<< Предыдущая

стр. 11
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

законодательство.

(**1) Этот принцип нашел свое отражение в ряде соглашений СССР со
странами народной демократии (см., например, ст. 8 Конвенции между СССР
и Народной Республикой Болгарией <Об урегулировании вопроса о
гражданстве лиц с двойным гражданством> и соответствующие статьи
конвенций с другими социалистическими государствами). <Ведомости
Верховного Совета СССР> 1958 г. № 7 стр. 141.
(**2) Подробное рассмотрение содержания правового положения
иностранцев выходит за рамки нашей работы, так как здесь нам пришлось
бы обратиться к международному частному праву, иностранному
законодательству. См. об этом М.М.Богуславский и А.А.Рубанов, Правовое
положение иностранцев в СССР, М., 1959, Л.А.Лунц, Международное частное
право, М., 1941 стр, 141-164.

-66-

и на территории СССР они выступают только как субъекты советского
права.

Источником правосубъектности иностранцев согласно п. <п> ст. 14
Конституции СССР является союзное законодательство о правах
иностранцев, а также действующее республиканское законодательство(*1).

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства определяется
советским законодательством на основе принципа полного равноправия
граждан независимо от пола, национальности, расы, цвета кожи,
вероисповедания. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в
принципе всеми социально- экономическими и личными правами,
предоставленными законом гражданам СССР(*2). Они несут также уголовную
ответственность наравне с гражданами СССР, за исключением
дипломатических представителей и иных лиц, пользующихся правом
экстерриториальности, а также иностранцев, совершивших преступления вне
пределов СССР(*3).

Таким образом, социальные и личные права иностранцев и лиц без
гражданства по общему правилу приравнены к статусу советских граждан. В
указанных выше областях им предоставлен так называемый <национальный
режим>, т. е. действует принцип общепризнанных норм международного
права.

(**1) Международные соглашения, нормы международного права
определяют лишь объем и порядок применения советских или иностранных
законов к гражданам иностранных государств. Прямое регулирование прав
иностранцев международными соглашениями имеет место только в силу
прямого указания закона или соглашения (см. ст. 129 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и союзных республик).
(**2) В области гражданского и семейного права это прямо
предусмотрено законом (см. ст. 8 Постановления ВЦИК от 11 ноября 1922
г. о введении в действие ГК РСФСР - СУ РСФСР 1922 г. № 7, ст. 904 и
соответствующие статьи законов о введении в действие ГК других союзных
республик; ст.ст. 35, 36 КЗоБСО РСФСР и соответствующие статьи КЗоБСО
других союзных республик). Основы гражданского законодательства Союза
ССР и союзных республик также закрепляют этот принцип (ст ст. 122,
123). В области советского трудового, земельного, процессуального права
это вытекает из самого смысла законодательства, из ст. 123 Конституции
СССР, не допускающей ограничения прав граждан по национальному
признаку.
(**3) См. ст. 4 Основ уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик, ст.ст. 4 и 5 УК РСФСР.

-67-

Но начала <национального режима> применимы не везде и не всегда.
Например, объем политических прав и обязанностей иностранцев и лиц без
гражданства уже, чем объем прав и обязанностей советских граждан.
Советский закон не предоставляет иностранцам избирательных прав, (*1),
а также не возлагает на них обязанности нести военную службу. Это
связано с тем, что политические права и обязанности каждый гражданин
осуществляет в своей стране.

Вместе с тем ст. 129 Конституции СССР предоставляет иностранным
гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за научную
деятельность или национально- освободительную борьбу, особое
политическое право - право убежища. В отличие от капиталистических
правительств, не только предоставляющих право убежища террористам и
военным преступникам, но и активно поддерживающих их деятельность,
враждебную Советскому Союзу, другим социалистическим странам и странам,
освободившимся от колониальной зависимости, право убежища в Советском
Союзе предоставляется только борцам за демократию, за дело трудящихся и
без какого бы то ни было вмешательства в дела других государств. Право
убежища в СССР предполагает гарантию безопасного проживания в стране
(невыдачу эмигранта преследующему его правительству) и пользование
всеми демократическими правами и свободами на началах национального
режима.

В области административного права граждане иностранных государств,
разумеется, несут обязанности соблюдать общественный порядок и могут
быть привлечены к административной ответственности. Защита их прав и
интересов, в частности регистрация актов гражданского состояния,
обращение в органы советского государственного управления,
осуществляется иностранцами через свои консульские представительства.

В области советского гражданского и трудового права допускается
возможность установления специальными законами ограничений отдельных
прав иностранцев и лиц без гражданства. К числу таких специальных
ограничений относится, например, правило ст. 19 Воздушного

(**1) См. ст. 9 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, ст. 9
Закона о судоустройстве РСФСР.

-68-

кодекса СССР, согласно которому в состав экипажа гражданских воздушных
судов могут входить только граждане СССР, аналогичное правило Кодекса
торгового мореплавания 1929 года для замещения должностей капитанов и
некоторых других должностей экипажа судов. Советское законодательство
допускает также применение реторсии, т. е. ограничения правового

статуса иностранцев тех государств, в которых установлены ограничения
для прав советских граждан(*1).

Однако все эти ограничения прав иностранцев не означают какого-либо
отступления от демократических начал определения правового положения
иностранцев и лиц без гражданства в СССР. Они являются общепринятыми в
международной практике, вытекают из самого существа государственного
суверенитета и необходимости охраны интересов советского народа.

Предпосылкой возникновения полной правосубъектности советских граждан
является достижение определенного в законе возраста.

По советским законам гражданин становится субъектом права с момента
рождения(*1). Но при этом возникает еще неполный объем
правосубъектности. С момента рождения возникает право лица на признание
за ним советского гражданства, право на имя, гражданская
правоспособность. Малолетние граждане пользуются правом на образование,
а также правом на материальное обеспечение в случае потери
кормильца(*2), правом на медицинское обслуживание, правом на получение
земли в

(**1) Возможность установления указанных ограничений и правило
реторсии предусмотрены ст. 8 Постановления ВЦИК о введении в действие
ГК РСФСР. Эти правила предусмотрены и ст. 122 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и союзных республик. Реторсия принимается,
обычно, как временная и ответная мера. В порядке реторсии Советское
государство добивалось отмены необоснованных таможенных ограничений и
других актов дискриминации прав советских граждан в некоторых
буржуазных государствах.
(**2) Как известно, в области наследственного права
правоспособность возникает еще до рождения ребенка. Это важно для
защиты интересов детей, зачатых при жизни наследодателя, но родившихся
после открытия наследства (см. примечание к ст. 418 ГК РСФСР).
(**3) См. Закон о государственных пенсиях, раздел IV.

-69-

пользование в составе семьи(*1). Таким образом, за малолетними детьми в
СССР признается и обеспечивается возможность пользоваться некоторыми
правами, необходимыми для охраны их интересов и потребностей,
соответствующих нормальному здоровому развитию ребенка для подготовки
его к общественнополезной деятельности. Естественно, что малолетние не
в состоянии самостоятельно защищать свои права и разумно пользоваться
ими. Поэтому они по закону не обладают дееспособностью, а защита их
прав и интересов возлагается на законных представителей, которые могут
действовать исключительно в интересах детей.

С достижением 14 лет правосубъектность граждан несколько расширяется.
Несовершеннолетний частично приобретает гражданскую дееспособность.
(*2). Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет может
последовать только с их согласия. (*3). С 16 лет признается возможность
вступать в трудовые правоотношения, (*4), право поступления в колхоз и
другие кооперативные организации(*5). С достижением 16 лет возникают
административные права и обязанности (право получения паспорта,
обязанность прописки, состоять на воинском учете).

По советскому уголовному праву достижение 18-летнего (в исключительных
случаях-14-летнего) возраста является одним из условий привлечения лица
к ответственности(*6). Привлечение к административной ответственности
также имеет место лишь с достижением определенного возраста. К
сожалению, нормы советского административного права не всегда четко
определяют этот возраст. Ц. А. Ямпольская правильно указывала

(**1) См. Г. А. Аксененок, Земельные правоотношения в СССР, стр.
119 и след.
(**2) В некоторых случаях дееспособность возникает и ранее.
НаНпример, с 10-летнего возраста без согласия усыновляемого не
допускается усыновление детей, присвоение им имени, отчества и фамилии
усыновителей и запись усыновителей в качестве родителей (ст. 63 КЗоБСО
РСФСР).
(**3) См. ст. 6 Закона о гражданстве СССР.
(**4) См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1956
г. <Об усилении охраны труда подростков>, <Ведомости Верховного Совета
СССР> 1956 г. № 24, ст. 529.
(**5) См. ст. 7 Примерного устава сельскохозяйственной артели ст. 8
Примерного устава сельпо.
(**6) См. ст. 10 Основ уголовного законодательства Союза ССР и
союзных республик.

-70-

в частности, что <правила поведения детей и подростков в общественных
местах> устанавливают ответственность родителей только за действия
детей, но не говорят о подростках от 14 до 16 лет. Она правильно
предлагает установить общий возраст административной ответственности с
16 лет(*1). Ответственность подростков с 14 до 16 лет должна носить
общественно- воспитательный характер.

Г. И. Петров ошибочно полагает, что частичная административная
ответственность граждан возникает со школьного возраста, ссылаясь при
этом на <наказания>, установленные приказом Министра просвещения РСФСР
от 12 декабря 1951 г. <Об укреплении дисциплины в школе>. (*2). Меры
взыскания по отношению к школьникам носят характер общественного
воздействия, а не юридической ответственности.

Полный объем правосубъектности гражданина наступает с достижением 18
лет. С этого момента гражданин наделяется полной дееспособностью и
получает, за некоторыми исключениями, все права в политической,
хозяйственной и культурной жизни, несет все обязанности.

Низкий возраст совершеннолетия позволяет предоставить широкие права
молодежи.

Как правило, после достижения совершеннолетия правосубъектность
советских граждан не изменяется. Отдельным исключением является
возникновение права быть избранным в органы государства с 21 года или с
23 лет. С достижением престарелого возраста или в случаях инвалидности
граждане освобождаются от несения некоторых обязанностей (обязанности
трудиться, нести военную службу). Право на материальное обеспечение в
полном объеме возникает лишь с достижением престарелого возраста (право
на пенсию по старости). Но частично это право существует и раньше
(право на пенсию по инвалидности, в случае потери кормильца, на пособие
по временной нетрудоспособности).

Правосубъектность гражданина прекращается с его смертью. Прекращение
правосубъектности гражданина презюмируется также в случае признания
безвестно отсутствующего умершим. Вопросу о безвестном

(**1) См. Ц. А. Ямпольская, указанная статья в сборнике <Вопросы
советского государственного права>, М., 1958, стр. 158-159.
(**2) См. Г И.Петров, Сущность.., стр. 75, 76.

-71-

отсутствии и его юридическом значении посвящена обширная литература в
области советского гражданского права(*1). Поэтому нам нет
необходимости возвращаться снова к исследованию этого вопроса. Мы
присоединяемся к той точке зрения, согласно которой признание безвестно
отсутствующего умершим является актом, устанавливающим презумпцию
смерти лица со всеми вытекающими отсюда последствиями. Одним из этих
последствий является прекращение правосубъектности гражданина, который
так же презюмируется, как и факт смерти. Как и всякая другая
презумпция, известная советскому праву, признание безвестно
отсутствующего лица умершим может быть опровергнуто явкой лица,
вследствие чего будут восстановлены как правосубъектность, так и
сохраняющие свое действие субъективные права гражданина.

-72-
3. Принцип равноправия советских граждан

Права предоставляются всем советским гражданам, а обязанности
возлагаются на них на началах подлинного равноправия во всех областях
хозяйственной, государственной, общественно- политической и культурной
жизни.

Равноправие граждан независимо от национальности, расы, пола,
вероисповедания было осуществлено в первые месяцы советской власти.
Великая Октябрьская социалистическая революция могучей волной смела все
остатки феодально- сословного неравенства в положении граждан, которые
существовали в царской России и были сохранены Временным правительством
после Февральской революции. Декретами Октября было упразднено деление
населения на сословия и гражданские чины и установлено единое
наименование <гражданин Российской

(**1) См. <Советское гражданское право>, т. 1, М., 1950, стр. 128-
129; П.Я.Орловский, Признание безвестно отсутствующего лица умершим в
условиях войны, <Социалистическая законность> 1942 г. № 5;
Е.Прянишников, Безвестное отсутствие, <Советская юстиция> 1940 г. №
16-18, стр. 13; И.Б.Новицкий, Вопросы гражданского и трудового права в
условиях войны, <Ученые записки ВИЮН>, вып. III, 1946 г., стр. 122-123;
А.К.Юрченко Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву,

<< Предыдущая

стр. 11
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>