<< Предыдущая

стр. 19
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>



и социально-культурных учреждений служит предоставление им
правоспособности юридического лица. Права юридического лица неразрывно
связаны с хозрасчетной самостоятельностью государственных организаций.
В определенных пределах права юридического лица являются необходимыми и
для материального обеспечения работы социально- культурных учреждений,
состоящих в основном на государственном бюджете.

В составе хозяйственных предприятий и социально- культурных учреждений
есть внутренние органы (администрация), осуществляющие управление,
руководство их работой.

Администрация государственных организаций осуществляет эти функции по
полномочию не коллектива работников данной организации, а государства в
лице его вышестоящих органов. Поэтому администрация является не органом
коллектива предприятия или учреждения, а низшим звеном государственного
аппарата, входящим в состав данного предприятия или учреждения. (*1).

В работе госпредприятия и государственного социально- культурного
учреждения надо различать производственную или иную оперативно-
хозяйственную деятельность коллектива рабочих и служащих, которая
опосредствуется правоспособностью юридического лица, и деятельность
администрации, осуществляющей властное управление предприятием по
полномочию государства. (*2). Таким образом, в правовом статусе
различных государственных организаций следует различать два рода прав и
обязанностей:

(**1) Конечно, администрация не является особой организацией или
обособленным звеном управления. Однако она наделяется властными правами
и обязанностями руководства работой учреждения или предприятия, и это
является главным для решения вопроса о ее правосубъектности как
внутреннего органа государственной организации.
(**2) В. И. Ленин указывал, что не надо смешивать вопрос об Учете и
контроле с вопросом о научно- образованном персонале инженеров,
агрономов и пр. (см. В. И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 444).
Правильно разграничивает функции администрации и коллектива рабочих
и служащих В. А. Власов (см. указ. соч., стр. 59, 123-126). Приведенные
им примеры расширения прав директоров, прав мастера, прав администрации
социально- культурных учреждений относятся не к содержанию прав
государственной организации в целом, а к содержанию прав администрации
предприятий и учреждений как низшего звена государственного управления.

-119-

1) Права и обязанности властного государственного руководства,
которые составляют содержание компетенции государственного органа.
2) Права и обязанности оперативно- хозяйственной деятельности
государственых организаций, которые охватываются правоспособностью
юридического лица.

Компетенция и правоспособность юридического лица-это два основных вида
правосубъектности государственных организаций.

3. Компетенция органов Советского государства

Компетенция государственного органа - это закрепленный за ним круг
задач государственного руководства, выполнение которых составляет
обязанность органа, также круг властных прав, необходимых для
осуществления возложенных на него задач. (*1). Наделение
государственного органа той или иной компетенцией является следствием
своеобразного разделения управленческого труда между различными частями
государственного механизма. Оно происходит лишь одновременно с
формированием государственного органа, либо в результате
перераспределения задач государственного руководства между различными
органами. Поэтому все характерные признаки органа государства - круг
его задач, полномочий и обязанностей, юридические формы деятельности,

определенная структура (или обособленная организация), (*2), необходимо
обусловлены

(**1) О понятии компетенции государственного органа см. А. В.
Венедиктов, Государственная социалистическая собственность стр. 613; П.
Т. Василенко в, О понятии и сущности органа советского
социалистического государства, <Вестник МГУ> 1952 г. №4, стр. 163; Г.
И. Петров, Административноправовые отношения <Ученые записки ЛЮИ>, вып.
VI, 1954 г., стр. 47; Ц. А. Ямпольская, Органы.., стр. 24; Н. Г.
Александров, Законность..., стр. 159-160.
(**2) О признаках органа государства, см. <Советское
административное право>, М., 1950, стр. 83-84; Н. Г. Александров,
Законность.., стр. 159-160; С.Ф. Кечекьян, Правоотношения..., стр.
120-122; Ц. А. Ямпольская, Органы.., стр. 24-25, А. В. Венедиктов,
Государственная социалистическая собственность, стр. 637-638. А. В.
Венедиктов выделяет также в качестве признака государственного органа
как субъекта административного права имущественную обособленность.
Однако такая обособленность необходима лишь тогда, когда речь идет об
участии организации в оперативно- хозяйственных отношениях, т.е. для ее
юридичесской личности. Обособленность имущества не имеет прямой связи с
властной компетенцией органа государства. В частности, распределяя
имущество междупредприятиями, бюджетные средства между учреждениями,
государственный орган распоряжается в равной мере имуществом, как
закрепленным за ним, так и принадлежащим казне либо другим
организациям. Он указывает пределы и направление использования этого
имущества в силу предоставленной ему распорядительной власти
(компетенции), а не в силу закрепления за ним обособленного имущества.

-120-

тем, какое место занимает данный орган и механизме государства, какая
часть общих задач государства на него возлагается.

Четкое распределение компетенции государственных органов способствует
проведению единой политики и упорядочению разрешения государственных
дел, служит одним из средств проведения в жизнь принципов
демократического централизма, расширения прав республиканских и местных
органов государственной власти. Круг задач государственных органов
определяется прежде всего по содержанию подведомственных вопросов.
Вместе с тем он всегда очерчивается по территории, на которой действует
данный орган, и по кругу лиц и организаций, на которых распространяется
обязательность актов данного органа.

Одна из особенностей компетенции государственного органа в отличие от
правоспособности юридического лица состоит в том, что права и
обязанности, входящие в содержание компетенции данного органа,
распределяются между его внутренними подразделениями и отдельными
должностными лицами, т. е. в соответствии со структурой органа
государства.

Например, в составе министерства различны функции и полномочия
министра, его заместителей, коллегии министерства, начальников главных
управлений и т. п. И только в своей совокупности права и обязанности
всех должностных лиц и коллегий составляют компетенцию министерства.

В составе Верховного Суда СССР различными полномочиями наделены Пленум,
коллегии, Председатель Верховного Суда, его заместители, председатели
коллегий. Компетенция Верховного Суда есть лишь совокупность всех
полномочий его коллегиальных подразделений и отдельных должностных лиц.

Эта особенность существенно отличает компетенцию органа государства от
правоспособности юридического

-121-

лица, закрепляемой за организацией <как таковой> независимо от ее
внутренней структуры, от полномочий должностных лиц. Властные
полномочия органа государства всегда закрепляются либо за коллегией,
решающей те или иные вопросы руководства большинством голосов членов
коллегии, либо за конкретными должностными лицами, входящими в состав
данного органа.

В соответствии с этим различают обычно единоличные и коллегиальные
органы.

Компетенция коллегиального органа закрепляется за всем составом
коллегии в целом. Однако для ее осуществления необходимо выражение воли
большинства состава коллегии. Поэтому права коллегиального органа
находятся в прямой зависимости от полномочий входящих в его состав лиц,
каждый из которых имеет право голоса при принятии решения.

Именно члены коллегии в своей совокупности являются носителями прав и
обязанностей коллегиального органа.

Примером органов, коллегиально осуществляющих свою компетенцию, могут
служить Верховный Совет Союза СССР, Верховные Советы союзных и
автономных республик, местные Советы депутатов трудящихся, Совет
Министров СССР, Советы Министров союзных и автономных республик,
исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся, совнархозы. Акты
этих органов принимаются большинством голосов депутатов, членов
правительства, исполкома или совнархоза.

Отдельные должностные лица государственных органов и их подразделений
также являются носителями должностных прав и обязанностей. Они несут и
личную ответственность за свои неправильные действия. Примером
самостоятельного выступления в правоотношениях отдельных должностных
лиц советских государственных органов является деятельность министра,
начальника главка, председателя суда, прокурора, директора или
заведующего учреждения или предприятия.

Советское законодательство прямо закрепляет право издания актов
единоличных органов и их внутренних подразделений за их руководителями
или за специально уполномоченными должностными лицами - представителями
власти. Так, Конституция СССР говорит о правах министров издавать
приказы и инструкции (ст. 73).

-122-

То же указание содержится и в Положениях о министер ствах, о комитетах
и главных управлениях при Совете Министров СССР, (*1), в специальных
актах о расширении прав министров, (*2), директоров предприятий, (*3),
мастеров и начальников участков. (*4).

Говоря о внутренних подразделениях государственных органов, мы также
признаем их субъектами права либо в виде коллегий, образованных внутри
данного органа (коллегии министерства, прокуратуры СССР, Верховного
Суда СССР и т. п.), либо в виде совокупности отдельных должностных лиц,
наделенных самостоятельными функциями и властными полномочиями и
действующих под общим руководством.

Таким образом, компетенция государственных органов закрепляется не за
<коллективом рабочих и служащих> государственного учреждения (*5) и не
за государственным учреждением как <объединением лиц>, (*6), а за
входящими в ее состав и уполномоченными советским народом
представителями и должностными лицами.

Государственный орган - не особое объединение, полномочия которого
отличны от полномочий должностных лиц, осуществляющих компетенцию
данного органа. Это - организованная совокупность депутатов, иных
представителей, избираемых советским народом или

(**1) См., например, ст. 6 Положения о Министерстве морского флота
СССР (СП СССР 1958 г. № 9, ст. 78); ст. 5. Положения о Главном
управлении газовой промышленности при Совете Министров СССР (СП СССР
1957 г. № 16, ст. 160).
(**2) См. постановление Совета Министров СССР от 11 апреля 1953 г.
<О расширении прав министров СССР>. Этим постановлением были расширены
и права начальников главных управлений (п. 52).
(**3) См. постановление Совета Министров СССР от 9 августа 1955 г.
<О расширении прав директоров предприятий> (<Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР по вопросам промышленности и строительства>, М.,
1958, стр. 91). Права начальников главков, директоров предприятий были
распространены на начальников пароходств, на директоров
научно-исследовательских учреждений.
(**4) См. постановление Совета Министров СССР от 20 сентября 1955
г. <О повышении роли мастера> (<Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР по вопросам промышленности и строительства>, М., 1958,
стр. 127).
(**5) См. А. В. Венедиктов, Государственная социалистическая
собственность, стр. 642 и след.: его же, О субъектах советского
социалистического права, <Советское государство и право> 1955 г. № 6.
(**6) См. Г. И. Петров, Сущность.., стр. 70-71.

-123-

штатных должностных лиц, выступающих носителями государственно-
властных полномочий. Компетенция органа государства неотделима от
полномочий входящих в его состав лиц, выступающих единолично или
коллегиально носителями властных функций и полномочий.

Болгарский ученый А. Ангелов возражает против отождествления органов
управления с лицами, осуществляющими административные функции. <Когда
мы говорим об органах государственного управления,-пишет он,-то мы
имеем в виду единоличные или коллективные образования, соответствующие
подразделения и посты в административном аппарате...>. (*1).

С точки зрения понимания органа как субъекта права, т.е. как носителя
прав и обязанностей, такое объяснение недостаточно, так как <посты и
подразделения> - это лишь правовые установления, определяющие собой
структуру данного органа. Вместе с тем всякий орган есть определенная
организация людей, и только указание на личный состав этой организации
может до конца раскрыть нам понятие органа Государства или
общественности.

Поскольку же закон наделяет полномочиями власти личный состав органов
государства как отдельных должностных лиц или как членов коллегий,
постольку эти лица и являются носителями прав и обязанностей
государственного органа, составляющих его властную компетенцию.

Как мы отмечали в главе 1, властную компетенцию органов Советского
государства нельзя раскрыть как возможность самого органа вступать в
правоотношения приобретать права и обязанности. Содержание компетенции
государственных органов состоит в наличии определенных возможностей
порождать, изменять и прекращать права и обязанности для других лиц и
организаций. Компетенция государственных органов включает в себя
властные возможности создавать правовые нормы, предоставлять права и
устанавливать обязанности для других лиц, разрешать споры и применять
меры принуждения,

(**1) П. Стайнов и А. Ангелов, Административное право Народной
Республики Болгарии (Общая часть), М., 1960, стр. 114.

-124-

осуществлять надзор и контроль, т. е. осуществлять все способы
руководства обществом в общеобязательных формах.

Классификация правомочий органов государства обычно дается по формам
осуществления государственных функций.

Вопрос о формах осуществления государственных функций является спорным,
и мы не собираемся предлагать здесь какого-либо его нового решения.

<< Предыдущая

стр. 19
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>