ОГЛАВЛЕНИЕ

Л. Л. Каневский, доктор юридических наук, профессор
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ИЕСОВЕРШЕНИОЯЕГНИХ (по машериалан Республики Башкортостан)
В последние годы в Республике Башкортостан приняты определенные меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений как среди взрослых антиобщественных элементов, так и среди несовершеннолетних.
Важное значение в организации воспитательно-профилактической работы сыграли Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан от 31 марта 1993 г. "О мерах по борьбе с преступностью в Республике Башкортостан" и утвержденная Верховным Советом "Программа борьбы с преступностью в РБ" на 1993-1995 г.г.. Пакет Указов ЛВС РБ от 21 сентября 1993 г. о мерах по борьбе с наркоманией, алкоголизмом и иными правонарушениями.
1 Благодаря совместным усилиям сотрудников правоохранительных органов, педагогических коллективов образовательных учреждений, органов исполнительной власти и общественности по реализации указанных нормативных актов в последние два года преступность среди несовершеннолетних снизилась, а в 1995 г. по сравнению с 1994 г. снизилось и количество тяжких преступлений среди рассматриваемого контингента лиц.
Однако более глубокий анализ преступности среди несовершеннолетних показывает, что по сравнению с началом 90-х г.г. преступность среди несовершеннолетних в настоящее время остается высокой, и, прежде всего, среди учащихся школ и профессионально-технических учебных заведений. В 1995 г.г. ими совершено 42,7% из числа всех преступлений, совершенных несовершеннолетними; увеличилось количество групповых преступлений.
Особую тревогу вызывает значительное количество общественно опасных деяний, совершенных учащимися, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Ежегодно выявляется до 2-2,5 тыс. таких подростков. Это резерв не только подростковой, но и рецидивной преступности. Исследования показывают, что половина рецидивистов первое преступление совершили в возрасте до 18 лет.
Группы криминального риска составляют около 8-9 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, находящихся на учете в отделах по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних (ОПППН) органов внутренних дел •
Надо сказать, что смертность среди несовершеннолетних правонарушителей в 10 раз выше, чем среди законопослушных подростков. За последние четыре года в 2,5 раза увеличилось число молодых людей в возрасте до 19 лет, которые окончили жизнь самоубийством.
Характерная особенность современной преступности несовершеннолетних - возрастание доли преступлений, совершаемых с проявлением жестокости, садизма, издевательства над личностью потерпевших. Нередко и половые преступления несовершеннолетних, совершаемые в группах, в своей основе имеют не только сексуальные побуждения, но и цинизм, жестокость, агрессивность .
На фоне обострившейся криминогенной ситуации в стране существует крайняя необходимость дальнейшего совершенствования и качественного улучшения ранней профилактики подростковой преступности как резерва общей преступности, и прежде всего - создания прочной законодательной базы, направленной на предупреждение всяких правонарушений среди несовершеннолетних.
Нравственное и правовое воспитание начинается в семье, продолжается в дошкольных детских учреждениях и в школе. Думается, что именно на родителях лежит первейшая ответственность за правильное нравственное воспитание ребенка, подготовку его к трудовой деятельности.
Как же этот важнейший, на наш взгляд, вопрос решается в Конституциях РБ 1993 г. и Конституции РФ 1993 г. ? Думается, не лучшим образом. В ч. Зет. 47 Конституции РБ указано: "Забота о детях, их воспитание, содержание - равное право и обязанность родителей". Такое же положение зафиксировано в ч. 2 ст.38 Конституции РФ 1993 г. за исключением обязанности родителей по содержанию детей.
Как видно, в этих статьях ничего не сказано об обязанности родителей по подготовке своих детей к общественно полезному труду, хогя данный вопрос всегда имел актуальное значение, особенно сейчас , когда многие подростки бросают школу, не стремятся овладеть ка^ой-либо профессией , не желают трудиться .
В Конституции РБ не зафиксирована важнейшая обязанность родителей, направленная на выработку у детей патриотизма, чувства люб-
ви к Родине, на воспитание у них высоких нравственных качеств. Между тем эта обязанность родителей вытекает из положения ст. 67 Конституции РБ, в которой записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РБ, Этим, прежде всего, должны заниматься родители.
Обращает на себя внимание, что как в Конституции РБ, так и в Конституции РФ статьи, регламентирующие обязанности родителей по отношению к своим детям, перенесены из разделов об обязанностях граждан в главу, регламентирующую права и свободы граждан. В этой связи можно сделать вывод, что законодатель акцентирует внимание граждан не столько на их обязанностях, сколько на их правах.
Думается, что такой подход не совсем правильный. Права и обязанности надо рассматривать в единстве, и отношение законодателя к реализации прав и обязанностей граждан должно быть одинаковым.
Вместе с тем, не все ученые разделяют точку зрения, что в Конституции должна быть зафиксирована обязанность граждан готовить своих детей к трудовой деятельности, объясняя это следующим: во-первых, такая обязанность вытекает из нравственной обязанности родителей воспитывать своих детей, что зафиксировано в Конституции, во-вторых, в цивилизованных странах названная обязанность не предусмотрена конституциями этих стран^.
Переход к рыночным отношениян, предусматривает прежде всего честный и добросовестный труд. А нравственное отношение к труду надо воспитывать с детства и эта обязанность лежит прежде всего на родителях.
То, что в Конституциях некоторых цивилизованных государств не зафиксирована данная обязанность граждан, не значит, что и нам не надо это делать. Наше государство еще не является правовым и цивилизованным. Переходный период, который мы переживаем, будет длиться еще многие годы. И надо, чтобы за это время правовая обязанность граждан готовить своих детей к труду, воспитывать дое-
ными членами общества переросла в нравственную обязанность. Возможно, тогда и не нужно будет в Конституции акцентировать внимание на данных вопросах. В ст. 32 этого же Закона РБ, предусматривающей компетенцию и
^ Молодежная газета РБ 1996. ^24. С.5.
ответственность образовательного учреждения, ни слова не сказано о воспитательных функциях образовательного учреждения и об его ответственности за нравственное воспитание учащихся. В этой связи паедставляется крайне важным внести в этот Закон статью о воспитательных функциях образовательных учреждений и их ответственности, наряду с семьей, за нравственное воспитание учащихся. Наконец, необходимо внести изменения в п.7 ст.19 Закона "Об образовании РБ", в соответствии с которым директор школы за неоднократное нарушение устава школы может отчислить учащегося, достигшего 14-летнего возраста без согласия комиссии по делам несовершеннолетних. А куда пойдет такой подросток, что с ним будет? Сейчас никого это не интересует . Как известно, именно такие ребята пополняют число правонарушителей .
В соответствии с Указом Президента РФ от 6 сентября 1993 г. ^ 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" подтвержден правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних при главах исполнительной власти и возложены на них функции по взаимодействию всех государственных органов и общественности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
К сожалению, комиссии по делам несовершеннолетних в большинстве городов и районов Республик, как и в стране в целом, не выполняют обязанности по координации всей воспитательно-профилактической работы среди рассматриваемого контингента лиц. Такое положение сложилось на местах не из-за того, что председатели комиссий (заместители глав администраций} не желают или не умеют организовывать эту работу, а из-за их занятости другими не менее важными вопросами (здравоохранением, культурой и т.д.). Единственным штатным сотрудником таких комиссий, и то не во всех районах, является ответственный секретарь, который нередко проводит заседания комиссий по делам несовершеннолетних. По существу, многие комиссии превратились сейчас в административные суды, которые лишь успевают рассматривать дела о правонарушениях несовершеннолетних.
Как видно, комиссии по делам несовершеннолетних в существующем ныне составе, исходя из тех средств и возможностей, которыми они располагают, не могут решать возложенные на них задачи по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. В этой связи еще в 1994-1Э95 г.г. на конференциях в Казани, Иркутске ставился вопрос
о целесообразности разработки нового "Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних", так как указание Президента РФ о разработке в трехмесячный срок еще в 1993 году Российского "Положения о комиссии по делан несовершеннолетних" не выполнено.
Отрадно, что, наконец, 7 июля 1995 г. на заседании Комиссии [10 делам несовершеннолетних при Кабинете Министров РБ принято решение о подготовке "Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних РБ" -
Не менее важная задача в области ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних - восстановить правовой статус бывших инспекций по делам несовершеннолетних (ИДН) органов внутренних дел (сейчас это ОПППН), которые проводили огромную работу по предупреждению преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.
Обще признано, что в ИДН те годы, да и сейчас - наиболее авторитетный и эффективно действующий орган в области воспитательно-профилактической работы среди подростков.
И вот в это сложное для страны время МВД РФ издает ряд Приказов, в соответствии с которыми на инспекторов ОПППН возлагаются несвойственные им обязанности по рассмотрению заявлений и сообщений об общественно опасных деяниях, совершенными лицами, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, при этом с соблюдением всех процессуальных норм. Хотя среди инспекторов лиц с юридическим образованием - единицы.
Несомненно, выявление и раскрытие каждого совершенного преступления действенная профилактическая мера, но этим должны заниматься органы, на которые законом возложена данная обязанность, но не ИДН.
Проведенные опросы инспекторов показали, что более половины времени у них уходит на рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных подростками общественно опасных действиях.
Воспитательно-профилактическая работа отодвигается на второй план.
Такого положения допустить ни в коем случае нельзя. Где же выход из создавшейся ситуации? Или нужно добиваться отмены указанных приказов МВД РФ, или же необходимо выделить дополнительные штаты, специально предназначенные для отделов профилактики в целях повышения эффективности воспитательно-профилактической работы среди несовершеннолетних.
- 312 -
И наконец, о правовом воспитании учащихся. Дефекты правовых знаний и представлений особенно ощутимы, когда у несовершеннолетнего искажены нравственные взгляды и ценностные ориентации. В этих случаях правосознание единственный регулятор правомерного поведения, так как оно включает не только знание законов, но и правовые представления, отношение к действующему праву, отношение к исполнению правовых предписаний.
Особую актуальность правовое воспитание приобретает сейчас, когда в школах отсутствует продуманная система нравственного воспитания учащихся.
Наши предложения сводятся к следующим:
1. в школе правовым воспитанием должны заниматься все без исключения учителя, начиная с 1 класса и до окончания школьного образования.
2. Для подготовки учителей для этой важной работы представляется целесообразным ввести во всех университетах и педагогических вузах два спецкурса: "Основы государства и права" и "Основы правового воспитания учащихся", каждый объемом около 40 час.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что профилактика правонарушений несовершеннолетних, вопросы нравственного и правового воспитания подростков - большая и сложная задача , решить которую можно только совместными усилиями школы, семьи, государственных органов и общественности, каждый из которых должен внести в это дело свой достойный вклад.



ОГЛАВЛЕНИЕ