<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

За деятельностью указанных сотрудников следует установить тщательный контроль, создать для них благоприятные условия, в необходимых случаях хотя бы временно освободив от ряда иных функций, систематически оказывать им помощь, обеспечить взаимодействие со следователями, экспертно-криминалистическими подразделениями, оперативными аппаратами мест лишения свободы. В некоторых случаях целесообразно обращаться в органы МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ) Федеральной службы налоговой полиции РФ с просьбой об оказании практической помощи. Особенно важна организация максимального использования при раскрытии преступлений возможностей системы оперативно-розыскных и справочных учетов органов внутренних дел, службы безопасности, налоговых органов различных уровней. 47
Большую роль в раскрытии преступлений прошлых лет играют меры оперативного поиска, осуществляемого как по инициативе, так и в соответствии с заданиями и ориентировками. Руководители обязаны следить за "обновлением" информации о нераскрытых преступлениях, внедрять оправдавшие себя на практике формы доведения ее до личного состава и применения в повседневной работе. В правоохранительных органах, и органы внутренних дел здесь не исключение, следует практиковать ведение специальных списков о нераскрытых преступлениях с указанием по каждому из них необходимых для поиска и проверок сведений. В этих же целях целесообразно повсеместное создание компьютерных банков данных о нераскрытых преступлениях и собранной о них процессуальной и иной информации.
При организации работы по раскрытию преступлений прошлых лет следует широко внедрять в практику принцип специализации и следователей, и сотрудников оперативно-розыскных подразделений. В этой связи могут создаваться постоянно действующие специализированные следственно-оперативные группы для раскрытия преступлений прошлых лет. В их состав включаются опытные следователи, сотрудники оперативно-розыскных подразделений криминальной милиции, в необходимых случаях — сотрудники экспертно-криминалистических подразделений и другие специалисты. Непосредственное руководство и контроль за деятельностью оперативных работников, включенных в состав таких СОГ, осуществляет начальник.кри-минальной милиции, хотя в ряде случаев он может поручить данную линию работы своему заместителю.
Созданным специализированным следственно-оперативным группам по раскрытию и расследованию преступлений определенной категории целесообразно поручать и работу по нераскрытым преступлениям прошлых лет. Важнейшими факторами, определяющими эффективность деятельности специализированных следственно-оперативных групп по раскрытию преступлений прошлых лет, являются: стабильность их состава, однородность выполняемой работы, поисковые принципы выбора ее направлений, согласованные планирование и деятельность следователей и других членов СОГ, постоянный процессуальный и ведомственный контроль за их деятельностью, оказание им практической и методической помощи.
t8
В небольших следственных подразделениях и отделах внутренних дел из-за недостатка следственных кадров и сотрудников криминальной милиции специализированные следственно-оперативные группы не создаются. Однако и здесь возможна и необходима специализация путем возложения решением начальника органа внутренних дел (начальника следственной группы, следственного отделения) на одного из следователей функциональных обязанностей по организации раскрытия преступлений прошлых лет. Решением начальника органа внутренних дел (начальника криминальной милиции) к такому следователю необходимо "прикрепить" (придать) сотрудника оперативно-розыскного подразделения криминальной милиции.
Залогом эффективности в работе является четко организованный контроль за выполнением плановых и внеплановых мероприятий. При организации ведомственного контроля начальник органа внутренних дел (начальник криминальной милиции) начальник следственного подразделения) применяет обычные формы контроля: анализ статистических показателей процессуальной и оперативно-розыскной деятельности; изучение уголовных, розыскных дел и дел оперативной проверки; проверку жалоб в пределах своей компетенции; проверку работы по "старым" делам; заслушивание дознавателей, следователей, оперативных работников, специалистов по вопросам взаимодействия, участия в раскрытии преступлений прошлых лет. Контроль должен быть постоянным, сопровождаться в необходимых случаях методической и практической помощью тем следователям, дознавателям, сотрудникам оперативно-розыскных подразделений и специалистам, которые в ней действительно нуждаются.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 2 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ