ОГЛАВЛЕНИЕ

§ 2. ЧАСТНЫЕ СЫСКНЫЕ АГЕНТСТВА И ОХРАННЫЕ КООПЕРАТИВЫ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
Мировая история развития детективных служб^ насчитывает не одно тысячелетие. Первые попытки выведывания
' Использование консервированного запаха в раскрытии преступлений. Колл. авторов. М.—Берлин, 1982. С. 17.
^Адеорбент—материал (вата, фланель, бязь и пр.), на который в ходе контакта с объектом — носителем запаха переходят его запа-ховые характеристики (там же. С. 33—43).
^ Детектив (англ. detective, лат. detectio—раскрываю, разоблачаю) — частный сыщик, ведущий расследование iio уголовному делу (Советский энциклопедический словарь. М„ 1980. С. 384), агент сыскной полиции (Словарь иностранных слов. М„ 1989. С. 161).
торговых, военных, политических секретов отмечены еще в древних Китае, Риме, Греции, Персии, Японии и других странах.
Для этих целей специально готовились «шпионы, доносчики, соглядатаи»^ которые либо за плату, либо бескорыстно, либо в силу принуждения собирали интересующую нанимателя информацию.
По мере экономического развития, ведения войн, разрешения дипломатических и политических вопросов совершенствовалась деятельность государственных разведывательных и контрразведывательных организаций.
Однако оказалось, что не все виды разведывательных и правоохранительных задач (в т. ч. внутри страны) могут выполнять государственные органы. Это привело к быстрому развитию в большинстве стран адвокатских контор, частных сыскных агентов, детективных бюро и т. д.
В результате в настоящее время число частных детективов, например в США, насчитывает более 1 млн. человек, что вдвое превосходит численность полиции. Содержание частных детективов и охранников обходится американцам в сумму, превышающую 10 млрд. долларов (ежегодный бюджет министерства юстиции составляет немногим более 1 млрд. долларов)^.
Развита сеть частных детективных служб в Англии и Франции.
К услугам частных детективов прибегают бизнесмены для проникновения в чужие коммерческие тайны и охраны своих секретов от конкурентов, сопровождения грузов, контроля за растратчиками на предприятиях, охраны своей жизни и здоровья (включая членов семей).
Пользуются услугами частных детективов, взаимодействуют с ними и государственные органы,
Так, атомные электростанции в США охраняются частной фирмой «Вокенхат корпорейшн», которая основана в 50-х годах бывшим специальным агентом ФБР Дж. Вокен-хатом. Фирма специализируется на охране сверхсекретных объектов, принадлежащих как государству, так и крупнейшим корпорациям. «Вокенхат» поддерживает тесные связи с ФБР и органами военной разведки, имеет широко разветвленную агентурную сеть во многих странах и даже издаст свой журнал^
Частные детективные службы во Франции привлекаются государством для выявления фактов укрытия доходов от налогообложения, имеют право носить оружие. Создан и действует синдикат частных детективов, который представляет их интересы и вырабатывает этические нормы поведения.
Одна из крупнейших английских частных служб безопасности «Секъюрикор» обеспечивает охрану банков, помещений фирм, денег и драгоценностей во время их перевозки, лиц, подлежащих депортации (высылке из страны).
За выполнение услуг (в т. ч. охрана лиц, подлежащих депортации) Министерство внутренних дел Англии платит ежегодно частным охранникам и детективам более 1 млн. фунтов стерлингов'.
Существование таких юридических организаций объясняется определенным уровнем соотношения публичных и частных начал в праве.
При этом публичные интересы (интересы государства) не должны подчинять себе интересы отдельных лиц, которые находят отражение в системе норм частного права. Иначе говоря, частное право служит защите интересов отдельной личности, а публичное право—защите интересов всего общества.
Это нашло отражение в таком правовом институте, как диспозитивность (dispositio — распоряжение), когда инициатива начала производства принадлежит отдельной личности или группе лиц^
Таким образом, частная сыскная и охранная деятельность в капиталистических государствах имеет давнюю историю, к настоящему времени высокоразвита и поддерживает тесные контакты с государственными (в т. ч. правоохранительными) органами.
В нашей стране до 1988 года вся юридическая практика была полностью монополизирована государством. В определенной мере исключением можно было бы считать адвокатуру, которая к числу государственных организаций не относится.
После принятия Закона о кооперации в стране начали создаваться кооперативы по оказанию правовых услуг населению и так называемые «охранные кооперативы», а в
' Гасанов Р. М " Гасанов Р. М.. ^ Там же. С. 186.
Ш
' Гасанов Р. М. Шпионаж особого рода. М. ' Гасанов Р. М.. Указ. работа. С. 185—186. ' Там жр f 1я«
1989.
10-13.
' Гасанов Р. М. Указ. работа. С. 187—188.
^ В советском праве диспозитивность характерна для гражданско-правовых отношений.
'"Заказ 6297 UR
1989 году в стране появилось первое частное сыскное бюро «Алекс». История его создания такова'.
Решением Смольнинского райисполкома Ленинграда № 303 от 23 февраля 1989 года был зарегистрирован кооператив «Оргучет», основной уставной функцией которого является оказание помощи кооперативам и иным организациям в ведении бухгалтерского учета и проведение документальных ревизий по договорам с различными организациями и кооперативами^.
25 мая 1989 года решение Смольнинского райисполкома за № 474 в устав кооператива «Оргучет» были внесены изменения функций кооператива. В их числе были предусмотрены:
консультирование граждан по вопросам гражданского, семейного, трудового и уголовного законодательства;
составление по просьбе граждан жалоб, заявлений и прочих бумаг;
охрана жизни, здоровья и личного имущества граждан, кооперативов и других организаций;
оказание помощи родителям в установлении поведения их детей при отклонениях от нормы поведения; розыск лиц по иску или другим претензиям граждан; определение достоверности деловых и ценных бумаг; оказание оперативной помощи адвокатам, органам милиции и общественным организациям^.
После этого было объявлено об образовании частного сыскного бюро «Алекс» внутри (организационно) кооператива «Оргучет».
«Алексу» с помощью средств массовой информации была сделана хорошая реклама^. В результате этого к сентябрю 1989 года «Алекс» только официально^ насчитывал более 30 человек (преимущественно бывших работников МВД, КГБ, прокуратуры). Начали открываться его филиалы в других городах страны.
Одновременно с этим в Ленинграде были созданы кооперативы, которые оказывают государственным организациям, кооперативам и гражданам услуги по охране произ-
' Автор считает необходимым кратко ее изложить, так как она позволяет прогнозировать дальнейшее развитие подобных организаций. ^ Приводится в изложении. ^ Приводится дословно.
" «Алекс» берет след//Лит. газ. 1989. 5 июля. № 27. ^ По данным автора, к этому времени в «Алексе» фактически работало около 400 человек.
146
водственных, складских, торговых и других служебных помещений, устанавливают охранную и пожарную сигнализацию по договорным расценкам, выполняют другие виды работ.
К деятельности таких кооперативов привлекаются по трудовому соглашению и работники милиции, состоящие на службе в органах внутренних дел (милиционеры, участковые инспектора, работники уголовного розыска, БХСС).
К сентябрю 1989 года в Ленинграде насчитывалось более 40 охранных кооперативов, а в Эстонской ССР—около 30. Точное количество работников милиции, работающих в таких кооперативах, неизвестно, но, по данным Ленинградского хозрасчетного объединения «Охрана», их численность (милиционеров вневедомственной охраны) превышает 250 человек.
Отмечено появление сыскных бюро (агентств) и охранных кооперативов в других городах страны: Москве, Новосибирске, Риге, Новокузнецке, Петрозаводске, Алма-Ате.
30 октября 1989 года в Московской области состоялась учредительная конференция по созданию Ассоциации детективных служб Союза ССР (АДС «Алекс»). В работе конференции участвовали представители детективных служб указанных городов, которые приняли Устав АДС «Алекс» и Обращение ко всем общественным и кооперативным детективным службам Союза ССР.
Ассоциация поставила перед собой следующие цели; участие в работе граждан, государственных и общественных организаций по созданию правового государства; профилактика нарушений социалистической законности; оказание правовых, сыскных и охранных услуг советским и иностранным клиентам;
подготовка и переподготовка кадров детективных служб, обеспечение их юридической и методической литературой;
содействие членам Ассоциации в приобретении технических средств и непосредственно производственная деятельность;
содействие в создании детективных служб в регионах СССР;
внешнеэкономические контакты (учреждение филиалов и представительств в СССР и за рубежом)'. Соответственно этому были оппеделены и права ЛДС
' Приводится дословно. Ж 147
«Алекс», которые имеют весьма обширный характер: от выдачи лицензии на занятие детективной деятельностью до издания литературы.
Вполне понятно, что создание сыскных (поисково-розыскных) и охранных кооперативов не прошло незамеченным для государственных правоохранительных органов.
С большой долей уверенности можно утверждать, что отношение МВД, КГБ, Прокуратуры СССР к таким организациям негативное'. Более того, еще в декабре 1988 года на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами юридических дисциплин А. И. Лукьянов заявил, что «частного сыска мы не допустим»^.
Для такого отношения к сыскным и охранным кооперативам были соответствующие основания. Дело в том, что в них начали проникать морально нечистоплотные лица, работники МВД, уволенные по компрометирующим их основаниям, а нередко и в связи с совершением преступления^.
Кроме того, пользуясь (а иногда и явно спекулируя) недостаточно эффективной деятельностью государственных правоохранительных органов и их нерешительностью, скованностью в ряде ситуаций, сыскные и охранные кооперативы смогли обеспечить спрос на их услуги. Неразвитость, а в ряде мест и полное отсутствие финансового, налогового контроля позволили таким кооперативам получить от клиентов значительные денежные суммы и использовать их для своего обогащения.
Неслучайно, что и в обращении АДС «Алекс» как тревожный факт отмечается проникновение в детективные организации профессионально непригодных по своим деловым и морально-политическим качествам лиц.
Оценивая созданные и создаваемые детективные и охранные кооперативы как свершившийся факт, необходимо отметить следующее.
С одной стороны, в условиях резкого роста преступности, при недостаточном уровне технической оснащенности, материального обеспечения и профессионального мастерства сотрудников государственных правоохранительных
Бакатин В. В. Об усилении борьбы с организованной преступностью. Доклад на II Съезде народных депутатов СССР//Правда. 1989.23 дек.
^ Сокращенная стенограмма совещания. С. 38.
^ Так, председатель Ленинградского сыскного бюро «Алекс» Еле-син Л. С. был судим по ст.ст. 170 и 106 УК РСФСР.
органов любая юридическая помощь, розыскная или охранная деятельность принесет несомненную пользу как гражданам, так и государственным органам. Следует учесть также, что создание таких юридических организаций находится в рамках действующего законодательства (Закон о кооперации в СССР).
В случае развития такие кооперативы, агентства, бюро могли бы составить здоровую конкуренцию системе государственных органов, которая действует не всегда результативно, а при соответствующем дополнении законодательства—участвовать в гражданском и уголовном судопроизводстве в качестве защитников либо представителей.
По-видимому, в дальнейшем при соответствующем развитии самостоятельности предприятий (в том числе их сотрудничестве с иностранными фирмами) частные сыскные бЮрО будут ВЫПОЛНЯТЬ И рЯД ДругИХ фунКЦИЙ (сбор И ОХ-рана коммерческой информации о клиентах, заказчиках, контрагентах, кандидатах на должности, выявление фактов незаконного использования товарных знаков и фирменных наименований, защита интересов граждан, учреждений, организаций, предприятий в арбитраже или гражданском судопроизводстве и др.), что, очевидно, также будет способствовать целям создания правового государства.
С другой стороны, появление и развитие частных сыскных бюро нарушит формальную монополию (фактически она уже нарушена) оперативно-розыскных аппаратов на применение оперативно-розыскных сил, средств и методов, может привести к проникновению «частных сыщиков» в служебные учеты органов внутренних дел, сращиванию (на легальной или нелегальной коммерческой основе) частного сыска и правоохранительных органов, переходу наиболее подготовленных работников в частные сыскные и охранные организации.
Кроме того, деятельность последних в настоящее время фактически дублирует функции органов дознания, хотя очевидно, что к их числу ни сыскные, ни охранные кооперативы не относятся. Отсутствие контроля и надзора за работой сыскных бюро и охранных кооперативов создает угрозу нарушения п^ав и законных интересов граждан, которые охраняются государством.
Таким образом, сложившаяся ситуация имеет остро проблемный характер. Она, по-видимому, может быть разрешена двумя способами.
1. Запретить либо существенно ограничить сыскную и охранную деятельность, дополнив первое и второе прило-
жения к Постановлению Совета Министров СССР № 1468 от 29.12.1988 г. «О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов в соответствии с Законом о кооперации вСССР».
2. Урегулировать деятельность сыскных и охранных организаций и их взаимодействие с государственными правоохранительными органами с тем, чтобы направить деятельность детективных организаций на борьбу с преступностью и создание правового государства.
Если проблема будет «разрешена» путем запрета, то дальнейшие события могут развиваться следующим образом.
1. Большая часть детективов «уйдет в подполье» и будет заниматься сыскной и охранной деятельностью нелегально, так как очевидно, что спрос на такие виды услуг будет держаться на высоком уровне длительное время. Значительное число кооперативов по оказанию правовых услуг фактически занимаются детективной деятельностью, хотя в уставе это не отражают и свои услуги не рекламируют, к тому же нередко сложно отличить сыскную, охранную деятельность н другие виды правовых услуг.
2. Необходимо будет криминализовать такой вид деятельности, т. е. предусмотреть специальные нормы и виды ответственности (административной или уголовной) за занятие ею, несмотря на наличие запрета.
3. Потребуется штат специальных сотрудников, в обязанности которых будет входить борьба с занятием запрещенной детективной деятельностью.
4. В настоящее время большую часть членов юридических детективных и охранных кооперативов составляют лица, которые так или иначе связаны (или были связаны) с государственной правоохранительной деятельностью. Такие лица психологически стремятся к взаимодействию и консолидации с государственными органами.
Стоит запретить деятельность сыскных и охранных служб и начать борьбу с таким запрещенным видом деятельности, как детективы сразу же переметнутся на сторону преступников и станут защищать их интересы.
5. Если же запретить работать в сыскных кооперативах состоящим на службе работникам милиции, то обострится и без того напряженная кадровая проблема, так как значительная их часть перейдет на постоянную работу в кооперативы.
Таким образом, единственно правильной, по мнению автора, возможностью разрешения проблемной ситуации яв-
ляется не конфронтация между государственными правоохранительными органами (с одной стороны), детективными службами и юридическими кооперативами (с другой стороны), а поиск направлений и форм взаимодействия между ними.
Такое взаимодействие должно проявляться, по-видимому, в следующих аспектах.
1. Открытие сыскных и охранных кооперативов. Очевидно, что сыскные и охранные службы не могут заниматься деятельностью, противоречащей законодательству. В этой связи их устав должен согласовываться с государственными правоохранительными органами по профилю деятельности детективной службы.
Причем согласование должно преследовать лишь указанную цель, а не устранение конкурента.
Государственные правоохранительные органы могут также выполнять посреднические функции между клиентами и детективными службами.
При решении вопроса о согласовании должен учитываться публичный характер правоохранительной деятельности.
В настоящее время функции детективной службы должны распространяться лишь на уголовные дела частного и частно-публичного обвинения либо на те направления правоохранительной деятельности, где не предусмотрена обязательность реагирования должностных лиц государственных органов, а инициатива начала производства (гражданского, административного, арбитражного) принадлежит гражданам, предприятиям, организациям.
Таким образом, созданные сыскные и охранные кооперативы должны рассматриваться как самодеятельные общественные организации либо объединения граждан, образуемые для защиты их интересов.
Представляется, что по мере развития рыночной экономики и расширения самостоятельности предприятий число уголовных дел публичного обвинения должно сокращаться.
К числу уголовных дел частного обвинения, а точнее, искового производства должны быть, по-видимому, отнесены хищения путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением, нарушение законодательству об охране товарных знаков и фирменных наименований, некоторые виды насильственных преступлений, связанных с виктимным поведением потерпевшего, и т. д. Такие изменения в направлении развития диспозитив-
ности права дадут возможность сосредоточить усилия государственных правоохранительных органов на тех правонарушениях, которые затрагивают государственные интересы (государственные преступления, взяточничество, уклонение от уплаты налогов и т. п.), посягают на жизнь и здоровье граждан.
В этом случае сфера деятельности детективных служб существенно расширится.
2. Членство в охранных и сыскных кооперативах. Государственные правоохранительные органы могут отбирать и должны определять лиц, находящихся у них на службе, для работы в детективных организациях.
Причем руководитель государственного правоохранительного органа должен быть наделен правом запрета па работу своего сотрудника в детективной организации (при совершении проступков, снижении показателей работы по основной службе и т. д.). Такое право следует рассматривать как средство повышения эффективности деятельности сотрудника на основной работе и предоставление возможности дополнительного легального заработка.
3. Взаимодействие детективных служб и государственных правоохранительных органов в ходе осуществления их деятельности.
Учитывая публичный (исходящий от обязанности государства) характер большинства уголовных дел о преступлениях, деятельность сыскных кооперативов должна быть направлена, как уже было отмечено, лишь на выявление преступлений, относящихся к группе дел частного обвинения, либо может быть связана с поиском лиц без вести пропавших, утраченных предметов, ценностей, доказательством исков и других претензий. Получив информацию о совершении преступления, по которому лицо, его совершившее, должно преследоваться государственными органами, детектив обязан передать такую информацию в государств-венные правоохранительные органы. Очевидно, что обратный порядок в настоящее время невозможен.
Полученная таким образом информация может быть использована органом дознания или следователем как повод или основание (после соответствующей проверки) к возбуждению уголовного дела, учтена при выдвижении и проверке версий, принятии некоторых процессуальных решений, в тактике оперативно-розыскных мер и следственных действий. Представленные детективной или охранной службами вещественные объекты могут вовлекаться в процесс расследования в соответствии с требованиями ч. II
ст. 70 УПК и иметь доказательственное значение при условии их проверки процессуальным путем в ходе расследования либо судебного разбирательства.
По вопросам, входящим в компетенцию детектива, последний может обращаться с запросами в любые государственные (в т. ч. правоохранительные) органы, которые, в пределах своей компетенции, обязаны сообщить имеющиеся у них сведения.
В этой связи представляет интерес право на информацию граждан США. Любой американец может запросить в любой организации копни документов (включая досье ФБР). Существует предусмотренная законом возможность не выдавать часть информации по соображениям национальной безопасности, но такой отказ держателя досье может быть оспорен в судебном порядке'.
Очевидно, что при развитии детективной и охранной деятельности возникнут и другие вопросы взаимодействия: пользование оружием, техническими средствами и спецсредствами защиты (после соответствующей проверки), связью в экстренных случаях и т. п.
Надзор и контроль за законностью действий сотрудников сыскных и охранных организаций должен, по-видимому, осуществляться их представителями в лице контрольных, дисциплинарных или квалификационных комиссий. В случаях совершения детективами правонарушений, выявление и раскрытие которых составляет обязанность государственных правоохранительных органов, последние додж' ны действовать в соответствии с их компетенцией.
' Феофанов Ю. Деликатный вопрос//Новое время. 1989. № 38. С. 30.
IS3



ОГЛАВЛЕНИЕ