ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел III. НАКАЗАНИЕ
Глава 9. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
Статья 43. Понятие и цели наказания
1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
1. В части 1 ст. 43 впервые в российском уголовном законодательстве сформулировано понятие наказания. У К 1960 года этого понятия не давал, ограничившись указанием на цели наказания: исправление и перевоспитание осужденных, а также предупреждение преступлений как со стороны осужденных, так и иных лиц. В новом УК наказание определяется путем закрепления следующих четырех признаков: — наказание есть мера государственного принуждения; — оно состоит в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного;
— применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления (этим оно отличается, в частности, от принудительных мер медицинского характера и некоторых других мер государственного принуждения; — назначается по приговору суда.
2. Все отмеченные признаки обусловливают существование еще двух, прямо в новом УК не указанных: назначенное по приговору суда наказание содержит в себе порицание виновного и его деяния со стороны государства. Наказание также порождает судимость, которая, не являясь его признаком, учитывается при назначении наказания за новое преступление.
3. Статья 43 по-новому опреьеляет цели наказания. Ее особенность в том, что она, во-первых, одной из целей наказания впервые называет цель восстановления социальной справедливости; во-вторых, считая еще одной целью наказания предупреждение совершения новых
преступлений, она не разграничивает ее на цель специального предупреждения (удержание от совершения преступлений осужденного) и на цель общего их предупреждения (удержание от совершения преступлений других лиц).
4. Восстановление социальной справедливости предполагает, прежде всего, возможно полное и адекватное восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства. Оно находит выражение и в ресоциализации осужденного, то есть в его адаптации к обществу посредством исправительного воздействия наказания, делающего осужденного нерецидивоопасным. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания должно пониматься в том смысле, который содержится в трактовке принципа справедливости, закрепленной в ст. 6 нового УК.
В соответствии со ст. 6 наказание справедливо, если оно соответствует характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
5. Новый УК в отличие от УК 1960 года не подразделяет цель предупреждения новых преступлений на цели специального и общего предупреждения.
В последние годы в юридической литературе неоднократно высказывалось мнение, согласно которому общее предупреждение не может рассматриваться в качестве одной из целей наказания. Указывалось, в частности, что нельзя оправдать усиление наказания лицу, совершившему преступление, тем, что оно назначается для удержания от совершения преступления других лиц, склонных к преступному способу удовлетворения своих потребностей. Однако нельзя забывать о другом аспекте проблемы: преступления обладают способностью провоцировать совершение преступных действий со стороны других лиц, подают пример преступного способа удовлетворения потребностей. Это свойство оказывает влияние на степень общественной опасности преступления. Оно охватывается или может охватываться сознанием лица, совершившего преступное деяние, поэтому цель общего предупреждения автоматически к объективному вменению не ведет.
Отдавая себе отчет в том, что борьба различных мнений по этому вопросу еще не закончена, авторы нового Уголовного кодекса употребили обобщающую их формулировку.
6. В части 2 ст. 43 цель восстановления социальной справедливости называется в первую очередь, а указание на другие цели наказания предваряется словами «а также». Однако это не значит, что указанная статья считает цель восстановления социальной справедливости основной, а цели исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений дополнительными.
Цель восстановления социальной справедливости может быть достигнута лишь при условии, что лицу, совершившему преступление, назначено такое наказание, которое способно обеспечить выполнение задач исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Иное наказание не могло бы рассматриваться как справедливое.
7. Наказание не имеет цели причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства. Хотя в ст. 43 об этом специально сказано, такое указание содержится в ст. 7 УК, определяющей принцип гуманизма российского уголовного права. Ее содержание находится в полном соответствии с международно-правовыми актами (ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод) и Конституцией Российской Федерации, которая в ст. 21 устанавливает, что «никто недолжен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
Статья 44. Виды наказаний
Видами наказаний являются: а.) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; и) смертная казнь.
.1. По сравнению с ранее действовавшим уголовным кодексом новый УК внес существенные изменения в перечень видов наказаний.
К исключенным из нашего законодательства еще в 1993 году ссылки и высылки новый УК добавил увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред и общественное порицание. Наряду с этим новый УК вводит новые виды наказаний: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы^ арест, пожизненное лишение свободы. В перечень видов наказаний включена и смертная казнь, которая в ранее действовавшем УК
как мера наказания, имеющая исключительный и временный характер, в такой перечень не включалась.
2. В перечне видов наказаний в должной мере реализованы сформулированные в Общей части нового Уголовного кодекса принципы гуманизма и справедливости. Предусмотренные в нем виды наказаний не носят жестокого и бесчеловечного характера, не унижают достоинства лица, совершившего преступление. В то же время они открывают широкие возможности для назначения преступнику действительно справедливого наказания, то есть такого наказания, которое согласно ст. 6 нового Уголовного кодекса соответствует тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Предусмотренный перечень видов наказаний находится в полном соответствии с еще одним принципом российского уголовного законодательства — принципом экономного использования карательных средств при наказании преступников. Этот принцип прямо в новом УК не сформулирован, но он вытекает из содержания всей совокупности составляющих его правовых норм.
Он нашел выражение, в частности, в увеличении по сравнению с ранее действовавшим уголовным кодексом видов наказаний, не связанных с лишением свободы. В их числе наказания, отличительной особенностью которых является главным образом та или иная степень ограничения свободы как альтернатива ее лишению.
3. В связи с резким сокращением составов преступлений, за которые ранее могла применяться смертная казнь, а также в качестве альтернативы этому наказанию, в перечень видов наказаний введено пожизненное лишение свободы. Хотя этот вид наказаний должен быть отнесен к числу наиболее суровых, в известном смысле он должен рассматриваться и в качестве гуманной меры уголовной ответственности: введение пожизненного лишения свободы позволит сократить количество случаев применения смертной казни.
4. На экономию карательных средств направлен и новый порядок расположения видов наказаний. Если в перечне, содержащемся в УК 1960 года, они располагались от наиболее строгого к менее строгому, то в новом УК их перечисление идет в прямо противоположном порядке — от менее строго к более строгому. В таком же порядке они предусматриваются и в санкциях статей, устанавливающих ответственность за конкретные преступления. Эти особенности нового УК, как и отсутствие в нем норм с абсолютно определенными санкциями (соответствующие предложения некоторых ведомств не было приняты разработчиками), ориентирует суды на назначение лицам, совершившим нетяжкие преступления, по возможности более мягких наказаний.
5. Вместе с тем следует отметить, что перечень видов наказаний оставляет широкие возможности и для применения строгих мер уголовной ответственности. Они должны применяться прежде всего к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. Есть и такие наказания, которые носят весьма суровый характер. К ним следует отнести, в частности, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертную казнь. Принцип справедливости, то есть соответствия наказания тяжести преступления, обстоятельствам дела и личности виновного, выдерживается новым Уголовным кодексом в полном объеме.
Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний
1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смерт* над казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.
2. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
3. Лишение специального, воинского или почетного' звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.
1. Смысл деления наказаний на основные и дополнительные и правил их применения состоит в том, чтобы создать наилучшие условия для достижения целей наказания. Такое деление открывает дополнительные возможности не только для восстановления социальной справедливости, но и для исправления осужденного, а также для предупреждения совершения им новых преступлений. Так, например, назначение в качестве наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью лишает осужденного фактической возможности совершить преступление, связанное с характером его работы или рядом профессиональных занятий.
2. Основными УК признает те виды наказаний, которые могут назначаться только как самостоятельные. Они не могут присоединяться к другим видам наказаний, не могут сочетаться друг с другом.
Основные виды наказаний всегда прямо указаны в санкциях статей) устанавливающих ответственность за конкретные преступления. Хотя в них могут быть предусмотрены два и более видов основных наказаний, суд вправе выбрать только одно. Не указанный в санкции основной вид наказания может быть назначен судом только в прямо предусмотренных случаях — назначении более мягкого наказания, чем
предусмотрено за данное преступление (ст. 64), замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания <ст. 80), освобождение военнослужащего от наказания в связи с болезнью (ч. Зет. 81), помиловании (ст. 85). Основные виды наказаний перечислены в ч. 1 ст. 45.
3. Дополнительными закон признает те виды наказаний, которые могут назначаться лишь в сочетании с основным видом наказаний. К ним относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества.
4. Два вида наказаний — штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут, согласно ч. 2 ст. 45, применяться в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Как основные эти виды наказаний применяются только в тех случаях, когда прямо указаны в санкциях статей, устанавливающих ответственность за конкретные преступления. При выполнении ими функции основного вида наказаний к ним могут быть присоединены дополнительные виды наказаний. В качестве дополнительных они выступают в тех случаях, когда присоединяются к основным видам наказаний.
5. Если в качестве основного может быть назначено только одно наказание, то в качестве дополнительных — либо одно либо несколько различных видов наказаний.
Статья 46. Штраф
1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере зараоотной платы или иного дохода осужденного.за определенный период.
2. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года.
3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного.
4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соотве^ ствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соответственно размеру назначенного штрафа в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для этих видов наказаний.
1. У К по новому сформулировал правила определения размера штрафа. Если ранее штраф назначался в виде суммы, соответствующей количеству минимальных месячных размеров оплаты труда, либо в виде суммы, исчисляемой из кратного размера причиненного ущерба, то по новому УК и в первом и во втором правиле определения размера штрафа за исходное берется только доход осужденного. Первое правило повторяет ранее действовавший способ определения размера в виде суммы, соответствующей определенному количеству минимальных размеров оплаты труда. Второе же предусматривает — определение штрафа в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного.
2. По новому Уголовному кодексу значительно увеличены возможные размеры штрафа по сравнению с теми, которые были установлены УК 1960 года (от одной второй минимального размера оплаты труда до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо в размере до пятидесятикратной суммы причиненного ущерба). По этой причине новый Уголовный кодекс отказался от правила, закрепленного в ранее действовавшем УК, которое позволяло в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, устанавливать за отдельные преступления и более высокие размеры штрафа, чем те, которые определены в Общей части Уголовного кодекса.
3. Принципиально важным является указание на то, что размер штрафа определяется судом с учетом не только тяжести совершенного преступления, но и имущественного положения осужденного. Оно принимает во внимание происшедшую в последние годы глубокую дифференциацию общества по имущественному признаку, без учета которой наказание в виде штрафа не в состоянии обеспечить восстановление социальной справедливости и других целей наказания.
4. Новый Уголовный кодекс установил правовую норму, в соответствии с которой штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, если в статьях Особенной части УК он предусмотрен как дополнительное наказание за соответствующее преступление. Анализ санкций статей Особенной части УК приводит к выводу, что законодатель считает целесообразным применение штрафа в качестве дополнительного наказания главным образом для установления наряду с личной и еще имущественной ответственности за корыстные преступления.
5. Предусмотрено новое правило замены штрафа другим наказанием. В случае злостного уклонения от его уплаты, он может быть заменен нетолько исправительными работами, как это предусматривалось ранее, но и обязательными работами и арестом. Расширение возможности замены штрафа другими видами наказания явилось следствием увеличения в нашем законодательстве количества видов наказаний, не связанных с лишением свободы.
Статья 47. Лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью
1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливаетсяяна срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяяев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. В случае назначения этого вида наказанияяв качестве дополнительного к обязательным работам^ исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
1. Новый Уголовный кодекс более удачно, чем ранее действовавший, определил основания применения этого вида наказания. Он считает основанием его применения невозможность сохранения за лицом, совершившим преступление, права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Вывод о такой невозможности должен вытекать из обстоятельств, характеризующих как совершенное преступление, так и личность виновного. Представление о невозможности сохранения за лицом этого права, опирающееся лишь на данные о характере совершенного преступления (УК 1960 года предписывал пользоваться при решении вопроса лишь этим критерием) без уччта особенностей личности виновного, может привести к грубым ошибкам при применении указанного вида наказания. К тому же оно не соответствовало бы требованиям общих начал назначения наказания (см. ст. 60).
2. Обращает на себя внимание указание, содержащееся в ч. 1 ст. 47 согласно которому лишение права занимать определенную должность может применяться к лицам, находящимся на службе лишь в государственных организациях и органах местного самоуправления. Это значит, что к лицам, занимающим должности в других организациях, этот вид наказания применяться не может. УК исходит из того, что вопрос о том, кто может работать и на каких должностях в коммерческих организациях, а также в некоммерческих организациях, не являющихся государственными или муниципальными, должен решаться соответствующими руководителями или руководящими органами. Правда, вопреки этому ст. 202 УК допускает применение этого вида наказания к частным нотариусам и частным аудиторам) но исключение связано с тем) что многие их функции аналогичны функциям одноименных должностных лиц.
3. В соответствии с ч. Зет. 47 лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда оно не указано в статьях Особенной части УК в качестве вида наказания за соответствующие преступления. Объясняется это тем, что этот вид наказания в отличие от штрафа преследует в первую очередь цель преждупреждения новых преступлений со стороны осужденного. Необходимость дополнительных мер для решения этой задачи может возникнуть при назначении наказания за совершение самых различных преступлений, связанных с использованием служебного положения или занятием определенной деятельностью.
4. Иначе, чем в УК 1960 года, решен вопрос о сроках применения этого вида наказания. Закреплен более дифференцированный подход к его назначению. Он предоставляет дополнительные возможности для индивидуализации наказания с учетом характера совершенного преступления и личности виновного. Если ранее лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могло быть назначено на один и тот же Срок (от одного года до пяти лет) как в качестве основного, так и дополнительного наказанияя то по новому УК этот вид наказания в качестве основного может быть назначен на срок от одного года до пяти лет) а в качестве дополнительного — на срок от шести месяцев до трех лет.
5. Новыми являются и правила исчисления сроков исполнения этого наказания. Если ранее действовавший УК не указывал, с какого момента они должны исчисляться, передавая решение этого вопроса Положению о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, то в новом УК сказано, что при применении этого наказания в качестве дополнительного они исчисляются с учетом вида основного наказания. При применении его в каччстве дополнительного
наказания к ограничению свободы) аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исччсляется с момента их отбытия. При назначении в качестве основного наказания обязательных работ, исправительных работ, а также при условном осуждении) его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.
Статья 48. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания классного чина и государственных наград.
1. Новый Уголовный кодекс уточнил основания применения этого вида наказания. Он может применяться при осуждении за совершение тяжкого и особо тяякого преступления (это предусматривалось и прежним УК) при обязательном учете данных о личности виновного (новое требование).
2. Статья 48 закрепляет право суда на лишение осужденного не только специального, воинского или почетного звания, как это предусматривалось ранее, но также классного чина и государственных наград. По У К 1960 года суд при вынесении приговора был вправе решать вопрос лишь о внесении представления в орган, который наградил осужденного или присвоил ему почетное звание, о лишении его этих наград или почетного звания. Лишение осужденного Почетной грамоты новый УК, в отличие от предшествующего, не предусматривает.
Статья 49. Обязательные работы
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным » свободное от основной работы или учебы время оес-платных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
3. В случче злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения своооды или ареста из расчета один день ограниченияясвободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную служоу по призыву.
1. Определяющей особенностью обязательных работ является бесплатность труда осужденного. В отличие от исправительных работ, исполнение которых предусматривает удержание части заработка лица, подвергающегося наказанию, обязательные работы осуществляются без начисления осужденному заработной платы.
Хотя осужденному в этом случае заработная плата не выплачивается, это наказание нельзя рассматривать в качестве имущественного. Имущественные наказания предполагают изъятие всего или части имущества осужденного либо определенной доли его заработка (дохода). При применении обязательных работ такого изъяяия не происходит.
Бесплатность труда при исполнении этого вида наказания направлена на формирование у осужденного уважения к обществу, общественным интересам. Поэтому в ст. 49 говорится о бесплатном труде не в пользу конкретных лиц или организаций, пострадавших от преступления, а о выполнении «общественно полезных» работ, то есть работ в пользу общества. Эта особенность труда при применении обязательных работ определяет необходимость ее разъяснения судом после оглашенияяприговора, а также и некоторые особенности этого наказания.
2. В связи с тем, что осужденный не может быть лишен средств к существованию, а также из-за того, что общество не заинтересовано в том, чтобы он прерывал учебу, новый Уголовный кодекс устанавливает, что обязательные работы осуществляются в свободное от основной работы или учебы время. По этой же причине их срок не может быть длительным и занимать все свободное от работы или учебы время. Поэтому обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
Карательное свойство этого наказания состоит также в том, что работы, к которым привлекается осужденный, носят обязательный характер. Их вид определяется не самим осужденным, а органами местного самоуправления.
3. Обязательные работы предназначены для наказания лиц, виновных в совершении преступлений, как правило, небольшой тяжести. Анализ статей, предусматривающих ответственность за совершение конкретных преступлений, показыыает, что обязательные работы установлены для наказания лиц, виновных в совершении не представляющих большой общественной опасности преступлений против лично-
сти, конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также за ряд не представляющих большой общественной опасности преступлений в сфере экономики, служебной деятельности и некоторых других. В большинстве случаев они включены в санкции тех статей, которые не предусматривают наказания в виде лишения свободы.
4. В связи с тем, что обязательные работы представляят собой такой вид наказания, который предполагает трудовую деяяельность, они не могут применяться к нетрудоспособным. По этой причине ч. 4 ст. 49 не допускает применения этого вида наказанияяк лицам, признанным инвалидами первой и второй групп, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, и мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста. Для охраны материнства и детства запрещено назначение этого вида наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. Из-за невозможности, да и нецелесообразности применения обязательных работ в отношении лиц, проходящих военную службу по призыву, они не применяются также к этой
дящих
категории военнослужащих.
5. В случае злостного уклонения лица от обязательных работ ч. 3 ст. 49 предусматривает их замену ограничением свободы или арестом. Обращает на себя внимание то, что новый УК не предусматривает их замену исправительными работами — наказанием более строгим, чем обязательные работы, и менее строгим, чем ограничение свободы и арест. Объясняется это тем, что исправительные работы в отличие от обяяательных работ представляют собой имущественно-трудовое наказание. К тому же, они могут быть назначены не всем осужденным, а только тем, кто имеет место работы.
При замене обязательных работ ограничением свободы или арестом время, в течение которого осужденный работал,- учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.
Статья 50. Исправительные работы
1. Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.
2. Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере^ установленном приговором суда, в пределах от пяяи до двадцати процентов.
3. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дняяисправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
1. Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. В отличие от ранее действовавшего законодательства новый УК не предусматривает исправительных работ в местах, определяемых органами, ведающими исполнением этого вида наказания. Отказ от этого вида исправительных работ объясняется тем, что в условиях существованияябезработицы его применять затруднительно из-за отсутствия во многих случаях вакансий.
2. В соответствии с ч. 1 ст. 50 исправительные работы могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. В срок засчитываются годы, месяцы и дни, в течение которых осужденный работал и из его заработка производились удержанияя Число дней, отработанных осужденным, должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на каждый месяц установленного судом срока наказания.
В срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам. В этот срок засчитывается и время, в течение которого осужденный официально был признан безработным.
Началом срока отбывания наказания является день получения администрацией по месту работы осужденного копии приговора (определения, постановления) суда.
В течение срока отбывания наказания осужденного запрещается увольнение по собственному желанию без письменного разрешенияяуголовно-исполнительной инспекции.
Осужденный, оказавшийся без работы, обязан трудоустроиться самостоятельно либо встать на уччт в центре занятости. Он не вправе отказаться от предложенной центром занятости работы.
Во время отбывания наказания администрацией по месту работы осужденного, ему по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией предоставляется отпуск продолжительностью 18 рабочих дней.
3. Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда (в пределах от пяяи до двадцати процентов). При определении размера удержаний уччтываются не только характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, но и имущественное положение осужденного, состав его семьи, ее совокупный доход и т.п.
4. УК изменил ранее действовавшие правила замены исправительных работ другими видами наказаний. Если прежде в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ, суд мог заменить их только лишением свободы на тот же срок, то по новому УК он вправе заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ареста за два дня исправи-
тельных работ и один день лишения свободы за три дня исправительных работ.
5. Новый УК в отличие от предшествующего не предусматривает права суда заменять лицам, признанным нетрудоспособными, исправительные работы штрафом. Эта правовая норма потеряла свое значение, так как исправительные работы, согласно новому Уголовному кодексу, могут применяться, как уже сказано, только по месту работы, а следовательно, лишь к трудоспособным.
Статья 51. Ограничение по военной службе
1. Ограничение по военной службе назначаетс^осуждсн-ным военнослужащим, проходящим службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
2. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
1. Ограничение по военной службе как вид наказания близок по своему содержанию к исправительным работам.
Оно состоит в том, что из денежного содержания осужденного, которым может быть только военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Другое правоограничение, составляющее содержание этого наказания, выражается в том, что во время его отбывания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании. Третье правоограничение заключается в том, что срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
2. От исправительных работ ограничение по военной службе отличается следующими признаками:
а) ограничение по военной службе применяется к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, исправительные работы — ко всем трудоспособным гражданам, имеющим место работы;
б) при ограничении по военной службе лицо, подвергающееся наказанию, продолжает прохождение военной службы; при применении
исправительных работ осужденный осуществляет трудовую деятельность по своему месту работы;
в) при ограничении по военной службе минимальный процент удержания в доход государства законом не определен, в то время, как при исправительных работах он не может быть менее пяти процентов;
г) при исправительных работах в содержание наказания входит лишь удержание определенного процента заработной платы в доход государства, в то время как ограничение по военной службе составляет помимо удержания и другие правоограничения;
д) ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, исправительные работы — на срок от двух месяцев до двух лет;
е) в случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ они могут быть заменены судом другим видом наказания. Такой замены при уклонении от отбывания ограничения по военной службе новый УК не предусматривает по-видимому в связи с тем, что статус военнослужащего делает такую возможность малореальной.
3. Ограничение по военной службе применяется в двух случаях: когда в санкции статьи Особенной части Уголовного кодекса предусмотрен этот вид наказания за преступление против военной службы и вместо исправительных работ, предусмотренных статьями, устанавливающими ответственность за конкретные преступления.
Статья 52. Конфискация имущества
1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
2. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
3. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, со-гласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
1. По сравнению с ранее действовавшим новый Уголовный кодекс иначе регламентирует основания применения этого вида наказания. Если ранее конфискация могла быть назначена как за тяжкие, так и нетяжкие, корыстные и некорыстные преступления, то в соответствии с новым Уголовным кодексом основанием назначения конфискации может быть тяжкое и особо тяжкое преступление, совершенное обязательно из корыстных побуждений.
2. Как и прежде, по новому УК этот вид может быть назначен только в случаях, специально предусмотренных нормами Особенной части.
Статья 53. Ограничение свободы
1. Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста^ в специальном учреждении ьез изоляции от общества в условиях осуществления за ним надаора. 2. Ограничение свободы назначается:
а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, — на срок от одного года до трех лет;
о) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, — на срок от одного года до пяти лет.
3. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.
4. В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.
5. Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную служоу ни призыву.
1. Ограничение свободы — это новый вид наказания, во многом сходный с условным осуждением к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду, которое ранее предусматривалось ст. 24^ УК 1960 года (исключена в 1993 году).
Ограничение свободы состоит в содержании лица в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.
Осужденные к ограничению свободы отбывают наказание, как правило, в пределах территории субъекта Федерации по месту постоянного проживания или осуждения. Они обязаны постоянно находиться в пределах учреждения и не покидать его территорию без разрешения администрации. Осужденные проживают, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях.
Надзор за отбывающими наказание в виде ограничения свободы осуществляется администрацией специального учреждения и обеспечивается наблюдением и контролем за осужденными по месту их проживания и работы, а также в свободное от работы время. Порядок осуществления надзора регулируется специальными правовыми актами.
2. Новый Уголовный кодекс не упоминает об обязательном привлечении осужденного к труду. Однако некоторые положения ст. 53 приводят к выводу, что оно также предполагается этим видом наказания.
Об этом можно судить, в частности, по тем требованиям, которым должно удовлетворять лицо для того, чтобы оно могло подвергнуться этому виду наказания.
Согласно ч.1 ст. 53 ограничение свободы может быть применено лишь к лицам, достигшим на момент вынесения приговора восемнадцати лет. В соответствии с ч. 5 этой статьи оно не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста. Все эти требования дают основания считать, что ограничение свободы может применяться только к трудоспособным. Очевидно, что эти требования исходят из обязательного привлечения осужденного к труду как составной части применения к нему данного наказания.
3. От лишения свободы ограничение свободы отличается тем, что не предусматривает изоляции осужденного от общества. Об этом прямо сказано в ст. 53 нового УК, в то время, как согласно его же ст. 56, лишение свободы состоит именно в такого рода изоляции. Сопоставление этих двух статей приводит к выводу, что специальные учреждения, предназначенные для отбывания ограничения свободы, по своему режиму должны отличаться от колоний-поселений, предназначенных для отбывания лишения свободы.
4. Ограничение свободы предназначено для наказания лиц, не представляющих большой общественной опасности. В соответствии с ч. 2 ст. 53 нового УК оно назначается лицам, виновным в совершении умышленного преступления, не имеющим судимости, на срок от одного года до трех лет; и к лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, на срок от одного года до пяти лет. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно, согласно ч. 3 ст. 53, может быть назначено на срок менее одного года.
5. Неодинаковы правовые последствия злостного уклонения от ограничения свободы и совершения лицом, отбывающим ограничение свободы, нового преступления.
В случае злостного уклонения от ограничения свободы оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, установленный приговором. При этом время отбытия 01раничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.
В случае совершения лицом, отбывающим ограничение свободы, нового преступления, ему назначается наказание по правилам сово-
купности приговоров. В соответствии с этими правилами при частичном и полном сложении наказаний одному дню лишения свободы со-ответствуютдвадняограничениясвободы (п. «б»ч. 1 ст. 71).
6. В законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской федерации» установлено (ст. 4), что положения У К о наказании в виде обязательных работ вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этого наказания, но не позднее 2001 года.
Статья 54. Арест
1. Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
2. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. 3. Военнослужащие отбывают арест па гауптвахте.
1. Арест — краткосрочный вид наказания. Он применяется на срок от одного до шести месяцев. В случае применения ареста взамен обязательных работ или исправительных работ — он может быть назначен, как это предусмотрено в ч.1 ст. 54, на еще меньший срок, то есть на срок менее одного месяца.
2. Арест состоит в содержании лица в условиях строгой изоляции. На него распространяются условия содержания, установленные для лиц, отбывающих лишение свободы на общем режиме в тюрьме.
Осужденным к аресту не предоставляются свидания с родственниками и иными лицами, за исключением адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи. Им не разрешается получение денежных переводов, а также посылок, передач, бандеролей за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону. Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение лиц, осужденных к аресту, не осуществляется, передвижение без конвоя не разрешается.
Режим строгой изоляции даже при краткосрочном исполнении наказания способен оказать на осужденных сильное исправительное воздействие.
3. Этот вид наказания — малоэффективное средство борьбы с тяжкими преступлениями и воздействия на закоренелых преступников. Но он может быть очень эффективной мерой уголовной ответственно-
сти за совершение многих преступлений на бытовой почве, хозяйственных преступлений, преступлений по службе и других.
4. Гуманные соображения не позволяют применять арест к лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет. В связи с этим в ч. 2 ст. 54 установлены соответствующие ограничения.
5. В соответствии с ч. Зет. 54 военнослужащие отбывают арест на гауптвахте. Такое решение вопроса объясняется, главным образом, тем, что арест как вид уголовного наказания носит краткосрочный характер и по своим режимным требованиям во многом сходен с условиями содержания на гауптвахте.
6. В законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (ст. 4) предусмотрено, что положения УК о наказании в виде ареста вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2001 года.
Статья 55. Содержание в дисциплинарной воинской части
1. Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.
2. При содержании в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы срок содержания в дисциплинарной воинской части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части.
1. Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется отдельными дисциплинарными батальонами и отдельными дисциплинарными ротами. К осужденным, содержащимся в дисциплинарных воинских частях, применяются основные средства исправления в соответствии с положениями уголовно-исполнительного законодательства; при этом продолжается их воинское обучение. Порядок исполнения и отбывания наказания предусматривает охрану
осужденных, надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей и воинское обучение, реализацию ими прав и законных интересов, безопасность осужденных и персонала. В период отбывания наказания в дисциплинарной воинской части все осужденные, независимо от воинского звания и характера предыдущей службы, находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной части форму одежды и знаки различия. Осужденные привлекаются к труду на производственных предприятиях (объектах) дисциплинарной воинской части либо на других объектах, определяемых Министерством обороны Российской Федерации.
2. Новый Уголовный кодекс уточнил круг лиц, к которым может быть применен этот вид наказания. Содержание в дисциплинарной воинской части предусматривается для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Ранее действовавший УК говорил лишь о назначении этого наказания «военнослужащим срочной службы».
3. Уточнены и условия, при которых это наказание может быть применено. УК 1960 года говорил о двух случаях его применения — когда это прямо предусмотрено законом и когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным вместо лишения свободы на срок до трех лет применить этот вид наказания на тот же срок. Новый УК, ничего не меняя по существу, уточняет первый случай его применения путем указания на «совершение преступления против военной службы». Для второго случая — понижен срок лишения свободы, при котором оно может быть заменено содержанием в дисциплинарной воинской части, до двух лет.
4. Новый Уголовный кодекс не воспроизвел в силу избыточности правило, согласно которому при замене лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части срок содержания в этой части определяется из расчета день за день.
Статья 56. Лишение свободы на определенный срок
1. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строго или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.
2. Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двадцати лет.
3. В случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может оыть назначено на срок менее шести месяцев.
4. В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров — более тридцати лет.
1. Новый Уголовный кодекс определяет лишение свободы как изоляцию осужденного от общества и указывает, что она достигается путем помещения его в исправительную колонию-поселение, исправительную колонию общего, строгого, особого режимов и тюрьму.
Деление исправительных колоний по различным видам режима осуществлено с учетом степени изоляции осужденного от общества и совокупности применяемых к нему исправительных мер. Режим в исправительных учреждениях — это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание определенных категорий осужденных, раздельное содержание определенных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных колониях-поселениях осужденные содержатся без охраны, но под надзором; в часы от подъема до отбояяпользуются правом свободного передвижения в пределах территории колонии-поселения; с разрешения администрации колонии могут пеяедвигаться без надзора вне территории колонии, но в пределах административно-территориального образования, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы или в связи с обучением; могут носить одежду, принятую в гражданском обиходе; пользоваться деньгами без ограничения; получать бандероли, посылки, передачи и иметь свидания без ограничения. Проживают осужденные, как правило, в специально предназначенных для них общежитиях.
Исправительные колонии общего, строгого и особого режимов различаются по условиям отбывания наказания, в частности, по нормам приобретения осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости на деньги, заработанные в период отбывания наказания, а также на получаемые пенсии, по количеству предоставляемых свиданий осужденных с родственниками и иными лицами, посылок, передач и бандеролей, которое разрешается получить осужденному, телефонных разговоров и др. Эти правила получают дальнейшую
дифференциацию в связи с тем, что в пределах одной исправительной колонии осужденные могут находиться на обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных данным видом режима.
Наиболее строгие условия содержания осужденных предусмотрены в колониях особого режима и тюрьмах. В этих видах исправительных учреждений осужденные находятся на камерном содержании. Исклю-'чение сделано лишь для осужденных, отбывающих наказание в колониях особого режима на облегченных условиях. Они проживают в обычных жилых помещениях, предусмотренных для этих колоний.
Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются, как об этом сказано в п. 1 ст. 56, в воспитательные колонии общего и усиленного режима. По сравнению с режимными требованиями исправительных колоний для них предусмотрены более мягкие условия отбывания наказания, соответствующие специфике контингента.
2. Новый Уголовный кодекс изменил предельные сроки лишения свободы.
Повышен высший предел этого вида наказания. Если ранее он не должен был превышать, как правило, десяти лет, то в соответствии с новым УК лишение свободы может назначаться до двадцати лет.
Еще одно содержащееся в новом УК правило по-новому регулирует максимальный срок лишения свободы. Оно относится к правилам назначения наказания по совокупности преступлений и совокупности приговоров и предписывает, что в случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказания по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может превышать двадцати пяти лет. Это намного больше того срока, который допускался при аналогичных условиях У К 1960 года (он не мог выходить за пределы, установленные статьей, предусматривающей более строгое наказание). При назначении наказания по совокупности приговоров новый Уголовный кодекс допускает полное или частичное сложение сроков лишения свободы до тридцати лет (ранее общий срок лишения свободы не должен был превышать десяти лет, а за преступления, при совершении которых закон позволял назначать лишение свободы на срок свыше десяти лет, он не мог превышать пятнадцати лет).
Низший предел срока лишения свободы новый УК также увеличил. Если по УК 1960 года он составлял три месяца, то по новому УК — шесть месяцев. Однако в случае замены исправительных работ или ограничения свободы лишением свободы оно может быть назначено, как это предусмотрено ч. Зет. 56 на срок менее шести месяцев.
Статья 57. Пожизненное лишение свободы
1. Пожизненное лишение свободы устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.
2. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетного возраста.
1. Пожизненное лишение свободы качественно отличается от лишения свободы на определенный срок. Поэтому оно обоснованно рассматривается в качестве самостоятельного вида наказания.
От лишения свободы на определенный срок пожизненное лишение свободы отличается, прежде всего тем) что во многих случаях полностью лишает осужденного возможности освобождения. Хотя новый Уголовный кодекс и допускает условно-досрочное освобождение при пожизненном лишении свободы после отбытия двадцатипятилетнего срока наказания. Рассчитывать на него при этих условиях могут не все осужденные. К тому же, оно применяется не автоматически после отбытия установленного срока, а только тогда, когда суд приходит к выводу, что осужденный не нуждается в дальнейшем отбытии наказания. Еще одно основание считать пожизненное лишение свободы самостоятельным видом наказания состоит в том, что оно ставит осужденного в такие условия, при которых он может не опасаться увеличения срока наказания за совершение почти всех видов преступлений. К пожизненному лишению свободы дополнительного срока наказания добавить практически невозможно. Это обстоятельство вынуждает содержать осужденного в условиях особо строгой изоляции, что значительно усиливает карательное свойство наказания.
2. Статья УК предусматривает применение пожизненного лишения свободы только как альтернативу смертной казни. Следовательно, как и смертная казнь, оно может назначаться только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Вопрос о его назначении возникает тогда, когда суд сочтет возможным не применять исключительную меру наказания.
3. Из гуманных соображений новый УК не допускает применения пожизненного лишения свободы к женщинам, а также к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Статья 58. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения
1. Отбывание лишения свободы назначается: а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, — в колониях-поселениях;
б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению своооды на срок свыше пяти лет, — в исправительных колониях общего режима;
в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений, — в исправительных колониях строго режима;
г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, — в исправительных колониях особого режима.
2. Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.
3. Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
1. Новый Уголовный кодекс устанавливает новые правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения. Согласно ст. 56 несовершеннолетние отбывают лишение свободы в колониях общего и усиленного режимов. Определение им вида колонии регулируется частью 6 ст. 88. Назначение вида исправительного учреждения взрослым регулируется ст. 58, которая устанавливает следующие правила:
— в колониях-поселениях отбывают наказание осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет:
— в исправительных колониях общего режима отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы за умышленные преступления небольшой, средней тяжести и тяжкие преступления, а также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет:
— в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы за особо тяжкие преступления, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщины в случае особо опасного рецидива;
— в исправительных колониях особого режима отбывают наказание осужденные при особо опасном рецидиве, а также осужденные к пожизненному лишению свободы (по предыдущему УК этот вид колонии был предназначен только для особо опасных рецидивистов).
2. В отличие от ранее действовавшего УК новый Уголовный кодекс не предусматривает права суда, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, назначить, с указанием мотивов принятого решения, вид колонии с отступлением от общего правила. Указанные обстоятельства учитываются судом при избрании конкретного вида и размера наказания.
3. Уголовный кодекс устанавливает, что лицам, осужденным на срок свыше пяти лет за особо тяжкое преступление, а также в случае особо опасного рецидива может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. По сравнению с ранее действовавшим законодательством новый УК ограничил применение этого вида исправительного учреждения частью назначенного срока лишения свободы (УК 1960 года допускал заключение в тюрьму на весь срок наказания) и возможностью его назначения только тем, кто совершил особо тяжкие преступления.
Статья 59. Смертная казнь
Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации новый УК устанавливает, что смертная казнь может быть применена не за все особо тяжкие преступления) а лишь за те из них, которые посягают на жизнь. В частности, смертная казнь предусмотрена за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357).
2. Во всех перечисленных статьях их санкции альтернативно со смертной казнью предусматривают пожизненное лишение свободы и лишение свободы на определенный срок. Это означает, что смертная казнь может быть назначена лишь в самых крайних случаях. Ее применение может быть признано обоснованным только тогда, когда вызвано особыми отягчающими обстоятельствами, свидетельствующими об исключительной опасности лица, совершившего преступление.
3. Реализуя принцип гуманности, ст. 59 устанавливает, что смертная казнь не может быть применена к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.
4. Статья 59 вводит ограничения в замену смертной казни другим видом наказания в порядке помилования. Она устанавливает, что смертная казнь в этом случае может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.
5. В соответствии со ст. 78, 83 вопрос о применении давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью, а также к лицу, осужденному к смертной казни) решается судом. Если суд не сочтет возможным применить срок давности, смертная казнь не применяется. Осужденному к смертной казни это наказание заменяется лишением свободы на определенный срок.
6. В связи с вступлением России в Совет Европы необходимо иметь в виду, что ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод установила) что «никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом установлено такое наказание». Однако последующим дополнением к Конвенции (ст. 1, 2 протокола № 6) предусматривается, что смертная казнь может быть сохранена в законодательстве государства только «за действия совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны».
С учетом изложенного, как отмечается в Пояснительной записке МИД РФ от 30 января 1996 года, «в течение определенного переходного периода от подписания до ратификации конвенции должна быть проведена целенаправленная работа... с целью устранения наиболее серьезных несоответствий российского законодательства европейским стандартам».



ОГЛАВЛЕНИЕ