ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 32. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Статья 317. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспре-пятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа является наиболее тяжким преступлением из числа деяний против порядка управления.
2. Комментируемая норма в своих основных чертах воспроизводит ст. 191 (2) УК 1960 года, что позволяет сделать вывод о возможности толкования отдельных признаков в соответствии с уже итожившейся судебной практикой. Вместе с тем в новой редакции значительно расширен круг потерпевших, к которым отнесены сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, а также их близкие. Статья 2 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22 марта 1995 года к правоохранительным органам относит суды, органы прокуратуры, МВД.ФСБ, федеральные органы налоговой полиции и таможни. В ст. 1 этого закона под близкими соответствующих категорий лиц понимаются близкие родственники, а в исключительных случаях и иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершаются посягательства. При вымогательстве под близкими потерпевшему так-
дсе понимаются близкие родственники, а также иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему.(п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по делам о вымогательстве» от 4 мая 1990 года). Такое толкование понятия «близкие» будет соответствовать и содержанию ст. 317.
3. При описании объективной стороны анализируемого преступления законодатель употребляет термин посягательство. Применительно к УК 1960 года под посягательством понималось как оконченное убийство, так и покушение на убийство соответствующих лиц (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» от 24 сентября 1993 года). Причинение вреда здоровью при отсутствии умысла на убийство не может квалифицироваться по данной статье. Ответственность в таких случаях наступает по статьям о преступлениях против личности.
4. Ответственность за данное преступление наступает при условии посягательства на жизнь соответствующих лиц, когда они осуществляют законную деятельность по охране общественного порядка и общественной безопасности. Если действия лица носят незаконный характер (совершаются с превышением полномочий или с несоблюдением установленного законом порядка), ответственность посягающего наступать не может, поскольку в таких случаях нет посягательства на порядок управления. При наличии к тому оснований лицо может быть привлечено к ответственности по статьям о преступлениях против личности.
5. Деятельность по охране общественного порядка и общественной безопасности связана с выполнением обязанностей по несению патрульной и постовой службы на улицах и в общественных местах) поддержанием порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, ликвидацией последствий аварий, общественных и стихийных бедствий, предотвращением или пресечением противоправных посягательств (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства об ответственности за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников, а также военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» от 22 сентября 1989 года). При исполнении потерпевшими иных функций ответственность виновных должна наступать по ст. 105.
Окончено это преступление с момента начала посягательства на жизнь.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, поскольку посягательство совершается целенаправленно — в целях воспрепятствования указанной законной деятельности либо из мести за такую деятельность. Совершение деяния вне связи с профессиональной деятельностью потерпевших, например, по личным мотивам, исключает квалификацию пост. 317. Виновный должен точно знать, что он совершает посягательство на жизнь именно сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких. При отсутствии такого сознания ответственность должна наступать по ст. 105.
7. Субъект преступления — общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет при тех же деяниях отвечают по ст. 105.
8. Наказание: лишение свободы от двенадцати до двадцати лет либо смертная казнь или пожизненное заключение.
Статья 318. Применение насилия в отношении представителя власти
1. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, —
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Примечание. Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
1. Круг лиц, подлежащих охране в соответствии с требованиями настоящей статьи, значительно шире, нежели в ст. 317, поскольку по закону к ним относятся не только должностные лица правоохранительных органов, а все представители власти. В соответствии с примечанием к ст. 318 представитель власти — это должностное лицо, которое, во-первых, наделено распорядительными полномочиями, и, во-вторых, эти полномочия адресуются лицам, не находящимся в прямом подчинении данного должностного лица. Распорядительные полномо-
чия реализуются в праве должностного лица отдавать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению другими должностными лицами и гражданами.
2. К представителям власти относятся должностные лица представительных органов власти (депутаты и их помощники, иные должностные лица законодательных органов всех уровней), исполнительных и правоохранительных органов, контролирующих органов (контрольные органы Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенные органы, органы государственной налоговой службы, санитарно-эпидемиологического надзора, охотнадзора, рыбоохраны и т.п.) и т.д. Представителем власти следует признавать также и представителей различных общественных организаций, которые по специальному полномочию наделяются на время осуществления своих функций правомочиями представителя власти (народные дружинники, общественные инспектора и т.п.). Как и в ст. 317 не относятся к потерпевшим от деяния, предусмотренного ст. 318, лица, участвующие в отправлении правосудия или производящие предварительное расследование, а равно их близкие (см. комментарий к ст. 295). Потерпевшими от данного преступления могут быть и близкие представителя власти (об их понятии см. п. 2 комментария к ст. 317).
3. Насилие может применяться к представителю власти как во время исполнения им своих должностных обязанностей, например, оказание сопротивления при пресечении правонарушения, так в связи с исполнением потерпевшим названных обязанностей. Исполнение должностных обязанностей при этом должно производиться строго в рамках закона.
4. Объективная сторона преступления характеризуется применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозой применения насилия (о понятии насилия, нс опасного для жизни или здоровья см. комментарий к ст. 161). Угроза применения насилия может выражаться в угрозе причинения любого вреда здоровью представителя власти или его близких, ограничения их свободы, причинения смерти и т.п. При этом она должна носить реальный характер, т.е. когда у потерпевшего есть действительные основания опасаться реализации данной угрозы.
Окончено данное преступление с момента применения физического или психического насилия.
5. С субъективной стороны деяние характеризуется умышленной формой вины. Субъект — общий.
6. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 318) — применение насилия, опасного для жизни или здоровья (о понятии такого насилия см. комментарий кет. 162).
7. Причинение смерти в результате насилия над представителем власти должно квалифицироваться по ст. 317, 295 или 105 в зависимости от того, кто оказался потерпевшим. Причинение вреда здоровью любой тяжести охватывается признаками состава ст. 318и не требует дополнительной квалификации по совокупности с преступлениями против здоровья.
8. Наказание: по ч.1 — штраф либо арест, либо лишение свободы до пяти лет; по ч.2— лишение свободы от пяти до десяти лет.
Статья 319. Оскорбление представителя власти
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением —
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года.
1. Данная уголовно-правовая норма направлена на защиту чести и достоинства представителя власти (о понятии представителя власти см. п. 1 и 2 комментария к ст. 318). В отличие от ранее рассмотренного состава близкие представителя власти не могут быть потерпевшими по анализируемой статье. Ответственность за их оскорбление наступает на общих основаниях.
2. О понятии оскорбления см. комментарий к ст. 130. Особенностью данного состава является то) что оскорбление должно носить публичный характер. Под публичностью оскорбления понимается либо публичное совершение оскорбительных действий, либо доведение до публики результатов определенных действий, носящих оскорбительный характер. Публичное совершение действий — это совершение их в общественных местах, с использованием средств массовой информации либо в присутствии хотя бы одного постороннего человека. Публичным является также написание различных оскорбительных надписей или текстов в общественных местах.
3. Оскорбление представителя власти должно быть либо при исполнении им своих обязанностей, либо в связи с исполнением таких обязанностей. В противном случае ответственность наступает на общих основаниях по ст. 130.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект — общий, т.е. вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
5. Наказание: штраф либо обязательные работы, либо исправительные работы.
Статья 320. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа
1. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воснрепятствования его служебной деятельности, —
наказывается штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработ^ ной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев либо арестом на срок до четырех месяцев. 2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
1. Норма о разглашении сведений о мерах безопасности в условном законодательстве появляется впервые. 22 марта 1995 года был принят Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», в соответствии с которым в отношении названных категорий лиц, а также их близких в случае посягательств на их безопасность устанавливается система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества.
2. Перечень лиц, в отношении которых устанавливаются меры государственной защиты, содержится в ст. 2 Федерального закона от 22 марта 1995 года. К их числу относятся прокуроры, следователи, лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность или производящие дознание, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров, сотрудники органов безопасности и налоговой полиции, работники контрольных органов Президента РФ и глав администрации субъектов РФ, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, сотрудники федеральных органов государственной охраны, работники таможенных органов и органов государственной налоговой службы, органов охотнадзора, рыбоохраны и лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора, контрольно-ревизионных подразделений Минфина РФ и финансовых организаций субъектов РФ, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, а также близкие перечисленных лиц (о понятии близких лиц см. п. 2 комментария к ст. 317). Сходная по содержанию норма предусмотрена в главе «Преступления против правосудия», од-
нако она распространяется лишь в отношении разглашения сведений о мерах безопасности судьи и участников уголовного процесса (см. комментарий к ст. 311).
3. Объективная сторона анализируемого преступления сформулирована как разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении соответствующих лиц. Под разглашением следует понимать сообщение сведений, которые должны быть сохранены в тайне, хотя бы одному постороннему человеку. Способы разглашения (передача в разговоре, публикация в газетах, сообщение по радио или телевидению и т.п.) для квалификации значения не имеют. Сведения, о которых говорится в ст. 320, могут относиться к различным аспектам жизни соответствующих лиц: местонахождения, охраны лиц и их жилищ, вооруженности или обеспеченности иными спецсредствами защиты, места работы, службы или учебы, новых документов, местожительства, работы, службы или учебы либо новой внешности, конфиденциальных сведений о защищаемом лице (см. ст. 5 Федерального закона от 22 марта 1995 года). Окончено данное преступление с момента, когда сведения стали известны постороннему лицу, не имеющему право на обладание ими.
4. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом. Цель — обязательный элемент состава, необходимый для квалификации. Целью разглашения является воспрепятст-вование служебной деятельности соответствующего лица. Разглашение сведений о мерах безопасности, совершаемое с иными целями, например, мести, не может квалифицироваться по ст. 320. В отличче от ст. 311 в анализируемой статье не содержится указания на специальные признаки субъекта (обладание сведениями в связи с служебной деятельностью), следовательно, субъектом может быть любое лицо, отвечающее общим требованиям субъекта.
5. Квалифицированным видом преступления является наступление в результате деянияятяжких последствий. Тяжкие последствия — это оценочный признак и устанавливаться в каждом конкретном случае должен с учетом всех обстоятельств дела. Данные последствия могут относится как к защищаемому лицу его близким, так и к дезорганизации органов, назначающих и осуществляющих меры безопасности. К тяжким последствиям относится прежде всего причинение смерти или тяжкого вреда здоровью защищаемому, либо крупного материального ущерба и т.п.
6. Наказание: по ч.1 — штраф либо арест; по ч.2 — лишение свободы до пяти лет.
Статья 321. Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества
1. Угроза применения насилия в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей, а также в отношении осужденного с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за исполнение им общественной обязанности —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 2. Применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, к лицам, указанным в части первой настоящей статьи, — наказывается лишением свободы от трех до десяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо с применением насилия, опасного ;ия жизни или здоровья, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.
1. Норма, предусмотренная ст. 321, направлена на обеспечение нормального функционирования учреждений, в ведении которых находится изоляция соответствующих лиц от общества (о понятии мест лишения свободы см. комментарий к ст.56). Ответственность дифференцируется в основном в зависимости от характера и степени применяемого насилия.
2. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, осуществляется путем применения физического или психиччского насилия к сотрудникам места лишения свободы или содержания под стражей либо к осужденным. К сотруднику места лишения свободы или места содержания под стражей относится лицо, постоянно или временно состоящее в штате, выполняющее функции по обеспечению изоляции соответствующих лиц от общества в таких учреждениях. Например, должностные лица уголовно-исполнительного учреждения, лица контролерского состава, военнослужащие внутренних войск, несущие службу по конвоированию и т.д. (см. п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам об уголовной ответственности за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений» от 21 июня 1985 года). Другим потерпевшим по ч. 1 ст. 321 является осужденный.
3. Угроза применения насилия может выражатьсяяв угрозе причинения любого вреда здоровью сотруднику или осужденному, ограничения их свободы, причинения смерти и т.п. При этом она должна носить реальный характер, т.е. у потерпевшего были действительные основания опасаться реализации угрозы. Указанные действия могут совершаться и вне связи со служебной деятельностью соответствующих сотрудников. Однако законность поведения сотрудника места лише-
ния свободы или места содержания под стражей является обязательным условием.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. При угрозе применения насилия к осужденному обязательно наличие специальной цели — воспрепятствование его исправлению или мести за исполнение им общественных обязанностей. Совершение соответствующих действий по отношению к осужденному по другим мотивам (на почве ссор, личных взаимоотношений и при иных подобных обстоятельствах), влечет квалификацию по статьям о преступлениях против личности <п. 5 постановления от 21 июня 1985 года).
5. В законе прямо предусматривается новый обязательный признак — совершение деяния в месте содержания под стражей. Следовательно, субъектом преступленияямогут быть не только осужденные, то есть лица, в отношении которых приговор вступил в законную силу, но и иные лица, содержащиеся в местах содержания под стражей (подозреваемые, обвиняемые, подсудимые или лица, в отношении которых приговор еще не вступил в силу), достигшие шестнадцатилетнего возраста.
6. Квалифицированный состав — при реальном применении насилия, не опасного для жизни или здоровья потерпевшего (о понятии насилия,неопасногодляжизниилиздоровьясм.коммснтарийкст. 161).
7. Особо квалифицированный состав предусмотрен в ч. Зет. 321, где говорится о совершении деяния организованной группой (см. комментарий к ст. 35) либо сопровождавшегося применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего (см. комментарий к ст. 162).
8. Наказание: по ч. 1 — лишение свободы до пяти лет; по ч.2— лишение свободы от трех до десяти лет; по ччЗ — лишение свободы от пяти до двенадцати лет.
Статья 322. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации
1. Пересечение охраняемой Государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надле-. жащего разрешенияя—
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Незаконное пересечение охраняемой Государственной границы Российской Федерации, совершенное группой лиц по
предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответст^ вии с Конституцией Российской Федерации, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.
1. Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (ст. 1, 2 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года). В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»: «До заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской федерации с сопредельными государствами — бывшими союзными республиками СССР придать границе с этими государствами статус Государственной границы Российской Федерации» (см. комментарий к ст. II).
Охрана Государственной границы заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, техниччских, экологических, санитарных и иных мер.
2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, направленных на незаконное пересечение охраняемой Государственной границы. Незаконность соответствующих действий определяется в ст. 322 как пересечение границы без установленных документов и надлежащего разрешения. Порядок пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами определяется ст. 9 и 11 Закона от 1 апреля 1993 года, а также правилами пребывания иностранных граждан в РФ и правилами захода в территориальные и внутренние воды иностранных судов. В частности, пересечение Государственной границы осуществляется на путях международного железнодорожного) автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ при наличии действительных документов на право въезда или выезда, документов на транспортные средства, товары и животных. Установленные документы — это общегражданский заграничный, служебный или дипломатический паспорт либо иной документ, выданный по соответствующей форме. При упрощенном по-
рядке въезда и выезда может использоваться и национальный паспорт. Надлежащим разрешением является виза соответствующего государства или иной документ, дающий право на въезд или выезд, например, соответствующим образом заверенное приглашение при упрощенном порядке въезда и выезда. Незаконным является и пересечение Государственной границы вне установленных мест. Способ пересечения на квалификацию не влияет. Окончено преступление будет с момента пересечения Государственной границы.
3. Нс является нарушением правил пресечения Государственной границы вынужденное пересечение ее лицами или транспортными средствами, заход судов в территориальные воды либо влет судов в воздушное пространство, осуществляемые при чрезвычайных обстоятельствах: несчастного случчя, аварии, стихийного бедствия, буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи людям и по другим вынужденным причинам (ст. 9 Закона от 1 апреляя1993 года).
4. В соответствии с примечанием к ст. 322 не признается преступлением прибытие на территорию Российской Федерации с нарушением правил пересеченияяГосударственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища. Однако обяяательным условием при этом являятся отсутствие в действиях лица, незаконно пересекшего Государственную границу, иного состава преступления. Наличие этого обстоятельства слагается из двух элементов. Во-первых, когда лицо совершило за пределами Российской Федерации деяние, признаваемое в РФ преступлением. В этом случче незаконное пересечение Государственной границы РФ обусловлено не желанием избежать преследования по политическим мотивам, а стремлением избежать уголовной ответственности за содеянное, что противоречит институту предоставления политического убежища. Во-вторых, когда в процессе пересечения границы совершаются другие деяния, которые по УК РФ признаются преступлением, например, убийство, причинение вреда здоровью, захват заложников, угон судна воздушного или водного транспорта либо подвижного железнодорожного состава и т.п.
5. С субъективной стороны преступление характеризуется только умышленной формой вины. Субъект — общий.
6. Квалифицированными видами являютсяяпересечение Государственной границы группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35), либо с применением насилияяили с угрозой его применения (см. комментарий к ст. 227).
7. Незаконное пересечение Государственной границы, совершенное при бандитизме, угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, захвате заложников и т.д., квалифицируется по совокупности ст. 322 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за данные преступления.
8. Наказание: по ч.1 —штраф либо лишение свободы до двух лет; по ч.2 — лишение свободы до пяти лет.
Статья 323. Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации
1. Изъятие, перемещение или уничтожение пограничных днаков в целях противоправного изменения Государственной границы Российской Федерации —
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяяев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деянияя совершенные неоднократно или повлекшие тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
1. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации либо решениями Федерального Собрания и обозначается на местности ясно видимыми пограничными знаками. Описание и порядок установки пограничных знаков определяются международными договорами РФ, решениями Правительства РФ (см. ст. 6 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года).
2. Объективную сторону анализируемого преступления образуют действия, направленные на противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации. Противоправным считается изменение в нарушение установленного порядка (см. гг. 1 комментарияя. В диспозиции ст. 323 указывается на три альтернативные формы изменения: изъятие (устранение из обращения без намерения установки на другом месте), перемещение (изменение пространственного положения с установкой в другом месте) или уничтожение (прекращение физического существования, истребление) пограничных знаков. Окончено данное преступление с момента совершения любого из названных действий.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и наличием специальной цели. Изъятие, перемещение или уничтожение пограниччых знаков должно совершаться в целях противоправного изменения Государственной границы Российской Федерации. Совершение названных действий из хулиганских побуждений или по другим мотивам не образуют преступления, предусмотренного ст. 323. Субъект — общий.
4. Квалифицированными видами преступления являются совершение его неоднократно (см. комментарий кет. 16) либо наступление в результате его совершения тяжких последствий. К тяжким последствиям можно отнести причинение крупного материального ущерба, серьезное осложнение межгосударственных отношений и т.п.
5. Наказание: по ч. 1 — ограничение свободы либо лишение свободы до двух лет; по ч.2 — лишение свободы до четырех лет.
Статья 324. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР —
наказыыаются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
1. Соблюдение порядка документарного оборота является одним из необходимых условий подтверждения статуса физических и юридических лиц, беспрепятственного осуществления их правомоччй) обеспечения нормальной деятельности органов власти и управления.
2. В соответствии с диспозицией статьи предметом преступления являются: а) официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей; и б) государственные награды Российской Федерации, РСФСР и СССР. Основным признаком документа называется его официальное происхождение. В уголовном праве под документом понимается надлежащим образом оформленный материальный носитель информации о наличии либо отсутствии фактов, имеющих юридическое значение. Официальность документа означает, что он имеет все необходимые реквизиты и подписан уполномоченным лицом в установленном порядке. Документ может исходить как из государственных органов, так и негосударственных структур, а также частных лиц. В последнем случае требуется нотариальное удостоверение подлинности выраженной в нем воли.
3. Такого рода документы являются юридическим подтверждением права или обязанности физического либо юридического лица в отличие от других лиц на совершение определенных действий или воздержание от них, например, листок временной нетрудоспособности, пенсионное удостоверение, документ, освобождающий от воинской службы, лицензия на право заняяия какой-либо деятельностью и т.п.
4. Государственные награды яяляются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги перед государством, знаком официального признания их особых заслуг перед Отечеством. Награждение государственными наградами производится Президентом Российской Федерации, а прежде производилось Верховными Советами СССР и РСФСР. Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки от-
личияяРоссийской Федерации, почетные звания Российской Федерации. Предметом преступления являются также награды РСФСР и СССР.
5. Объективная сторона преступления выражается в незаконном приобретении или сбыте соответствующих предметов. Приобретение или сбыт является незаконным, когда они осуществляются в нарушение установленного порядка. Приобретение — это получение соответствующих предметов любым способом (покупка, получение в дар или в уплату долга, обмен и т.д.), кроме похищения и подделки. Сбыт означает продажу указанных предметов, их дарение, обмен и т.п. Оконченным преступление признается с момента совершения любых действий по приобретению или сбыту.
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект — общий.
7. Наказание: штраф либо исправительные работы, либо арест.
Статья 325. Похищение или повреждение документов,
штампов, печатей
1. Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, штампов или печатей, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, —
наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
1. Предметом анализируемого преступления являются официальные документы, штампы и печати (о понятии официального документа см. п. 2, 3 комментария к ст. 324). В отличие от незаконного приобретения или сбыта в рассматриваемом преступлении могут быть любые официальные документы, а нс только те, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей. Штампы — это разновидность печатной формы, содержащей определенный письменный текст, предназначенной для производства оттиска на документе, выполненном на бумаге. Печать — это форма, имеющая обратное реальное или углубленное изображение текста (возможно с рисунком) и содержащая полное наименование юридического или физического лица, кото'
рая служит для производства оттиска на бумаге, сургуче, пластилине и других материалах. Особо важной является гербовая печать (печать с изображением Государственного герба), с помощью которой оформляются финансовые документы.
2. Объективная сторона преступления выражается в совершении любого из альтернативных действий: похищения, уничтожения, повреждения или сокрытия хотя бы одного из перечисленных предметов. Принадлежность официального документа, штампа, печати и их местонахождение в момент совершения действий на квалификацию не влияет.
Похищение официальных документов, штампов, печатей — это противоправное завладение ими любым способом, характерным для хищения) с намерением виновного распорядиться ими по своему усмотрению. Применение насилия в процессе похищения соответствующего предмета в зависимости от его тяжести требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям о преступлениях против личности. Под уничтожением понимается истребление, прекращение физического существования соответствующих предметов. Повреждение связано с причинением предмету вреда, когда его использование по прямому назначению становится либо вообще невозможным, либо существенно затрудняется. Повреждение соответствующих предметов, носящее характер подделки, с целью дальнейшего использования их в новом качестве квалифицируется по ст. 327. Под сокрытием следует понимать утаивание оказавшегося у виновного соответствующего предмета от его владельца. Официальный документ, штамп, печать могут оказаться у виновного в силу разных причин (в связи со службой или работой, найдены и т.п.), кроме приобретения и похищения.
3. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом. Мотив обязательный, элемент состава — корысть или иная личная заинтересованность в совершении перечисленных в статье действий. Отсутствие таких мотивов исключает ответственность по ст. 325. Корыстная заинтересованность отражает стремление лица к незаконному обогащению при обращении с соответствующими предметами. Иная личная заинтересованность характеризуется желанием лица извлечь выгоду неимущественного характера из факта совершения определенных действий, например, использовать при совершении иного преступления, отомстить владельцу или держателю соответствующих предметов и т.д. Субъект — общий.
4. В части 2 ст. 325 предусматривается ответственность за похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа. К другим важным личным документам относятся иные документы, выполняющие функцию паспорта (удостоверение личности, официальная справка, заменяющая паспорт и т.п.), военный билет, диплом
об окончании вуза, трудовая книжка) служебное удостоверение и т.д. Указание в законе на личный характер этих документов свидетельствует о характеристике личного статуса потерпевшего или удостоверении какого-либо субъективного права.
5. Объективную сторону деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 325, образует только похищение паспорта или других важных личных документов. Уничтожение, повреждение или сокрытие паспорта или иных документов при наличии иных необходимых признаков следует квалифицировать по ч. 1 ст. 325. О понятии похищения см. п. 2 комментария.
6. С субъективной стороны данное преступление предполагает прямой умысел. В отличие от деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, для похищения важных личных документов не предусматриваются какие-либо определенные мотивы. Следовательно, по данной части должны квалифицироваться любые формы завладения такими документами. Нахождение паспорта или иных документов среди похищенных вещей при отсутствии умысла на их похищение исключает квалификацию содеянного по ч. 2 ст. 325.
7. Наказание: по ч.1 — штраф либо исправительные работы, либо арест, либо лишение свободы до одного года; по ч.2 — штраф, либо исправительные работы, либо арест.
Статья 326. Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства
1. Подделка или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства) а равно сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком —
наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,—
наказываются исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением своооды на срок до четырех лет.
1. Установление уголовной ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства являет-
ся новеллой УК. Норма двойной превенции. Введение данной статьи преследует цель уголовно-правового обеспечения соблюдения установленного порядка приобретении и пользования транспортными средствами. Одновременно выполняет функцию предупреждения хищения или иного неправомерного завладения транспортными средствами.
2. Исчерпывающий перечень предметов — обязательных элементов состава — таков: а) идентификационный номер: б) номер кузова; в) номер шасси; г) номер двигателя; д) государственный регистрационный знак транспортного средства. Идентификационный номер — это личный номер транспортного средства, присваиваемый ему в момент регистрации в органах ГАИ. Под этим номером в банке данных содержится вся информация о данном транспортном средстве. Он проставляется в свидетельстве о государственной регистрации и техническом паспорте транспортного средства. Номера кузова, шасси и двигателя проставляются при их изготовлении на заводе и также фиксируются в техническом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации. Государственный регистрационный знак присваивается транспортному средству при регистрации в органах ГАИ в конкретном регионе и заменяется при изменении владельца транспортного средства или его места жительства. Транспортные средства — это предусмотренные в примечании к ст. 264 механические средства перевозки пассажиров и груза, подлежащие государственной регистрации.
3. Объективная сторона преступления выражается в подделке или уничтожении предметов, перечисленных в статье либо в сбыте транспортного средства с поддельными соответствующими предметами. Уничтожение государственного регистрационного знака не влечет за собой уголовной ответственности. О понятии подделки или сбыта см. п. 3 комментария к ст. 327, о понятии уничтожения — п. 2 комментария к ст. 325.
4. Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Цель — обязательный элемент состава, участвующий в квалификации деяния: эксплуатация или сбыт транспортного средства. Совершение данных действий с иными целями исключает квалификацию содеянного по данной статье, а в некоторых случаях и вообще уголовную ответственность. Субъект — общий.
5. Квалифицированными видами преступления являются совершение его неоднократно (см. комментарий кет. 16) либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. комментарий к ст. 35).
6. Наказание: по ч.1 — штраф либо исправительные работы, либо ограничение свободы, либо лишение свободы до двух лет; по ч.2 — исправительные работы, либо ограничение свободы, либо лишение свободы до четырех лет.
Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков
1. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков —
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, лиоо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно, — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.
3. Использование заведомо подложного документа, — наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
1. Общественная опасность данного преступления выражается в нарушении установленного порядка оформления прав и обязанностей физических и юридических лиц. Норма с двойной превенцией. Она охраняет систему документации и предупреждает совершение путем использования поддельных предметов более тяжких преступлений.
2, Предметом анализируемого преступления являются: а) удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей (см. п. 2 и 3 комментария к ст. 324);
б) государственные награды (см. п. 4 комментария к ст. 324); в) штампы (см. п. 1 комментария к ст. 325); г) печати (см. п. 1 комментария к ст. 325);
д) бланки (листы бумаги с оттиском штампа либо с напечатанным любым способом, неполными текстами документов определенной формы, используемые для составления документов.
Ответственность по ст. 327 наступает за совершение соответствующих действий лишь с таким удостоверением или иным официальным документом, которыми предоставляют права или освобождают от обязанностей.
3. Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей выражается в двух формах; в изготовлении полностью фиктивного документа либо внесении в подлинный документ незаконных изменений, искажающих его содержание. Эти изменения могут выражаться в исп-
равлении, уничтожении или добавлении части текста, подделки подписи должностного лица, постановки оттиска поддельного штампа или печати и т.д.
Изготовление государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков означает либо изготовление дубликатов соответствующих предметов, либо изготовление соответствующих предметов несуществующих физических или юридических лиц, либо внесение изменений в текст или рисунок существующих предметов. Сбыт поддельных документов, наград, штампов, печатей или бланков означает их продажу, дарение, передачу в уплату долга и т.п. Окончено данное преступление с момента выполнения любого из перечисленных в статье действий.
4. Субъективная сторона комментируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Для подделки и изготовления обязательным является наличие цели сбыта, в противном случае содеянное не образует состава преступления, предусмотренного ст. 327.
5. Субъект анализируемого преступления — общий, те) есть вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления за служебный подлог отвечают по ст. 292. К ответственности за сбыт виновное лицо привлекается вне зависимости от того, само ли оно подделало либо изготовило соответствующий предмет или получило его от другого лица. В случаях, когда одно лицо подделывает или изготавливает соответствующий предмет, а другое лицо по договоренности его сбывает, ответственность наступает за соиспол-нительство.
6. Квалифицированным видом преступления является совершение его неоднократно (см. комментарий кет. 16).
7. В части 3 ст. 327 предусматривается самостоятельный состав преступления — использование заведомо подложного документа. Под использованием документа следует понимать его применение по прямому назначению для получения неположенных прав или освобождения от возложенных обязанностей (предъявление подложного документа, его передача соответствующим лицам в качестве подлинного документа и т.п.). Иное использование поддельного документа по смыслу закона не образует состава анализируемого преступления. Использование документа самим подделывателем по сложившейся судебной практике квалифицируется по ч. 1 данной статьи как подделка.
8. Не может рассматриваться как использование обманное представление подлинного либо чужого документа. Использование поддельных государственных наград, штампов, печатей или бланков квалифицируется по ч. 1 анализируемой статьи. Оконченным данное преступление считается с момента представления или предъявления под-
ложного документа по назначению, независимо от того, получило ли лицо незаслуженное благо и было ли освобождено от какой-либо обязанности.
9. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Об этом свидетельствует указание в законе на признак «за-ведомости» знания о подложности документа. Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, непричастное к подделке данного документа.
10. Использование поддельного документа при совершении иных преступлений не требует дополнительной квалификации по ч. Зет. 327 в тех случаях, когда оно является обязательным признаком объективной стороны и, в частности, разновидностью обманного способа совершения иных преступлений, например, при мошенничестве, причинении имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и т.п.
II. Наказание: по ч.1 — ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до двух лет; по ч.2 — лишение свободы до четырех лет; по ч.З — штраф либо обязательные работы, либо исправительные работы, либо арест.
Статья 328. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы
1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутст^ вии законных оснований для освобождения от этой службы —
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением своооды на срок до двух лет.
2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освооожденных от военной службы —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срох от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
1. Защита Отечества — Российской Федерации — является обязанностью гражданина РФ в возрасте от 18 до 27 лет, состоящего или обязанного состоять на воинском учете и не имеющего права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу (ст. 1 и 19 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» от II февраля 1993 года с последующими изменениями). Лица, на законных основаниях освобождаемые от военной службы, должны пройти альтернативную
гражданскую службу. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу по ст. 328.
2. С объективной стороны преступление выражается в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. Основания, порядок прохождения и условия освобождения от военной службы регламентируются упомянутым Законом РФ от II февраля 1993 года. Законные основания, о которых говорится в статье 328, предусмотрены в ст. б, 20 и 21 Закона. Так, в соответствии со ст. 20, от призыва на военную службу освобождается гражданин, признанный негодныы или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, проходящий или прошедший военную или альтернативную службу, прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства. Не подлежит призыву на военную службу гражданин, имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления. Правом освобождения от призыва может воспользоваться также гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
В ст. 21 предусматриваются условия предоставления отсрочки от призыва граждан на военную службу) например, признанному временно негодным к военной службе, имеющим двух и более детей, избранному народным депутатом и т.д.; всего более 10 случаев. Перечень уважительных причин неявки по повестке о призыве при наличии документального подтверждения предусматривается в ст. 6: заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья или смерть близкого родственника гражданина (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата или родной сестры) или лица, на воспитании которого находился гражданин, препятствие стихийного характера или иное, не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок либо иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.
3. Уклонение выражается в неявке гражданина без уважительных причин в установленный срок на призывной пункт или иное установленное место. Содержание действий, направленных на создание видимости уважительных причин неявки (предоставление подложных документов, сообщение ложных сведений, симуляция болезни и т.п.), на квалификацию влияния не оказывают. Однако, если эти действия образуют состав самостоятельных преступлений (подделки документов, дачи взятки и т.п.), то содеянное должно квалифицироваться по сово-
купности преступлений. Оконченным данное преступление считается с момента неявки по повестке на призывной пункт или в иное установленное место без уважительных причин. '
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
5. Субъект — специальный: совершеннолетние лица мужского пола. Женщины призываются на военную службу только по собственному желанию.
6. В части 2 ст. 328 предусматривается ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы. Альтернативная гражданская служба предусматривается для тех случаев, когда лицо на законных о^ова-ниях освобождается от военной службы. Основания и порядок прохождения альтернативной гражданской службы должны устанавливаться соответствующим законом. Статья 59 Конституции Российской Федерации предоставляет право гражданам по мотивам вероисповедания и убеждений вместо военной службы проходить в установленном порядке альтернативную гражданскую службу. Прохождение военной службы противоречит религиозным воззрениям, исповедуемым отдельными сектами, например, баптистами, «пятидесятниками» и некоторыми другими. В остальных признаках состав не отличается от предусмотренного в ч. 1 анализируемой части.
7. Наказание: по ч.1 — штраф либо арест, либо лишение свободы до двух лет; по ч.2 — штраф либо обязательные работы, либо арест.
Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации
Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации —
наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
1. Государственный герб и Государственный флаг Российской Федерации являются символами государственности, отражающими исторические корни и традиции народов Российской Федерации. Они признаются нормами международного права и должны соответствовать определенным требованиям (см. Положение о Государственном флаге от II декабря 1993 года и Положение о Государственном гербе от 30 ноября 1993 года, утвержденные Указами Президента Российской Федерации) .
2. С объективной стороны преступление выражается в надругательстве над Государственным гербом или Государственным флагом Российской Федерации и означает глумливое, издевательское отношение к государственным символам. Оно может выражаться в срывании, уничтожении или повреждении герба или флага, нанесении на них оскорбительных надписей или символов, нанесении различных красящих и иных веществ и т.д. Надругательство может совершаться как тайно, так и открыто. В последнем случае, если деяние сопряжено с грубым нарушением общественного порядка и другими элементами хулиганского отношения, оно квалифицируется по совокупности ст. 213 и 329.
3. Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект — общий.
4. Наказание: ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до одного года.
Статья 330. Самоуправство
1. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, —
наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.
2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
1. Установленный законом или иным нормативным актом определенный порядок реализации гражданами своих прав и обязанностей предполагает ненарушение прав и интересов других граждан. Самовольная реализация своих прав, сопряженная с причинением вреда охраняемым правам и интересам иных граждан, образует признаки преступления, предусмотренного ст. 330.
2. Объективная сторона анализируемого преступления характеризуется совершением действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином. Обязательным элементом состава является способ его выполнения. Виновное лицо действует самовольно, избирая произвольную форму поведения, которая нс соответству-
ет установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществления гражданами своих прав и обязанностей. Данный порядок может определяться не только законом, но и иным нормативным правовым актом. Избирая неприемлемую для общества и государства форму поведения, виновное лицо может осуществлять как действительное (на самом деле существующее, закрепленное в право-положенияя), так и предполагаемое (отсутствующее, но по убеждению лица принадлежащее ему) право. Например, изъятие имущества до принятияярешения судом о его принадлежности. Слова в новой редакции статьи «правомерность которых оспаривается организацией или гражданином» означают, что при отсутствии оспаривания организацией или гражданином правомерности поведения лица состав самоуправства отсутствует.
3. Деяние окончено, когда в результате самовольных действий организации или гражданину причиняется существенный вред. Понятие существенного вреда является оценочным и определяется органами предварительного расследования и судом в конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Существенный вред может выражаться в причинении значительного материального ущерба, нарушении конституционных прав граждан на свободу передвижения, пользования жилой площадью и т.п.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины (см. комментарий к ст. 24). Субъект — общий.
5. В отличие от УК 1960 года, в новой редакции для самоуправства предусмотрен квалифицированный вид — применение при самовольных действиях насилия или угрозы его применения (о понятии этого признака см. комментарий к ст. 227). Вследствие новых подходов законодателя к оценке личности в системе социальных ценностей общества, причинение потерпевшему при самоуправстве вреда здоровью квалифицируется по ч. 2 ст. 330. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью выходит за пределы состава ч. 2 ст. 330 и требует дополнительной квалификации по ст. 105 и II 1.
6. Наказание: по ч.1 — штраф либо обязательные работы, либо исправительные работы, либо арест; по ч.2 — ограничение свободы либо арест, либо лишение свободы до пяти лет.



ОГЛАВЛЕНИЕ