ОГЛАВЛЕНИЕ

Ю.В.Ващенко
ОПЫТ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ ЗА РУБЕЖОМ
Терроризм как социальное явление имеет более глубокую историю, чем его правовое отражение. Это - крайне радикальная и наиболее опасная форма социально-политического экстремизма. Рассмотрение терроризма, как явления, угрожающего не только государственности но и обществу в целом, в отечественной литературе началось лишь с 1990 г., зарубежные же страны столкнулись с проблемой терроризма в начале 60-х гг., что, конечно же, повлияло на степень изученности данного явления. Поэтому при рассмотрения данного явления и его правовой оценке автор в известной мере опирался прежде всего на работы зарубежных ученых.
Необходимо учитывать мировой опыт спецслужб и полиций многих стран мира, который свидетельствует о том, что в их практике существенно изменились методы изучения терроризма. На конференции западногерманских экспертов ( Мюнхен, 1987 г. ) указывалось, что проводившееся ранее накопление фактологического материала дополняется исследованием причин, истоков, механизма развития терроризма. Формальные оценки фактов и споры о квалификации действий террористов ( "группа" или "банда" , простое убийство или государственная измена и т.д.) не вносили ясности в стратегию борьбы с терроризмом. С признанием политических мотивов в действиях террористов наступил следующий этап в изучении этого явления - поиск " наставников" , т. е. установление идеологических и политических корней терроризма. Например, по данным исследователей ФРГ, мотивации действий западногерманских террористов претерпели существенные изменения. Первое поколение террористов имело преимущественно идеологическую направленность деятельности. Для последующих поколений наличие какой-либо идеологии было необходимо лишь для подведения теоретической базы под уже совершенное действие. Для оправдания
своих действий террористы и примыкающие к ним анархистские и лево-экстремистские группировки использовали конфликтные ситуации и проблемы в обществе. В 1981-1983 гг. в ФРГ был опубликован сборник трудов западногерманских специалистов "Анализ терроризма", подготовленный рабочей группой экспертов. В первом томе авторы рассматривали идеологию и стратегию деятельности террористических организаций, во втором были помещены сведения биографического характера на лиц, совершавших террористические акты, в третьей - исследовались процессы, происходящие внутри террористических организаций, в четвертом - приведены материалы социологического опроса различных слоев населения по проблемам терроризма. Данные научных исследований , по существу, определяют структуру аналитической функции, которая становится неотъемлемой частью разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом.
В США, например, уже более 10 лет действует специализированная группа, в задачи которой входит ведение оперативного поиска сигналов о возможной подготовке акций ядерного терроризма. Изучение данной проблемы в России находится на начальной стадии и связывается она с обеспечением безопасности объектов, использующих ядерные установки и расщепляющие материалы. Особо необходимо отметить, что при исследовании современных форм терроризма надо учитывать такой фактор, как заимствование террористами одной страны опыта террористической деятельности в другой стране, не ограничиваясь историческим опытом собственного государства. Терроризм приобрел международный характер, и современным тенденциям развития террористических проявлений в нашей стране следует давать оценку как внутригосударственному, так и международному явлению.
Доказано, что существует организационная и идеологическая связь террористических формирований, действующих на территории бывшего СССР, с зарубежными и международными террористическими объедениями. В частности, самую серьезную опасность представляет стремление ряда зарубежных террористических группировок, в частности сикхских и палестинских, перенести экстремистскую деятельность на территорию России.
В США в течение года появляется более двух тысяч публикаций, которые посвящены терроризму. Государственный департамент США принял Программу помощи в борьбе с терроризмом (Программа АТД). Главная цель этой программы - повысить способность полиции бороться с
угрозой терроризма.
В целом практика Лиги наций и ООН пошла по пути выработки конвенций, отделяющих террористическую деятельность физических лиц и организованных групп от политики террора, проводимой государствами , и представляющих защиту против террористических актов международного характера в силу определенных функций лица или особого положения имущества, в отношении которых совершался террористический акт (II специализированных конвенций и протоколов).
В ст. 1 Конвенции Лиги наций также отмечается, что тернин "террористические акты" распространяется на преступные действия, направленные против государства и имеющие целью или способные терроризировать определенных лиц, группу или публику. Далее в ст.2 дается перечень действий, охватываемых общим понятием терроризма, к которым конвенция относит всякое умышленное действие, направленное против жизни, телесной неприкосновенности или свободы определенных должностных лиц государства, умышленное истребление или повреждение государственного имущества, средств транспорта и т.п.
В Конвенции ОАГ под понятие терроризма подпадают похищения людей, убийства и другие виды посягательства на жизнь и неприкосновенность лиц, которым государство в соответствии с нормами между-нарэдного права обязано предоставлять специальную защиту. В это понятие входят также вымогательства, связанные с данными преступлениями . В резолюции Постоянного совета ОАГ 1970 года похищение людей с целью вымогательства рассматривается как преступление против человечества.
В проекте Единой конвенции ст. 1 называется "Определение преступления международного терроризма". В ней говорится, что преступлением международного терроризма будет признан любой акт насилия или угроза такового индивидом или группой индивидов, независимо от наименования, направленный против систем транспорта или связи, находящихся под международной защитой, в целях устрашения общественности или причинения вреда, или смерти таких лиц либо представителей общественности, которые были схвачены как заложники или другим способом выбраны как объекты террористической акции, или вызвавшие утрату, вред или ущерб местам или собственности, находящихся под международной защитой, в целях подрыва дружественных отношений между государствами либо между гражданами различных государств, или подрыва деятельности в таких международных организаций, или
таких международных транспортных систем и систем связи, или вымогательства уступок от государств, совершаемых внутри государства либо за рубежом. Составом этого преступления охватываются также подготовка к совершению, попытка совершения и соучастие в совершении данного преступления.
В настоящее время нельзя высоко оценить эффективность сотрудничества государств по борьбе с терроризмом, ибо даже по главным направлениям этого сотрудничества как на практике, так и в теории не достигнуто единство взглядов. В названных международных соглашениях имеется целый ряд пробелов и труднопреодолимых в настоящее время недостатков, что ставит под сомнение адекватность данных соглашений потребностям нашего времени. Заинтересованность большинства государств в предотвращении и пресечении террористических актов находится в противоречии с их нежеланием и даже неспособностью осуществлять международное сотрудничество на универсальной основе, выработать общее определение этих актов и создать единый международный механизм и необходимые гарантии борьбы с ним.
Во всех рассмотренных выше конвенциях, соглашениях и проектах дается определение актов терроризма путем перечисления конкретных видов преступлений. Одни и те же акты насилия квалифицируются различными государствами как террористические или как борьба за свободу, а лица, их осуществляющие, рассматриваются как террористы одними государствами и как борцы за свободу - другими. Наиболее разработанные конвенции закрепляли в своих статьях следующие положения :
определение состава преступления, подпадающего под действие соответствующей конвенции, если этот состав был неизвестен национальным законодательствам или имелись различия в его содержании или толковании; *
квалификация преступлений, подпадающих под действие соответствующих конвенций, как уголовных, что повышает степень необратимости наказания за совершенные преступления;
включение в механизм, обеспечивающий неотвратимость наказания, формулы "aut dedere aut jusicare"- "выдай или суди";
обязательство государств-участников соответствующих конвенций принять необходимые меры в национальных законодательствах для обеспечения выполнения своих обязательств. по мнению госдепартамента США, технически согласовать обще-
379 -
приемлемые подходы к определению международного терроризма чрезвычайно сложно, а политически - практически бесперспективно. По мнению английского политолога П.Уилкинсона^ низкий уровень международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и пробелы в соответствующих разделах международного права предопределены тем, что в международном сообществе имеются государства, которые постоянно генерируют и воспроизводят терроризм.
Тем не менее на сегодняшний день международное сотрудничество - необходимое условие успешного противодействия терроризму, усилия отдельных государств в одиночку справиться с рассматриваемым явлением обречены на провал. Несмотря на определенного рода трудности в этой области международного сотрудничества, в настоящее время совместными усилиями ряда государств уже достигнуты определенные договоренности. На их основе уже предпринимаются определенного рода шаги, которые в ближайшее время должны значительно снизить опасность угрозы со стороны терроризма как мировому сообществу в целой, так и каждому государству в отдельности. Ниже приведены наиболее существенные итоги, достигнутые в этой области к настоящему времени.
1) Политические установки по борьбе с рассматриваемыми деяниями включены в итоговые документы встреч участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму. В министерствах иностранных дел стран ЕЭС с 1977 г., учреждены должности специальных послов по борьбе с терроризмом.
2) Определенную роль в деле предупреждения как актов международного, так и внутри государственного терроризма может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 г. Государства подписавшие настоящий документ, взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические взрывчатые вещества (одни из наиболее трудно обнаруживаемых) специальной маркировке длх облегчения их обнаружения в случае их использования при совершении или подготовке террористических актов, что в свою очередь существенно облегчит работу правоохранительных органов по расследованию преступлений террористического характера. В течение трех лет их запасы должны были быть уничтожены, использованы или приведены в негодность. Военные и полицейский запасы ликвидируются в
течение 15 лет.
3) Наиболее важный шаг в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму - создание в 1976 г. системы "Трэви" (борьба с терроризмом, экстремизмом, международным насилием) - координирующего органа в системе общеевропейской безопасности. В его состав входят министры юстиции, МВД, а также других заинтересованных ведомств стран-члйнов ЕЭС. На него возложена обязанность осуществления следующих программ: а) "Трэви- 1" ( борьба с терроризмом);
б) "Трэви- II" (оперативное использование подразделений специального назначения по борьбе с терроризмом, контроль за их подготовкой, помощь в техническом оснащении);
в) "Трэви-111" (проблемы взаимодействия на межгосударственной уровне, оперативный обмен информацией, в области борьбы с международными преступлениями);
г ) "Трэви-IV" (разработка комплексной системы безопасности в связи с отменой пограничного и таможенного контроля на внутренних границах стран-членов ЕЭС);
д ) "Иммиграция" (согласование иммиграционной политики с учетом противодействия терроризму и организованной преступности).
4) Заслуживает внимания высказанная в свое время идея, о создании при ООН особых формирований с целью использования их для освобождения захваченных террористами заложников, а также всех транспортных средств, включая космические, и других объектов, в том числе ядерных.
В конвенциях и проектах не указаны причины международного терроризма. Об этом говорится в докладе специального комитета по международному терроризму 1979 года, где его коренными причинами называются, в частности, неоколониализм, расизм, политика агрессии, иностранная оккупация и их последствия - несправедливость, неравенство, порабощение, угнетение и эксплуатация. Как подчеркивается в докладе, лишь устранение данных причин будет содействовать устранению этого опасного явления из жизни современного общества. Так, весьма наглядным примером, может служить криминальная группа, состоящая из лиц одной из национальностей, имеющей прочные связи со своей преступной зарубежной диаспорой. В подчинении этих групп имеются формирования "боевиков", готовых выполнить любую "заявку" своих руководителей, в том числе в политических целях.
К тому же на стадиях выявления, предупреждения и пресечения не всегда ясны мотивы действий террористов и их конечная цель. Хотя, зарубежные эксперты отмечают учащающиеся случаи совершения политическими группировками уголовных акций с целью достижения в конечном итоге политических целей.
В ООН предпринимались попытки дать определение международному терроризму. Однако из-за сложностей проблемы согласованного решения пока еще не достигнуто. Также имеются расхождения между государствами в определении этого международного политического явления . Потребности организации под эгидой ООН и на базе межгосударственных многосторонних и двусторонних соглашений сотрудничества в борьбе с международным терроризмом обусловливают необходимость научной разработки концепции борьбы с международным терроризмом и разработки конкретной программы и ее реализации.
Т .Арнольд и М .Кеннеди считают, что для правильного понимания терроризма как явления и классификации его в правовом контексте во всех его противоправных проявлениях необходимо ответить на следующие вопросы: почему, кто, где, в чьих интересах ?
Анализ изданных в США, Великобритании и некоторых других странах Запада работ по рассматриваемой проблеме свидетельствует о совпадении мнений в отношении следующих признаков терроризма:
1 ) терроризм заключается в использовании крайних форм насилия или угрозе таким насилием;
2) цели террористического акта выходят за пределы причиняемого им разрушения, причинения телесных повреждений, смерти;
3 ) цели террористического акта достигаются путем психологического воздействия на лиц, не являющихся непосредственными жертвами насилия;
4) жертвы терроризма избираются больше по их символическому, чей действительному значению.
Для определения места и роли специальных служб в противодействии рассматриваемому явлении необходимо выделить наиболее распространенные виды терроризма. Зарубежные юристы в большинстве своем проводят классификацию терроризма на основе цели и мотивов террористической деятельности . Так , П . Уилкинсон выделяет четыре типа терроризма:
1 ) криминальный, который состоит в запланированном использо вании террора в целях получения финансовой или материальной выго-
2 ) психические акты насилия, вызванные политическими убеждениями, мифами, представлениями, порожденные религиозным фанатизмом;
3 ) военный - запугивание противника в вооруженном конфликте всеми доступными средствами;
4 ) политический как систематическое использование насилия и страха для достижения политических целей.
Однако подобный подход не может быть использован как правовая основа противодействия терроризму. Ведь для достижения своих целей террористы совершают самые разнообразные деяния. На сегодняшний день правовая практика классифицирует весь комплекс деяний, используемых террористами по способу совершения каждого конкретного деяния,
Примером такой классификации может служить вариант, предложенный генеральным секретарем Международной ассоциации уголовного права Ш . Еассиуни ( США) : 1 ) похищение людей ; 2 ) захват заложников; 3) направление писем-бомб; 4) поджог; 5) совершение взрывов; ^вооруженное нападение; 7) захват воздушного судна; 8) убийство; 9) ограбление и взлом; 10 ) использование снайперов.
При этом можно отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, приведены лишь способы, получившие наибольшее распространение в практике террористической деятельности. В настоящее время в ряде зарубежных стран уже существуют различные подходы, при помощи которых те или иные противоправные деяния могут классифицироваться как акты терроризма. Приведем некоторые из них - получившие наибольшее распространение.
Согласно принятому в 1984 г. в США Всеобъемлющему закону о контроле. над преступностью к террористическим актам могут относиться преступления, связанные с совершением насильственного действия или действий, опасных для человеческой жизни, которые представляют собой нарушение либо уголовного закона Соединенных Штатов, либо любого из штатов, будучи совершены либо в пределах юрисдикции США, либо любого из штатов. Предположительно они направлены на то, чтобы:
"запугать гражданское население или вынудить его действовать определенным образом"; "повлиять на правительственную политику путем запугивания
383 -
или принуждения";
"отразиться на поведении правительства в результате убийства или похищения".
Определенный интерес с позиций подхода в противодействии рассматриваемому явлению представляет опыт французских законодателей. так, согласно принятому в 1986 г. во Франции Закону о борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность выделено два критерия, согласно которым деяние относится к террористическим:
1) оно должно быть совершено "с целью опасного нарушения общественного порядка путем запугивания или террора";
2) рассматриваемое деяние должно содержать признаки одного или нескольких переччсленных в законе составов преступлений, например, таких, как: умышленное уничтожение общественного и личного имущества граждан опасным для жизни и здоровьяялюдей способом (поджог, взрыв и т.д.), умышленное убийство, захват воздушного судна и другие /всего около тридцати составов/.
Приведенный подход нашел свое дальнейшее воплощение в новом Уголовном кодексе Франции (1992 г.). В статье о терроризме (ст.421-1) дается исчерпывающий перечень тех преступлений, которые при определенных условияя должны квалифицироваться как террористический акт. При этом особо отмечается, что соответствующие преступления должны квалифицироваться как террористические акты, если они совершаются с "целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора". В том случае, если эта цель будет установлена и доказана, преступление из данного перечня квалифицируется как террористический акт, что автоматически влечет за собой весьма существенное повышение санкций. Рассматриваемый подход позволяет не превращать террористический акт в особый, отличный по объективной стороне от других преступлений состав преступления, т.е. отойти от попыток превращения общеуголовных преступлений (со стороны посягающей стороны), в акты политического противления существующему строю, а сам террористический ( общественно - опасный} характер выступает в качестве отягчающего ответственность обстоятельствам и служит основанием усиления наказания.
Различие между двумя рассмотренными подходами в области нормот-ворчества и правоприменения заключается, главным образом, в том, что во французском Законе о борьбе с терроризмом дается перечень
конкретных деяний, могущих квалифицироваться как террористический акт при наличии цели запугивания, тогда как американский Всеобщий закон о контроле над преступностью позволяет при наличии аналогичной цели квалифицировать как террористический акт любое опасное для человеческой жизни насильственное действие, нарушающее уголовный закон. Но в основе конструкции норм лежит один и тог же подход, который исходит из того, что террористическим актом может считаться широкий круг преступлений, предусмотренных уголовным законом, если они совершаются с целью оказанияяустрашающего воздействия на органы власти или население.
Во Франции согласно Закону о борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность 1986 года срок задержания подозреваемого в террористическом акте может быть продлен до 96 ччсов против 48 по другим преступлениям. Так, согласно этому же закону в Уголовно-процессуальный кодекс Франции была введена новая глава (гл.15), которая полностью состоит из статей, регулирующих процессуальные действия по делам о терроризме. Такой подход является предпочтительным с точки зрения юридической техники и существенно упрощает правоприменительную деятельность. Более того, дела по терроризму рассматриваются специальными органами, каковыми являются исправительный суд и суд присяжных Парижа. В этом суде рассматриваются только дела о террористических актах, совершенных во Франции или на ее заморской территории.
Главное своеобразие подхода, использованного в уголовном законе Великобритании заключается в том, что в качестве основного признака виновности в терроризме выделяется причастность к террористической организации. В законодательстве этого государства указываются террористические организации, принадлежность к которым составляет оконченный состав преступления. Кроме того, согласно этому закону, государственный секретарь Великобритании правомочен сократить данный переччнь или объявить запрещенными другие организации, связанные с актами терроризма в Соединенном Королевстве и Северной Ирландии. Антитеррористическое законодательство Великобритании предусматривает уголовную ответственность лиц, входящих в ка кую-либо из запрещенных организаций, устраивающих или помогающих устраивать собрания запрещенных организаций, участвующих в таком
собрании. Уголовный кодекс ФРГ согласно ст. 129-а ("создание террорис-
тических объединений") предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы как за создание самого объединения, так и за участие в объединении, деятельность которого направлена на захват заложников, совершение убийства и других преступлений (всего около 15 составов ). В 1980 г. в Уголовный Кодекс Италии введена ст. 270- (бис) , предусматривающая ответственность лиц, организующих сообщества с конечной целью терроризма и разрушения демократического строя.
Важнейшее значение подобных норм заключается в том, что они позволяют правоохранительным органам зарубежных государств привлекать к уголовной ответственности уже за сам факт принадлежности к преступной организации. А это - необходимое условие привлечения к уголовной ответственности лиц, относящихся к руководящим уровням организованных преступных структур.
В раскрытии многих террористических актов и осуждении совершивших их преступников важное значение имеют нормы об освобождении от наказания или о снижении наказания для членов преступныы организаций, активно сотрудничавших с правоохранительными органами. Так, ст. 268 Уголовного кодекса Франции предусматривает освобождение от наказания за участие в преступной организации лица, до начала судебного преследования разоблачавшего участников организации или преступного соглашения и помогающего судебным властям опознать виновных. Кроме того, предусматривается освобождение от наказания лица, участвовавшего в подготовке или совершении террористического акта при условии, если виновный предупреждает административные или судебные власти о готовящейся преступлении и принимает неры, ччобы помешать его совершению, или когда виновный помогает задержать исполнителей или соучастников совершенного преступления. Как условие полного освобождения от наказания или сокращения его наполовину, данное деяние рассматривается, если Последующие действия террориста дали возможность предупредить террористический акт (ст.422-1 УК Франции) или позволили избежать причинения смерти или увечья потерпевшим (ст.422-2 УК Франции). Появилась впервые данная норна еще в 1986 г. Теперь она закреплена и в УК 1992 г.
В западных правовых системах также должное вникание уделяется вопросам возмещения ущерба лицам, пострадавшим от террористических актов. Закон о предупреждении терроризма, принятый в 1989 году в Великобритании, предусмотрел, что всякое лицо, которое субсидирует
фонд террористической деятельности или склоняет к этому других лиц, независимо от того, оказывается финансовая помощь в обмен на что-то или бескорыстно, виновно в принадлежности к терроризму. В случчях, когда суд признает, что деньги и имущество осужденного были направлены на поддержку терроризма, может быть принято решение об их конфискации.
существовавшая до принятия рассматриваемых законов правовая основа не позволяла правоохранительным органам этих стран принимать своевременные и действенные меры по выявлению, предотвращению и пресечению террористической деятельности.
Законы о борьбе с терроризмом носят в Великобритании, ФРГ, Франции общегосударственный характер. Это рассматривается как необходимое условие их эффективного функционирования.
Представляется целесообразным, с учетом потребностей укрепления правовой основы борьбы с терроризмом на международном уровне создать систему договоров о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Они должны быть заключены, прежде всего, с государстваки регионов наибольшей террористической активности, полезно при подготовке текстов этих договоров полнее учитывать потребности оперативно-следственной деятельности в области борьбы с терроризмом.



ОГЛАВЛЕНИЕ