ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 27. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
Общая характеристика главы
Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в новом УК. Это объясняется тем) что на современном этапе развития общества значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Рассматриваемые преступления можно определить, как предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на безопасное функционирование (движение и эксплуатацию) любого вида транспорта и причинившие физический либо материальный, либо организационный вред.
Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных транспортных средств.
Рассматриваемые преступления, за исключением двух (ст.270 и 271) являются неосторожными) что специально подчеркнуто законодателем указанием на причинение последствий именно по неосторожности.
Все составы преступлений, включенные в главу 27, были известны и прежнему законодательству. Однако все они, за исключением двух (ст.270 и 271), подверглись весьма значительным изменениям и дополнениям.
Статья 263. Нарушение правил безопасности движения
и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц,—
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
1. Рассматриваемое преступление представляет значительную общественную опасность, так как влечет за собой такие тяжкие последствия, как причинение смерти, тяжкого расстройства здоровья одного или нескольких лиц, крупный материальный ущерб, например, при уничтожении или повреждении подвижного состава, судна и прочее. По сравнению с аналогичной ст.85 УК 1960 года в новом УК уточняется предмет преступления, а именно перечень видов транспорта дополнен указанием на морской и речной транспорт. Такая формулировка ст.263 дает основание квалифицировать нарушение правил безопасности движения и эксплуатации также маломерных судов (моторные лодки, катера и пр.) по данной статье.
2. Железнодорожный транспорт — это совокупность подвижного состава, железных дорог, подъездных путей и метрополитена, на которых действуют единые правила по обеспечению безопасности движения транспортных средств. Таким образом, к железнодорожному транспорту относятся железные дороги, отделения железных дорог, железнодорожные станции, депо, дистанции, узкоколейные железные дороги, локомотивно-вагоноремонтные заводы, а также подъездные пути, предназначенные для обслуживания отдельных предприятий или организаций, которые связаны с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей. Если же подъездной путь не связан с общей сетью железных дорог, то он не принадлежит железнодорожному транспорту и находится во внутриведомственном подчинении,
К водному транспорту (морскому и речному) относятся все пассажирские, транспортные, научно-исследовательские, добывающие (рыболовные, краболовные и пр.), перерабатывающие (плавбазы, плавзаводы), технические (дноуглубительные и дноочищающие снаряды, кабелеукладчики и пр.), вспомогательные (буксиры и пр.), спасательные, спортивные, и некоторые другие суда, в том числе на воздушной подушке, подводных крыльях, экранопланы. К водному транспорту следует отнести также маломерные морские и речные суда.
Воздушным транспортом признаются суда гражданской авиации, а также иные средства воздухоплавания: самолеты, гидросамолеты, вертолеты, аэростаты, дирижабли, планеры и т.д. Воздушным судном признается любой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.
Для состава преступления, предусмотреного ст.263, не имеет значения, кому принадлежит и в чьем ведении находится транспортное средство.
3. Объективная сторона рассматриваемого преступления предполагает: нарушение правил, обеспечивающих безопасное движение и эксплуатацию железнодорожного, водного или воздушного транспорта как источника повышенной опасности и наступление вследствие этого определенного рода общественно опасных последствий, указанных в законе: физического вреда, материального ущерба, дезорганизацию движения и эксплуатации транспорта, как правило, связанную с угрозой жизни и здоровью пассажиров и экипажа (водителей) транспорта.
Для состава преступления необходимо, чтобы общественно опасное действие (бездействие) лица выразилось в нарушении действующих на железнодорожном, водном или воздушном транспорте правил, обеспечивающих его безопасное функционирование. Факт нарушения этих правил должен быть установлен в первую очередь. Диспозиция ст.263 является бланкетной. Следовательно, для установления проти-воправности поведения лица необходимо в каждом конкретном случае обратиться к соответствующим нормативным актам и установить, что нарушены правила, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасного функционирования транспорта. В обвинительном заключении и приговоре факт нарушения должен излагаться не в форме общей констатации, а со ссылкой на конкретные нормативные акты. Целесообразно использовать как консультативную помощь специалистов транспортного права.
Нарушение иных правил, например, правят технической эксплуатации, не обеспечивающих безопасного функционирования транспорта, не может рассматриваться как транспортное преступление.
Нарушение правил безопасности движения может быть как в форме действия, так и в форме бездействия, например, нарушение установленной скорости движения поездов или судов, неподача сигналов, нарушение правил полета или посадки самолета и пр.
Нарушение правил эксплуатации может состоять в использовании транспортных средств нс по назначению, отступлении от требований технического обслуживания, обеспечивающих безопасность движения и пр.
4. Из диспозиции ст.263 нового УК исключено указание на недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей, средств сигнализации и связи. Этот состав выделен законодателем в самостоятельный состав (ст.266), что представляется обоснованным. Соединение в одной части одной и той же статьи двух различных составов преступления, хотя и посягающих на один объект, но имеющих различные признаки объективной и субъективной сторон, а также субъекта, может повлечь за собой определенные трудности в правоприменитель-ной практике.
5. Состав рассматриваемого преступления будет налицо только в тех случаях, когда нарушение указанных выше правил повлекло определенные вредные последствия, наиболее тяжкими из которых яв-лется гибель одного и большего количества людей (ч.2 и 3) или причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Об оценке степени тяжести вреда здоровью, причиненного в результате нарушения правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта, см.комментарий к ст. 111и112.
Материальный ущерб может состоять в уничтожении и повреждении транспортных средств, перевозимого груза, дорожных сооружений) зданий, уничтожении и повреждении других видов государственного, общественного и личного имущества. Этот ущерб должен быть существенным.
Нарушения правил, которые повлекли незначительные повреждения груза, транспортных средств и пр., рассматриваются в административном, дисциплинарном и гражданско-правовом порядке. Размер причиненного материального ущерба должен исчисляться из первоначально возникших вредных последствий. Все последующие действия виновного, в том числе и по возмещению материального вреда) оказанию материальной помощи потерпевшему, не имеют значения для определения размера причиненного материального ущерба, но учитываются при индивидуализации наказания. При этом речь идет только о прямом материальном ущербе, а не об упущенной выгоде.
6. Новый УК более последовательно классифицировал последствия рассматриваемого преступления) дифференцировав ответственность в зависимости от их тяжести. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо крупный материальный ущерб являются последствиями основного состава рассматриваемого преступления (ч. 1), смерть потерпевшего либо гибель двух или более лиц (ч.2 и 3) — квалифицированных составов. Такая дифференциация ответственности в зависимости от тяжести конкретных последствий делает статью более четкой по сравнению со сходной статьей УК 1960 года.
7. С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено только по неосторожности, о чем свидетельствует указание законодателя на неосторожное отношение к наступлению перечисленных в статье последствий (см.комментарий к ст.26).
8. Существенные изменения внесены новым У К в понятие субъекта данного преступления. Если ранее им признавался работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта, что предполагало совершение преступления во время исполнения им своих служебных обязанностей) то новый УК определяет субъект как лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Следовательно) субъект определяется более широко, чем ранее. Им может быть как любой работник транспорта, так и любое другое (в том числе и должностное) лицо, обязанное по роду своей служебной деятельности обеспечивать безопасное функционирование перечисленных выше видов транспорта.
9. Наказание: по ч.1 — ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового; по ч.2 — лишение свободы до пяти лет; по ч.З — лишение свободы от четырех до десяти лет.
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств
1. Нарушение лицом) управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права упрадавпъ транспортным средогеом на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права управлять транспортным средств вом на срок до трех лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.
1. В отличие от предыдущей статьи речь идет об ответственности за нарушение правил безопасности и эксплуатации иных, чем перечисленных в ст.263, видов транспорта. Причем ответственность в ней предусматривается только лиц, управляющих механическим транспортным средством.
2. Механическим транспортным средством признаются: автомобили, трамваи, троллейбусы, а также мотоциклы, трактора, иные самоходные машины и т.п. Самоходные машины — это специальные механизмы, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Это машины сельскохозяйственные, дорожные, погрузочные и другие. Механическим транспортным средствам, в смысле ст.264, всегда присущ признак самоходности, т.е. они должны быть оборудованы автономным двигателем. Необорудованные автономным двигателем транспортные средства механическим транспортным средством не являются. Причинение вреда личности не при дорожном движении, а при осуществлении на самоходных машинах производственных процессов не подпадает под признаки рассматриваемого состава и должно квалифицироваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела как преступление против личности или как преступное нарушение правил по технике безопасности.
3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст.264, заключается в сочетании нарушения правят безопасности движения и эксплуатации лицами, управляющими одним из перечисленных ранее видов механических транспортных средств, и наступлении вследствие этого таких последствий, как тяжкий либо средней тяжести вред здоровью, смерть одного или нескольких лиц.
4, Правилами, обеспечивающими безопасное функционирование механических транспортных средств, нарушение которых при наступлении определенных последствий влечет за собой уголовную ответственность, являются Правила дорожного движения, устанавливающие повсеместно порядок дорожного движения на всей территории России.
Правила учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами. Однако в них сказано, что эти нормы должны основываться на требованиях настоящих правил и не противоречить им.
При всех условиях нельзя ограничиваться общей констатацией нарушения права. Необходимо указать, какие конкретные нормы нарушены.
Нарушение правил безопасности движения может состоять, в частности, в управлении транспортом без прав, в превышении скорости, в нарушении правил обгона и выезда на встречную полосу движения, вождении транспортного средства в нетрезвом состоянии, в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, нарушении правил перевозки пассажиров и т.п.
5. Для привлечения виновного к ответственности по ст.264 следует установить, что это лицо нарушило правила, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности движения. По ст.264 не могут караться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных, уборочных работ и т.д. В этих случаях посягательство направлено не на безопасность движения транспорта, а на иной объект: жизнь, здоровье человека нормальные условия труда и т.д.
6. Состав данного преступления налицо только в том случае, если нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспорта повлекло за собой такие последствия, как причинение вреда жизни или здоровью одного или нескольких лиц либо крупный материальный ущерб. Эти последствия нс отличаются от тех, характеристика которых была дана при рассмотрении последствий нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст.263).
7. Ответственность за нарушения правят дорожного движения, повлекшие указанные выше последствия, наступает по одной из частей ст.264 в зависимости от тяжести этих последствий: часть первая — тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека либо причинение крупного материального ущерба; часть вторая — смерть человека; часть третья — смерть двух или более лиц.
8. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства является неосторожным преступлением, что специально подчеркнуто законодателем, особо указавшим на неосторожное причинение перечисленных в ст.264 последствий, т.е. совершенное по легкомыслию или небрежности (см.комментарий к ст.26).
Мотивы совершения рассматриваемого преступления на квалификацию не влияют. Исследования показали, что мотивами действий лиц, допустивших нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, чаще всего бывают: стремление проявить удаль, пренебрежительное отношение к правилам безопасности.
9. Субъектом преступления может быть только лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. При этом для квалификации содеянного по ст.264 не имеет значения имел ли гражданин водительские права на управление транспортом, закреплено ли за ним данное транспортное средство, допустил ли он нарушение во время исполнения служебных обязанностей или во внерабочее время или управляя транспортным средством, находящимся в частной (в том числе его) собственности и прочес.
10. Наказание: по ч.1 — ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до двух лет с лишением права управлять транспортными средствами или без такового; по ч.2 — лишение свободы до пяти лет с лишением права управлять транспортными средствами; по ч.З — лишение свободы от четырех до десяти лет с лишением права управлять транспортными средствами).
Статья 265. Оставление места дорожно-транспортного
происшествия
Оставление места дорожно^транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего Кодекса, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. В У К 1960 года такая статья отсутствовала. Однако действия водителя, оставившего потерпевшего посте аварии на месте дорожно-транспортного происшествия, квалифицировались по части второй ст.127, как заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии, лицом, поставившим потерпевшего в такое состояние.
Новый УК обоснованно выделил этот вид оставления в опасности в самостоятельный состав преступления, ограничив при этом круг субъектов лицами, нарушившими правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств в соответствии с линией судебной практики (Бюллетень ВС РСФСР. 1989. № 6. С.4).
В соответствии с положениями Общей части УК о поощрении позитивного посткриминального поведения данная статья будет способствовать снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
2. С объективной стороны рассматриваемое преступление заключается в том, что лицо, управляющее транспортным средством, покидает после аварии место дорожно-транспортного происшествия, несмотря на то, что для него очевидна необходимость оказания помощи потерпевшему и имеются возможности такую помощь оказать.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является наступление таких последствий, как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, смерть одного, двух или более лиц.
3. Оставление места дорожно-транспортного происшествия осуществляется виновным, как правило, умышленно) однако отношение к
указанным в ст.260 последствиям в этих случаях характеризуется неосторожной виной (см.комментарий к ст.26).
4. Субъект данного преступления — специальный: лицо, управляющее транспортным средством и нарушившее правила дорожного движения, что явилось причиной дорожно-транспортного происшествия. Так как субъектом рассматриваемого преступления является лицо, управляющее транспортным средством и нарушившее правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств) его действия при оставлении места дорожно-транспортного происшествия должны квалифицироваться по совокупности ст.264 и 265.
5. Наказание: ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без таковой.
Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных
средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответ^ ственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
1. Объединив в одной статье два состава преступления, предусматривавшихся ранее в разных статьях УК 1960 года (ст.85 и 211 ), законодатель в то же время значительно уточнил их признаки и расширил сферу действия новой статьи по сравнению с прежним законодательством. Такие деяния, как недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, пред-
ставляют серьезную угрозу безопасному функционированию любого вида транспорта как источника повышенной опасности. То же можно сказать и о путях сообщения, средствах сигнализации и связи, которые являются элементами технической системы эксплуатации транспорта, обеспечивающими безопасность его использования.
2. С объективной стороны недоброкачественный ремонт и выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств могут быть осуществлены как путем действия, так и путем бездействия. Например, технические ошибки при исправлении транспортного средства, непринятие мер к замене тормозных колодок (при ремонте) или выдача разрешения на выпуск в эксплуатацию транспортного средства с неисправным тормозом, непринятие мер к отстранению от управления лица, находящегося в нетрезвом состоянии (при выпуске) и т.п.
При недоброкачественном ремонте отремонтированные транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование не соответствуют необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации.
Под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается разрешение использовать транспорт, имеющий технические неисправности, заведомо способные вызвать при движении аварийную обстановку, что создаст реальную угрозу тяжких последствий.
3. К числу последствий, как обязательного признака состава преступления, предусмотренного ст.266, законодатель относит причинение крупного ущерба, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (основной состав), смерть человека (квалифицированный состав — часть вторая) и смерть двух или более лиц (особо квалифицированный состав — часть третья). При отсутствии последствий, указанных в СТ.266, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями могут влечь лишь дисциплинарную, административную или гражданско-правовую отв етств енность.
4. Специфика причинной связи в названных случаях заключается в том) что вредные последствия непосредственно причиняются не субъектом данного преступления, а теми лицами, которым он передал в управление заведомо для него неисправное транспортное средство. Таким образом в данном случае связь между нарушением правил и последствиями носит опосредованный характер (через действия лица, управляющего транспортным средством), однако ее вполне достаточно для обоснования ответственности.
5. Рассматриваемое преступление может быть совершено только по неосторожности. Виды неосторожности дифференцируются в зависи-
мости от отношения виновного к последствиям его деяния. При недоброкачественном ремонте возможно легкомыслие (виновный допускает определенные нарушения, самонадеянно рассчитывая при этом на не-наступленис последствий) и небрежность (виновный не предвидит возможности наступления тяжких последствий при наличии обязанности и возможности их предвидения). Выпуск же в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств предполагает неосторожную вину в виде легкомыслия, поскольку обязательным признаком этого состава является заведомость. Следовательно, виновный, зная, что выпускаемое техническое средство неисправно, всегда сознает возможность наступления общественно опасных последствий и самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При отсутствии заведомости ответственность по ст.266 исключается.
6. Субъект недоброкачественного ремонта специальный) т.е. лицо, осуществляющее ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования.
Субъект выпуска в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства также специальный: строго определенная категория лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств. Например, служащие автотранспортных предприятий любой формы собственности, на которых специально возложена обязанность по обеспечению контроля за техническим состоянием транспортных средств.
7. Наказание: по ч.1 — штраф либо ограничение свободы, либо арест, либо лишение свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без таковой; по ч.2 — лишение свободы до пяти лет; по ч.З — лишение свободы от четырех до десяти лет.
Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
1. Разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства) путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций) если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ^ ной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением своооды на срок от трех до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет.
1. В отличие от состава преступления, предусмотренного ст.86 УК 1960 года (повреждение путей сообщения и транспортных средств), ст.267 нового УК расширяет рамки ответственности за рассматриваемое преступление. В соответствии с этой статьей предметом посягательства могут быть любые транспортные средства, пути сообщения) средства сигнализации или связи, иное транспортное оборудование, транспортные коммуникации.
2. Под разрушением понимается полное приведение в негодность транспортного средства или транспортного оборудования, полный распад системы, в силу которого она теряет способность функционировать по своему назначчнию и не подлежит восстановлению.
Повреждения — частичные изменения в транспортных средствах, структуре и форме технической системы, вследствие чего она полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть врсстановлена.
Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние может заключаться в любых действиях, в результате чего транспортные средства или технические системы не могут быть использованы по назначению (например, затопление транспортного средства).
Блокирование транспортных коммуникаций осуществляется путем устройств различных препятствий для передвижения транспорта с тем, чтобы пресечь использование этих коммуникаций по назначению.
3. Рассматриваемое преступление является оконченным при наступлении определенных последствий: крупный ущерб, тяжкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего (основной состав,часть первая), смерть человека (квалифицированный состав, часть вторая), смерть двух или более лиц (особо квалифицированный состав, часть третья).
4. Рассматриваемое преступление имеет состав с двумя последствиями и двумя формами вины (см.комментарий к ст.27). Разрушение, повреждение, блокирование и прочее совершаются умышленно. В отношении тяжких последствий — неосторожная вина. Лицо либо самонадеянно рассчитывает на ненаступленис вреда жизни и здоровью человека, предвидя возможность наступления такого последствия, либо не предвидит наступление таких последствий.
5. Субъектом рассматриваемого преступления может быть вменяемое лицо, достигшее возраста четырнадцати лет,
6. Наказание: по ч.1 — штраф либо лишение свободы до четырех лет; по ч.2 — лишение свободы от трех до восьми лет; по ч.З — лишение свободы от шести до десяти лет.
Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих
безопасную работу транспорта
1. Нарушение пассажиром, пешеходом или иным участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если зто деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, лиоо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
1. По сравнению с соответствующей статьей УК 1960 года (ст.213) ст.269 сформулирована более четко и определенно.
Рассматриваемое преступление заключается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации любого вида транспорта любым участником движения кроме лиц) указанных в ст.263 и 264.
2. Правила, охраняющие безопасность движения и эксплуатации транспорта, регламентируются различными нормативными актами, особыми для каждого вида транспорта, в том числе и ведомственного. Нарушение этих правил предполагает невыполнение требований определенных нормативных актов в части, обеспечивающей безопасное функционирование транспорта. Дать исчерпывающий перечень всех нарушений, образующих объективную сторону рассматриваемого состава, невозможно. Но в любом случае нельзя ограничиваться общей констатацией нарушения, а необходимо указывать в обвинительном заключении и приговоре, какое именно правило нарушено, в каком нормативном акте оно закреплено и опубликован ли этот акт. В случае нарушения правил, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта лицами.указанными в ст.263 и 264, их ответственность наступает по этим статьям. Следовательно, из круга субъектов преступления, предусмотренного ст.268, исключаются лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорож-
ного, воздушного или водного транспорта, а также лица, управляющие механическими транспортными средствами.
3. Обязательным признаком рассматриваемого преступления явля-сгся наступление последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего. Ответственность дифференцирована в зависимости от тяжести последствий: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ч.1), смерть одного лица (ч.2) и смерть двух или более потерпевших (ч.З).
4. С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
5. Субъектом могут быть, как указывается в комментируемой статье, пассажиры, пешеходы и другие участники движения, например велосипедисты, погонщики скота и пр., достигшие возраста шестнадцати лет.
Такие признаки объективной стороны, как обстановка, место, время, способ совершения преступления, не выделены в качестве признаков состава преступления. Однако эти обстоятельства должны устанавливаться в каждом конкретном случае, так как они могут значительно влиять на индивидуализацию наказания.
6. Наказание: по ч.1 — ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до двух лет; по ч.2 — ограничение свободы либо лишение свободы до пяти лет; по ч.З — лишение свободы от четырех до восьми лет.
Статья 269. Нарушение правил безопасности при строительстве^ эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов
1. Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных труоопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —
наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
1. В 1993 году в УК 1960 года была включена ст.86*, установившая ответственность за повреждение трубопроводов. Новый УК, сохранив ответственность за это преступление, существенно изменил и дополнил рассматриваемый состав.
Функционирование трубопроводов, используемых для передачи на расстояние нефтяных газов и нефтепродуктов, предполагает строгое соблюдение правил, обеспечивающих безопасность их эксплуатации. Нарушение этих правил может привести к причинению вреда здоровью и гибели людей, уничтожению животного мира и растительности, загрязнению почвы и водной среды, крупному имущественному ущербу и т.д.
2. Предметом данного преступления являются только магистральные трубопроводы, т.е. несущие основной поток содержимого вещества. Вспомогательные (ответвляющиеся по потребителям линии) и складские (наземные, подземные, подводные) трубопроводы предметом преступления, предусмотренного ст.269, не являются. Поэтому нарушение правил, обеспечивающих их безопасное функционирование, должно рассматриваться в зависимости от таких наступивших последствий, как повреждение или уничтожение имущества либо как нарушение правил охраны труда, либо как преступление против личности, либо экологическое преступление. При отсутствии предусмотренных ст.269 последствий деяние может влечь дисциплинарную, административную или гражданско-правовую ответственность.
3. Диспозиция ст.269, являясь бланкетной, отсылает к специальным правилам, регламентирующим строительство, эксплуатацию и ремонт магистрального трубопровода с целью обеспечения безопасности этих работ. В обвинительном заключении и приговоре недостаточно общей констатации нарушения правил. Необходимо указать, какое конкретное правило нарушено, в каком нормативном акте оно содержится и было ли доведено до сведения исполнителей.
4. Ответственность по ст.269 наступает при условии, если нарушение указанных правил безопасности повлекло за собой причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч.1), смерть человека (ч.2), смерть двух или более лиц (ч.З). Крупный ущерб может выражаться в разрушении или существенном повреждении магистрального трубопровода, причинении значительного экологического вреда, нарушении работы предприятий и пр.
При оценке крупного имущественного ущерба можно исходить из критериев примечания 2 к ст.158 (см.комментарий).
5. Рассматриваемое преступление является неосторожным, что подчеркнуто в тексте комментируемой статьи путем указания на неосторожное причинение перечисленных выше последствий. При неосторожности в форме легкомыслия виновный, вследствие нарушения
правил безопасности, предвидит возможность наступления тяжких последствий, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение либо (при небрежности) не предвидит наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть при должной внимательности и предусмотрительности. Умысел по отношению к наступлению этих последствий должен влечь ответственность по соответствующим статьям УК в зависимости от направленности умысла.
6. Субъект данного преступления специальный: лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, участвующее в строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода.
7. Наказание: по ч.1 — ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового: по ч.2 — лишение свободы до пяти лет; по ч.З — лишение свободы от четырех до десяти лет.
Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи
терпящим бедствие
Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением своооды на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Данный состав преступления, известный и У К 1960 года (ст.129), без изменения вошел в новый Уголовный кодекс. Он относится к числу конвенциональных (вытекающих из международных договоров, ратифицированных Россией).
2. С объективной стороны это преступление выражается в невыполнении (бездействии) возложенной на капитана судна правовой обязанности оказания помощи гибнущим на водном пути людям, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Такая обязанность капитана закреплена в ряде нормативных актов, действующих на морском и речном флоте. Ссылка на них в обвинительном заключении и приговоре обязательна. Необходимо и проведение экспертизы специалистами по морскому праву и кораблевождению, в том числе для оценки того, существовала ли серьезная опасность для своего судна, обусловившая уклонение от оказания помощи.
3. Серьезной опасностью является наличие реального риска для жизни и здоровья членов экипажа и пассажиров, затопления судна. Нс признается серьезной опасность наступления в результате спасательных работ имущественного ущерба.
4. Рассматриваемое преступление является умышленным: виновный осознает необходимость оказания помощи хотя бы одному человеку и, имея возможность оказать ее без серьезного риска, не делает этого.
5. Субъект преступления специальный: капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности. Капитан судна, потерпевшего аварию, при неоказании помощи членам экипажа или пассажирам несет ответственность за должностную халатность.
6. Наказание: штраф либо ограничение свободы, либо лишение свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
Статья 271. Нарушение правил международных полетов
Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ^ ной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы нд срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без тако^ вого.
1. Новый УК сохранил ответственность за нарушение правил международных полетов (ст.84 УК 1960 года).
Международным называется полет с пересечением воздушной границы России с другими государствами. Воздушное сообщение между государствами осуществляется по определенным правилам. В России они регламентируются Законом РФ о государственной границе РФ от 1 января 1993 года и Воздушным кодексом, положения которого могут дополняться и конкретизироваться подзаконными нормативными актами, а также отдельными международными договорами (соглашениями) и международно-правовыми документами ООН и специализированных международных организаций (например, ИКАО), в которых участвует Россия.
2. Полет с нарушением установленных правил создает угрозу безопасности воздушного движения. Предметом преступления являются пилотируемые воздушные транспортные средства.
С объективной стороны данное преступление осуществляется путем несоблюдения указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета; иных нарушениях правил международных полетов, например, путем пересечения границы с просроченным разрешением, отключения дальней связи и т.п. Ответственность за нарушения правил международных полетов исключается, если они были вынужденными (крайняя необходимость, обоснованный риск, выполнение законного приказа и т.д.), например, вследствие стихийного бедствия, неисправности судна и пр.
3. Преступление окончено с момента нарушения одного или нескольких правил международных полетов. Вина нарушителей может быть как умышленной, так и неосторожной.
4. Тяжкие последствия (смерть людей или причинение вреда здоровью, крупный имущественный ущерб и т.д.) предполагают квалификацию по соответствующим статьям УК с учетом направленности умысла или характера неосторожности.
5. В обвинительном заключении и приговоре нельзя ограничиваться общей конституцией нарушения правил. Необходимо указать, какое конкретно правовое нарушение, в каком нормативном акте (международно-правовом документе) содержатся, было ли доведено до сведения исполнителей, действует ли для РФ. Необходимо и проведение экспертизы наличия и характера нарушений с учетом полетной обстановки.
6. Субъектом нарушения правил международных полетов могут быть как те лица, которые пилотируют судно, так и иные члены экипажа, а также пассажиры, если нарушение правил является результатом их волеизъявления, осуществляемого умышленно.
7. Наказание: штраф либо ограничение свободы, либо арест с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.



ОГЛАВЛЕНИЕ