<< Предыдущая

стр. 24
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

социалистическом обществе, М., 1959, стр. 30-31.

-151-

имущественные права и обязанности не для должностного лица,
возглавляющего работу организации, а для организации в целом, по
отношению к закрепленному за ней имуществу. Только таким путем и может
быть обеспечено участие в правоотношениях организации <как таковой>, а
не в качестве совокупности различных должностных лиц и их коллегий,
являющихся самостоятельными субъектами права.

Органами юридического лица - государственной организации - являются ее
руководящие должностные лица (а не вся ее администрация), которые
представляют организацию в гражданском обороте, вступают в сделки от
имени организации в целом согласно ст. 16 ГК РСФСР. В этих случаях
действия руководителя госорганизации порождают юридические последствия
для организации в целом, обращаются на ее имущество. Руководитель
государственной организации, заключая сделки от ее имени, выражает при
этом не волю отдельного коллектива, а волю государства. В этом состоит
особенность государственной организации, управление делами которой
строится не только через ее внутренние органы, но и через Советы
депутатов трудящихся и подотчетные им органы государственного
управления руководящие деятельностью подведомственных им предприятий
или учреждений.

Если имущественная обособленность и организационное единство имеют
значение материальных и организационных предпосылок правоспособности
организаций как юридических лиц, то самостоятельное участие в
<гражданском обороте> (т. е. в гражданских правоотношениях) и
самостоятельная имущественная ответственность раскрывают нам основные
черты содержания правоспособности государственного юридического лица.

Содержание правоспособности юридического лица выражается, во-первых, в
правах и обязанностях, которые обеспечивают самостоятельное участие
данной организации в оперативно- хозяйственных отношениях,
складывающихся в сфере товарного обмена. К числу этих прав и
обязанностей относится право приобретать имущественные и личные
неимущественные права, а также право отчуждать имущество и
распоряжаться

-152-

денежными средствами для осуществления хозяйственных операций.
Во-вторых, правоспособность юридического лица охватывает права,
обеспечивающие организации самостоятельное использование принадлежащего
ей имущества и денежных средств для производственных или хозяйственно-
вспомогательных целей в своей внутренней деятельности. К числу этих
прав и обязанностей относится, например, право землепользования, право
распоряжения фондом заработной платы для оплаты труда работников, право
пользования основными средствами как орудиями труда (право пользования
зданиями, сооружениями, оборудованием и инвентарем для производственных
нужд).

В содержание правоспособности юридического лица входят, по нашему
мнению, не только права, но и обязанности. В советской
гражданскоправовой литературе при характеристике правоспособности
юридического лица не выделяются его обязанности, вытекающие из закона
или положения. (*1). Характерной чертой, признаком юридического лица
признается советскими цивилистами самостоятельная имущественная
ответственность по договорам, а также за причинение вреда. (*2).
Практическое значение этого признака видят обычно в том, что
юридическое лицо отвечает по долгам <своим>, т. е. закрепленным за ним,
имуществом.

Признание самостоятельной имущественной ответственности свидетельствует
о том, что на организацию как юридическое лицо возложена общая
обязанность соблюдать договорные обязательства, предотвращать
причинение вреда, а нарушение этой обязанности влечет за собой
ответственность данной организации как само- стоятельного субъекта
права. В области гражданского права эти общие обязанности юридических
лиц несформулированы в законе, так как в этом нет практической

(**1) См., например, С. Н. Братусь, Субъекты.., 32; А. В. Карасе
<Право государственной социалистической собственности>, гл. V.
(**2) С.Н. Братусь справедливо отмечает, что имущественная
ответственность является дополнительным признаком, следствием
имущественной обособленности юридического лица (см. С. Н. Братусь,
Субъекты.., стр. 138-139). На иной позиции стоял А. В. Венедиктов,
который не считал имущественную ответственность обязательным признаком
юридического лица (см. Государственная социалистическая собственность,
стр. 698-702).

-153-

необходимости при судебном или арбитражном разбирательстве.

В области трудового, финансового и административного права прямо
предусмотрены имущественные обязанности организаций по проведению
мероприятий в области охраны труда за счет средств данного предприятия
(*1) по уплате налогов и отчислений от прибылей в государственный
бюджет. (*2).

Таким образом, правоспособность юридического лица в советском обществе,
во-первых, не может быть сведена к возможности участия в товарном
обращении, в сфере обмена. Она охватывает и юридические возможности
организации использовать свое имущество в самом процессе товарного
производства - на нужды производительного потребления, на обеспечение
социально-культурной деятельности и т. п. Поэтому когда говорят о
возможности самостоятельного участия в гражданском обороте как о
признаке юридического лица, то надо под этим иметь в виду
самостоятельные права и обязанности организации на участие в отношениях
товарного производства, обмена и потребления, а не только в отношениях
товарно- денежного обращения. (*3).

Во-вторых, правоспособность юридического лица не может быть сведена к
гражданской правоспособности организации, хотя именно гражданские права
и обязанности составляют главное в содержании правоспособности
юридического лица. Например, юридическое лицо выступает стороной по
имущественным обязательствам

(**1) См., например, ст.ст. 139, 141, 142 КЗоТ РСФСР; постановление
СНК РСФСР от 5 октября 1928 г. <О порядке установления плановых
ассигнований по охране труда в промышленности> (СУ РСФСР 1928 г. № 129,
ст. 832).
(**2) Например, в отношениях по налогу с оборота плательщиками
налога выступают тресты и объединения в целом или предприятия. См.,
ст.ст. 1, 2, 6 Положения о налоге с оборота предприятия
обобществленного сектора, утвержденного ЦИК и СНК СССР 2 сентября 1930
г. (СЗ СССР 1930 г. № 47, ст. 477). Согласно Положению о взыскании
налоговых и неналоговых платежей (СЗ СССР 1932 г. : № 69, ст. 140-б)
взыскание по налогам может быть обращено на имущество предприятия.
(**3) Для такого ограничительного вывода, отождествляющего
<гражданский оборот> со сферой обмена товаров, дает некоторые основания
текст ст. 13 ГК РСФСР, где говорится только о правах приобретать
имущество и вступать в обязательства, а о правах использовать имущество
для произведенных нужд не упоминается.

-154-

в трудовом договоре (*1) как землепользователь, как участник
финансовоправовых отношений с государством при уплате налога с оборота
и отчислений от прибылей в бюджет, как участник
гражданско-процессуальных отношений в качестве истца, ответчика,
третьего лица. Поэтому более точно можно было бы охарактеризовать
юридическую личность как оперативно- хозяйственную правоспособность
социалистических организаций. (*2).

Содержание правоспособности государственного юридического лица, ее
рамки и направление определяются теми задачами оперативно-хозяйственной
деятельности, которые поставлены перед данной организацией
государством. В соответствии с этим правоспособность государственных
юридических лиц признается <специальной>. (*3). Закрепление в законе
хозяйственно- оперативных задач каждой организации является
предпосылкой планового руководства народным хозяйством. Оно имеет, в
частности, важное значение для налаживания специализации и
кооперирования производства, для концентрации производства однотипной
продукции на минимальном количестве предприятий, для организаций
централизованного изготовления унифицированных деталей, узлов и
агрегатов, инструмента. В соответствии

(**1) См. Н. Г. Александров, Трудовое правоотношение, стр. 200,203.
(**2) Советские цивилисты признают юридические лица субъектами
имущественных прав в области трудового, земельного и других отраслей
права (см. например, доклад Д. М. Генкина о сущности государственного
юридического лица, <Обзор дискуссии о государственных юридических
лицах>, <Советское государство и право> 1954 г. № 8, стр. 112; А. В.
Венедиктов, Государственная социалистическая собственность, стр. 590).
Однако юридическая личность в сфере трудового, колхозного и земельного
права изучена явно недостаточно.

(**3) См. С. Н. Братусь, Субъекты.., стр. 194: <Советское
гражданское право>, М., 1950, стр. 155-156 и другие работы по
советскому гражданскому праву.
С. И. Вильнянский допускает неточность, когда возражает против
признания правоспособности госбюджетных учреждений <специальной>,
указывая, что она не определяется задачами учреждения, а лишь
обеспечивает его деятельность (<Лекции по советскому гражданскому
праву>, ч. 1, Харьков, 1958, стр. 114 (далее всюду: С. И. Вильнянский,
Лекции...). Правоспособность юридического лица определяется не всеми
задачами, а лишь задачами оперативно- хозяйственными, которые для
учреждения являются вспомогательными. Но тем не менее круг
хозяйственных операций учреждения ограничен именно этими задачами.

-155-

с углублением специализации производства должна идти и дифференциация
специальной правоспособности государственных предприятий как
юридических лиц, с тем, чтобы предприятия не загружались нерентабельным
производством разнообразной продукции, не отвечающей основному профилю
работы предприятия. (*1).

Сделки, выходящие за пределы задач или не соответствующие целям
госорганизации, признаются судебной практикой внеуставными и считаются
разновидностью противозаконных сделок, подпадающих под действие ст. 30
ГК. РСФСР, с применением в надлежащих случаях последствий по ст. 147 ГК
РСФСР. (*2).

Незаконными являются также сделки госбюджетных учреждений, заключенные
с нарушением сметы и, следовательно, не соответствующие специальной
правоспособности учреждения.

Для характеристики содержания правоспособности юридических лиц важен
вопрос о том, каким имуществом и в каких пределах может владеть,
пользоваться и распоряжаться юридическое лицо. С этой точки зрения
различается содержание правоспособности государственных хозрасчетных
предприятий и госбюджетных учреждений. Выше, говоря о предпосылках
юридического лица, мы отмечали различия в целевом назначении имущества
государственных предприятий и учреждений. Соответственно различается и
содержание правоспособности госпредприятий и госбюджетных учреждений.

Рассмотрение прав государственных хозрасчетных предприятий на различные
виды предоставленного им государственного имущества выходит за пределы
нашей работы. Она составляет задачу специальных исследований в области
гражданского права. (*3).

(**1) См. В. А. Дозорцев, Правовое положение промышленного
предприятия, "Советское государство и право" 1955 г. № 8, стр. 46-47.
(**2) См. постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июля
1939 г. "О применении ст. 147 ГК РСФСР и соответствующих статей ГК
Других союзных республик к сделкам между учреждениями и предприятиями и
предприятиями социалистического хозяйства", "Сборник действующих
постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924-1957", М., 1958, стр.
125.
(**3) К числу таких исследований относятся указанные выше работы А.
В. Бенедиктова, С. Н. Братуся, А. В. Карасса, Д.М.Генкина, а также: В.
А. Дозорцев, Права государственного промышленного предприятия на
закрепленное за ним имущество, автореферат кандидатской диссертации,
М., 1955; А. А. Пушкин, Юридическая личность промышленного предприятия,
треста, комбината, "Советское государство и право" 1956 г. № 10; Л. Я.
Носко, Правовое положение железной дороги в советском гражданском
праве, автореферат кандидатской диссертации, Харьков, 1955, и другие
работы.

-156-

Здесь мы лишь укажем, что в отличие от госбюджетных учреждений
хозрасчетные предприятия в соответствии с планом не только пользуются,
но и распоряжаются как денежными средствами, так и своим имуществом:
продукцией предприятия, товарами, предназначенными для реализации
населению. Такая широкая оперативная самостоятельность необходима для
ведения промышленной, торговой и иной хозяйственной деятельности.

Правоспособность государственных бюджетных учреждений как юридических
лиц более ограничена. Она заключается в праве пользоваться закрепленным
за ними имуществом и распоряжаться лишь денежными бюджетными средствами
на заработную плату, на приобретение инвентаря, на оплату хозяйственных
услуг и т. п. Законодательство РСФСР признает за госбюджетными
учреждениями право в пределах сметы заключать сделки и договоры, искать
и отвечать на суде, указывая при этом круг хозяйственных операций, в
которых могут участвовать бюджетные учреждения. (*1).

Права распоряжения денежными средствами, предназначенными для
непосредственного использования на нужды госбюджетных учреждений,
нельзя не признать правами юридических лиц. (*2). Поэтому мы полностью
разделяем мнение А. В. Венедиктова и С. Н. Братуся, которые считают,
что юридическими лицами являются имеющие самостоятельную смету
госбюджетные учреждения, если их руководители пользуются правами

(**1) См. ст.ст. 1 и 2 постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 27
сентября 1926 г. "О хозяйственных операциях учреждений, состоящих на
государственном бюджете" (СУ РСФСР 1926 г. № 64, ст. 499)
(**2) Права руководителей государственных органов, как
распорядителей кредитов 1-й и 2-й степени, связанные с распределением
бюджетных средств между подведомственными организациями, имеют
административноправовую природу и не входят в содержание
правоспособности юридического лица.

-157-

самостоятельных распорядителей кредитов. (*1). В советской литературе
высказана и другая точка зрения, отрицающая юридическую личность
госбюджетных учреждений. (*2). Противники признания госбюджетных
учреждений самостоятельными юридическими лицами ссылаются обычно на то,
что Верховный Суд РСФСР в специальном разъяснении указывал, что правами
юридического лица пользуются только такие организации, которым эти
права предоставлены законом (*3). Однако таким законом и следует
считать указанное выше постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 27 сентября
1926 г., поскольку при наличии сметы расходов на хозяйственные
операции, предусмотренные этим постановлением, госбюджетные учреждения
выступают в гражданских и трудовых правоотношениях, т. е. являются

<< Предыдущая

стр. 24
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>