<< Предыдущая

стр. 13
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

здоровья. Например, статья 12 Конституции специально говорит, что .труд
является обязанностью и делом чести каждого способного к труду
гражданина. Статья 135 Конституции устанавливает лишение избирательных
прав для лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.
Освобождение от военной службы по состоянию здоровья также является
правилом, установленным Законом о всеобщей воинской обязанности. Эти
положения советского законодательства отражают естественные следствия
физического или психического состояния лица, необходимость закрепления
которых существует во всяком обществе. Поэтому они ни в коей мере не
противоречат принципу полного равноправия основных прав и обязанностей
советских граждан.

Мы считаем, что этому принципу не противоречило и ограничение
избирательных прав по суду, поскольку такое ограничение применялось к
отдельным лицам как мера уголовного наказания за конкретное
преступление. Отмена лишения избирательных прав по суду отражает тот
факт, что в нашей стране небывало возросло

(**1) См. ст. 8 Основ гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик, ст. 10 ГК РСФСР, ст.ст. 9 и 13 КЗоБС РСФСР.
(**2) См. ст. 7 постановления III Пленума Комиссии советского
контроля, утвержденного СНК СССР 22-26 мая 1936 г. (СЗ СССР 1936 г. №
31, ст. 276).

-79-

политическое единство народа, в связи с чем сохранения этой меры
уголовного наказания было признано нецелесообразным. (*1).

Советское законодательство и в настоящее время предусматривает такие
меры уголовного наказания, как лишение права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 21 Основ
уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик). Применение
к отдельным лицам таких мер уголовного наказания является, средством
охраны интересов общества, пока еще необходимым в социалистическом
обществе.

От ограничения правоспособности и других прав, вытекающих из закона,
следует отличать ограничение дееспособности душевнобольных, которое
может иметь место лишь в особом порядке признания лица недееспособным и
установления опеки, гарантирующем соблюдение законных интересов
граждан(*2). Само по себе признание недееспособным не ограничивает
содержания гражданской правоспособности. Наоборот, с ним связаны особые
средства защиты имущественных прав недееспособных лиц. Однако признание
лица недееспособным означает лишение его тех прав, которые могут
осуществляться только личными действиями (например, избирательных прав,
брачно-семейных, трудовых).

Особо стоит вопрос о признании лица невменяемым в момент совершения
преступления. Иногда смешивают признание невменяемости с признанием
недееспособности(*3). В литературе по советскому уголовному праву к
числу субъективных обстоятельств, освобождающих лицо от уголовной
ответственности, относятся невменяемость и недостижение определённого
возраста(*4). Здесь невменяемость ставится как бы в один ряд с
отсутствием возможности привлечения несовершеннолетних к уголовной
ответственности. С такой постановкой вопроса можно согласиться только
частично, а именно - только

(**1) См. Закон об отмене лишения избирательных прав по суду,
<Ведомости Верховного Совета СССР> 1959 г. №1, ст. 7.
(**2) См. С. Н. Братусь. Субъекты..., стр. 71-73.
(**3) См., например, А. Г. Потюков, указанная работа, стр.16-18
(**4) См. А. Н. Трайнин, Общее учение о составе преступления М.,
1957. стр. 74, 76, 191 и др.; И. И. Слуцкий, Обстоятельства,
исключающие уголовную ответственность, Л., 1956, стр. 41-42.

-80-

тогда, когда речь идет о признании невменяемым вследствие хронической
душевной болезни. Лицо, заболевшее такой болезнью, не может быть
привлечено к уголовной ответственности. В случае, если хроническая
душевная болезнь наступила после вынесения приговора, лицо должно быть
освобождено от отбытия наказания(*1). В тех же случаях, когда
устанавливается кратковременное душевное расстройство (состояние
аффекта, патологическое опьянение, провал памяти), речь идет об
освобождении лица от ответственности за данное преступление, т. е. об
отсутствии вины в данном деянии, но не о признании его неспособным
нести уголовную ответственность вообще. Поэтому признание лица
невменяемым по конкретному делу не всегда может рассматриваться как
ограничение правосубъектности.

4. Гарантии осуществления прав советских граждан

Важнейшим социалистическим принципом правового положения советских
граждан является прочная гарантированность прав и свобод личности,
всестороннее обеспечение их социально- экономическими, политическими и
юридическими гарантиями.

Характеризуя социалистическую демократию, В. И. Ленин указывал, что она
переносит центр тяжести на обеспечение прав граждан, а не
ограничивается их формальным закреплением, провозглашением в
законе(*2). Это ленинское положение нашло свое отражение в Конституции
РСФСР 1918 года, которая закрепила историческую задачу строительства
социалистического общества и укрепления власти трудящихся. Построение
социализма и послужило главной гарантией освобождения трудящихся от ига
капитала. Статьи Конституции, специально посвященные правам трудящихся,
были сформулированы не как провозглашение <незыблемых прав>, а как
конкретные социально- политические мероприятия социалистического
государства, направленные на обеспечение прав и свобод трудящихся.

(**1) См. ст. 362 УПК РСФСР и соответствующие статьи УПК Других
союзных республик.
(**2) См. В. И. Ленин, Соч., т. 28, стр. 438-439; т. 29, стр. 89-
90.

-81-

В переходный период права трудящихся не могут быть полностью обеспечены
материальными гарантиями в силу существовавшего тогда низкого уровня
развития производительных сил, наличия безработицы, экономической
слабости единоличного крестьянского хозяйства.

Главным шагом в развитии и укреплении гарантий прав трудящихся в СССР
явилась победа социалистического строя. Она позволила закрепить в
Конституции СССР прочные гарантии прав граждан: развитие
социалистического производства, социалистических форм хозяйства и
советской социалистической демократии.

Реальная возможность осуществления прав и обязанностей граждан
обеспечивается в конечном счете действием в советском обществе
объективных закономерностей социалистического общественного и
государственного строя: безраздельным господством общественной
социалистической собственности на средства производства, планомерным
развитием социалистического народного хозяйства, отсутствием
эксплуататорских классов, дружественными отношениями между рабочим
классом, колхозным крестьянством и интеллигенцией, дружбой народов
нашей страны, наличием власти в руках народа, руководством рабочего
класса и Коммунистической партии, господством социалистической
идеологии. Эти основные закономерности социалистического строя создают
величайшие возможности для фактического осуществления прав граждан,
соответствующих интересам трудящихся.

Объективные закономерности социализма не действуют автоматически. Они
находят свое практическое осуществление в политике Коммунистической
партии, в многообразной организаторской и воспитательной деятельности
партийных организаций, Советского государства, всех общественных
организаций трудящихся,

(**1) Это не означает, что сама правоспособность может пониматься
как <фактическая возможность для граждан пользоваться демократическими
правами и свободами>, как пишет Ц. А. Ямпольская (см. ее статью в
сборнике <Вопросы советского государственного права>, М., 1959, стр.
149, 152). Правосубъектность означает представление лицу законом лишь
юридических возможностей (правоспособности и определенных прав) и
возложение обязанностей. Фактическая возможность пользоваться правами
создается не правосубъектностью, а ее гарантиями, вытекающими в
конечном счете из экономических условий жизни общества, из его
политического строя.

-82-

направленной на укрепление и развитие социалистического народного
хозяйства и культуры, на укрепление социалистического правопорядка в
стране, на упрочение мира во всем мире. Эта всесторонняя
организаторская и воспитательная деятельность Коммунистической партии,
Советского государства и общественных организаций и служит средством
обеспечения прав граждан в советском обществе. Поэтому под гарантиями
прав советских граждан мы имеем в виду деятельность социалистического
государства и общественных организаций в области хозяйственного и
культурного строительства (экономические гарантии) в области
государственного строительства (организационно- политические гарантии)
и в области охраны прав и законных интересов граждан (юридические
гарантии)(*1).

Экономические гарантии прав граждан опираются на неуклонное развитие
социалистического народного хозяйства, целью которого является все
более полное удовлетворение растущих материальных и культурных
потребностей народа. Социализм обеспечил важнейшие экономические
гарантии прав граждан- постоянный подъем производства материальных и
культурных благ, отсутствие кризисов и безработицы, повышение доходов и
благосостояния населения.

Развитие социалистической экономики после XX съезда КПСС позволило
осуществить такие крупные мероприятия, как повышение размеров
государственных пенсий, сокращение рабочего дня при сохранении
заработка, упорядочение заработной платы в ряде отраслей промышленности
и повышение ее минимума для рабочих и служащих. Проводятся мероприятия
по постепенной отмене налогов с населения; большой размах получило

(**1) Предлагаемая нами система гарантий прав граждан исходит из
различия содержания деятельности общественных и государственных
организаций. Она не является бесспорной. Например, А.И.Лепешкин
предлагает различать экономические, политические, идеологические и
юридические гарантии (см. Курс..., стр. 524 и след.).
Однако А. И. Лепешкин стирает грань между политическими и
юридическими гарантиями, так как и те и другие выступают как
государственноправовые средства реализации прав граждан (см стр. 526 и
529). Экономические гарантии (экономический строй по А.И.Лепешкину)
также находят свое выражение в хозяйственной политике Советского
государства по развитию народного хозяйства и культуры, следовательно,
неотделимы от политических.

-83-

жилищное строительство; развивается более быстрыми темпами производство
товаров народного потребления.

Экономическими гарантиями прав советских граждан служат бесплатное
предоставление образования и медицинской помощи; предоставление зданий
и типографий общественным организациям трудящихся, через которые
граждане осуществляют свободу слова и печати.

В процессе создания материально-технической базы коммунизма уже в
течение ближайших десяти лет значительно поднимется благосостояние и
культурно- технический уровень трудящихся, всем будет обеспечен
материальный достаток, в основном будут удовлетворены потребности
советских людей в благоустроенных жилищах исчезнет тяжелый физический
труд, СССР станет страной самого короткого рабочего дня. Во втором
десятилетии, когда будет построена материально- техническая база
коммунизма, для всего населения будет создано изобилие материальных и
культурных благ(*1).

На этой основе в процессе строительства коммунизма значительно
возрастут экономические гарантии таких прав граждан, как право на труд,
право личной собственности и право пользования общественными благами,
право на отдых, на материальное обеспечение и др. Например, право на
труд будет обеспечено не только предоставлением работы, но и
значительно более высокой индивидуальной оплатой труда. Жилищные права
будут обеспечены еще большим развитием жилищного строительства,
бесплатным предоставлением жилищ и обеспечением каждой семье
благоустроенной квартиры. Гарантии права на медицинское обслуживание
дополнятся предоставлением бесплатно медикаментов, а затем- и
санаториев для больных.

В советской юридической литературе отмечалось, что не все основные
права граждан материально обеспечиваются государством. Так, С.Н.Братусь
считает, что право личной собственности согласно ст. 10 Конституции
СССР охраняется законом, но не обеспечивается прямыми материальными
гарантиями, поскольку в советском обществе главным источником
приобретения личной собственности является приложение труда в
общественном

(**1) См. <Программа Коммунистической партии Советского Союза>
<Правда> 2 ноября 1961 г.

-84-

хозяйстве, прочно гарантированное каждому гра жданину(*1). Этим
правильно характеризуется основной источник личной собственности
граждан. Но нельзя не учитывать, что для удовлетворения потребностей
населения необходимо не только увеличение трудовых доходов, но и
постоянный рост массы товаров и услуг, оказываемых населению. Повышение
производства товаров народного потребления, несомненно, способствует
реализации трудовых доходов населения и с этой точки зрения должно
рассматриваться как экономическая гарантия осуществления права личной
собственности и других элементов гражданской правоспособности. В связи
с тем, что в современный период эти гарантии возросли как никогда и
налицо перспектива в ближайшие годы достичь полного удовлетворения
потребностей населения, следовало бы закрепить эту гарантию
осуществления права личной собственности (реализации трудовых доходов
населения) в Конституции СССР(*2).

К числу организационно-политических гарантий прав советских граждан
относятся прежде всего демократические начала работы государственного
аппарата, привлечение общественности к осуществлению государственных
функций.

Например, гарантией свободного осуществления избирательного права всеми
гражданами служит установленная Конституцией СССР и Положениями о
выборах подлинно демократическая избирательная система и, в частности,
прямое и тайное голосование, демократическая форма составления списков
избирателей с учетом как постоянно, так и временно проживающих граждан
ко дню голосования, широкое представительство общественности в
избирательных комиссиях. Право отзыва депутатов избирателями
обеспечивается установленным в законе порядком отзыва депутатов
Советов. Хорошо известно, что отсутствие твердо установленного порядка
отзыва

(**1) См. С.Н.Братусь, Субъекты..., стр. 14-15, а также его статью
<Принципы советского гражданского права>, <Правоведение> 1960 г. № 1,

<< Предыдущая

стр. 13
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>