<< Предыдущая

стр. 18
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

наделенные государственно- властными полномочиями, но и
<...многочисленные государственные предприятия, хозяйственные
организации и социально-культурные учреждения, сами не осуществляющие
управленческие функции во вне, в отношении других организаций и лишь
выполняющие под руководством органов государственного управления,
которым они подчинены, задачи, входящие в компетенцию этих органов
государственного управления>. (*1). Однако эта точка зрения не может
быть признана обоснованной. Еще автор, Н. А. Волков, не смог
сопоставить положение <невластного органа> с приводимым им ленинским
определением государства, с признанием государства частью

(**1) Н. А. Волков. Советское государственное управление и система
его органов, <Ученые записки Белорусского государственного
университета>, вып. 34, серия юридическая, Минск, 1957, стр. 87, 100,

-112-

надстройки, со специальным назначением органов Советского государства.
По существу все доказательства его статьи направлены к обратному: он
вполне убедительно показал, что хозяйственные предприятия и
социально-культурные учреждения нельзя отнести к органам
государственного управления, поскольку они не обладают
государственно-властными полномочиями. (*1). Но тем более очевидно, что
предприятия и социально-культурные учреждения не могут считаться
органами государственной власти, советского правосудия, надзора или
контроля. Иных же органов не знает система Советского государства.

Правосубъектность органов Советского государства не исчерпывается
властной компетенцией, правомочиями государственного руководства.
Деятельность государственного органа нуждается в определенном
материальном обеспечении в виде оплаты труда штатных работников,
предоставления помещения, транспорта, мебели и иного оборудования,
канцелярских принадлежностей. Некоторые государственные органы имеют
свои подсобные опытные хозяйства. Для нормального обеспечения своей
деятельности государственный орган, как правило, наделяется
определенными средствами в порядке бюджетного финансирования и имеет те
или иные права и обязанности по расходованию денежных средств на
хозяйственные операции, на оплату труда работников, а также права по
использованию предоставленного ему имущества. Эти права и обязанности
государственных органов носят оперативно- хозяйственный характер и
ничем в принципе не отличаются от соответствующих прав и обязанностей
социально-культурных государственных учреждений. Распоряжаясь денежными
средствами в соответствии со сметой, используя свое имущество,
государственные органы выступают как государственные бюджетные
учреждения, наделенные правоспособностью юридического лица. (*2).

Правоспособностью юридического лица наделяются и такие органы
государственного управления,

(**1) См. Н.А.Волков, Советское государственное управление и
система его органов, <Ученые записки белорусского государственного
университета>, вып. 34, серия юридическая, Минск, 1957, стр. 113-120.
(**2) Подробнее о круге госорганов, имеющих правоспособность
юридического лица, см. ниже.

-113-

которые ведут одновременно и оперативно-хозяйственную деятельность на
началах хозрасчета. Например, Государственный банк Союза ССР
одновременно является и органом государственного управления,
выполняющим ряд функций контроля за исполнением народнохозяйственного
плана, учета производства и распределения продуктов, и хозрасчетной
организацией, вступающей в договорные кредитно-расчетные отношения с
социалистическими организациями. (*1).

Деятельность органа государственного управления и хозрасчетная
деятельность по <извлечению и реализации прибыли> сочетаются и в работе
промышленного или торгового треста,(*2), управления железной дороги,
речного пароходства.

Таким образом, правосубъектность органов Советского государства
характеризуется наличием властной компетенции. Вместе с тем в правовой
статус органа государства входит и правоспособность госбюджетного или
даже хозрасчетного юридического лица.

Иной характер носит правосубъектность государственных хозяйственных
предприятий и социально-культурных учреждений. Основной задачей этих
организаций является не властное руководство и управление, а
обеспечение непосредственного процесса производства, обмена
материальных благ, социально-культурной деятельности. Например,
государственные промышленные предприятия производят продукцию, торговые
- реализуют ее среди населения. Транспортные предприятия осуществляют
перевозку грузов и пассажиров. Такие социально- культурные учреждения,
как школы, больницы, библиотеки, несомненно, созданы не для управления
и руководства обществом, а для обслуживания нужд его членов,
удовлетворения их духовных запросов.

Можно ли рассматривать всю эту разнообразную деятельность
государственных хозяйственных и социально- культурных организаций как
руководство, управление

(**1) См. об этом С. Н. Братусь, Субъекты.., стр. 302-303,
Р.О.Халфина, Правовое положение государственного банка в СССР,
<Известия Академии наук СССР, отделение экономики и права> 1947 г. № 1;
Е. А. Флейшиц, Кредитно-расчетные правоотношения, М., 1956.
(**2) См. <КПСС в резолюциях...>, М., 1953, ч. 1, стр. 691, 693-694
В настоящее время главная функция треста - управленческая и
административная деятельность,

-114-

делами общества? Отрицательный ответ на этот вопрос представляется нам
очевидным и поэтому мы не считаем возможным отнести госпредприятия и
социально- культурные учреждения к органам Советского социалистического
государства.

Это положение, высказанное многими советскими административистами,
(*1), не разделяется рядом советских ученых. Например, А. В.
Венедиктов, рассматривая хозяйственно- организаторскую и культурно-
воспитательную деятельность Советского государства, пришел к выводу,
что в ее содержание входит не только организация, руководство, но и
самое осуществление творческой хозяйственной или социально-культурной
деятельности. (*2).

Из этого положения делают-неправильный, по нашему мнению, вывод, что
государственные хозяйственные предприятия - это органы государства,
(*3), а само Советское государство <через свои органы> не только
управляет, организует, но и производит, торгует, обучает и лечит
население, <непосредственно пользуется землей>, - словом, выступает не
только организацией государственной власти в социалистическом обществе,
но и непосредственной хозяйственной и социально- культурной
организацией. (*4). Столь широкая трактовка содержания функций
социалистического государства представляется нам неверной. Государство
в социалистическом обществе

(**1) См., напр., И. Н. Ананов, Исполнительная и распорядительная
деятельность органов советского государственного управления, <Вопросы
советского административного и финансового права>, М., 1952, стр.
50-51; его же, К вопросу о роли органов социалистического государства и
управления промышленностью, <Вопросы советского административного
права>, М., 1949, стр. 199, 203; <Советское административное право>,
М., 1959, стр. 66-67, 93; Ц.А.Ямпольская, Органы.., стр. 27-31, 32-40.
В. А. Власов, Советский государственный аппарат, М., 1959, стр. 58.
(**2) См. А. В. Венедиктов, Государственная социалистическая
собственность, стр. 322 и след.
(**3) См., напр., М. И. Бару, Создание и укрепление единого фонда
государственной социалистической собственности в истории советского
права, <Ученые записки Харьковского юридического института>, т. XI,
вып. 2, 1959 г., стр. 114; С. Ф. Кечекьян, Правоотношения.., стр.
110-111; А. В. Карасс, Право государственной социалистической
собственности, М., 1954, стр. 261-262.
(**4) См. А. М. Турубинер, Право государственной собственности на
землю в Советском Союзе, М., 1958, стр. 213-216; С. Ф. Кечекьян,
Правоотношения.., стр. 125: А. Е. Пашерстник, К вопросу о советской
государственной службе, <Вопросы советского административного права>,
М., 1949, стр. 117.

-115-

является организацией политического руководства обществом, в том числе
руководства народным хозяйством и культурой. Однако оно не превращается
в непосредственного производителя материальных благ. Преимущества
социалистического хозяйства заключаются не в том, что производительные
функции возлагаются на государственный аппарат. Они выражаются в
государственном руководстве народным хозяйством по единому плану, в
исполнительно- распорядительных функциях государственных органов по
общему руководству, управлению и контролю за производством и
распределением продуктов. (*1). Они состоят также в том, что
социалистическое производство свободно от эксплуатации, основаное на
творческой инициативе трудящихся- производителей материальных благ, и
служит их интересам. Эти преимущества достигнуты с помощью
социалистического государства. Но отсюда нельзя сделать вывод, что
оперативно- хозяйственная деятельность- производство, снабжение,
торговля и т. п., становится <государственной деятельностью>. Если бы
это было так, то мы должны были бы признать, что в условиях социализма
сфера материального производства и обмена как бы растворяется в
политической надстройке, (*2), в сфере государственного управления.
Между тем слияние сферы производства и сферы управления не вытекает из
закономерностей социализма. А. В. Венедиктов ссылается на то, что
функции подавления свергнутых классов, военной защиты и охраны
социалистической собственности не только организуются, но и
осуществляются государственным механизмом. Но указанные функции имеют
ту особенность, что они по своему содержанию относятся к сфере
управления и характеризуют собой государственное руководство обществом.
В осуществлении этих функций социалистического государства также
активно участвуют народные массы.

(**1) См. В. И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 376, 439, 444-446; т. 2,
стр. 224-227, 237-242, 282-285, 185-187.
(**2) На это правильно указывали отдельные советские ученые. См. Н.
Г. Александров, Советское трудовое право, М., 1962, стр. 182; А. Ф.
Шебанов, О роли советского права в осуществлении перехода от социализма
к коммунизму, <Советское государство и право> 1958 г. № 5, стр. 43.
(**3) См. А. В. Венедиктов, Государственная социалистическая
собственность, стр. 325-326.

-116-

В этом выражается участие масс в управлении государством.

Иной характер носит участие масс в производстве материальных благ и
культурном развитии общества. Народ выступает творцом всех материальных
и культурных благ, непосредственно производит их под руководством
Коммунистической партии, государства, общественных организаций.
Осуществление производства, социально- культурной .деятельности выходит
за рамки руководства, организации масс, составляющих специфику функций
управления, в том числе и государственных функций.

Участие трудящихся масс в управлении производством говорит лишь о
сочетании производительного труда и управления, а не о слиянии этих
различных сфер общественной жизни. Не случайно теория научного
коммунизма говорит об участии каждого трудящегося в управлении наряду с
производительным трудом, (*1), как о принципе коммунистического
общественного самоуправления. Эти две сферы общественной жизни в
коммунистическом обществе будут органически переплетаться, дополнять
друг друга, но различие между ними также сохранится.

Стремясь обосновать включение производственной и иной хозяйственно-
оперативной деятельности в содержание функций Советского государства,
часто ссылаются на единство собственности и власти, хозяйственного и
политического руководства в советском обществе. (*2). Однако единство
политического и хозяйственного руководства нельзя понимать как слияние
категорий хозяйства (производства и обмена) и политики. Единство
хозяйственного и политического руководства означает сосредоточение
руководства хозяйством в руках партии и государства, первенство
политики перед экономикой. Функции же социалистического государства
всегда остаются функциями власти, руководства, организации масс,
регулирования общественных отношений, и их нельзя смешивать с
осуществлением производства.


В период диктатуры пролетариата социалистическое государство выступало
как организация, необходимая

(**1) См. В. И. Ленин, Соч., т. 27, стр. 129-130, 243.
(**2) См., например, Ю. К. Толстой, указанное соч., стр. 66; С. Ф.
Кечекьян, Правоотношения.., М., 1958, стр. 106.

-117-

пролетариату <...для подавления сопротивления эксплуататоров и для
руководства громадной массой населения: крестьянством, мелкой
буржуазией, полупролетариями в деле <налаживания> социалистического
хозяйства>. (*1)

В условиях полной и окончательной победы социализма, когда диктатура
пролетариата исчерпала свою историческую роль, социалистическое
общенародное государство внутри страны <...призвано организовывать
создание материально- технической базы коммунизма, преобразование
социалистических отношений в коммунистические, осуществлять контроль за
мерой труда, мерой потребления, обеспечивать подъем благосостояния
народа, охранять права и свободы советских граждан, социалистический
правопорядок и социалистическую собственность, воспитывать народные
массы в духе сознательной дисциплины и коммунистического отношения к
труду...>. (*2). В области руководства хозяйством и культурой функции
Советского государства характеризуются прежде всего организацией и
воспитанием, как главными методами работы государственных органов.

Эти функции и выполняют в советском обществе органы, наделенные
государственно-властными полномочиями, наряду с общественными
организациями трудящихся и в тесном взаимодействии с ними. (*3).
Оперативно- хозяйственная и социально-культурная деятельность
непосредственно связана с производством, обменом и потреблением
материальных благ, с использованием товарно-денежного хозяйства и таких
его категорий, как хозрасчет, режим экономии, определение сметы доходов
и расходов учреждения. Государственно-властные права в нормальных
условиях применимы лишь для планового руководства деятельностью
предприятий и учреждений, для разрешения имущественных споров между
ними. Но они недостаточны для того, чтобы обеспечить самый процесс
производства и обмена материальных благ с максимальной экономичностью,
с использованием закона стоимости. Основной правовой формой решения
оперативно- хозяйственых задач государственных предприятий

(**1) В.И.Ленин, Соч., т. 25, стр. 376.
(**2) <Программа Коммунистической партии Советского Союза>,
<Правда> 2 ноября 1961 г.
(**3) Полномочия общественных организаций по осуществлению функций
руководства рассматриваются в гл. IV настоящей работы

-118-

<< Предыдущая

стр. 18
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>