ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 16. Криминологическая характеристика автотранспортных преступлений
План лекции
1. Состояние преступности.
2. Личность преступника.
3. Причины и условия автотранспортных преступлений.
4. Предупреждение преступлений.
Литература
Криминология: Учебник. М.„ 1994. С. 352—378. Криминология: Учебник. М„ 1995. С. 339—401.
Определяя уровень автотранспортных преступлений, надлежит учитывать два обстоятельства: неполную регистрацию уголовной статистикой органов МВД и Прокуратуры данных преступлений (учитываются деяния со смертельным исходом и без такового и сопряженные с управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии) и недостаточным разграничением дорожно-транспортных преступлений и дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Последние лишь в каждом втором—третьем случае могут оказаться действительно криминальными.
В 1994 году зарегистрировано 15 781 автотранспортных преступлений, повлекших смерть потерпевшего, раскрыто 73%. Всех преступных нарушений правил безопасности движения зарегистрировано 20 676, что на 10% меньше, чем в предшествующем 1993 году. Случаев неправомерного завладения транспортными средствами без цели хищения — угонов — зарегистрировано 47 052. РФ занимает первое место в мире по количеству ДТП со смертельным исходом.
В автотранспортных преступлениях свой коэффициент преступности, не на 100 тысяч населения, а на 10 тысяч транспортных единиц. Во всех неосторожных преступлениях, включая автотранспортные, высокая цифра латентности. В немалой степени это объясняется значительной виктимогенностью, то есть виной потерпевших — пешеходов и других участников дорожно-транспортного движения, а также внешними ситуативными факторами: дорожными, погодными и другими.
Удельный вес всех неосторожных преступлений колеблется в пределах 10—12%. Две трети из них приходится на автотранспортные преступления.
В структуре автотранспортной преступности выделяют следующие показатели:
а) соотношение тяжких (со смертельным исходом) и менее тяжких преступлений (с причинением телесных повреждений и крупным материальным ущербом);
б) управление автотранспортными средствами в нетрезвом и трезвом состоянии;
в) место совершения преступления на дорогах федерального, республиканского, краевого (областного), районного значения;
. г) орудиепреступления.тоестьбыллиавтотранспортличнымлибо неличным, грузовым либо легковым, общественного пользования либо частного;
д) виды дорожного нарушения: превышение скорости, неправильный обгон, наезды и прочее;
е) хронология, то есть уровень и динамика автотранспортных пре-ступленийпокварталам,месяцам,временамгода,втечениесуток (этот показатель повышенно важен для организации профилактической службы госавтоинспекции).
Легальное и нелегальное поступление автомашин, как правило подержанных, не приспособленных к российским условиям бездорожья и безгаражья, из Европы и Японии, для частных водителей существенно повысило дорожную аварийность. Этому способствуют возросшая кор-румпированность работников ГАИ и распространенное взяткодательст-во «новых русских», часто управляющих автомашинами в нетрезвом состоянии, непрофессионально, но легко откупающихся за содеянные правонарушения и преступления.
Личностные характеристики разнятся в зависимости от того, является ли водитель частным лицом или работником государственного (общественного) транспорта. В первой группе заметно выше доля женщин и лиц молодого возраста, у лиц этой группы больший образовательный уровень и ниже — профессионально-водительский.
По степени общественной опасности преступники-шоферы подразделяются на две группы соответственно двум формам неосторожности — самонадеянности и легкомыслия. К первой относятся лихачи, пьяницы, злостные нарушители правил дорожной безопасности. Они идут на сознательное пренебрежение требованиями административного и уголовного законодательства, на заведомое создание аварийной обстановки. Другая группа не идет осознанно на риск аварии, но не утруждает себя должными расчетами на недопущение таковой.
Причины автотранспортных преступлений, как и всех иных преступлений, заключены в криминогенной психологии их субъектов, эгоистических интересах и мотивации пренебрежения безопасностью других лиц-участников дорожного движения. В основе психологии первой и основной группы автопреступников лежат такие мотивы, как хулиганское лихачество, ложное самоутверждение и соревнователь-ность в водительских качествах, пьянство за рулем и пренебрежение правилами безопасности. Причины преступлений другой группы — это легкомысленная нерасчетливость ради сиюминутных личных интересов, нежелание обременять свой интеллект и волю должными прогнозами относительно возможности аварии на дороге. Мотивы поспешности ради более быстрого посещения дачных участков или приезда домой на отдых, более быстрого рейсового оборота при оплачиваемой доставке груза либо людей и т.п.
В автотранспортных, как и в иных неосторожных преступлениях, значительна роль внешних ситуационных условий, способствующих наступлению вредных последствий.Это, как отмечалось, и виктимоген-ность других лиц на дорогах) плохое обслуживание дорог, недостатки в работе служб ГАИ, отсутствие телефонной связи, что увеличивает смертность ДТП и, наконец, метеорологические факторы.
Предупреждение автотранспортных преступлений по линии общей профилактики состоит в разработке и реализации планов развития дорожной безопасности и конструкций транспортных средств с точки зрения так называемой пассивной безопасности.
Специальнуюпрофилактикуобеспсчиваюторганы ГАИ,дорожной службы. Этой же цели служат принятые в 1994 году новые Правила дорожного движения РФ.
В Москве создан отряд оперативного реагирования из числа откомандированных работников ГАИ. На скоростных машинах марки «Форд» они пресекают дорожно-транспортные правонарушения и общеуголовную преступность, совершаемую посредством транспортных средств (прежде всего, угоны и кражи автомобилей). Воссоздаются отряды добровольных помощников ГАИ, также призванные проводить раннепрофилактические мероприятия.



ОГЛАВЛЕНИЕ