<< Предыдущая

стр. 12
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

автореферат кандидатской диссертации. Минск, 1954; Г.Н.Амфитеатров,
Институт безвестного отсутствия в нашем праве, <Социалистическая
законность> 1946 г. № 7-8, стр. 16 и другие работы.

-72-

республики>(*1), были полностью уравнены права военнослужащих с правами
всех граждан. (*2). Впервые в мировой истории было провозглашено и
закреплено равноправие женщины с мужчиной. Декларация прав народов
России законодательно закрепила равенство и суверенность народов России
и отмену всех национальных и национально- религиозных ограничений и
привилегий.

Таким образом, в течение нескольких месяцев Советское государство
провело в жизнь такое последовательное равноправие граждан, какого не
достигли капиталистические страны в течение полутора-двух веков своего
существования и которого в полной мере в капиталистическом обществе нет
и до сих пор.

В переходный от капитализма к социализму период, когда существовали еще
остатки эксплуататорских классов, Советское государство выступало как
диктатура рабочего класса. В этот период пролетарская демократия не
могла обеспечить равноправия трудящихся и эксплуататорских элементов,
равных прав для всего населения. Она неизбежно сочеталась с подавлением
свергнутых эксплуататорских классов, с ограничениями демократии для
представителей этих классов, а следовательно, и с ограничениями их
прав(*3).

Острая классовая борьба капитализма против Советского государства в
годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, в годы
длительной экономической блокады вызвала необходимость суровых
ограничений прав эксплуататорских элементов, специфичных для условий
социалистической революции в России.

Конституция РСФСР 1918 года закрепила лишение эксплуататорских
элементов активного и пассивного, избирательного права (ст. 65). В
Конституции было также закреплено полномочие высших органов Республики,
<руководствуясь интересами рабочего класса в целом, лишать отдельных
лиц и отдельные группы лиц прав, которые используются ими в ущерб
интересам социалистической революции> (ст. 23).

Победа социализма и ликвидация эксплуататорских классов в СССР
позволили закрепить в Конституции

(**1) СУ РСФСР 1917 г. № 3, ст. 31.
(**2) См. Декрет СНК 16 декабря 1917 г. <Об уравнении всех
военнослужащих в правах> (СУ РСФСР 1917 г. № 9, ст. 139).
(**3) См. В. И. Ленин, Соч., т. 28, стр. 235.

-73-

СССР 1936 года принцип полного равноправия граждан независимо от пола,
национальности и расы, социального происхождения, имущественного
положения и прошлой деятельности, образования и вероисповедания.

Принцип равноправия граждан в социалистическом обществе находит свое
закрепление в равенстве их правового статуса, т. е. основных, общих для
всех групп населения прав и обязанностей. Но индивидуальные
субъективные права и обязанности, приобретаемые гражданами при
различных фактических обстоятельствах, в различных правоотношениях, не
могут быть равными для всех. Хорошо известно, что права и обязанности
рабочих и служащих как работников государственных предприятий и
учреждений отличаются от прав и обязанностей колхозников как членов
колхоза. Различны даже права и обязанности рабочих и служащих разных
профессий и специальностей, работающих в одном и том же учреждении или
предприятии, но занимающих разные должности. Права военнослужащих также
отличны от прав других трудящихся. Неодинаковы и семейные, родительские
права и обязанности для разных людей, поскольку различно их семейное
положение. Эти очевидные факты вытекают из того, что социальное
равенство в смысле уничтожения антагонизма классов не означает
уничтожения всяких различий между людьми. Фактические различия в
способностях, в семейном положении людей на низшей фазе коммунизма
ведут к различным формам реализации гражданами их правового статуса. К.
Маркс убедительно показал, что при социализме применение равного права
к неравным людям, дающим обществу различное количество труда, неизбежно
ведет к неравному получению ими продуктов потребления, хотя не
признается никаких классовых различий(*1).

Удовлетворяя разнообразные интересы, потребности и нужды, люди
по-разному распоряжаются своими трудовыми доходами и сбережениями и
приобретают при этом различные имущественные права. Духовные стремления
и потребности людей определяют различия в выборе профессий и т. п.
Поэтому, участвуя в общественной жизни, советские граждане приобретают
различные конкретные субъективные права и обязанности. Такое
разнообразие

(**1) См. К. Маркс, Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. 1 М.,
1955, стр. 14-19.

-74-

реализаций правосубъектности граждан - закономерное явление в
социалистическом обществе, и оно не означает никакого отступления от
принципа равноправия.

Равноправие граждан в советском социалистическом обществе выражается в
равных возможностях приобретения конкретных субъективных прав и
юридических обязанностей (равенство правоспособности). Оно означает
также, что советское право не допускает установления юридических
преград для осуществления гражданами их основных прав, как не
устанавливает и каких-либо привилегий, освобождающих отдельные слои
населения от несения обязанностей, предусмотренных Конституцией СССР
(равенство прав и обязанностей, непосредственно вытекающих из закона).

Н. Г. Александров предлагает различать специальную трудовую
право-дееспособность советских граждан как дополнение к их общей
трудовой правоспособности при наличии определенных условий(*1). К таким
дополнениям правоспособности граждан Н. Г. Александров относит право
занимать определенные должности при наличии диплома или ученого звания.

Эта конструкция специальной правоспособности представляется нам
неверной. Правильно возражал против нее А.Е.Пашерстник, который относил
соответствующие условия (наличие диплома, ученого звания) к проблеме
фактического состава(*2). Квалификация и специальность зависят в
советской стране от способностей самого работника и являются основанием
для возникновения тех или иных субъективных прав и обязанностей в
правоотношениях, т. е. элементами фактического состава. Квалификация
выражает индивидуальные различия между людьми и не может считаться
условием, расширяющим их правосубъектность. В противном случае пришлось
бы признать, что с изменением квалификации и специальности изменяется и
правосубъектность советских граждан, что отдельные категории граждан
обладают какими-то привилегиями по закону независимо от их труда, от
отношений с другими лицами и прочих условий

(**1) См. Н. Г Александров, Трудовое правоотношение, стр. 195.
(**2) См. А. Е. Пашерстник, Право на труд, стр. 30, а также его
статью в сборнике <Вопросы советского административного права>, 1949,
стр. 128-129.

-75-

общественной жизни. При логическом доведении этого тезиса до конца мы
придем к подрыву принципа равноправия советских граждан.

Иногда говорят также об ограниченной правоспосопности крестьян-
единоличников, некооперированных кустарей(*1). Однако и положение
граждан, ведущих единоличное хозяйство, не означает какого-либо
ограничения в правосубъектности этих граждан. В современных условиях
крестьяне и кустари- единоличники не составляют особой социальной
группы, особого класса. Мелкое частное хозяйство в социалистическом
обществе все время свертывается и в период перехода к коммунизму должно
окончательно изжить себя. Уже в настоящее время число единоличников
крайне невелико, и советский строй дает все возможности этим лицам
применять свой труд в социалистическом хозяйстве. Различные налоговые
ограничения для единоличных крестьянских хозяйств и кустарных промыслов
относятся сейчас по существу не к каким- либо социальным группам, а к
определенным видам хозяйственной деятельности. Лицо, избравшее такую
деятельность своим занятием, вступает в особые правовые отношения по
уплате налога. Однако этому лицу не возбраняется избрать иной вид
деятельности - поступить в колхоз или на работу в государственное
предприятие и тем самым, пользоваться всеми преимуществами участника
правоотношений, вытекающих из социалистических форм организации труда.
Поэтому права и обязанности единоличников, некооперированных кустарей и
ремесленников в современных условиях правильнее рассматривать как
элементы особых налоговых правоотношений.

Равенство прав и обязанностей советских граждан установлено в целях
обеспечения всем гражданам равных возможностей участвовать в
общественной жизни в соответствии с их трудоспособностью и другими
естественными качествами людей. В этом и состоит действительный
социальный смысл юридического равенства, т. е. равноправия граждан.
Поэтому нельзя понимать принцип равноправия как полное равенство
правовых положений людей разного возраста, здоровых и инвалидов и т. п.

(**1) См. А. Г. Потюков, Правоспособность и дееспособность по
советскому гражданскому праву, автореферат кандидатской диссертации,
Л., 1954, стр. 16.

-76-

Утверждения некоторых буржуазных ученых о том, что <полное равноправие>
есть механическое равенство прав всех людей независимо от возраста,
пола, здоровья, означают лишь попытку оторвать проблему равноправия от
ее социального содержания. Рассматривая равноправие только с формально-
юридической точки зрения, буржуазные ученые пытаются прикрыть
действительные пороки капиталистического общества(*1).

В социалистическом обществе различия в правосубъектности взрослых и
несовершеннолетних граждан, специальные права и льготы для женщин в
связи с материнством, охраной здоровья женщины, освобождение
престарелых граждан и инвалидов от воинских и трудовых обязанностей и
права на пенсионное обеспечение (*2) - полностью отвечают и интересам
этих категорий граждан и интересам общества. Они не представляют собой
никакого отступления от принципа полного равноправия граждан, так как
отражают не особые социальные привилегии или ограничения, а заботу
советского общества о необходимых условиях труда и быта женщин,
престарелых граждан и инвалидов, в целях охраны их здоровья и
материального обеспечения. Устанавливая эти правила,

(**1) Французский государствовед М. Прело пытается доказать, что
полная всеобщность избирательного права достижима только тогда, <когда
будет признано право избирать за всеми, независимо от возраста> (см. М.
Прело, Конституционное право Франции, М., 1958, стр. 378).
Представительница женской организации <Интернационал открытых дверей>
Н. Одегард выступила на международном женском семинаре, состоявшемся в
1958 году в Москве, против советского законодательства об охране труда
женщин, якобы закрывающего женщинам доступ к выбору определенных
профессий и противоречащего их борьбе за равенство. (См. об этом В.
Бильшай; Социализм, и раскрепощение женщины, <Коммунист> 1958 г. № 3,
стр. 45). Подобные лицемерные нападки на равноправие женщины в
социалистическом обществе представляют собой чудовищное извращение
огромных достижений социализма в раскрепощении женщины. Они отвлекают
женское движение от действительной борьбы за социальное равенство
женщины с мужчиной, а следовательно, лишают всякого смысла и борьбу за
равноправие.
(**2) А. Е. Пашерстник правильно отмечал, что для инвалидов
ограничивается только обязанность трудиться, но не право на труд (см.
А. Е. Пашерстник, Право на труд, стр. 29-30). В соответствии с наличной
трудоспособностью инвалида ему предоставляется полная возможность
осуществить свое право на труд. При этом советское право устанавливает
особые нормы охраны труда инвалидов и лиц, частично утративших
трудоспособность, создавая им возможность применения своего труда в
специальных условиях.

-77-

социалистическое право обеспечивает всем гражданам справедливые, т. е.
равные в социальном смысле, возможности участия во всех областях
общественной жизни с учетом естественных различий между людьми, не
устранимых ни в каком обществе(*1).

В социалистическом обществе решены основные проблемы равенства по
отношению к средствам производства (все являются трудящимися),
равенства наций и рас, равенства женщины с мужчиной. Переход к
коммунизму будет означать достижение новой стадии развития общества,
когда будет полностью решена проблема равенства всех людей по отношению
к средствам производства, равенства индивидуального распределения
продуктов по потребностям и высшего равенства труда всех членов
общества, как первой жизненной потребности здорового организма. Но это
коммунистическое равенство будет выражено не в юридическом равенстве
прав и обязанностей (т. е. равноправии), а в полном гармоническом
единстве интересов личности и общества, в полном удовлетворении
здоровых, разумных потребностей всесторонне развитого человека. Путь к
этому коммунистическому равенству лежит через всестороннее развитие
социалистического общества, через развертывание социалистической
демократии, означающей подлинное равенство прав и обязанностей граждан.

Равноправие советских граждан предполагает строгую регламентацию в
законе условий ограничения правосубъектности граждан.

Правосубъектность советских граждан как возможность, предоставленная и
гарантированная государством независимо от взаимоотношений с другими
лицами, может быть ограничена только по решению специально
уполномоченных на то органов государства и в случаях, указанных в
законе.

Всякое ограничение правосубъектности граждан соглашением лиц, в
результате вступления в правоотношения,

(**1) В указанной выше статье В. Бильшай правильно писала, что
<охрана женского труда в социалистическом обществе не только не
противоречит подлинному равноправию полов, а, наоборот, обеспечивает
его> (см. <Коммунист> 1958 г. № 3, стр. 45).

-78-

распоряжениями не уполномоченных на то органов является
недействительным. Советское законодательство устанавливает специальные
правила о недействительности сделок, клонящихся к ограничению
гражданской правоспособности, правоспособности супругов, (*1);
запрещает наложение дисциплинарных взысканий в виде лишения права
занимать те или иные должности, работать в той или иной местности или в
системе данного ведомства, без специальных решений высших
правительственных органов(*2). Статья 123 Конституции СССР воспрещает
ограничения прав по национальному признаку.

Конституция СССР не содержит указания на возможность каких-либо
ограничений основных прав граждан по суду или по решению других
государственных органов. Единственным основанием ограничения основных
прав и освобождения от основных обязанностей признается состояние

<< Предыдущая

стр. 12
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>