<< Предыдущая

стр. 28
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

строительной кооперации (*2);, Примерные положения о межколхозных
предприятиях, утверждаемые Советами Министров автономных республик и
некоторыми облисполкомами, (*3), примерные положения о бухгалтере
сельскохозяйственной артели, утвержденные постановлением Совета
Министров РСФСР от 18 января 1960 г. (*4).

Более подробное правовое регулирование внутренней деятельности
кооперации объясняется тем, что кооперативные организации объединяют
труд и средства производства, денежные средства своих членов с целью
ведения хозяйственной деятельности. Внутренняя жизнь
колхозно-кооперативных организаций затрагивает, таким образом, трудовые
и экономические интересы членов кооперативных артелей, самих артелей и
общества в целом. (*5).

На основе нормативных актов, утвержденных или санкционированных
Советским государством, колхозы и

(**1) СП СССР 1958 г. № 5, ст. 47.
(**2) См., например, постановление Совета Министров РСФСР "О
жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативах" (СП РСФСР 1958
г. № 13, ст. 154).
(**3) О порядке утверждения этих Положений см. постановление Совета
Министров РСФСР от 9 мая 1960 г. № 682 (СП РСФСР 1960 г. № 19, ст. 85).
(**4) СП РСФСР 1960 г. № 3, ст. 8. Мы не останавливаемся на актах
Советского государства, регулирующих отношения колхозов и кооперации с
государственными органами и другими организациями и гражданами. Эти
отношения носят юридический характер. Однако они выходят за рамки
внутренней деятельности кооперации.
(**5) Юридический характер внутриколхозных трудовых отношений, в
частности, подтверждается тем, что колхозники могут обращаться в суд с
исками о взыскании в их пользу продуктов и денег по выработанным ими и
принятым правлением колхоза к оплате, но не оплаченным трудодням и о
взыскании денежных сумм за выполненные работы, принятые правлением
колхоза (см. п. 12 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 26
марта 1960 г. "О судебной практике по гражданским колхозным делам",
"Бюллетень Верховного Суда СССР" 1960 г. № 3).

-178-

другие кооперативные организации самостоятельно принимают уставы
артелей. Эти уставы, как и положения по отдельным вопросам
внутриколхозной жизни, подлежат регистрации в государственных органах.
(*1). Уставы и положения, принятые в соответствии с законом,
приобретают после их регистрации юридическое значение.

Уставы потребительской кооперации в настоящее время не подлежат
регистрации в государственных органах и не утверждаются ими.
Утверждение уставов отнесено к ведению Центросоюза и других союзов
потребительской кооперации. Юридический характер этих уставов вытекает
из того, что имущественные отношения в потребительской кооперации
регулируются нормами советского гражданского, финансового права. В
деятельности союзов потребительской кооперации большое место занимают
вопросы представительства имущественных интересов членов союза, вопросы
трудовых отношений, организации предприятий и руководства их работой,
хозяйственного обслуживания членов союза. Все эти вопросы решаются
органами потреби- тельской кооперации на основе действующего
законодательства. Основные принципы организации и деятельности
потребительской кооперации заложены постановлением ЦИК и СНК 20 мая
1924 г. "О потребительской кооперации"(*2).

В силу указанных особенностей регулирования внутренней деятельности
колхозно-кооперативных организаций правомочия и обязанности органов
колхозно- кооперативного управления имеют, как правило, юридическое
значение.

В числе правомочий органов колхозно-кооперативного управления следует
отметить прежде всего нормотворческие правомочия по вопросам управления
внутренними делами колхозно-кооперативных организаций и их систем, т.
е. права на установление правил поведения

(**1) См. Положение о районном Совете депутатов трудящихся УССР,
ст. 9, п. 2; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта
1956 г. "Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии
инициативы колхозников в организации колхозного производства и
управлении делами артели"; Примерный устав жилищно- троительного
кооператива, ст. 3; Примерный устав дачно- троительного кооператива,
ст. 3 (СП РСФСР 1958 г. № 13, ст. 154).
(**2) "Вестник ЦИК, СНК, СТО Союза ССР" 1924 г., № 5, ст. 72.

-179-

юридического характера, обязательных для членов данного колхоза или
артели. (*1). Так, согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 6 марта 1956 г. "Об уставе сельскохозяйственной артели и
дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного
производства и управлении делами артели" и постановлению ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 9 марта 1955 г. "Об изменении практики
планирования сельского хозяйства" колхозы получили право по своему
усмотрению определять размер посевных площадей по культурам,
продуктивности животноводства и количество скота по видам, исходя из
плановых заданий по объему заготовок и обеспечения потребностей
колхозов и колхозников; право решать такие важные вопросы колхозной
жизни, как установление размеров приусадебных участков; определение
количества скота, находящегося в личной собственности колхозного двора,
установление обязательного минимума трудодней, норм выработки и
расценок работ в трудоднях, вводить ежемесячное авансирование
колхозников и образовывать для этого необходимые фонды. Решения общего
собрания колхозников об изменении устава артели по указанным вопросам,
зарегистрированные в райисполкоме, устанавливают определенные правила

(**1) Нормативно-правовая природа уставов колхозов признанна всеми
советскими юристами (см. об этом А. М. Турубинер, Источники колхозного
права, "Вопросы колхозного и земельного права", М., 1951, стр. 70 и
след.; 3. С. Беляева, К вопросу о правовой природе решений органов
управления колхоза, "Ученые записки ВИЮН" вып. 2, М., 1955, стр. 87-94.
До принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта
1956 г. в советской юридической литературе по колхозному праву И. В.
Павловым было высказано мнение, что решения органов управления колхоза
не могут носить характера источников права. (см. И. В. Павлов, Правовые
формы управления делами в колхозах, М., 1955, стр. 112-113). В
настоящее время И.В.Павлов изменил свою точку зрения и признал уставы
колхозов нормативными юридическими актами (см. И. В. Павлов,
Существенные изменения в правовом регулировании хозяйственной
деятельности колхозов, "Советское государство и право" 1956 г. № 4,
стр. 45). Юридический характер уставов отдельных колхозов признан
постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 26 марта 1960 г. "О
судебной практике по гражданским колхозным делам"», в котором прямо
указано, что суды должны руководствоваться при рассмотрении дела
действующим законодательством и уставом данного колхоза. Следовательно,
нормы уставов отдельных колхозов, соответствующие закону, получили
судебную защиту.

-180-

внутриколхозной жизни, обязательные для всех членов данного колхоза.

Нормативными правомочиями обладают центральные органы кооперативных
систем и правления союзов кооперации, осуществляющие функции управления
по отношению к нижестоящим звеньям кооперативных систем. Например,
типовые уставы потребительских обществ и союзов потребительской
кооперации утверждены постановлениями руководящих органов Центросоюза.
(*1). Центральные органы потребительской кооперации издают
постановления и инструкции по вопросам деятельности соответствующих
кооперативных систем. (*2). Эти нормативные акты имеют обязательное
значение для артели или союза кооперации при принятии ими конкретных
уставов и решении вопросов управления делами артели.

Органы колхозно-кооперативного управления обладают также
оперативно-исполнительными и контрольными правомочиями и обязанностями
по организации выполнения производственного плана, по руководству
работой бригад, производственных участков, назначению лиц
административного персонала, по использованию общественного имущества и
контролю за правильным его расходованием. (*3).

Оперативно-исполнительные правомочия органов кооперативного управления
направлены на возникновение, изменение и прекращение конкретных
субъективных прав и обязанностей членов артелей или подчиненных им
органов, а также на проверку и оценку результатов их работы. Акты,
совершаемые на основе этого вида правомочий, правильно расценивались И.
В. Павловым и другими советскими учеными как юридические факты, как
акты применения норм права. (*4).

Органы управления колхозов имеют право налагать взыскания на своих
членов за нарушения устава и

(**1) См. лСборник уставов потребительской кооперации», М., 1959.
(**2) См., например, ст. 4 Устава Центросоюза.
(**3) Подробный анализ правомочий, входящих в компетенцию органов
колхозного управления, дан в работе И. В. Павлова, Правовые формы
управления делами в колхозах, М., 1955.
(**4) См. И. В. Павлов, Правовые формы управления делами в
колхозах, стр. 112; А. М. Турубинер. Источники колхозного права,
"Вопросы колхозного и земельного права", М., 1951.

-181-

дисциплины труда. Эти права носят, по нашему мнению, юридический
характер, так как наряду с мерами общественного воздействия (выговор,
замечание, порицание на общем собрании, предупреждение) органы
колхозного управления имеют право налагать и меры дисциплинарного
воздействия, затрагивающие материальные интересы и, следовательно,
ущемляющие права членов артелей, допускающих нарушения устава (штраф в
размере 5 трудодней, перемещение на нижеоплачиваемую работу, временное
отстранение от работы, лишение приусадебного участка или участия в
прибылях, исключение) (*1).

Применение таких мер дисциплинарного воздействия, достаточно прочно
обеспечивает дисциплину труда и внутренний распорядок артелей. Поэтому
установление мер государственного принуждения за нарушение уставных
обязанностей членов колхозов не вызывается необходимостью и не отвечает
принципу добровольного участия граждан в деятельности колхозов(*2).

Юридический характер мер дисциплинарного воздействия, применяемых к
членам колхозов, находит свое выражение и в контроле государственных
органов за применением наиболее важных из них. Как известно, жалобы на
решения общего собрания колхоза об

(**1) Такое подразделение мер взыскания в колхозах было предложено
И. В. Павловым, указ. соч., стр. 154.
(**2) По действующему закону единственным случаем материального
воздействия со стороны государственного органа на членов колхоза
является повышение налога за невыполнение обязательного минимума
трудодней (см. Закон о сельскохозяйственном налоге, ст. 6). Пленум
Верховного Суда СССР в своем постановлении № 3 от 26 марта 1960 г. "О
судебной практике по гражданским колхозным делам" специально
подчеркнул, что применение к колхознику взысканий по уставу не
исключает привлечения его к материальной ответственности по ст. 403 ГК
РСФСР и соответствующим статьям гражданских кодексов других союзных
республик за нерадивое отношение к колхозному имуществу или небрежность
в работе, "...если они повлекли за собой гибель, порчу или утрату
колхозного имущества и если по этому вопросу состоялось решение
компетентного органа управления колхоза".
Но эту ответственность нельзя возлагать на колхозника "за невыход
на работу", за недоброкачественную работу и другие нарушения дисциплины
труда, поскольку в этих случаях должны приниматься меры воздействия
дисциплинарного характера, предусмотренные уставом артели и применяемые
органами внутриколхозного управления.

-182-

исключении из колхоза, об уменьшении приусадебного участка
рассматриваются райисполкомами и могут быть пересмотрены по их
предложению общими собраниями колхозов. (*1).

Остальные меры взыскания, как правило, не подлежат государственному
контролю. Представляется, однако, что следует установить аналогичный
порядок обжалования и для таких мер взыскания, как штраф в размере 5
трудодней, перевод на нижеоплачиваемую работу, поскольку эти взыскания
существенно затрагивают трудовые и материальные интересы
колхозников(*1).

Развитие межколхозных производственных связей вызывает к жизни новые
организационные формы руководства межколхозными предприятиями и
деятельностью нескольких колхозов. Необходимость создания межколхозных
объединений и органов отмечалась на декабрьском (1959 года) Пленуме ЦК
КПСС(*3).

В настоящее время во многих областях и краях создаются объединенные
районные и межрайонные советы межколхозных предприятий и культурно-
бытовых учреждений по различным отраслям работы. Кое-где создаются даже
областные и краевые советы строительных и других организаций.
Выявляется потребность создания, кроме отраслевых советов, единого
органа руководства всеми межколхозными организациями района(*4).

Опыт создания этих органов заслуживает глубокого изучения. Отсутствие
единых законодательных актов, регулирующих деятельность межколхозных
советов, затрудняет возможность анализа прав этих органов. Однако
несомненно, что их создание приведет к расширению возможностей
хозяйственного руководства межколхозными производственными связями,
поднимет уровень обобществления средств производства и труда в
колхозах.

(**1) См. ст. 8 Примерного устава сельхозартели и постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1956 г.
(**2) О расширении судебной защиты трудовых прав колхозников см.
статью Ц. Боцян. Защита трудовых прав колхозников, "Социалистическая
законность" 1959 г. № 7, стр. 41-42.
(**3) См. "Правда" 23 декабря 1959 г.
(**4) Об опыте руководства межколхозными организациями см.,
например, М. Гуляев, О развитии межколхозных производственных связей,
"Политическое самообразование" 1960 г. № 5, стр. 135; И.М.Кислицин,
Организационно- правовые формы деятельности районных Советов по
руководству колхозами, "Вестник МГУ", сер. X, Право, 1960 г. № 3,
стр.45-46; М. Струкалин, Крепнут межколхозные связи, "Партийная жизнь",
1961 г. № 19, стр. 34-37.

-183-

Участие колхозов в межколхозных советах должно проводиться на началах
добровольности, с сохранением полной самостоятельности колхозов. "По
мере сближения колхозно- кооперативной собственности со всенародной,-
говорится в Программе КПСС,- постепенно будет складываться единый
демократический орган управления всеми предприятиями, организациями и
учреждениями районного значения". (*1). Этот орган управления объединит
руководство колхозами, межколхозными организациями, совхозами и другими
государственными организациями района. Однако создание такого органа -
дело будущего. Следует начать с объединения руководства межколхозными
организациями района, области, что будет иметь важное значение для
дальнейшего обобществления колхозной собственности за рамками отдельных
колхозов.

<< Предыдущая

стр. 28
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>