ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел XII.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Общая характеристика раздела
1. Впервые российский Уголовный кодекс в качестве самостоятельного раздела включил XII раздел "Преступления против мира и безопасности человечества". В него вошли восемь норм. Из них по принятой в международном уголовном праве классификации пять статей регламентируют ответственность за международные преступления и три — за преступления международного характера.
Международные преступления посягают на основы мирного взаимодействия государств. Преступления международного характера наносят ущерб нормальным взаимоотношениям государств в той или иной сфере — военной, экономической, дипломатической и прочих.
2. Устав Нюрнбергского международного трибунала подразделяет международные преступления на преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности (ст.б Устава) (позже последняя группа международных преступлений стала именоваться "преступления против человечества").
3. Особенность международно-уголовных деяний, существенно отличающая их от всех иных составов преступлений, заключена в их юрисдикциональности. Иными словами, необходимым условием объявления большинства из них преступлениями выступает первоначальный запрет международными законами — конвенциями, договорами, уставами и т.д., которые были ратифицированы и вступили в силу. В статьях 355 и 356 данный юридический признак представлен непосредственно в диспозициях как "запрещенность международным договором Российской Федерации". В остальных статьях он презюмирует-ся, то есть и здесь источником уголовно-правового запрета первоначально выступает международно-правовой запрет. Вот почему в комментариях данного раздела по всем нормам приводятся соответствующие международные законы, которые в той или иной мере определяют содержание уголовно-правовых норм.
4. Соотношение международного законодательства и внутригосударственного международного законодательства и внутригосударственного международного права определено в ст. 15 п.4 Конституции РФ. В ней сказано: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации яв-
ляются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора." Применительно к уголовному праву данное конституционное предписание означает, что не обычаи международного права, а его законы входят во внутригосударственную систему уголовного права и в случае коллизии применяются непосредственно.
5. На международные преступления против мира и безопасности человечества (см.ст.78 и 83 УК РФ) не распространяются сроки давности.
Глава 34. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Статья 353. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны
1. Планирование, подготовка или развязывание агрессивной войны —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет. 2. Ведение агрессивной войны —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.
1. Основными международно-правовыми источниками данной нормы УК служат Устав ООН и "Определение агрессии", принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 году. Устав ООН устанавливает в ст.2 п.4 абсолютный запрет войны и угрозы силой, прямо противоречащих положениям Устава ООН. Статья 2 "Определение агрессии" гласит: "Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima faci ("на первый взгляд") свиде--тельством акта агрессии", и никакие соображения политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрессии.
2. Объективная сторона состава по ч.1 ст-353 охватывает три альтернативных вида деятельности (продолжаемых и длящихся деяний): планирование, подготовка и развязывание агрессивной войны. Статья 3 "0пред&ление агрессии" относит к ней следующие деяния: 1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства;
2) военная оккупация, какой бы временной она ни была, как следствие вооруженного вторжения; 3) аннексия территории другого государства или части ее;
4) бомбардировка или применение любого другого оружия против территории другого государства;
5) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого;
6) нападение вооруженными государствами на сухопутные, морские или воздушные силы или морской и воздушный флот другого государства;
7) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных соглашением;
8) продолжение пребывания вооруженных сил на такой территории по прекращении действия соглашения;
9) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства; засылка государством или от его имени вооруженных банд, групп и регулярных сил или политиков, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что равносильно вышеперечисленным актам.
3. Противоположна агрессивной войне война неагрессивная, справедливая, освободительная. Такой была война за независимость 13 английских колоний в Северной Америке 1775—1783 годов, в результате которой образовалось независимое государство США. Освободительный характер носила и война сопротивления вьетнамского народа (1945—1954 гг.) против французской интервенции. Война фашистской Германии против СССР — агрессия. Великая Отечественная война советского народа в 1941—1945 годов справедливая, освободительная.
Внутригосударственные вооруженные конфликты, например, в Чечне, субъекте Российской Федерации или в Приднестровье — регионе Молдовы, не носят международного характера. Совершенные в ходе таких конфликтов преступления — убийства, насилия, захват заложников, диверсии, террористические акты и т.д., квалифицируются как общеуголовные внутригосударственные преступления, но их наказуемость вытекает и из международно-правовых обязательств России (см. также комментарий к ст.356).
4. Планирование агрессивной войны — это разработка ее идейно-политической концепции, стратегии и тактики военных действий, составление мобилизационных планов, разработка предложений по структуре, составу, дислокации и задачам вооруженных сил, перевод промышленности на военные рельсы, информационная агрессия и другие необходимые первоначальные этапы развязывания агрессии.
Планирование агрессии не ограничивается составлением военных планов, но охватывает также экономическое, дипломатическое, политическое создание условий для развязывания агрессивной войны.
5. Подготовка агрессивной войны — это конкретные приготовительные действия, которые (как всякое приготовление см.ст.30) создают благоприятные условия для последующего развязывания и ведения агрессивной войны. Они реализуют стратегические и тактические планы агрессии по времени, пространству и через определенные действия. Таковы блокирование отдельных портов для провокации конфликта, сосредоточение войск и объявление боевой готовности армии, рекогносцировка, т.е. разведка противника и местности в районе предстоящего вторжения, осуществляемая командующими объединений, командирами соединений и воинских частей, и т.п. действия, за которыми следует развязывание войны.
6. Развязывание агрессивной войны — ото уже акты агрессии, предшествующие полномасштабному ведению агрессивной войны. К ним относятся дипломатические демарши (ультиматумы) с агрессивными целями, разведка боем, т.е. отдельные вооруженные нападения на территорию другого государства, захват его судов и т.п. отдельные акты агрессивного поведения. Развязывание войны — это уже начало исполнения агрессии.
7. Субъективная сторона преступления — прямой умысел во всех его видах, в том числе неконкретизированного и альтернативного в отношении фактически наступившего большего или меньшего ущерба от развязывания агрессивной войны. Лицо осознает, что планирует, подготавливает либо развязывает агрессивную войну, предвидит в обобщенном виде тяжкие последствия этого и желает совершить названные действия.
8. Субъект преступления в тексте нормы не специализирован. Практически, что вытекает из толкования объективной и субъективной сторон деяния, субъектами являются представители высшей государственной, политической, военной власти, руководители военно-промышленного комплекса. Это подтверждают и приговоры над главными военными преступниками в Нюрнберге и Токио. Нижестоящие лица отвечают за совершение международных военных преступлений, применение средств массового поражения, геноцид, наемничество.
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.353, относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
9. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав — ведение агрессивной войны.
Ведение агрессивной войны предполагает полно- и широкомасштабную агрессию против другого государства в виде наступления, нападения (в том числе с использованием самолетов, ракет и т.д.), вторжения на территорию другого государства с целью ее захвата либо иными политическими целями, чем подрываются основы международной безопасности. Преступление относится к категории особо тяжких.
10. Наказание: по ч.1 — лишение свободы от семи до пятнадцати лет; по ч.2— лишение свободы от десяти до двадцати лет.
Статья 354. Публичные призывы к развязыванию
агрессивной войны
1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны — наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере зарабо^ ной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государств венную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
1. Общественная опасность призывов к развязыванию агрессивной войны заключается в идеологическом, политическом, психологическом ущербе системе мирного разрешения межгосударственных конфликтов. Такие призывы представляют собой психологическую подготовку агрессии, поджигательство войны. Они отличаются от иных видов подготовки агрессивной войны психологическим, информационным содержанием, нацеленным на внедрение в общественное сознание и эмоции населения ценностей агрессивной войны, ее необходимости и правомерности для урегулирования того или иного межгосударственного конфликта.
2. Объективная сторона охватывает: а) публичные; б) призывы; в) к развязыванию агрессивной войны.
Публичность означает осуществление призывов в присутствии других лиц и для них. Чаще всего призывы обращаются к достаточно большому числу слушателей — толпе, собранию, всему населению региона.
Призывы — это устные или письменные обращения к той или иной аудитории слушателей, читателей с целью убедить их в необходимости, целесообразности агрессии как единственного средства разрешения конфликта разного содержания и исторического происхождения.
Геббельсовская пропаганда национал-социалистского режима германского Третьего Рейха с середины 30-х до середины 40-х годов массированно внедряла в сознание своих граждан и граждан других стран идеи справедливости и победоносности войны Германии против государств Европы и СССР.
3. Призывы отличаются от подстрекательства к развязыванию агрессивной войны меньшей конкретизированностью и большей идеоло-гизированностью. От пропаганды войны, ответственность за которую предусматривала ст.71 УК 1960 года, призывы отличает то, что для них не требуется систематичности и программности, которая присуща пропаганде, а также определенной постоянностью аудитории слушателей. Призывы могут носить эпизодический характер, однако обязательна их направленность именно на развязывание агрессивной войны, а не абстрактный антипацифизм. Одноразовый призыв состава преступления не образует: ст-354 говорит о "призывах", а не о "призыве".
4. Субъективная сторона — прямой умысел. Субъект преступления общий. Деяние относится к преступлениям средней тяжести.
5. Квалифицирующими признаками данного состава служат способ его совершения и признаки специального субъекта. Повышают международную опасность публичные призывы к агрессивной войне с использованием средств массовой информации и совершение деяния лицом, занимающим высшую государственную должность Российской Федерации, а равно государственную должность субъекта России.
6. К средствам массовой информации относятся печать и аудиови-део средства передачи сведений с целью утверждений тех или иных идеологических, политических, моральных, правовых и прочих ценностей в аудиториях читателей, слушателей и зрителей.
7. Государственная должность, согласно Закону РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации", — это должность в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией России, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются на категории "А", "Б" и "В". Субъект по комментируемой норме относится к категории "А" и 5-й группе государственных должностей государственной службы. Эти должности, устанавливаемые российской Конституцией, уставами субъектов РФ, непосредственно исполняют полномочия государственных органов. Таковы Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального собрания РФ, руководители РФ) руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и другие лица. Исчерпывающий перечень должностей категории "А", "Б" и "В'* дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны относятся к преступлениям средней тяжести.
8. Наказание: по ч.1 — штраф либо лишение свободы до трех лет; по ч.2 — штраф либо лишение свободы от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Статья 355. Производство или распространение оружия
массового поражения
Производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации,—
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
1. Международные конвенции и договоры регламентируют ответственность отдельно за оборот химического оружия, производство которого они полностью запрещают; биологического, производство которого также полностью запрещено; и яяерного, применение которого частично запрещено, а производство ограничено.
2. Предмет — обязательный элемент состава. Это оружие массового поражения. Международное законодательство относит к оружию массового поражения такое оружие, которое действует неизбирательно путем взрыва или при помощи радиоактивных материалов, смертоносное химическое и бактериологическое оружие, а также любое другое оружие, находящееся в стадии разработки и обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружияя способного причинить смерть людям либо вред их здоровью.
3. Законом от 29 апреля 1993 года в УК РСФСР были включены ст.67^ и 67 об ответственности за применение биологического оружия и его оборота (разработку, производство, приобретение и прочее). В примечании к ст.67 содержалось следующее толкование понятия "биологическое оружие": "Под биологическим оружием в статьях 67 и 67 понимаются любой живой организм, в том числе микроорганизм, вирус или другой биологической агент, а также любое вещество, произведенное живым организмом или полученное методом генной инженерии, или любое его производное, а равно средства их доставки, созданные с целью вызвать гибель, заболевание или иное неполноценное функционирование человеческого или другого живого организма, заражение окружающей природной среды, продовольствия, воды или иных материальных объектов."
4. Химическое оружие — это отравляющие вещества, а также средства их доставки и применения: ракеты, снаряды, мины и другие
заряды в виде химических веществ Еше в 10^ ^ токол запретил применение ^чч ^ ^^^^ий Про-
войне германская-армия при^^х ^^^- ^ "^^ мировой иприт. - Рименила химическое оружие, в частности
^^^^^ ^ ^^ ^-Рипасы, сред-ствие оказывает образ^яТ^^ "^^^^ее возд^-
облучение, проникающая^иацияно ^^^ ^"^ "^«^ пы такого оружия - ^ерн^^ Радиоактивное заражение. Ти-
СССР взял на себя о^ос^хтн^^ " ^^^ В 1982 году ноеоружиепервым^' ^^^^ьство не применять ядер^
престу^ения ^зу.т три вида ние; в) сбыт. поражения, а) производство; б) приобрете-
Раз^^^^^—--я"хватываетвсе.ап.его
Приобретение
пути и средства ^^^^^^ ^полагает любые присвоение и прочее "™^ ^Упка, кража, дарение, обмен,
- --- ^
сов^а^^^^^^Р-и ум-сл: лицо осознает, что и человечества и желает ^ ^ ^^ ^^ безопасности мира
Субъектиресту^ениГ^об^Т^^^^ Деяние относи^я к тяжким преступлениям.
8, Наказание: лишение свободы от пяти до девяти лет.
Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны ^^ и
с^ ^^^^^^ и- ^н-грабление национального ^ше^^^.^ "^^яя раз-ритории, применение и ^Р-тодов, запрещенных межл^^" ^^"Фликте средств и ме-Федерации^ международным договором Российской
Гпр^^^^^^"ас^дод»адца.иле. гомеждународным^^^^Р^ия, запрещенн^
Ме^^^^^^^ - --^ --"- преступлений. а^ой конвенции 1907 .да.
с военнопленными, применение отравляящего оружия, неправильное использование флагов о перемирии и т.п. Устав Международного военного трибунала признал военными преступлениями не только деяния, совершенные на поле боя, а шире — во время войны. В частности, он признал военными преступлениями убийство, истязание, увод в рабство гражданского населения оккупированной территории. Женевская конвенция 12 августа 1949 года помимо войны говорит о военных преступлениях в вооруженном конфликте. Последний, в свою очередь, подразделяется на международный и внутригосударственный (немеждународный). Высокие Договаривающиеся Стороны, ратифицировавшие конвенцию, обязаны бороться с военными преступлениями как международного, так и немеждународного характера.
2. В отличие от ст.353, запрещающей в целом агрессивную войну с момента ее планирования, данная норма устанавливает наказуемость бесчеловечных методов и средств ведения войны и вооруженных конфликтов, независимо от того, были ли эти вооруженные конфликты агрессией либо нет. Понятие вооруженного конфликта шире, чем война. Оно включает все разновидности применения оружия при решении конфликтов между государствами, касаются ли они территориальных) экономических, политических или социальных притязаний. Вооруженные конфликты внутри одного государства не обладают международным свойством. Однако Женевские конвенции и Протоколы к ним требуют от государств соблюдения правил ведения войны, независимо от того, носят ли они международный характер либо не носят.
Так, в ст.З Женевской конвенции от 12 августа 1949 года "О защите гражданского населения во время войны" говоритсяя "В случае вооруженного конфликта, не имеющего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять, как минимум, следующие положения..." Далее идет перечень преступлений в отношении лиц, непосредственно не принимающих участия в вооруженном конфликте по болезни, пленения и другим основаниям. Таковыми признаются посягательства на жизнь и здоровье потерпевших, захват заложников, терроризм, ограбление. При этом раненые, инвалиды и беременные женщины пользуются особым покровительством и защитой. Все, как их именует Конвенция, "покровительствуемые лица" пользуются семейным правом, правом на религиозные убеждения и отправление культовых обрядов, на неприкосновенность их чести и достоинства.
3. Объективная стороны комментируемой нормы описана как: а) жестокое обращение с военнопленными; б) жестокое обращение с гражданским населением; в) разграбление национального богатства на оккупированной территории;
47-6541
г) применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
Согласно ст.4 Женевской конвенции 12 августа 1949 года "Об обращении с военнопленными" к военнопленным отнесены лица, попавшие во власть неприятеля, принадлежащие к:
1) личному составу вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольных отрядов, находящихся в составе вооруженных сил;
2) личный состав других ополченских и добровольных отряяов сторон, находящихся в конфликте и действующих на собственной территории или вне ее при определенных, прямо в конвенции зафиксированных условиях;
3) лица, следующие за вооруженными силами, но в них не входящие (военныы корреспонденты);
4) члены экипажа судов гражданской авиации и торгового флота;
5) население неоккупированной территории, которое берется за оружие для сопротивления, не успев сформироваться в регулярные войска, если они открыто носят оружие, и другие перечисленные в ст.4 лица.
4. Жестокое обращение предполагает причинение физического вреда потерпевшим, акты терроризма и захвата заложников. Посягательство на честь и достоинство, нарушение семейных, религиозных и иных прав без физического насилия состава данного преступления не образует.
Жестокое обращение запрещено и в отношении гражданского населения во время межгосударственного вооруженного конфликта. Под гражданским населением разумеются граждане России, лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, иностранные граждане, которые не участвуют в вооруженном конфликте, не являются, таким образом, законными комбатантами (воюющими лицами).
Граждане РФ могут участвовать в международных вооруженных конфликтах, в которых Россия не является стороной как по специальному правомочию, так и без него (добровольцы).
Например, воинские подразделения России участвуют в миротворческих акцияя по специальному полномочию ООН, СНГ и т.д.). В этих случаях их участники могут оказаться как потерпевшими от военных международных преступлений, так и их субъектами.
5. Депортация гражданского населения — это его изгнание, высылка, ссылка.
Разграбление национального имущества на оккупированной территории суть вывоз за пределы оккупированной территории во время международного вооруженного конфликта культурных, исторических, археологических, материальных ценностей. Такое массовое разграбление в течение всего периода оккупации осуществляли военные и гражданские фашистские оккупанты на территории СССР.
Статья 6 Устава ООН признает военным преступлением "ограбление общественной или частной собственности". Женевская конвенция "О защите населения" (ст.147) к международным преступлениям относит "незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью".
Понятие военной необходимости в международных документах не раскрывается. Ее надо оценивать по правилам необходимой обороны, крайней необходимости и обоснованного риска.
6. Оккупированной признается территория, занятая государством, являющимся стороной международного вооруженного конфликта. Женевские конвенции и Протоколы к ним распространяют запрет военных преступлений на все варианты оккупации: частичной или полной, даже если такая оккупация не встретила никакого вооруженного сопротивления.
7. Применение в вооруженных конфликтах средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации имеет в виду все иные нарушения международных правил ведения войны. Такими в конвенциях названы, например, наказания военнопленных за деяния, не признаваемые преступлениями в его государстве, принудительный труд на военных заводах, принуждение пленных или жителей оккупированных территорий к службе в своей армии и другие.
Важным уточняющим юридическим признаком военных преступлений выступает указание в комментируемой статье на то, что незаконные методы и средства разрешения международных вооруженных конфликтов должны быть запрещены международным договором Российской Федерации. Женевские конвенции о защите жертв войны (ратифицированы СССР в 1954 году) и два Дополнительных протокола к ним (ратифицированы СССР в 1989 году) и являются такими международными договорами Российской Федерации, правопреемник цы Союза ССР.
8. Как известно, правила ведения войны регулируются не только международным законодательством, но и обычаями войны. Это было признано в приговоре над главными военными преступниками Германии в Нюрнберге: "Законы ведения войны можно обнаружить не только в договорах, но и в обычаях) и в практике государств, которые постепенно получили всеобщее признание, и в общих принципах правосудия, применявшихся юристами и практиковавшихсяяв военных судах". Но за полвека, истекших с Нюрнбергского и Токийского судебных процессов, ответственность за наиболее серьезные военные преступления в виде нарушений правил ведения войны получила юридическое закрепление в международных законах. Ссылка на международный договор РФ в 356 статье УК означает, что договор должен быть ратифицирован и вступить в силу.
9. Субъективная сторона состава — прямой умысел, конкретизированный и неконкретизированный, определенный и неопределенный. Предвидение фактической величины ущерба, как правило (что характерно для большинства международных преступлений), не конкретизировано.
Субъект преступления — общий, то есть вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Международная практика, как показывают процессы над главными военными преступниками второй мировой войны и судебное следствие, проводимое Международным трибуналом, образованным для суда над военными преступниками из бывшей Югославии, по существу идет по пути привлечения к ответственности лишь высших государственных и военных чинов. Аналогичное ограничительное толкование, как ранее отмечалось, дала правоприменительная практика и к норме об агрессивной войне (см.комментарии к ст.353). Иных лиц национальные военные трибуналы осуждают за конкретные военные преступленияя Например, к длительным срокам лишения свободы был осужден в США американский лейтенант Колли, отдавший приказ о сожжении вьетнамской деревни Сонгми и расстреле всех ее жителей. За расстрелы борцов Сопротивления осужден французским судом "лионский палач" Барбье. В Италии за пытки и истязания в гестапо римлян — Прибке. Нераспространение сроков давности на международные преступления позволяет и по сей день арестовывать и предавать суду военных преступников и их пособников. Преступление относится к категории особо тяжких деяний.
10. Квалифицирует преступление (ч.2 ст.356) применение оружия массового поражения, хотя бы одноразово. Понятие оружия массового поражения дано в комментарии к предыдущей ст.355. Ссылка на "военную необходимость" при применении оружия массового поражения исключчется, ибо такое оружие неизбирательно и собственно военных целей достичь не в состоянии.
II. Наказание: по ч.1 — лишение свободы до двенадцати лет; по ч.2 — лишение свободы от десяти до двенадцати лет. Деяние относится к особо тяжким преступлениям.
Статья 357. Геноцид
Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
1. Геноцид — преступление против человечества (от латинского "genus" — группа, "ceadere" — убийство). Международно-уголовная ответственность за него, как за тяжкое преступление, была установлена в 1948 году Конвенцией "О запрещении преступления геноцид и наказании за него". Ст.1 устанавливала, что "геноцид, независимо от того, совершается ли он в мирное время, является преступлением, которое нарушает нормы международного права против которого они (договаривающиеся стороны. — Н.К.). обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение".
Объектом геноцида являятся основы человечества и человечности, то есть международного обеспечения безопасности национальных, этнических, расовых, религиозных групп.
Потерпевшими от геноцида выступают не отдельные лица, члены групп, а сами названные группы в целом, на уничтожение которых нацелено это преступление.
2. Объективная сторона сформулирована как действия, направленные на полное либо частичное физическое уничтожение указанных групп, их потомства на стадии деторождения. Состав сконструирован как деяние, создающее угрозу уничтожения групп. Поэтому фактического достижения данной цели не требуется. Наступление тяжких последствий входит в состав геноцида и отягчает ответственность за него в пределах санкции. Причинение с умыслом смерти дает основание для применения смертной казни, предусмотренной в ст.357.
Норма дает исчерпывающий перечень способов уничтожения групп. Это: а) убийство членов группы;
б) причинение тяжкого вреда их здоровью. Под ними Конвенция понимает причинение тяжких телесных повреждений или причинение вреда средней тяжести, а также умственное расстройство потерпевших;
в) насильственное воспрепятствование деторождению. Способы могут быть самыми различными: генная инженерия, принудительная стерилизация, кастрация, насильственная контрацепция и прочее;
г) принудительная передача детей из одной человеческой группы в другую;
д) насильственное переселение как разновидность создания условий, рассчитанных на полное либо частичное уничтожение группы;
е) иное создание условий жизни групп, которые рассчитаны на их уничтожение: экономическая блокада; умышленное создание обстановки экологического бедствия, заражение компонентов экосистемы.
3. Субъективная сторона — прямой умысел: субъект осознает, что действиями геноцида создает международную опасность человечно-
сти, и желает этого. В отношении конкретно причиненного вреда или объема угрозы его причинения, как правило, имеется неконкретизи-рованный умысел. Вменяется в вину фактически содеянное.
Обязательный элемент состава — цель: полное или частичное физическое уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой.
Субъект преступления — общий. Субъекты в возрасте от 14 до 16 лет несут ответственность за конкретные преступления — умышленное убийство, приччнение тяжкого вреда здоровью и иные преступления, за которые установлена наказуемость с 14 лет (см.комментарий к ст.20).
4. Наказание: лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет либо смертная казнь или пожизненное лишение свободы. Смертная казнь, как вытекает из ст. 20 Конституции РФ, может назначаться лишь за геноцид, сопряженный с умышленным убийством.
5. Преступление геноцид может быть международным и, подобно вооруженным конфликтам, внутригосударственным. В комментируемой статье речь идет о международном геноциде.
Статьяя358. Экоцид
Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
1. Экоцид — международное преступление против человечества. По характеру международной опасности близок к геноциду ввиду органичного взаимодействия человека и природной среды его обитания. Экоцид означает буквально "убийство природы". Родствен ему и био-цид — убийство всего живого.
Впервые вопрос об установлении международно-правовой ответственности за биоцид встал во время агрессии США против Северного Вьетнама. В мае 1977 года была подписана международная конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств ведения войны для воздействия на природную среду. Экоцид (первоначально без употребления данного термина) был объявлен международным преступлением против человечества.
2. Предметом экоцида являются растительный мир, животный мир. водные ресурсыы земля, космическое пространство и другие компоненты экосистемы (биогеоциноза). В экосистеме компоненты, ее составляющие, связаны между собой обменом веществ и энергии.
3. В объективную сторону экоцида входят:
а) массовое уничтожение растительного мира; б) массовое уничтожение животного мира; в) отравление атмосферы; г) отравление водных ресурсов; д) иные действия (бездействие), вызвавшие экологическую катастрофу. Действия, создавшие угрозу такой катастрофы, наказуемы как неоконченное преступление.
4. Международная опасность экоцида заключена в создании им угрозы либо реальном причинении экологической катастрофы для двух или более стран. Такой катастрофой в экологическом праве признается остро неблагоприятная аномалия вследствие воздействия человеческой деятельности на внешнюю природную среду его обитания.
Способы экоцида могут быть самыми различными и как факультативные элементы состава на квалификацию не влияют. Экоцид может последовать из-за взрывов на атомных объектах, атомных бомбардировок, исследовательской деятельности.
5. Субъективная сторона — прямой или косвенный умысел. При прямом умысле субъект осознает международную опасность своих действий (бездействия), посягая на природную среду обитания населения хотяябы двух государств, предвидит ущерб в виде уничтожения элементов экосистемы и желает этого. Мотивы для квалификации значения не имеют. При косвенном умысле субъект предвидит возможность наступления вредных последствий своих действий для окружающей среды, как условия существования людей, и безразлично относится к их наступлению.
Деяние принадлежит к категории особо тяжких преступлений. Примером экоцида может служить "тактика выжженной земли", которую применяли американские агрессоры во Вьетнаме в 1970— 1971 годах. В ходе массированных бомбардировок американской авиацией территории Вьетнама были сожжены леса, загрязнены химическими веществами водоемы, культурный слой земли навсегда либо надолго вышел из хозяйственного использования. Вьетнамское население было заражено малоизвестными токсинами, первыми от них гибли дети. В этом поведении американской армии налицо несколько международных преступлений: военные преступления, геноцид и экоцид.
6. В главе 26 УК "Экологические преступления" предусмотрена ответственность за нарушение правил обращения с экологически опасными веществами, отходами, с биологическими агентами и токсинами, а также загрязнение воды, земли и атмосферы. Они отличаются от экоцида, во-первых, тем, что экологические преступления не международные, а экоцид — международное. Авария на Чернобыльской АЭС, например, повлекла радиоактивное заражение воздуха и воды на территории не только России, Украины, Белоруссии, но и Скандинавских государств, то есть объективно оказалась международной; во-вторых, экоцид — умышленное преступление, а экологические — неосторожные. В рассматриваемых случаях возможна квалификация со˜
деянного как совокупности преступлений со ссылками на ст.286 или 293 с тем, чтобы применить принцип сложения наказаний.
7. Наказание: лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.
Статья 359. Наемничество
1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примеччние. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действияя, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
1. Наемничество входит в группу преступлений международного характера, наносит ущерб мирному сотрудничеству государств. В международном праве Дополнительные протоколы 1977 года к Женевским конвенциям 1949 года **0 защите жертв войны" признали, что наемник не имеет права законного комбатанта (воюющего лица), а являятся военным преступником и подлежит уголовному наказанию (ст.47 Протокола 1).
Устав ООН категорически запрещает наемничество: "каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства",
2. Объективную сторону состава наемничества составляят действия, исчерпывающе переччсленные в части первой ст.359.
Вербовка — это действия, направленные на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных (боевых) действиях. Она начинается с поисков кандидатов в наемники, затем состоит в психическом воздействии на них любым способом (уговоров, шантажа, обещания и т.д.) с целью вовлечения их в вооруженный конфликт; наконец, заключении соглашения об этом в разной степени его юридической оформленности.
Обучение (имеетсяяв виду военное): передача необходимой образовательной информации, тренировка по обращению с оружием, ведению военных действий, элементам воинской дисциплины.
Финансирование или иное материальное обеспечение — это выплата единовременных пособий наемнику, возможно и семье, регулярного вознаграждения, обеспечение обмундированием, жильем, питанием и другими материальными благами, возмещение расходов на транспорт, лечение и т.д. Как правило, денежное вознаграждение наемников многократно превышает заработную плату солдат, офицеров, генералов регулярной армии.
Использование в вооруженных конфликтах или военных действиях предполагает непосредственное участие наемника в выполнении боевых заданий. Использование наемника в других функциях, например, для мародерства, насилия, ограбления образует не состав наемничества, а самостоятельные преступления — убийства, изнасилование, кражи, если они не подпадают под признаки состава "военные преступления" (см.комментарий к ст.356).
Преступление окончено с выполнения хотя бы одного из перечисленных действий.
3. Субъективная сторона — прямой умысел: субъект осознает, что занимается вербовкой, обучением, финансированием наемника и желает этого.
Субъект по ччсти первой ст.359 — общий. Состав относится к тяжким преступлениям.
4. Квалифицированным видом наемничества ч.2 ст.359 признает два состава — наемничество с использованием служебного положения и наемничество в отношении несовершеннолетнего.
Использование служебного положения охватывает сферу должностной и более широкой служебной деятельности. Как правило, она связана с военной службой вербовщика. Однако может использоваться и авторитет иного государственного (муниципального) тужащего. Так, известны случаи, когда работники военкоматов завербовывали демобилизованных из армии лиц для участия в вооруженных конфликтах на Кавказе, в Молдавии и других "горячих точках" бывшего СССР. В чеченском вооруженном конфликте принимают участие граждане Турции, Пакистана и Афганистана.
Несовершеннолетние — это лица, согласно ст.20, не достигшие восемнадцати лет к моменту их вербовки и иных наемниччских действий. При недостижении ими шестнадцати лет они должны признаваться потерпевшими, если имела место вербовка, т.е. вовлечение в преступление, а деянияявербовщиков квалифицироваться как совокупность преступлений со ссылкой на ст.150.
Деяние, предусмотренное ч.2 ст.350, относится к особо тяжким преступлениям.
Если в частях первой и второй комментируемой нормы наемник выступает потерпевшим, то в части третьей он субъект преступления. Он несет ответственность за участие в вооруженном конфликте или военных действиях.
Участие может осуществляться в рядах военных подразделений сторон конфликта, в выполнении боевых заданий, наконец, в индивидуально-инициативном поражении противника. Совершение наемником военных преступлений (ст.356), геноцида (ст.357) или экоцида (ст.358) влечет ответственность по совокупности фактически совершенных преступлений.
Субъективная сторона преступления — прямой умысел. Субъект — специальный^ а именно наемник.
6. В примечании к данной статье содержится исчерпывающая характеристика лица, участвующего в боевых действиях как наемника. Для непризнания лица таковым достаточно одного из следующих условий. Во-первых, наличие гражданства государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях. Поэтому, например, российский гражданин нс может оказаться наемником, если Российская Федерация участвует на той же стороне в вооруженном конфликте или военных действиях. Во-вторых, наемником признается лицо, которое не проживает постоянно на территории участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях государства, на стороне которого оно выступает. В-третьих, наемником не является лицо, которое направлено для выполнения официальных обязанностей. Такие миротворческие обязанности выполняли, например, военнослужащие России в бывшей Югославии по решению ООН; другой пример — военные наблюдатели или журналисты в зоне боевых действий.
Иначе говоряя наемником является включившийся в боевые действия гражданин любого государства, кроме государства-участника межгосударственныы вооруженных конфликтов, если он не направлен законно для выполнения официальных заданий или не проживал постоянно в государстве, на стороне которого воюет. Наемником может быть гражданин, не являющийся законным комбатантом, который на свой страх и риск в группе либо индивидуально на добровольных началах, однако, оплачиваемых заинтересованными лицами, участвует в вооруженном международном конфликте или военных действиях. Такие отряды, в том числе и из российских граждан, участвовали в боевых действиях в бывшей Югославии. Включение на началах наемни-чества в незаконные вооруженные формирования, действующие в вооруженных конфликтах внутригосударственного характера, влечет ответственность по комментируемой статье и ст.208, 209 и (или) 210 либо ст.279.
Преступление, предусмотренное ч.З ст.359, относится к тяжким. 7. Наказание: по ч.1 — лишение свободы на срок от трех до восьми лет; по ч.2 — лишение свободы на срок от семи до пятнадцати лет; по ч.З — лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Статья 360. Нападение на лиц или учреждения, которые
пользуются международной защитой
Нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жялые помещения либо транспортное средство лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
1. Данное преступление принадлежит к преступлениям международного характера. Его опасность в том, что оно нарушает международный дипломатический правопорядок, обеспечивающий мирное сотрудничество государств.
Кроме того, оно создает угрозу провокации международных осложнений, которые могут вызвать силовые методы их разрешения. Конвенция "О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов" от 14 октября 1973 года, вступила в силу для СССР 20 февраля 1977 года. Она сохраняят силу для его правопреемника — Российской Федерации.
В УК РСФСР 1960 года была ст.67 "Террористический акт против представителя иностранного государства".
Предмет и потерпевший — обязательные элементы состава. Потерпевшие — это лица, пользующиеся международной защитой. Названная конвенция к лицам, пользующимся международной защитой, относит: главу государства, в том числе каждого члена коллегиального органа, выполняющего функции главы государства, главу правительства, министра иностранных дел, находящегося в ином государстве, а также сопровождающих их членов семьи. В п"б" Конвенции этот перечень продолжен: любой представитель и должностное лицо другого государства, или любое должностное лицо или иной агент международной межправительственной организации, который имеет право на специальную (международную) защиту от любого посягательства на его жизнь, здоровье, свободу и достоинство, а также проживающие с ним ччены его семьи.
Таким образом, представители иностранного государства — лица, которые обладают правом представлять свое государство во вне) выступать от его имени. Сотрудниками, пользующимисяямеждународной защитой, являются работники дипломатических служб, международных организаций и т.д.
2. Предмет преступления включает и помещения, жилище, транспортные средства, имеющие статус официального, и нападение на не-
го должно преследовать цель психической либо физической угрозы для провокации войны или осложнения международных отношений.
3. В конвенции к лицам, пользующимся международной защитой, отнесены члены семьи, проживающие вместе с официальными лицами. В комментируемой норме об этом прямо не говорится. Если усматривать в этом определенный конфликт между международным и внутригосударственным уголовным правом, то, следуя ч.4 ст.15 Конституции РФ, примат за международным законом.
4. Объективная сторона выражается в нападении на лиц, помещения и транспорт, пользующихся международной защитой. Нападение — это физическое или психическое (угроза) воздействие на потерпевшего. Поскольку состав ст.360 предусматривает лишь сам факт нападения (насильственного посягательства) на лиц, пользующихся международной защитой, их официальные помещения, жилища, транспортные средства, то совершенные при нападении захват в качестве заложника, терроризм, террористический акт, убийство, причинение вреда здоровью и т.д. требует квалификации содеянного по совокупности преступлений.
5. Субъективная сторона — прямой умысел. Обязательный элемент состава — цель: провокация войны или осложнения международных отношений. Субъект преступления — общий.
6. Наказание: лишение свободы от трех до восьми лет. Деяние относится к III категории тяжких преступлений.



ОГЛАВЛЕНИЕ