<< Предыдущая

стр. 5
(из 18 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Гражданским процессуальным законодательством прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле (ст. 34 ГПК), что связано с его юридической заинтересованностью в защите субъективных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Однако эта заинтересованность иного рода, чем заинтересованность сторон и третьих лиц, заявителей по неисковым делам, лично заинтересованных в исходе дела, в котором они участвуют как субъекты предположительно нарушенных (оспоренных) прав и интересов. Прокурор же от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Следовательно, заинтересованность прокурора является государственно-правовой.
Участие прокурора в гражданском судопроизводстве регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»1 и другими феде-
1 СЗ РФ 1995 № 47 Ст 4472
ральными законами, международными договорами РФ, ГПК и другими законами.
Закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает осуществление прокуратурой РФ надзорной функции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрений-дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (п. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Законодатель не наделяет прокуроров функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).
В гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц, поскольку его заинтересованность в процессе вытекает из его компетенции. Сущность участия прокурора в гражданском судопроизводстве четко выражена в законе: прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия.
В силу своей компетенции прокурор может быть заинтересован в деле и может участвовать в рассмотрении и разрешении любого гражданского дела. Этим заинтересованность прокурора отличается от заинтересованности государственных органов и органов местного самоуправления, участие которых в гражданском судопроизводстве ограничивается лишь сферой их деятельности, их функциями.
В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 12 ГПК прокурор участвует в рассмотрении судами гражданских дел, если того требует защита прав граждан, их свобод и законных интересов общества и государства. Из этого следует, что основанием участия прокурора в гражданском судопроизводстве является осуществление им законоохранительной функции.
От основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве следует отличать поводы для такого участия.
Прокурор может участвовать в процессе по конкретному гражданскому делу в связи с устными или письменными заявлениями граждан, сообщениями государственных органов, общественных или иных орга-
92
Глава 7. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
§ 2. Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде 93
низаций, публикациями в средствах массовой информации и т.п. Любое заинтересовавшее его сообщение может послужить поводом к участию в судопроизводстве.
Необходимость участия в конкретном гражданском деле в подавляющем большинстве случаев определяется мнением прокурора. «Мнение прокурора» означает, что прокурор сам, исходя из понимания своих обязанностей, решает вопрос о личном участии в процессе по тому или иному гражданскому делу.
Однако есть категории гражданских дел, в рассмотрении которых прокуроры обязаны принимать участие в силу закона. Так, прокурор обязан участвовать в рассмотрении судом следующих дел: о защите избирательных прав граждан (ч. 3 ст. 260 ГПК), о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим (ст. 273 ГПК), об усыновлении (удочерении) ребенка (ч. 3 ст. 278 ГПК), об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно рапоряжаться своими доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК). С обязательным участием прокурора также рассматриваются дела о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК) и об ограничении родительских прав (п. 3 ст. 73 СК).
Во исполнение указаний Генерального прокурора РФ прокуроры, как показывает судебная практика последних лет, часто предъявляют иски в защиту прав несовершеннолетних детей, нарушенных в результате незаконных сделок с приватизированными квартирами, заключаемых родителями этих детей.
§ 2. Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции
Прокурор как лицо, участвующее в деле, обладает широким кругом процессуальных прав. Он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы и другие ходатайства, представлять доказательства и участвовать в исследовании доказательств, задавать в судебном заседании вопросы другим участвующим в деле лицам, свидетелям, экспертам, давать заключения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, и по существу дела в целом, опротестовывать решения и определения, а также совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом (ст. 35, 45 ГПК).
Прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, обязан добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему правами.
Процессуальные права прокурора являются одновременно и его • обязанностями1. Указанное положение в теории гражданского процессуального права не является бесспорным. В обоснование возражения против такого утверждения приводится довод о том, что в каждом конкретном правоотношении субъективное право не может одновременно являться и обязанностью, поскольку в таком случае поведение субъекта не ставится в зависимость от его воли, и речь идет не о возможном, а о должном поведении лица2. С этим доводом следует согласиться. Но когда утверждается, что процессуальные права прокурора являются одновременно и его обязанностями, имеется в виду другое.
Прокурор как субъект конкретного гражданского процессуального правоотношения одновременно выступает субъектом государственного правоотношения, определяющего его полномочия. Так, имея право предъявлять иск в защиту чьих-либо интересов, прокурор обязан это сделать, если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или если нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Предъявив в таких случаях иск, прокурор обязан поддерживать его в суде (п. 4 ст. 27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Обладая процессуальным правом опротестования судебных актов, прокурор, в силу компетенции осуществляющий законоохранитель-ную функцию, обязан принести протест, если суд постановил незаконное решение. В этом случае обязанность прокурора не является процессуальной, а имеет иное основание и иную функциональную направленность — обязанность перед государством, наделившим прокурора функцией реагирования на любое нарушение закона.
Таким образом, тезис «процессуальные права прокурора являются одновременно и его обязанностями» вполне правомерен. Но поскольку он лаконичен и не раскрыт, отдельные представители теории гражданского процессуального права толкуют этот тезис не в том значении, в каком его следует понимать.
Правовое положение прокурора обусловлено сущностью и целями его участия в гражданском судопроизводстве. Объем и характер
1 См : Клейнман А. Ф. Советское гражданское процессуальное право. М , 1964. С. 12.
2 См : Гукасян Р.Е. Сущность участия прокурора в советском гражданском процес-се // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Саратов, 1974. С. 125.
94
Глава 7. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
§ 2. Формы участия прокурора в рассмотрении гражданского дела в суде 95
процессуальных прав прокурора обусловлен также формами его участия в деле.
В соответствии с гражданским процессуальным законодательством прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК).
Следовательно, законом предусмотрены две формы участия прокурора в гражданском деле.
Первая форма — обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по гражданскому делу в целях защиты прав и интересов других лиц (ст. 45 ГПК). Конкретно это правомочие осуществляется путем предъявления иска или подачи заявления по делам неисковых производств. Необходимо учитывать также, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Деятельность.прокурора, намеренного предъявить иск (подать заявление), начинается до обращения в суд. Прокурор должен собрать необходимые материалы и тщательно их проверить, выявить все доказательства, которые необходимо представить суду, и обосновать свое требование. Прокурор не может начинать дело, в исходе которого не уверен.
Проделав такую предварительную работу, прокурор составляв'! исковое заявление (заявление), соответствующее требованиям ст. 131 ГПК. Исковое заявление прокурора государственной пошлиной не оплачивается (пп. 18 п. 2 ст. 5 Закона «О государственной пошлине»1).
Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми правами и несег все обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения, так как не является субъектом спорного материального правоотношения. По этой же причине отказ прокурора от иска (заявления), поданного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу (ст. 45 ГПК).
Прокурор — всегда представитель государства и закона. Это обязывает его к объективности в оценке объяснений участвующих в деле лиц, показаний свидетелей, заключения эксперта.
СЗ РФ 1996. № 1. Ст. 19.
Если в результате рассмотрения дела прокурор убедится в необоснованности своих требований, он не только вправе, но и обязан заявить суду об отказе от них.
Задача прокурора, участвующего в гражданском судопроизводстве, состоит прежде всего в том, чтобы добиться вынесения законного и обоснованного решения, которым укрепляется высокий авторитет суда.
Исследование обстоятельств дела в судебном заседании, в котором участвует прокурор, заявивший иск, после доклада дела председательствующим начинается именно с его объяснения по поводу этого иска. Затем дает объяснение лицо, в интересах которого иск предъявлен прокурором (ст. 174 ГПК). Судебные прения в этом случае также начинаются с речи прокурора.
Вторая форма участия прокурора в гражданском деле — вступление в процесс, начатый по инициативе заинтересованного лица, для дачи заключения.
Вопрос о наличии оснований к вступлению прокурора в процесс не входит в процессуальные задачи суда и не подлежит его контролю. Проверить наличие оснований к вступлению прокурора в процесс по конкретному делу может только вышестоящий прокурор в порядке общей проверки деятельности нижестоящего прокурора.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами в целях осуществления возложенных на него полномочий.
Прокурор, вступивший в процесс для дачи заключения, не должен обосновывать исковые требования, представлять доказательства, давать объяснения по делу. Он лишь доводит до суда свое мнение о том, как должен быть разрешен спор между сторонами.
Заключение прокурора должно отвечать следующим требованиям:
быть обоснованным, содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с помощью этих доказательств существенные фактические обстоятельства;
давать анализ норм материального права, подлежащих применению к установленным судом фактическим обстоятельствам; квалификацию спорного правоотношения.
Значение юридически грамотного, доступного по форме заключения прокурора состоит в том, что оно помогает суду в вынесении законного и обоснованного решения и, кроме того, пропагандирует россий-
^
96
Глава 7. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
§ 3. Правовая природа участия прокурора в гражданском судопроизводстве 97
ские законы, способствует воспитанию законопослушных граждан. Убедительность заключения прокурора во многом зависит от формы изложения и общей грамотности.
Как и прокурор, предъявивший иск, прокурор, участвующий в гражданском судопроизводстве в форме дачи заключения, имеет широкий круг процессуальных прав и обязанностей (ст. 35, 45 ГПК).
§ 3. Правовая природа участия прокурора в гражданском судопроизводстве
Вопрос о правовом положении прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица, в теории гражданского процессуального права вызывает много споров. То обстоятельство, что процессуальное положение прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица, во многом аналогично положению истца, приводит некоторых ученых ,к выводу о том, что прокурор является стороной в деле1; другие считают, что прокурор в таких случаях является истцом в процессуальном смысле2. Ряд представителей теории гражданского процессуального права полагает, что прокурор выступает представителем государства (Н.А. Чечина, Н.В. Ченцов).
Последняя точка зрения, видимо, наиболее правильная, поскольку обусловлена сущностью участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
Прежде всего следует учитывать, что «прокурор в гражданском судопроизводстве» — понятие не только должностное, но и процессуальное. Этим понятием обозначается вид лица, участвующего в деле (ст. 34 ГПК). Прокурор, предъявивший иск в интересах другого лица, является субъектом процессуальной деятельности, осуществляющим законоохранительную функцию.
Введение института сторон, в частности истца, в процессуальном смысле в арсенал гражданского процессуального законодательства делает понятие спора о праве весьма неопределенным, широким и явно не соответствующим тому содержанию, которое вложено в него законодателем (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК). Категории «стороны в процессуальном смысле», «истец в процессуальном смысле» не могут быть теоретиче-
ски обоснованны и оправданны, а практически не будут содействовать улучшению деятельности органов суда и прокуратуры. Признание прокурора, предъявившего иск, стороной или истцом в процессуальном смысле извращает сущность его участия в гражданском судопроизводстве.
Прокурор независимо от формы может участвовать не только в суде первой инстанции, но и в других стадиях гражданского процесса.
Особенности участия прокурора в остальных стадиях рассмотрены ** в соответствующих главах настоящего учебника.
1 См.: Щеглов В.Н. Субъекты советского гражданского процесса. Томск, 1979. С 104.
2 См.: Шакарян М.С. Субъекты советского гражданского процессуального права М , 1970. С. 190.
§ 1 Основания и цель участия
99
Глава 8
СУБЪЕКТЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ ПРАВА, СВОБОДЫ И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ
Вопросы к теме
1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов местног о самоуправления, организаций и граждан.
2 Процессуальные права и обязанности субъектов, защищающих в гражданском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц
3 Формы участия государственных органов, органов местного самоуправления и других субъектов, защищающих в гражданском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц
4 Виды органов местного самоуправления, участвующих в гражданском судопроизводстве
5 Отличие участвующих в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц, от судебных представителей, прокурора, третьих лиц, эксперта
§ 1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве
субъектов, защищающих от своего имени права
и интересы других лиц
Российское государство призвано охранять и защищать права и законные интересы граждан и организаций. Эта правоохранительная (правозащитная) функция возложена, в частности, на государственные органы и на органы местного самоуправления как средство непосредственного и оперативного руководства обществом. Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском судопроизводстве.
Кроме государственных органов и органов местного самоуправления, полномочиями на осуществление правозащитной функции наделены профсоюзы, некоторые организации и отдельные граждане.
Судебной практике известны случаи участия районного (городского) жилищного управления в делах по спорам, вытекающим из зкшшщно-правовых отношений. Несомненно, в жилищных судебных делах жилищный орган может выступать в качестве истца (например, когда иск о выселении квартиросъемщика предъявлен им самим) или в качестве ответчика (например, когда лицо, претендующее на спорную жилую площадь, предъявляет иск к фактически занимающему эту жилую площадь лицу о выселении и к жилищному органу о признании ордера недействительным). Такие случаи особых затруднений для судопроизводства не представляют.
Но часто жилищный орган вступает (или привлекается) в дело, когда и самостоятельное требование у него отсутствует, и судебное решение не способно затронуть его субъективные права или обязанности либо его материально-правовой интерес (например, в деле по спору между жильцами по поводу самовольной перепланировки жилой площади или переоборудования жилого помещения в нежилое).
В судебной практике довольно распространены случаи участия в гражданском судопроизводстве органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства при рассмотрении и разрешении дел, затрагивающих права и интересы недееспособных граждан, детей (на основании ст. 78 и 125 СК).
В соответствии с ч. 4 п. 1 ст 42 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (в ред. от 9 января 1996 г.)1 федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в пределах компетенции вправе предъявлять иски в суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в целях защиты прав потребителей.
Органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды в целях защиты прав неопределенного круга потребителей (ст. 44, 45 Закона «О защите прав потребителей»).
Исковые требования о прекращении экономически вредной деятельности могут быть предъявлены в суд предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии со ст. 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»,
СЗ РФ 1996 № 3 Ст 140
100 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др лиц
если эта деятельность причиняет вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде1.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в этих случаях органы и лица участвуют в судопроизводстве не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересованности в деле, а в силу осуществления своих функций в области управления той или иной отраслью народного хозяйства или культуры.
Участие в гражданском судопроизводстве органов и лиц по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закрепленные ст. 34, 46, 47 ГПК.
Юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов и лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46,47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.
Итак, государственные органы и органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане являются в силу компетенции заинтересованными лицами, участвующими в деле. Их заинтересованность носит государственно-правовой или общественный характер.
Государственные органы, органы местного самоуправления, а также другие органы и лица, участвуя в гражданском судопроизводстве, оказывают суду непосредственное содействие в решении дела, затрагивающего государственные, общественные или личные интересы.
Органы и лица, названные в ст. 46, 47 ГПК, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 35 ГПК. В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в частности ходатайства об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Так, органы и лица, участвующие в судопроизводстве, вправе просить о привлечении новых участников процесса, обжаловать судебное решение. Однако, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса — спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).
1 СЗ РФ 2002 № 2 Ст 133.
_____§ 2 Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица_____101
Таким образом, цель участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе в порядке ст. 46, 47 ГПК, — защита прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Основание участия — государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на органы и лица в силу функциональных полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.
Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц: а) обращение в суд с иском или заявлением и б) дача заключения по делу.
§ 2. Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц. В решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение в суд в целях защиты интересов других лиц обусловлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа или лица. Компетенция соответствующего органа как совокупность полномочий определяется законом, уставом, положением.
Заявления, подаваемые органами и лицами в порядке ст. 46 ГПК в защиту прав и интересов других лиц, государственной пошлиной не оплачиваются (пп. 13 п. 2 ст. 5 Закона «О государственной пошлине»).
В ст. 46 ГПК прямо оговорено, что такое обращение возможно лишь по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Субъекты, которые по закону имеют право обращаться в суд в целях защиты интересов других лиц, представляют собой самостоятельный вид лица, участвующего в деле (ст. 34 ГПК).
В гражданском процессуальном законодательстве не существует специального термина для обозначения органов и лиц, которых закон
102 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др. лиц
уполномочивает на обращение в суд с иском в целях защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц. Это вызывает затруднения у работников правоохранительных органов при определении их процессуального положения.
В теории гражданского процессуального права и на практике этих органов и лиц нередко относят к сторонам и называют истцами в процессуальном смысле, процессуальными истцами или истцами особого рода. Но использование термина в не свойственном ему смысле для обозначения органа или лица, участвующего в гражданском судопроизводстве в порядке йт. 46 ГПК, может послужить поводом для судебных ошибок.
Несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуальных прав государственных органов, других органов, организаций и лиц, обращающихся в суд с целью защиты «чужих» интересов, такой же, как у остальных лиц, участвующих в деле, в целом он не совпадает.
Различная по характеру заинтересованность обусловливает различие содержания и объема процессуальных прав (и процессуальных обязанностей) лиц, обращающихся в суд за защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов, и лиц, по заявлению которых возбуждается гражданское судопроизводство в защиту законно порученных им прав других лиц или в целях охраны государственных и общественных интересов.
Поскольку государственный орган, а также какой-либо другой орган, организация, участвующие в процессе в целях защиты «чужих» прав и охраняемых законом интересов, не являются стороной (истцом), личность представителя, уполномоченного ими на выступление в процессе, для суда не имеет значения. Это означает, что правило, предусматривающее обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.
К лицам, предъявляющим иск в защиту «чужих» прав и интересов, неприменимо правило ч. 3 ст. 29 ГПК, в силу которого истец по делам о взыскании алиментов может обращаться в суд по месту своего жительства. На органы и лиц, обращающихся в суд в порядке ст. 46 ГПК, не может быть возложена обязанность в случаях обеспечения иска возмещения возможных для ответчика убытков (ст. 146 ГПК).
Все это говорит о том, что использование терминов «сторона», «истец» по отношению к органам и лицам, предъявляющим иск в защиту прав и интересов других лиц, хотя бы с той или иной оговоркой, нельзя признать удачным и соответствующим закону.
___ §3 Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов... 103
Статья 38 ГПК четко определяет, что в случаях, когда иск предъявлен лицами и органами в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, истцом является тот, в чьих интересах иск предъявлен. Что касается тех, кто обратился в суд за защитой прав других лиц, то их для практического удобства можно было бы называть «госорганами-заявителями», «организациями-заявителями» или «заявителями иска».
Гражданскому процессуальному законодательству известен термин «заявитель», применяемый к участникам неисковых производств. Так, заявителем называется лицо, по инициативе которого судом возбуждается дело особого производства (ст. 263,265,284 и др. ГПК). Термином «заявитель иска» можно подчеркнуть, что гражданское исковое дело начато не по инициативе лица, защищающего свое право или охраняемый законом интерес, а по инициативе органа или лица, уполномоченного в силу закона защищать права и интересы других лиц.
Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца за исключением права на заключение мирового соглашения.
В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требования, заявленные ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 45 ГПК.
§ 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
В соответствии с ч. 1 ст. 47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечительства (ст. 284 ГПК). При рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства должны рассматриваться дела об установлении усыновления (ст. 125 СК). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обязательно дают заключение органы местного самоуправления.
104 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др лиц
§ 3 Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов 105
Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться судом к участию и в других делах. Основанием для такого участия государственных органов и органов местного самоуправления является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции. Участвуя в рассмотрении и разрешении судебных гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобразной по сравнению со своей обычной деятельностью форме осуществляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отраслью народного хозяйства или культуры, либо определенной областью общественных отношений. Таким образом, цель участия в процессе государственного органа, органа местного самоуправления, дающего заключение по делу, — осуществление возложенных на него обязанностей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).
Государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в процессе для дачи заключения, наделены такими же процессуальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц. Порядок участия государственных органов и органов местного самоуправления в судебном заседании регулируется ст 174, 190 ГПК
Заключение государственного органа и органа местного самоуправления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе, оглашается в судебном заседании после исследования всех обстоятельств дела. Лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. В ГПК не оговорено, что заключение должно быть представлено в письменной форме. Но использование законодателем применительно к заключению слова «оглашается» дает основание полагать, что имеется в виду письменная форма, так как огласить можно только то, что написано.
Обычно письменное заключение составляется до судебного разбирательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что далеко не всегда их заключение основано на материалах предварительного обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, орган местного самоуправления в своем заключении касаются не только
отдельных фактов, но и существа спора (чем они значительно отличаются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта).
В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиций интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании.
В судебных прениях представители государственных органов, органов местного самоуправления выступают с речью после сторон и третьих лиц (ст. 190 ГПК). Именно в судебных прениях представитель государственного органа, органа местного самоуправления с учетом установленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение. Заключение государственного органа, органа местного самоуправления для суда необязательно. Если же суд не согласился с заключением, он должен мотивировать свое несогласие. Такое указание по конкретным делам давал Верховный Суд РФ.
Государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возложенных на них функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных законом.
В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопроизводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на связи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношением Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают.
Таким образом, цель участия государственного органа и органа местного самоуправления в гражданском судопроизводстве и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе — государственный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по Делу, или третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.
106 Глава 8. Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др. лиц
Чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 47 ГПК в гражданском судопроизводстве участвуют такие органы, как жилищно-коммунальные, здравоохранения, просвещения, финансирования.
Отличие судебных представителей от государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что судебными представителями могут быть только физические лица. Судебные представители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в интересах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предоставленных им законом полномочий.
Глава 9 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ
Вопросы к теме
1 Понятие представительства в суде.
2. Виды представительства в суде.
3. Полномочия представителя в суде.
а
§ 1. Понятие представительства в суде
Представительство в суде является самостоятельным гражданским процессуальным институтом, выполняющим функцию процессуальной гарантии защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов сторон, третьих лиц, заявителей. Но правозащитная функция, которую осуществляют в суде представители, не единственная. Они также содействуют суду и в осуществлении правосудия.
Гражданское процессуальное законодательство не относит судебных представителей к участвующим в деле лицам. Основанием для такого решения вопроса являлось, видимо, то, что у судебных представителей отсутствует материально-правовой интерес к исходу дела. Однако считать судебных представителей совершенно не заинтересованными в исходе дела нельзя: в пределах полномочий они стремятся добиться в процессе определенного положительного правового результата в пользу представляемого. Например, представитель ответчика стремится добиться вынесения судом решения об отказе в иске. Такая позиция означает, что представитель заинтересован в исходе дела. Интерес этот носит не материально-правовой, а процессуальный характер, так как представитель действует не в своих интересах, а в интересах представляемого. Однако процессуальный интерес к исходу дела, как и материально-правовой, является юридическим, поскольку основан на законе. Именно нормами гражданского процессуального права
108
Глава 9. Представительство в суде
определены правовая природа участия представителя в суде и сущность этого процессуального института.
В соответствии со ст. 48 ГПК граждане могут вести свои дела в суде лично или через представителей.
Дела юридических лиц ведут в суде либо их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных законом, уставом или положением, либо их представители.
В ряде случаев участие в суде представителя необходимо, например, при защите интересов малолетних, несовершеннолетних, лиц, страдающих психическим расстройством. Судебный представитель способствует более полному осуществлению процессуальных прав и обязанностей лиц, юридически не осведомленных или малоосведомленных. Судебный представитель необходим и тогда, когда то или иное лицо, участвующее в деле, по болезни, занятости, пребыванию в другой местности не может лично присутствовать при разбирательстве дела.
В зависимости от основания участия в суде представителя, а также от причин, побудивших лицо, участвующее в деле, обратиться к помощи представителя, он может либо полностью заменить в процессе представляемого, либо участвовать совместно с ним в ведении дела.
Судебный представитель — лицо, которое совершает процессуальные действия от имени и в интересах представляемого в пределах своих полномочий.
То, что судебный представитель действует в процессе от имени представляемого, отличает его от субъектов, от своего имени защищающих права других лиц в порядке ст. 46, 47 ГПК.
Представительство в суде — совершение одним лицом (судебным представителем) процессуальных действий в пределах предоставленных ему полномочий от имени и в интересах представляемого, участвующего в процессе в качестве стороны, третьего лица, заявителя.
Совершение судебным представителем процессуальных действий есть осуществление процессуальных прав и обязанностей, принадлежащих представляемому в силу закона. Поэтому нельзя согласиться с тем, что процессуальные права и обязанности возникают у представляемого в результате совершения представителем тех или иных процессуальных действий1. Так, сторонам в силу закона принадлежит право на обжалование судебного решения (ст. 336 ГПК). Если судебный представитель, будучи на то уполномоченным, приносит кассацион-
См Гражданский процесс М , 1993 С 118
§ 2 Виды представительства в суде
109
ную жалобу на судебное решение от имени и в интересах ответчика, он лишь осуществляет принадлежащее ответчику субъективное процессуальное право на обжалование решения.
Отношения между представляемым и представителем регулируются нормами материального права (гражданского, трудового, семейного, административного). Отношения между судебным представителем и судом регулируются нормами гражданского процессуального права.,,
Представительство в суде допускается во всех судах, по всем гражданским делам, во всех стадиях гражданского судопроизводства. В то же время российскому гражданскому процессуальному праву неизвестен институт обязательного представительства по сложным судебным делам, существующий в некоторых странах (например, обязательный адвокатский процесс с полным устранением участия самих сторон в коллегиальных судах первой инстанции, апелляционных и кассационных судах).
§ 2. Виды представительства в суде
В суде, в зависимости от основания возникновения, различают следующие виды представительства: а) законное; б) добровольное; в) на основании устава, положения и других специальных актов; г) общественное.
Законное представительство предусмотрено ст. 52 ГПК для защиты прав и охраняемых законом интересов недееспособных, не обладающих полной дееспособностью. В качестве законных представителей указанных лиц выступают родители, усыновители, опекуны или попечители (ч. 2 п. 1 ст. 56, п. 1 ст. 121, ст. 145 СК).
Разновидностью законного представительства является так называемое официальное представительство. Так, по делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя в суде выступает лицо, которому передано управление имуществом безвестно отсутствующего (ч. 2 ст. 52 ГПК).
Официальным (законным) представителем наследника выступает хранитель или опекун, назначенный для охраны наследственного имущества и управления им в случаях, когда наследство еще никем не принято, но в суде возбуждено дело, в котором должен участвовать наследник лица, умершего или объявленного в установленном порядке умершим. Приведенная ситуация не названа в ст. 52 как разновидность за-
J
но
Глава 9. Представительство в суде
§ 3. Полномочия представителя в суде
111
конного представительства. Думается, однако, следовало бы предусмотреть и ее, как это имело место в ГПК РСФСР.
Практически два последних случая законного (официального) представительства встречаются в судебной практике очень редко.
Законным является и представительство, предусмотренное ст. 71 Кодекса торгового мореплавания. В соответствии с указанной статьей КТМ капитан судна является представителем судовладельца и грузовладельцев в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания. В случаях, когда возникающий из этих сделок спор становится предметом судебного разбирательства, капитан осуществляет и представительство в суде.
Официальным можно признать и представителя, которого назначает суд ответчику, если место жительства последнего неизвестно. В качестве представителя назначается в таком случае адвокат (ст. 50 ГПК).
Суд может назначить представителей и в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Законные представители могут вести процесс лично или поручить ведение дела в суде другому лицу, например адвокату. Ведение дела добровольно избранным представителем в таком случае не исключает участия в процессе законного представителя.
Добровольное представительство. От законного представительства в суде договорное или добровольно избранное стороной (третьим лицом, заявителем) представительство отличается тем, что оно основано на воле доверителя, который имеет право вести свое дело лично или поручить его ведение представителю по своему выбору (представительство адвоката, юрисконсульта). Добровольное представительство может осуществляться любым лицом, допущенным рассматривающим дело судом в качестве судебного представителя по данному делу. Примером добровольного представительства в суде является также представительство, которое осуществляется лицами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью, а также членами правовых кооперативов и юридических фирм.
В настоящее время деятельность адвокатов регулируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». К добровольному следует отнести представительство одним из соучастников по поручению других соучастников (ст. 40 ГПК).
Представительство на основании устава, положения и других специальных актов. В силу Консульского устава консулы представляют в судах интересы иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно п. 7 ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г.)1 филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.
Особый случай представительства в суде предусмотрен постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 950 «О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах»2.
Представителями интересов Правительства РФ в судах в случаях предъявления к нему исковых или иных требований назначаются должностные лица соответствующего федерального органа исполнительной власти (в зависимости от характера заявленного требования). Основанием для назначения является распоряжение Правительства РФ (поручение первого заместителя, заместителя Председателя Правительства РФ).
Федеральный орган исполнительной власти, должностное лицо которого представляло в суде интересы Правительства РФ, обязан в пределах сроков, установленных на обжалование судебных решений, доложить Правительству о результатах рассмотрения дела в суде. При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявленных к Правительству, руководитель федерального органа исполнительной власти в установленном порядке вносит предложения об обжаловании решений суда либо о мерах по его выполнению.
Общественное представительство осуществляют профсоюзы по делам рабочих, служащих и других лиц, чьи права и интересы они защищают. В соответствии со ст. 370 ТК профсоюзы могут представлять в суде интересы своих членов по вопросам труда и социально-экономическим вопросам. Такое право предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»3.
§ 3. Полномочия представителя в суде
Судебный представитель вправе совершать процессуальные действия при условии, что он надлежаще на то уполномочен. Объем полно-
1 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
2 СЗ РФ. 1994 № 17. Ст 2003.
3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
112
Глава 9 Представительство в суде
мочий представителя определяется законом, уставом, положением, специальным актом или договором.
Законные представители имеют право совершать от имени и в интересах представляемых те процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемому, если для конкретного случая законом не предусмотрены ограничения. Так, опекун недееспособного не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, по сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог. Опекун не может совершать сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а также любые сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК).
Полномочия законного представителя подтверждаются (удостоверяются) свидетельством органов загса или удостоверением органов опеки и попечительства.
Объем полномочий добровольного представителя определяется доверителем и должен быть выражен в доверенности. Полномочие дает судебному представителю право на совершение всех необходимых процессуальных действий без специального их перечисления в доверенности. Но ряд процессуальных действий судебный представитель может совершать только в том случае, если такие полномочия специально оговорены в доверенности: передача дела в третейский суд, полный или частичный отказ от исковых требований, признание иска, изменение предмета иска, заключение мирового соглашения, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование решения суда, предъявление исполнительного листа ко взысканию, получение присужденного имущества или денег (ст. 54 ГПК). Указанные процессуальные действия влекут для доверителя серьезные правовые последствия, и потому на совершение их судебным представителем требуется специальное волеизъявление доверителя.
Статья 53 ГПК определяет порядок оформления полномочий добровольного представителя.
Доверенность, выдаваемая гражданами, по общему правилу, удостоверяется в нотариальной конторе, а также может быть удостоверена по месту работы, учебы или жительства.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым соответствующим адвокатским образованием.
Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующей организации.
§ 3 Полномочия представителя в суде
ИЗ
Полномочия представителя, выступающего в суде от имени и в интересах Правительства РФ, должны быть выражены в доверенности, выданной за подписью руководителя (или заместителя руководителя) соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Полномочия представителей, указанных в ст. 49 ГПК, могут быть выражены на суде в устном заявлении доверителя, занесенном в протокол судебного заседания.
Круг представителей на суде определяется по двум признакам — положительному и отрицательному, т.е. установлением:
1) лиц, которые могут выступать представителями в суде (согласно перечню в ст. 49 ГПК);
2) лиц, которые не могут быть представителями в суде (ст. 51 ГПК). Так, не могут быть представителями в суде лица, состоящие под
опекой или попечительством, адвокаты, принявшие поручения об оказании юридической помощи с нарушением законодательства об адвокатуре. Лица, исключенные из коллегии адвокатов, не могут быть допущены судом к представительству.
Представителями в суде не могут быть судьи, следователи и прокуроры. Это правило не распространяется на случаи выступления в процессе указанных лиц в качестве уполномоченных соответствующего суда, прокуратуры или в качестве законных представителей.
Глава 10
ГРАЖДАНСКАЯ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕРЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
Вопросы к теме
1. Санкция — необходимый элемент гражданской процессуальной нормы.
2. Понятие и значение гражданской процессуальной ответственности. Предпосылки и основания привлечения к гражданской процессуальной ответственности. Штрафная и компенсационная ответственность.
3. Понятие мер гражданской процессуальной защиты Их отличие от граж-
данской процессуальной ответственности. Предпосылки и основания применения мер защиты.
§ 1. Санкция — необходимый элемент гражданской процессуальной нормы
Судебная власть, выполняя государственную функцию правосудия, должна иметь возможность оперативно реагировать на правонарушения, совершаемые в ходе рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел. Поэтому законодатель так конструирует процессуальные нормы, чтобы субъектам процессуальных отношений были видны результаты реализации процессуальных прав и неисполнения или ненадлежащего исполнения процессуальных обязанностей.
Гражданская процессуальная норма, как и любая юридическая норма, должна содержать в себе указание на условия действия и субъектов процессуальных отношений (гипотезу), на содержание поведения, т.е. на права и обязанности (диспозицию) и на меры государственного воздействия, в случае ее нарушения (санкцию).
Некоторые ученые высказывают мнение, что норма права содержит два элемента, в одних случаях это гипотеза и диспозиция, в других — гипотеза и санкция, которая исполняет роль диспозиции (С.В. Куры-
__ § 1 Санкция — необходимый элемент гражданской процессуальной нормы 115
лев, А.Ф. Черданцев). Такой вывод делается на основании деления норм на регулятивные и охранительные. Не отрицая возможность такого подхода к изучению структуры правовой нормы, следует признать, что гражданские процессуальные нормы всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Без санкции они утрачивают обязательность и превращаются в рекомендации, выполнение которых лишь желательно (Н.А. Чечина, М.К. Юков).
Специфика гражданских процессуальных отношений, которая заключается в последовательности, однотипности совершаемых действий, обусловливает своеобразное закрепление элементов гражданских процессуальных норм в законе. При общих повторяющихся положениях неизбежна специализация процессуальных статей, выполняющих различные функции в регулировании процессуальных отношений. Поэтому законодатель закрепляет элементы нормы в отдельных статьях процессуального закона. Это обстоятельство не позволяет отождествлять статью процессуального закона с нормой соответствующего права.
Структура гражданской процессуальной нормы обнаруживается путем логического анализа целого ряда статей процессуального закона и раскрывается в логической обусловленности гипотезы, диспозиции и санкции независимо от того, где и как они изложены. Большинство статей гражданского процессуального закона закрепляют нормы-предписания, которые содержат лишь гипотезу и диспозицию, а в отдельных случаях — одну гипотезу или диспозицию. Однако, исследуя нормативный материал, можно без особого труда обнаружить логическую гражданскую процессуальную норму с тремя элементами. Санкция может быть закреплена в отдельной статье закона и обслуживать целый комплекс статей, содержащих нормы-предписания.
В нормах-предписаниях закрепляется как возможность поведения (процессуальные права), так и необходимость совершения действий или воздержание от действий (процессуальная обязанность, запреты) субъектом гражданских процессуальных отношений, следовательно, в них закрепляются процессуальные права и обязанности. В процессуальном законе нормативно закреплена необходимость поведения, определены его вид и меры воздействия за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Ценность гражданских процессуальных обязанностей заключается в том, что в них сочетаются государственные и личные интересы (правильного и своевременного осуществления правосудия, защиты нарушенного или оспоренного права или охраняемых законом интересов
i
116 Глава 10 Гражданская процессуальная ответственность и меры защиты_____
граждан и организаций). Обязанности обеспечивают процессуальное регулирование гражданской юрисдикции (Р.Е. Гукасян). Без установления системы процессуальных обязанностей невозможна гражданская процессуальная форма разрешения гражданских дел, как немыслима она без системы мер государственного принуждения (санкций) за невыполнение процессуальных обязанностей.
Гражданские процессуальные санкции — меры государственного воздействия, закрепленные в нормах гражданского процессуального права, применяемые судом к субъектам процессуальных отношений, содержащие отрицательную оценку их противоправного поведения и обеспечивающие своевременное и правильное осуществление правосудия по гражданским делам.
Санкции гражданских процессуальных норм имеют различное содержание, но сущность у них одна — обеспечивать регулирование гражданских процессуальных отношений с целью правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Гражданские процессуальные санкции различаются по содержанию, функциям и характеру воздействия. Они применяются за различные правонарушения и обращены к субъектам, имеющим различный интерес в процессе и неодинаковое процессуальное положение. Это предопределяет особенности государственно-правового воздействие на них. К субъектам, способствующим осуществлению правосудия по гражданским делам, закон предусматривает возможность применения санкции в виде ответственности, к субъектам, имеющим юридический, государственный или общественный интерес, предусматриваются санкции в виде мер защиты.
§ 2. Понятие и значение гражданской процессуальной
ответственности. Предпосылки и основания привлечения
к гражданской процессуальной ответственности.
Штрафная и компенсационная ответственность
Проблема ответственности в гражданском процессуальном праве длительное время оставалась вне поля зрения ученых процессуалистов. На наличие гражданской процессуальной ответственности впервые в науке гражданского процессуального права обратила внимание Н.А. Чечина. Отдельные вопросы процессуальной ответственности освещали в своих трудах П.Ф. Елисейкин, И.М. Зайцев, В.В. Бутнев, Е.А. Крашенинников, В.В. Комаров, А.Г. Новиков, А.В Цихоцкий, М.И. Штефан и др.
§ 2. Понятие и значение гражданской процессуальной ответственности 117
Недостаточная разработанность данного вопроса в науке гражданского процессуального права дает повод некоторым авторам делать выводы об отсутствии самостоятельного вида процессуальной ответственности1. Однако с этим выводом трудно согласиться.
Гражданские процессуальные отношения являются одним из видов социальных отношений. Для социальных отношений всегда присуща социальная ответственность, при которой одна сторона (личность) отвечает перед другой стороной (обществом). Социальная ответственность дает возможность требовать от членов общества поведения, установленного социальными нормами. Она обеспечивает необходимое поведение личности в обществе.
Метод правового регулирования отрасли права представляет собой совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на определенную группу общественных отношений. Выбор метода определяется предметом и целям регулирования, а сам он складывается из ряда компонентов, одним из которых является характер юридических мер воздействия (т.е. санкций), способов, оснований и процедуры применения санкций (С.С. Алексеев). Воздействие на субъектов общественных отношений в каждой отрасли применяется в соответствии с теми целями и задачами, которые они призваны достигать и решать. В зависимости от этого используются различные виды воздействия на субъектов, не выполняющих требования правовых норм.
Специфика гражданского процессуального регулирования почти полностью исключает возможность обеспечивать надлежащее развитие судебного разбирательства иными видами юридической ответственности. В гражданском судопроизводстве нельзя реализовать меры уголовной, имущественной, административной и дисциплинарной ответственности за нарушение норм гражданского процессуального права, так как цели и задачи гражданского судопроизводства иные, чем в Других, материальных, отраслях права.
Отрицание существования гражданской процессуальной ответственности не дает возможности объяснить, как и с помощью каких средств государственного воздействия обеспечивается нормальное Функционирование гражданских процессуальных отношений.
При изучении вопроса о процессуальной ответственности необходимо учитывать, что меры государственного воздействия, во-первых,
1 См Граждане кий процесс Учебник / Под ред М К Треушникова М , 2003. с 196-216 (автор гл. - В В Молчанов)
118 Глава 10. Гражданская процессуальная ответственность и меры защиты
§ 2. Понятие и значение гражданской процессуальной ответственности 119
закреплены в нормах гражданского процессуального права. Во-вторых, эти меры направлены на охрану и защиту гражданских процессуальных правоотношений, которые возникают в связи и по поводу возбуждения, рассмотрения и разрешения гражданских дел, пересмот -ра судебных постановлений. В-третьих, только суд, который является обязательным субъектом процессуальных отношений, может применять меры воздействия. В-четвертых, они применяются только к субъектам гражданских процессуальных отношений и в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела.
В.В. Молчанов полагает, что в гражданском судопроизводстве применяются административная, уголовная, дисциплинарная, а в некоторых случаях гражданско-правовая ответственность. Такое утверждение должно логически привести нас к выводу о наличии в гражданском процессуальном праве норм административного и уголовного права, и в конечном счете — об отсутствии своего метода правового регулирования, что не соответствует общепризнанным представлениям о самостоятельности отрасли гражданского процессуального права.
В процессуальной литературе справедливо отмечалось, что ответ -ственность за нарушение норм процессуального права имеет процессуальный характер, так как ее основания, вид, размер и пределы предусмотрены процессуальными нормами (В.М. Корнуков).
Понятие юридической ответственности в научной литературе определяется не однозначно. Под юридической ответственностью большинство ученых понимают обязанность претерпевать юридически неблагоприятные последствия личного или имущественного характера которые являются дополнительными обременениями для правонарушителя, выражают государственное осуждение его поведения и реализуются с помощью государственного принуждения. Существует иное понятие юридической ответственности — обязанность дать отчет в своих действиях (В.А. Тархов).
Последнее определение базируется на философском понимании ответственности и представляется очень широким, что позволяет веч многообразие правовых средств обеспечения выполнения юридических обязанностей объединить в одну большую группу. Это не совсем удачно, так как в данном случае трудно увидеть разнохарактерность применяемых к правонарушителям мер воздействия. Юридическая о г-ветственность как раз характеризуется тем, что, будучи примененной уполномоченным органом, воздействует на правонарушителя всего двумя способами: или на его имущество, или на его психику. Примене ние мер юридической ответственности всегда направлено на наказанш
правонарушителя, его перевоспитание, тогда как в законодательстве имеются и другие меры воздействия, не преследующие цели наказания, воспитания — правовосстановительные меры.
Гражданская процессуальная ответственность — предусмотренная гражданскими процессуальными нормами обязанность правонарушителя претерпеть юридически неблагоприятные последствия правонарушения в виде лишений личного или имущественного характера.
Правонарушение в гражданском судопроизводстве имеет место в том случае, если субъект гражданского процессуального правоотношения не выполняет или ненадлежащим образом выполняет гражданские процессуальные обязанности или нарушает запреты.
Предпосылками применения процессуальной ответственности являются:
а) наличие норм гражданского процессуального права, содержащих указания на меры ответственности, и б) наличие право- и дееспособных субъектов процессуальных отношений. Основанием для привлечения к процессуальной ответственности являются неправомерные действия субъектов гражданских процессуальных отношений, которые становятся юридическими фактами. Кроме того, для привлечения к процессуальной ответственности необходимо субъективное отношение правонарушителя к неисполнению гражданской процессуальной обязанности, т.е. вина.
Гражданская процессуальная ответственность ясно выражается в штрафных мерах воздействия и в компенсационном взыскании. Эти меры воздействуют на имущественную сферу правонарушителя. Суд, применяя штрафную ответственность, возлагает на правонарушителя дополнительную обязанность в виде уплаты денежных сумм в пользу государства или в пользу стороны. Однако уплата штрафа, как правило, не освобождает правонарушителя от исполнения неисполненной или ненадлежащим образом исполненной гражданской процессуальной обязанности.
К штрафному виду процессуальной ответственности относятся и такие меры, как предупреждение, удаление из зала судебного заседания и принудительный привод. Они воздействуют на психическую сферу правонарушителя.
Судебные штрафы — денежные суммы, которые взыскиваются с граждан и должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданских процессуальных обязанностей. Штраф взыскивается в доход государства по определению суда.
120 Глава 10 Гражданская процессуальная ответственность и меры защиты______
Гражданским процессуальным кодексом предусмотрены штрафы за следующие правонарушения: за неизвещение суда о невозможности представить в суд истребуемое доказательство, а также в случае невыполнения требований суда в установленный им срок о представлении доказательств по причинам, признанным судом неуважительными. В этих случаях на виновных должностных лиц или граждан, не являющихся участвующими в деле лицами, налагается штраф — на должностных лиц в размере до 10 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), на граждан — до пяти МРОТ (ч. 3 ст. 57 ГПК). При обеспечении иска за нарушение запрещения ответчику совершать определенные действия, а также запрещения другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению в нему иные обязательства, виновные лица подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 2 ст. 140 ГПК). За повторное нарушение порядка в судебном заседании налагается штраф в размере до 10 МРОТ (ч. 3 ст. 159). В случае уклонения от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей переводчик может быть подвергнут штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 4 ст. 162 ГПК). В соответствии с ч. 2 ст. 168 ГПК в случае, если вызванный свидетель, эксперт, специалист, переводчик не явился в судебное заседание по причинам, признанным судом неуважительными, он может быть подвергнут штрафу в размере до 10 МРОТ. Если при рассмотрении конкретного гражданского дела суд выявит случаи нарушения законности, он направляет соответствующим должностным лицам частное определение с требованием об устранении отмеченных правонарушений. При несообщении о принятых мерах виновные должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 10 МРОТ (ч. 2 ст. 226 ГПК).
При неявке в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, когда суд признает обязательной их явку, на указанных лиц может быть наложен штраф в размере до 10 МРОТ (ч. 4 ст. 246 ГПК), а в случае невыполнения требования суда, рассматривающего возникающее из публичных отношений дело о представлении доказательств, должностные лица, не исполняющие эти требования, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ (ч 2 ст. 249 ГПК).
Штрафы, как правило, налагаются судьей за виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданских процессуальных обязанностей (ч. 3 ст. 57, ч. 2 ст. 140, ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 246 ГПК). В некоторых случаях закон говорит о неуважительности причины неисполне-
§ 2. Понятие и значение гражданской процессуальной ответственности 121
ния обязанности (ч. 2 ст. 168 ГПК). В ряде статей вина правонарушителя предполагается (презюмируется) (ч. 4 ст. 162, ч. 4 ст. 246, ч. 2 ст. 249 ГПК).
Судебные штрафы, наложенные судом на не участвующих в рассмотрении дела должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций за нарушение предусмотренных законом обязанностей, взыскиваются из их личных средств (ст. 105 ГПК)

<< Предыдущая

стр. 5
(из 18 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>