ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 8. Предупреждение преступности
План лекции
1. Понятие предупреждения преступности.
2. Классификация мер предупреждения преступности.
3. Правоохранительные органы как субъекты профилактики преступности. 4. Участие общественности в профилактической деятельности.
Литература
Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. Учебник для слушателей Академии МВД СССР. М., 1980.
Блувштейн Ю.Д., Зырин М.И., Романов В.В. Профилактика преступлений. Минск, 1986.
Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
ГолоднюкМ.Н., ЗубковаВ.И. Предупреждение преступности. Изд-во МГУ, 1990.
Теоретические основы профилактики преступлений. М., 1979.
Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 гг. // Российская юстиция, 1994, № 10, II, 12.
1. Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью является ее предупреждение. В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Разработка мер предупреждения преступности и отдельных преступлений — конечный результат и показатель эффективности всех криминологических исследований.
Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости, научной обоснованности.
Деятельность по предупреждению преступности предполагает ее правовую обеспеченность. Это является необходимой гарантией законности работы субъектов профилактики. Необходимо издание федерального закона «О профилактике правонарушений», регулирующего все аспекты профилактической деятельности. Разработка концепции и
проекта этого закона предусмотрена федеральной Программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994— 1995 годы.
2. В криминологической литературе предлагаются различные классификации мер профилактики. В наибольшей степени отвечающей задаче программирования и организации профилактической деятельности представляется классификация по следующим основаниям: по уровню предупредительной деятельности, по ее механизму, объему, по содержанию предупредительных мер, по субъекту их исполнения.
По уровню предупредительной деятельности выделяют две группы мер — общесоциального и специального (криминологического) характера.
Функция общесоциальной профилактики последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, крупными мерами развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов граждан, поддержания культуры и нравственности, укрепления законности, социальной защиты населения. Подобные меры не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Однако они имеют важный криминологический аспект, являясь основой, платформой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим.
Специальная (криминологическая) профилактика включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления.
Специальные криминологические меры предупреждения преступности осуществляются государственными органами, общественными организациями (объединениями), частными предприятиями, учреждениями, другими организациями и гражданами. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от мер общесоциальной профилактики.
В то же время общесоциальные и специальные меры профилактики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Воздействие общесоциальных мер предупреждения преступности эффективно, если они дополняются специальными мерами. Общесоциальные меры создают соответствующие базовые предпосылки для реализации мер специальной профилактики.
По объему и направленности применения предупредительных мер в соответствии с уровнями преступности и криминогенных факторов различают общую, особенную и индивидуальную профилактику.
Общие профилактические меры направлены на устранение либо нейтрализацию приччн и условий преступности в целом.
Особенные меры осуществляются в рамках отдельных групп преступлений (например, совершаемых несовершеннолетними лицами, рецидивистами, корыстных, насильственных) и групп лиц, характеризующихся отрицательным поведением (злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками, занимающихся проституцией и т.д.).
Индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер в отношении отдельных лиц, которые: а) не совершили противоправных действий, но находятся в неблагоприятных условиях и под влиянием их могут совершить такие действия; б) ведут антиобщественный образ жизни, совершают уголовно ненаказуемые правонарушения, характеризуются формированием мотива и умысла на совершение преступления, подготовкой конкретного преступления; в) начали осуществление преступления, но не довели его до конца; г) совершили преступление и могут допустить рецидив.
По масштабу меры предупреждения преступности могут быть: 1. Общегосударственными. 2. Осуществляемыми на территории республики в составе федерации. 3. Местными, осуществляемыми в пределах района, населенного пункта, конкретного объекта (микрорайона, предприятия и т.п.).
По механизму действия на преступность выделяют меры социально-экономического характера, организационно-управленческие, идеологические, технические и пра-вовЫе меры.
К социально-экономическим относятся как меры социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, так и меры оздоровления экономики в целом.
Организационно-управленческие меры предупреждения преступности направлены на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельности, поскольку эти ошибки и упущения являются криминогенными факторами. В группу организационно-управленческих входят также меры совершенствования специальной профилактики преступлений и иных правонарушений, ее нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения.
К идеологическим относятся меры предупреждения преступности, устраняющие или ограничивающие криминогенные факторы путем и в
результате формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности; меры, формирукДцие в общественном сознании нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям; меры повышения общей, бытовой, правовой культуры людей.
К техническим мерам относятся различные средства и приспособь ления, затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища и жилища с целью совершения хищений; противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте; возникновению пожаров и т.п. (различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, средства сигнализации, автоматические запирающие устройства и т.д.).
Правовые меры профилактики преступности включают: 1. Совершенствование уголовного, административного, трудового и других отраслей законодательства. 2. Наличие правовых запретов и ограничений (например, регулирование торговли спиртными напитками, изготовления, приобретения, хранения и ношения оружия и т.д.). 3. Правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики. 4. Воспитание правосознания, которое должно достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению. 5. Воспитание профилактической активности личности.
3. Субъектами предупреждения преступности являются государственные органы, общественные организации (объединения) и коллективы, а также различные частные структуры (хозяйственные, учебные, благотворительные и др.) и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию.
Для эффективного функционирования системы субъектов профилактики необходимо, чтобы для участников профилактической деятельности четко определялись объекты воздействия и цели работы, функции их не дублировались, обеспечивалось их взаимодействие, круг полномочий имел методическую и правовую регламентацию, реализация задач и целей профилактики осуществлялась подготовленными к этой работе кадрами.
Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел и безопасности, адвокатура и нотариат, юридические служ-
59
бы предприятий, учреждений и организаций — осуществляют по преимуществу специальные меры предупреждения преступности, которые носят целевой характер.
Профилактический эффект деятельности суда связан, прежде всего, с выполнением его основной задачи — осуществлением правосудия. Вынося справедливый и обоснованный приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливое решение по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствует устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию.
Профилактическое значение имеет проведение выездных судебных заседаний по месту работы или жительства подсудимого, своевременное освещение хода и результатов судебных процессов в средствах массовой информации.
Непосредственно профилактическую функцию выполняют выносимые судами по результатам рассмотрения уголовных, гражданских, семейных, трудовых, хозяйственных дел частные определения, направленные на устранение выявленных обстоятельств) служащих причинами и условиями преступлений и иных правонарушений. По каждому частному определению должны быть приняты конкретные меры по устранению указанных в нем причин и условий совершения преступлений и иных правонарушений.
Профилактическую направленность имеют и статистико-аналитическая работа, обобщения судебной практики, создающие информационное обеспечение для методической работы в сфере предупреждения преступности.
Профилактика преступности выступает в качестве задачи, подлежащей решению на каждом направлении деятельности прокуратуры. В процессе реализации каждой из функций прокуратуры предупреждение преступности осуществляется в различных формах и различными методами.
Важное значение для предупреждения преступности имеет общий надзор за исполнением законов органами государственного управления, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами в хозяйственной деятельности, социальной сфере, в природоох-ранительной деятельности и т.д. К средствам прокурорского реагирования на выявленные в процессе осуществления общего надзора нарушения закона относятся: опротестование незаконного акта или незаконных действий должностных лиц; предписание об устранении нарушений закона; внесение представлений; предостережение о недо-
пустимости нарушения закона; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении.
Профилактические функции выполняются и при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурор выясняет, устанавливались ли причины и условия преступления по каждому уголовному делу, проверяет достаточность мер, принятых органами расследования для их устранения.
На предупреждение рецидивной преступности направлен надзор за исполнением законов в местах лишения свободы; в других органах, исполняющих наказания и меры, их заменяющие.
Предупредительная деятельность прокурора реализуется также в процессе его участия в судебном рассмотрении дел. Прокурор обязан выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, выяснять механизм их влияния на поведение подсудимого.
Предупредительная работа следователей прокуратуры, так же, как и следователей МВД, ФСК и службы налоговых расследований, осуществляется в нескольких формах. Возбуждение уголовных дел, установление лиц, виновных в совершении преступления, доказывание их вины оказывают общее и специальное предупредительное воздействие как на лиц, виновных в совершении преступления, так и на других граждан, знающих о ведущемся расследовании. По конкретным уголовным делам следователи обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и вносить представления об их устранении.
Закон о милиции относит предупреждение преступлений и других правонарушений к числу задач криминальной милиции и милиции общественной безопасности (муниципальной милиции), которые обязаны предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, им способствовавшие, и в пределах предоставленных им прав принимать меры к устранению таких обстоятельств. Профилактическая деятельность — сквозная задача для всех служб и подразделений милиции с учетом профиля их деятельности.
Следует особо выделить специализированные функции профилактики, осуществляемые инспекциями по делам несовершеннолетних, участковыми инспекторами, объединениями по охране объектов и личного имущества граждан по договорам.
Субъектами специальной профилактики, в соответствии со своим профилем деятельности, являются и другие органы, входящие в систему МВД наряду с милицией.
В систему МВД входят учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, и учреждения, организующие исполнение
других наказаний. Их деятельность, направленная на выполнение основных целей уголовногоянаказания — исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений — имеет в силу этого профилактическое значение.
Деятельность аппаратов Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) направлена на ликвидацию, ослабление, нейтрализацию ряда криминогенных факторов, детерминирующих транспортные преступления.
Профилактические функции выполняют и внутренние войска МВД, которые, наряду с выполнением других обязанностей, оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка при проведении массовых общественно-политических, спортивных и иных мероприятий, принимают участие в пресечении нарушений общественного порядка массового характера. Их действия направлены на предотвращение тяжких последствий нарушений общественного порядка и пресечение таких нарушений: массовых беспорядков, действий, направленных на срыв работы транспорта и других предприятий, действий, дезорганизующих работу учреждений, исполняющих наказания, захват заложников и т.п. Охрана общественного порядка внутренними войсками в местностях, объявленных на чрезвычайном положении, существенно сдерживает рост общеуголовной преступности, обусловленный экстремальной ситуацией, ослаблением обычных форм социального контроля.
Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности» от 8 июля 1992 года устанавливает их задачи по предупреждению раз-ведовательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб против РФ; предупреждение во взаимодействии с органами прокуратуры, МВД и другими государственными органами коррупции, наркобизнеса, других форм организованной преступности, расследование которых отнесено законом к ведению органов безопасности.
Органы Министерства юстиции РФ участвуют в профилактике преступности, реализуя свои задачи и функции по организационно-методическому руководству экспертных учреждений, нотариата, юридических органов, обслуживающих народное хозяйство. Ведение судебной статистики делает органы юстиции держателями необходимой для криминологического прогнозирования и планирования информации.
К правовым мерам профилактики относятся деятельность органов Министерства юстиции РФ по совершенствованию законодательства и участие в законотворческой деятельности, работа по созданию единой системы правовой информации в масштабах страны.
4. Специальная профилактическая деятельность правоохранительных органов поддерживалась и дополнялась сложившейся в течение ряда лет системой специализированных организаций и формирований общественности, в которую входили народные дружины, товарищеские суды, советы профилактики на предприятиях и в учебных заведениях, общественные пункты охраны порядка по месту жительства и др.
Ликвидация этой системы существенно осложнила положение в сфере профилактики. Возрождение участия общественных организаций и формирований в специальной профилактике преступности в настоящее время является настоятельной необходимостью. Федеральной Программой РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы предусмотрено восстановление и развитие сети общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе по работе с несовершеннолетними лицами и молодежью.
Поскольку этот процесс тесно связан с местными условиями и возможностями здесь существенно возрастает роль местного самоуправления, которое компетентно решать все вопросы местного значения в интересах населения на основе своих материальных ресурсов, включая вопросы профилактической деятельности.



ОГЛАВЛЕНИЕ