ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 15. Криминологическая характеристика рецидивной преступности
План лекции
1. Состояние рецидивной преступности.
2. Личность криминального рецидивиста.
3. Причины и условия рецидивной преступности.
4. Предупреждение рецидивной преступности.
Литература
Проект уголовно-исполнительного кодекса // Юридический
вестник. 1995. Февраль. Горобцов В.И. Проблемы реализации мер постпенитенциарного
воздействия. Орел, 1995
Изменения преступности в России. М., 1994. ТэссЛ.В. Воры: «в законе» и прочие... Ч. 1. Ч. II. Рига, 1993.
1. В криминологической литературе различают уголовно-правовой (легальный), пенитенциарный и криминологический рецидивизм. Первый вид исходит из законодательного определения рецидива как повторной (и более) судимости. Второй учитывает судимость после освобождения от наказания, главным образом, от лишения свободы. Третий — криминологический, или фактический, рецидив охватывает все реально повторенные преступления, независимо от наличия судимости, снятия либо погашения таковой.
Официальная статистика зарегистрированных преступлений и выявленных лиц исходит из фактического рецидива, что представляется спорным, ибо не согласуется с законом и создает отличное от УК РФ понятие рецидива, игнорирующее институт погашения и снятия судимости. Поэтому данные статистики Министерства юстиции РФ более верно отражают объем рецидивизма.
Уровень криминального рецидива уникально стабилен, даже в сравнении с дореволюционным периодом. Он колеблется в пределах 25% ко всей преступности. В абсолютном выражении уровень зарегистрированных в 1994 году преступлений, совершенных ранее совершавшими преступления лицами, составил 346 940, что по удельному весу равняется 27%:
Структура рецидивной преступности определяется: а) количеством судимости (вторичная, многократная); б) общим и специальным рецидивом;
в) у ровнемрецидивоопасных преступлений;
г) интенсивностью, т.е. периодами совершения преступлений после отбытия наказания; д) долей особо опасного рецидива.
К середине 1990-х годов структура рецидивной преступности выглядела следующим образом: на три четверти йреобладал однократный рецидив, т.е. повторное совершение преступлений после первой судимости. Доминирует также общий, предусматривающий судимость за разные преступления, рецидив. Специальный рецидив, опасный переходом в статус профессиональной преступности, присущ таким стабильно рецидивоопасным преступлениям, как кража (профессиональный уклон у карманной и квартирной краж), вымогательство, мошенничество, фальшивомонетничество, контрабанда, незаконные валютные операции, угоны автомобилей с целью присвоения, хулиганство, криминальный наркотизм.
Наибольшая интенсивность криминального рецидивирования приходится на первые три, затем шесть месяцев и год. Вероятность рецидива резко падает по прошествии трех лет после освобождения от наказания.
Доля особо опасного рецидива составляет 3—5% ко всей генеральной совокупности криминального рецидива.
Более всего рецидива приходится на отбывших лишение свободы, менее всего — на осужденных условно (6—7% ко всем осужденным) и к отсрочке исполнения наказания.
2. Личность рецидивиста по полу и возрасту отличается от личности первичного преступника. Удельный вес женщин выше, многократный рецидив — также и недалек от мужского. Возраст рецидивиста ввиду пребывания в местах лишения свободы на три — пять лет больше, чем у нерецидивистов. По доминирующей направленности личности, рецидивисты относятся в своей массе к корыстному и корыстно-насильственному типу.
3. Причины и условия рецидивной преступности, как и всей преступности, заключаются в доминирующей мотивации, в криминогенной психологии лиц, совершивших преступления после наказания за прежние преступления.
Мотивация рецидивной преступности, как следует из структуры таковой, концентрируется в корысти и корыстно-насильственных интересах, часто сочетающихся с эмоциональной холодностью, мстительностью и неспособностью сопереживать страданиям их жертв. Правовая психология по мере нарастания судимостей отличается активным неприятием правовых запретов, ненавистью к правоохранительным органам. Можно выделить два полярных типа рецидивистов: «авторитеты» («супермены»), составляющие меньшинство, и пассивно конформные, безвольные, не способные к исправлению, социальной адаптации, правопослушанию, составля-
ющие большую часть рецидивистов. Определенная часть рецидивистов первого типа входит в группировку «воров в законе» и профессионалов узкой специализации (например, мошенников, фальшивомонетчиков, воров автомобилей, карманных воров и др.) .По стойкости криминальных установок рецидивисты относятся к типам злостных и особо злостных преступников.
Криминогенные условия, формирующие корыстную и корыстно-насильственную мотивацию, и условия, способствующие рецидивным проявлениям, подразделяются на три группы:
— связанные с обоснованностью привлечения (непривлечения) к уголовной ответственности и наказуемости; — связанные с исполнением наказания; и
— постпенитенциарные условия, т.е. детерминированные жизнедеятельностью после отбытия наказания, ресоциализацией осужденного.
В последние три—четыре года наблюдается тенденция неоправданной судебной либерализации наказания, не согласующейся с объективными тенденциями роста криминального рецидива, его профессионализации и сращивания с организованной преступностью. Общий удельный вес лишения свободы составляет 37—39% ко всем видам наказания, назначенного осужденным, в том числе рецидивистам, не способствует задачам специальной превенции. Нередкие случаи освобождения под залог, замены судами предварительного заключения на подписку о невыезде, вследствие чего опасные преступники уклоняются от ответственности, заслуживают самой суровой и действенной критики.
Псевдорыночные отношения крайне отрицательно сказались на материально-производственной стороне исполнения лишения свободы в ИТУ. Безработица, отсутствие госзаказов на производство, прежде неплохо организованное, поставили под угрозу развала исправительную систему в стране, усугубили конфликтность, насилие, увеличили захваты заложников из числа работников ИТУ, побеги из заключения. Настоящей школой выживания и одновременно воспитания агрессивности давно стали не отвечающие международным стандартам камеры предварительного заключения.
Интенсивность рецидива однозначно детерминируется недостатками постпенитенциарной системы, отсутствием органов, призванных обеспечить трудоустройство и жилье для лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В советский период такие задачи возлагались на наблюдательные комиссии Советов народных депутатов. Ныне такие структуры отсутствуют. Разрушена и система ресоциализации подростков, отбывших наказание, включавшая комиссия по делам несовершеннолетних, общественных воспитателей и шефов, др. Между тем,
1 7'зссУ7.^.Воры:«взаконе»ипрочие...Ч.1.Ч.II.Рига, 1993.
92
каждый третий рецидивист начинал свою преступную карьеру в несовершеннолетнем возрасте, получив антисоциальные навыки в воспитательно-трудовых колониях. Безработица, охватившая миллионы (с учетом скрытой безработицы) законопослушных граждан, разумеется, больнее всего ударяет по осужденным, отбывшим наказание.
4. Предупреждение рецидивной преступности осуществляется в направлении устранения либо нейтрализации названных выше трех видов криминогенных условий.
Во-первых, необходимо серьезное усовершенствование карательной практики — привлечения к уголовной ответственности и освобождения от нее, особенно по нереабилитирующим основаниям, справедливой судебной наказуемости виновных лиц.
Во-вторых, предупреждение рецидива обеспечивается существенным повышением эффективности уголовно-исполнительной системы.Принятие Государственной Думой РФ в мае 1995 года в первом чтении проекта Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) — безусловный вклад в предупреждение криминального рецидива. В-третьих, создание системы ресоциализации и адаптации освобожденных от наказания лиц, сколь необходимо, столь и гуманно. В проекте УИК РФ предусматривается помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания, и контроль за ними. Статья 198 проекта УИК говорит об обязанностях органов, исполняющих наказание, по трудовому и бытовому устройству освобождаемых осужденных, статья 169—об оказании материальной и медицинской помощи таким лицам.Освобождаемые от наказания в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы получают, согласно Проекту, право на трудовое и бытовое устройство, а также на другие виды социальной помощи в соответствии с федеральными законами России.
В Федеральной программе РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы предусмотрено создание фондов социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, а также домов ночного пребывания для граждан, не имеющих средств для оплаты жилья. Такие профилактические меры, при их осуществлении, способны реально предупреждать рецидив со стороны освобожденных от наказания и не имеющих жилья и работы, особенно в первые три месяца после оставления ИТУ.В Программе обозначен срок исполнения приведенного пункта профилактической программы — 1994 год.Одна-ко на середину 1995 года информация об исполнении данного предписания отсутствует.Контроль исполнения Программы возложен на Межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией.Исполнители Программы, согласно ее IX разделу, несут ответственность за своевременное выполнение мероприятий, рациональное использование выделенных бюджетных средств.



ОГЛАВЛЕНИЕ