<< Предыдущая

стр. 10
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Обязанности граждан также в своем большинстве носят определенный
характер. Таковы основные обязанности нести воинскую службу, беречь и
укреплять социалистическую собственность, соблюдать законы, дисциплину
труда, а также предусмотренные отраслевыми актами обязанности
регистрации актов гражданского состояния, обязанность являться по
вызову в суд и давать свидетельские показания, обязанности, вытекающие
из различных административных правил (правил паспортного режима,
уличного движения и т. п.) и из запретов уголовноправовых норм.

В науке советского гражданского права различают понятия
правоспособности и дееспособности граждан. Это разграничение прямо
вытекает из текста Гражданского законодательства. Гражданская
правоспособность определяется как <...способность иметь гражданские
права и обязанности...>, а дееспособность-как <...способность лица
своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя
гражданские обязанности...>. (*1). Таким образом, наличие
правоспособности не связано с тем - признается за личными действиями
человека юридическое значение или нет. Дееспособность возникает тогда,
когда действиям лица ввиду его достаточной умственной зрелости
придается юридическое значение.

Дееспособность по существу и означает способность человека к совершению
личных юридических действий, направленных на осуществление им своих
прав и обязанностей, на приобретение новых субъективных прав

(**1) Ст.ст. 4 и 7 ГК РСФСР и соответствующие статьи гражданских
кодексов союзных республик, ст. 8 Основ гражданского законодательства
Союза ССР и союзных республик.

-60-

и обязанностей, (*1), а также способность нести личную ответственность
за свои неправомерные действия.


Дееспособность следует рассматривать не как составную часть правового
статуса, а как особое качество правосубъектности, служащее условием
осуществления прав и обязанностей. Как правило, субъект права обладает
дееспособностью. Однако в области гражданского права и процесса
гражданин признается субъектом права и при отсутствии дееспособности.
Разграничение право- и дееспособности совершенно необходимо для
имущественных правоотношений граждан, регулируемых советским
гражданским правом. Без такого разграничения невозможно было бы,
например, наследование малолетними детьми, пользование ими жилищем,
земельными участками на равных правах с родителями. Признание
умалишенных и малолетних неправоспособными привело бы к существенному
ущемлению их имущественных интересов. Поэтому наличие гражданской
правоспособности не зависит от возраста и психического состояния лица,
а наличие гражданской дееспособности гражданина зависит от этих
условий(*2).

Возможность разделения гражданской право- и дееспособности граждан
обусловлена характером имущественных правоотношений в сфере обмена и
личного потребления, которые не требуют обязательного личного участия
субъекта права, допускают возможность совершения сделок другим
лицом(*3). В связи с этим в гражданском праве широко развит институт
представительства на основе закона или договора поручения(*4).
Представительство в области гражданских правоотношений

(**1) Такое определение дееспособности дают румынские авторы С.
Гимпу и С. Гроссу (см. Capacitatea si representarea persoanelor fizice
in dreptul Republicii Populare Romine, Bucuresti, 1960, р. 12). С. Ф.
Кечекьян также связывает дееспособность с возможностью совершения
действий, вызывающих юридические последствия (см. Правоотношения...,
стр. 85).
(**2) См. С. Н. Братусь. Субъекты..., стр. 18.
(**3) См. Н. Г. Александров, Трудовое правоотношение, стр. 148-149.
(**4) Договор поручения является не замещением дееспособности, а
лишь поручением совершить определенные действия (ст. 251 ГК). Мы
ссылаемся на него лишь для того, чтобы показать возможность передачи
полномочий на совершение гражданских юридических действий другим лицам.

-61-

не противоречит интересам государства, а для граждан создает
дополнительные возможности удовлетворения их имущественных интересов.

Различие право- и дееспособности граждан и институт представительства
имеют место также в гражданском процессуальном праве(*1). Оно
соответствует различию гражданской право- и дееспособности. Однако
перепоручение личных действий другим лицам явно немыслимо в
брачно-семейных, трудовых, колхозных правоотношениях. Это хорошо
обосновано советскими учеными для трудовых правоотношений(*2). Трудовая
деятельность может осуществляться только самим трудоспособным лицом.
Распоряжение чужой способностью к труду несовместимо с гражданской
свободой и означает порабощение личности, которое немыслимо для
советского общества. Поэтому в области трудового права гражданин не
может обладать правоспособностью без дееспособности. Эти качества
неразделимы. Аналогичное положение имеет место в области брачно-
семейных и колхозных отношений.

В сфере государственного, административного, земельного, уголовного
права, где значительное место в правовом статусе граждан занимают права
и обязанности определенного содержания, дееспособность означает для
граждан возможность самостоятельно осуществлять эти права и обязанности
юридическими действиями. В этих отраслях советского права также можно
отметить отдельные права, которые принадлежат недееспособным лицам и
осуществляются через представителей. Например, право на получение земли
и использование принадлежит детям наряду с родителями, но малолетние не
могут сами требовать выдела своей доли, наделения их земельным
участком(*3). Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют
малолетние и несовершеннолетние члены семьи умершего, состоявшие на его
иждивении. Но назначение пенсии происходит

(**1) См. ст. 28 Основ гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик, ст. ст. 2, 12, 15 ГПК РСФСР, ст. ст. 43 КЗоБСО
РСФСР.
(**2) См. Н. Г. Александров, Трудовое правоотношение стр. 173; А.
Е. Пашерстник, Право на труд, 1951, стр. 28 и далее.
(**3) См. ст.ст. 43, 67, 73, 75, 88 ГК РСФСР. Подробнее об этом см.
Г. А. Аксененок, Земельные правоотношения в СССР, стр. 121-122.

-62-

здесь по заявлениям родителей либо органов опеки.

Для наличия права на образование, на медицинскую помощь также не
обязательно требуется дееспособность. Г. И. Петров правильно указывает,
что права ребенка на поступление в школу осуществляют его родители(*1).
Следует лишь подчеркнуть, что под <осуществлением права> имеется в виду
совершение юридических действий родителями (запись ребенка в школу,
выполнение закона о всеобщем обучении), а не само обучение в школе,
которое не порождает правоотношений для ребенка.

Однако большинство прав определенного содержания может осуществляться
только личными юридическими действиями, при личном участии самого
носителя права. Таким путем осуществляются, например, право избирать и
быть избранным в государственные органы, право объединения в
общественные организации, политические свободы, право занимать
государственные или общественные должности. Эти права не возникают с
момента рождения. Лишь тогда, когда гражданин достигает установленного
законом возраста, подобные <личные> (т. е. осуществляемые лишь личными
действиями) права предоставляются гражданину и могут осуществляться
только им самим (хотя в отдельных случаях и допускается помощь других
лиц).

Например, право избирать в государственные органы возникает при
достижении 18 лети осуществляется только лично. До 18 лет у гражданина
нет не только способности осуществлять это право (т. е.
дееспособности), но и способности иметь его, т. е. нет самого
права(*2). То же самое следует сказать о таких правах, как право быть
опекуном, попечителем, право занимать те или иные должности в
государственном аппарате. До достижения указанного законом возраста
подобных прав у гражданина не возникает, а с достижением этого
возраста-возникает и право и <способность его

(**1) См. Г. И. Петров, Сущность.., стр. 75.
(**2) Ц. А. Ямпольская неправильно различает право- и
дееспособность применительно к избирательным правам, полагая, что
способность обладать этими правами возникает независимо от возраста
(см. ее статью в сборнике <Вопросы советского государственного права>,
М., 1959, стр. 155-156). Критику этого положения см. О.С.Иоффе и
М.Д.Шаргородский. Вопросы теории права, стр. 209.

-63-

осуществления>. Поэтому в указанных случаях определенные права
возникают только у дееспособного гражданина.

Дееспособность не следует рассматривать как <способность осуществлять
обязанности>, вытекающие из административных правил и уголовноправовых
запретов. Соблюдение этих обязанностей осуществляется либо простым
бездействием, либо действиями, не влекущими за собой юридических
последствий. Дееспособность означает возможность нести личную
ответственность за нарушение юридических обязанностей. В области
гражданского права возможность нести лично ответственность за
причинение вреда (деликтоспособность) рассматривается как содержание
дееспособно- сти. (*1). Такая ответственность возможна только для
дееспособного субъекта.

Следует при этом иметь в виду, что в области гражданского права имеет
место имущественная ответственность недееспособного по сделкам,
заключенным его представителем, поскольку последние порождают
обязанности для представляемого. Это-один из случаев ответственности не
за свои, а за чужие действия.

В области уголовного, административного, трудового права
ответственность всегда носит личный характер, и обязанности
неимущественного содержания возникают здесь только для дееспособного
лица. Поэтому возможность нести ответственность является здесь одной из
черт единого качества правосубъектности.

2. Возникновение и прекращение правосубъектности граждан по советскому
праву

Условия возникновения и прекращения правосубъектности граждан
установлены Советским государством в полном соответствии с интересами
трудящихся, на началах подлинного демократизма. Важнейшей политической
предпосылкой признания лица полноправным субъектом советского права
является принадлежность к советскому гражданству. Институт советского
гражданства - это совокупность норм

(**1) См. С. Н. Братусь, Субъекты.., стр. 64; Е.А.Флейшиц,
Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения, М.,
1951, стр. 96.

-64-

советского государственного права, определяющих круг лиц, признаваемых
гражданами СССР, порядок приема в советское гражданство, выхода из него
и порядок лишения гражданства СССР(*1). Регламентируя порядок
приобретения советского гражданства и выхода из него, институт
гражданства не содержит норм, устанавливающих права и обязанности лиц,
состоящих в гражданстве СССР, за исключением норм о порядке перемены
гражданства(*2). Совокупность прав и обязанностей граждан СССР
определяется не институтом гражданства, а Конституцией и законами СССР
и союзных республик. Отсюда следует, что гражданство - не особый
элемент, а предпосылка правосубъектности советских граждан.

Значение советского гражданства заключается в том, что оно является
официальным выражением принадлежности лица к советскому народу, к
населению Советского государства. Из этой принадлежности вытекает
обязанность государства охранять интересы советских граждан как на
территории СССР, так и за его пределами, а также возможность применения
к лицу всех законов, определяющих правовое положение личности на
территории СССР и за его пределами. (*3).

Как же влияет признание лица гражданином СССР на объем и содержание его
правосубъектности?

Приобретение советского гражданства предполагает, что с достижением
совершеннолетия лицо приобретает полный объем правосубъектности
допускаемой советскими законами.

Единое союзное гражданство, установленное ст. 21 Конституции СССР для
граждан всех союзных республик, является важнейшим условием обеспечения
равноправия граждан независимо от национальности.

(**1) Эти вопросы регламентируются ст. 21 Конституции СССР и
соответствующими статьями конституций союзных республик. Законом о
гражданстве СССР 19 августа 1938 г. (<Ведомости Верховного Совета СССР>
1938 г. № 11), специальными законами и указами.
(**2) См ст.ст. 4 и 6 Закона 19 августа 1938 г. и ст. 35 КЗоБСО
РСФСР.
(**3) См. <Советское государственное право>, М., 1938, стр. 275;
Д.Гайдуков, Гражданство СССР, 1940, стр. 10; <Краткий юридический
словарь>, 1945, стр. 77; А.И.Лепешкин, Курс.., стр. 457- 458.

-65-

Согласно конституциям союзных республик граждане других союзных
республик пользуются одинаковыми правами с гражданами данной союзной
республики. Прием иностранцев в советское гражданство также не зависит
от их национальности и расы.

Правосубъектность, возникающая на основе советского гражданства, не
может быть изменена без указанных в законе оснований. Таким образом,
советское гражданство является условием равного применения к лицам всех
советских законов.

Лица, проживающие на территории СССР и не имеющие советского
гражданства, обладают статусом иностранцев (*1) или лиц без
гражданства.

В настоящей работе мы рассматриваем лишь вопрос о предпосылках действия
советского законодательства в отношении иностранцев, т. е. о
предпосылках их правового статуса по советскому праву. (*2).

Особенность правового статуса иностранцев заключается прежде всего в
том, что они не утрачивают связи с государством, гражданами которого
являются и, в то же время, находясь на территории СССР либо вступают в
правоотношения, возникающие на его территории (например, в силу
открытия наследства), подпадают под суверенитет Союза ССР. Вследствие
этого двойственного положения на иностранцев распространяется как
действие советских законов, так в определенных случаяхи действие
законов иностранного государства.

На лиц без гражданства, наличие которых в СССР в каждый данный момент
объясняется различными причинами, распространяется советское

<< Предыдущая

стр. 10
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>