствии с законами Российской Федерации и входящих в состав РФ республик^ .
В этой связи, непоследовательным в финансировании органов внутренних дел является то, что РУОП не являются распорядителями кредитов своих нижестоящих подразделений - управлений по организованной преступности при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, так как денежные средства на их финансирование зачисляются на счет МВД, ГУВД, УВД.
Указанное противоречие целесообразно устранить и пойти по пути перечисления выделенных денежных средств УОП, на счета РУОП.
В настоящее время для достижения эффективных результатов в борьбе с организованными преступными формированиями было бы целесообразней наделять подразделения по организованной преступностью денежными средствами а порядке сметно-бюджетного финансирования и перечислять на их текущий счет. Эти средства периодически поступают из внешнего источника - федерального бюджета.
Таким образом, подразделения по организованной преступности МВД россии по своей природе относились бы к сметным юридическим лицам, финансируемым из государственного бюджета.
В некоторых субъектах Российской Федерации статус РУОП как юридических лиц закреплен в ведомственном нормативном акте. Так, в соответствии с Положением о подразделении - Региональное управление по организованной преступности при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области является самостоятельным специализированным подразделением криминальной милиции при ГУВД Санкт-Петербурга и ленинградской области. Как юридическое лицо РУОП при ГУВД функционирует с 6 апреля 1.993 года. Самостоятельная финансово-хозяйственная деятельность РУОП определена приказом ГУВД г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.93г. Ы 215 и осуществля-
" Закон РСФСР "О милиции' РСФСР, 1991, ^27, с.35.
Ведомости Верховного Совета
ется с 1 июля 1993 года на самостоятельной балансе. С учетом возросшего фактического объема бухгалтерской работы по согласованию с ФПО ОТО ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 августа 1993 года Н 635 в финансовую часть РУОП введено дополнительно 4 единицы должностей бухгалтера (служащих).
Для обеспечения самостоятельного оперативно-технического и тылового обеспечения в РУОП было организовано за счет имеющейся численности оперативного состава вновь образованное структурное подразделение - отдел оперативно-технического и тылового обеспечения, в состав которого входит финансово-плановая часть. Однако, в данном случае начальник финансовой части в существующем статусе не является распорядителем кредитов и не имеет права первой подписи финансовых документов, такими полномочиями может обладать начальник отдела, одновременно являющийся заместителем начальника РУОП.
В условиях перехода РУОП на прямое финансирование из Министерства внутренних дел целесообразно наделить начальника отдела полномочиями заместителя начальника РУОП по тыловому обеспечению.
В состав основных средств горрайорганов внутренних дел не входят транспортные средства, приобретаемые и содержащиеся за счет средств федерального бюджета. Они состоят на балансах автохозяйств МВД, ГУВД, УВД и передаются горрайорганам в пользование, а право оперативного управления сохраняется за автохозяйствами. Напротив, за РУОП закреплено право оперативного управления транспортными средствами, приобретенными за счет федерального бюджета, а обслу -живание должно осуществляться в центральных автохозяйствах, так как денежные средства на это не выделяются. На практике же, эти автомашины не обслуживаются в автохозяйствах, а руководители РУОП вынуждены заключать договоры на техническое обслуживание с автосервисами, используя на эти цели внебюджетные средства. Оценивая сложившееся положение, необходимо устранить соответствующее противоречие и внести изменения в смету финансирования РУОП, предусмотрев затраты на обслуживание автотранспорта.
В большинстве городов, районных центров здания органов внутренних дел находятся на балансах органов государственной власти и местного самоуправления. Следовательно, они не могут быть отнесены к основным средствам органов внутренних дел. Не входят в состав основных средств органов внутренних дел здания, сооружения и другое имущество. которое арендовано органами внутренних дел у госу-
дарственных и муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц, а также имущество, находящееся на балансах самостоятельных подразделений органов внутренних дел - В число этих органов внутренних дел должны входить и самостоятельные специализированные подразделения по организованной преступности, так как возникают судебные споры по этим вопросам. Например, в связи с созданием Восточно-Сибирского регионального управления по организованной преступности (далее РУОП) в г. Иркутске, распоряжением администрации Иркутской области Ы 1086-13 от 01.10.93 года на баланс ^УОП было передано здание общежития Иркутского кооперативного техникума по ул. Байкальская 129. Однако в ходе арбитражного рассмотрения искового заявления решение администрации области было признано незаконным . Поэтому РУОП был вынужден заключить договор аренды с Обл-потребсоюзом на пользование данным зданием.
В течении 1994-95 годов МВД России финансировало РУОП только по смете расходов "заработная плата", в следствии этого систематически возникали задержки по оплате аренды здания. В феврале 1995 года руководство облпотребсоюза обратилось с иском в Иркутский арбитражный суд о расторжении договора аренда. Решением арбитражного суда от 01.03.95 года был наложен арест на расчетный счет рУОП, а 05.04.95 года был расторгнут в судебном порядке договор аренды -Находившиеся в этом здании РУОП, следственный отдел УВД и следственное управление прокуратуры Иркутской области, далее не имели правовых оснований выполнять свои служебные обязанности в своих рабочих кабинетах. Из вышеизложенного следует, что необходимо решение вопроса о передаче на баланс РУОП указанного здания.
На наш взгляд, в целях правового регулирования этого вопроса необходимо принять нормативный акт на уровне Правительства ими Президента Российской Федерации - о передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение МВД России арендуемых зданий, сооружений и помещений.
Самостоятельная имущественная ответствеяность органов внутренних дел - следствие их имущественной обособленности. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (п.З ст. 126 ГК РФ).
Как и всякое юридическое лицо указанные органы внутренних дел обладают правоспособностью и дееспособностью.
Гражданская правоспособность органов внутренних дел заключается в способности иметь право пользования закрепленным за ним имуществом, способности распоряжаться денежными средствами на приобретение определенного имущества (инвентаря, канцелярских принадлежностей и др. ), на оплату хозяйственных услуг и другое. Законодательство признает за органами внутренних дел право в пределах сметы заключать сделки и договоры, указывая круг хозяйственных операций, которые они могут производить.
Гражданская правоспособность органов внутренних дел носит специальный характер. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п.1 ст.49 ГК РФ), то есть может иметь лишь такие гражданские права и обязанности, а следовательно и совершать лишь такие хозяйственные операции, которые необходимы для выполнения возложенных на них задач и соответствуют установленным целям их деятельности. Сделки, совершенные юридическим лицом, выходящие за пределы его правоспособности, являются недействительными (ст. 173 ГК РФ).
Однако, принцип специальной правоспособности не означает, что права и обязанности, которые может приобретать юридическое лицо, ограничены исчерпывающим образом. Организация может совершать самые разнообразные сделки, но при условии, если эти сделки не противоречат основной деятельности организации, диктуются целью этой организации, определенной в его учредительных документах ( положении ).
В связи с изложенным нельзя не отметить, что существующие уставы (положения) различных государственных организаций недостаточно четко формулируют цели их деятельности.^ В связи с этим, некоторыми исследователями были предприняты попытки определения цели деятельности той или иной организации
^ " См . : Барабашева Н . С . Правовой статус вузов . -МГУ, М ., 1979. С.18; Бачило И.Л. Функции органов управления. С.88.
' ^ См . : Якушев В . С . Юридическая личность государственного производственного предприятия. - Свердловск, 1973. С.152-161; По-лонскиИ Э.Г. Право оперативного управления государстненным имуществом. - М., 1980. С.93; Цепин А.И- Пятаков А.В. Трудовое право и трудовой коллектив. - М., 1986. С.27.
Цель деятельности органов внутренних дел ножно определить на основе анализа, стоящих перед ними задач. В основных задачах деятельности соответствующих организаций и конкретизируются их цели -Поэтому, выполнение задач органами внутренних дел, я&ляется достижение их высшей цели.
Большая Советская энциклопедия определяет задачу как поставленную цепь, которую стремятся достигнуть - Д.А.Ковачев считает, что "по своей сущности задачи государственного органа, суть цели достижения которых он призван добиваться всей своей деятельностью""'". "Задачи указывают... цели, ради которых создается ор-ган"^, - пишет В.С.Пронина."Госорган, как субъект гражданского права, как юридическое лицо гражданского права также должен обладать известной степенью самостоятельности задач (целей) . . .", писал А . В . Венедиктов .
Оперативно-хозяйственные задачи РУОП как юридических лиц направлены на материально-техническое обеспечение органа управления . Именно этими задачами определяется специальный характеру ио-держание и объем гражданской правоспособности органов внутренних дел - Как пишет А. В. Мицкевич , правоспособность бюджетного юридического лица "определяется не всеми задачами, а лишь задачами оперативно-хозяйственными, которые для организации являются вспомогательными . Однако объем хозяйственных операций организации ограничен именно этими задачами" .Организационное единство и имущественная обособленность являются предпосылками самостоятельного выступления Главка и его подразделений в гражданском обороте.
По мнению О .А .Красавчикова, гражданский оборот - это совокупность гражданских имущественных правоотношений (обязательств), опосредующих материальные (производственные) отношения людей в процессе обращения (распределения, обмена) материальных благ^ .
''• Большая Советская Энциклопедия. - 3 издание.Т.9. С.277. ' ^ Ковачев Д .А. Функция, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа . С . 43 .
^ ^ Пронина В. С. Конституционный статус органов межотраслевого управления . С . 59 .
^ См.: Красавчиков О.А. Советская наука гражданского права (понятие, предмет, состав и система). Свердловский юридический институт. Свердловск, 1961. С.299-302.
С положением О. А. Красавчикова о том, что гражданский оборот -дто совокупность имущественных правоотношений, соглашается и С.Н.Вратусь' ^ .
Органы внутренних дел вступают в гражданский оборот с целью обеспечить материально-техническую базу выполнения своих основных задач. В соответствии с этим органам внутренних дел устанавливается объем гражданской правоспособности общий для всех бюджетных юридических лиц: бюджетные организации совершают сделки, направленные на выполнение только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с их деятельностью или являются необходимыми для выполнения возложенных на них задач.
В настоящее время, подразделения по организованной преступности МВД России заключают договоры безвозмездного пользования имуществом, подряда, купли-продажи, на снабжение электрической, тепловой энергией и газом, на пользование коммунальным водопроводом и другие договоры, направленные на создание материальных предпосылок деятельности рассматриваемых подразделений.
Выступление в гражданском обороте обеспечивается наделением органов внутренних дел, как и любого юридического лица, особым юридическим свойством - дееспособностью. Дееспособность юридического лица - это способность организации своими действиями приобретать для себя права и создавать обязанности.
Органы внутренних дел, имеющие признаки юридических лиц, выступают в гражданском обороте через свои органы или при помощи представителей.
Органы юридического лица - это возглавляющие его структурные подразделения, которые вправе осуществлять гражданскую право и дееспособность юридического лица в полном объеме; выступая в его интересах, совершать все предусмотренные законом действия юридического лица.
Органом МВД, ГУВД, УВД, РУОП и горрайорганов как юридических лиц является начальник этих органов внутренних дел. Он вправе действовать в полном объеме принадлежащей органу внутренних дел гражданской правоспособности. В самом общем виде имущественная обособленность Главка и его
^ см.: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. - Госюриздат, М., 1963. С.69.
подразделений выражается в наличии у него материально-финансовой базы, состоящей из определенных материальных объектов, а также денежных средств.
Имущество подразделений является государственной или муниципальной собственностью. Оно состоит в их оперативном управлении, которое заключается в правах владения, пользовании и распоряжении имуществом в пределах, установленных законом и назначением имущества^ " .
Для права оперативного управления характерна тесная взаимосвязь с обязанностями ГУОП, РУОП. Каждое из правомочий, входящих в право оперативного управления, содержит одновременно определенный элемент обязанности указанных подразделений перед государством. Подразделения по организованной преступности МВД России, приобретая право владения имуществом, вместе с тем обязываются тщательно учитывать все материальные ценности, строго соблюдать правила хранения и т . д . Право пользования , означающее возможность извлечения выгод, использования полезных свойств, эксплуатации материальных объектов одновременно налагает на подразделения по организованной преступности обязанность использовать имущество наиболее эффективно , в строгом соответствии с его назначением.
Право распоряжения, предоставляющее возможность совершать действия, направленные на изменение юридической принадлежности имущества, означает одновременно обязанность распоряжаться имуществом определенным образом.
В целях эффективного правового регулирования подразделений по организованной преступности системы МВД России в гражданском обороте представляется целесообразным включить во вновь разрабатываемое , Положение о РУОП норму о правомочиях начальников этих органов внутренних дел как юридических лиц.
На ной взгляд, придание статуса юридического лица структурным подразделениям по организованной преступности МВД России положительно скажется на решении их повседневных задач.
См.: Быков А.Г., Суханов Е.А. Правовые формы реализации права государственной собственности. - Вестник МГУ, 1987, М5. С .25.



ОГЛАВЛЕНИЕ