ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 31. Взаимодействие следователя и опер.-роз. органов
Глава^З^
Взаимодействие следователя и оперативно-розыскных органов в процессе расследования преступлений. 10 стр.

§ 1. Общие вопросы взаимодействия следователей с оперативно-розыскными органами
Быстрое и полное раскрытие многих преступлений и решение иных задач расследования, как показывает следственный опыт, обычно невозможно без четко согласованных и совместных действий следователей и оперативно-розыскных работников органов дознания. Весьма важно тактически и методически правильно налаженное их сотрудничество при раскрытии взяточничества, крупных хищений и краж государственного и иного имущества, убийств, изнасилований и разбойных нападений. Особенно же такое сотрудничество необходимо при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами.
Указанная совместная деятельность следственных органов и оперативно-розыскных подразделений органов дознания при расследовании преступлений получила в криминалистике и следственной практике название «взаимодействие». Совокупность же приемов и способов такого взаимодействия составляет один из важных методов расследования преступлений.
Несмотря на то что в понятийном аппарате уголовно-процессуального закона и Закона об оперативно-розыскной деятельности (ОРД) отсутствует термин «взаимодействие», необходимость согласованных действий следователей и оперативно-розыскных органов МВД, Министерствя безопасности, налоговой службы и др., именуемая в криминалистической теории и практике взаимодействием, вытекает из смысла и содержания этих законов (ст. 3, 109, 118, 119, 127, 196 и 197 УПК РФ, ст. 7 Закона об ОРД). Взаимодействие следователей с оперативно-розыскными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законом и Законом об ОРД в РФ осуществляется главным образом в процессе предварительного следствия. Однако оно возможно и до возбуждения уголовного дела, и после приостановления предварительного следствия.
Оперативно-розыскные меры соответствующих служб милиции носят непроцессуальный, преимущественно поисково-
справочный и наблюдательно-обследовательский характер, осуществляются специальными негласными и гласными методами и средствами^ и имеют своей целью своевременное обнаружение преступлений и лиц, их совершивших, орудий преступления, похищенного имущества, выявление фактических данных, важных для следственной ориентации в сути происшедшего и его деталях, обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений, а также розыск лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия.
Порядок их производства регламентирован не уголовно-процессуальным законом, а на основе Закона об ОРД ведомственными нормативными актами МВД, ФСК, налоговой службы и др. Содержание методов и средств этой специальной деятельности изучается и разрабатывается не криминалистикой, а теорией оперативно-розыскной деятельности. Проведение специальных оперативных мер относится к исключительной компетенции оперативно-розыскных органов. Следователи в силу своего процессуального положения не наделены правом их проведения и участия в них. В то же время их участие невозможно и из-за особой специфики этой деятельности, требующей соответствующей подготовки. Но это, естественно, не ограничивает право следователя самостоятельно осуществлять необходимые розыскные действия неспециального характера, направленные на поиск неизвестных и известных следователю лиц и предметов.
Вместе с тем УПК и Закон об ОРД наделили следователя достаточно широкими правомочиями, позволяющими ему давать поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий указанным выше органам, требовать от оперативно-розыскных органов содействия в проведении и отдельных следственных действий (ст. 127 УПК и ст. 7 Закона об ОРД). Тем самым следователи имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности органов МВД, ФСК, налоговой службы и других для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
При этом следственная деятельность и оперативно-розыскная чаще всего протекают параллельно (последовательно или одно-
' Виды проводимых оперативно-розыскных мероприятий перечислены в ст. 6 Закона об ОРД.
518 Раздел IV. Методика расследования отдельных видов преступлений
Глава 31. Взаимодействие следователя и опер.-роз. органов
временно). В этой связи именно надлежаще организованное взаимодействие обеспечивает согласованность усилий и единство действий следователей и оперативно-розыскных органов в деле раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Причем указанное взаимодействие, предполагая общее планово-организационное руководство следователя, в то же время не имеет в виду служебного соподчинения взаимодействующих органов и слияния процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. В процессе взаимодействия следователь и оперативно-розыскной орган действуют в строгом и точном соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции.
В результате вышеизложенного под взаимодействием следователей с оперативно-розыскными органами следует понимать основанную на законе и согласованную по всем необходимым условиям деятельность указанных лиц и органов, направленную на раскрытие преступлений и решение всех остальных задач их расследования и предупреждения.
Взаимодействие может быть разовым, эпизодическим (связанным лишь с выполнением поручений следователя по отдельным эпизодам дела) и постоянным (осуществляемым на протяжении всего расследования по делу). Последний вид взаимодействия чаще всего возможен лишь в рамках расследования, осуществляемого следственно-оперативной группой.
' § 2. Основные тактико-методические положения ' взаимодействия следственных и оперативно-розыскных ——— органов
Из приведенного выше определения взаимодействия становится ясно, что оно может быть эффективным лишь при соблюдении ряда принципиальных условий, в соответствии с которыми указанное сотрудничество должно быть следующим:
1) осуществляться в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, Закона об ОРД и следственной этики;
2) быть согласованным (по целям, месту, времени, с ходом расследования и по компетентности);
3) обеспечивать руководящую и направляющую роль следователя при должной самостоятельности оперативно-розыскных органов в выборе и приеме решений, поставленных следователем задач;
4) исходить из учета особенностей сложившихся криминалистических ситуаций и проводиться строго в соответствии с леобходимыми тактико-методическими рекомендациями.
Наиболее распространенными формами указанного взаимодействия являются:
1) своевременное взаимное информирование о всех данных совершенного или расследуемого преступления, обнаруженных в ходе следственной и оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными работниками самостоятельно или по поручению следователя (ст. 109 УПК);
2) возбуждение оперативно-розыскным органом уголовного дела по выявленным им материалам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК). Закрепление доказательств, могущих быть утраченными в случае промедления с их выявлением, и проведение неотложных следственных и розыскных действий до подключения к расследованию следователя;
3) принятие оперативно-розыскными работниками мер по охране места происшествия, установление свидетелей, потерпевших и задержание подозреваемого, если производство неотложных следственных действий по данному делу с самого начала расследования берет на себя следователь;
4) своевременное, полное и четкое выполнение оперативно-розыскным органом поручений следователя о производстве следственных и розыскных мероприятий (ст. 127 УПК);
5) оперативно-розыскное содействие следователю в производстве следственных действий и проведении криминалистических операций;
6) совместная деятельность в рамках постоянно и временно действующих следственных и оперативно-розыскных групп и следственных бригад (временно или постоянно действующих);
7) совместное межведомственное обсуждение результатов расследования и принятие совместных решений по результатам обсуждения.
Оперативно-розыскные меры, как уже отмечалось, проводятся не только при расследовании преступлений, но и до возбуждения уголовного дела. Именно оперативно-розыскными мерами часто обнаруживаются признаки преступлений, служащие основанием для принятия мер по их пресечению, предупреждению, а также для возбуждения уголовного дела. Особенно важна
520 Раздел IV. Методика расследования отдельных видов преступлений
Глава 31. Взаимодействие следователя и опер.-роз. органов
эта деятельность для выявления противоправной деятельности организованных преступных сообществ, а также скрытых (латентных) и тщательно замаскированных преступлений, например крупных хищений государственного и иного имущества, взяточничества и др. В этих ситуациях обычно возникает необходимость возбуждения уголовного дела не оперативно-розыскным органом, а именно следователем, могущим более квалифицированно разобраться в существе полученных оперативных данных, решить вопрос о наличии оснований для возбуждения подследственного ему уголовного дела и на более высоком уровне провести первоначальные следственные действия. Умелое взаимодействие в подобных случаях создает благоприятные условия для начала быстрого раскрытия преступлений, совершаемых организованной группой преступников.
Самостоятельное возбуждение уголовного дела органом дознания, по которому требуется предварительное расследование и проведение необходимых неотложных и розыскных действий силами этих органов, оправдано в тех случаях, кйгда быстрая передача следователю информации о признаках преступления, обнаруженной в результате оперативно-розыскной и иной деятельности, затруднена, трудно рассчитывать на быстрое подключение к делу следователя, а промедление неизбежно приведет к утрате возможности задержания преступников с поличным и уничтожению следов и вещественных доказательств. Оправдана такая практика и тогда, когда промедление с реакцией на полученную информацию о готовящемся или совершенном преступлении угрожает жизни, здоровью, безопасности граждан, ведет к причинению значительного материального ущерба и иным тяжким последствиям. В этих случаях задача следователей как можно быстрее подключиться к расследованию этих преступлений и объединенными усилияяи быстрее решить задачу их раскрытия.
При поручении оперативно-розыскному органу проведения следственных действий необходимо исходить из того, что указанный орган не должен выполнять такие акты и действия, которые следователь обязан осуществить лично сам. Например, не может передоверить ему предъявление обвинения, допрос обвиняемого, избрание меры пресечения и др. Нецелесообразно поручать оперативно-розыскным органам следственные действия, требующие особо профессионального исполнения, опыта,
соответствующей специальной подготовки: сложного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента, предъявления для опознания и очной ставки, а также действий (требующих детального знания материалов дела), от проведения которых зависит успех расследования.
Необходимость поручения оперативно-розыскным органам производства следственных действий чаще всего обусловливается потребностью одновременного проведения ряда следственных действий (обысков, допросов), тактическими соображениями (в целях избежания возникновения таких ситуаций, которые впоследствии могут затронуть налаживание психологического контакта с подозреваемым, свидетелем и др.), неотложностью, экономичностью и т. д. При этом оперативно-розыскной работник, которому поручается следственное действие, должен быть самым тщательным образом проинформирован о целях этого действия и сориентирован на творческое решение стоящей перед ним задачи, с учетом ситуации, могущей возникнуть в ходе порученного следственного действия.
В то же время при даче органу дознания задания на проведение розыскных действий следователь не должен определять средства и методы их осуществления. В розыскной деятельности оперативно-розыскные работники в силу своей предназначенности и подготовленности имеют больший, нежели следователи, опыт и могут самостоятельно и достаточно профессионально, сообразуясь с возникшими ситуациями и своими возможностями, решать вопросы розыска. Задания органам дознания на проведение отдельных следственных и розыскных действий в соответствии со ст. 127 УПК даются в письменном виде.
По действующим в настоящее время нормативным положениям следователь не может вводиться в курс всей оперативно-розыскной деятельности работников этих органов, с ним взаимодействующих. Он вправе знакомиться лишь с той оперативно-розыскной информацией указанных работников, которая получена ими по его поручению или самостоятельно, но в силу требований УПК и Закона об ОРД. Это положение, по мнению следователей, не позволяет им осуществлять должный контроль за ОРД по их делу и не способствует повышению их ответственности за расследование.
Оперативно-розыскные материалы в соответствии с Законом об ОРД следователь может использовать главным образом в
522 Раздел IV. Методика расследования отдельных видов преступлений
качестве ориентирующих сведений для подготовки и осуществления следственных действий и проведения других оперативно-розыскных мероприятий. После же соответствующего процессуального оформления отдельные из этих сведений могут стать и доказательствами по делу.
§ 3. Виды взаимодействия
Очень важным видом взаимодействия является содействие следователю в проведении отдельных следственных действий и особенно таких, как осмотв^еста^фоисшествия, обыск, задер-жание и допрос, а также в деятельности по розыску преступников и в проведении различных криминалистических операций.
Взаимодействие при осмотре места происшествия и обыске обычно начинается с подготовки к этим следственным действиям, продолжается в процессе их проведения и заканчивается иногда не сразу после окончания, а после проведения неотложной оперативной работы по результатам следственного действия.
Например, в ходе подготовки к осмотру силами органа дознания обеспечивается охрана места происшествия и неприкосновенность следов, выявляются свидетели, совместно решается вопрос о границах осмотра и приемах его проведения, о возможном времени и порядке использования служебно-розыскной собаки, о способах связи и обмена взаимной информацией при большой территории осмотра и т. д. При подготовке к обыску совместно собирается информация об обыскиваемом лице, месте обыска, обыскиваемых объектах, распределяются обязанности в ходе осмотра, участники обыска, способы беспрепятственного проникновения на объект и т. д.
В процессе осмотра осуществляется постоянный контакт между следователем и оперативно-розыскными работниками с целью координации совместных действий, обмена полученной информацией, внесения корректив в поисковую работу, совместного обсуждения полученных данных и т. п. Аналогичные контакты имеют место и при обыске.
На заключительных этапах этих следственных действий чаще всего совместно оцениваются полученные данные, проверяется, все ли было осмотрено и обыскано, не пропущено ли чего-либо. В необходимых случаях проводятся дополнительные поисковые действия. Продумывается совместная деятельность по проверке
Глава 31. Взаимодействие следователя и опер.-роз. органов
полученных данных, выявлению новых источников доказательств. Иногда безотлагательно проводится дальнейшая совместная деятельность.
При допросе взаимодействие в основном осуществляется на стадии подготовки к допросу путем обмена взаимной информацией, а иногда и во время допроса (при одновременной безотлагательной проверке данных,выявленных в ходе допроса) например проверке ссылки на алиби и др.).
При задержании содействие оказывается не только в самом процессе задержания, которое осуществляется силами оперативно-розыскных органов, но и в выработке тактики самого задержания с учетом сложившейся ситуации. Например, для определения момента задержания, выбора тактических приемов, численности участников, их вооруженности при его осуществлении. Особенно когда речь идет о задержании с поличным взяточников, расхитителей при вывозе и реализации похищенного, вымогателей-рэкетиров при получении «выкупа» и т.д.
Наиболее ярко указанное взаимодействие проявляется при розыскной работе с целью розыска преступника, похищенного имущества, возможных свидетелей и иных объектов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений. Розыскная деятельность обычно складывается из совокупности следственных и розыскных действий и оперативно-розыскных мер. Розыском следователь может заниматься и единолично, его могут осуществлять только оперативные работники, но не процессуальными средствами, а чаще всего розыск осуществляется совместными усилиями следователя и оперативно-розыскных работников.
Информация, служащая основой для розыскной деятельности, обычно бывает весьма разнообразной, собираемой как следователем, так и оперативно-розыскными работниками. Так, следователь собирает информацию в ходе следственных действий в виде различного рода следов преступника, показаний свидетелей, документов нераскрытых архивных уголовных дел и др. Оперативно-розыскные работники получают розыскную информацию в ходе оперативно-розыскных мероприятий, носящую непроцессуальный и в основном ориентирующий характер.
На основе совокупной информации составляются розыскные версии, являющиеся одной из разновидностей криминалисти-
524 Раздел IV. Методика расследования отдельных видов преступлений
ческой версии. Именно такие версии и обусловливают целенаправленность взаимодействия при розыске. Розыскная версия может выдвигаться и одним следователем, но чаще всего она является продуктом совместной мыслительной деятельности следователя и оперативных работников.
Розыск скрывшегося преступника может осуществляться по горячим следам совместными усилиями, если для этого имеются соответствующие предпосылки, или в процессе местного либо всероссийского розыска. В качестве оснований для розыска по горячим следам в начальный момент расследования обычно служат данные, полученные при первых следственных действиях и указывающие на личность подозреваемого (о признаках его внешности, времени и направлении ухода, побега, отъезда с места происшествия), или демографическая информация, сведения о месте работы или жительства, родственных и иных связях и т. п. При этом следователь использует не только оперативные возможности работников милиции, но и возможности информационных центров МВД, особенно по делам об убийствах, изнасилованиях, разбойных нападениях, кражах и мошенничестве, преступлениях, совершенных организованными сообществами, и др.
Если же не было оснований для розыска по горячим следам или он не дал положительных результатов либо расследование началось спустя длительное время после события преступления, розыск идет в рамках местного или всероссийского розыска^.
При этом следователь не освобождается от обязанностей проведения самостоятельных розыскных мероприятий. В частности, следователь периодически должен интересоваться любой новой информацией о возможном местонахождении разыскиваемого лица с учетом его родственных и дружеских связей и при появлении таких сведений обязан принимать меры к их проверке (путем направления соответствующих запросов в предприятия, учреждения, организации, бесед с лицами, обладающими необходимой информацией, и др.).
Не менее важно и взаимодействие при проведении различного рода криминалистических операций. При этом от уровня проводимой операции зависят объем совместной предварительной,
^ Подробнее об этом см. гл. 18.
Глава 31. Взаимодействие следователя и опер.-роз. органов
подготовительной, информационной, инструктажной и плановой работы, выбор числа участников и групп участников и т. д. Вместе с тем все операции требуют и четко налаженного обмена информацией в ходе проведения операций. ^^В настоящее время весьма распространенной и эффективной формой взаимодействия является совместная работа следователей с оперативно-розыскными работниками в рамках следственно-оперативных групп, создаваемых для раскрытия наиболее тяжких преступлений. Такие группы формируются по-разному. Одни могут состоять из переменного состава, выделяемого на каждые сутки только для проведения совместной работы на месте происшествия и связанных с ним необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Другие совместно действуют до момента установления лица, совершившего преступление. После завершения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий уголовное дело передается для дальнейшего расследования по территориальности. Третьи совместно ведут расследование до передачи дела в суд.
Следственно-оперативные группы формируются из наиболее квалифицированных следователей и оперативно-розыскных работников, имеющих достаточный опыт работы по раскрытию и расследованию различных видов преступлений, особенно против личности.
Основные способы взаимодействия в рамках этих групп свяязаны с разработкой плана совместного проведения отдельных следственных действий и иной совместной работы, организацией целенаправленного и четкого обмена информацией между руководителями следственной и оперативной подгрупп и отдельными членами группы, налаживанием должной координации между проводимыми действиями, совместным обсуждением проделанной работы и т. д.
Указанная форма взаимодействия, как показывает следственная практика, весьма прогрессивна и при правильной ее организации обеспечивает немедленное развертывание работы по раскрытию преступлений и установлению виновных лиц, что положительно сказывается на своевременном пресечении и предупреждении тяжких преступлений, особенно против жизни и здоровья людей.
Для расследования уголовных дел большого объема и повышенной сложности, например о крупных хищениях и взяточничестве, совершаемых длительное время, часто создаются след-
526 Раздел IV. Методика расследования отдельных видов преступлений
ственные бригады, включающие помимо следователей прокуратуры следователей и оперативных работников органов МВД. Во главе бригады ставится наиболее опытный следователь-организатор, не только имеющий большой опыт в расследовании таких преступлений, но и обладающий необходимыми организаторскими способностями. Руководитель бригады определяет основные направления расследования и осуществляет общее руководство работой бригады. Внутри бригады взаимодействие осуществляется между многими следователями и оперативно-розыскными работниками, между руководителями коллективов тех и других. Основные способы взаимодействия примерно такие, как и в следственно-оперативных группах.



ОГЛАВЛЕНИЕ