ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел V.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Глава 14. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
УК 1960 года не имел подобного раздела. Это затрудняло комплексный подход к уголовной ответственности и наказанию несовершеннолетних. К тому же практика выявила существенные пробелы законодательного регулирования в этом отношении.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ необходимо учитывать положения международно-правовых документов нормативного и рекомендательного характера по вопросам обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Имеются в виду, в частности, Конвенция ООН о правах ребенка. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и т.д. В соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции при принятии судом уголовно-правовых решений по делам несовершеннолетних допустимы ссылки на эти акты в качестве актов прямого действия, если суд усмотрит противоречие между ними и внутренним уголовным законодательством.
Поскольку настоящий раздел регулирует именно особенности ответственности и наказания несовершеннолетних преступников в рамках единой системы Кодекса, необходимо каждый раз сопоставлять общие нормы УК, регулирующие соответствующий круг уголовно-правовых отношений, и специальную норму раздела V.
Статья 87. Уголовная ответственность
несовершеннолетних
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
2. Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.
1. Статья 87 предписывает исходить при решении вопросов уголовной ответственности и наказания из факта несовершеннолетия ко времени совершения преступления. Время совершения преступления определяется в конкретном случае, исходя из ч.2 ст. 9.
Моментом достижения возраста, значимого для решения вопросов ответственности и наказания, считается начало следующих суток после суток, на которые приходится дата рождения (соответствующая его годовщина).
Нормы настоящего раздела применяются и в тех случаях, когда ко времени вынесения приговора или иного решения, завершающего производство по делу, виновный уже достиг совершеннолетия. Это положение не относится, однако, к нормам, содержание которых предполагает несовершеннолетие лица на момент их применения (например, ч. 2 ст. 92).
Статья 88. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы; д) арест;
е) лишение свободы на определенный срок. 2. Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.
3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.
4. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.
5. Арест назначается несовершеннопетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.
6. Лишение свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается:
несовершеннолетними мужского пола^ осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола — в воспитательных колониях общего режима;
несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима.
7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.
1. Комментируемая статья ограничивает перечень видов наказаний, которые могут применяться к несовершеннолетним по сравнению со ст. 44. Ст. 88 предусматривает применение только шести видов наказаний. К несовершеннолетним не применимы смертная казнь, пожизненное лишение свободы, конфискация имущества, ограничение свободы, специальные наказания, применяемые к военнослужащим. С учетом особенностей правового статуса несовершеннолетних, определен в п. «б» ст. 88 вид наказания «лишение права заниматься определенной деятельностью» (а не занимать определенные должности, как в ст. 44).
2. Указание закона о необходимости наличия у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, как на предпосылку назначения наказания в виде штрафа, означает, что речь идет о:
а) постоянном или временном заработке, регулируемом трудовым законодательством, а не о разовом, случайном заработке;
б) работа в качестве ученика или стажера отвечает этому требованию;
в) стипендия учащегося (студента), социальная помощь и т.п. виды дохода понятием «заработок» не охватываются;
г) имущество несовершеннолетнего, на которое может быть обращено взыскание, сохраняет свое значение в этом качестве и будучи совместным (при возможности выделения доли несовершеннолетнего в натуре или денежном исчислении и в пределах этой доли).
В заключительной фразе ч. 2 ст. 88 использован оборот «в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего», который на первый взгляд противоречит данному выше комментарию к понятию «заработок». Однако термин «иной доход» использован в узком смысле для обозначения заработка (то есть, в буквальном смысле, вознаграждения за работу), если он выплачивается не в форме заработной платы, а, например, аккордно по контракту за выполненную работу. Доходы, не связанные с оплатой труда, сюда включаться не должны.
3. Понятие «работ, посильных для несовершеннолетнего» предполагает наличие нормативного перечня, изданного и согласованного в
порядке, установленном трудовым законодательством, либо получение в конкретном случае органом, исполняющим наказание, разрешения от органа здравоохранения. Понятие «свободное от учебы или ос-новной работы время» означает, что:
а) оно предусматривает и случаи, когда несовершеннолетний учится в вечернее время или заочно (в последнем случае — время установочных и экзаменационных сессий);
б) если несовершеннолетний ежедневно совмещает работу и учебу, в приговоре должно быть указано, что обязательные работы подлежат исполнению в выходные дни. Оговорка об основной работе означает, что назначение данной меры не зависит от работы несовершеннолетнего по совместительству.
Данный вид наказания не должен назначаться, если это заведомо повлечет нарушение норм об охране здоровья и труда несовершеннолетних; в частности, исключается работа в ночное время.
4. При назначении несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ также должно предусматриваться, что эти работы носят посильный для несовершеннолетнего характер и должны соответствовать правилам охраны здоровья и труда несовершеннолетних. Назначение исправитеяьных работ несовершеннолетним учащимся, если это приведет к их уходу из учебного заведения, по общему правилу не должно допускаться.
5. Необходимо обратить внимание на то, что при назначении меры наказания в виде ареста учитывается достижение лицом шестнадцатилетнего возраста ко времени вынесения приговора. В силу особенностей данного вида наказания и в рамках полномочий суда, предусмотренных частью седьмой настоящей статьи, представляется целесообразным включение в приговор указания на недопустимость даже временного совместного содержания несовершеннолетнего под арестом с совершеннолетним или несовершеннолетним, значительно старшим по возрасту,
6. Переименованию по У К 1996 года воспитательно-трудовых колоний в воспитательные (чем подчеркивается приоритет целей исправления и предупреждения новых преступлений) соответствует право суда, предусмотренное частью седьмой настоящей статьи. Указание об учете при обращении с несовершеннолетним особенностей его личности, может быть дано в приговоре или определении, выносимым одновременно с приговором или после его вступления в законную силу. Речь идет о достоверно установленных судом особенностях физического и психического здоровья, характера, вредных привычках, обстоятельствах, травмировавших психику несовершеннолетнего, степени податливости влияниям, степени усвоения обычаев преступной среды, конфликтности и т.д. Если по делу производились психиатри-
ческие или психологические экспертизы, целесообразно приложить их при обращении приговора к исполнению.
Содержание части седьмой (такое положение впервые включено в УК 1996 года) относится и к случаям назначения наказания в виде обязательных или исправительных работ либо ареста.
7. Указание законодателя о том, что лишение свободы назначается несовершеннолетним на срок не свыше десяти лет ограничивает максимальный срок лишения свободы, установленный ч.2 ст. 56. Это ограничение должно применяться при вынесении несовершеннолетним приговоров о наказании за преступления, санкции за которые, установленные Особенной частью УК, превышают этот максимум. Но ст. 88 не решает вопрос о пределах назначения наказания несовершеннолетним в виде лишения свободы при совокупности преступлений или по нескольким приговорам. В связи с этим представляется спорным мнение некоторых комментаторов о том, что положения ст. 69 и 70 должны применяться в пределах, установленных частью пятой настоящей статьи, с тем, чтобы назначенное наказание в любом случае не превышало лишение свободы на срок десять лет. Отметим, в частности, что, при решении сходного вопроса о значении несовершеннолетия осужденного для предельных сроков наказания при рецидиве преступлений, законодатель счел необходимым специально оговорить особое правило, связанное с судимостью за притупления в несовершеннолетнем возрасте. Представляется поэтому, что данный вопрос является пробелом в У К и требует толкования законодателем.
8. При назначении наказания в виде лишения свободы по делам несовершеннолетних необходимо учитывать в приговоре, что лица, достигшие к моменту его вынесения совершеннолетия, направляются в колонию для взрослых.
Статья 89. Назначение наказания несовершеннолетнему
1. При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц.
2. Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.
1. Комментируемая статья дополняет и детализирует общие начала назначения наказания (ст. 60). Во-первых, общие указания уголовного закона о необходимости учитывать личность виновного детализируются путем специального указания на уровень психического развития и иные личностные особенности. Во-вторых, специально выделя-
ются, как значимые для определения справедливого наказания по делам несовершеннолетних, обстоятельства, имевшие существенное значение для формирования личностной позиции и мотивации поведения несовершеннолетнего: условия жизни и воспитания^ влияние старших по возрасту лиц.
2. Уровень психического развития — это состояние мыслительной, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, запас знаний и представлений и т.д. Иные особенности личности, существенные для справедливого решения вопроса о наказании, — это прежде всего позиция несовершеннолетнего по отношению к обществу и его ценностям, способность и готовность к социальной адаптации, в том числе к позитивному поведению в сложных и конфликтных ситуациях, противостоянию негативному влиянию микросреды. Это также особенности характера, объективно влияющие на способность руководить своим поведением. Опираясь на эти данные, в том числе используя психологическую экспертизу (экспертную диагностику личности) ) суд в состоянии оценить степень влияния возрастных особенностей на совершение преступного деяния и отсюда избрать необходимую и достаточную меру воздействия. Подчеркнем в связи с этим особое внимание надзорной судебной практики к тому, имела ли место в конкретном случае так называемая «детская мотивация» (озорство, побуждение завладеть престижной в среде подростков вещью для самоутверждения и т.п.).
Для объективного подтверждения ее наличия существенное значение имеет степень проявления некоторых возрастных особенностей психики (внушаемость, склонность к подражанию, к фантазированию, импульсивность и т.д.). Эти обстоятельства охватываются требованием статьи 89 устанавливать «особенности личности, а также влияние старших по возрасту». Они имеют существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания в целом.
Установление выраженной детской мотивации может явиться и одним из «сигналов») указывающих на возможное отставание несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством) а обусловленное генетически или черепно-мозговыми травмами различного генезиса либо социальной запущенностью. Для установления оценки степени отставания обязательна психологическая экспертиза. В зависимости от ее заключения после проверки последнего) суд может прийти к выводу о наличии смягчающего обстоятельства, либо о достаточности применения принудительных мер воспитательного воздействия вместо наказания, либо об уголовно-правовой недееспособности несовершеннолетнего (см. комментарий к ч. 2 ст. 20).
3. Уголовно-правовые последствия при решении вопросов наказания несовершеннолетних имеют также условия жизни и воспитания, в которых находился виновный; его взаимоотношения со старшими и
сверстниками; его ближайшее окружение, связи, времяпрепровождение. В частности, в пределах требований ст. 89 должны быть собраны и оценены данные о выполнении родителями обязанностей по воспитанию (Бюллетень ВС РСФСР. 1984. №1. С. 13); о материально-бытовых условиях семьи, наличии у несовершеннолетнего имущества и самостоятельного дохода (Бюллетень ВС РСФСР. 1977. № 10. С. 8-9; 1982. № 5. С. 82); об отношении несовершеннолетнего к учебе или работе, об отношении к нему воспитателей и коллектива (Бюллетень ВС РСФСР. 1977. №4. С. 13).
4. Значение смягчающих обстоятельств могут иметь факты жестокого обращения с несовершеннолетними, совершившими преступления, лишения их жилища в результате незаконных сделок и т.п. факты, которые обусловливали вынужденный характер мотивации пре˜ ступления, чтобы обеспечить себе удовлетворение элементарных жизненных потребностей. Но речь не идет о случаях их бегства из семьи или интернатного учреждения при отсутствии объективных причин, а в результате негативного влияния, стремления к бродяжничеству и т.п.
5. При выяснении и оценке в соответствии с требованиями ст. 89 обстоятельств, указывающих на негативное влияние, а тем более давление со стороны старших, суд может, в частности, признать смягчающим обстоятельством доведение несовершеннолетнего перед совершением преступления до состояния опьянения, пример со стороны старшего, начавшего преступные действия, провоцирующее поведение будущих потерпевших и т.п. (Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов... С. 518-519).
6. При решении вопроса о наказании несовершеннолетних принципиальное значение имеет требование Верховного Суда РФ оценивать данные о его личности и деянии прежде всего с позиции того, нельзя ли ограничиться в конкретном случае мерами, не связанными с лишением свободы или принудительными мерами воспитательного воздействия. Суд вправе принимать решения о назначении наказания в виде лишения свободы только тогда, когда придет к мотивированному выводу о том, что исправление несовершеннолетнего без изоляции от общества невозможно.
7. Вместе с тем, решение о наказании и выбор его меры не должны основываться на гиперболизации значения факта несовершеннолетия. Часгь вторая ст. 89 прямо требует учитывать это обстоятельство в совокупности со всеми смягчающими и отягчающими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 61, 62).
8. При назначении наказания несовершеннолетним нельзя сводить мотивировку решения к общей фразе, воспроизводящей текст ч. 1 ст. 80. Необходимо конкретное изложение обстоятельств, положенных в
основу назначения наказания именно данному лицу: в чем состоят принятые во внимание особенности личности, условия жизни и воспитания, взаимоотношения со старшими.
Статья 90. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц) их заменяющих, лиоо специализированного государственного органа; в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «о» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается органом, назначающим эти мяры.
4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государст-венного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
1. Принудительные меры воспитательного воздействия являются альтернативными по отношению к уголовному наказанию. Вместе с тем, они также, как и наказание нацелены на исправление виновного. Анализ содержания принудительных мер воспитательного воздействия показывает, что им присущи цели социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений.
2. Принудительные меры воспитательного воздействия качественно отличаются от наказания, хотя в конечном счете реализуют — полностью или частично — такие же цели. Будучи мерами государственного принуждения, они реализуют его в гораздо более мягкой форме, сохраняют в большинстве случаев обычную для несовершеннолетнего воспитательную среду, делают упор на достижение целей, которые ставит уголовный закон обычными воспитательными средствами, лишь подкрепляемыми угрозой государственного принуждения; наконец, они не влекут социальных и правовых последствий, которые влечет наказание. В связи с этим оправдана международно-правовая
характеристика мер такого рода, как альтернативных с переносом центра тяжести на социальную помощь, поддержку, контроль (см., например, п. 18. 1 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних).
3. Применение принудительных мер воспитательного воздействия основывается на тех же принципах законности, виновной ответственности, справедливости, гуманизма и др., что и наказание. В полной мере должны быть реализованы требования ст. 60 и 89 об общих началах назначения наказания и особенностях его назначения несовершеннолетним, интерпретируемые в данном случае как:
а) основания применения именно принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказания; б) ориентиры при выборе меры принудительного воздействия.
4. В случаях совершения несовершеннолетним впервые преступления небольшой или средней тяжести, вопрос о возможности применения принудительной меры воспитательного воздействия должен рассматриваться до решения (при отрицательном ответе на него) вопроса о наказании и его мере. Необходима оценка всей совокупности обстоятельств, характеризующих деяние и личность.
5. УК. предусматривает:
а) исключительную компетенцию суда по применению принудительных мер воспитательного воздействия с освобождением виновного от наказания;
б) принципиальную возможность принятия решения о применении этих мер с освобождением несовершеннолетнего от уголовной ответственности либо судом, либа следователем (прокурором). Этот вопрос должен быть окончательно решен в новом УПК.
Но в любом случае по делу должны быть собраны данные, отвечающие требованиям всесторонности, полноты и объективности в том же объеме, что необходим для назначения наказания.
6. Положения части первой комментируемой статьи, ограничивающие круг дел, по которым может рассматриваться вопрос о применении принудительных мер воспитательного воздействия носят категорический характер.
При совершении тяжких и особо тяжких преступлений, независимо от роли несовершеннолетних в них и от того, являлись ли преступления оконченными, применение мер, предусмотренных ст. 90 не допускается. Правило ст. 64 о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, не распространяется на замену наказания принудительными мерами вопитательного воздействия.
7. Возраст, по достижении которого возможно применение мер, предусмотренных ст. 90, определяется ст. 20. Применение мер, предусмотренных в ст. 90 в связи с прекращением дела из-за недостиже-
ния несовершеннолетним возраста уголовной ответственности, не допускается. Но в этих случаях орган, прекращающий дело, вправе направить необходимые материалы в орган социальной защиты или профилактики правонарушений несовершеннолетних для принятия находящихся в их компетенции мер помощи и воздействия.
8. Достижение лицом совершеннолетия ко времени применения принудительной меры воспитательного воздействия само по себе не ограничивает возможности соответствующего решения, но надо иметь в виду, что мера, предусмотренная п. «б» ч. 2 комментируемой статьи в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, неприменима в силу ст. 54, 63 и 64 Семейного кодекса. Передача под надзор специализированного органа допустима, но общей компетенции, в сфере социальной защиты и профилактики, а не работающему с несовершеннолетними.
9. Перечень мер, имеющийся в комментируемой статье, является исчерпывающим. Но положения ч. 3 существенно расширяют возможности обеспечить оптимальное воспитательное воздействие. В принципе возможно одновременное назначение любого числа мер из предусмотренных ст. 90. Но наиболее целесообразно назначение двух взаимодополняющих мер. Например, передачи под надзор и предупреждения; передачи под надзор и ограничения досуга и т.д. Иными словами, поскольку совершено преступление, в основе воспитательного воздействия должна лежать длящаяся мера.
10. Под систематическим неисполнением принудительной меры воспитательного воздействия надо понимать либо многократное (более двух раз) уклонение от явки для объявления предупреждения, либо от обязанности загладить причиненный вред в пределах ястановленного разумного срока; а равно многократное (более двух раз) существенное нарушение обязанностей, вытекающих из п. «б» или «г» части второй комментируемой статьи. Содержание ч. 4 ст. 90 свидетельствует, что освобождение от ответственности на основании этой статьи фактически носит условный характер.
Статья 91. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.
1. Предупреждение предполагает дачу отрицательной нравственно-правовой оценки деяния. При применении предупреждения необходимо присутствие законных представителей. Целесообразно сопровождать устное предупреждение вручением его в письменной форме под роспись (например, копии постановления, определения с включением в него положений, соответствующих содержанию ч. 1 ст. 91).
2. Передача под надзор имеет в виду постоянный и интенсивный надзор указанных в ч. 2 ст. 91 лиц и органов. Это необходимо разъяснить лицам, под надзор которых передается несовершеннолетний.
Перед назначением этой меры необходимо убедиться в способности) возможности и готовности соответствующих лиц осуществлять надзор.
В силу ст. 61и 65 Семейного кодекса передача несовершеннолетнего под надзор адресуется обоим родителям.
3. Обязанность загладить причиненный вред применяется в трех вариантах:
а) передача потерпевшему предмета, аналогичного утраченному в результате деяния подростка, либо иного предмета, получение которого потерпевший считает достаточной компенсацией причиненного вреда;
б) денежная компенсация в соответствии с экспертной оценкой размера вреда или по согласованию;
в) устранение повреждений имущества собственным трудом несовершеннолетнего.
В новом УК отсутствует ограничение предельной величины возмещения вреда путем применения рассматриваемой принудительной меры воспитательного воздействия. Однако возложение обязанности загладить вред не должно превращаться в непосильное бремя для несовершеннолетнего или дублировать результаты гражданского спора. Рассматриваемая мера делает акцент на воспитательном воздейст-
вии. Возможно, что при применении ее в конкретном случае было бы полезно учитывать позицию закона РСФСР от 25 февраля 1992 года о внесении изменений в Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Законодатель счел, что применение комиссиями меры, аналогичной мере, которая предусмотрена в ч. Зет. 91, ограничивается случаями, когда размер причиненного вреда не превышает половины минимального размера оплаты труда.
Упоминая об имущественном положении несовершеннолетнего, комментируемая статья имеет в виду не общее положение семьи, но наличие у самого виновного имущества или дохода (заработка, стипендии, пенсии, процентов с вклада и т.д.).
Эту меру целесообразно применить, например, для устранения последствий хулиганских и вандальских действий виновного, связанных с причинением ущерба насаждениям, сидениям в общественном транспорте; с учинением надписей и рисунков на стенах и т.п.
Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего хорошо сочетается с любой другой мерой, предусмотренной комментируемой статьей. Она создает максимальные возможности для того, чтобы оградить лицо, в отношении которого она применена, от отрицательных влияний и переориентировать потребности, интересы, жизненные планы, поведенческие стереотипы, отношения с окружающими. Поэтому, с учетом указания закона о том, что перечень ограничений и особых требований не является исчерпывающим, целесообразно предусматривать и возможности содержательной переориентации личности, а не только запреты негативного поведения. Так, могут быть сформулированы требования, конкретизирующие возврат в образовательные учреждения, либо трудоустройство (получить образование определенного уровня, квалификацию и т.п.). Возможны и требования о прохождении курса лечения, психокоррекции и т.п.
Но, формулируя особые требования к поведению, надо учитывать реальность их исполнения. Например, трудоустройства в короткий срок; возврата в школу в конце учебного года и т.д. Неисполнение заведомо нереальных требований не может влечь последствия, предусмотренные ч. 4 ст. 90.
Статья 92. Освобождение от наказания
несовершеннолетних
1. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 настоящего Кодекса.
2. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. При этом срок пребывания в указанном учреждении не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного настоящим Кодексом за преступление, совершенное несовершеннолетним.
3. Пребывание в указанном учреждении может быть прекращено до истечения срока, предусмотренного частью второй настоящей статьи, если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более для своего исправления в дальнейшем применении данной меры. Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних после истечения срока, предусмотренного частью второй настоящей статьи, допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.
1. Ст. 92 регулирует назначение и применение принудительных мер воспитательного воздействия уже в связи с освобождением от наказания. Иными словами, хотя, как и в ст. 90, речь идет о случаях, когда совершены преступления небольшой или средней тяжести, имеются в виду случаи, когда конкретная характеристика содеянного и личности обусловливает необходимость усилить воспитательно-прс-дупредительное воздействие меры, заменяющей уголовное наказание путем судебной процедуры ее применения, включая признание лица виновным в преступлении.
Назначение принудительных мер воспитательного воздействия с освобождением от наказания — исключительная компетенция суда. В этих случаях обязательно проведение предварительного следствия и судебного разбирательства в полном объеме.
2. В отличие от ст. 90 применение мер, предусмотренных ст. 92, возможно и при неоднократном совершении преступлений. Однако повторное применение принудительных мер воспитательного воздействия требует от суда особой осторожности, чтобы не закрепить у виновного и его окружения представления о безнаказанности. При всех условиях в этих случаях оправдан переход к более строгим мерам (первое преступление могло быть и незначительной тяжести), например, в виде передачи под надзор.
3. Часть 1 ст. 92 не упоминает о возможности одновременного применения двух или нескольких принудительных мер. Однако не вызывает сомнения, что положения ч. 3 ст. 90 распространяются и на эти случаи.
4. Не противоречит закону принятие судом одновременно с назначением мер, предусмотренных ч. 1 ст. 92, также мер через специали-
рованные органы социальной защиты или профилактики по оказанию помощи — психологической, медицинской, в получении образования, профессии, жилья, в трудоустройстве и т.п. (п. 13.3, 24.1, 25.1 Минимальных стандартных правил ООН) касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
5. Меру, предусмотренную ч. 2 ст. 92— помещение осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних — правильно относить к числу принудительных мер воспитательного воздействия.
Невключение ее в общий перечень объясняется тем, что она связана с определенным ограничением свободы осужденного, к которому она применена, и поэтому целесообразно ее детализированная регламентация отдельно от других принудительных мер.
6. Специальные уччеждения, о которых идет речь, относятся к системе образования, а не уголовно-исполнительной системе. Закон об образования (в редакции 13 января 1996 года) предусматривает исключительно судебный порядок направления в специальные учреждения.
Описанный профиль специальных воспитательных и лечебно-во-питательных учреждений) приоритетными целями которых являются социальная и медицинская реабилитация, предоставление образования и профессиональнаяяподготовка, полностью соответствует требованию Минимальных стандартных правил ООН (п. 17. 1) о необходимости минимизировать ограничения личной свободы несовершеннолетних правонарушителей) если без этого нельзя обойтись в интересах его самого и потребностей общественной безопасности.
7. В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние с физическими или психическими недостатками, а равно с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Но надо иметь в виду, что сеть этих учреждений еще не создана. Поэтому к таким осужденным надо применять иные принудительные меры воспитательного воздействия с одновременным направлением необходимых материалов органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц в процессе исполнения принудительных мер воспитательного воздействия.
8. Поскольку в У К не упоминаетсяяоб определении судом срока пребывания несовершеннолетнего) освобожденного от наказания, в специальном воспитательном (лечебно-воспитательном) учреждении) в приговоре этот срок не назначается. Срок пребывания в указанном учреждении может составить пять лет лишь в редких случаях) когда несовершеннолетний ко времени осуждения имел возраст, немногим превышающий 14 лет. Как правило же фактический срок пребывания не будет превышать одного-трех лет. Если речь идет о несовершеннолетнем в возрасте старше семнадцати лет, применение рассматриваемой меры, как правило) не должно иметь место.
9. Фактический срок пребывания в специальном учреждении определяется совокупностью трех факторов: социальной реабилитацией; обеспеченной общеобразовательной и профессиональной подготовкой, достаточной для эффективного трудоустройства; результатами коррекции личностной позиции. Все это позволяет прогнозировать безопасное для общества поведение; создать предпосылки для оказания осужденному психологической и социальной поддержки на период адаптации, а также противодействия возможному возобновлению негативно влияющих ситуаций. Заключение специализированного государственного органа) о котором идет речь в части третьей комментируемой статьи, должно конкретно обосновывать наличие всех этих трех факторов. При оценке судом заключения специализированного государственного органа целесообразно учесть и соображенияя изложенные при комментировании обоснованности условно-досрочного освобождения (ст. 93).
10. Формулировка «специализированный государственный орган) обеспечивающий исправление» свидетельствует о том, что законодатель имеет в виду орган системы образования, которому подчинено специализированное учреждение. Его заключение может основываться на представлении администрации этого учреждения, но не подменяться этим представлением.
II. Порядок функционирования специальных воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, условия пребывания несовершеннолетних в них определяются законодательством об этих учреждениях и основанным на нем Положением, утвержденным Правитель-твом РФ.
При назначении меры) предусмотренной ч. 3 ст. 92, надо иметь в виду) в частности, нормативно-определенный переччнь заболеваний, исключающих возможность помещения в специальное воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Так) туда не должны помещаться лица с диагнозом «наркомания», «токсикомания», «алкоголизм».
Статья 93. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам или к лишению свободы, после фактического отбытия:
а) не менее одной трети наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.
1. Комментируемая статья, как и общая статья об условно-досрочном освобождении (ст. 79), исходят из единого принципа: требуемые сроки фактического отбытия части наказания дифференцированы, исходя из классификации преступлений.
2. При решении вопроса об условно-досрочном освобождении в случаях, предусмотренных ст. 93, положения этой статьи надо приме' нять совместно с положениями частей первой, второй, четвертой, шестой, седьмой ст. 79 (см. комментарий). В частности, на условно-досрочно освобожденного могут быть возложены определенные обязанности в соответствии с частью второй ст. 79; причем, поскольку их перечень неисчерпывающий, возможно возложение и таких обязанностей, как запрет посещения определенных мест и лиц, использования определенных форм досуга; ограничение пребывания вне дома в определенное время суток; возобновить учебу, трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа (ср. часть четвертую ст. 91).
3. Не противоречит закону применение к лицам, осужденным за совершение преступлений в возрасте до восемнадцати лет, положений ст. 80, 81, 82, 83.
4. На указанных лиц распространяются положения ст. 84 и 85, регулирующие вопросы амнистии и помилования. При этом не существует ограничений, вытекающих из п. «а», «б», «в» ст. 93.
5. Само наименование условно-досрочного освобождения свидетельствует о том, что осужденный исправляется, но этот процесс еще не завершен. Решение об условно-досрочном освобождении основывается на прогнозе будущего поведения освобождаемого и поэтому должно быть обоснованным и мотивированным с учетом содеянного, личности (см. комментарий к ст. 89) и ее изменений, поведения в процессе исполнения наказания за достаточно длительный период.
6. В случае, когда осужденный освобождается от наказания на основании части второй ст. 92, а затем был подвергнут наказанию в силу отмены его помещения в специальное учреждение, пребывание в указанном учреждении не засчитывается при решении в последующем вопроса об условно-досрочном освобождении в срок фактического отбытия наказания, предусмотренный п. «а», «б», «в» ст. 93.
7. При отбывании наказания, назначенного по совокупности преступлений или совокупности приговоров, причем часть деяний совершена после достижения лицом возраста восемнадцати лет, продолжительность фактического отбывания наказания, необходимая дляярешения вопроса об условно-досрочном освобождении, исчисляетсяя исходя из категории наиболее тяжкого из совершенных преступлений. Если оно совершено до достижения лицом возраста восемнадцати лет,
правила части второй
применяются правила ст. 93; в ином случае -т. 79.
8. Контроль за поведением условно-досрочноосвобожденноголица, осужденного за совершение преступлений до достиженияявозраста восемнадцати лет, суд возлагает на специализированный орган социальной защиты несовершеннолетних или профилактики их правонарушений по месту жительства условно-досрочно освобожденного, если последний к моменту освобождения является несовершеннолетним.
Статья 94. Сроки давности
Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 настоящего Кодекса, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.
1. Комментируемая статья не охватывает всего круга вопросов, регулируемых ст. 78 и 83, а лишь устанавливает особые (меньшие) сроки давности по сравнению с общими. Поэтому ее положения надо применять совместно с положениями частей первой, второй, третьей ст. 78 и частей первой, второй ст. 83 (см. комментарий; см. также п. 1 и 2 комментария к ст. 93).
2. Сроки давности, предусмотренные данной статьей для освобождения от уголовной ответственности или от отбывания наказания назначенного приговором суда, составляют:
— после совершения преступления небольшой тяжести или вступления в законную силу приговора за такое преступление — один год;
— после совершения преступления средней тяжести или вступления в законную силу приговора за такое преступление — три года;
— после совершения тяжкого преступления или вступления в законную силу приговора за такое преступление — пять лет;
— после совершения особо тяжкого преступления или вступления в законную силу приговора за такое преступление ˜- семь лет и шесть месяцев.
Статья 95. Сроки погашения судимости
Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:
а) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
б) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.
1. Настоящая статья не охватывает всего круга вопросов, регулируемых общей статьей о судимости <ст. 86), но лишь корректирует предусмотренные последней сроки погашения судимости в сторону их сокращения. Поэтому положения ст. 95 надо применять совместно с положениями частей первой, второй, п. «а», «б» части третьей, частей четвертой, пятой, шестой ст. 86.
2. Лица, к которым судом применены принудительные меры воспитательного воздействия с освобождением от уголовной ответственности или наказания (ст. 90-92), считаются несудимыми.
3. Поскольку комментируемая статья регулирует только сроки давности после отбытия лишения свободы (в т.ч. досрочного освобождения), лица, осужденные условно или к более мягким мерам наказания, чем лишение свободы, считаются несудимыми соответственно по истечении испытательного срока или одного года после отбытия наказания.
4. В соответствии со ст. 64, 121, 145, 147 Семейного кодекса ходатайствовать перед судом о досрочном снятии судимости могут и родители, другие законные представители, а также органы опеки и попечительства, если к этому времени лица, имеющие судимость, еще не достигли возраста восемнадцати лет. Требование безупречности поведения, как основание досрочного снятия судимости, носит оценочный характер и учитывает отношение с воспитателями, поведение в семье, во время учебы, работы) досуга, в общественных местах и т.п.
5. В соответствии с ч. 6 ст. 86 лица) осужденные за совершение преступлений до достижения возраста 18 лет, судимость которых погашена, вправе отвечать «не судим», если этот вопрос возникает при поступлении в образовательное учреждение или трудоустройстве) как и при совершении любых других действий, имеющих правовое значение.
Статья 96. Применение положений настоящей главы к лицам в возрасте от восемнадцати до двадцати лет
В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.
1. Положения данной статьи, отсутствовавшие в УК 1960 года, имеют существенное значение для реализации принципов законности, справедливости, гуманизма в отношении лиц, совершивших пре-
ступления вскоре после достижения 18 лет, когда еще сохраняются многие личностные и статусные особенности, присущие несовершеннолетним. Вместе с тем, оговорка об «исключительных случаях» обязывает следственную и судебную практику не превращать применение ст. 96 в рядовой случай, а осуществлять это только при наличии комплекса веских оснований, подробно мотивируя.
2. В этих случаях к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, применяются, с учетом оснований признания случая исключительным, все или некоторые положения ст. 87-95, кроме вытекающих из отличия правового статуса несовершеннолетних и лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати лет.
3. Не противоречит закону оценка факта молодости виновного, незавершенности взросления как обстоятельства, смягчающего наказание. Но при этом необходимо соблюдать подход, сформулированный в части 2 ст. 89: учитывать это обстоятельство в совокупности с другими, а не изолированно.
4. Специализированные органы, о которых идет речь как о контролирующих исполнение принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 4 ст. 90) — это, применительно к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, общие органы социальной защиты и профилактики, а не специализированные органы для работы с несовершеннолетними.
5. Понятие «исключительные случаи» является оценочным и дать исчерпывающий перечень его признаков в отрыве от обстоятельств конкретного дела не представляется возможным.
В принципе здесь значимы обстоятельства, связанные с отставанием в психическом развитии (интеллектуальном, эмоционально-волевом) и вытекающими отсюда мотивами; особой податливостью влияниям; потерей источников существования, психическими расстройствами в рамках вменяемости (не противоречит закону назначение этим лицам наряду с наказанием принудительных мер медицинского характера или передача органам здравоохранения необходимых материалов для организации лечения в общем порядке одновременно с применением мер, заменяющих уголовное наказание, предусмотренных ст. 90-92). Для диагностики особенностей личности, могущих дать основание для вывода о близости их к особенностям личности несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 89) используется психологическая экспертиза.



ОГЛАВЛЕНИЕ