ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Общая характеристика главы
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это деяния: а) посягающие на правильную, регламентируемую законом деятельность государственных органов, а также органов местного самоуправления; б) совершенные должностными лицами (служащими) этих органов; в) с использованием своих служебных полномочий, либо в силу должностного положения.
Непосредственным объектом конкретных преступлений являются отдельные виды государственной и муниципальной деятельности. Этим объектом отличаются преступления, ответственность за которые предусмотрена в гл.30, от преступлений, наказуемость которых регламентирует гл.23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».
Совершаемое деяние обычно сопряжено с использованием должностным лицом своих служебных функций, прав и обязанностей. Так сформулирован, например, состав злоупотребления должностными полномочиями.
Некоторые составы рассматриваемых преступлений конструированы иначе. Так, состав получения взятки включает в себя действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Такая формулировка закона (ст.290) не исключает ответственность за получение взятки при использовании должностным лицом авторитета занимаемой должности, своих служебных связей, влияния и т.п. Ответственность за взяточничество в УК 1996 года расширена, усилена и дифференцирована.
Субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления кроме присвоения полномочий должностного лица (ст.288), служебного подлога (ст.292) и дачи взятки (ст.291) может быть только должностное лицо.
Новые составы преступлений: отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст.287), присвоение полномочий должностного лица (ст.288), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.289). Исключена норма о посредничестве во взяточничестве. Признано, что оно является разновидностью соучастия в получении и даче взятки и потому действия посредников следует оценивать по правилам квалификации действий организатора, подстрекателя или по-
собника. Статья о нарушении антимонопольного законодательства обоснованно перенесена из главы о должностных преступлений по УК 1960 года в гл.22 о преступлениях в сфере экономической деятельности У К 1996 года.
Статья 285. Злоупотребление должностными
полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государст^ венную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ^ ной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, Других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
4. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
1. Объект преступления — нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления.
2. Объективная сторона включчет использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы и наступление в результате этого последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
3. Полномочия должностного лица, обусловленные служебным положением, могут быть разнообразными. Для того, чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были нарушены должностным лицом, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятельность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности.
4. Установление пределов полномочий должностного лица — необходимая предпосылка, позволяющая рассматривать определенные действия (бездействие) должностного лица как злоупотребление должностными полномочиями.
5. Злоупотребление должностными полномочиями может выразиться нс только в активных действиях, но и путем бездействия. Например бухгалтер-ревизор при проверке магазина установил недостачу материальных ценностей, но по мотивам личной заинтересованности не фиксирует ее в соответствующих документах.
6. Использование должностным лицом своих служебных полномочий означает, что должностное лицо совершает то или иное действие (или бездействует, не совершая обязательных для него действий) по службе в пределах круга его служебных полномочий. Опасность злоупотребления должностными полномочиями определяется именно тем, что преступное деяние при рассматриваемом преступлении совершается при исполнении должностным лицом обязанностей непосредственно по службе. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 года разъяснил) что «должностным злоупотреблением могут быть признаны такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в си-
лу занимаемой должности». Поэтому не могут рассматриваться как злоупотребление должностными полномочиями действия должностного лица, выразившиеся в использовании им авторитета занимаемой должности и служебных связей.
7. Согласно прямому указанию ст.285 использование должностным лицом своих служебных полномочий совершается вопреки интересам службы. Под интересами службы следует понимать как интересы государственного и муниципального учреждения, предприятия и организации, где совершено рассматриваемое преступление, так и связанные с дими интересы других учреждений, предприятий и организаций.
8. Уголовная ответственность по ст.285 наступает лишь в тех случаях, когда в результате допущенного должностным лицом злоупотребления должностными полномочиями имело место существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
9. Понятие «существенное нарушение» в данном случае может выражаться в причинении материального вреда, в нарушении конституционных прав и свобод граждан) создании помех и сбоев в работе органов власти, государственных и муниципальных учреждений) нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 года разъяснил, что при решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.
10. С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями может быть совершено только с прямым умыслом. При этом виновное должностное лицо осознает, что совершает или не совершает действие (например, нарушает соответствующие должностные инструкции, уставы, приказы и т.п.) вопреки интересам службы, предвидит, что такое поведение повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и желает наступления одного или нескольких из указанных последствий.
II. Мотив — обязательный элемент состава: корыстная или иная личная заинтересованность.
12. Корыстная заинтересованность сопряжена с целью получения имущественной выгоды за счет чужого имущества, но без незаконного безвозмездного обращения его в свою пользу или пользу других
лиц (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежания материальной ответственности).
13. Если злоупотребление должностными полномочиями являлось способом хищения, то содеянное должно рассматриваться как хищение, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения и квалифицироваться по ч.2 ст. 160.
14. Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может выражаться в стремлении извлечь выгоды неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. (п.15и 17 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 14).
При отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности злоупотребление должностными полномочиями, хотя бы и повлекшее существенное нарушение правоохраняемых интересов, не образует состава рассматриваемого преступления и может влечь лишь дисциплинарную ответственность.
15. Субъект преступления — специальный: должностное лицо. К числу должностных лиц п.1 примечания к ст.285 относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях,а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
16. Представители власти — особая категория должностных лиц. Они осуществляют функции федеральной государственной власти, государственной власти субъектов Федерации и властные полномочия органов местного самоуправления.
Представитель власти наделен правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.
Представитель власти во взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, имеет право давать обязательные для их исполнения указания, распоряжения и совершать действия,влекущие правовые последствия. Совершая такие действия, представитель власти выступает от имени государственного органа или органа местного самоуправления, предоставившего ему функции вла-
сти, и обладает властными полномочиями по отношению к неопределенному кругу лиц (см.комментарий к примечанию ст.318).
К числу представителей власти относятся, в частности, депутаты органов власти любого уровня, члены Правительства, судьи, прокуроры и их помощники, следователи, судебные исполнители, сотрудники оперативного состава милиции, оперативные сотрудники различных надзорных органов и инспекций, например санитарно-эпидемиологического надзора, лесной охраны и т.п.
17. Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерства, государственных и муниципальных учреждений, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами, их заместители и т.п.), руководители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).
18. Под административно-хозяйственными функциями понимаются полномочия по управлению или распоряжению государственным или муниципальным имуществом, установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объеме обладают начальники хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими и т.п.
19. Субъектами данного преступления могут быть также лица, которые осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий, например, общественные контролеры и ревизоры, члены добровольных народных дружин, руководители зарегистрированных в установленном порядке самодеятельных туристских и экскурсионных групп, тренеры спортивных обществ и команд.
20. Работники государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют лишь профессиональные или технические обязанности, не относятся к должностным лицам.
21. Не могут быть субъектами данного преступления врачи и лица среднего медицинского персонала за недобросовестное выполнение профессионально-лечебных обязанностей. Такие лица за различные упущения при оказании лечебной помощи гражданам (например, врач неправильно ставит диагноз больному, допускает ошибку при
производстве операции) медицинская сестра выдает больному не то лекарство, повлекшие смерть или вред здоровью пациента) подлежат ответственности за преступления против личности.
22. Если наряду с осуществлением профессиональных или технических обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за рассматриваемое преступление (например, врач за злоупотребление должностными полномочиями, связанными с выдачей листов нетрудоспособности или с участием в работе ВТЭК, призывных комиссий).
23. Комментируемая статья предусматривает три состава злоупотребления должностными полномочиями — простой (ч.1), квалифицированный (ч.2) и особо квалифицированный (ч.3).
24. Квалифицированным составом злоупотребления должностными полномочиями охватывается совершение рассматриваемого преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.
25. В соответствии с п.2 примечания к ст.285 под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, применительно к злоупотреблению должностными полномочиями понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами и Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.
26. Особо квалифицированным видом злоупотребления должностными полномочиями является причинение этим деянием тяжких последствий.
Вопрос о том, являются ли вредные последствия тяжкими, разрешается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств дела.
Квалификация злоупотребления должностными полномочиями по ч.З ст.285 по признаку причинения тяжких последствий возможна, например, в случаях, когда по делу установлено, что в результате преступления причинен такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, предприятия, нанесение организациям независимо от форм собственности материального ущерба в особо крупных
размерах, причинение смерти или тяжкого вреда здоровью хотя бы одному человеку и т.п. При этом необходимо, чтобы кроме указанных тяжких вредных последствий имелись и другие, предусмотренные ч.1 ст.285 признаки состава злоупотребления должностными полномочиями.
27. Данный состав сложный — с двумя последствиями и двумя формами вины в отношении их (см.комментарий к ст.27). К причинению ущерба гражданину, организации, обществу или государству вследствие злоупотребления полномочиями вина может быть только умышленная. В отношении дальнейших более тяжких последствий — вина неосторожная.
28. Наказание: по ч.1 — штраф либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо арест, либо лишение свободы до четырех лет; по ч.2 — штраф либо лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового; по ч.З — лишение свободы до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий^ явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,—
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Понятием «превышение должностных полномочий» охватываются случаи: а) когда должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; либо б) могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте; в) действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
2. Для решения вопроса о наличии превышения должностных полномочий необходимо выяснить компетенцию должностного лица. Для этого следует обратиться к соответствующему закону или другому нормативному акту, в котором определены права и обязанности должностного лица.
3« Уголовная ответственность по комментируемой статье возможна только в случае, когда должностное лицо, при наличии всех других необходимых признаков, явно, т.е. очевидно, бесспорно вышло за пределы своих полномочий.
Это следует понимать в том смысле) что превышение должностных полномочий образуют такие действия должностного лица, в отношении которых в законе или подзаконном акте имеется ограничение круга управомоченных на их совершение субъектов, а данное лицо к числу этих субъектов не относится, либо имеется ограничение условий, при которых лицо правомочно совершать подобные действия, либо существует запрещение действий, совершаемых должностным лицом.
4. Обязательным условием ответственности за превышение должностных полномочий является связь совершенных виновным неправомерных действий с его служебными полномочиями. При отсутствии взаимосвязи между неправомерными действиями должностного лица и его служебными полномочиями состава рассматриваемого преступления не будет.
5. Для наличия преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо установить, что превышение должностных полномочий повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о понятии существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства см.комментарий к ст.285). Наиболее часто превышение должностных полномочий причиняет ущерб личности, в частности, в виде причинения вреда здоровью различной степени тяжести, либо связано с нарушением основных конституционных прав и свобод граждан.
6. Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется только прямым умыслом.
7. Комментируемая статья предусматривает три состава превышения должностных полномочий: простой (ч.1), характеризуемый рассмотренными выше признаками, квалифицированный (ч.2) и особо квалифицированный (ч.3).
8. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий считается совершение этого преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (см.комментарий к ст.285).
9. Особо квалифицированным видом превышения должностных полномочий являются деяния, предусмотренные частями первой или второй комментируемой статьи, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.
10. Превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения имеется тогда, когда действия виновного сопряжены с нанесением потерпевшему побоев, причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью, физической боли, ограничением его свободы, а также сопряжены с угрозой применения физического насилия. В тех случаях, когда превышение должностных полномочий было сопряжено с умышленным убийством или с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
II. Под применением оружия или специальных средств понимается незаконное фактическое использование огнестрельного или холодного оружия, а также специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, водометов и т.д.) для физического или психического воздействия на потерпевшего.
12. Признание последствий тяжкими (ч.З ст.286) зависит от конкретных обстоятельств. К числу тяжких последствий может относиться, например, причинение вреда здоровью многим потерпевшим при разгоне демонстрации работниками милиции.
13. Наказание: по ч.1 — штраф либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо арест, либо лишение свободы до четырех лет; по ч.2 — штраф либо лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового; по ч.З — лишение свободы от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ^ ной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободыына срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) повлекли тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трехлет.
1. Объект этого нового деяния — нормальная деятельность Совета Федерации, Государственной Думы и Счетной палаты РФ в сфере их информационной обеспеченности.
2. Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в неправомерном отказе в предоставлении или уклонении от предоставления информации (документов, материалов), а также в предоставлении неполной или ложной информации Совету Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации.
3. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление неполной либо ложной информации другим государственным органам, общественным организациям, средствам массовой информации и т.п. не образует состава рассматриваемого преступления.
4. С субъективной стороны рассматриваемое преступление предполагает вину лишь умышленную.
5. Субъект преступления специальный: должностное лицо, на которое возложена обязанность предоставления соответствующей информации.
6. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является совершение соответствующих действий лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации.
7. Особо квалифицированным видом преступления считается совершение должностным лицом соответствующих действий, описанных частями первой или второй комментируемой статьи, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти (понятием правонарушений охватываются и преступления); б) или совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см.комментарий к ст.35); или в) повлекли тяжкие последствия. Они представляют собой серьезную дезорганизацию деятельности Федерального Собрания или Счетной палаты РФ вследствие неполноты или ложности официальной информации, исходящей от правоохранительных органов, контрольно-ревизионных структур всех ветвей власти и органов управления.
8. Наказание: по чЛ — штраф либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо арест, либо лишение свободы до трех лет; по ч.2— штраф либо лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового; по ч.З — лишение свободы от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица
Присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —
наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
1. Объективная сторона рассматриваемого преступления складывается из следующих двух элементов: присвоение полномочий должностного лица и совершение лицом, присвоившим полномочия должностного лица, каких-либо действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
2. Присвоение полномочий должностного лица означает, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и осуществляет его полномочия.
3. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций лицом, самовольно присвоившим полномочия должностного лица, — обязательный признак состава рассматриваемого преступления. Само по себе присвоение полномочий должностного лица, не связанное с причинением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций не является преступлением.
4. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым или косвенным умыслом.
5. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан либо организаций сопряжено с совершением различных непреступных правонарушений. Поэтому при совершении какого-либо преступления на основании самовольно присвоенных полномочий должностного лица, содеянное квалифицируется по совокупности — по ст.288 и по статье УК, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление.
6. Субъект преступления специальный: государственные служащие и служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
7. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.З Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 3 августа 1995 года).
8. Наказание: штраф либо обязательные работы, либо исправительные работы, либо арест.
Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской
деятельности
Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, —
наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
1. Государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (п.З ст. II Федерального закона Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 3 августа 1995 года).
2. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что должностное лицо учредило организацию для занятия предпринимательской деятельностью либо участвует в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, который установлен законом, только если его деяние связано с предоставлением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме. Без этого условия состав преступления отсутствует, наступает лишь административная ответственность.
3. Субъектом рассматриваемого преступления может быть только должностное лицо.
4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть любыми, влияния на квалификацию они не оказывают. Данное преступление чаще всего совершается из корыстных побуждений.
5. Наказание: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом либо арест, либо лишение свободы до двух лет.
Статья 290. Получение взятки
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трехлет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены;
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) неоднократно; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Крупнымразмером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных оумаг, иного имущества или выгод имущественного характера^ превышающие триста минимальных размеров оплаты труда.
1. Получение взятки означает принятие должностным лицом лично или через посредника от взяткодателя незаконного материального вознаграждения, за совершение (несовершение) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц каких-либо действий или входящих в служебные полномочия данного должностного лица, или в связи с занимаемой им должностью путем использования служебного авторитета и влияния на других должностных лиц, от действий которых зависел результат, желательный взяткодателю, или за общее покровительство или попустительство по службе подчиненным или подконтрольным лицам.
2. Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также любые выгоды имущественного характера.
3. Под выгодами имущественного характера следует понимать различного рода услуги, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оп-
лате. Например, предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов; производство ремонтных, реставрационных, строительных и других работ (см.п.4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 3).
4. Оказание должностному лицу услуг нематериального характера, например, опубликование в печати благоприятного отзыва о работе должностного лица в качестве благодарности за те или иные его действия по службе, не может квалифицироваться как получение взятки.
5. Получение взятки лично или через посредника означает, что предмет взятки вручается лично должностному лицу или же представляемым им лицом, с его ведома, например, родственнику либо знакомому ему человеку.
6. Получение взятки считается оконченным преступлением с момента принятия получателем хотя бы части взятки. Если обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя, то содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки. Получение взятки считается оконченным преступлением независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им желательного для взяткодателя действия или бездействия.
7. Состав получения взятки будет налицо независимо от того, были ли или не были совершены должностным лицом, принявшим взятку, обещанные за взятку действия (бездействие), входящие в служебные полномочия или связанные с использованием им должностного положения (авторитета).
8. С субъективной стороны получение взятки может характеризоваться только прямым умыслом. Должностное лицо сознает, что незаконно получает от кого-либо материальные ценности или иную выгоду имущественного характера за выполнение или невыполнение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц какого-либо действия, которое входит в служебные полномочия должностного лица либо связано с его должностным положением, и желает получить конкретные материальные ценности или какую-либо иную выгоду имущественного характера. При этом умыслом лица, принявшего взятку, должно охватываться и то, что лицо, передавшее ему материальные ценности или оказавшее услугу, знает, что оно дало тем самым должностному лицу именно взятку. Действия должностного лица, получившего материальные ценности от другого лица путем обмана, не может рассматриваться как получение взятки. Такие действия могут оцениваться как злоупотребление должностными полномочиями или мошенничество.
9. Субъектом получения взятки может быть только должностное лицо (см.п.1 примечания к ст.285).
10. Часть 2 ст.290 признает получение взятки более опасным прс˜ ступлением, если оно совершено за совершение незаконных действий.
II. Действия должностного лица, совершенные за взятку, признаются незаконными, если они включают в себя состав того или иного преступления или правонарушения. Однако в тех случаях, когда должностное лицо совершает за взятку незаконные действия, содержащие состав какого-либо преступления, то это должностное лицо подлежит уголовной ответственности не только по ч.2 ст.290 как за квалифицированный вид рассматриваемого преступления, но и по правилам реальной совокупности и за то преступление, которое за взятку им было совершено.
12. Получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч.З ст.290), является специфическим квалифицирующим признаком преступления, характеризующим субъекта состава получения взятки (см.п,2 и 3 примечания к ст.285).
13. Часть 4 ст.290 признает получение взятки особо квалифицирующим видом, если оно совершено лицом, получавшим взятки неоднократно, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо если получение взятки сопряжено с ее вымогательством, а также если получение взятки совершено в крупном размере.
14. Получение взятки неоднократно предполагает совершение этого преступления не менее двух раз. Одновременное получение взятки от нескольких лиц, если в интересах каждого из взяткодателей совершается отдельное действие, следует рассматривать как неоднократное получение взятки. Получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение конкретного действия, обеспечивающего наступление желаемого для взяткодателя результата, не может рассматриваться как неоднократное получение взятки.
15. Под получением взятки группой лиц по предварительному сговору следует понимать такое совершение этого преступления, в котором участвовали двое или более должностных лиц, заранее договорившихся о совместном его совершении. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 года разъяснил, что преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. При этом не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвуют несколько должностных лиц.
При получении взятки группой лиц по предварительному сговору ее размер определяется общей стоимостью полученных ценностей и услуг. Должностное лицо, получившее без предварительной догово-
ренности с другим должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему в интересах взяткодателя часть полученного, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки, либо соучастие в даче взятки (о понятии организованной группы см. комментарий к ст.35). Все члены группы должны быть только должностными лицами. Недолжностное лицо, содействовавшее получению взятки, отвечает за пособничество в получении взятки.
16. Получение взятки, сопряженное с вымогательством, означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.
Под интересами взяткодателя надлежит в этом случае понимать его законные (правоохраняемые) интересы. Требование должностным лицом взятки за удовлетворение противозаконных интересов взяткодателя не может рассматриваться как вымогательство взятки. Одно лишь предложение или требование должностного лица о даче ему взятки при отсутствии с его стороны угрозы причинить вред законным интересам лица, у которого она требуется, не содержит признаков вымогательства.
17. Крупным размером взятки признаются: сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда (см.примечаниекст.290).
Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляют собой эпизоды одного продолжаемого преступления, то содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.
18. Наказание: по ч.1 — штраф либо лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.2 — лишение свободы от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.З — лишение свободы от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; по ч.4 — лишение свободы от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
Статья 291. Дача взятки
1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведо-мо незаконных действий (бездействие) или неоднократно —
наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
1. Дача взятки состоит во вручении должностному лицу лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) , а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
2. Дача взятки считается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В тех случаях, когда предлагаемая взятка не принята, действия взяткодателя следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.
3. Дача взятки может быть связана со склонением должностного лица к совершению преступления по службе. В этих случаях взяткодатель должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за подстрекательство к тому преступлению, которое за взятку совершено.
4. С субъективной стороны дача взятки предполагает вину только в форме прямого умысла.
5. Субъект дачи взятки общий.
6. В части 2 ст.291 предусмотрена ответственность за квалифицированный вид дачи взятки. Квалифицирующими ответственность обстоятельствами закон признает дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или получение взятки неоднократно.
7. Содержание приведенных выше обстоятельств как в отношении состава получения взятки, так и состава дачи взятки, аналогично (см.комментарий к ст.290).
8. Взяткодатель освобождается от уголовной ответственности при наличии условий, указанных в примечании к ст.291. Такое освобождение наступает, если в отношении данного лица имело место вымога-
тельство взятки или когда это лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело о даче взятки. Добровольное сообщение о даче взятки — разновидность деятельного раскаяния (см.комментарий к ст.75). В действиях лица имеется состав дачи взятки. Поэтому он не может признаваться потерпевшим от преступления и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки.
9. О понятии вымогательства взятки см.комментарий к ст.290.
10. Добровольное сообщение о даче взятки, сделанное взяткодателем независимо от мотивов и влекущее освобождение от уголовной ответственности, предполагает обращение с таким сообщением ^устным или письменным) в прокуратуру, суд либо иной государственный орган, имеющий право возбудить уголовное дело, но не в свя^п с тем, что о совершенном им преступлении уже стало известно органам власти.
Закон не требует, чтобы сообщение о даче взятки было сделано нс-медленно сразу же после совершения этого преступления.
II. Наказание: по ч.1 — штраф либо исправительные работы, либо арест, либо лишение свободы до трех лет; по ч.2 — штраф либо лишение свободы до восьми лет.
Статья 292. Служебный подлог
Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, —
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
1. Предметом служебного подлога являются официальные документы.
2. Официальным документом следует считать письменный акт, исходящий от государственного или муниципального учреждения, организации или предприятия, предназначенный удостоверять события или факты, которые порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия.
3. Подлог документов, исходящих от отдельных лиц, а также коммерческих и иных негосударственных организаций (обязательства,
расписки и т.п.), не образует состава этого преступления. Однако такие документы приобретают официальный характер и могут быть признаны предметом служебного подлога, если они находятся в ведении государственного или муниципального учреждения, предприятия или организации и имеют юридическое значение.
4. Для состава преступления необходима связь подлога документов со служебными функциями виновного. Если подлог документов совершается без использования им своего служебного положения, то совершенное деяние может при определенных условиях квалифицироваться по ст.327 как преступление против порядка управления (см.комментарий к ст.327).
5. Рассматриваемое преступление следует считать оконченным с момента внесения в официальный документ ложных сведений или исправлений, искажающих его действительное содержание независимо от его дальнейшего использования.
6. В тех случаях, когда виновный использует поддельный им документ для совершения еще какого-либо преступления, то уголовная ответственность должна наступать по совокупности за служебный подлог и за совершенное с использованием поддельного документа преступление. Так, использование должностным лицом изготовленного им заведомо фиктивного документа при совершении хищения надлежит квалифицировать по совокупности как служебный подлог (ст.292) и хищение (ч.2 ст. 160).
7. С субъективной стороны служебный подлог предполагает вину только в форме прямого умысла. Мотив — обязательный элемент состава: корыстная или иная личная заинтересованность.
Совершение служебного подлога при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности может рассматриваться как дисциплинарный проступок.
8. Субъект служебного подлога специальный: должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
9. Наказание: штраф либо обязательные работы, либо исправительные работы, либо арест, либо лишение свободы до двух лет.
Статья 293. Халатность
1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом па срок до трех месяцев.
2. То же деяние^ повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
1. Халатность — это неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшее указанные в законе вредные последствия.
2. Преступный характер поведения должностного лица при халатности может выражаться как в форме бездействия (неисполнение своих обязанностей), так и в форме активных действий (ненадлежащее исполнение своих обязанностей).
3. Для состава халатности в форме неисполнения своих обязанностей требуется установление тех конкретных служебных действий, которые должностное лицо обязано было выполнить. Не будет состава халатности, если должностное лицо не совершило те или иные действия, которые не входили в круг его служебных обязанностей.
4. Ненадлежащее исполнение служебных обязанностей выражается в действиях должностного лица в пределах служебных обязанностей, но выполненных не так, как этого требуют интересы дела.
5. Указание закона (ст.293) на недобросовестное или небрежное отношение должностного лица к службе относится прежде всего к характеристике преступного поведения этого лица. Это означает) что при халатности должностное лицо безответственно, некачественно относится к своим служебным обязанностям, в связи с чем оно их исполняет ненадлежащим образом (невнимательно, поверхностно и т.п.) или вообще не исполняет служебные действия, входящие в его компетенцию.
6. Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей, например, из-за неопытности, недостатка квалификации, знаний, а не из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, если оно по этим причинам субъективно не могло надлежащим образом исполнить свои обязанности по службе, не может квалифицироваться как халатность.
7. Халатность обычно проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении не одного какого-либо конкретного действия по службе, а в неисполнении или ненадлежащем исполнении целого ряда конкретных действий по службе. В таких случаях все совершенное следует рассматривать как одно преступление, которое должно влечь ответственность при наличии соответствующих условий по ст.293.
8. Преступные последствия в составе данного преступления состоят в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
9. О понятии существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства см. комментарий к ст.285.
10. С субъективной стороны халатность характеризуется неосторожностью в форме легкомыслия или небрежности.
Халатность признается совершенной по легкомыслию, если должностное лицо, не исполняя или ненадлежащим образом исполняя свои служебные обязанности, предвидит, что такое его поведение может существенно нарушить права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на пре-дотвращение этих последствий.
При небрежности должностное лицо не предвидит возможности существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
II. Субъектом халатности может быть только должностное лицо (см. комментарий к п. 1 примечания к ст.285).
12. Квалифицированным видом халатности считается деяние, когда в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей по неосторожности причиняется смерть человеку или наступают иные тяжкие последствия. О понятии тяжких последствий см.комментарий к ст.285.
13. Наказание: по ч.1 — штраф либо обязательные работы, либо исправительные работы, либо арест; по ч.2 — лишение свободы до пяти лет.



ОГЛАВЛЕНИЕ