ОГЛАВЛЕНИЕ

Пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу
Глава XVII.
Пересмотр приговоров, определений и постановлений в порядке надзора. 10 стр.
§ 1. Сущность и значение пересмотра судебных решений в порядке надзора. Основания к опротестованию и пересмотру
Предметом проверки в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу, опротестованные управо-моченными на то законом должностными лицами: соответствующим прокурором, председателем суда или их заместителями.
Надзорное производство - это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в порядке надзора (или отказе в принесении протеста), проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу'.
Протест, вносимый на вступившее в законную силу судебное решение, именуется протестом в порядке надзора; рассмотрение дела по протесту в соответствующей надзорной инстанции называется рассмотрением дела в порядке надзора. Надзорная инстанция - это суд, рассматривающий в порядке надзора дело по протестам на приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу (ст. 34 УПК).
Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.
Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, своими решениями направляют деятельность судов в сторону правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия; способствуют улучшению качества рассмотрения уголовных дел, обеспечивают права участников процесса по всех стадиях судопроизводства.
Осуществление правосудия при рассмотрении дел в порядке надзора является одним из путей реализации Верховным судом РФ судебного надзора за деятельностью суда (ст. 126 Конституции).
Надзорное производство входит в систему уголовного судопроизводства как одна иа его стадий, основываясь на принципах, свойственных всему уголовному процессу.
Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет «поворота к худшему»' и др.). Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможно лишь по основаниям, предусмотренным ст, 465 УПК. Существенные особенности надзорного производства состоят в следующем:
1. Судами надзорной инстанции проверяются приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу. Порядок вступления судебных решений в законную силу определен в ст. 356 УПК. Предметом проверки может быть как приговор, не обжалованный и не опротестованный в кассационном порядке, так и приговор, проверенный по жалобе (протесту) и оставленный без изменения кассационной инстанцией. •
2. Пересмотр в порядке надзора судебных решений допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.
3. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационном порядке. Предметом пересмотра в порядке надзора может быть постановление судьи, определение распорядительного заседания суда, приговор, определение кассационной инстанции, определения и постановления, внесенные в порядке надзора нижестоящей надзорной инстанции, определения судов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания и по другим вопросам, решаемым судом в стадии исполнения приговора.
Исключительность надзорного производства определяется именно этим, а не наличием каких-то особых оснований для принесения протеста и отмены или изменения судебного решения после вступления его в законную силу.
4. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен.
Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью
Производство по делам со вступившим в законную силу приговором и постановлением суда присяжных в надзорной инстанции происходит по правилам, установленным гл. 30 УПК, но возможно лишь по основаниям, предусмотренным ст. 465 УПК. Необходимо при этом учитывать и иные особенности кассационного производства по делам, рассмотренным судом присяжных заседателей.
462
См. обзор по некоторым вопросам кассационной и надзорной практики Верховного суда РСФСР по уголовным делам //Бюллетень Верховного суда РСФСР. - 1967. -№11.-С. 9 и сп., О практике рассмотрения судами уголовных дел и жалоб в по-рядкенадзора //БюллетвньВерхо8ногосудаРСФСР.-1990.-Мв1. -С. 11-16.
463
применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного, приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.
§ 2. Порядок рассмотрения дела в порядке надзора Стадия надзорного производства включает в себя несколько этапов: а) рассмотрение жалоб, заявлений, писем и иных сообщений по поводу незаконности и необоснованности вступившего в законную силу судебного решения, а также просьб о принесении протеста на приговор, определения, постановления суда (ст. 375, 376 УПК); б) принесение протеста (ст. 371) или отказ в этом; в) рассмотрение судом дела по протесту и принятие решения (ст. 377, 378, 381 УПК).
С просьбой (письменной или устной) о принесении протеста к соответствующим должностным лицам могут обращаться как участники процесса, так и любые граждане, учреждени, организации, органы народного контроля. Поводом к истребованию и проверке дела могут служить статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Прокурор вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Такое же право предоставлено председателям соответствующих судов, их заместителям.
Жалобы, заявления, письма и иные ходатайства (в том числе и устные заявления, сделанные непосредственно на приеме у должностного лица) о проверке законности и обоснованности состоявшихся судебных решений обязывают соответствующих должностных лиц рассмотреть их и принять решение. О принятом решении заявитель должен быть поставлен в известность, и за них сохраняется право обжалования состоявшегося решения (например, на решение областного прокурора об отказе в принесении протеста в порядке надзора может быть подана жалоба прокурору республики).
Недопустимо принятие решения об отказе в принесении протеста по жалобе без истребования дела в тех случаях, когда изложенные в жалобе доводы не опровергаются доказательствами, приведенными в приложенных к жалобе судебных документах,
464
или сомнения в законности и обоснованности судебных решений возникают по иному поводу^
Протест должен содержать указание, в какой суд он приносится, какие именно судебные решения опротестовываются, по каким основаниям и какое решение просят принять лицо, приносящее протест. К протесту прилагаются дополнительные материалы, если они имеются.
Протест на решение суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест (ст. 33 Закона о Прокуратуре РФ).
Лицо, внесшее протест, вправе с учетом дополнительных материалов, поступивших в суд, или объяснений лиц вызванных в суд в ходе судебного заседания высказать иное, чем в протесте, мнение, которое может быть учтено судом при принятии решения по делу.
§ 3. Приостановление исполнения приговора, определения или постановления
Прокурор союзной республики, ег заместители, председатель Военной коллегии Верховного суда РФ, председатель Верховного суда союзной республики и его заместители вправе приостановить исполнение опротестованного приговора, определения и постановления суда по уголовному делу до разрешения дела в порядке надзора (ст. 372 УПК).
Приостановление означает либо неприведение в исполнение решения, либо перерыв в исполнении решения до рассмотрения дела в надзорной инстанции.
Приостановлено может быть как уже исполняемое решение, так и решение, которое еще не обращалось к исполнению. Приостанавливаться может как основное, так и дополнительное наказание (например, конфискация имущества), а также решение о гражданском иске.
Приостановление исполнения приговора, как правило, может иметь место одновременно с принесением протеста. Принесение Генеральным прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение (ст. 34 Закона о Прокуратуре РФ). В исключительных случаях возможно приостановить приговор одновременно с истребованием дела, когда
См.: постановление Пленума Верховного суда РСФСР от 25 апр. 1989 г. «О ходе выполнения судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного суда РСФСР о рассмотрении уголовных дел и жалоб в порядке надзора» //Бюллетень Верховного суда РСФСР. - 1989. -№ 7.-С. 5.
465
уже из жалобы или заявления и приложенного к нему приговора усматривается, что приговор постановлен с явным нарушением закона. В этих случаях указанные выше лица вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить на срок не свыше трех месяцев исполнение судебного решения до его опротестования (ст. 372 УПК). В этот срок должен быть решен вопрос о принесении протеста.
Протесты на приговоры военных судов приносятся в порядке, установленном Положением о военных трибуналах.
§ 4. Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора
По действующему Закону о судоустройстве в РФ и ст. 374 УПК дела по протестам в порядке надзора рассматривают следующие суды: президиумы Верховных судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, городских (Московского и Санкт-Петербургского) судов, судов автономной области и автономных округов.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации.
Президиум Верховного суда Российской Федерации. Протесты в порядке надзора приносятся в определенные судебно-надзорные органы управомоченными должностными лицами в пределах предоставленных им законом полномочий (ст. 32 Закона о прокуратуре Российской Федерации).
Председатель Верховного суда и Генеральный прокурор Российской Федерации вправе приносить протест в порядке надзора во все суды России, а их заместители - во все суды, кроме Президиума Верховного суда Российской Федерации.
Эти положения следует учитывать при определении компетенции отдельных судов, рассматривающих дела по протестам в порядке надзора.
Президиум Верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа рассматривает в порядке надзора соответственно протесты прокурора республики, края, области, города, автономной области и автономного округа и председателя Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа на кассационные определения судебных коллегий этих судов и на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) народных судов.
466
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора протесты Генерального прокурора, Председателя Верховного суда Российской Федерации и их заместителей на вступившие в законную силу решения и определения всех судов России, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном суде, а также на постановления президиума Верховного суда республики в составе Российской Федерации, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа.
Президиум Верховного суда Российской Федерации рассматривает в порядке надзора протесты Генерального прокурора, Председателя Верховного суда Российской Федерации на решения и определения Судебной коллегии по уголовным делам военной коллегии Верховного суда по первой инстанции, на кассационные и надзорные определения этой коллегии и определения Кассационной палаты Верховного суда РФ.
В судебной практике, как правило, соблюдается определенная «инстанционность». Так, протест в порядке надзора на кассационное определение областного (и приравненного к нему) суда не приносится в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации, минуя президиум нижестоящего суда. В то же время президиум областного суда не может пересматривать дело, которое уже рассматривалось в порядке надзора в Верховном суде. Недопустим и пересмотр надзорным органом дважды одного и того же дела по протестам разных должностных лиц.
§ 5. Процессуальный порядок рассмотрения протестов
При рассмотрении протеста в порядке надзора действуют, по существу, те же принципы и условия отправления правосудия, что и в кассационном производстве (ст. 14, 15, 18, 19, 20 УПК).
Дело в порядке надзора рассматривается с обязательным участием прокурора, который поддерживает принесенный им протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.
В необходимых случаях на заседание суда для дачи объяснений могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и ихпредставители. Приглашенным на заседание лицам обеспечивается возможность ознакомления с протестом (ч. 3 ст. 377 УПК), объяснения этих лиц в судебном заседании дают
467
возможность суду глубоко и полно оценить собранные по делу доказательства, доводы протеста и жалоб, сделать более обоснованные и аргументированные выводы. Рассмотрение дела в суде начинается докладом председателя суда или по его назначению члена президиума или члена суда (ст. 377 УПК). Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание приговора, определения, постановления, сущность протеста. Судья, прокурор, осужденный, оправданный и их защитники могут задавать вопросы докладчику. Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный или их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, то они вправе после доклада судьи дать устные объяснения.
Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им протеста или дачи заключения по протесту, внесенному председателем суда либо его заместителем (ст. 377 УПК).
После заключения прокурора председательствующий ставит протест на голосование.
Решение суда надзорной инстанции принимается большинством голосов. При равенстве голосов членов президиума протест, как не собравший большинства, считается отклоненным. Член суда, не согласный с решением, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.
§ 6. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора
При рассмотрении дела надзорная инстанция исходит из тех же оснований к отмене или изменению приговора, что и кассационная инстанция (ст. 379, 465 УПК). Нарушения закона, перечисленные в ст. 342, 465 УПК, влекут за собой признание приговора незаконным и необоснованным независимо от того, что эти нарушения установлены уже после вступления приговора в законную силу.
Пределы прав надзорной инстанции определены ст. 373, 380 УПК.
При рассмотрении протеста в порядке надзора суд не связан доводами протеста и обязан проверить все производство по делу в полном объеме. Если по делу осуждено несколько лиц, а протест принесен только в отношении одного или части осужденных, то суд обязан проверить дело в ревизионном порядке - в полном объеме, в отношении всех осужденных.
Полномочия надзорной инстанции ограничены действием запрета «поворота к худшему» (ст. 373, 380 УПК). Этот запрет применительно к деятельности надзорной инстанции выражается в следующем:
468
1. Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не может принять решения, ухудшающего положение осужденного по сравнению с приговором или кассационным определением. Надзорная инстанция не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.
2. Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения, или постановления суда о прекращении дела допускается, если протест внесен именно по этим основаниям и в течение года по вступлении приговора в законную силу.
Несколько иначе определены в законе права вышестоящей надзорной инстанции в отношении решений нижестоящей надзорной инстанции.
Надзорная инстанция, рассматривая дело по протесту с соблюдением условий, предусмотренных ст. 373 УПК, вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить без изменения приговор суда первой инстанции или определение кассационной инстанции, которые были предметом рассмотрения нижестоящей надзорной инстанции и неосновательно отменены или изменены в благоприятную для осужденного сторону.
В этих случаях вышестоящая надзорная инстанция сама исправляет ошибку, не возвращая дела в нижестоящий суд. Права осужденного не нарушаются, т. к. дело в надзорной инстанции рассматривается не по его жалобе, а по протесту.
§ 7. Решения надзорной инстанции
В результате рассмотрения дела в порядке надзора суд выносит либо определение (судбные коллегии), либо постановление (президиумы, пленумы).
Определение и постановление должны быть законными и обоснованными. В них должны содержаться основание и мотивы принятого решения (ст. 381 УПК). Определение подписывается всем составом суда, постановление президиума — председательствующим в заседании президиума.
Надзорная инстанция может: 1) оставить протест без удовлетворения, 2) отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством
469
(при наличии обстоятельств, указанных в ст. 5-9, 349 УПК), либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; 3) отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; 4) отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе с изменением или без изменения приговор суда; 5) внести изменения в приговор, определение или постановление суда; 6) применить акт амнистии.
Так же как и кассационная инстанция) надзорная инстанция при направлении дела для дополнительного расследования или нового рассмотрения дела судом не вправе предрешать выводы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности этого или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении того или иного уголовного закона и о мере наказания.
Усиление наказания или применение закона о более тяжком преступлении при рассмотрении дела после отмены первоначального приговора или определения кассационной инстанции возможно в тех случаях, что и при отмене приговора в кассационном порядке.
Приговор, постановленный судом первой инстанции при новом разбирательстве дела (после отмены первоначального приговора), может быть обжалован и опротестован в общем порядке (ст. 382 УПК). Протест на вторичный приговор (определение или постановление) может быть внесен на общих основаниях независимо от мотивов, по которым был отменен первый приговор (определение или постановление) суда.
Суд, рассматривающий дело в порядке надзора) при наличии оснований, предусмотренных ст. 2V УПК РСФСР, может вынести частное определение (постановление).
470



ОГЛАВЛЕНИЕ