<< Предыдущая

стр. 26
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

государственной собственности на части, приводит к отрицанию единства
этого фонда.

(**1) Товарный (эквивалентный) характер хозяйственных связей между
государственными предприятиями, между ними и колхозно- кооперативными
организациями, между колхозами убедительно обоснован советской
экономической наукой (см. об этом редакционную статью в журнале
"Коммунист" 1961 г. № 8, стр. 92-93, 95-96).
(**2) См. об этом К. Островитянов, Товарное производство и закон
стоимости при социализме, "Коммунист" 1957 г. № 3, стр. 85-100; "По
поводу статьи И. Малышева и В. Соболя", "Ком- мунист" 1961. г. № 8,
стр. 92, 96.

-164-

Таким образом, позиция Я. Ф. Миколенко и С. Ф. Кечекьяна практически
приводит нас к теории "расщепленной собственности", неприемлемость
которой отмечалась подавляющим большинством советских юристов и
экономистов. (*1). Поэтому теория, признающая единую природу прав
государства и государственных юридических лиц как собственников
закрепленного за ними имущества, неприемлема для объяснения единства
фонда государственной социалистической собственности.

Вопреки изложенным выше взглядам, ведущим к прямому отождествлению
природы прав государства и государственных юридических лиц или к
нечеткому разграничению этих прав, мы прямо и безоговорочно признаем
права государственного юридического лица не принадлежащими самому
государству в целом.

В правах государственной организации как, юридического лица, по нашему
мнению, надо видеть лишь права самостоятельного использования
государственного имущества в соответствии с планом и под руководством
государства - собственника народного достояния. Такое понимание прав
государственных юридических лиц прямо вытекает из ст. 21 Основ
гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, где
говорится:

"Государство является единым собственником всего государственного
имущества.

Государственное имущество, закрепленное за государственными
организациями, состоит в оперативном управлении (*2) этих организаций,
осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с
целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества,
права владения, пользования и распоряжения имуществом".

(**1) См., например, А. В. Венедиктов, Государственная
социалистическая собственность, стр. 323; М. В. Колганов, Собственность
в социалистическом обществе, М., 1954, стр. 312-328; О. С. Иоффе,
Советское гражданское право, Курс лекций, т. I, Л., 1958, стр. 302-314;
С. И. Вильнянский, Лекции..., стр. 216.
(**2) Термин "оперативное управление", как мы отмечали выше,
представляется нам менее точным, чем термин "оперативное
использование". В данном случае он может быть понят не только как
содержание прав юридического лица, но и других, административных прав,
представленных государственной организации (например, прав на
управление земельным массивом, закрепленным в пользование за совхозом).

-165-

Четкое разграничение прав государства как собственника всенародного
достояния и прав государственных организаций как юридических лиц дает
возможность:

во-первых, последовательно обосновать единство власти и собственности в
Советском государстве, которое можно видеть только в правах органов
государства по плановому управлению государственным имуществом и нельзя
обнаружить в правах государственных юридических лиц, выступающих
равноправными сторонами оперативно- хозяйственных отношений;

во-вторых, исключить всякое дробление единого права государственной
собственности между хозяйственными организациями. Права государственных
юридических лиц являются правами на выделенное из единого
государственного фонда имущество, закрепленное за данной организацией.
Но это закрепление происходит не с целью передачи функций планового
руководства, принадлежащих собственнику-государству, а с целью
непосредственного хозяйственного использования имущества, с учетом
законов товарного производства и обмена. Государственная организация
как юридическое лицо является самостоятельным, отличным от государства,
субъектом товарного хозяйства в социалистическом обществе. Именно в
этом состоит экономический смысл обособления юридической личности
государственной организации.

-166-
Глава IV. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ СОВЕТСКОГО ПРАВА

1. Основные черты правового статуса общественных организаций в СССР

Конституция СССР обеспечивает советским гражданам широкие возможности
объединения в разнообразные общественные организации, которые создаются
в соответствии с интересами трудящихся, в целях развития их
организационной самодеятельности и политической активности.

Основными общественными организациями трудящихся в СССР являются:
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, профессиональные
союзы, колхозно- кооперативные организации, добровольные общества,
творческие союзы, массовые самодеятельные организации и органы
общественности.

Каждая из общественных организаций занимает свое место в системе
политической организации советского общества и играет определенную роль
в деле мобилизации народных масс на выполнение задач коммунистического
строительства.

Высшей формой общественно-политической организации, руководящей и
направляющей силой советского народа является Коммунистическая партия
Советского Союза, которая объединяет работу всех организаций трудящихся
как общественных, так и государственных, подчиняет ее единой цели
строительства коммунизма.

Основные принципы организации и деятельности общественных организаций
заключаются в руководстве работой всех общественных организаций со
стороны Коммунистической партии; в систематической помощи Советского
государства общественным организациям; в признании ими
марксистско-ленинского учения как идейной основы своей работы; в
плановом руководстве деятельностью организаций, в демократических
началах их построения и деятельности. Материальной

-167-

основой деятельности общественных организаций явлляется общественная
социалистическая собственность.

Все эти принципы находят свое выражение в уставах и положениях
общественных организаций трудящихся. Они лежат и в основе их
правосубъектности. Тем не менее положение общественных организаций
характеризуется рядом особенностей, которые отличают их от
государственных организаций.

1) Государственные организации образуют единую централизованную
систему, охватывающую все государственные органы, предприятия и
учреждения. Эта система государственных организаций выражает интересы и
волю всего народа. Система органов государства во главе с Советами
депутатов трудящихся и составляет всенародную организацию - Советское
социалистическое государство. Общественные организации трудящихся не
составляют единой организационной системы. Союзы и системы общественных
организаций могут охватывать широкие массы населения (например,
советские профсоюзы насчитывают около 60 млн. членов). Но ни одна
общественная организация, ни один союз не охватывают всего народа.
(*1). В силу этого общественные организации в отличие от государства
действуют не от лица всего советского народа в целом, а от имени той
части населения, которую они объединяют.

2. Важной особенностью общественных организаций является добровольный и
самодеятельный характер участия граждан в их работе. Общественные
организации образуются снизу, самими массами, на добровольных началах.
Вступление в общественные организации ни для кого не является
обязательным. Как известно, государственные органы не могут быть
образованы на началах добровольного объединения граждан.

3. Управление деятельностью общественных организаций строится на
началах демократического централизма, на широкой инициативе самих
трудящихся, объединившихся в данную организацию. Все органы
общественных организаций избираются и отчитываются перед

(**1) Это отличие Советского государства от общественных
организаций правильно отмечали А. И. Лукьянов и Б. М. Лазарев (см.
Советское государство и общественные организации, М., 1960, стр. 26),
Н. Г. Александров (см. Советское социалистическое государство - главное
орудие построения коммунизма, М. 1955, стр. 11).

-168-

членами данной организации. Деятельность общественных организаций
осуществляется силами общественности, на самодеятельных началах, без
какого-либо особого аппарата принуждения т. е. на началах
самоуправления.

Таким образом, общественные организации отличаются от государственных
специфическими формами объединения трудящихся в различные коллективы и
союзы на добровольных, самодеятельных началах и специфическими методами
работы, основанными на организационной инициативе трудящихся, на
началах самоуправления.

В нашу задачу не входит рассмотрение всей деятельности общественных
организаций, поскольку значительная, а для многих из них -
преобладающая часть их функций не имеет юридического значения и
осуществляется на общественно- политических и моральных основах. (*1).
Было бы неправильным всю политическую, организационную, воспитательную,
хозяйственную деятельность общественных организаций трудящихся пытаться
втиснуть в юридические рамки. Основой деятельности этих организаций
является добровольное участие граждан в их работе, самодеятельное
управление делами организаций, добровольное подчинение членов
организации решениям ее органов, правилам, записанным в уставе или
положении. Функции руководства внутренними делами общественных
организаций осуществляются самими членами главным образом на началах
общественного самоуправления, на моральной основе.

Тем не менее общественные организации в социалистическом обществе
участвуют в общественных отношениях производства и обмена, организуют
трудовую деятельность своих членов или рабочих и служащих общественных
предприятий и управленческого аппарата, а также участвуют в решении
государственных вопросов. Производственные, трудовые, политические
отношения в социалистическом обществе регулируются правом, являются
правовыми отношениями.

(**1) Это правильно отмечалось в советской юридической литературе.
См. И. Н. Ананов. Труды по советскому административному праву,
лСоветская книга» 1952 г. № 3, стр. 89; А.И.Лукьянов, Б.М.Лазарев,
Советское государство и общественные организации, стр. 80-81, 140.

-169-

Участвуя в социалистических правоотношениях, общественные организации
выступают субъектами советского права.

Таким образом, правосубъектность общественных организаций охватывает
лишь те формы их деятельности, которые получают юридическое выражение,
регулируются законом и связаны с участием общественных организаций в
правовых отношениях.

В Советском государстве применяются разнообразные, гибкие формы
правового регулирования деятельности общественных организаций,
сочетающиеся с широким развитием организационной самодеятельности и
инициативы общественности.

Конституционные основы образования и деятельности всех общественных
организаций, гарантирующие свободу объединений трудящихся, закреплены в
ст. 126 Конституции СССР. Конституция СССР специально гарантирует также
экономическую основу деятельности колхозов и других кооперативных
организаций - колхозно- кооперативную форму социалистической
собственности и закрепление земли за колхозами в бесплатное и
бессрочное пользование.

Советское законодательство предоставляет широкие права профессиональным
союзам в области управления социалистическим производством, охраны
трудовых прав рабочих и служащих, социально- культурного обслуживания
трудящихся.

Наряду с этим Советское государство устанавливает и обязанности
общественных организаций, определяя в законодательном порядке основные
задачи и порядок деятельности кооперативных организаций, добровольных
обществ, массовых самодеятельных организаций и органов общественности,
осуществляющих государственные функции.

Права и обязанности различных органов общественных организаций
конкретизируются в большинстве случаев в их уставах и положениях,
принимаемых самими общественными организациями на основе законов и в
соответствии с постановлениями партии и правительства. Среди прав и
обязанностей общественных организаций следует различать юридические
права и обязанности, основанные на законе и обеспеченные
государственным принуждением (мы ниже будем именовать их правомочиями

-170-

и правовыми обязанностями), и права и обязанности общественных
организаций, не установленные законом и не обеспеченные государственным
принуждением. Эти права и обязанности, предусмотренные исключительно
нормами уставов и положений общественных организаций, мы будем
именовать ниже полномочиями и обязанностями, имея в виду, что они не
носят юридического характера и являются общественно- моральными.

Поскольку темой нашей работы является правосубъектность организаций, т.
е. их правовой, юридический статус, мы рассмотрим главным образом
юридические права и обязанности общественных организаций.

Среди юридических прав и обязанностей общественных организаций следует
различать: а) правомочия и юридические обязанности по осуществлению
функций руководства (распорядительные правомочия и правовые
обязанности);
б) правомочия на совершение оперативно-хозяйственных действий.

Распорядительные правомочия и обязанности составляют содержание
компетенции органов общественных организаций или органов
общественности. Эти органы обладают в установленных законом пределах
возможностью порождать обязанности других лиц и организаций, давать им
обязательные предписания и устанавливать обязательные правила
поведения, осуществлять надзор и контроль, применять определенные меры
общественного воздействия. Такой властный характер, основанный на
обязательном подчинении, характеризует всякую функцию руководства

<< Предыдущая

стр. 26
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>