<< Предыдущая

стр. 15
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

возможности обжаловать в суд незаконное внеочередное предоставление
жилой площади за исключением случаев, когда оно имело место в
результате уголовного преступления. Например, Судебная коллегия
Верховного Суда СССР по гражданским делам отменила решение одного из
народных судов г. Баку, о выселении гр-на Байрамова с занимаемой им
площади, которая была получена им с нарушением порядка очередности,
несмотря на то, что горисполком г. Баку вынес решение об аннулировании
ордера. При этом коллегия сослалась на то, что нарушение бывшим
председателем бакинского горисполкома правил распределения жилплощади
<... могло быть основанием для привлечения его к ответственности.
Однако само по себе это обстоятельство не является поводом к выселению
ответчика>. (*1). Решение Судебной коллегии направлено на охрану
наличного субъективного права гр-на Байрамова. Но чем же защищены права
граждан, стоящих на очереди за получением жилых помещений? Едва ли для
этого достаточно объявления взысканий должностным лицам, ведающим
распределением. В этих случаях следует предоставить органам
общественного контроля за распределением жилой площади право обжаловать
выдачу таких внеочередных ордеров исполкомами в суд, требовать
выселения в судебном порядке.
Целесообразность такого порядка подтверждается практикой участия
профсоюзов в распределении жил- площади в домах предприятий и
учреждений. В случае нарушения этого права ФЗМК со стороны
администрации суд по иску ФЗМК должен признать незаконной выдачу ордера
и выселить съемщика из занимаемого помещения (административный порядок
выселения по действующему законодательству здесь неприменим). Напри
мер, по иску завкома Ульяновского кожевенного

(**1) См. <Судебная практика Верховного Суда СССР> 1956 г. стр.
35-36.

-92-

комбината народный суд 4-го участка г. Ульяновска вынес решение об
аннулировании ордера и выселении гр-на Завьялова, которому был выдан
ордер директором комбината без согласия ФЗМК(*1).

Представляется, что такой порядок можно установить и для других случаев
распределения жилых помещений с участием общественности. Например,
установить право постоянных комиссий местных Советов давать
предварительные заключения на выдачу ордера исполкомом и обжаловать в
суде случаи, когда исполком нарушает установленный порядок.

Постановление ЦК КПСС от 2 августа 1958 г. <О серьёзных недостатках в
рассмотрении писем, жалоб и заявлений трудящихся> и принятые на его
основе решения местных органов власти усиливают значение таких
административных юридических гарантий, как соблюдение сроков и порядка
рассмотрения жалоб и заявлений трудящихся. Представляется, однако,
целесообразным расширение юридических гарантий, дающих возможность
неуклонного проведения в жизнь решений партии и правительства по этим
вопросам. Так, следовало бы установить строгую специальную
ответственность должностных лиц за пересылку жалоб лицу или органу, на
которые принесена жалоба. Наконец, целесообразна унификация в едином
нормативном акте сроков рассмотрения жалоб и принятия мер по жалобам
различными органами. Более точная регламентация права жалобы и
обязанностей органов государства по рассмотрению жалоб, несомненно,
способствовала бы устранению недостатков в рассмотрении жалоб
трудящихся.

В период развернутого строительства коммунизма будет неуклонно
укрепляться охрана прав советских граждан социалистическим общенародным
государством и общественными организациями.

<Тот факт, что диктатура пролетариата перестала быть
необходимой,-говорил на XXII съезде партии товарищ Н. С. Хрущев,-ни в
коей мере не означает какою-либо ослабления общественного порядка и
законности. Партия придает большое значение дальнейшему Укреплению
законности и правопорядка, охране прав граждан. Права, свобода, честь,
достоинство советского

(**1) См. <Советская юстиция> 1961 г. № 14, стр. 23.

-93-

человека будут строго охраняться обществом и государством>. (*1). Линия
Коммунистической партии на неуклонное соблюдение социалистической
законности предполагает одной из своих основных задач всемерное
укрепление юридических гарантий прав советских граждан.

(**1) Н. С. Хрущев, О программе Коммунистической партии Советского
Союза, М., 1961, стр. 84.

-94-
Глава III ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Советское государство как субъект советского права

Советское социалистическое государство признается особым субъектом
советского социалистического права. Советское государство обычно
рассматривают как субъект государственноправовых отношений между Союзом
ССР, союзными и автономными республиками, международноправовых и ряда
внешнеторговых отношений, государственноправовых отношений с гражданами
и общественными организациями, как субъект права государственной
социалистической собственности и некоторых других имущественных
отношений государства - <казны>. (*1).

В чем же основания для признания Советского государства особым
субъектом советского права? (*2).

(**1) См., например, <Теория государства и права, учебное пособие>, М.,
1955, стр. 410-412; <Теория государства и права>, М., 1949, стр. 406;
Н. Г. Александров, Законность... стр. 140-141; С. Ф.Кечекьян,
Правоотношения.., стр. 126-128; Ю. К. Толстой, К теории правоотношения,
Л., 1959, стр. 84; С. Н. Братусь, Субъекты.., гл. XIV, 1; <Советское
гражданское право>, М., 1950, т. 1, гл. V; О. С. Иоффе, Советское
гражданское право, ч. 1, Л., 1958; С. И. Вильнянский. Лекции по
советскому гражданскому праву, Харьков, 1958; <Советское
государственное право>, М., 1948, гл. XVII-XIX; Д. Л. Златопольский,
Образование и развитие СССР как союзного государства, М., 1954, стр.
28, 36; Ю. Г. Судницин, Национальный суверенитет в СССР, М., 1958, стр.
43-60; Л. А. Моджорян, Субъекты международного права, М., 1958 г., стр.
7.

Чешские авторы И. Богущак и З. Йичинский также рассматривают
чехословацкое государство как особый субъект в сфере гражданского,
финансового и уголовного права (см. <Социалистическое право и
законность в народно-демократической Чехословакии>, М., 1958, стр.
142-143).
(**2) Советское государство выступает и в качестве субъекта
международного права в области внешних отношений. Поскольку эти
отношения не регулируются советским правом, вопрос о Советском
государстве как субъекте международного права выходит за рамки нашей
работы.

-95-

Советское государство, как и всякое другое государство, не может помимо
своих органов выступать носителем прав и обязанностей и вступать в
правоотношения. Отдельные государственные органы выступают
самостоятельными субъектами прав и обязанностей в пределах своей
компетенции. Каждый из них является носителем части прав на
осуществление государственной власти. Это распределение компетенции
является, как указывал К. Маркс, необходимым разделением труда между
различными частями государственного механизма. (*1).

Но Советское государство- не простая сумма отдельных органов. Оно
выступает, как единая общенародная организация, которая в лице своих
высших органов государственной власти и управления непосредственно
выражает волю и интересы всего народа. В полномочиях Советского
государства как общенародной организации непосредственно закрепляется
суверенитет советского народа, принадлежность народу основных средств и
орудий производства. Эти полномочия не суммируют права и обязанности
всей системы государственных органов, а, наоборот, лежат в их основе.
Советские юристы правильно отмечали, что права государства и его
органов относятся друг к другу как общее к отдельному, как целое к
части. (*2).

Все это дает основания считать, что в области отношений,
непосредственно затрагивающих вопросы суверенитета и собственности на
орудия и средства производства. Советское Государство в целом как
единая система органов выступает особым субъектом права.

В советской юридической литературе правильно отмечается, что Советское
государство выступает в качестве особого субъекта права далеко не во
всех отношениях, в которых выступают его органы, а лишь в области
государственноправовых отношений между членами советской федерации и
автономными государственными образованиями, в международноправовых и в
некоторых имущественных правоотношениях. (*3). Только в тех отношениях,
где Советскому государству противостоит другое государство, как
сторона, как самостоятельный

(**1) См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VI, стр. 284.
(**2) См. С. Н. Братусь. Субъекты.., стр. 96; С. Ф. Кечекъян,
Правоотношения.., стр. 94-95.
(**3) См. С. Ф. Кечекьян, Правоотношения.., стр 126-129.

-96-

носитель прав и обязанностей, или где государство аккумулирует в единых
руках права на имущество, являющееся общенародным достоянием, можно
говорить об особой правосубъектности государства.

Обратимся прежде всего к анализу правосубъектности государства в
политической области, где оно выступает носителем суверенных прав.

В советском обществе суверенитет государства совпадает с суверенностью
трудового народа, с осуществлением права каждой нации на
самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства.
Государство в нашей стране - не только <официальный представитель>
общества, но и действительный выразитель интересов народа. Как
политическая организация, обладающая суверенной властью. Советское
государство выступает не как аппарат подавления и подчинения, стоящий
над населением, а как система органов, выражающих волю всего населения,
все более и более сливающихся с ним и осуществляющих управление в
интересах народа.

Как это определено Конституцией СССР и конституциями союзных и
автономных республик, Союз ССР, союзные и автономные республики ведают
государственными делами в лице своих высших органов государственной
власти и органов государственного управления 1. Эти высшие органы
осуществляют суверенные права Советского государства в силу своего
конституционного положения.

Вместе с тем выполнение отдельных действий, вытекающих из суверенных
прав Советского государства, может быть возложено и на специальные
органы. Например, органы внешних сношений (дипломатические и торговые
представительства Союза ССР за границей) совершают необходимые действия
от имени Советского государства в целом по специальному поручению
Правительства.

Суверенные права Союза ССР, союзных республик непосредственно, выражают
волю и интересы всего

(**1) См. ст. 14 Конституции СССР, ст. 19 Конституции РСФСР и
соответствующие статьи конституций других союзных республик; ст. 18
Конституции Татарской АССР и соответствующие статьи конституций других
автономных республик.

-97-

народа Союза ССР или союзной республики, общие принципы политики
Советского государства, выработанные Коммунистической партией. Это
основные конституционные права, осуществляемые только высшими органами
государственной власти и управления.

Суверенные права Союза ССР находят свое выражение в том, что Союз ССР
принимает свою конституцию, создает свои общесоюзные органы
государственной власти и управления, устанавливает единые основы
общесоюзного законодательства и отдельные общесоюзные законы. Союз ССР
в соответствии с задачами построения единого централизованного
народного хозяйства обладает правами по установлению
народнохозяйственных планов страны, утверждению единого
государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, по управлению
предприятиями союзного значения и другими правами, обеспечивающими
единое руководство народным хозяйством СССР. Охраняя суверенитет
союзных республик и обеспечивая единство внешней политики Советского
государства, Союз ССР обладает правами на представительство в
международных отношениях, на решение вопросов войны и мира, организации
обороны СССР.


Суверенитет союзных республик находит свое выражение в принципах
добровольного объединения и равноправия этих республик в составе Союза
ССР. К числу прав, закрепляющих эти принципы, относятся: право каждой
союзной республики принимать свою конституцию в соответствии с
Конституцией СССР, самостоятельно формировать свои высшие органы
государственной власти и управления, право осуществлять законодательную
власть в пределах, установленных Конституцией СССР, право свободного
выхода из СССР, право самостоятельного осуществления государственной
власти каждой союзной республикой вне пределов ст. 14 Конституции СССР
и под охраной Союза ССР, право на изменение территории союзной
республики только с ее согласия, право союзной республики на
самостоятельное разрешение вопросов об областном, краевом
административно- территориальном делении и другие права.

Автономные республики осуществляют государственную власть не на
суверенных, а на автономных

-98-

началах (*1), что вытекает из государственного устройства этих
республик, входящих в состав союзных республик на началах политической
автономии, являющейся одной из государственных форм самоопределения
народов СССР.

Права автономий отличаются по своему содержанию от суверенных прав
Союза ССР и союзных республик. Известно, например, что автономные
республики не имеют права выхода из состава союзной республики. Они не
законодательствуют в области уголовного, гражданского, процессуального,
трудового права. Автономные республики принимают свою Конституцию с
утверждением ее высшими органами власти союзной республики, имеют
закрепленную за ними территорию, утверждают свой народнохозяйственный
план и бюджет и самостоятельно как автономные государственные
образования решают ряд других вопросов, отнесенных к их ведению. В этих
пределах права автономных республик также выражают принципы политики
Советского государства, осуществляемые высшими органами государственной
власти и государственного управления автономной республики.

В числе высших органов Советского государства особое место занимают
Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных и автономных республик.

<< Предыдущая

стр. 15
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>