<< Предыдущая

стр. 27
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

обществом или трудовым коллективом. (*1).

Распорядительные правомочия и обязанности в свою очередь подразделяются
на две группы:
1) Правомочия и обязанности по осуществлению государственных
функций, которые выходят за пределы внутренней деятельности
общественных организаций, распространяются не только на их членов, но и
на других граждан и на другие организации.

(**1) См. К.Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. II. М.,
1955, стр. 589-591; В. И. Ленин, Соч., т 27, стр. 238-239.

-171-

2) Правомочия и обязанности по осуществлению внутренних функций
руководства хозяйственной деятельностью данной организации, трудом ее
членов и т. п.

Оперативно-хозяйственные правомочия и обязанности составляют содержание
правоспособности общественных организаций как юридических лиц.

Имея в виду существенные различия названных трех групп правомочий и
обязанностей, составляющих содержание правового статуса общественных
организаций трудящихся в СССР, мы рассмотрим каждую из этих групп в
отдельности.

2. Правомочия общественных организаций по управлению своими внутренними
делами

Основные правила, определяющие порядок управления делами общественных
организаций, взаимоотношения ее органов и членов, установлены уставами
общественных организаций и положениями о них. По некоторым вопросам
высшие органы внутреннего управления кооперативных и общественных
организаций принимают также правила и инструкции.

С точки зрения правового характера внутренних полномочий органов
общественных организаций необходимо различать правосубъектность
колхозно- кооперативных организаций, которые ставят своей основной
задачей хозяйственную деятельность, с одной стороны, и общественных
организаций трудящихся, не ставящих своей основной задачей
хозяйственную деятельность, - с другой. Это политические,
профессиональные, культурные и иные организации трудящихся, которые для
краткости мы условно назовем общественными организациями в узком смысле
слова, имея в виду все общественные организации, кроме колхозно-
кооперативных.

Советское законодательство не устанавливает содержания прав и
обязанностей органов общественных организаций по управлению их
внутренней деятельностью. Оно устанавливает лишь порядок
взаимоотношений органов общественных организаций с органами государства
(например, права профсоюзных органов по отношению к администрации,
порядок возникновения и прекращения деятельности добровольных обществ
под

-172-

общим руководством соответствующих органов государства и права
последних на осуществление контроля за деятельностью добровольных
обществ).

Юридической основой деятельности многих общественных организаций
является ст. 126 Конституции СССР и соответствующие статьи конституций
союзных и автономных республик, которые определяют право трудящихся на
объединение в общественные организации. Никаких обязанностей и задач
деятельности таких организаций, как ВЛКСМ, профсоюзы, творческие союзы,
советское законодательство не устанавливает. Задачи и обязанности
определяются только уставами профсоюзов, ВЛКСМ, творческих союзов.
Работа этих организаций находится под непосредственным руководством
Коммунистической партии и не подлежит государственному контролю.
Комсомол является организацией, примыкающей к партии, работающей под ее
непосредственным руководством. Никакое государственное регулирование
внутренней деятельности ВЛКСМ не может иметь места. Точно так же и
профсоюзы являются организацией, стоящей между партией и
государственной властью, (*1), осуществляющей свою деятельность под
непосредственным руководством партии. Поэтому советское
законодательство закрепляет только права профсоюзов по отношению к
государственным органам, но не задачи внутрипрофсоюзной работы. (*2).
Последние определяются исключительно решениями профсоюзных органов под
руководством Коммунистической партии.

Работа творческих союзов также осуществляется под непосредственным
руководством КПСС и не контролируется какими-либо государственными
органами.

В послевоенные годы значительно расширился круг общественных
организаций, действующих под непосредственным руководством
Коммунистической партии. Возникли такие организации, как Союз писателей
РСФСР, Союз журналистов СССР, Союз советских обществ дружбы и
культурной связи с зарубежными странами, Советский комитет защиты мира,
Комитет молодежных организаций, Комитет советских женщин и некоторые

(**1) См. В. И. Ленин, Соч., т. 32, стр. 2.
(**2) В отношении государственных функций на профсоюзы могут быть
законом возложены и обязанности.

-173-

другие общественные организации, самостоятельно утверждающие свои
уставы и не подлежащие никакому специальному государственному контролю.
Дальнейшее расширение самостоятельности общественных организаций,
работающих под непосредственным руководством Коммунистической партии,
отвечает задачам развития советской демократии в период развернутого
строительства коммунизма.

Отсутствие государственного нормирования деятельности общественных
организаций означает, что права и обязанности их органов по руководству
внутрисоюзными делами не имеют юридического значения и выходят за рамки
правосубъектности общественных организаций.

Права и обязанности по руководству внутренними делами добровольных
обществ также, по нашему мнению, не носят юридического характера. И это
решение вопроса не колеблется тем, что общие задачи и порядок их
возникновения регулируются законодательными актами, (*1), что для
добровольных обществ установлен порядок утверждения их уставов органами
государства.

Законодательное регулирование порядка организации добровольных обществ
имеет целью установить контроль государства за законностью и
целесообразностью их образования и деятельности. В определенных
пределах государственный контроль необходим и в настоящее время,
поскольку добровольные общества имеют своей целью содействие выполнению
ряда государственных задач. Но этот контроль не меняет самодеятельного,
неюридического характера управления внутренними делами добровольных
обществ.

Положение о добровольных обществах и их союзах устанавливает, что
добровольные общества не могут ставить своей целью защиту правовых и
экономических интересов своих членов. Они являются организациями
общественной самодеятельности, имеющими своей задачей обеспечить
активное участие трудящихся в социалистическом строительстве, а также
содействие

(**1) Примером таких актов являются Положение о добровольных
обществах и их союзах, утвержденное ВЦИК и СНК. РСФСР 10 июня 1932 г.
(СУ РСФСР 1932 г. № 74, ст. 331), постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР "О руководстве физической культурой и спортом в стране"
(СП СССР 1959 г. № 1, ст. 1).

-174-

обороне страны. (*1). В соответствии с этими задачами добровольные
общества самостоятельно определяют объем имущественных прав своих
местных отделений, предусматривают в своих уставах порядок образования
и предметы ведения органов управления, сроки созыва и предметы ведения
съездов и конференций, порядок взаимоотношения руководящих органов и
отделений. (*2).

Все эти вопросы внутрисоюзного руководства решаются органами
добровольных обществ на началах самоуправления и не затрагивают
охраняемых законом интересов их членов. (*3).

Например, добровольные общества создают возможность для своих членов
участвовать в культурных мероприятиях, бесплатно пользоваться
культурными учреждениями общества, пользоваться помощью общества для
повышения своих знаний и специального обучения; получать печатные
издания и публиковать свои труды в изданиях общества. (*4). Но акты
органов добровольных обществ по решению этих вопросов не влекут за
собой возникновения правоотношений. Они основаны исключительно на их
уставах и других внутренних правилах обществ, не регламентируются
законом и не могут быть обжалованы в органы государства. Поэтому
полномочия добровольных обществ по решению указанных вопросов не
являются правовыми, хотя они имеют большое значение для обеспечения
интересов их членов.

Не говорит о юридическом характере прав и обязанностей органов
добровольных обществ и утверждение их уставов государственными
органами. Утверждение устава не придает юридического характера тем его
нормам, установление которых отнесено Положением о добровольных
обществах к внутренней деятельности общества, если эти нормы не
затрагивают охраняемых

(**1) См. ст.ст. 1, 8 Положения.
(**2) См. ст.ст. 10 и 13 Положения.
(**3) Мы не касаемся сейчас установленных специальными актами прав
добровольных обществ и их союзов на осуществление государственных
функций.
(**4) См., например, ст. 6 Устава Всесоюзного общества по
распространению политических и научных знаний; ст. 8 Устава НТО; ст. 9
Устава Всероссийского общества содействия охране природы; ст. 13 Устава
ДОСААФ.

-175-

законом интересов членов общества, других лиц и организаций. (*1).

Для признания юридического характера внутренних правомочий и
обязанностей общественных организаций необходимо издание или
санкционирование государством типового устава, положения или иного
нормативного акта. Такой нормативный акт придает юридическое значение
нормам общественных организаций независимо от того, утверждаются
конкретные уставы государственными органами или нет. Хорошо известно,

например, что Устав профсоюзов СССР содержит немало норм юридического
характера, вытекающих из законодательных актов Советского государства.
Однако никакому утверждению или регистрации Устав профсоюзов не
подлежит. Не утверждаются сейчас и многие уставы обществ и союзов,
содержащие правила о юридической личности этих организаций, уставы
потребительской кооперации. (*2).

Круг юридических правомочий и обязанностей органов общественных
организаций по руководству их внутренней деятельностью очень невелик.
Он охватывает главным образом вопросы труда работников штатного
аппарата профсоюзов, добровольных обществ, вопросы руководства
подведомственными им предприятиями и организациями, вопросы
имущественных отношений, бухгалтерского учета и т. п. Все эти вопросы
регулируются действующим законодательством. Например, на рабочих и
служащих аппарата общественных организаций, их предприятий и учреждений
распространяется трудовое законодательство. На общественные
хозрасчетные предприятия распространяются общие правила о бухгалтерских
отчетах и балансах, утвержденные Советом Министров СССР.

Все же основные вопросы руководства внутренней работой общественных
организаций, права и обязанности их членов регулируются неюридическими
нормами.

(**1) В. В. Кравченко правильно писал, что утверждение устава
добровольного общества не придает его нормам юридического характера, не
снабжает их юридическими санкциями (см. его статью "О характере норм,
создаваемых добровольными обществами", "Советское государство и право"
1960 г. № 8, стр. 29). Противоположной точки зрения придерживается Г.
И. Петров (см Сущность.., стр. 84-86).
(**2) См. об этом ниже.

-176-

Иначе решается вопрос о внутренних полномочиях органов колхозов и
других кооперативных организаций.

Управление внутренними делами колхозно-кооперативных организаций
регулируется их уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и
другими правилами, принимаемыми органами колхозно-кооперативного
управления. Все важные вопросы жизни колхозов и артелей других видов
кооперации решаются самими трудящимися, объединившимися в эти
организации. Наряду с этим советское законодательство, направляя
развитие кооперации в соответствии с задачами коммунистического
строительства, содержит общие нормы, регулирования внутренней жизни
колхозно- кооперативных организаций, которые устанавливают или
санкционируют правомочия и обязанности органов колхозно- кооперативных
организаций по отношению к их членам, нижестоящим звеньям и органам.

Наиболее характерным для государственного руководства колхозами в СССР
является применение метода рекомендаций партии и правительства.
Государственные и партийные постановления, принятые в рекомендательной
форме, с одной стороны, дают общее направление уставным нормам артели,
ограждают колхозы от чрезмерной административной опеки со стороны
местных органов управления, а с другой - позволяют чле нам артели
самостоятельно выработать конкретное содержание важнейших норм
внутренней жизни колхозов с учетом интересов общества, артели и личных
интересов ее членов. Метод рекомендаций, как правильно отмечает А. А.
Рускол, "...является совершенно новым методом государственного
регулирования общественных отношений. Он возможен только в условиях
социалистического государства, которое выступает не как сила, чуждая
трудящимся, а как организатор и руководитель строительства
коммунистического общества". (*1).

Нормативные акты Советского государства могут и прямо устанавливать или
санкционировать принципы, общие начала организации и деятельности
колхозов и кооперативных организаций. К числу таких актов относится
Примерный устав сельскохозяйственной артели,

(**1) А. А. Рускол, Колхозные правоотношения в СССР, стр. 42.

-177-

принятый первым Всесоюзным съездом колхозников- ударников и
утвержденный постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 17 февраля 1935 г.;
постановление Совета Министров СССР от 20 марта 1958 г. "О
жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации" (*1) и принятые
на его основе постановления Советов Министров союзных республик об
утверждении примерных уставов жилищно- строительной и дачно-

<< Предыдущая

стр. 27
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>