ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 3. Методика криминологических исследований
План лекции
1. Методика криминологических исследований: понятие) содержание, задачи.
2. Виды методик, используемых в криминологии.
3. Социологические методы исследования в криминологии.
4. Анализ преступности: основные подходы.
Литература
Курс советской криминологии. Т. 1. М., 1985. С. 69—84. Антонян fO.M., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования и изучения преступника и преступного поведения. М., 1974. Блувштейн Ю.Д. Криминология и математика. М., 1974. Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию. М., 1965. Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970. Методика криминологического изучения личности преступника.
М., 1977. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических
исследований. М., 1972.
1. Совокупность конкретных приемов, способов, средств сбора, обработки и анализа информации о преступности, ее причинах и условиях, личности преступника, мерах борьбы с ней называется методикой криминологических исследований.
2. В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов, позволяющих решить сложные и неординарные задачи. Как правило, объекты криминологического исследования — явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. Криминолог, изучая преступность, использует методы социологии, статистики, психологии, прикладной математики и некоторых других наук.
3. Задачей криминологического исследования является получение репрезентативного (представительного) по объему, глубокого по информационному содержанию материала, основанного не на простой фиксации ряда криминологически значимых признаков, а на выявлении глубинных, системообразующих связей между ними.
4. С этой целью криминология использует прежде всего социологические методы исследования: массовые опросы, анализ документов, прямо или косвенно содержащих информацию, интересующую исследователя-криминолога; метод экспертных оценок; наблюдение. Используются в криминологии и психологические методы изучения личностных характеристик и анализа межличностных связей и отношений в так называемых малых группах (например, досуговой компании несовершеннолетних правонарушителей). Большую роль играют статистические методы, основанные на научном изучении различных форм статистики. Определенное применение в криминологии находят и собственно правовые методы — прежде всего, методы сравнительного правоведения, позволяющие оценить эффективность уголовно-правовой, уголовно-йсполнительной и уголовно-процессуальной систем различных стран мира в контексте их соотношения с состоянием преступности и иными социальными факторами, а также их эффективности. Используются в криминологии и математические методы, включающие методы математического моделирования ряда криминологически значимых социальных процессов; а также методы обработки и анализа данных.
5. Качество и объем получаемой в процессе исследования криминологической информации во многом обусловлены организацией самого исследования.
Криминологическое исследование носит плановый характер, исследователь заранее определяет характер и объем той информации, получение которой необходимо, определяет основные ее источники. Для этого составляются план исследования и программа. Программа исследования представляет собой научную основу всех осуществляемых исследовательских процедур на всех этапах исследования — сбора, обработки и анализа полученной информации с целью получения в итоге теоретических и практически реализуемых выводов.
В программе указываются: цель и задачи криминологического исследования, предмет и объем этого исследования, сроки его проведения, период, закоторыйисследуетсяинформацияиееобъект, используемые конкретные методы (методики), ожидаемые результаты. Для выполнения программы составляется план криминологического исследования, определяются этапы его проведения, необходимые для проведения исследования мероприятия организационного характера, исполнители, средства материально-технического обеспечения.
2* 35
6. Рассмотрим основные методы криминологических исследований. 6.1. Методы социологические: методы массовых опросов. Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. Анкетный опрос может быть групповым или индивидуальным. Качество получаемой при анкетировании информации во многом зависит от самой анкеты — методического документа, представляющего собой систему обусловленных целями и задачами исследования вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик изучаемого объекта. Все вопросы, используемые в анкетах, можно разделить: — по содержанию, — по форме, — по функции.
Проверить правильность формулировок вопросов, эффективность анкеты в целом позволяет пробное («пилотажное») исследование, в ходе которого дорабатываются методические документы, проверяется организационное и материальное обеспечение.
Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Достоинства заключаются прежде всего в том, что интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что безусловно сказывается на качестве получаемой информации (прежде всего ее надежности). Выделяются три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное).
6.2. Метод включенного наблюдения связан с непосредственным восприятием исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Задачей исследователя становятся анализ и объяснение поведения людей в определенных ситуациях.
6.3. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам, представляющим интерес для исследователя.
6.4. Метод анализа документов. Различного рода документы не только дают определенный объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта, но и попутно позволяют судить об их составителях. К документам принято относить различную письменную и графическую документацию, а также звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники. 6.5. Методы психологические: тестирование. Психологические тесты — это методы, с помощью которых измеряется степень выраженности психических свойств личности, а также совокупности свойств лиц и психических состояний малых групп.
По предмету исследования выделяются три основные группы тестов: общеличиостные, личностные, групповые. 6.6. Уголовно-статистический метод.
Особое место в системе статистики занимает правовая статистика, собирающая и изучающая сведения о преступлениях и иных правонарушениях, ставших известными и рассматривающихся правоохранительными органами, а также осуществляющая учет результатов деятельности этих органов. Сюда входят уголовная статистика, гражданско-правовая статистика, статистика административных правонарушений, дисциплинарных правонарушений и статистика органов дознания, следствия, судов, прокурорского надзора, исправительных учреждений.
Общими требованиями к статистической информации (данным уголовной статистики в том числе) являются: — достоверность, — полнота, — своевременность, — сопоставимость.
Основными объектами наблюдения уголовной статистики выступа -ют: — преступления, — преступники,
— меры уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления, — последствия преступлений.
Уголовная статистика имеет и деление по стадиям ^головного процесса. Информация поступает в виде статистических карточек, в которых заложены данные о преступлении и преступнике, а также дополнительная информация криминологического, криминалистического и процессуального характера. На основании обработки карточек первичного учета в информационных центрах производится первичное формирование статистической отчетности о преступности и мерах борьбы с ней.
Анализ преступности ставит своей задачей выявление основных количественных и качественных характеристик преступности, ее устойчивых закономерностей и тенденций.
Количественные характеристики выражают темпы изменения преступности, ее видов, других структурных элементов во времени и пространстве.
Качественные характеристики преступности включают в себя показатели ее распространенности и временных изменений, а также состояния и изменений ее структурных элементов.



ОГЛАВЛЕНИЕ