ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава 29. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Общая характеристика главы
1. В Уголовном кодексе 1960 года понятие государственных преступлений объединяло особо опасные государственные и иные государственные преступления (всего тридцать шесть составов). Они были помещены в главе 1 Особенной части УК. В Уголовном кодексе 1996 года введено новое понятие «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (всего десять составов). Они помещены в главу 29 Особенной части УК.
Эти изменения вызваны не снижением общественной опасности рассматриваемых преступлений, а тем фактом, что в числе задач нового УК приоритетной является защита интересов человека и гражданина, его прав и свобод, как высшей ценности общества и государства. Поэтому на первое место в системе Особенной части нового УК поставлены преступления против личности, а нс государства.
2. Резкое сокрашение числа составов преступлений этой категории произошло в основном за счет переноса целого ряда составов) ранее относившихся к иным государственным преступлениям, в другие разделы и главы УК. Вместе с тем некоторые составы вообще декримина-лизированы. В новой главе 29 из числа бывших особо опасных государственных преступлений осталось четыре состава, а из числа бывших иных государственных преступлений три состава. Включено в главу три новых состава (насильственный захват власти, вооруженный мятеж и диверсия).
3. Система преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства выглядит сейчас следующим образом:
— преступления, посягающие на внешнюю безопасность государства (государственная измена, шпионаж);
— преступления, посягающие на основы конституционного строя государства (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват или насильственное удер-
жание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя);
— преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность государства (диверсия);
— преступления, посягающие на конституционное равноправие граждан (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды);
— преступления, посягающие на неприкосновенность) сохранность государственной тайны (разглашение государственной тайны, утрата документов, содержащих государственную тайну).
4. Как видно из перечня объектов посягательств, законодатель отнес к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства значительно меньшее число преступлений, чем это было в предыдущем законодательстве, но это такие преступления, которые действительно представляют угрозу безопасности государства и совершаются в реальной действительности, хотя и не имеют сколько-нибудь значительной распространенности. Кроме того, включенные в главу 29 составы преступлений описаны более четко, ясно и определенно, чем это было в прежнем УК. Это значительно облегчает уяснение и применение уголовного закона.
5. Следует отметить, что специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену теперь распространено на всех лиц, совершивших данное преступление, а не только на граждан, завербованных иностранной разведкой. Это же основание распространено на лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьями 276 и 278 (шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти).
Статья 275. Государственная измена
Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российский Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
1. Государственная измена, как видно из дефиниции комментируемой статьи, является своеобразной формой соучастия гражданина Рос-
сии во враждебной деятельности представителей иностранных государств и организаций против внешней безопасности России путем оказания им помощи в проведении этой деятельности.
Внешняя безопасность, как объект посягательства при совершении государственной измены, представляет собой систему общественных отношений, регулируемых нормами права в целях обеспечения прочности и незыблемости суверенитета России, се территориальной неприкосновенности и обороноспособности от угрозе извне.
Под иностранным государством следует понимать любое государство за пределами суверенной территории России. Иностранные организации могут быть как государственные (разведки, армия, спецслужбы), так и частные (фирмы, концерны, общества), в том числе созданные с участием выходцев из страны в целях разжигания в ней национальной, расовой, религиозной вражды и получившие легализацию или покровительство в иностранном государстве.
2. Объективно поведение изменника выражается в таких действиях, как шпионаж, выдача государственной тайны и оказание иной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Закон говорит «иное» оказание помощи, подразумевая, что и шпионаж и выдача тайны суть разновидность оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.
Шпионаж — это передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
Шпионажем считается также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности России.
Выдача государственной тайны в отличие от шпионажа предполагает передачу таких сведений, составляющих государственную тайну, которые субъект предварительно не собирают, а уже обладал ими, в частности, в силу выполнения служебных обязанностей.
Иное оказание помощи предполагает самые разнообразные действия, которые наносят или могут нанести ущерб внешней безопасности России (например, провоцирование разрыва дипломатических отношений, экономическая блокада, срыв переговоров, вербовка агентуры, создание подполья, засылка вооруженных банд на территорию России, их поддержка и т.п.).
3. Если оказание помощи выражается в совершении конкретного преступления по заданию представителей иностранного государства или организации (например, террористического акта или диверсии), то действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений.
4. Субъект государстенной измены специальный: гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть соучастниками этого преступления, выступая в роли организаторов, подстрекателей и пособников.
5. Субъективная сторона государственной измены характеризуется умышленной виной, причем умысел может быть только прямым. При совершении шпионажа преступник осознает, что передает, собирает, похищает или хранит с целью передачи определенные сведения, необходимые для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России, сознает характер адресата передачи и желает передать именно эти сведения и именно ему. При сборе, похищении или хранении сведений должна быть установлена цель их последующей передачи.
При выдаче государственной тайны субъект осознает, что обладает сведениями, составляющими государственную тайну, осознает характер адресата и передает ему эти сведения, действуя так же с прямым умыслом.
Оказывая иную помощь иностранному государству, организации или их представителям, субъект осознает, кому оказывает помощь, осознает характер деятельности, в которой оказывается помощь, и желает оказать такую помощь.
Последствия (реальный ущерб внешней безопасности) не входят в число обязательных признаков состава государственной измены. Потому их ненаступление по причинам, не зависевшим от субъекта преступления (например, в связи с его намеренной дезинформацией со стороны служб безопасности), не имеет значения для квалификации его действий как государственной измены.
6. В примечании к статье 275 сформулировано специальное основание для освобождения лица, совершившего государственную измену, от уголовной ответственности за эти действия. Это возможно, если лицо: а) своими действиями способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России; и б) если в его действиях не содержится иного состава преступления. Для освобождения от уголовной ответственности требуется наличие обоих этих условий.
Речь в данном случае идет об уже совершенном преступлении. И именно поэтому закон говорит о способствовании предотвращению дальнейшего ущерба, ибо определенный ущерб уже причинен.
7. В законе указано, что предотвращение дальнейшего ущерба возможно путем добровольного и своевременного сообщения органам власти либо иным образом. Добровольно означает, что сообщение сделано по свободному решению виновного при сознании возможности не прибегать к деятельному раскаянию (то обстоятельство, что ему стало известно о производстве следственных или оперативных дейст-
вий, возможно связанных с его преступлением или что сообщение сделано после консультации с кем-либо из должностных лиц, близких, с адвокатом и т.д., не исключает его оценки как добровольной — см.комментарий к ст.75.
8. Своевременность означает, что сообщение сделано до того, как изменнические действия стали систематическими и причинили значительный и невосполнимый вред безопасности страны,
Сообщение, сделанное с нарушением указанных в комментируемом примечании условий, может быть оценено как обстоятельство, смягчающеенаказание (п.«и»ч.1 ст.61).
9. Наказание: лишение свободы от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Статья 276. Шпионаж
Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
1. Предметом шпионажа являются, во-первых, сведения, составляющие государственную тайну, и, во-вторых, иные сведения, если они собираются по заданию иностранной разведки или служебной организации для использования их в ущерб внешней безопасности России. Соответственно этому различают два вида шпионажа. Первый вид представляет собой сбор и передачу государственной тайны, причем как по собственной инициативе (так называемый инициативный шпионаж), так и по заданию иностранной разведки, иной иностранной организации.
Второй вид представляет собой собирание сведений, не составляющих государственной тайны, но обязательно по заданию иностранной разведки (иной организации). Инициативный шпионаж во втором его виде исключается.
2. Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведовательной, оперативно-розыскной деятельности, разглашение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (п.1 ст.2 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 27 июля 1993 года).
Сведения, составляющие государственную тайну, характеризуются следующими признаками:
— эти сведения имеют важное значение для безопасности России, т.е. в случае утечки этих сведений может быть нанесен ущерб жизненно важным интересам государства;
— эти сведения содержатся в определенных носителях, т.е. материальных объектах, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, образцов, технических решений и процессов;
— эти сведения подлежат засекречиванию, т.е. введено ограничение на их распространение и на доступ к их носителям. Сведения, составляющие государственную тайну имеют три грифа секретности: «особой важности», «секретно» и «совершенно секретно»;
— перечень этих сведений устанавливается во исполнение закона правовыми актами, содержащими их перечень (перечень в настоящее время утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года);
— эти сведения могут содержаться только в строго определенных законом областях, а именно: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности;
— правовым актом во исполнение закона устанавливается круг лиц, занимающих государственные должности РФ (ст.285), которые определяют круг конкретных сведений, составляющих государственную тайну, применительно к сфере их деятельности.
3. Иные сведения, относящиеся к предмету второго вида шпионажа, представляют собой любые сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности России, кроме тех, что составляют государственную тайну. Круг этих сведений не ограничен никакими перечнями.
4. Объективная сторона шпионажа первого вида характеризуется такими действиями, как передача, собирание, похищение, хранение сведений, составляющих государственную тайну указанным в законе адресатам.
Передача — это сообщение сведений любым способом адресатам шпионажа. Похищение предполагает незаконное изъятие сведений у их владельцев в любой форме и любым способом (без их ведома или с преодолением противодействия). Собирание предполагает получение сведений любым способом кроме похищения (расспросы, подслушивание, наблюдение, обобщение данных из гласных служебных источников и т.д.).
Хранение — это обладание сведениями, находящимися при виновном или в соответствующих местах (квартире, тайнике).
Собирание, похищение и хранение производится с целью передачи сведений адресатам шпионажа. При отсутствии такой цели состав шпионажа исключается.
38-6541
5. Второй вид шпионажа с объективной стороны характеризуется теми же действиями, но при этом указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки для использования в ущерб внешней безопасности России. Сбор и передачу таких сведений по собственной инициативе нельзя квалифицировать как шпионаж.
Шпионаж окончен с момента передачи сведений или с момента их сбора с целью передачи адресатам шпионажа.
6. Субъект шпионажа по ст.246 специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства. Совершение подобных действий гражданином РФ следует квалифицировать как государственную измену в форме шпионажа.
7. Шпионаж совершается только с прямым умыслом. Субъект осознает характер собираемых и передаваемых сведений, особенности адресата передачи и желает передать именно эти сведения именно этому адресату.
Мотивы шпионажа могут быть самым разнообразными и на квалификацию не влияют, но могут иметь значение для индивидуализации наказания.
8. Наказание: лишение свободы от десяти до двадцати лет.
Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт),,—
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
1. Террористический акт в социально-политическом смысле — это насильственный метод подавления политических противников. Уголовный кодекс ограничивает насилие в смысле комментируемой статьи только посягательством на жизнь, исключая все иные формы.
Потерпевшими при террористическом акте выступают государственные или общественные деятели. Государственным деятелем следует считать любое лицо, осуществляющее законодательные, исполнительные, судебные или иные властные функции в государственном аппарате, проводящее в жизнь политику государства. В частности, речь идет о лицах, занимающих государственные должности РФ и ее субъектов (см.комментарий к примечаниям 2,3 к ст.285). Общественным деятелем следует считать руководителей, членов выборных органов, других видных участников общественных объединений независимо от
характера и направления их деятельности, целей и задач, в том числе находящихся в оппозиции.
2. Под посягательством на жизнь государственного или общественного деятеля надо понимать убийство или покушение на убийство этого деятеля. Убийство, как метод террористического акта, заключается в умышленном лишении жизни государственного или общественного деятеля. Способы убийства могут быть различными и на квалификацию не влияют. При определенных условиях они могут указывать на наличие совокупности преступлений (например, при наличии обстоятельств, предусмотренных некоторыми пунктами ч.2 ст. 105; ст.221-223 и др.).
Террористический акт окончен с момента причинения смерти потерпевшему или с момента покушения на его жизнь.
Угрозы совершить террористический акт не предусмотрены законом. В таких случаях могут применяться ст. 119 или ст. 318.
3. Субъектом террористического акта выступает любое лицо) достигшее шестнадцатилетнего возраста. При его осуществлении (соучастии) лицом в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет наступает ответственность по части второй ст. 105.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла и целью прекращения государственной или иной деятельности потерпевшего или мотивом мести за такую деятельность.
5. В практике могут быть случаи) когда террористический акт совершается исполнителем под влиянием подстрекателя, скрывающего подлинные цели убийства и маскирующего их под личные, бытовые счеты с потерпевшим. В таких случаях исполнитель должен отвечать за умышленное убийство, а подстрекатель за подстрекательство к умышленному убийству и террористический акт как его исполнитель (опосредованный). В случае фактической ошибки, когда виновный убивает вместо государственного или общественного деятеля иное лицо, ответственность должна наступать за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и умышленное убийство по совокупности преступлений.
6. Наказание: лишение свободы от двенадцати до двадцати лет либо смертная казнь.
Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти
Действия, направленные на насильственный д^х^ат власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет,
1. Объектом данного преступления является система власти и конституционный строй России. Имеется в виду власть законодательная, исполнительная и судебная, власть Федерации и ее субъектов в центре и на местах.
Конституционный строй представляет собой систему общественных отношений, регулируемых Конституцией России, конституциями ее субъектов и определяющих цели, задачи) систему, структуру и функции государства и его органов.
2. С объективной стороны для оконченного состава преступления достаточно альтернативного совершения действий: а) направленных на насильственный захват власти; или б) насильственное удержание власти; или в) насильственное изменение конституционного строя Российской федерации. Фактический захват власти или ее удержание либо изменение конституционного строя не требуют дополнительной квалификации по другим статьям закона.
Указанные действия могут выражаться в создании вооруженных формирований для достижения целей захвата власти, подготовке насильственного устранения должностных лиц, осуществляющих власть) создании преступного сообщества, планирующего насильственный захват власти или ее удержание или изменение конституционного строя России. Все эти и подобные им действия должны быть направлены на насильственное осуществление поставленных целей, носить антиконституционный характер. Попытки взять власть (удержать ее), изменив строй без насилия и конституционным путем (победа на выборах, референдуме), не содержат состава указанного преступления.
Степень насилия при совершении данного деяния в законе нс оговаривается, поэтому следует считать преступлением любое насилие, используемое для захвата, удержания власти или изменения конституционного строя России (например, захват зданий, где размещаются органы власти, действия отрядов боевиков, организация массовых беспорядков, захват заложников из числа государственных и общественных деятелей или их близких, насилие в отношении отдельных представителей власти и т.д.). Однако убийство при отягчающих обстоятельствах не охватывается данным составом преступления и должно быть квалифицировано по совокупности преступлений.
3. Субъектом преступления могут быть любые лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, как граждане России) так и иностранные граждане и лица без гражданства. Если же гражданин России действует совместно с представителями иностранных государств или организаций, то его действия следует квалифицировать еще и по ст.275 как го-
сударственную измену в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против России.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла, ибо целенаправленность действий преступника на захват или удержание власти или насильственное изменение конституционного строя предполагает желание действовать таким образом, чтобы достичь указанных целей.
5. Наказание: лишение свободы от двенадцати до двадцати лет.
Статья 279. Вооруженный мятеж
Организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации, —
накадываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
1. Данное преступление близко по своему составу к преступлениям, предусмотренным статьями 208 (организация вооруженных формирований), 209 (бандитизм), 278 (насильственный захват власти). Разграничение этих составов представляет определенную сложность.
2. Мятеж, бунт представляют собой неповиновение более или менее значительной группы граждан законам и распоряжениям власти, которые они обязаны исполнять, и совершение насильственных действий с целью свержения власти или получения от нее определенных уступок в пользу мятежников.
Вооруженный мятеж — это насильственные (боевые) действия с применением оружия: а) групп лиц, о которых говорится в п.2 комментария к рассматриваемой статье; б) законных вооруженных формирований, отказавшихся повиноваться законам и приказам командования, направленные на свержение власти или насильственное изменение конституционного строя или нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
Таким образом, состав преступления — вооруженный мятеж — предполагает, во-первых, наличие более или менее значительной группы лиц; во-вторых, вооруженность группы или хотя бы части ее; в-третьих, отказ группы повиноваться законам и приказам командования; в-четвертых, совершение мятежниками насильственных (боевых) действий; в-пятых, преследование целей, исчерпывающе перечисленных в тексте закона.
О понятии оружия и связанных с ним веществ см.комментарий к ст.222,223.
3. Ответственность наступает за организацию вооруженного мятежа либо за активное участие в таком мятеже. Под организацией сле-
дуст понимать не только результат — вооруженное выступление мятежников, но и сам процесс организационной подготовки такого выступления.
Активное участие в мятеже предполагает главным образом совершение насильственных действий по достижению целей мятежа.
Таким образом, субъектами этого преступления являются организаторы и активные участники мятежа.
4. Вина организаторов и активных участников характеризуется только прямым умыслом и целью свержения власти или насильственного изменения конституционного строя или нарушения территориальной целостности России.
5. Если законное вооруженное формирование совершает нападения на граждан или организации, то эти действия следует квалифицировать как бандитизм. Если аналогичные нападения совершает незаконное вооруженное формирование, то действия преступников следует квалифицировать как организацию незаконного вооруженного формирования и бандитизм.
6. Наказание: лишение свободы от двенадцати до двадцати лет.
Статья 280. Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации
1. Публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации —
наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ^ ной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, —
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
1. Призыв — это воздействие на сознание, волю и поведение людей с целью побудить их к соответствующим действиям или воздержаться от определенных действий.
Публичность призывов, в смысле ч.1 ст.280, означает, что и при обращении к одному человеку присутствует еще кто-то (один или несколько) .
Форма призыва может быть любая кроме использования средств массовой информации, предусмотреного частью второй комментируемой статьи.
Обязательным признаком является призыв к насильственным действиям. Призывы к завоеванию власти ненасильственным путем состава преступления не содержат.
Преступление окончено с момента распространения призывов, т.е. публичной передачи их содержания другим лицам.
2. Субъект преступления общий.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает публичный характер призывов к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя и желает распространить такие призывы. Желания действительного захвата или удержания власти преступник может и не иметь.
4. Часть 2 статьи предусматривает в качестве квалифицирующего признака использование средств массовой информации при совершении преступления.
Под средствами массовой информации следует понимать все современные каналы доведения информации до широкого круга лиц (радио, телевидение, печать, кино и т.д. (см. также комментарий к ст.129).
5. Наказание: по ч.1 — штраф либо арест, либо лишение свободы до трех лет; по ч.2— штраф либо лишение свободы до пяти лет.
Статья 281. Диверсия
1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации,—
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пят^ надцатилет.
2. Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
1. Диверсия посягает на экономическую безопасность и обороноспособность России. Предметом диверсии являются предприятия, сооружения, пути и средства сообщения, средства связи, объекты жизнеобеспечения населения независимо от форм собственности (электростанции, мосты, водопровод, тоннели, плотины, радиостанции, газопровод и т.п.).
2. С объективной стороны диверсия выражается в совершении взрыва, поджога или иных действиях, направленных на разрушение
или повреждение указанных сооружений. Законодатель нс дал исчерпывающего перечня способа совершения диверсии, исходя из того, что они могут быть самыми разнообразными. Но как правило это способы общеопасные, приводящие к быстрому результату, серьезному, а иногда непоправимому ущербу экономике и обороноспособности страны.
Если подобные действия создавали опасность гибели людей и были совершены с целью устрашения населения, то ответственность должна наступать по статье 205 (терроризм).
Если умыслом диверсанта при совершении взрыва охватывалась гибель людей, находящихся на объекте, то его действия следует квалифицировать по совокупности преступлений как диверсию и умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
3. От терроризма диверсия отличается главным образом по целям преступления. Диверсант направляет свои действия на разрушение важных сооружений в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности страны, а террорист преследует цель нарушить общественную безопасность, устрашить население либо оказать воздействие на принятие решений органами власти. Если преступник одновременно преследует и цели диверсии и цели терроризма, то ответственность наступает по совокупности преступлений.
4. Диверсия окончена с момента совершения одного из перечисленных в ст.281 действий.
Под разрушением следует понимать полное выведение объекта из строя. Причем его восстановление невозможно или нецелесообразно.
Под повреждением понимается частичное выведение объекта из строя при наличии возможности его ремонта и восстановления (см. также комментарий к ст.267).
5. Субъект диверсии общий. Если диверсию совершает гражданин России по заданию иностранной организации (разведки, спецслужбы), то его действия следует квалифицировать как государственную измену в форме оказания помощи иностранному государству или организации и диверсию по совокупности преступлений.
Лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершившие действия, предусмотренные ст.281, несут ответственность по соответствующим статьям главы 16 как ч.2 ст. 167 (умышленное уничтожение имущества) либо ст.267 (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения).
6. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности России. Для установления цели диверсии следует учитывать важность выводимого из строя объекта, возможные последствия такого вывода, реальный ущерб экономике и обороноспособности страны, при-
чиненный действиями диверсанта, способ совершения диверсии, обстановку преступления и личность виновного, взятые в совокупности.
7. Квалифицированный состав диверсии (ч.2 ст.281) предусматривает совершение деяния организованной группой (см.комментарий к ст.35).
8. Наказание: по ч.1 — лишение свободы от десяти до пятнадцати лет; по ч. 2— лишение свободы от двенадцати до двадцати лет.
Статья 282. Возбуждение национальной, расовой или
религиозной вражды
1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ^ ной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет. 2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
1. Комментируемая статья является одной из гарантий реализации ст.19,21,28 Конституции РФ; ст.18,26,27 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст.9,14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Преступление посягает на равноправие граждан, их национальное достоинство и свободу совести и может послужить дестабилизующим обстановку фактором. Разжигание национальной и религиозной вражды может привести к совершению других опасных преступлений, таких, как массовые беспорядки, мятежи, бандитизм и др.
2. Закон, указывая на направленность действий преступника, не говорит об их содержании и не ограничивает их перечень. Это могут быть самые разнообразные действия: публичные оскорбления, ограничение в правах, депортация, призывы к расправе над лицами иной национальности, препятствия при отправлении религиозных обрядов и т.п. Пропаганда, о которой говорится в статье, представляет собой публичное или с использованием средств массовой информации (см.комментарий к ст.280) распространение взглядов, теорий, лозунгов, содержащих призывы к возбуждению национальной, расовой или
религиозной вражды и утверждения о превосходстве (искючительно-сти) одних наций и религий и неполноценности других.
3. Преступление окончено с момента совершения указанных действий. Если эти действия привели к возникновению массовых беспорядков, убийствам и другим преступлениям, то действия виновных должны быть квалифицированы по совокупности преступлений.
4. Субъект преступления общий, т.е. любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив (например, корыстный, связанный со стремлением извлечь выгоду из публикации; или самоутверждения и т.д.) не влияет на квалификацию, но может иметь значение для индивидуализации наказания).
6. Часть 2 статьи предусматривает квалифицирующие признаки: совершение тех же действий с применением насилия или угрозой его применения; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой.
Степень насилия в законе не указывается, однако причинение тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшему требует квалификации по совокупности преступлений.
При использовании лицом своего служебного положения речь должна идти не только о должностных лицах, но и других лицах, служебный статус которых позволяет им использовать его в целях разжигания национальной, расовой или религиозной вражды. О понятии организованной группы см.комментарий к ст.35.
7. Наказание: по ч.1 — штраф либо ограничение свободы, либо лишение свободы от двух до четырех лет; по ч.2 — лишение свободы от трех до пяти лет.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового. 2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью па срок до трех лет.
1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления выступает неприкосновенность, сохранность государственной тайны
(см. о ней комментарий к ст.275, 276). Для обеспечения этой сохранности установлен жесткий порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну. Так, для работы с такими сведениями требуется соответствующим образом оформленный допуск.
2. Под разглашением государственной тайны следует понимать противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего эти сведения становятся достоянием других лиц.
Под другими лицами понимаются лица, которые не допущены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, либо допущены, но не к тем сведениям, которые стали их достоянием в результате разглашения.
Преступление окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием другого лица.
3. Субъект разглашения специальный: лицо, которому сведения были доверены или стали известны по службе или работе.
Под субъектами, которым сведения доверены, следует понимать лиц, имеющих специальный допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, а также лиц, которые имеют доступ к государственной тайне. Допуск предполагает специально оформленное право граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Доступ же означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Под субъектами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать лиц, специально не допущенных к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, но в силу специфики своей работы или службы могущих знать эти сведения (рабочие, выполняющие ремонтные работы на режимных предприятиях, охрана этих предприятий, шоферы и т.п.).
Если лицу, которому тайна не была доверена и не стала известна по службе или работе, становятся известны сведения, составляющие государственную тайну (подслушал телефонный разговор, услышал от носителя секретов, нашел на улице документы с секретными сведениями и т.п.), и он разгласил эти сведения, то состав рассматриваемого преступления в его действиях отсутствует.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. При этом встает вопрос об отграничении указанного состава преступления от государственной измены. При измене субъект сознает характер передаваемых сведений (тайна), сознает характер адресата (иностранное государство, иностранная организация или их представители) и желает передать именно эти сведения именно этому адресату.
При разглашении субъект осознает, что передает тайну другому лицу, но не сознает и не может сознавать истинный характер адресата в случае его принадлежности к иностранному государству или организации и не имеет намерения передать тайну иностранному государству, иностранной организации или их представителям. В частности, известны случаи использования источников и носителей секретов «в темную».
5. Часть 2 статьи содержит квалифицированный состав по признаку наступления тяжких последствий в результате разглашения государственной тайны. Этот квалифицирующий признак носит оценочный характер и вопрос решается в зависимости от целого ряда обстоятельств совершения преступления (важность сведений, количество сведений, куда и кому они попали, как были использованы в ущерб интересам государства и т.п.).
Тяжкие последствия могут охватываться прямым или косвенным умыслом виновного. Например, если он действует из неправильно понятых абстрактно-гуманистических интересов или из корысти, стремясь извлечь выгоду из публикации и т.д. Однако чаще они причиняются по неосторожности. Лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (неосторожность в форме легкомыслия), или когда лицо не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть возможность наступления тяжких последствий (неосторожность в форме небрежности).
6. Наказание: по ч.1 — арест либо лишение свободы до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без таковой; по ч,2 — лишение свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
1. Предметом данного преступления являются документы, содержащие государственную тайну. Документ в смысле комментируемой статьи — это письменный (графический, электронный, аудио, видео и т.д.) акт, имеющий обязательные удостоверительные реквизиты, оформленный в установленном порядке, зарегистрированный в соответствующем учреждении и содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
В качестве предмета преступления выступают и предметы, сведения о которых составляют государственную тайну. Ими могут быть любые материалы, изделия, образцы оружия, топлива, оборудования, сырья и т.д.
2. Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями. Прежде всего это нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с секретными документами (предметами). Характер нарушений может быть различным. Это может быть оставление документов в незапертом сейфе или на столе в отсутствии владельца, работа с документами вне мест для этого предназначенных, передача документов без отметки в соответствующем учетном документе другим работникам, имеющим допуск к государственной тайне, пересылка с нарушением установленного порядка и т.д.
3. Обязательным признаком объективной стороны является наступление последствий такого нарушения правил обращения с документами, а именно утраты документов и тяжких последствий такой утраты.
Под утратой следует понимать выход документа из владения лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения установленных правил обращения с документом.
Тяжесть последствий — оценочное понятие. Она определяется в зависимости от того, обнаружен ли утраченный документ (предмет), произошло ли разглашение и каких сведений, причинен ли реальный вред военной, внешнеполитической, экономической безопасности, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и т.д.
4. Преступление окончено с момента утраты документа и наступления тяжких последствий.
5. Субъект преступления специальный: лицо, имеющее допуск к работе с документом (предметами), содержащим государственную тайну.
6. Субъективная сторона деяния характеризуется только неосторожной виной.
7. Наказание: ограничение свободы либо лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.



ОГЛАВЛЕНИЕ