<< Предыдущая

стр. 16
(из 18 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд надзорной инстанции выносит мотивированное определение, в котором должны быть приведены: наименование и состав суда, вынесшего определение; дата и место вынесения определения; дело, по которому вынесено определение; наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора; фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов; закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.
Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.
§ 4. Основания к отмене и изменению решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Полномочия
судебно-надзорных органов. Отличие судебно-надзорного
пересмотра от апелляционного и кассационного (по объекту,
субъектам, процессуальному порядку и полномочиям)
Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора — без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для новою рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. В этом случае дело не направляется на новое рассмотрение
I
§ 4 Основания к отмене и изменению решений, определений и постановлений. 395
Указания вышестоящего суда о толковании закона обязательны для суда, вновь рассматривающего дело.
Определение суда надзорной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения. Однако на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ может быть подана надзорная жалоба или представление прокурора в Президиум Верховного Суда РФ.
Стадию пересмотра дела в порядке надзора следует отличать от стадии кассационного пересмотра дела. Эти отличия можно провести по объекту обжалования. Если в кассационной инстанции проверяются решения и определения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, то в надзорной инстанции проверяется значительно большее число судебных постановлений. Это все решения и определения мировых судей, районных судов, судов субъекта Федерации, Су-;ебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, не рас-:атривавшиеся в суде кассационной инстанции; решения и определе-:ия апелляционной инстанции; кассационные определения, надзор-:ые определения.
Различие надзорной инстанции кассационной инстанции можно наблюдать по кругу лиц, имеющих право на подачу надзорной жалобы или представления. В кассационную инстанцию могут обратиться только участвующие в деле лица, а в надзорную инстанцию могут обратиться лица, не участвовавшие в деле, но права, свободы и законные интересы которых были нарушены вступившими в законную силу судебными постановлениями.
Кроме того, в целях обеспечения единства судебной практики и законности представления в надзорную инстанцию могут подать Пред-^седатель и заместитель Председателя Верховного Суда РФ.
В надзорной инстанции установлен свой порядок прохождения 'надзорной жалобы или представления прокурора, существенно отличающийся от кассационного обжалования. Объем полномочий суда надзорной инстанции значительно шире, чем суда кассационной ин-с ганции. Суд надзорной инстанции может отменить не только решения и определении суда первой инстанции, но и решения и определения апелляционной (в суде субъекта Федерации) инстанции; определения кассационной и надзорной инстанции.
Глава 29
ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ
И ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДА ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Вопросы к теме
1. Понятие вновь открывшихся обстоятельств и их отличие от новых обстоятельств и доказательств.
2. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам.
3. Возбуждение производства и порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия суда.
§ 1. Понятие вновь открывшихся обстоятельств и их отличие от новых обстоятельств и доказательств
Пересмотр решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам — самостоятельная стадия гражданского судопроизводства. Наряду с кассационным и надзорным производствами она служит еще одной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Это специфическая стадия гражданского судопроизводства, в которой пересмотру подлежат вступившие в законную силу судебные решения и определения суда первой инстанции и определения кассационной и надзорной инстанций. Некоторые ученые считают, что в этой стадии суд осуществляет самоконтроль за своими актами (И.М. Зайцев).
В этой стадии суд рассматривает заявление о признании вновь открывшимися обстоятельств, которые обнаружились после вступления решения или определения в законную силу. На момент принятия решение или определение было законным и обоснованным, так как соответствовало установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам. Поэтому в данной стадии процесса судебное постановление проверяется не с точки зрения его соответствия требованиям законно-
_______§ 2. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам 397
сти и обоснованности, соответствия выводов суда исследованным материалам дела и дополнительно представленным доказательствам, а в связи с появлением вновь открывшихся обстоятельств. В этой стадии судопроизводства задача суда заключается в выяснении наличия или отсутствия вновь открывшихся обстоятельств. Установив наличие обстоятельств, которые следует признать вновь открывшимися, суд выясняет, как они могут повлиять на решение или определение, которое вступило в законную силу. Не всякие обстоятельства могут быть вновь открывшимися.
§ 2. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам
В ч. 2 ст. 392 ГПК перечислены основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
3) преступления сторон, других участвующих в деле лиц, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;
4) отмена решения, приговора или определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда (ст. 392 ГПК).
Перечень оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решений или определений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Существенные для дела обстоятельства — такие обстоятельства, при исследовании которых суд мог вынести полностью или в части противоположное решение.
Вновь открывшимся обстоятельством считается юридический факт, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Он существовал на момент рассмотрения
398 Глава 29 Пересмотр решений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
дела и вынесения судом решения или определения по делу, но не мог быть и не был известен суду и участвовавшему в деле лицу и имеет существенное значение для дела. Например, суд вынес решение о разделе наследственного имущества между наследниками, а после вступления решения в законную силу обнаруживается завещание наследодателя, по которому наследство завещалось одной из сторон по делу.
Вновь открывшееся обстоятельство — не новое обстоятельство, а вновь открывшееся, т.е. оно объективно существовало на момент рассмотрения гражданского дела в суде и вынесения решения, но не было известно заявителю и тем более суду. Если бы суд знал о таком обстоятельстве при рассмотрении дела и исследовал его, он мог вынести совершенно противоположное решение. Вновь открывшееся обстоятельство появляется после вынесения решения или заключительного определения (о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения), которое вступило в законную силу. Новых обстоятельств на момент вынесения решения вообще не существовало. Их наличие является поводом для предъявления нового иска или заявления (жалобы).
От вновь открывшихся обстоятельств следует отличать и новые доказательства, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции. Появление новых доказательств может повлечь пересмотр дела в порядке надзора.
Вторую группу вновь открывшихся обстоятельств составляют установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие принятие незаконного или необоснованного решения. Перечисленные обстоятельства показывают, что суд при рассмотрении гражданского дела использовал для установления истины по делу недоброкачественные доказательства (ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта и фальсифицированные доказательства) и пользовался помощью недобросовестного переводчика. Заявителю и суду во время рассмотрения гражданского дела это не было известно, и они не могли знать о недоброкачественности доказательственного материала и о недобросовестности переводчика. Поскольку свидетели, эксперты и переводчики давали подписку о том, что в судебном заседании при совершении определенных процессуальных действий они предупреждались об уголовной ответственности, соответственно, за дачу заведомо ложных показаний, за дачу заведомо ложного заключения и за заведомо ложный перевод, лица, участвую-
______§ 2. Основания для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам 399
щие в деле, не могли предполагать наличие в судопроизводстве порочного доказательственного материала.
К третьей группе вновь открывшихся обстоятельств относится и установленная вступившим в законную силу приговором по уголовному делу уголовная ответственность за преступления сторон, других участвующих в деле лиц, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела.
В российском праве существует презумпция добросовестности поведения граждан и должностных лиц, поэтому суд, рассматривающий гражданское дело, исходит из этой презумпции. Однако в некоторых случаях недобросовестно исполняют свои обязанности и судьи.
Устанавливая и признавая указанные обстоятельства как вновь открывшиеся, суд должен учесть, что только в связи с рассмотрением данного гражданского дела были совершены эти преступления, которые привели к вынесению приговора, и что приговор вступил в законную силу.
В науке гражданского процессуального права обращалось внимание на то, что законодатель очень жестко ограничивает перечень процессуальных документов, которые влекут пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам, называя только приговор суда, вступивший в законную силу. В следственной практике встречаются случаи прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям, например по причине акта амнистии. Некоторые ученые предлагают расширить перечень обстоятельств, по которым можно было бы пересматривать гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в частности, включить в перечень постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу по нереабилитирующим основаниям. С таким предложением вряд ли можно согласиться. По нашему мнению, следует закрепить в УК положение о том, что по статьям, предусматривающим составы преступлений против правосудия, не должны прекращаться дела по нереабилитирующим основаниям.
К четвертой группе вновь открывшихся обстоятельств относятся: от мена решения, приговора или определения суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда. Особенность пересмотра по данным основаниям заключается в том, что такие основания возникают уже после вступления решения или определения в законную силу. Например, суд решил вопрос о праве собственности на земельный участок, принимая во внимание постановление администрации района о выделении земельного участка конкрет-
400 Глава 29 Пересмотр решений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
ному гражданину. После вступления решения в законную силу администрация района отменяет ранее принятое постановление о выделении земельного участка.
Суд, рассматривая заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам по ч. 2 ст. 392 ГПК, должен располагать соответствующим определением или постановлением, отменяющим ранее вынесенное решение, приговор или определение суда либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления.
§ 3. Возбуждение производства и порядок пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия суда
Обратиться в суд с заявлением, представлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам могут стороны, прокурор, другие лица, участвующие в деле. Такое заявление, представление может быть подано в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра (ст. 394 ГПК). Этот срок впервые был установлен и для прокурора.
Срок подачи заявления при обнаружении существенных для дела обстоятельств, которые на были и не могли быть известны заявителю, исчисляется со дня открытия существенных для дела обстоятельств. Исчисление трехмесячного срока в отношении вступившего в законную силу приговора суда (ст. 391 ГПК) следует проводить, руководствуясь положением ст. 390—391 УПК — со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу. В случаях отмены решения, определения, приговора суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 392 ГПК) срок начинает исчисляться со дня вступления в законную силу решения, приговора, определения суда, отменяющих ранее вынесенные решение, при! овор, определение суда либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления, на которых было основано пересматриваемое решение, определение суда, либо со дня принятия государственным органом или органом местного самоуправления нового постановления, на котором было основано пересматриваемое решение, определение суда.
Пропуск трехмесячного срока на подачу заявления, представления влечет за собой утрату права на обращение в суд с таким заявлением, представлением. Заявление, представление, поданное с пропуском трехмесячного срока, не рассматривается судом и возвращается заявителю. Однако если срок пропущен по уважительной причине, то его
§ 3. Возбуждение производства и порядок пересмотра дел..
401
можно восстановить по правилам ст. 112 ГПК. В законе не установлен срок рассмотрения поданного заявления; очевидно, в этой стадии действуют общие сроки рассмотрения дела.
Производство по вновь открывшимся обстоятельствам возбуждается путем подачи письменного заявления, представления. В ГПК нет указаний на то, какие данные должно содержать заявление, представление. Судебная практика выработала следующие требования к заявлению, представлению. В нем заявитель должен указать: наименование суда, в который обращается заявитель; свою фамилию, имя, отчество и место жительства, а прокурор — свою должность и адрес места нахождения прокуратуры; решение или определение суда, которое необходимо пересмотреть; обстоятельства, по которым заявитель просит пересмотреть дело, с обязательным приложением доказательств; указывается время, когда заявитель узнал об этих обстоятельствах. Данные заявления не оплачиваются государственной пошлиной (п. 14, 19 ч. 1 ст. 89 ГПК).
Заявления подаются в суд, вынесший решение или определение. Если решения или определения были отменены полностью или в части изменены апелляционной, кассационной или надзорной инстанция-[, то в этих случаях заявление, представление пересматриваются по ювь открывшимся обстоятельствам тем судом, который изменил :рвоначальное или принял новое решение или определение. Если вы-[естоящие суды не изменяли и не принимали новых решений, опреде-:ний во изменение судебных актов суда первой инстанции, то их оп-;деления не пересматриваются.
Рассмотрение заявления по пересмотру по вновь открывшимся об-•оятельствам решения, определения суда происходит в судебном задании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде [ервой инстанции, апелляционной, кассационной инстанции, в зави-[мости от того, в суд какой инстанции подано заявление. Лица, участ-гющие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, но [х неявка не препятствует рассмотрению заявления (ст. 396 ГПК). За-ih обязывает суд извещать о заседании лиц, участвующих в деле. !сли суд рассмотрит заявление без надлежащего извещения, то опре-[ение суда об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заяв-;ния о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам под-[ежит безусловной отмене (ст. 364 ГПК). В силу действия принципа [иснозитивности лица, участвующие в деле, сами решают, являться в или нет.
402 Глава 29. Пересмотр решений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам
При рассмотрении заявления по вновь открывшимся обстоятельствам суд само гражданское дело не пересматривает по существу, а только проверяет, действительно ли указанные в заявлении, представлении обстоятельства являются вновь открывшимися, имеют ли эти обстоятельства существенное значение для дела. Установление этих фактов влечет вынесение определения об удовлетворении заявления и отмене вступившего в законную силу решения, определения (полностью или в части). Если суд придет к выводу о том, что вновь открывшихся обстоятельств нет или они есть, но не имеют существенного значения для дела, то суд вынесет определение об отказе в удовлетворении заявления.
Определение суда по результатам рассмотрения заявления о пересмотре вступивших в законную силу решения, определения должно соответствовать требованиям ст. 225 ГПК. Определение суда об удовлетворении заявления, представления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда обжалованию не подлежит. На определение суда об отказе в удовлетворении заявления, представления может быть подана частная жалоба или представление прокурора, так как такое определение препятствует дальнейшему движению дела (ст. 331, 371 ГПК).
В случае отмены решения, определения суда дело рассматривается судом по правилам, установленным ГПК, т.е. по правилам судопроизводства в суде первой инстанции. Судебное заседание по рассмотрению дела по существу может происходить позже, так как суду необходимо будет подготовить дело к судебному разбирательству и вызвать в процесс всех участников судебного заседания.
Глава 30
ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ
Вопросы к теме
1. Правовое положение иностранных лиц в российском гражданском процессе.
2. Подведомственность и подсудность 1ражданских дел с участием иностранного лица в российском государстве.
3. Правовая помощь по гражданским делам.
а
§ 1. Правовое положение иностранных лиц в российском гражданском процессе
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные гражда-|не и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации пра-'вами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В разд. V ГПК используется понятие «иностранные лица», в число которых включены иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации.
Иностранные граждане — лица, не являющиеся гражданами РФ и обладающие гражданством иностранного государства. Лица без гражданства — лица, не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)1.
Иностранная организация — организация, учрежденная за границей (ст. 1202—1203 ГК). Международная организация — объединение
СЗ РФ 2002 № 22. Ст 2031
1
404
Глава 30. Производство по делам с участием иностранных лиц
государств или национальных обществ, ассоциаций, граждан различных государств, учрежденное на постоянной основе, имеющее органы управления и действующее для достижения определенных целей.
Правовой статус иностранных лиц, в области российского гражданского судопроизводства, основан на положениях принципа национального режима. В соответствии с данным принципом им предоставляется право пользоваться процессуальными правами и нести процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, а также обращаться в суды РФ, но только для защиты своих прав, свобод и законных интересов. Так, иностранные лица могут выступать в качестве истца и ответчика, третьих лиц, лично участвовать в судопроизводстве или через представителя, но не могут обращаться в суд с заявлением от своего имени в защиту прав, свобод и интересов других лиц.
В силу наличия национального режима на иностранных лиц распространяются положения гражданского процессуального законодательства РФ, федеральных законов и положений международных договоров (ч. 3 ст. 398 ГПК).
Правительство РФ может устанавливать ответные ограничения гражданских процессуальных прав в отношении'иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения прав российских граждан и организаций (ч. 4 ст. 398 ГПК).
Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется, в соответствии со ст. 399 ГПК, их личным законом (lex patria), т.е. правом страны, гражданство которой он имеет, или соответственно правом страны, в которой лицо имеет место жительство. Такое правило устанавливает исключение из общего правила (lex fori) о неприменимости иностранного права в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 398 ГПК).
Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранного гражданина или лица без гражданства определяется российским правом только в случае, если иностранный гражданин наряду с иностранным гражданством имеет гражданство РФ или имеет место жительства в Российской Федерации (ст. 36,37 и ч. 3 ст. 399 ГПК); если на основе личного закона физическое иностранное лицо не является дееспособным, то оно может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным в соответствии с российским законодательством (ст. 37 и ч. 5 ст. 399 ГПК).
I
§ 1. Правовое положение иностранных лиц в российском гражданском процессе405
Процессуальная правоспособность иностранных организаций определяется ее личным законом, т.е. правом страны, в которой она учреждена. Если личный закон не наделяет иностранную организацию процессуальной правоспособностью, то на территории РФ она может быть признана процессуально правоспособной на основании российского права.
Процессуальная правоспособность международной организации определяется на основе международного договора, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут участвовать в гражданском судопроизводстве лично или через представителя. В качестве представителя могут выступать российский гражданин, адвокат — член Инюрколлегии (специализирующейся на оказании правовой помощи по делам с «иностранным элементом»), юридические фир-
(обладающие лицензией на право оказания представительских услуг), иностранный адвокат или иностранная юридическая фирма.
Международными договорами РФ с рядом зарубежных государств предусмотрена возможность представительства иностранных граждан консулами. В соответствии со ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. консульскими функциями является «с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов».
Полномочия представителя оформляются доверенностью (ст. 53 ГПК), за исключением законного представительства (ст. 53 ГПК) и представительства консулами.
Иностранные государства в РФ обладают судебным иммунитетом (неприкосновенностью), что означает изъятие одного государства из-под юрисдикции другого. В соответствии со ст. 401 ГПК предъявление иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, принятие к этому имуществу ^ер по обеспечению иска, обращение взыскания на имущество в поряд-
исполнения решений суда допускаются только с согласия компе-
406
Глава 30. Производство по делам с участием иностранных лиц
тентных органов соответствующего государства. Международным договором с участием РФ или федеральным законом могут устанавливаться ограничения из общего принципа судебного иммунитета.
Судебный иммунитет международной организации, если она не занимается предпринимательской деятельностью, является абсолютным, его пределы и объем определяется международным договором и федеральными законами РФ, а также их уставами, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания. Например, ООН, в соответствии со ст. 105 Устава ООН, пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для самостоятельного выполнения ими своих функций, связанных с деятельностью Организации.
Дипломатический иммунитет имеет абсолютный характер, регулируется внутренним законодательством и международными договорами. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания. Это означает, что к ним нельзя предъявить иск, принудительно привлечь к участию в процессе в качестве свидетелей, экспертов и др.
Дипломатический иммунитет не защищает от:
а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
б) исков, касающихся наследования, если дипломатический агент, выступая в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя, действует как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;
в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
Члены семьи дипломатических агентов, проживающие вместе с ним, пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, если они не являются гражданами государства пребывания.
Консульский иммунитет имеет ограниченный (функциональный) характер. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. устанавливает судебный иммунитет консульских должностных лиц и консульских служащих, которые не подлежат юрисдикции су-
§ 2. Подведомственность и подсудность гражд. дел с участием иностран. граждан 407
дебных или административных органов государства пребывания относительно действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, за исключением гражданского иска, вытекающего из договора, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательства в качестве агента представляемого государства, а также иска третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожно-транспортным средством, судном или самолетом.
§ 2. Подведомственность и подсудность гражданских дел с участием иностранных граждан
Гражданские дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций подведомственны судам РФ по правилам разграничения подведомственности, установленным в российском законодательстве (ч. 2 ст. 22 ГПК).
Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в РФ (международная подсудность) определяется по правилам ст. 23—33,402—406 ГПК.
Общее правило международной подсудности заключается в том, что суды в РФ могут рассматривать дела с участием иностранных лиц, если ответчик имеет место жительства в РФ или находится на территории РФ (для организаций). Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает (ст. 20 ГК). Законодатель в ч. 3 ст. 402 ГПК устанавливает дополнительные основания определения подсудности дел с участием иностранных лиц судам в РФ (например, если ответчик имеет имущество, находящееся на территории РФ; по делу о взыскании алиментов и об установлении отцовства истец имеет место жительства в РФ и т.д.).
По делам с участием иностранного элемента возможно применение правил альтернативной подсудности, предусмотренных ст. 29 ГПК.
Правила исключительной международной подсудности регулируются положениями ст. 403 ГПК, не могут изменяться соглашением сторон и не зависят от места жительства ответчика. Так, дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, подсудны российским судам, а если имущество находится за пределами РФ, — суду иностранного государства.
1
408
Глава 30. Производство по делам с участием иностранных лиц
Стороны могут заключить договор об изменении подсудности дела (пророгационное соглашение) до принятия его судом к производству, за исключением правил, закрепленных в ст. 26, 27, 30, 403 ГПК.
§ 3. Правовая помощь по гражданским делам
Исполнение поручений судов иностранных государств
По делам с участием иностранных лиц иногда возникает необходимость совершения отдельных процессуальных действий на территории другого государства. В этом случае следует использовать процедуру судебного поручения. .Порядок исполнения поручений регулируется международным договором РФ, а при его отсутствии — федеральным законом. Основным документом о правовой помощи по гражданским и семейным делам является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.
Обращение суда одного государства к суду другого государства осуществляется путем:
а) непосредственного обращения к органу, выполняющему поручение, минуя промежуточную центральную инстанцию (предусмотрено Конвенцией государств Европейского союза от 26 мая 1997 г.);
б) обращения суда в министерство иностранных дел своего государства, которое через посольство или консульство обращается к министерству иностранных дел соответствующего государства с нотой, а оно направляет поручение суду своего государства;
в) обращения с судебным поручением к центральным органам юстиции иностранного государства.
Законодатель в ч. 1 ст. 407 ГГ1К приводит примерный перечень процессуальных действий, совершаемых в порядке судебных поручений. Это вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др. Если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо не входит в компетенцию суда, то оно не подлежит исполнению (ч. 2 ст. 407 ГПК).
Поручения иностранных судов исполняются судебными органами РФ по правилам российского процессуального законодательства (ст. 62, 63 ГПК), если иное не предусмотрено международным договором РФ. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Минской конвенции при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение должно также руководствоваться законодательст-
§ 3. Правовая помощь по гражданским делам
409
вом своей страны. Однако по просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей страны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны1.
Судам в РФ предоставляется право обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении процессуальных действий на основании международных договоров РФ и федерального законодательства.
В российском судопроизводстве с участием иностранных лиц иностранные официальные документы принимаются судами РФ с переводом их на русский язык, заверенным в установленной форме, и при наличии легализации, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом. Легализация — удостоверение МИД РФ о подлинности реквизитов документа. Иностранный документ может быть принят и без легализации, если об этом имеется соглашение между РФ и иностранным государством. В РФ с 1 мая 1992 г. действует Гаагская конвенция от 5 октября 1961 г., отменяющая требование легализации официальных иностранных документов (органов прокуратуры, секретаря суда, судебного исполнителя, нотариальные акты).
На иностранном документе должен быть проставлен апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Апостиль — специальная формализованная запись, выполняемая компетентным органом государства, в котором был выдан документ, и удостоверяющая подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, а также подлинность печати или штампа, которым скреплен этот документ. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с документом. В Российской Федерации апостиль проставляется органами юстиции.
Признание и исполнение решений иностранных судов
Решения иностранных судов по гражданским делам (в том числе об утверждении мирового соглашения, за исключением дел по экономическим спорам и дел, связанных с предпринимательской или экономической деятельностью), а также цриговоры по уголовным делам в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, признаются и ис-
1 Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М А. Викут. М„ 2003. С. 737 (автор главы - Н.Г. Елисеев).
410
Глава 30 Производство по делам с участием иностранных лиц
полняются в Российской Федерации при условии, что это предусмотрено международным договором РФ (примером тому — Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.).
Решение иностранного суда, подлежащее принудительному исполнению, может быть предъявлено к исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу.
Взыскатель обращается с ходатайством о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда, которое рассматривается краевым, областным судом и другими судами субъектов РФ по месту жительства или нахождения должника в Российской Федерации либо по месту нахождения его имущества, если он не имеет места жительства или места нахождения в Российской Федерации. К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором РФ, или документы, перечень которых закреплен в ч. 2 ст. 411 ГПК.
Ходатайство о принудительном исполнении решения иностранного суда рассматривается в открытом судебном заседании. Должник извещается о времени и месте рассмотрения ходатайства, но его неявка без уважительной причины не препятствует рассмотрению ходатайства. Рассмотрев представленные доказательства и выслушав должника, суд выносит определение о принудительном исполнении решения иностранного суда. На основании этого определения, вступившего в законную силу, выдается исполнительный лист, направляемый в суд по месту исполнения решения иностранного суда.
Суд, рассматривая ходатайство, может отказать в принудительном исполнении решения иностранного суда при наличии оснований, предусмотренных в ст. 412 ГПК.
Решения иностранных судов, не требующие по характеру принудительного исполнения, признаются без специального производства. Однако заинтересованное лицо может в течение месяца, после того как ему стало известно о поступлении решения, заявить по месту своего жительства или месту нахождения в суд субъекта РФ возражение относительно признания решения иностранного суда. Возражение рассматривается судом в открытом судебном заседании с извещением заявителя, по окончании заседания выносится определение.
Решения иностранных судов о расторжении и признании недействительным брака между российским гражданином и иностранным гражданином, если в момент рассмотрения дела хотя бы один из супругов проживал вне пределов Российской Федерации (ч. 4 ст. 160 СК). Реше-
§ 3 Правовая помощь по гражданским делам
411
ния иностранных судов относительно статуса гражданина государства, суд которого принял решение о расторжении или признании недействительным брака между российскими гражданами, если оба супруга в момент рассмотрения дела проживали вне пределов РФ и др., в Российской Федерации признаются автоматически и не требуют дальнейшего производства (ст. 415 ГПК).
Решения иностранных третейских судов (арбитражных решений) признаются и исполняются в Российской Федерации по правилам признания и исполнения иностранных судебных решений с особенностями, предусмотренными в ст. 416 ГПК. Сторона обращается с ходатайством о признании или об исполнении решения и приложением подлинного решения иностранного третейского суда (арбитража) или его заверенной копии, подлинного арбитражного соглашения или его заверенной копии. В признании и исполнении решений иностранных третейских судов (арбитражей) может быть отказано при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых закреплен в ст. 417 ГПК.
' 1. Нормативное регулирование третейского судопроизводства в РФ 413
Глава 31 ТРЕТЕЙСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО
Вопросы к теме
1. Нормативное регулирование третейского судопроизводства.
2. Общее представление о третейском судопроизводстве.
3. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов.
4. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
а
§ 1. Нормативное регулирование третейского судопроизводства в Российской Федерации
Согласно ст. 11 ГК защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.
Третейские суды, являясь альтернативой государственным юрис-дикционным органам, призваны разрешать споры из гражданских правоотношений и в данном качестве хорошо известны в нашей стране на протяжении веков. Еще в Договорной грамоте великого князя Дмитрия Донского с серпуховским князем Владимиром Храбрым, датируемой 1362 г., предусматривалась возможность разрешения спорных правоотношений в третейском суде.
Впервые законодательное закрепление институт третейского судопроизводства получил в Соборном Уложении 1649 г., в текст которого было включено Уложение XV.5 «О третейском суду».
Поиски эффективного негосударственного механизма разрешения гражданско-правовых споров продолжали активно вестись в нашей стране в XVII—XVIII вв., на рубеже которых было принято около двадцати нормативных актов, в той или иной мере регулирующих процедуру третейского судопроизводства. В обоснование необходимости подобного института в 1803 г. в докладе Александру I автор «Устава Тре-
тейского совестного суда» Г. Державин отмечал, что «польза от учреждения суда сего весьма важна и ощутительна»1.
Официальная история третейских судов в России начинается с 15 апреля 1831 г. с утверждения Николаем I Положения « О третейском суде Российской Империи», которое впоследствии вводилось в Свод законов Российской империи 1833,1842 и 1857 гг. С принятием Устава гражданского судопроизводства 1864 г. в него была включена специальная глава «О третейском суде», нормы которой детально регулировали третейское судопроизводство.
С первых дней существования советской власти институту третейского судопроизводства также уделялось должное внимание. В Декрете СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде»2 содержалось указание о возможности «по всем спорным гражданским, а также частноуго-ловным делам» обращаться в третейский суд, порядок деятельности которого определялся Декретом ВЦИК от 16 февраля 1918 г.3 Особое развитие данная форма защиты гражданских прав получила в период нэпа у предпринимателей, заинтересованных в быстром, профессиональном и конфиденциальном разрешении их споров по коммерческим операциям.
В ГПК РСФСР 1923 г. содержалась специальная гл. XXII, посвященная третейским записям и решениям. В приложение № 1 к этой главе Кодекса было включено Положение о третейском суде4.
В 1930 г. была образована Морская арбитражная комиссия5, а в 1932 г. — Внешнеторговая арбитражная комиссия6, являвшиеся специализированными третейскими судами, призванными разрешать в рамках компетенции внешнеэкономические споры.
С принятием в 1964 г. ГПК РСФСР в него в качестве приложения № 3 было включено Положение о третейском суде, регулировав-|шее порядок разрешения споров между физическими лицами в тре-рейском суде, создаваемом для рассмотрения конкретного дела |(ad hoc).
В ходе экономических и политических реформ, проводившихся в (российской Федерации в конце 90-х гг. XX в., возникла необходимость
1 Державин Г. Доклад Его Императорскому Величеству (с приложениями). СПб., 1803. С. 5-6.
2 СУ РСФСР. 1917. № 4. Ст. 50.
3 СУ РСФСР. 1918. № 28. Ст. 366.
4 СЗ РСФСР. 192/1 № 78. Ст. 783. ' СЗ СССР. 1930. № 60. Ст. 637.
6 СЗ СССР. 1932. № 48. Ст. 281.
414
Глава 31. Третейское судопроизводство
в более детальном регулировании третейского судопроизводства. Результатом этого стало утверждение постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров1, нормы которого регулировали порядок разрешения в третейских судах (как ad hoc, так и постоянно действующих) споров из внутрироссийских гражданских правоотношений между юридическими лицами. Процедура разрешения гражданско-правовых споров из международных правоотношений закреплялась в Законе РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»2.
Однако указанные три нормативных акта содержали ряд пробелов и противоречий, что сдерживало развитие отечественных третейских судов и создавало трудности в их практической деятельности.
Процесс развития института третейского судопроизводства активно продолжается и в наши дни. Об этом свидетельствует планомерное развитие законодательства, регулирующего их правоохранительную деятельность, и как закономерное следствие - рост численности третейских судов и количества рассматриваемых ими дел.
В настоящее время третейское судопроизводство в нашей стране регулируется двумя специальными нормативными актами: Законом 1993 г. и Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации»3. Разграничение сферы действия указанных нормативных актов проводится по следующему критерию: деятельность международных третейских судов (арбитражей) регламентируется Законом 1993 г., а «внутренних» третейских судов — Законом 2002 г.
Наряду с названными специальными законами ряд аспектов деятельности третейских судов в РФ закреплен в нормах ГПК и АПК. Кроме того, возможность разрешения отдельных категорий споров в третейских судах предусматривается многочисленными материально-правовыми нормативными актами4.
1 ВВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1790.
2 ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1240 (далее - Закон 1993 г.). ! Далее - Закон 2002 г.
4 См., например: ст. 64 и 129 Водного кодекса РФ; ст. 281,342,352,393 и др. Кодекса торгового мореплавания РФ; ст. 17 Федерально: о закона от 23 февраля 1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; ст. 49 Закона РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»; ст. 35 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; ст. 31 Патентного закона Российской Федерации 1992 г.; ст 25 Федерального закона от 16 июля 1998 г. 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др
§ 2. Общее представление о третейском судопроизводстве
415
§ 2. Общее представление о третейском судопроизводстве
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации могут образовываться третейские суды двух видов: постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора — ad hoc. Если первые из них образуются организациями — юридическими лицами, то третейские суды ad hoc создаются самими сторонами спорного правоотношения.
Постоянно действующие третейские суды в своей деятельности, наряду с федеральным законодательством, руководствуются внутренними правилами (уставами, регламентами, положениями), утвержденными организацией-учредителем, нормами которых регулируют третей-N ское судопроизводство. Фактически эти правила заменяют третейским судам нормы федерального процессуального законодательства и в совокупности с Законом 2002 г. являются для них приоритетными при правоохранительной деятельности.
Предпосылкой для обращения в третейский суд является заключенное сторонами правоотношения соглашение о третейском суде (ст. 5 Закона 2002 г.), которое бывает двух видов: третейская оговорка (включаемая непосредственно в текст иного документа — договора, контракта и т.п.) и третейское соглашение (представляющее самостоятельный документ). Соглашения о третейском суде не могут быть аннулированы в одностороннем порядке. В соглашении о третейском суде, составляемом в простой письменной форме, наряду с прочими необходимыми реквизитами (наименование и адреса сторон, предмет спора, дата и место составления и т.п.) должно быть указано официальное наименование третейского суда, в котором стороны собираются разрешить спорное правоотношение. Данное требование обусловлено тем, что, во-первых, во многих субъектах Федерации существуют десятки третейских судов и, во-вторых, у каждого из них свои правила, эторые могут существенно различаться.
После заключения соглашения о третейском суде и возникновения эедусмотренного им спора о праве заинтересованная сторона обраща-гся в третейский суд путем подачи искового заявления, которое долж-йо отвечать общим требованиям гражданского процессуального законодательства. Наряду с этим в исковом заявлении отражаются сведе-«ш о наличии заключенного соглашения о третейском суде, и оно при-!агается к исковому заявлению.
При подаче искового заявления истец не уплачивает государствен-|ную пошлину. Им вносится на расчетный счет третейского суда ее ана-
416
Глава 31. Третейское судопроизводство
лог — третейский сбор, размер которого устанавливается каждым третейским судом самостоятельно.
Одной из характерных отличительных особенностей третейских судов от судов общей юрисдикции и арбитражных судов1 является порядок формирования состава третейского суда для разрешения спора. В соответствии с нормами гл. III Закона 2002 г. стороны сами выбирают третейских судей. Истец и ответчик могут выбрать по обоюдной договоренности кандидатуру одного третейского судьи (обязательно с высшим юридическим образованием) и в таком случае дальнейшее рассмотрение дела проводится единолично третейским судьей. Если подобной договоренности сторонам достичь не удалось, то каждая из них избирает равное количество третейских судей (имеющих любое образование), которые избирают себе председательствующего (обязательно с высшим юридическим образованием).
Законодательство содержит ряд требований и ограничений к кандидатурам третейских судей (ст. 8 Закона 2002 г.).
Если сторона (стороны) по каким-либо причинам не осуществляет выбор кандидатуры третейского судьи, либо избранные сторонами третейские судьи не избирают себе председательствующего, за них это вправе сделать председатель постоянно действующего третейского суда, если подобное его право закреплено в правилах. В третейском суде ad hoc в подобной ситуации рассмотрение дела прекращается, и спор впоследствии может быть передан на рассмотрение в суд (ст. 10 Закона 2002 г.).
После того как состав третейского суда сформирован, дело рассматривается в соответствии с требованиями Закона 2002 г. При этом следует учитывать то обстоятельство, что указанный Закон содержит большое число норм и положений диспозитивного характера, которые могут быть изменены как правилами постоянно действующего третейского суда, так и по взаимному соглашению сторонами.
В процессе рассмотрения дела третейский суд в первую очередь решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции на рассмотрение данного дела. При положительном разрешении вопроса начинается непосредственно рассмотрение дела, а при отрицательном — выносится определение о прекращении производства по делу (ст. 17 и 38 Закона 2002 г.).
1 Далее вместо понятий «суд общей юрисдикции» и «арбитражный суд» используется общее понятие «суд».
§ 2. Общее представление о третейском судопроизвод
41;
В отличие от гражданского и арбитражного процессов в третейском судопроизводстве одним из основополагающих начал является принцип конфиденциальности (ст. 18 Закона 2002 г. означающий, что третейский судья не вправе разглашать сведения и не может быть допрошен об обстоятельствах рассмотренного дела (ст. 22 Закона 2002 г.). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона 2002 г. рассмотрение дела проходит в закрытом судебном заседании. Отступления от этих правил допускаются исключительно при наличии обоюдного согласия сторон.
В процессе рассмотрения дела сторона рассматриваемого дела вправе обратиться в суд с заявлением о принятии принудительных обеспечительных мер. Данное заявление подается в суд по месту третейского судопроизводства или по месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. Рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер по иску, рассматриваемому третейским судом, проводится в обычном порядке, установленном гражданским и арбитражным процессуальным законодательством (ст. 25 Закона 2002 г.).
В остальном процедура рассмотрения дела в третейском суде аналогична рассмотрению дела в суде первой инстанции и завершается принятием решения, которое, в отличие от судебных решений, по общим правилам третейского судопроизводства окончательно и обжалованию не подлежит. Однако, несмотря на то, что третейские суды — негосударственные юрисдикционные органы, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на их решения наряду с решениями иных юрисдикционных органов могут быть выданы исполнительные листы, подлежащие принудительному исполнению. В этой связи действующее законодательство предусматривает опосредованный судебный контроль за третейскими судами (см. § 3 и 4 данной главы). Однако следует учитывать, что суды не вправе контролировать всю деятельность третейских судов или пересматривать по существу принимаемые ими решения. В сферу их компетенции в данном случае входит лишь проверка соблюдения третейским судом порядка совершения отдельных действий процессуального характера, перечень которых императивно установлен законодательством.
418
Глава 31 Третейское судопроизводство
§ 3. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов
Законом 2002 г (гл. VII) предусматривается возможность оспаривания решения третейского суда. Аналогичная норма содержится и в Законе 1993 г. Однако ГПК РСФСР (1964 г.) и АПК РФ (1995 г.) механизм оспаривания решений третейских судов и процедура рассмотрения в государственных судах данных категорий дел не предусматривались, что создавало на практике существенные проблемы.
В настоящее время, с принятием АПК РФ и ГПК РФ, названный нормативный пробел ликвидирован, следствием чего явилась унификация отечественного законодательства о третейском судопроизводстве.
Нормы законов 1993 и 2002 гг., АПК и ГПК, предусматривая идентичные основания для оспаривания и отмены решения третейского суда, однотипно регулируют и процедуру рассмотрения дел указанной категории.
В соответствии со ст. 418 ГПК решение третейского суда, принятое на территории Российской Федерации, может быть оспорено сторонами третейского судопроизводства путем подачи заявления о его отмене в суд, на территории действия которого оно принято. При этом необходимо учитывать норму ст. 40 Закона 2002 г., в соответствии с которой решение третейского суда может быть оспорено, только если его окончательность императивно не закреплена сторонами третейского судопроизводства в соглашении о третейском суде. Если стороны третейского судопроизводства достигли договоренности об окончательности будущего решения третейского суда и зафиксировали ее в соглашении о третейском суде, решение оспариванию не подлежит.
Заинтересованная сторона третейского судопроизводства — заявитель1 или надлежащим образом на то уполномоченный его представитель может подать заявление об отмене решения третейского суда в течение трех месяцев со дня получения оспариваемого решения, оплачиваемое государственной пошлиной в соответствии с требованиями Закона РФ «О государственной пошлине» в сумме, равной пятикратному МРОТ.
1 В настоящем параграфе сторона третейского судопроизводства, оспаривающая решение третейского суда, именуется «заявитель», а противоположная сторона — «сто-
рона третейского судопроизводства»
_______§3 Производство по делам об оспаривании решений третейских t удов 419
Заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме. В нем в соответствии с требованиями ст. 419 ГПК должны содержаться: наименование суда, в который оно подается; наименование третейского суда, принявшего решение; наименование и координаты заявителя и стороны третейского судопроизводства; дата и место принятия оспариваемого решения, а также дата его получения заявителем.
Если решение третейского суда принято в городе, имеющем территориальное деление на районы, в заявлении о его отмене наряду с наименованием города обязательно указывается еще и наименование района, на территории которого принято указанное решение. Это требование обусловливается содержащейся в ч. 2 ст. 418 ГПК нормой об определении территориальной подсудности данной каге-юрии дел конкретным судам в зависимости от места принятия решения.
Указание даты получения решения третейского суда заявителем имеет существенное значение, так как именно с нее начинается исчисление трехмесячного срока на его оспаривание.
В описательной части заявления об отмене решения третейско! о суда заявителем должны быть изложены основания его отмены, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 421 ГПК, а также аргументация наличия этих оснований. Никакие иные основания для отмены решения третейского суда (его необоснованность, недоказанность и т.п.) не могут указываться и приниматься во внимание.
К заявлению об отмене решения третейского суда должны быть приложены документы, указанные в ч. 3 ст. 419 ГПК.
В случае несоблюдения заявителем каких-либо требований ст. 419 ГПК судья с учетом их характера вправе возвратить заявление по правилам ст. 135 ГПК либо оставить его без движения по правилам ст. 136 ГПК.
При соблюдении всех законодательных требований судья в соот-ветствии с ч. 1 ст. 420 ГПК единолично рассматривает заявление об отмене решения третейского суда в месячный срок со дня его поступления.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья по ходатайству заявителя и стороны третейского судопроизводства вправе истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается. Отдельными авторами отмечается, что данное требование «не следует толковать слишком буквально и однозначно», так как в противном случае затребование материалов дела из третейского
420
Глава 31. Третейское судопроизводство
суда станет практически невозможным1. Однако, как следует из содержания ч. 2 ст. 420 ГПК, данная норма является императивной и, следовательно, судья не может истребовать материалы дела из третейского суда по заявлению только заявителя или стороны третейского судопроизводства. Как отмечают многие авторы2, подобное право у суда возникает исключительно при наличии ходатайства обеих сторон.
Заявитель и сторона третейского судопроизводства извещаются надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ГПК и п. 4 ст. 27 Закона 2002 г. рассмотрение в суде дела по заявлению об отмене решения третейского суда проходит в закрытом 'судебном заседании по общим правилам гражданского судопроизводства. В ходе судебного заседания путем исследования представленных доказательств устанавливается наличие либо отсутствие оснований для отмены решения третейского суда.
Основания, при наличии которых суд отменяет решение третейского суда, закреплены в ст. 421 ГПК и в ст. 42 Закона 2002 г. и могут быть условно разделены на две группы: основания, наличие которых заявитель обязан доказывать, и основания, не требующие специального доказывания заявителем.
К первой группе относятся: недействительность соглашения о третейском суде по основаниям, предусмотренным федеральным законом (п. 1 ч. 2 ст. 421 ГПК); неуведомление надлежащим образом стороны третейского судопроизводства об избрании или назначении третейских судей либо о рассмотрении дела в третейском суде, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, а также случаи, когда сторона по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения (ч. 2 ст. 421 ГПК); факты принятия третейским судом решения по спору, не предусмотренному соглашением о третейском суде либо не подпадающему под его условия, а также случаи принятия решения по вопросам, выходящим за пределы соглашения о третейском суде (ч. 2 ст. 421 ГПК); случаи несоответствия соста-
§ 3. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов 421
1 См., например. Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. С. 705-706 (автор главы — Е.В. Кудрявцева).
2 См., например: Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации» // Третейский суд. 2003. № 2 С. 28 (автор комментария -ЕВ. Виноградова); Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Ф. Яковлева, М К. Юкова М . 2003. С. 614 (автор комментария — Т.Н. Нешатаева).
ва третейского суда или процедуры третейского судопроизводства соглашению сторон или федеральному закону (ч. 2 ст. 421 ГПК).
При наличии и доказанности заявителем какого-либо из перечисленных оснований принятое третейским судом решение подлежит отмене.
Ко второй группе относятся следующие основания: во-первых,-спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом вообще не мог быть предметом третейского судопроизводства (ч. 3 ст. 421 ГПК) и, во-вторых, решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права (ч. 3 ст. 421 ГПК).
Данные основания не требуют специального доказывания заявителем. Проверка их наличия законодателем возлагается на суд и, в положительном случае, они являются безусловным основанием для отмены решения третейского суда.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании решения тре-i ейского суда и исследования представленных доказательств судья в совещательной комнате выносит определение об отказе в отмене решения третейского суда либо о его отмене.
В определении, наряду с обычными сведениями, предусмотренными ст. 225 ГПК, в соответствии с ч. 2 ст. 422 ГПК должны содержаться: данные об оспариваемом решении третейского суда и месте его принятия; наименование и состав принявшего оспариваемое решение третейского суда; наименование сторон третейского судопроизводства, а также указание на отмену решения третейского суда полностью или в части либо на отказ в его отмене. Данное определение может быть обжаловано заявителем или стороной третейского судопроизводства в кассационную инстанцию в течение десяти дней по общим правилам гражданского судопроизводства.
Правовые последствия отмены решения третейского суда прямо зависят от повлекших ее нормативных оснований. В ч. 4 ст. 422 ГПК содержится указание о том, что при отмене решения третейского суда по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 421 ГПК, стороны третейского судопроизводства за разрешением спора могут обратиться в суд по общим правилам гражданского судопроизводства. Аналогичная норма содержится и в ст. 43 Закона 2002 г. Во всех иных случаях отмены решения третейского суда стороны третейского судопроизводства, в соответствии с ч. 3 ст. 422 ГПК, вправе вновь обратиться в третейский суд, если подобная возможность не утрачена. Таким образом, из анализа ст. 422 ГПК следует, что в случае отмены решения третейского суда и по причинам, предусмотренным ч. 3 ст. 421 ГПК, стороны третейского
J*
422
Глава 31. Третейское судопроизводство
судопроизводства могут для разрешения спора повторно обратиться в третейский суд, что прямо противоречит содержащимся в ней основаниям. На наш взгляд, и при отмене решения третейского суда по причинам, предусмотренным ч. 3 ст. 421 ГПК, стороны третейского судопроизводства должны действовать в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 422 ГПК, т.е. обращаться в суд, но не в третейский суд.
§ 4. Производство по делам о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
До 2002 г. механизм выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов не имел подробного законодательного закрепления, а существовавшие по этому вопросу нормативные указания были противоречивыми и неоднозначными. В настоящее время приведение решений третейских судов к принудительному исполнению детально и унифицировано регулируется нормами Законов 1993 и 2002 гг., а также соответствующими главами ГПК и АПК.
По общепринятому как в отечественной, так и в зарубежной практике третейского судопроизводства правилу решения третейских судов подлежат добровольному исполнению в порядке и сроки, установленные в самом решении. Если в решении третейского суда не установлен срок его исполнения, оно в соответствии с п. 2 ст. 44 Закона 2002 г. подлежит немедленному исполнению.
На практике нередки случаи неисполнения в добровольном порядке решений третейских судов. В связи с тем, что третейские суды являются негосударственными, альтернативными юрисдикционными органами, механизм принудительного исполнения их решений существенным образом отличается от приведения в исполнение решений государственных судов. Для получения исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда следует выполнить ряд процессуальных действий.
В соответствии с требованием ч. 2 ст. 423 ГПК сторона, в пользу которой принято не исполненное добровольно решение третейского суда, — заявитель1 обращается с заявлением в суд по месту жительства или месту нахождения должника, а в случае их неизвестности — по месту нахождения имущества должника.
1 В настоящем параграфе сторона третейского судопроизводства, в пользу которой принято решение, именуется «заявитель», а противоположная сторона — «должник».
§ 4. Производство по делам о_пыдаче исполнительных листов
423
В ГПК не определен срок, в течение которого возможна подача заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, и момент, с которого следует его исчислять. Данный пробел компенсируется п. 4 ст. 45 Закона 2002 г., предусматривающим, что подобное заявление может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.
Пропуск указанного трехлетнего срока влечет за собой возвращение судом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда без рассмотрения (п. 5 ст. 45 Закона 2002 г.). Однако в случае уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда возможно его восстановление судом по общим правилам гражданского судопроизводства.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается заявителем либо его надлежаще на то уполномоченным представителем. Требования к содержанию заявления и обязательных к нему приложений закреплены в ст. 424 ГПК и фактически соответствуют требованиям к заявлению об отмене решения третейского суда (ст. 419 ГПК). В случае подачи заявления с нарушением законодательных требований, оно оставляется без движения либо возвращается по правилам ст. 135 или 136 ГПК.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судьей единолично по общим правилам ГПК в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления в суд.
Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ст. 425 ГПК) в большей своей части аналогичен процедуре рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда (ст. 420 ГПК). Единствен-. ным существенным отличием является предусмотренная в ч. 5 ст. 425 ГПК ситуация, когда параллельно на рассмотрении в суде (судах) находятся и заявление об отмене решения третейского суда, и заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Подобное возможно в силу следующих причин: во-первых, обе стороны третейского судопроизводства вправе в одни и те же сроки обратиться с заявлениями в суд — одна, оспаривая решение третейского суда, а вторая, испрашивая на него исполнительный лист; во-вторых, названные заявления могут рассматриваться в разных су-
424
Глава 31. Третейское судопроизводство
дах, так как оспаривание решения третейского суда производится в суде, на территории которого оно принято (ч. 2 ст. 418 ГПК), а заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если они неизвестны — по месту нахождения имущества должника (ч. 3 ст. 423 ГПК).
В подобной ситуации судья, если признает это целесообразным, может, в соответствии с ч. 5 ст. 425 ГПК, отложить рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

<< Предыдущая

стр. 16
(из 18 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>