стр. 1
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ПРАКТИКУМ
ПО ГРАЖДАНСКОМУ
ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ
ПРАВУ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ С ПРОГРАММАМИ
ПО ОБЩЕМУ КУРСУ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА И ПО СПЕЦКУРСАМ (СПЕЦСЕМИНАРАМ)
Под редакцией
заслуженного деятеля науки РФ,
заведующего кафедрой гражданского процесса
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
доктора юридических наук, профессора
' М.К.ТРЕУШНИКОВА
МОСКВА» 2000
УДК 347
ББК 67.99(2 Рос)ЗЯ73 П69
Рекомендован Учебно-методическим объединением
университетов России и Ученым советом юридического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Аргунов В.Н., доц. — темы 12, 20; Борисова Е.А., доц. — темы 4, 16, 17; Иванова С.А., доц. — темы 4, 6; Кудрявцева Е.В., доц. — тема 11; Молчанов В.В., доц. — темы 7, 21; Пискарев И.К., заслуженный юрист РФ, доц. — темы 8, 13; Салогубова Е.В., доц. — тема 5; Треушников М.К., заслуженный деятель науки РФ, д-р. юрид. наук, проф. — введение, программа учебной дисциплины, темы 1, 2, 3; Шерстюк В.М., д-р. юрид. наук, проф. — темы 9, 10, 15; Шишкин С.А., канд. юрид. наук — темы 18, 19.
Практикум по гражданскому процессуальному праву: П69 Учебное пособие с программами по общему курсу гражданского процессуального права и по спецкурсам (спецсеминарам) / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Городец, - 288 с.
ISBN 5-89391-003-6
Практикум рассчитан на проведение семинаров. В книге содержатся методические рекомендации для подготовки к занятиям, правовые ситуации (задачи) и вопросы к ним, составленные в соответствии с действующим законодательством. Приводятся основные научные и правовые источники по каждой теме по состоянию на 1 августа 1999 г. Даются учебные программы по курсам «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», спецкурсам и примерная тематика курсовых и дипломных работ.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, практических работников.
ISBN 5-89393-003-6
УДК 347
ББК 67.99(2 Рос)ЗЯ73
© Авторский коллектив, 1999 © «Городец», 2000
Введение
Гражданское процессуальное право или, как традиционно называют юристы, гражданский процесс — одна из профилирующих фундаментальных учебных дисциплин юридических высших учебных заведений России.
Предметом познания в данном учебном курсе являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие при отправлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции, а также правовые категории, научные взгляды и концепции, характерные для науки гражданского процесса.
Суды общей юрисдикции Российской Федерации рассматривают и разрешают ежегодно примерно 4 млн гражданских дел, вытекающих из конституционных, административных, гражданских, жилищных, семейных, трудовых, земельных и иных правоотношений, затрагивающих жизненно важные интересы широких слоев населения, а также организаций и государства.
Гражданские дела представляют в настоящее время большую сложность для их рассмотрения и разрешения в связи с развитием рыночных отношений, расширением прав граждан на защиту их чести и достоинства, политических и других прав, закрепленных Конституцией РФ.
Реализация концепции построения правового государства в России невозможна без надлежащего функционирования судебной власти.
Федеральная судебная система в России имеет три самостоятельные ветви: Конституционный Суд Российской Федерации, система арбитражных судов и система судов общей юрисдикции1.
Гражданский процесс — урегулированная нормами гражданского процессуального права форма деятельности только судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел.
Под гражданскими делами понимаются дела, вытекающие из разнообразных правовых отношений, не только гражданских. Поскольку суды общей юрисдикции призваны в порядке гражданского судопроизводства защищать и охранять права граждан
1 Ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» //СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
Введение
на жизнь, здоровье, жилище, труд, собственность, пользование здоровой экологической средой, то для них нет ничего более важного, чем соблюдение существующих законов, их исполнение. Суды выступают в качестве гаранта действия в нашем обществе принципа законности.
Профессионализм в работе судей, представителей, прокуроров, т.е. юристов, зависит от развития их правовой и общей культуры, нравственных устоев, личного мастерства и таланта.
Некоторые из перечисленных качеств приобретаются студентами в процессе обучения в юридических вузах.
Получение студентами глубоких знаний в области гражданского процессуального права — необходимое условие формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров, нотариусов, юристов.
Обучение гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу) осуществляется в различных формах — лекциях, семинарских занятиях, консультациях, при выполнении курсовых и дипломных работ.
Однако важная роль в процессе обучения студента-юриста в высшем учебном заведении отводится его самостоятельной работе: с учебником, той или иной монографией, практикумом и необходимыми правовыми источниками, т.е. законами. Без такой подготовки невозможно приобрести знания, достаточные для квалифицированного специалиста в области правоприменения.
Кроме теоретических знаний по гражданскому процессуальному праву юристу требуются практические навыки для выпол-' нения работы в качестве судьи, прокурора, адвоката, нотариуса,.
Проверка знаний студентов проводится на практических занятиях, семинарах.
Специфика практических занятий по учебной дисциплине^ «Гражданский процесс» состоит в том, что на семинарах значи-.^ тельное время отводится не только устной проверке знаний, решению приведенных правовых ситуаций (задач), но и выполнению заданий по написанию процессуальных документов (исковых заявлений, решений и определений суда, протестов прокурора и т.п.).
В практикуме содержатся правовые задачи по основным темам курса и рекомендованы как источники, необходимые при подготовке к семинарам по всем темам, так и дополнительная литература по каждой теме.
Практикум рассчитан на проведение занятий в течение учебного года, т.е. двух семестров. Каждая тема включает для обсуждения на семинарах вопросы, методические рекомендации по подготовке студентов к практическим занятиям, приводятся
Введение
необходимая учебная и монографическая литература, нормативные материалы, правовые ситуации, максимально приближенные к реальным судебным делам, а также примеры процессуальных документов и отдельные схемы.
Задачи следует решать письменно и с развернутой мотивировкой.
В настоящее время идет непрерывный процесс разработки и принятия новых нормативных актов. Дать исчерпывающий перечень их невозможно. Преподаватель обязан помочь студенту найти в них нормы процессуального характера.
Например, в новом Семейном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и введенном в действие с 1 марта 1996 г., содержится большое число процессуальных норм — ст. 21—23 (расторжение брака в судебном порядке), ст. 24 (вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака), ст. 28 (лица, имеющие право требовать признания брака недействительным) и т.д.
18 июня 1996 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации», которым изменена очередность списания сумм с должников в пользу взыскателей. Данная норма имеет процессуальное значение для исполнительного производства.
Учебный материал в практикуме расположен по темам, а количество учебного времени (семинаров) по каждой теме должно определяться преподавателями в зависимости от сложности темы и объема изучаемых по теме вопросов, поэтому указанное в практикуме время занятий следует рассматривать как рекомендацию.
Особый характер для преподавателя гражданского процесса имеет методика проведения первого семинарского занятия.
Как с пользой для обучения провести первый семинар, если студент не имел еще задания для самостоятельной подготовки?
В учебном процессе встречаются две крайности, допускаемые при проведении первого семинара (практического занятия). Одна — это такое «проведение» занятия, когда преподаватель ограничивается знакомством с группой студентов, представлением себя и формированием задания студентам по подготовке ко второму семинару, другая — это такое «проведение» первого семинара, которое напоминает лекцию, когда все время выступает преподаватель, повторяя по существу то, что сообщалось студентам на лекции о предмете гражданского процессуального права, соотношении гражданского процессуального права с другими отраслями права, о стадиях процесса и т.д. Иными словами, первое практическое занятие повторяет лекцию.
Введение
Для эффективности первого семинарского занятия по гражданскому процессуальному праву требуется особо тщательная, кропотливая и творческая подготовка преподавателя к его проведению с тем, чтобы пробудить интерес к научной дисциплине у студентов.
Хорошо продуманными и правильно заданными вопросами на практическом занятии необходимо заставить работать самих студентов.
Следует исходить из того положения, что многие из участников семинара уже в той или иной форме встречались с элементами гражданского процесса, а именно, одни — на учебной практике, другие, например студенты вечернего отделения, — на своей работе.
Поэтому портановкой вопросов следует выяснить представления студентов о суде, правосудии, судебной реформе, гражданских делах, причинах гражданско-правовых споров, о формах защиты права и т.д.
В качестве примеров заслуживают внимания следующие вопросы:
— устройство судебной системы России;
— что такое гражданский процесс?
— гражданское процессуальное право как отрасль права;
— каков объект науки и учебной дисциплины «Гражданский процесс»?
Интересным методом работы на первом семинарском занятии является ознакомление студентов с конкретными гражданскими делами. Для проведения первого занятия на кафедре должно быть определенное количество гражданских дел, полученных в архивах судов и списанных для научных целей за истечением сроков хранения.
Студентам даются для изучения дела, по которым руководитель семинара и проводит беседу. Студентам могут быть заданы такие вопросы:
— расскажите о сущности дела, которое вы изучали;
— из каких правовых отношений возник спор?
— каким процессуальным действием возбуждено гражданское дело?
— к какому виду судопроизводства относится изученное вами дело?
Естественно, что выбор вопросов для беседы — творческое дело для каждого руководителя семинара и поэтому требуется серьезная подготовка к проведению первого семинарского занятия.
Тема 1.
ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА,
ИСТОЧНИКИ
ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
(2 часа)
ВОПРОСЫ
1. Роль правосудия по гражданским делам в реализации концепции правового государства и конституционного права на судебную защиту.
2. Устройство судебной системы.
3. Характеристика гражданского процессуального права как отрасли российского права.
4. Предмет и метод гражданского процессуального права.
5. Нормы гражданского процессуального права, их система.
6. Виды гражданского судопроизводства.
7. Источники гражданского процессуального права: Конституция РФ как источник гражданского процессуального права; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964г. (далее — ГПК); федеральные законы; процессуальные нормы в регулятивном (материальном) праве; международные договоры как источники процессуального права.
8. Роль постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в судебной практике.
9. Действие норм гражданского процессуального права во времени и пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996. (Гл. II-III).
Судебная реформа: проблемы гражданской юрисдикции. Екатеринбург, 1996. (Разд. I — авт. В.В. Ярков).
Треушников М.К. Проект нового гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: концептуальные проблемы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 11 Право. 1995. № 4. С. 37-47.
Трубников П.Я. Судебное разбирательство гражданских дел отдельных категорий. М., 1996. (Разд. 1.)
Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права. М., 1989.
Тема 1
НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Конституция Российской Федерации 1993 г
ГПК РСФСР 1923 г.
ГПК РСФСР 1964 г. с изменениями и дополнениями, внесенными законом от 27 октября 1995 г. и другими федеральными законами.
ГК РФ (первая и вторая части).
Семейный кодекс Российской Федерации, принятый 8 декабря 1995 г.
Кодекс законов о труде РФ — далее КЗоТ РФ (гл. XIV).
Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М., 1998.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 23 октября 1996 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Предмет, метод, система гражданского процессуального права и его источники обсуждаются на первом, либо втором семинарском занятии. Обычно на занятие по этой проблематике отводится два часа.
Вопросы данной темы сложные. Они освещаются преподавателем на первой лекции по гражданскому процессу и в первой главе любого учебника по гражданскому процессуальному праву.
При подготовке и обсуждении дискуссионной темы о предмете гражданского процессуального права вообще, и концепции судебного права, в частности, рекомендуется ознакомиться с двумя интересными работами по этой теме: Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996; Полянский Н.Н., Строгает М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы судебного права. М., 1983.
Основное внимание на семинаре уделяется работе студентов с нормативными материалами. Для этого у каждого студента должны быть первоисточники, а именно: Конституция РФ, ГПК с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 27 октября 1995 г., другими федеральными законами, например, законом о дополнении ГПК РСФСР 1964 г. главой 291 «Об усыновлении».
Для поиска гражданских процессуальных норм в материальном праве студент должен иметь на семинаре ГК РФ (первую и вторую части), Семейный кодекс РФ, КЗоТ РФ.
Желательно на данном семинаре ознакомиться с отдельными федеральными законами, которые содержат принципиальные нормы права, регламентирующие правовые отношения в гражданском судопроизводстве, например, с Федеральным законом «О государственной пошлине», принятым Государственной Думой РФ 24 ноября 1995 г. с последующими изменениями.
Предмет, система, источники гражданского процессуального права 9
При подготовке к семинару и на практическом занятии необходимо точно понять сферу действия трех законов: Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятого Государственной Думой РФ 24 июня 1994г. (ст. 3 данного закона), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), принятого Государственной Думой РФ 5 апреля 1995 г. и ГПК с изменениями и дополнениями, внесенными в него в течение последних двадцати лет.
ПРАВОВЫЕ СИТУАЦИИ
№1.
Гражданин Поливанов С. П. 15 октября 1996 г. обратился в районный суд с заявлением об усыновлении ребенка — мальчика трех лет, оставшегося без родителей в связи с их гибелью в автомобильной аварии.
Судья отказал в принятии заявления, указав, что нет такого закона, по которому суд должен рассматривать дела об усыновлении. Он разъяснил заявителю, что следует обратиться с заявлением к главе местной администрации.
Основан ли на законе отказ судьи в принятии заявления об усыновлении? Приведите примеры процессуальных норм, расположенных в первой части ГК РФ, Семейном кодексе РФ, КЗоТ РФ, т.е. в источниках регулятивного (материального) права.
Основан ли на законе отказ судьи в принятии заявления об усыновлении? Назовите основные федеральные законы Российской Федерации, принятые в течение 1995—1999 годов, которыми вносились изменения и дополнения в ГПК РСФСР 1964 г. Приведите примеры процессуальных норм, расположенных в первой части ГКРФ, Семейном кодексе РФ, КЗоТ РФ, т.е. в источниках регулятивного (материального) права.
№2.
Районная налоговая инспекция обратилась в областной арбитражный суд с иском к Субботину А.П. — предпринимателю, занимающемуся индивидуальной предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве юридического лица.
В исковом заявлении налоговая инспекция сослалась на то, что Субботин А.П., как предприниматель, в течение 1998г. не уплатил налог в сумме 22 тыс. руб. В судебное заседание арбитражного суда Субботин А.П. не явился, но был надлежащим образом извещен о месте и времени заседания.
10
Тема 1
Арбитражный суд вынес заочное решение, сославшись на гл. 16' ГПК и, в частности, на ст. 2131 ГПК, которая предоставляет право суду в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, вынести заочное решение.
Правильно ли применены нормы гражданского процессуального права в изложенной ситуации ? Расскажите о сфере действия норм гражданского процессуального права.
№3.
Граждане Рашитова Р.С. и Терехина П.В. проживали в г. Уральске республики Казахстан. В июне 1998 г. между ними был заключен договор займа денег, по которому Рашитова Р.С. дала в долг Терехиной П.В. 200 тыс. тынге (денежная единица Казахстана) сроком на один год, т.е. до 20 июня 1998 г. В течение 1998 г. и кредитор Рашитова Р.С. и должник Терехина П.В. переехали на постоянное место жительства в г. Балашов Саратовской области. В связи с тем, что Терехина П.В. не возвратила долг, Рашитова Р.С. в октябре 1998 г. предъявила иск в Балашов-ском районном суде о взыскании долга.
Районный суд рассмотрел это дело, применил нормы ГК республики Казахстан и руководствовался при рассмотрении и разрешении спора нормами ГПК республики Казахстан, поскольку правоотношения между сторонами возникли на территории данного государства.
Как применяются нормы гражданского процессуального права в пространстве и во времени? Дайте сравнение правил применения норм материального и процессуального права в пространстве. Правильно ли поступил суд?
№4.
Гражданин Веселов Я.Ф. и его брат Веселов И.Ф. в 1958 г. получили в порядке наследования в собственность по 1/2 части дома. В 1997 г. между ними возник спор о праве пользования подсобными помещениями — сараем, погребом, баней.
Гражданин Веселов А.Ф. обратился в суд с устным исковым заявлением, сославшись на отсутствие средств для оплаты помощи адвоката, сам он затрудняется написать грамотно исковое заявление. Спор вытекает из факта наследования дома в 1958 г., когда действовал Гражданский кодекс 1922 г. и ГПК 1923 г.
Последний допускал обращение с исковыми заявлениями в устной форме.
Представьте, что вы работаете судьей. Какое разъяснение истцу Веселову Я.Ф. должен дать судья?
Тема
2.
ПРИНЦИПЫ
ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
(4 часа)
ВОПРОСЫ
1. Понятие принципов права вообще, и гражданского процессуального права, в частности.
2. Система принципов гражданского процессуального права. Какова их связь и взаимодействие между собой?
3. Перечислите организационно-функциональные принципы и раскройте содержание каждого из них.
4. Функциональные принципы и содержание каждого функционального принципа.
ЛИТЕРАТУРА
Авдюков М.Г. Принцип законности в гражданском судопроизводстве. М., 1970.
Жуйков В.М. О новеллах в гражданском процессуальном праве. М., 1996.
Рязановский В.А. Единство процесса. М., 1996.
Треушников М.К. Проект нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: концептуальные проблемы // Вести. Моск. ун-та. Сер. Право. 1995. № 4 С. 37-47.
Хрестоматия по гражданскому процессу. М., 1996. С. 58—91.
Шишкин С.А. Состязательность в гражданском и арбитражном судопроизводстве. М.. 1997.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При изучении темы, посвященной принципам гражданского процессуального права (гражданского процесса), следует обращаться к новым источникам права и новым учебникам. Содержание многих принципов и их наименований стало иным в связи с принятием Конституции РФ в 1993 г., изменениями, внесенными в ГПК РСФСР, Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР», принятым 27 октября 1995 г.
12
Тема 2
Так, если ранее правосудие по гражданским делам в России осуществлялось только коллегиально, а также действовали принципы коллегиальности и участия в суде первой инстанции народных заседателей, то в настоящее время действует принцип сочетания единоличного и коллегиального разрешения гражданских дел.
При подготовке к занятиям необходимо уточнить позиции ученых при раскрытии содержания отдельных принципов, их классификации. Можно сравнить, например,изложение темы в написанных различными коллективами ученых учебниках.
Принципы гражданского процессуального права и принципы права вообще имеют значение как для правоприменительной, так и для нормотворческой деятельности, поскольку вся система права "и отдельные его нормы должны соответствовать определенным принципам. Это отправное начало правотворчества должно строго соблюдаться при внесении соответствующих изменений и дополнений в законодательство. Нарушение данного требования неизбежно сказывается на правоприменительной деятельности суда, на защите им гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. В свою очередь следует иметь в виду, что законность правосудия может быть обеспечена только при строжайшем соблюдении принципов гражданского процессуального права, отступление от которых приводит к вынесению незаконных решений.
Значение принципов этим не исчерпывается. Суд руководствуется ими при толковании норм права, а также в случае необходимости применения аналогии закона или права.
Изучая принцип законности, нужно иметь в виду, что наряду с этим понятием употребляется понятие «законность». Эти понятия следует различать: принцип — это требование, обращенное ко всем участникам общественных отношений о строжайшем соблюдении законов; законность — это состояние общества, в котором поступки людей строго соответствуют содержанию норм права.
ПРАВОВЫЕ СИТУАЦИИ
№1.
Районный суд, рассматривая дело по иску Петрова А. Г. к Иванову П.С. о взыскании долга по договору займа, объявил перерыв на более позднее время того же дня для того, чтобы истец представил в суд подлинную письменную расписку ответчика.
Принципы гражданского процессуального права
13
Поскольку на данный день было назначено рассмотрение и других дел, суд в течение объявленного перерыва рассмотрел трудовое дело о восстановлении на работе, по которому вынес решение.
После этого суд продолжил судебное заседание по первому делу о взыскании долга по договору займа, поскольку истец представил подлинную расписку ответчика.
Были ли судом нарушены принципы гражданского процессуального права?
№2.
Суд рассматривал в судебном заседании дело о разделе совместно нажитого имущества между бывшими супругами.
Истец Худяков С.И. в судебном заседании заявил ходатайство об отложении дела для заключения договора с юридической консультацией на предмет оказания ему правовой помощи.
Ответчица возразила против отложения дела, объяснив, что у нее нет средств для того, чтобы иметь в процессе адвоката в качестве представителя. Если же у истца будет представитель, а у нее нет, то это нарушит принцип равноправия сторон.
Судья отказал в удовлетворении ходатайства истца, мотивируя отказ тем, что отложение производства по делу нарушит принцип равноправия сторон в гражданском процессе и процесс будет несправедливым по отношению к ответчице.
Выскажите свои суждения относительно правовой позиции сторон и действий принципов равенства и равноправия.
№3.
Районный судья Энский Н.И. единолично рассматривал гражданское дело о признании.договора купли-продажи двухкомнатной квартиры общей площадью 43,2 кв. м недействительным.
В судебном заседании истец Акиньшин С.П. заявил ходатайство об отложении дела на другой день и время разбирательства, но в коллегиальном составе суда. В обоснование своего ходатайства истец сослался на то, что для него решение суда имеет исключительно важное значение, так как одному судье трудно разобраться в законности договора купли-продажи квартиры.
Судья Энский Н.И., внимательно выслушав ходатайство истца, заявил, что он опытный судья и заслушал за последние два года несколько десятков аналогичных дел. Ему нетрудно разобраться и в этом деле и вынести правильное решение.
Судебное заседание было продолжено, процесс проводился одним судьей. В результате судебного разбирательства было вынесено решение, которым истцу в удовлетворении иска отказано
14
Тема 2
Нарушены ли судьей какие-либо принципы гражданского процессуального права?
№4.
В районном суде под председательством судьи Федорова Г.К. слушалось гражданское дело о восстановлении на работе по иску водителя Ферукшина М.А. к автобазе № 3.
В судебном заседании истец Ферукшин М.А. заявил ходатайство об отложении дела и переводе ему с русского на татарский язык приказа и докладных записок начальника колонны, явившихся основанием для издания приказа об увольнении. Ферукшин М.А. пояснил, что проживает в селе, в котором большинство жителей составляет татарское население. Он лучше понимает содержание документов на татарском языке, чем на русском. Представитель автобазы № 3 возразил против удовлетворения ходатайства, полагая, что его удовлетворение только помешает правильному разрешению дела, поскольку все работники автобазы № 3 общаются на русском языке.
Суд удалился для обсуждения ходатайства.
Какое определение вынесли бы вы, являясь судьями данного состава суда?
№5.
Ярцевский районный суд Смоленской области по исковому заявлению Кочина П.С. вынес решение о расторжении брака с Кочиной М.И. Никаких других требований заявлено не было в данном гражданском деле.
Спустя два месяца после вынесения решения о расторжении брака в суд обратилась Кочина М.И. с иском о взыскании алиментов с ответчика Кочина П.С. на двоих детей, поскольку Ко-чин П.С. нарушил обещание добровольно их содержать. Ко-чин П.С. возражал против рассмотрения дела о взыскании алиментов в суде на том основании, что между ним и бывшей супругой было заключено письменное соглашение о передаче спора в третейский суд.
Выслушав стороны, ознакомившись с письменным соглашением сторон, судья отказал в принятии заявления о взыскании алиментов.
Оцените действия сторон и судьи с точки зрения принципов действия гражданского процессуального права.
№6.
В районном суде слушалось дело по иску Потапова П.С. к Петелину С.С. о взыскании 20 тыс. руб. — ущерба, связанного с
Принципы гражданского процессуального права
15
повреждением автомашины «Волга», причиненного автомобильной аварией. Ответчик Петелин С.С. не признал иска, утверждая, что не виновен в аварии. Во время происшедшего случая дорога была покрыта льдом, и столкновение автомашин произошло в связи с непреодолимой силой.
Истец Потапов П.С. заявил ходатайство об отложении гражданского дела и об истребовании материалов уголовного дела, которое в свое время было возбуждено, но прекращено.
Судья Бубнов С.П. вынес определение об отложении дела на другую дату и время, но в истребовании уголовного дела отказал, указав в определении, что в соответствии с принципом состязательности каждая сторона должна доказать факты, на которые ссылается. Поэтому сам истец должен представить материалы уголовного дела, находящиеся в районном управлении внутренних дел.
Расскажите о принципе состязательности и его содержании. Как правильно поступать сторонам и судье в изложенной ситуации ?
№ 7.
В судебном заседании слушалось дело особого производства об усыновлении ребенка.
Во время процесса по делу в зал заседания вошел корреспондент областного телерадиовещания с видеокамерой и начал производить съемку судебного заседания. Председательствующий по делу спросил у него, на каком основании производится видеосъемка. Корреспондент ответил, что имеет задание телестудии произвести видеосъемку некоторых фрагментов процесса для демонстрации телезрителям репортажа о новой категории гражданских дел об усыновлении. Председательствующий по делу судья Иванов А.И. запретил.видеосъемку и удалил журналиста из зала судебного заседания. Тот в свою очередь заявил, что будет жаловаться в вышестоящие судебные инстанции на бюрократизм судьи Иванова А.И.
Проблему каких принципов затрагивает приведенная правовая ситуация?
Тема
3.
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
И ПОДСУДНОСТЬ
ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМ
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
(4 часа)
ВОПРОСЫ
1. Экономические, социально-политические, правовые причины существования многообразных форм защиты права. Каковы эти формы и в каком законе они закреплены?
2. Понятие подведомственности и его соотношение с компетенцией.
3. Как определяется подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции?
4. Тенденции развития законодательства о подведомственности.
5. Последствия нарушений правил о подведомственности гражданских дел.
6. Понятие подсудности, ее виды и отличие подсудности от подведомственности.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин B.C. Защита прав предпринимателей в арбитражном суде. Воронеж, 1994.
Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами. М., 1996.
Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц М., 1997.
Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. М., 1977.
НОРМАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу. М., 1999.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда № 12/12 от 18 августа 1992г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1992. №11.
Подведомственность и подсудность гражданских дел судам...
17
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 12 от 21 декабря 1993 г. «О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 11.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Гражданский процесс по конкретному делу начинается с размышлений судьи после получения им искового заявления или заявления по делам особого производства о том, должен ли суд рассматривать поступившее требование и защищать право, либо рассмотрение и разрешение спора отнесено к ведению другого государственного органа или, скажем, трудового коллектива.
Такой вопрос возникает и у адвоката, если к нему обращаются с просьбой о правовой помощи, у юриста, защищающего права и интересы организации, у других заинтересованных лиц.
Вопрос, в каком порядке и форме должна осуществляться защита того или иного права (в судебном, арбитражном и т.д.) — это вопрос о подведомственности гражданских дел.
В рекомендованных студентам источниках можно прочитать, что юридическое понятие «подведомственность» происходит от слова «ведать» и означает распределение между органами государства, а также общественными, кооперативными и иными организациями правомочий по рассмотрению и разрешению споров о праве и иных правовых вопросов.
Судебную подведомственность можно представить как объем дел (гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и др.), отнесенных к ведению судов.
При подготовке к занятиям по теме нужно усвоить, что с помощью правовых норм о подведомственности гражданские споры и иные правовые требования для их рассмотрения и разрешения распределяются между судебной и иными формами защиты права.
Если гражданское дело отнесено законом к ведению суда, соответственно возникает второй вопрос: какой конкретно суд судебной системы должен его рассматривать? Ответ на этот вопрос содержится в правовых нормах о подсудности. Нормы о подсудности распределяют подведомственные судам общей юрисдикции дела между судами судебной системы.
Проблема подведомственности является сложной для студентов по ряду причин.
Во-первых, изучение гражданского процессуального права только начинается и студент еще не знает многих категорий этой науки, плохо оперирует ими.
2 Зэк. 3287
18
Тема 3
Во-вторых, нормы о подведомственности расположены в многочисленных нормативных актах как процессуально-правовых, так и материально-правовых.
Если бы законом была предусмотрена одна судебная форма защиты права — вопрос о подведомственности решался бы легко: все правовые конфликты разрешались бы в суде. Однако в законодательстве в связи с особенностями разрешения споров между организациями, гражданами, расширением прав граждан на судебную защиту и по другим причинам предусмотрено несколько форм защиты права. Ответ, какие это формы, студент должен найти не в гражданском процессуальном законодательстве, а в материальном праве (ст. 11 ГК РФ).
В научных источниках есть мнение, что подведомственность — явление материального права, поскольку весьма часто именно нормы последнего предусматривают форму защиты нарушенного права.
Нормы о подведомственности (гл. 3 ГПК) устанавливают общие правила и часто носят отсылочный характер (см., например, ст. 26 ГПК). Правильно решить вопрос о подведомственности суду конкретного спора или иного правового требования можно, только пользуясь толкованием общих норм, предусмотренных в ГПК и конкретных материально-правовых норм, регулирующих спорное правоотношение.
В-третьих, обстоятельство, определяющее сложность подготовки и изучения темы «Подведомственность и подсудность», состоит в том, что объем дел, отнесенных к ведению судов, не является величиной постоянной. Наоборот, в период проведения и реализации судебно-правовой реформы наблюдается тенденция расширения института судебной подведомственности.
Новеллы законодательства, касающиеся подведомственности, студенты должны узнать на лекции по данной теме и в рекомендованной литературе.
Огромную помощь в изучении темы могут оказать постановления Пленума Верховного Суда РФ по конкретным категориям гражданских дел.
Дать правильные и квалифицированные ответы по конкретным задачам по теме, пользуясь только нормами гл. 3 ГПК, нельзя. Необходимо обязательно правильно квалифицировать спорное правоотношение, найти конкретный нормативный акт, регулирующий правоотношение, изучить его, определить подведомственность путем уяснения смысла норм гражданского процессуального и материального права в совокупности.
Подведомственность и подсудность гражданских дел судам...________19
ПРАВОВЫЕ СИТУАЦИИ
№ 1.
Казанский медико-инструментальный завод обратился в суд общей юрисдикции с иском к организации «Полимер» о возврате пресс-формы «Плечики для брюк» стоимостью 65 тыс. руб., сославшись на то, что 9 ноября 1997 г. организация «Полимер» заключила с заводом договор аренды пресс-формы сроком на два месяца. Однако по истечении этого срока ответчик отказался вернуть заводу оборудование. В судебном заседании завод заявил дополнительное требование о взыскании арендной платы в сумме 20 тыс. руб. за использование пресс-формы сверх установленного договором срока и убытки, причиненные заводу ненадлежащим исполнением обязательств по найму имущества.
Определите подведомственность приведенного спора и укажите критерии разграничения дел между судами общей юрис-дикци и арбитражными судами.
№2.
Водитель Сидоров В.А. и директор автобазы грузовых автомобилей 20 сентября 1998 г. заключили договор аренды, согласно которому Сидорову был передан в аренду автомобиль КАМАЗ. Приказом директора автобазы от 1 декабря 1998 г. договор аренды был расторгнут. Изданию такого приказа директора предшествовало заседание Совета трудового коллектива автобазы, которое состоялось 23 ноября 1998 г. Совет трудового коллектива посчитал необходимым расторгнуть договор аренды от 20 сентября 1998 г. с Сидоровым на аренду автомобиля КАМАЗ в связи с недисциплинированностью Сидорова. Конференция трудового коллектива одобрила это решение Совета.
Водитель Сидоров обратился за правовой помощью в юридическую консультацию. С помощью адвоката водитель Сидоров написал исковое заявление в районный суд по месту нахождения автобазы, в котором просил признать незаконным расторжение договора аренды автомобиля от 20 сентября 1998 г. и передать автомобиль КАМАЗ в аренду Сидорову.
Дайте оценку точности правовой помощи адвоката.
№3.

стр. 1
(из 16 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>