ОГЛАВЛЕНИЕ

А. X. Миндагулов, доктор юридических наук, профессор
НУЖЕН ЛИ ЗАКОН О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ?
Основным направлением в борьбе с преступностью вне всякого сомнения является ее профилактика. Несомненно и то, что профилактика преступлений нуждается в правом регулировании. Вопрос лишь в том, как решить эту проблему: либо путем принятия единого Закона о профилактике преступлений, либо создавая систему законодательных актов, регулирующих различные стороны и направления профилактической деятельности в области борьбы с преступностью. Можно было бы, конечно, систему законодательных актов допол-
нить Законом о профилактике преступлений и такой вариант явился бы идеальным. Однако для принятия любого закона необходимо предельно четко сформулировать предмет и метод правового регулирования, что для профилактики преступлений это, как выяснилось, связано с непреодолимыми трудностями -
Сфера профилактики преступлений настолько разнообразна, в ней сложна переплетаются экономические, политико-правовые, социаль' но-психологические, воспитательные, медицинские и другие аспекты, что трудно, практически невозможна очертить ее ранки. Сказанное убедительно было подтверждено конкретными исследованиями.
Исследовательская задача заключалась в том, чтобы преодолеть трудности, связанные с определением критерия относикости норм к сфере профилактики преступлений.
В качества научной гипотезы было сформулировано положение, что таким критерием должно явиться прямое и непосредственное урегулирование правовой норной деятельности по профилактике преступлений, направленной на выявление и устранение криминогенных факторов . Предполагалось, что в процессе систематизации норм, непосредственно регламентирующих те или иные стороны профилактической деятельности, кожно будет очертить круг вопросов, урегулированных правом, а также выявить круг проблем, требующих дополнительной или более четкой регламентации. С этой целью была осуществлена выборка и обобщение норм, регламентирующих профилактику преступлений. В классифицированные ( систематизированные) перечни норм были включены: а) нормы, содержащиеся в неотмененных законодательных актах бывшего СССР и бывшей РСФСР, б ) нормы, содержащиеся в действующих кодексах РФ; в) нормы, содержащиеся в Федеральных законах РФ; г) нормы, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации; д) нормы, содержащиеся в постановлениях и распоряжениях Правительства РФ; е) нормы, содержащиеся в приказах и других актах МВД РФ и других правоохранительных органов, непосредственно осуществляющих борьбу с преступностью.
Предполагалось далее, что при успешном завершении этого этапа работы, в дальнейшем можно будет приступить к разработке проекта 3'акона РФ о профилактике преступлений. С этой целью предварительно была обозначена структура Закона: 1. Общие положения. II. Объекты профилактики преступлений - III. Субъекты профилактики преступлений . IV. Материально-технические меры профилактики преступлений -
V. Процессуальные меры профилактики преступлений. VI. Организационные меры профилактики преступлений.
Однако на этапе изучения и систематизации норм, регулирующих профилактику преступлений, работа была застопорена по той причине, что практически в каждой отрасли права обнаружилось несметное число норм, которые по избранному критерию должны были относиться к сфере профилактики преступлений. Исследование осуществлено посредством изучения, выборки, обобщения и систематизации действующих правовых норм, относящихся к : а) государственному праву; б) граж-данскону праву; в) трудовому праву; г) административному праву; д) уголовному праву; е) уголовно-процессуальному праву; ж) исправительно-трудовому праву и другим отраслям права.
По сферам регулирования профилактики преступлений было дополнительно произведено изучение, выборка и систематизация норм, регламентирующих : а ) круг субъектов профилактики преступлений; б ) круг объектов профилактик преступлений; в) меры профилактического воздействия; г) меры процессуального характера, в рамках которых может осуществляться профилактика преступлений.
В систематизированный перечень норм, относящихся к профилактике преступлений и других правонарушений, были включены нормы из более ста источников - законов и подзаконных нормативных актов. Дальнейшее продолжение этой работы представлялось бессмысленным. Только по отраслевому признаку в указанный перечень было включено около 3000 норм, выделенных из 26 законов и подзаконных актов, а также 26 законов и подзаконных нормативных актов в полном объеме. По признаку сферы регулирования профилактики преступлений в систематизированный перечень были включены 292 нормы, выделенных из 74 источников - законов и других юридически- актов норнативно-право-вого характера.
что показали результаты исследования?
Основная исследовательская задача - систематизация норм, регламентирующих те или иные стороны профилактической деятельности, не смогла выйти за рамки сугубо утилитарной, узко практической направленности. Ее результаты совершенно не могли служить основой для разработки проекта закона о профилактике преступлений.
Выработанных на первоначальном этапе критерий относимости норм к сфере предупреждения преступлений - прямое и непосредственное урегулирование правовой нормой деятельности по профилактике
преступлений - недостаточно четок. Он не позволяет определить предмет правового регулирования в области предупреждения преступления даже в части организационных и иных социальных связей и отношений по поводу выявления и устранения криминогенных факторов. Поиск других критериев, позволяющих очертить рамки правового регулирования профилактики преступления, оказался также тщетным.
Тем не менее профилактика преступлений остро нуждается в правовой регламентации. Однако профилактика преступлений, и в этом ее особенность, не может быть урегулирована одним законом. Только система законодательных актов способна решить ряд важных проблем повышения эффективности профилактической деятельности в области борьбы с преступностью, а именно: определить основные направления профилактики преступлений; детализировать и разграничить функциональные роли управленческих структур и установить систему взаимосвязей и взаимодействий между ними; расширить и укрепить формы участия общественности в профилактике правонарушений; регламентировать порядок выявления и постановки на учет виц, нуждающихся в профилактическом воздействии; закрепить порядок и систему материального и морального стимулирования сотрудников, занятых в сфере профилактической деятельности; установить способы и порядок использования средств массовой информации в профилактических целях. реально ли эти и целый ряд других вопросов урегулировать одним законом?
В общем плане профилактика преступлений как социально обусловленный трудовой процесс в значительной степени обеспечивается различными отраслями права. Практически нет такой отрасли права, которая не содержала бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. Если бы попытаться собрать воедино все нормы, имеющие связи с профилактической деятельностью, то "новая отрасль права" (условно говоря ) не имела бы аналогов по степени охвата регулируемых ею общественных отношений.
Таким образом, путь решения проблемы правового регулирования профилактики преступлений лежит не на пути принятия единого Закона о профилактике преступлений, а о систематической и весьма кропотливой работе по созданию комплекса (системы) законодательных актов, регулирующих различные направления профилактической деятельности в области борьбы с преступностью.



ОГЛАВЛЕНИЕ