стр. 1
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Мицкевич А.В. Субъекты советского права. -М.: Гос. изд-во юрид.
литературы, 1962. -212с.

ВСЕСОЮЗНЫЙ ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

А. В. МИЦКЕВИЧ

СУБЪЕКТЫ СОВЕТСКОГО ПРАВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва-1962

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .............................................................3

Глава I. Понятие и виды субъектов советского социалистического права

1. Понятие субъекта права и правосубъектности в советском обществе ...5

2. Виды субъектов советского социалистического права ................33

Глава II. Граждане как субъекты советского права

1. Содержание и юридическая природа правосубъектности советских
граждан .........................................................48

2. Возникновение и прекращение правосубъектности граждан по советскому
праву ...........................................................64

3. Принцип равноправия советских граждан ............................72

4. Гарантии осуществления прав советских граждан ....................81

Глава III. Правосубъектность советского государства и государственных
организаций

1. Советское государство как субъект советского права ...............95

2. Правосубъектность советских государственных организаций .........109

3. Компетенция органов Советского государства ......................120

4. Государственные организации как юридические лица ................130

Глава IV. Общественные организации как субъекты советского права

1. Основные черты правового статуса общественных организаций в СССР 167

2. Правомочия общественных организаций по управлению своими внутренними
делами .........................................................172

3. Правомочия общественных организаций на осуществление государственных
функций ........................................................184

4. Общественные организации трудящихся как юридические лица ........195

ВВЕДЕНИЕ

XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза начертал
величественные перспективы строительства коммунистического общества,
разввил марксистско- ленинское учение о закономерности перехода от
социализма к коммунизму. Одной из этих закономерностей являеться
всестороннее развитие социалистической демократии и расширение
общественных начал во всех областях политической и культурной жизни.

Восстановление ленинских норм партийной и государственной жизни,
дальнейшее расширение социалистической демократии явились важнейшей
стороной деятельности партии за период между ее XX и XXII съездами. Но
и сейчас, как говорил товарищ Н. С. Хрущев, <мы, разумеется, не
считаем, что задача совершенствования нашей политической системы уже
исчерпана> (*1).

Программа Коммунистической партии Советского Союза закрепила линию
партии на всемерное развертывание и совершенствование социалистической
демократии как главное направление развития социалистической
государственности в период строительства коммунизма (*2). В процессе
развития демократии будет неуклонно совершенствоваться правовое
положение граждан и различных организаций в советском обществе.
Принятая XXII съездом Программа КПСС намечает широкие перспективы
дальнейшего расширения прав и свобод личности, совершенствования
демократических принципов формирования и деятельности органов
государственной власти и управления, расширения прав и роли
общественных организаций, прав хозяйственных предприятий

(**1) Н. С. Хрущев, О Программе Коммунистической партии Советского
Союза, М., 1961, стр. 84.
(**2) См. <Программа Коммунистической партии Советского Союза>,
<Правда> 2 ноября 1961г.

-3-

В Программе партии вместе с тем говорится, что <самый широкий
демократизм должен сочетаться с неуклонным соблюдением товарищеской
дисциплины трудящихся и содействовать ее укреплению...> (*1). С ростом
сознания общественного долга возрастет значение обязанностей граждан,
должностных лиц, организаций перед обществом и государством, укрепится
единство прав и обязанностей в правовом статусе всех субъектов
советского права.

Переход отдельных государственных функций к общественным организациям,
расширение хозяйственной деятельности колхозов рождают также новые
формы общественных и кооперативных организаций, требующие всестороннего
исследования.

Советская юридическая наука призвана глубоко изучать правовое положение
личности в советском обществе, правовой статус государственных и
общественных организаций в период развернутого строительства
коммунизма. В настоящей работе сделана лишь попытка исследовать вопрос
о субъектах советского права в том общем аспекте, который позволяет
обобщить разработку учения о субъектах различных отраслей советского
права и вместе с тем сосредоточить главное внимание на изучении общих
черт правового положения граждан и организаций в социалистическом
обществе, характеризующегося подлинным демократизмом.

Автор ставил перед собой задачу показать развитие демократических
принципов правового статуса граждан и организаций в период
строительства коммунизма и внести некоторые предложения к действующему
законодательству, соответствующие задачам развития советского права в
наши дни.

(**1) <Правда> 2 ноября 1961 г.

-4-
Глава I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРАВА

1. Понятие субъекта права и правосубъектности в советском обществе.

Субъекты права в советском обществе это люди и их организации,
выступающие как носители предусмотренных законами государства прав и
обязанностей. Наличие у лица или организации определенного круга прав и
обязанностей и признанной законом возможности иметь другие права и
обязанности, возникающие в процессе участия в общественной жизни (т. е.
правоспособности), составляет характерное качество субъекта права,
именуемое нами правосубъектностью.

Правосубъектность придается людям и организациям законом в соответствии
с потребностями развития общественных отношений. Поэтому она, как и
всякая правовая категория, должна рассматриваться в связи с
общественными отношениями, складывающимися на основе экономического и
политического строя данного общества.

В обществе, разделенном на антагонистические классы, объективные законы
развития общественных отношений находят свое выражение в
противоположных классовых интересах. Право выражает в этих условиях
волю экономически и политически господствующего класса, в соответствии
с интересами которого устанавливается и правосубъектность граждан и
организаций, их правовое положение в обществе.

В условиях полной и окончательной победы социализма дальнейшее
укрепление и развитие социалистических общественных отношений отвечает
интересам всего на-рода, спаянного социально-политическим и идейным
единством. Советское право выражает волю всего народа и в соответствии
с его интересами определяет правосубъектность граждан и организаций.

Буржуазные юристы в течение многих десятилетий безуспешно пытались
раскрыть сущность правосубъектности. При решении этой проблемы они
исходили из

-5-

индивидуальной воли и индивидуальных интересов, из <естественной> или
даже <божественной> природы человека, пытались рассматривать
правосубъектность как абстрактную <проекцию правопорядка>. Главный
методологический порок буржуазных учений о субъектах права состоит в
том, что анализ этого понятия проводится с идеалистических позиций, в
отрыве от общественных условий жизни индивида, от материальных условий
жизни общества.

Такой отрыв продиктован в конечном счете классовыми интересами
буржуазии, отражает мнимую <беспартийность> ее науки, использующей
надклассовые категории, чтобы скрывать подлинную антинародную сущность
буржуазного права.

Идеалистический подход к понятию субъекта права, характеризует самые
различные направления буржуазной юриспруденции. Он в равной мере присущ
всем классическим теориям правосубъектности XIX века- теории воли и
теории интереса, и различным их комбинациям, рассматривающим субъект
права изолированно, только как носителя индивидуальной воли и
индивидуального интереса, вне связи с классовыми, производственными
отношениями. Такой подход характерен для К. Савиньи и Г. Пухты, Р.
Йеринга, Н. М. Коркунова, Ю. Гамбарова и других представителей этих
теорий. Нам нет необходимости рассматривать различия буржуазных теорий,
поскольку идеалистическая сущность- общая черта, свойственная каждой из
них (*1). Однако наиболее ярко отрыв категории субъекта права от
материальных условий жизни проявляется в позитивистских догматических
учениях буржуазных юристов, в которых нашло свое классическое
воплощение буржуазное юридическое мировоззрение. Например, Г. Еллинек
писал <Понятие субъекта права есть понятие чисто юридическое... Субъект
в юридическом смысле не есть поэтому существо или субстанция, а данная
извне, созданная волею правопорядка способность> (*2). Эту мысль о
субъекте как о произвольном продукте правопорядка повторяло


(**1) О буржуазных теориях правосубъектности см. С. Н. Братусь,
Юридические лица в советском гражданском праве, М, 1948, стр. 72-100;
его же. Субъекты гражданского права, М. 1950, стр. 21-31 (далее всюду:
С. Н. Братусь. Субъекты ...).;
(**2) Г. Еллинек, Общее учение о государстве. СПБ, 1908, стр. 123

-6-

Г. Ф. Шершеневич, Е. Н. Трубецкой, А. И. Елистратов, Л. А.
Рождественский, Гельдер, Салейль и многие другие буржуазные ученые,
находившиеся под влиянием позитивизма. Позднее юридический нормативизм
в лице Г. Кельзена довел ее до крайности, рассматривая понятие субъекта
права только как <вспомогательное искусственное средство мышления>
(*1).

Позитивистские концепции субъекта права встречаются и в современной
буржуазной юриспруденции. Они наиболее прочно занимают место в
учебниках и элементарных курсах права. Например, Э. Дженкс считает
<лицами> людей, которые выступают носителями прав и обязанностей,
созданных и возложенных на них английским правом (*2). Л. Эннекцерус
пишет, что субъектами права являются естественные и юридические лица,
правоспособность которых основана на правопорядке (*3). С позиций
позитивизма рассматривает субъектов права и Хеллмер в популярном
учебнике <Право> (*4).

Признание субъекта прав продуктом объективного права лежит и в основе
воззрений Жюллио де ла Морандьера (*5).

Позитивистские определения не идут дальше простой констатации связи
положения лиц и организаций с правопорядком, не раскрывая ни существа
права, ни сущности категории субъекта права.

В современной буржуазной юриспруденции чрезвычайно развито течение,
отрицающее не только связь категории субъекта права с материальными
условиями жизни общества, но и зависимость прав личности от
государства. В особенности активно с этих позиций выступают сторонники
школы возрожденного естественного права и другие поборники <западной
демократии>, которая, по их мнению, основана на <политической идее
защиты прав человека>.

(**1) H.Kelsen <Reine Rechslehre>, 1934, S. 23.
(**2) См. Э Дженкс, Английское право, М., 1947, стр. 120.
(**3) Л. Эннекцерус, Курс германского гражданского права, т. 1,
полутом 1, М., 1949.
(**4) R. Hellmer, Recht, Frankfurt am Mein, 1959, S. 202.
(**5) См. Жюллио де ла Морандьер, Гражданское право Франции, М.,
1958, стр. 39-41.
(**6) См. например, U. Sheiner, K. Better, G. Nipperday... <Die
Grundrechte>, Berlin, B. I-III, 1950-1958, T.Fridenau, Rechtsslaat in
zweierlei Sicht, Berlin, 1956, S. 46, 148.

-7-

Защитники так называемого <свободного мира> здесь лишь повторяют
избитый тезис о <всеобщей свободе>, <чистой демократии> с целью
оклеветать Советское государство, якобы подавляющее свободу личности.
Насколько антинаучна и реакционна эта апологетика буржуазного строя,
ясно уже из того, что на деле буржуазное государство не обеспечивает
трудящимся самых основных прав, давно ставших достоянием всех советских
граждан. Вместо права на труд, на отдых, на образование буржуазные
идеологи и пытаются подсунуть трудящимся <естественные права>, к тому
же часто <божественного происхождения>, и абстрактную <свободу
личности... от государства>.

Действительную цену всем этим попыткам буржуазной науки и пропаганды
поставить свободу личности вне зависимости от общества и государства с
большой силой вскрыл товарищ Н. С. Хрущев на XXII съезде партии.
<Империалисты, - говорил товарищ Н. С. Хрущев, - измеряют понятия на
свой лад и видят свободу личности в анархическом противопоставлении
личного общественному, личности коллективу> (*1).

На деле же свобода в современном капиталистическом обществе означает
свободу богатых эксплуатировать и грабить бедных, миллионы <свободных>

стр. 1
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>