ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ б. ИежДУЯАРОДНО-ПРАВОВОЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Э .А* Иванов
ПОНЯТИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С НЕЙ
Говоря о процессе интернационализации современного нира в связи с теной настоящей статьи, следует выделить несколько факторов, характеризующих этот процесс:
форкирование мирового рынка, для которого характерны тесные экономические связи, взаимные инвестиции;
формирование международных финансовых систем, систем международных расчетов, позволяющих моментально осуществлять сложные финансовые операции, с задействованием банковских учреждений нескольких государств;
формирование мировых систем коммуникаций; развитие технологии контейнерных перевозок;
увеличение масштабов миграции, образование многонациональных мегаполисов;
"прозрачные границы" между государствами в отдельных регионах мира, в частности ЕС, СНГ.
Все эти факторы успешно используются коммерческими структурами для развития и расширения своего бизнеса. Они позволяют использовать различия в уровне экономики и конъюнктуру рынка тех или иных стран - Как, условно говоря, высшая форма развития бизнеса возникают транснациональные корпорации.
Термин "транснациональный", как правило, употребляется для обозначения потоков информации, денег, физических объектов, людей или иных материальных или нематериальных средств через государственные границы, при этом по крайней мере один из субъектов данного процесса не представлен государством. Организованная преступность по сути также представляет собой коммерческую деятельность в целях извлечения прибыли.
Наряду с легальным рынком практически во всех странах существует криминальный рынок товаров и услуг. Он включает как специфические товары и услуги, которых нет на легальном рынке, например
живой товар (торговля людьми) или услуги наемных убийц, так и товары и услуги, предлагаемые легальным рынком, в частности торговля автомобилями. Криминальный рынок не существует обособленно от легального, как полагают некоторые ученые. В определенных секторах он вступает в конкуренций с легальным рынком, используя специфические криминальные возможности. Кроне того, происходит инвестирование в легальную экономику доходов от преступной деятельности (отмывание денег). Криминальный рынок, так же как и легальный, развивается под влиянием всех факторов международной жизни. На определенном этапе развития появляется транснациональная преступность -
Всемирная конференция на уровне министров по организованной транснациональной преступности, проходившая в Неаполе, в ноябре 1994 г. определила транснациональную преступность как "форму коммерческой деятельности , осуществляемую противоправными средствами , с использованием угроз и физической силы, вымогательства, коррупции, шантажа и иных методов принуждения, а также путем привлечения запрещенных товаров и услуг".
Наверное, с учетом других международных документов по этону вопросу можно внести некоторые коррективы и определить транснациональную преступность как коммерческую деятельность криминальных корпораций, осуществляемую на территории нескольких стран противоправными средствами и (или) с привлечением запрещенных товаров и услуг.
Развивая свою деятельность, транснациональные криминальные корпорации играют значительную роль в экономике отдельных стран. Они создают новые рабочие места. в частности, работа крестьян, выращивающих опиумный мак, является более высокооплачиваемой по сравнению с выращиванием других сельскохозяйственных культур. Криминальные деньги увеличивают оборот банковского сектора, их присутствие оказывает значительное влияние на развитие оффшорных зон. Обобщая материалы конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, международных конференций и семинаров, можно выделить следующие наиболее существенные характерные черты транснациональной преступности: постоянное реинвестирование прибыли как в криминальный, так и в легальный бизнес; захват новых рынков; непрерывное совершенствование; жизнестойкость; аффективная система управления. основанная на щедром материальной стимулирова-
368 -
- 369
нии и суровых мерах наказания; опора на стратегические союзы; использование коррупции; сотрудничество с террористическим организациями ; совершение терактов с целью помешать расследованиям, снизить эффективность работы правоохранительных органов.
Следует отметить, что транснациональные криминальные корпорации занимаются лишь наиболее выгодными видами криминального бизнеса .
В международных документах рассматриваются следующие виды деятельности, относящиеся к транснациональной преступности: торговля наркотиками; торговля оружием; торговля ядерными материалами; торговля людьми; контрабанда незаконных мигрантов; оказание услуг по незаконному усыновлению; торговля органами человеческого тела; похищение людей; преступления в финансовой сфере; незаконные торговые операции ; фальшивомонетничество ; контрабанда культурных ценностей; кража и контрабанда автомобилей; вымогательство; эксплуатация проституции; игорный бизнес; отмывание денег.
Инвестируя деньги в легальную экономику, транснациональные криминальные организации, естественно, тоже выбирают наиболее прибыльные сферы: банковский, финансовый, страховой рынок, рынок недвижимости . Проблема криминальных инвестиций существует не только в странах с переходной экономикой. Так, по информации союза немецких криминальных чиновников (BdK) уже в 1992 г. в экономику новых федеральных земель (бывшей ГДР) было инвестировано около 72 миллиардов марок по мафиозным каналам, в основном в банки, сберегательные кассы и страхование.
Транснациональная преступность, занимаясь наиболее доходными видами деятельности, сосредоточивает под своим контролем большие финансовые средства. Вторгаясь на легальный рынок, транснациональные преступные организации благодаря своим финансовым и силовым возможностям имеют определенные конкурентные преимущества и стремятся к установлению контроля над финансовым рынком. Для обеспечения своей деятельности они привлекают высококвалифицированных специалистов в различных областях деятельности, добиваются коррупции государственного аппарата. Происходит проникновение представителей криминальных корпораций в органы исполнительной и даже законодательной власти. Таким образом, транснациональная преступность представляет угрозу национальной безопасности любого государства. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью
имеет достаточно долгую историю. Первый конгресс по уголовной преступности и исправительным учреждениям состоялся в 1846 г. во Франкфурте.
Тем не менее традиционно борьба с преступностью считалась внутренним делом государства. Право уголовно-правовой оценки и наказания преступных действий является одним из важнейших элементов государственного суверенитета. Помимо проблем суверенитета серьезные сложности для сотрудничества в борьбе с преступностью вызывают различия в национальном уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве , вопросы понимания и соблюдения прав человека, соотношение финансового контроля и банковской тайны.
На оперативном уровне, естественно, возникают вопросы секретности, допуска к информации.
Появление и развитие транснациональной преступности поставило под угрозу неотъемлемые права человека на жизнь, собственность, безопасность. Нарастание экономической мощи транснациональных криминальных организаций в ряде стран угрожает и суверенитету государства. Следует отметить, что транснациональные криминальные корпорации учитывают и весьма успешно используют различия в степени эффективности финансового и банковского контроля, правоохранительной системы различных стран, в случае повышения эффективности применяемых превентивных и репрессивных мер деятельность руководящего звена и финансовые операции могут переноситься на территорию Другого государства, однако это не означает уход с рынка вообще. Всеобщая опасность, исходящая от транснациональной преступности, потребовала сотрудничества государств в борьбе с ней на ином, качественном новом уровне.
Впервые вопрос о различных формах транснациональной преступности был рассмотрен на международном уровне в 1975 г. во время Пятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
что может дать международное право для борьбы с транснациональной преступностью? Во-первых, решение вопроса о необходимости сотрудничества государств в этой сфере .Во-вторых, создание базы для сближения внутреннего законодательства.В-третьих, выработку конкретных форм и программ совместных действий.
Международное сотрудничество по борьбе с транснациональной преступностью осуществляется на нескольких уровнях: универсальном,
371 -
региональном и двусторонней.
На универсальном уровне это прежде всего сотрудничество в рамках ООН. С 1955 r. проходят конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Работает Сектор ООН по предупреждению преступности, комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию (орган ЭКОСОС), Программа ООН по международному контролю над наркотиками. Ведется работа неправительственных международных организаций, имеющих консультативный статус при ЭКОСОС. Основные организации так называемой большой четверки: Международная ассоциация уголовного права. Международное общество криминологии. Международное общество социальной защиты, Международный уголовный и пенитенциарный фонд. Организацией взаимодействия между ними занимается Международный Комитет по координации (МКК).
В 1994 г. под эгидой ООН были проведены Международная конференция по предупреждению отнывания денег и использования доходов преступной деятельности и борьбе с ними: глобальный подход. (Кур-майер, Италия, 17-21 июня) и Всемирная конференция на уровне министров по организованной транснациональной преступности. (Неаполь, Италия, 21- 23 ноября).
Разрабатываются и принимаются конвенции ООН, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, резолюции ЭКОСОС.
На региональном уровне большая работа ведется в рамках Совета Европы, в который вступила и Россия.
Вступление России в Совет Европы, видимо, должно привести к более тесному сотрудничеству с европейскими государствами, в том числе и в сфере борьбы с преступностью.
Совет Европы - первая общеевропейская организация; основана 5 мая 1949 г; охватывает все основные вопросы европейского сотрудничества , за исключением вопросов обороны; 39 государств - членов.
Органы Совета Европы - Парламентская Ассамблея, члены которой назначаются национальными парламентами; Комитет Министров, состоящий из министров иностранных дел или их постоянных представителей. Секретариат около 1200 человек. Работает Европейский комитет по проблемам преступности. Европейский комитет по правовому сотрудничеству . Более 350 неправительственных организаций имеют консультативный статус. В ранках Совета Европы осуществляется разработка европейских конвенций и соглашений, проводятся конференции минист-
ров европейских стран по различным отраслям, ведется большая исследовательская работа. За время работы Совета Европы разработано и принято 160 европейских конвенций, в том числе 20 конвенций в сфере уголовного права и борьбы и преступностью. Среди них: Европейская конвенция N 24 о выдаче 1957 г.. Европейская конвенция N 30 о взаимной правовой помощи по уголовный делам 1959 г.. Европейская конвенция Н 141 об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.
Кроме того, разработано и принято 39 резолюций и 42 рекомендации комитета министров по вопросам уголовно-правового блока. Ряд конвенций открыт для подписания и ратификации не только государствами - членами Совета Европы, но и другими государствами. Россия пока не участвует в конвенциях уголовно-правовой сферы.
В содержании конвенций можно условно выделить два блока. Первый направлен на сближение внутреннего законодательства стран-участниц и содержит обязательства по оценке определенных деяний в качестве уголовных преступлений, а также обязательства по включению во внутреннее законодательство уголовно-процессуальных и административных мер, направленных на предупреждение и пресечение определенных видов преступлений. Второй блок предусматривает конкретные формы и процедуры сотрудничества. Как правило международные договоры основываются на принципе взаимности обязательств, поэтому Россия, присоединившись к конвенциям, получит дополнительные возможности для борьбы с международными преступными организациями.
Участие в конвенциях позволяет избежать необходимости подписания большого количества двусторонних межгосударственных соглашений. В то же время представляется целесообразным подписание на базе конвенций межведомственных соглашений, где можно подробно оговорить процедуру сотрудничества, в частности передачи информации.
следует отметить, что конвенции содержат достаточно много условий, позволяющих отказать в той или иной форме сотрудничества при различной уголовно-правовой оценке деяний во внутреннем праве. Поэтому сотрудничество может стать наиболее эффективных только при сближении внутреннего уголовного законодательства.
Между народ но-правовые акты предусматривают конкретные формы сотрудничества. Сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности: обмен информацией; оказание помощи в выявлении основных конмерческих структур, находящихся под влиянием транснациональных
преступных организаций; обмен информацией из судебных материалов; обмен сотрудниками; проведение совместных операций; защита свидетелей путем их перемещения в другие страны.
Сотрудничество в сфере уголовного правосудия: получение свидетельских показаний и заявлений от отдельных лиц: содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований; предоставление судебных документов; проведение розысков и арестов имущества ; обследование объектов и участков местности; предоставление информации и вещественных доказательств; предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые документы.
Сотрудничество в борьбе с "ошмагваниел" доходов от преступной деятельности: замораживание или арест имущества; предотвращение операций с имуществом.
Техническое сошруднычесшво: помощь при проведение реформы действующего законодательства; консультативная помощь; совместные исследовательские проекты; подготовка кадров.
В последнее время на международном уровне рассматривается вопрос о роли средств массовой информации в борьбе в преступностью и терроризмом.
В частности, в резолюции "Террористическая преступная деятельность" Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. (Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г.) говорится, что "государствам следует рассмотреть вопрос о разработке руководящих принципов для средств массовой информации или поощрять добровольное принятие таких принципов в целях недопущения: создания сенсаций и оправдания террористического насилия, распространения стратегической информации о потенциальных целях и распространения тактической информации в тот период, когда продолжаются террористические акты . . . " .
Почему то об этих рекомендациях международных документов во время проведения операций по освобождению заложников чеченских террористов никто не вспомнил.
В рамках Девятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, Египет, 29 апреля - 8 мая 1995 г.) проводился специальный семинар-практикум по средствам массовой информации и предупреждению преступности.
Два основных вопроса семинара: 1) пути эффективного использования СНИ в предупреждении преступности; 2 ) степень ответственности СНИ за содействие распространению преступности и формирование терпимости населения к преступности.
Безусловно, данная проблема требует самостоятельного рассмотрения. Здесь же хотелось бы отметить, что наряду с принимаемыми экономическими, административными мерами необходимо принятие мер информационного воздействия в целях обеспечения борьбы с преступностью .
Имеются несколько наиболее важных направлений.
1) Необходима информация для граждан о том, что такое реально организованная преступность. Если в доме пожар, это нельзя замалчивать, иначе дом сгорит. В то же время нельзя сеять панику - это даст тот же результат, что и молчание. Нужно ставить проблему и ее решать
2) Необходимо формирование в СМИ положительного имиджа сотрудников правоохранительных органов и лиц, способствующих их деятельности .
3 ) Необходимо оказание воздействия на лиц, которые потенциально могут встать на преступный путь.
В заключение скажем о тех документах в области борьбы с трас-национальной преступностью, разработка которых сейчас ведется на международном уровне.
Согласно резолюции Девятого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями изучается вопрос разработки конвенции по борьбе с организованной транснациональной преступностью. Комиссией международного права ведется работа по подготовке проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, в который должен войти и ряд видов деятельности транснациональных криминальных корпораций.
Изучаются вопросы учреждения международного уголовного суда (Рез. Ген. Асе. ООН 44/39 от 4 декабря 1986 г.).
В 1996 г. на сессии комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию планируется создать рабочую группу с целью рассмотрения методов борьбы с транснациональной организованной преступностью, включая возможность разработки кодекса поведения или юридически обязательного договора. Большая аналитическая работа ведется в сфере борьбы с "отмыванием" доходов от преступной
деятельности.
Представляется, что активное участие России в международной сотрудничестве по борьбе с транснациональной преступностью безусловно необходимо и даст положительный эффект для всех стран-участниц .



ОГЛАВЛЕНИЕ