ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 16
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
1. Кримниалистяческая характеристика преступлениб,
состакляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях
На фоне осложнившейся криминогенной ситуации в России все более распространенными становятся случаи, когда правоохранительным органам приходится действовать в чрезвычайных условиях. Они бывают вызваны попытками насильственного изменения конституционного строя, массовыми беспорядками, межнациональными конфликтами, блокадой отдельных местностей, а также стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, крупными авариями. Чрезвычайные условия складываются как следствие чрезвычайных обстоятельств и являются причиной введения чрезвычайного положения. Сами по себе они проявляются в дезорганизации основных сфер жизнедеятельности региона в целом.
Среди главных направлений правоохранительной деятельности в чрезвычайных условиях — расследование массовых беспорядков, обстоятельств других чрезвычайных происшествий. Эта работа обладает существенной спецификой. Прежде всего значительно отличается от обычной обстановка, в которой приходится работать следственным подразделениям. Она характеризуется нестабильностью) охватывающими целые регионы массовыми беспорядками, разгулом экстремистски настроенных групп. Местные органы государственной власти и управления, правоохранительные органы обычно бывают парализованы, возникает потребность во взаимодействии с войсковыми подразделениями. Население делится по принадлежности к тем или иным национальностям, партиям, родо-племенным структурам или по другим признакам на противоборствующие группы, их вражда доходит до вооруженного противостояния. Порой часть населения для обеспечения ее безопасности эвакуируют из региона. В этих же целях вводится правовой режим чрезвычайного положения.
Необычен характер совершаемых преступлений. Среди них — редко встречающиеся в следственной практике такие 367
преступления, как массовые беспорядки, нарушение национального и расового равноправия, призывы к насильственным свержению или изменению конституционного строя и другие. Предметом расследования часто становятся действия высокопоставленных должностных лиц, политических партий, иных общественных объединений.
Все это привело к созданию оригинальной методики и организации следственной работы. Наряду с приспособлением традиционных методов практика породила ряд новых. Среди них, например, действия следователей при проведении войсковых операций, организация поисковых мероприятий. Для раскрытия и расследования массовых беспорядков и вооруженных конфликтов создаются специализированные следственные группы.
Отмеченные особенности неизвестны большинству работников следственного аппарата страны. В результате из одной следственной группы в другую "переходят" одни и те же ошибки, нерешенные проблемы, касающиеся организации и методики расследования, множества процессуальных вопросов, финансового, кадрового, материально-технического обеспечения. Попытки применить традиционные способы в чрезвычайных условиях во многих случаях не позволяют достичь необходимого эффекта, ведут к утрате доказательств, порой без всякой нужды ставят жизнь и здоровье сотрудников правоохранительных органов под угрозу.
Такое положение свидетельствует о необходимости тщательного изучения и детального освоения специфического опыта расследования преступлений в чрезвычайных условиях.
Круг преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, достаточно широк и разнообразен. Он зависит от тех конкретных обстоятельств, в результате которых сложились чрезвычайные условия.
Так, при массовых беспорядках предметом расследования являются собственно массовые беспорядки, а также нарушение национального и расового равноправия, призывы к насильственному изменению конституционного строя и реальные попытки его свержения или насильственного изменения, блокирование транспортных коммуникаций или отдельных местностей в целом. С ними часто бывают сопряжены общеуголовные преступления — убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбои.
368
При попытках насильственного изменения конституционного строя следователи сталкиваются с тем же кругом преступлений. Сюда нередко добавляются террористические акты, диверсии.
В случаях, когда чрезвычайные условия возникают в результате крупных аварий или катастроф, характерны должностные преступления (халатность, злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий), хищения путем злоупотребления служебным положением, нарушения правил безопасности различного вида работ. Во время эпидемий и эпизоотий расследуются нарушения правил, установленных в целях борьбы с эпидемиями, нарушения ветеринарных правил.
Криминалистическая характеристика преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, включает признаки различной степени общности. Среди них можно выделить:
1) признаки, общие для всех преступлений, независимо от конкретных обстоятельств, при которых они были совершены;
2) признаки меньшей степени общности, присущие той или иной группе преступлений, которые обусловлены конкретными чрезвычайными обстоятельствами;
3) традиционные криминалистические признаки, присущие отдельным видам преступлений (убийствам, изнасилованиям, кражам, грабежам, поджогам и т. д.).
Среди признаков, являющихся общими для всех преступлений, составляющих предмет расследования в чрезвычайных условиях, выделяются: значительное количество совершенных преступлений; тяжелейшие последствия совершенных преступлений; причастность к совершенным преступлениям не только отдельных лиц, но и различных государственных институтов, политических партий и других общественных объединений, криминальных формирований различной степени организованности.
Характеризуя первый признак, можно отметить, что предметом расследования в чрезвычайных условиях является не одно и даже не несколько преступлений. Здесь приходится сталкиваться с такой их массой, которая охватывает целые регионы и насчитывает сотни и тысячи, причем совершенные за сравнительно короткий промежуток времени, редко превышающий несколько дней. 12.133 369
Аналогично можно проиллюстрировать и второй признак преступлений, подлежащих расследованию в чрезвычайных условиях, который касается их последствий. Что касается третьего признака (причастность организаций к преступлениям), его тоже можно обнаружить в различных чрезвычайных ситуациях.
Криминалистические признаки, присущие той или иной отдельной группе преступлений, различаются в зависимости от конкретных чрезвычайных обстоятельств. Соответственно при массовых беспорядках это одни признаки, попытках насильственного изменения конституционного строя — другие, эпидемиях, эпизоотиях — третьи и т. д.
В современных условиях наибольшее распространение получили массовые беспорядки. Их криминалистическая характеристика включает обобщенные данные о следующих взаимообусловленных элементах: связь массовых беспорядков с другими преступлениями; причины возникновения массовых беспорядков; условия, способствующие возникновению массовых беспорядков, и конкретные поводы к ним; признаки, свидетельствующие о назревании массовых беспорядков; характеристика толпы, совершающей бесчинства, и личности отдельных субъектов преступлений; вооружение толпы; схема начала и дальнейшего развития массовых беспорядков, механизм совершения в ходе них преступлений; объекты нападения толпы; способы сокрытия совершенных преступлений.
В частности, связь массовых беспорадков с другими совершенными в ходе них преступлениями неоднозначна, она может быть прослежена по единству субъектов, места, времени совершения. Иногда, например, участники массовых беспорядков в процессе погромов, разрушений, поджогов совершают и другие преступления — насилуют и убивают женщин и детей, застигнутых в жилищах, которые пришли громить, забирают приглянувшиеся вещи, снимают украшения. Нередко подобные преступления совершают лица, которые сами в погромах и поджогах не участвуют, но используют обстановку массовых беспорядков в своих преступных целях. Порой усматривается своеобразная организованность в деятельности различных преступных групп — одна идет по улице и громит дома, другая двигается с некоторым интервалом и, пользуясь бесхозностью разгромленных жилищ, по-
т
хищает уцелевшие ценности, третья подвозит бензин, другие горючие вещества и сжигает дома и квартиры, уничтожая следы совершенных преступлений.
В качестве конкретных поводов массовых беспорядков могут быть различные случайные события, как умышленные, так и непредумышленные действия, которые в сложившихся неблагоприятных условиях обостренно воспринимаются многими людьми, вызывают у них резкую негативную реакцию. Это может быть и факт правомерного применения работниками правоохранительных органов оружия, и, наоборот, какие-то неправомерные действия и решения органов государственной власти, ложные слухи и сообщения о действительных событиях, преступлениях на почве межнациональной розни.
Типичная схема начала массовых беспорядков. Обычно "всплывает" какой-то повод, он используется преступными элементами для провоцирования беспорядков. С появлением повода люди концентрируются в группы, где происходит обмен мнениями об инциденте. Это привлекает внимание прохожих, собирается толпа, которая быстро растет. Слухи множатся. Тут и приходят провокаторы и организаторы. Вместе с призывом к бесчинствам они передают толпе свои эмоции. При массовом скоплении людей, лишенных возможности не только правильно понять, но даже ясно слышать и видеть происходящее, иногда достаточно незначительного предлога, чтобы толкнуть на противоправные действия.
Дальнейшее развитие событий во многом зависит от активности организаторов. Они действуют либо открыто, руководя толпой, выступают с призывами, либо, наоборот, стараются остаться незамеченными, "дирижируя" из-за спины.
С появлением какого-то предлога "обработанная" соответствующим образом толпа вооружается камнями, палками, другими подручными и специально приспособленными средствами и начинает громить, поджигать, разрушать. Здесь же совершаются и другие преступления — убийства, изнасилования, грабежи, разбои. При этом одни участники выполняют весь набор преступных действий, другие ограничиваются отдельными актами (бросил камень, поджег факел, подобрал бумажник, выпавший у сбитого с ног человека, и т. д.), которые в совокупности образуют массовые беспорядки.
371
Распространенные способы сокрытия преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков, заключаются в том, что потерпевших и свидетелей убивают, трупы людей сжигают, топят, рагромленные строения поджигают.
Криминалистические признаки, присущие отдельным конкретным видам преступлений, имеющим место при чрезвычайных обстоятельствах, в основе своей являются традиционными. В целом они соответствуют описаниям их криминалистической характеристики, содержащейся в многочисленных учебниках и специальных исследованиях.
При этом, однако, следует учитывать общие признаки, присущие преступлениям, которые послужили причиной, создали условия или иным образом связаны с чрезвычайными обстоятельствами, а также признаки, присущие какой-то отдельной группе таких преступлений, которые различаются в зависимости от конкретных чрезвычайных обстоятельств.
Таким образом, по своей криминалистической характеристике преступления, составляющие предмет расследования в чрезвычайных условиях, обладают существенной спецификой, которая обусловливает особенности организации и методики их расследования.
2* Организация расследования преступлений
в чрезвычайных условиях
На практике известно четыре формы организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях: 1) задействование обычного порядка организации расследования преступлений, когда им занимаются местные следственные органы; 2) использование следственных сил центрального аппарата правоохранительных органов; 3) привлечение сил территориальных следственных подразделений по авральной методике; 4) создание специальных следственных подразделений оперативного реагирования.
Каждая из этих форм организации расследования преступлений прошла в последние годы своеобразную апробацию на практике. Как показывает опыт, наиболее эффективной является четвертая форма организации расследования преступлений, при которой расследованием занимаются специализированные следственные группы, создаваемые на базе специальных штатных следственных подразделений оперативного реагирования (спецподразделений), предназначен-372
ных для организации и проведения работы в чрезвычайных условиях.
Подобного рода спецподразделения представляют собой штатную структуру центрального подчинения с постоянным составом высококвалифицированных следователей, обладающих опытом работы в экстремальных ситуациях, прошедших необходимую подготовку и имеющих особое криминалистическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. В конце 80-х годов такие подразделения были созданы в системе МВД СССР (130 штатных единиц) и Прокуратуры СССР (120 штатных единиц). За короткое время они успели зарекомендовать себя как высокопрофессиональные коллективы. Их работники во многом обеспечили расследование тяжких преступлений в Литве, Латвии, Оше, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской автономной области и других горячих точках бывшего СССР. Однако в конце 1991 года в результате реорганизации (упразднения) союзных структур правоохранительных органов эти спецподразделения фактически были ликвидированы.
Поэтому в настоящее время на практике применяется авральная форма организации расследования преступлений в чрезвычайных условиях, суть которой состоит в одновременной мобилизации по команде из центра всех ресурсов следственных сил. Следователей собирают со всех регионов Российской Федерации, причем из-за хронической нехватки кадров — сразу из всех трех ведомств: Прокуратуры, МВД, ФСБ. При возникновении в каком-то регионе очага напряженности территориальные подразделения направляют туда по разнарядке своих ведомств определенное количество следственных работников, по прибытии на место они организовываются в следственные группы.
Практика выявила множество недостатков авральной формы. Тут и проблемы формирования "сборной" следственной группы, и финансовое и материально-техническое обеспечение, и уровень квалификации, а также степень готовности командированных к работе в чрезвычайных условиях. Однако из-за отсутствия полнокровных специальных следственных подразделений, которые могли бы полностью взять на себя эту работу, до сих пор приходится прибегать к авралу, получившему название вахтового метода. В частности, именно по такой методе организуется расследование массовых 373
беспорядков и вооруженных конфликтов, проводимое в Северной Осетии и Ингушетии, Чеченской Республике.
Процесс создания специализированной следственной группы, предназначенной для работы в чрезвычайных условиях, включает в себя ряд элементов. Среди них:
1) принятие решения о создании следственной группы для расследования чрезвычайных обстоятельств;
2) доведение предписаний, содержащихся в решении, до исполнителей;
3) выделение в территориальных подразделениях следственных работников и подготовка их к действиям в чрезвычайных условиях;
4) прибытие назначенных следователей к месту производства расследования;
5) сбор следователей в единую группу;
6) процессуальное оформление создания следственной группы;
7) образование структурных подразделений в составе следственной группы;
8) распределение следователей по структурным подразделениям;
9) определение каждому следователю конкретного участка или направления работы.
Система этих действий не до конца отработана. Возникает проблема с принятием решения о создании группы, с выделением следователей для работы в ней и т. д.
Одно из условий успеха специализированной следственной группы — своевременное образование в ней структурных подразделений. Это позволяет быстро и квалифицированно выполнять большой объем работы, раскрывать преступления и изобличать виновных. Отсутствие надлежащей структуры, наоборот, влечет нерациональную трату сил, порой ведет к дезорганизации.
Структуру определяет руководитель следственной группы своим распоряжением. Виды, назначение и размеры подразделений зависят от численности группы, характера, масштабов, локализации совершенных преступлений и других обстоятельств. Обобщение практики позволяет выделить типичные структурные подразделения следственной группы, необходимые для эффективной организации ее работы: руководство; штаб; информационный центр; криминалистичес-374
кая группа; отдельные следственные группы (подгруппы); группа по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах.
На руководителя специализированной следственной группы возлагается общее руководство и контроль за ходом расследования, его организационное обеспечение, принятие основных процессуальных решений. При значительных размерах следственной группы ее руководитель назначает себе заместителя по организационным вопросам.
Штаб выполняет разнообразные функции по руководству, координации и обеспечению деятельности следственной группы, сбору и анализу различной информации, учету, контролю.
Информационный центр занимается сбором информации о совершенных преступлениях и о действиях следственной группы, ее обработкой, введением в память ЭВМ, обобщением и анализом; оказывает следователям помощь в раскрытии преступлений, организует выставление статистических карточек.
Криминалистическая группа помогает следователям в применении научно-технических средств при осмотре мест происшествий, в работе со следами и вещественными доказательствами, при назначении и проведении экспертиз, использовании видеозаписи и по иным подобным вопросам.
С целью наиболее целесообразного управления расследованием руководитель образует в составе специализированной следственяой группы отдельные следственные группы (подгруппы). За основу при этом берут обычно предметный, территориальный или персональный признаки. Образованные таким образом группы расследуют соответственно преступления какого-то одного вида (поджоги, погромы, убийства, изнасилования и т. д.) либо всех видов, но совершенные на отдельной территории (города, поселка, района) или объекте (предприятии, военном городке, элеваторе и т. д.), или преступления, совершенные какой-то категорией лиц (организаторами и подстрекателями, религиозными деятелями, студентами, работниками милиции, военнослужащими).
В задачи группы по обеспечению рассмотрения уголовных дел в судах входит оказание судебным органам организационной помощи в проведении судебных процессов. Она выражается в розыске эвакуированных свидетелей и потерпевших, обеспечении их явки в суд, предоставлении видеотех-375
ники для просмотра во время судебного следствия приобщенных к делу видеокассет и т. д.
Еще раз подчеркиваем: обеспечить квалифицированное расследование преступлений в чрезвычайных условиях могут только специальные следственные подразделения оперативного реагирования, представляющие собой штатные структуры центрального подчинения с постоянным составом следователей, обладающих опытом работы в экстремальных условиях, прошедших необходимую подготовку и имеющих особое криминалистическое, материально-техническое, финансовое обеспечение.
3. Особенности доказывания обстоятельств пресчуплений,
совершенных в чрезвычайных условиях
В доказывании обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях, много общего с обычной деятельностью. Чтобы доказать то или иное преступление, здесь также необходимо установить конкретные действия, выполненные лицом, его совершившим: нанесение ударов при убийстве или телесных повреждениях, изъятие имущества при хищении и т. д. В чрезвычайных условиях вполне приемлемы рекомендации, содержащиеся в криминалистических исследованиях, в которых обстоятельства, подлежащие до-казыванию (ст. 68 УПК), конкретизированы применительно к отдельным видам преступлений.
Вместе с этим доказывание обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях, обладает рядом особенностей, проистекающих из необходимости устанавливать не только сами преступные действия, но и те условия, в которых они были выполнены. В основе данного порядка лежит тот факт, что эти условия в случае их чрезвычайного характера часто влекут повышение степени общественной опасности содеянного, влияющей на его уголовно-правовую квалификацию и назначение наказания. Чтобы выявить истинную сущность содеянного в такой ситуации, необходимо устанавливать его вместе с общими условиями совершения.
Как уже отмечалось, наибольшее распространение в последние годы получили массовые беспорядки. В различных регионах бывшего СССР и Российской Федерации накоплен значительный опыт доказывания этих преступлений. Обобщение уголовных дел показало, что для того, чтобы доказать 376
массовые беспорядки, необходимо установить обстоятельства трех степеней общности:
1 ) общую обстановку, свидетельствующую о распространении массовых беспорядков в каком-то регионе или населенном пункте;
2) отдельный эпизод массовых беспорядков;
3) конкретные действия, непосредственно выполненные лицом в ходе данного эпизода массовых беспорядков.
Сведения об общей обстановке характеризуют массовые беспорядки, произошедшие в каком-то регионе или населенном пункте в целом. Они включают данные о начале и окончании массовых беспорядков, их поводах, направленности и основных способах совершения, последствиях, размере причиненного материального ущерба, принятых органами власти и управления чрезвычайных мерах охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан.
Вторая группа данных касается обстоятельств того отдельного эпизода (или нескольких эпизодов), участие в котором вменено обвиняемому. Они включают сведения о конкретном месте и времени протекания эпизода, составе и численности толпы, ее вооружении, объектах нападения, совокупных действиях, в которых выражались массовые беспорядки.
Третья группа данных касается конкретных действий, выполненных лицом в ходе расследуемого эпизода массовых беспорядков. Она содержит сведения о призывах к совершению погромов, о непосредственном участии в разорении жилых и производственных помещений, уничтожении находящегося там имущества, поджоге строений и т. д.
На основе сведений о конкретных действиях лица, взятых в совокупности с данными об отдельном эпизоде и общей картине массовых беспорядков, делается вывод об активном участии этого лица в массовых беспорядках и о том, признаки каких конкретно преступлений содержат его действия.
Установление всех трех групп обстоятельств массовых беспорядков только в их единстве может дать верную картину совершенных преступлений.
Отступления от этого порядка, порой встречающиеся на практике, влекут за собой искажение действительных обстоятельств, неправильную правовую оценку и квалификацию содеянного. В частности, установление какого-то эпизода массовых беспорядков без выявления конкретных действий 377
лица, образующих состав этого преступления, вообще исключает его ответственность по ст. 212 УК. Если установлены лишь конкретные действия участников массовых беспорядков, а связь их с тем или иным отдельным эпизодом не прослежена, они нередко предстают как малозначительные нарушения, не представляющие большой общественной опасности. Наконец, и конкретные действия в каком-то отдельном эпизоде беспорядков без их связи с общей ситуацией в регионе или населенном пункте можно истолковать по-разному, сведя все к элементарному хулиганству) а то и просто к шалости.
Учет отмеченных особенностей доказывания обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях, позволит преодолеть различные сложности и избежать ошибок.
4. Особенности действий на первоначальном и последующих этапах расследования преступлений
в чрезвычайных условиях
Особенности возбуждения уголовного дела. Факты массовых беспорядков и других преступлений, породивших чрезвычайные обстоятельства, являются достаточно очевидными. Поэтому уголовное дело по ним в отличие от обычных ситуаций возбуждается немедленно после получения первичной информации, без проведения традиционной предварительной проверки, до окончания сбора сведений обо всех совершенных преступлениях, их регистрации и учета.
Причем возбуждается одно общее уголовное дело по всем фактам преступлений, совершенных на территории данного региона. Если массовые беспорядки охватили несколько регионов, по каждому из них возбуждается отдельное уголовное дело. В случае необходимости полномочное должностное лицо может принять решение о возбуждении одного уголовного дела по нескольким регионам.
В постановлении о возбуждении уголовного дела по фактам массовых беспорядков должна быть указана их уголовно-правовая квалификация по ст. 212 УК. Отдельная квалификация других преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков) в этом постановлении не требуется.
После возбуждения уголовного дела организуется работа по сбору первичных сведений о массовых беспорядках и других совершенных во время них преступлений. Для выполнения
т
этой работы в необходимых случаях создается отдельная следственная группа (подгруппа).
Первичные материалы по каждому эпизоду преступления учитываются в информационном центре (или штабе) следственной группы всего региона и в той конкретной группе (территориальной, предметной или персональной), куда они передаются в работу. С учетом значительных массивов первичных материалов рекомендуется налаживать учет с применением ЭВМ.
Материалы, прошедшие учет и поступившие в группу для расследования, распределяются по местам совершения преступлений, по отдельным видам преступлений, по их отдельным эпизодам или по группам преступников.
Для работы по каждому из выделенных блоков первичных материалов в следственной группе образуются подгруппы.
Основные направления расследования на первоначальном этапе. На первоначальном этапе расследования преступлений в чрезвычайных условиях специализированная следственная группа действует по следующим основным направлениям:
1) производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений;
2) действия следователей при проведении войсковых операций;
3) организация и проведение поисковых мероприятий;
4) организация работы по конкретным фактам преступлений.
Неотложные следственные действия предпринимаются в ситуациях, когда после серии массовых беспорядков сводным подразделениям правоохранительных органов удалось развести враждующие стороны, локализовать беспорядки, в целом стабилизировать обстановку, взять ее под контроль и создать необходимые предпосылки для начала следственной работы.
Действия в войсковых операциях предпринимаются в ситу-аицях, когда массовые беспорядки еще продолжаются и войсковые подразделения предпринимают усилия по их локализации и пресечению.
Поисковые мероприятия, направленные на обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, имущества, награбленного в ходе массовых беспорядков, розыск без вести про-
379
павших, могильников и других неучтенных захоронений жертв массовых беспорядков, организуются после стабилизации обстановки в регионе по мере поступления информации о местах изготовления и складирования оружия и орудий преступлений) укрытия похищенных предметов и ценностей и предпринимаются одновременно с неотложными следственными действиями или сразу же после их завершения.
Работу по конкретным фактам преступлений начинают до завершения всех неотложных следственных действий, сразу же по получении достаточных доказательств, бесспорно изобличающих конкретных лиц в организации, активном участии в массовых беспорядках или совершении других тяжких преступлений.
При наличии соответствующих условий и достаточных сил и средств следственная группа проводитработу одновременно по всем или нескольким направлениям. С этой целью в ее составе могут создаваться специализированные следственные группы (подгруппы) — фильтрации, документирования, группа по осмотрам мест происшествий, поисковая группа и т. д.
Организация и тактика отдельных неотложных следственных действий. В числе неотложных следственных действий обычно проводят осмотр места происшествия, допрос потерпевших и свидетелей) освидетельствование, обыск, задержание и допрос подозреваемых, назначение и производство экспертиз, предъявление для опознания.
Организация и тактика проведения каждого из этих следственных действий обладают в чрезвычайных условиях ярко выраженной спецификой. Проиллюстрируем ее на примере некоторых следственных действий.
Осмотр места происшествия. При большом числе мест происшествий, подлежащих осмотру, что характерно для чрезвычайных условий, руководитель следственной группы организует их учет, определяет наиболее рациональную последовательность осмотров, составляет схемы и графики их производства. Если осмотры совпадают по времени с восстановительными работами в регионе, их последовательность согласовывается с руководителем восстановительных работ.
При значительной продолжительности работы по осмотру мест происшествий (порой до нескольких недель) необходимо сразу же принять меры, обеспечивающие сохранность следов преступления: разгромленные и сожженные объекты
^80
опечатываются и сдаются коменданту местности или другому должностному лицу, уполномоченному оперативным штабом МВД, УВД, под охрану; граждане предупреждаются о недопустимости появления в отсутствие следователя в домах и квартирах до проведения там осмотра и т. д.
В некоторых случаях в целях лучшего ориентирования на месте происшествия осмотр проводится с участием потерпевших и очевидцев. Проведение этого следственного действия в чрезвычайных условиях осложняется тем, что потерпевшие нередко вынуждены, спасая свою жизнь, скрываться с места жительства, эвакуироваться в другие населенные пункты. Организация осмотра в таких случаях складывается из следующих элементов:
1) формирование в местах временного пребывания (в эвакуации) групп потерпевших и отправление их на автотранспорте под охраной к зданию, где располагается следственная группа;
2) разделение потерпевших на несколько подгрупп (по числу следователей, готовых проводить осмотр) по признаку соседства (с включением в них тех, кто близко проживает друг от друга);
3) прикрепление образованных групп к конкретным следователям;
4) определение следователем порядка и последовательности осмотров и выезд на место происшествия.
Допрос потерпевших и свидетелей в зависимости от обстоятельств проводится в служебном помещении следственной группы, на месте происшествия, в лагере беженцев, в местах эвакуации.
Организуя допрос в служебном помещении, необходимо избегать приглашения на одно и то же время лиц из различных враждующих группировок, принимавших участие в массовых беспорядках. Должны быть приняты достаточные меры по обеспечению явки вызванных лиц, предусмотрены их охрана, безопасный отход и отправка к месту временного проживания.
Допрос на месте происшествия по организации аналогичен осмотру места происшествия с участием потерпевшего и обычно приурочивается к этому следственному действию.
Для организации и проведения допросов в лагерях беженцев выделяются отдельные следователи или создаются 381
специальные группы следователей, имеющие в распоряжении типовые вопросники и перечни вопросов по конкретным фактам преступлений, фототаблицы и фрагменты видеозаписей с изображением участников массовых беспорядков.
Допрос в эвакуации организуется путем командирования следователей в пункт временного проживания потерпевших и свидетелей или направления в правоохранительные органы регионов отдельных поручений о производстве следственных и розыскных действий.
Вопросы, подлежащие выяснению в ходе допроса очевидцев, зависят от предмета показаний и касаются обстоятельств, предшествовавших массовым беспорядкам и приведших допрашиваемого на место происшествия, конкретных действий участников беспорядков (выкрики, лозунги, призывы к расправам, сопротивление работникам милиции и военнослужащим и т. д.), их вооружения, наличия на месте происшествия руководителей органов власти и управления и их отношения к происходящему, действий работников милиции и военнослужащих, передвижения транспортных средств и т. д. К военнослужащим обращаются с вопросами о поступивших командах, экипировке и вооружении, маршт-рутах передвижения, о численности, вооружении и характере поведения толпы, порядке действий военнослужащих по ее рассеиванию.
При определении тактики допроса потерпевших необходимо принимать во внимание различные варианты организации этого следственного действия, учитывать состояние общественного порядка и другие факторы объективного и субъективного свойства.
Осввдетельствование. С целью обнаружения следов и получения доказательств участия в массовых беспорядках на первоначальном этапе расследования необходимо организовать освидетельствование: лиц, задержанных во время массовых беспорядков; лиц, задержанных за различные нарушения правового режима чрезвычайного положения; работников милиции и военнослужащих, получивших в ходе пресечения массовых беспорядков телесные повреждения.
Предъявление для опознания. Опознание при расследовании чрезвычайных обстоятельств криминального характера производится как с целью изобличения конкретных лиц в совершении преступлений, так и с целью розыска участников 382
беспорядков. Практикуется очное опознание участников беспорядков (в том числе в группе задержанных лиц) и опознание их по фото- и видеоизображениям) в частности по фотографиям из паспортных отделений) видеофрагментам, фототаблицам и групповым любительским фотоснимкам. Для опознания могут предъявляться видеофрагменты инсценировок, видеобанки подозреваемых и видеозаписи реальных событий беспорядков.
Действия следователей при проведении войсковых операций* Действия следователей занимают в войсковых операциях подчиненное положение и предпринимаются с учетом их замысла и общей процедуры. В ходе операции по пресечению массовых беспорядков, например, представители специализированной следственной группы:
организуют наблюдение обстоятельств массовых беспорядков;
осуществляют документирование поведения толпы и ее лидеров, действий войсковых подразделений с применением кино- и фотосъемки, видеозаписи, звукозаписи, протоколирования;
организуют и проводят неотложные следственные действия с лицами, задержанными в ходе массовых беспорядков;
осуществляют осмотр места массовых беспорядков и проведение операции сразу же после вытеснения участников беспорядков;
по завершении операции проводят освидетельствование военнослужащих и работников милиции, получивших телесные повреждения;
документируют обстоятельства, связанные с организацией и управлением специальной операцией, принимая участие в работе оперативного штаба.
Если в ходе этих действий следователь оказался очевидцем преступления, он может быть допрошен в качестве свидетеля. В этом случае в соответствии со ст. 64 У ПК он подлежит отводу. Вопрос о его участии в расследовании других эпизодов преступлений решается в общем порядке.
Поисковые мероприятия являются одной из форм розыскной работы. Они организуются следователем и проводятся поисковыми группами под руководством оперативных работников с участием в необходимых случаях самих следователей с целью обнаружения и изъятия на улицах, площадях, в пар-383
ках, заброшенных строениях, на чердаках и в подвалах жилых и общественных зданий, в помещениях предприятий, учреждений и организаций, в домах и квартирах граждан орудий преступления, оружия, взрывных устройств, горючих веществ, зажигательных смесей, похищенных вещей.
Правовой основой поисковых мероприятий является Закон РоссийскойФедерацииот17апреля 1991 года"0милиции", предусматривающий для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при массовых беспорядках право сотрудников милиции входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их; а также Закон Российской Федерации от 17 мая 1991 года "О чрезвычайном положении", предусматривающий в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, возможность личного досмотра, досмотра вещей, жилища и транспортных средств.
Организация работы по конкретным фактам преступлений. С этой целью специально выделяются следователи или создается отдельная группа. Назначенным следователям предлагается отобрать несколько наиболее перспективных эпизодов, по которым они могли бы обеспечить быстрое раскрытие преступлений и направить дела в суд. Эти следователи освобождаются на первоначальном .этапе от иных видов деятельности специализированной следственной группы.
Ревизия материалов неотложных следственных действий и планирование дальнейшего расследования. После завершения первоначального этапа расследования руководитель специализированной следственной группы проводит с участием следователей ревизию материалов неотложных следственных действий, которая включает дооформление этих материалов, их перераспределение, последующую проверку и группировку.
Руководитель следственной группы обобщает результаты анализа материалов неотложных следственных действий, определяет объем предстоящей работы, ее перспективные направления.
Дальнейшее планирование расследования предпринимается на различных уровнях: специализированной следственной группы в целом; отдельных территориальных, предметных 384
и персональных следственных групп; подгрупп по зонам (участкам) расследования; по конкретным эпизодам. Каждый из этих уровней планирования обладает при расследовании преступлений в чрезвычайных условиях определенными особенностями.
Порвдок иаорявлеяия уголошых дел в «уд. Уголовные дела о массовых беспорядках и других чрезвычайных обстоятельствах направляются в суд по мере расследования отдельных эпизодов преступлений путем выделения материалов о них в отдельное производство. В этой связи необходимо обратить внимание на особенности оформления материалов уголовного дела. Помимо традиционных документов, изобличающих обвиняемого в совершении преступлений, среди подлежащих выделению материалов должны быть в копиях: постановление о возбуждении уголовного деда по данному эпизоду (если оно выносилось); постановление руководителя следственной группы о принятии данного дела к своему производству; его же постановление об объединении этого дела в одно производство с другими уголовными делами, возбужденными по фактам массовых беспорядков и иных совершенных в ходе них преступлений; постановление о создании специализированной следственной группы; постановление о продлении срока предварительного следствия по объединенному уголовному делу (в случае его продления).
В штабе следственной группы на каждое уголовное дело заводится наблюдательное производство. Кроме того, ведется список уголовных дел, направленных в суд (с последовательным отражением результатов движения дела) и оконченных производством в других формах. В случае применения ЭВМ информация о законченных производством эелах вводится в память машины.
385



ОГЛАВЛЕНИЕ