<< Предыдущая

стр. 29
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


(**1) "Правда" 2 ноября 1961 г.

-184-

3. Правомочия общественных организаций на осуществление государственных
функций

Советское государство всегда выполняло и выполняет свои функции,
опираясь на всестороннюю помощь и поддержку разнообразных общественных
организаций. Повышение роли общественных организаций трудящихся в
политической, хозяйственной и культурной жизни страны всегда
рассматривалось Коммунистической партией как одно из важных средств
вовлечения трудящихся в дело строительства социализма и коммунизма.
Широкое привлечение трудящихся к управлению государством
свидетельствует о подлинном демократизме социалистического государства,
о его тесной связи с народом.

В условиях развернутого строительства коммунизма, на основе успехов
развития народного хозяйства и культуры, улучшения жизни советских
людей стало возможным сделать новый шаг в развитии социалистической
демократии с тем, чтобы добиться участия всех граждан в управлении
делами общества. В выполнении этой исторической задачи большое значение
имеет повышение роли общественных организаций в осуществлении
государственных функций.

-184-

Участие общественности в осуществлений государственных функций
приобретает самые разнообразные формы. Оно обеспечивается прежде всего
повышением роли Советов как массовых организаций трудящихся, т. е. как
организаций, опирающихся в своей работе главным образом на депутатов и
широкий общественный актив, привлекаемый к работе Советов через
постоянные комиссии, общественные советы при отделах и учреждениях и
самодеятельные организации. Большое развитие получают сейчас различные
формы непосредственного участия представителей общественных организаций
в работе государственного аппарата, осуществления народного контроля за
деятельностью органов государственного управления и правосудия.
Общественные организации, в особенности профсоюзы, широко участвуют в
решении вопросов управления хозяйственным и культурным строительством
совместно с государственными органами. Наконец, ряд функций управления
переходит в самостоятельное ведение общественных организаций и
самодеятельных органов общественности: профсоюзов, добровольных
обществ, товарищеских судов, добровольных народных дружин и т. п.

Расширение функций общественных организаций в решении государственных
вопросов предполагает предоставление им разнообразных прав и возложение
на них обязанностей, обеспечивающих активное участие общественных

организаций в управлении делами общества, т. е. властных правомочий и
обязанностей по отношению к населению, к органам государства и другим
организациям в определенной сфере общественной жизни. Переход отдельных
государственных функций к общественным организациям связан с
возложением на них обязанностей по руководству хозяйственным и
культурным строительством, по охране общественного порядка, по
осуществлению общественного контроля за работой предприятий
общественного питания, торговли, бытового обслуживания населения и т.
п.

Такие права могут быть предоставлены общественным организациям только
Советским государством, обладающим суверенной властью на территории
страны. Они возникают обычно по решению органов Советского государства
или по решениям, принятым совместно государственными органами и
общественными организациями.

-185-

Например, постановлением ЦИК, СНК СССР и ВЦСПС от 23 июня 1933 г. "Об
объединении Наркомтруда Союза со Всесоюзным Центральным Советом
профессиональных союзов" (*1) на ВЦСПС возложено выполнение
обязанностей НКТ. Постановлением СНК СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1933
г. лО "орядке слияния НКТ СССР с ВЦСПС"(*2) и другими актами в ведение
ВЦСПС переданы управление делом социального страхования и инспекция по
охране труда. ВЦСПС предоставлено право издавать разъяснения по
применению действующего законодательства о труде, установлению норм
техники безопасности. Эти нормативные акты и определяют правомочия
профсоюзных органов по осуществлению ими ряда государственных функций.
Функции и правомочия добровольных народных дружин, права ФЗМК по
отношению к администрации предприятия, комиссий по трудовым спорам,
товарищеских судов и других органов общественности всегда определялись
специальными нормативными актами государственных органов.

Деятельность общественных организаций по руководству обществом должна
осуществляться в рамках Советской конституции и законов Советского
государства, на началах неуклонного соблюдения правовых норм.
Юридическая регламентация необходима и для защиты интересов самих
общественных организаций и обеспечения их активного участия в
государственной жизни. (*3).

Правомочия и обязанности общественных организаций на осуществление
функций руководства обществом всегда носят, таким образом, юридический
характер.

Эти властные права существенно отличаются от государственновластных
прав органов государства. Их можно было бы охарактеризовать как
общественно- властные, т. е. связанные с управлением, на общественных
началах Во-первых, общественные организации строят свою

(**1) СЗ СССР 1933 г. № 4, ст. 238.
(**2) СЗ СССР 1933 г. № 57, ст. 333.
(**3) Необходимость юридической регламентации деятельности
общественных организаций по осуществлению государственных функций
правильно отмечает А. И. Денисов в статье О соотношении общества и
государства, "Советское государство и право" 1960 г. N4, стр. 30; см.
его же, О правовом регулировании деятельнности общественности по
обеспечению социалистической законности в СССР, "Советская
общественность на страже социалистической законности", М., 1960, стр.
142-145,

-186-

работу по осуществлению государственных функций, опираясь на широкий
актив, а не на особый, платный аппарат управления. Основой этой
деятельности общественных организаций является бесплатное выполнение
государственных обязанностей каждым трудящимся, по отбытии урока
производительной работы, которое В. И. Ленин считал конечной целью
развития советской организации. (*1).

Центральные и местные исполнительные органы общественных организаций
сейчас еще используют в своей работе штатный аппарат управления. Однако
все эти органы являются выборными, представляющими волю и интересы
членов профсоюзов, добровольных обществ и других массовых организаций
трудящихся. И самое главное состоит в том, что они проводят свои
решения на местах через массовый общественный актив, участвующий в
работе органов первичных организаций. Поэтому в своей подавляющей массе
субъектами властных правомочий общественных организаций являются сами
трудящиеся, объединенные в первичные органы, массовые самодеятельные
организации, действующие на бесплатных, общественных началах. Это
властные права самой общественности, а не правомочия особого
административного аппарата управления.

Во-вторых, эти правомочия осуществляются без особого аппарата
принуждения, всегда стоящего за правомочиями государственных органов.
Конечно, и в работе советских государственных органов принуждение стоит
на втором плане. Однако наряду с воспитанием и убеждением
государственные органы действуют и через особый аппарат принуждения в
лице армии, вооруженных отрядов милиции, исправительно-трудовых
учреждений, органов принудительного исполнения судебных решений.
Общественные организации не создают такого особого аппарата
принуждения, что накладывает свой отпечаток на правомочия органов
общественных организаций по применению мер общественного воздействия к
лицам, нарушающим социалистический порядок и права трудящихся(*2).

(**1) См. В. И. Ленин, Соч., т. 27, стр. 243.
(**2) О содержании этих правомочий см. ниже.

-187-

Широкое привлечение общественного актива, позволяющее все более и более
переходить к управлению делами общества без особого платного аппарата,
применение убеждения и воспитания как главных методов работы,
осуществление общественного воздействия без особого аппарата
принуждения - эти черты работы общественных организаций по выполнению
государственных функций характеризуют их правомочия как общественно-
властные права по управлению делами общества, которые в будущем
разовьются в новые методы работы Органов коммунистического
общественного самоуправления.

Повышение роли общественных организаций в решении государственных
вопросов происходит в разнообразных формах, позволяющих в одной области
быстро и решительно заменять государственное управление общественным, в
другой - сочетать обе эти формы или привлекать общественность к работе
государственного аппарата.

Разнообразные формы участия общественных организаций в осуществлении
государственных функций обусловливают и разнообразные формы наделения
их правомочиями и обязанностями по управлению делами общества.

В прошлом общественные организации выполняли главным образом функции
содействия государственному аппарату, не пользуясь при этом
административными правами.

Наиболее характерным примером прав и обязанностей общественного
содействия государственным органам являются права массовых
самодеятельных организаций при Советах депутатов трудящихся. Главное
вдеятельности массовых организаций - содействие работе местных органов
управления, мобилизация населения на выполнение задач хозяйственного и
культурного строительства на местах. Например, квартальные и уличные
комитеты Организуют население на проведение работ по благоустройству
населенных пунктов, принимают участие в проведении культурно- массовых
мероприятий среди населения под руководством исполкомов местных
Советов, оказывают содействие депутатам, исполкомам местных Советов и
местным органам управления в

-188-

выполнении этих задач. В соответствии с этим квартальные, уличные
комитеты имеют право вносить по различным вопросам предложения в
исполком местного Совета и его отделы, принимать участие в разработке
планов благоустройства, в обследованиях и проверках, проводимых на
территории комитетов, по вопросам, входящим в их компетенцию и т. п.
(*1).

Аналогичный характер имеют права и обязанности домовых комитетов,
родительских комитетов при школах и других массовых самодеятельных
организаций. На началах содействия строилось и участие общественности в
работе бригад содействия милиции и других организаций.

Участие общественности в работе госаппарата на началах содействия с
правом выделять своих представителей в государственные органы, вносить

свои предложения, обсуждать планы хозяйственного и культурного
строительства - все эти формы развиваются и сейчас и имеют большое
значение. В частности, декабрьский Пленум ЦК КПСС 1957 года обязал
плановые органы учитывать мнение профсоюзных комитетов при разработке
планов и рассмотрении текущих вопросов труда и быта. Пленум указал, что
советы народного хозяйства, областные и краевые исполкомы должны
рассматривать проекты планов с обязательным участием представителей
профсоюзных органов. (*2).

Квартальные и уличные комитеты, домовые комитеты и другие массовые
самодеятельные организации при Советах получают свое, дальнейшее
развитие, активно содействуя работе Советов, их исполкомов, постоянных
комиссий. Появились и новые формы работы этих организаций, например,
городские советы председателей квартальных комитетов, объединяющих
работу всех этих организаций города. (*3).

Одной из важных форм осуществления государственных функций является
контроль общественных организаций

(**1) См., например, Положение о квартальных и уличных комитетах в
городах Дагестанской АССР.
(**2) См. постановление Пленума ЦК КПСС 17 декабря 1957 г. "О
работе профессиональных союзов СССР", "Правда",19 декабря 1957 г.
(**3) Опыт создания такого совета имел место в г. Небитдаге (см. об
этом статью Н. Байрамова "Чудесная сила", "Известия",3 апреля 1961 г.).

-189-

за работой органов государства, государственных предприятий и
учреждений.

Например, фабрично-заводские, местные комитеты профсоюзов контролируют
выполнение администрацией предприятия, учреждения или организации
законодательства о труде, правил и норм по технике безопасности и
производственной санитарии, проверяют выполнение планов жилищного и
культурно- бытового строительства, следят за эксплуатацией жилищного
фонда и коммунально- бытовых предприятий (ст. 12 Положения о правах
ФЗМК). Профсоюзы в контакте с местными органами власти осуществляют
общественный контроль за работой предприятий торговли и общественного
питания, в частности, контроль над торгами и трестами столовых и
другими торгующими организациями. (*1).

Функции общественного контроля осуществляют постоянные комиссии и
массовые общественные организации при Советах депутатов трудящихся.
Например, квартальные комитеты осуществляют общественный контроль за
соблюдением жителями квартала правил эксплуатации жилищ, содержанием в
чистоте дворов и мест общего пользования. Общественные домовые комитеты
контролируют соблюдение жильцами правил пользования жилищем,
сохранность имущества домохозяйства.

Коммунистическая партия уделяет большое внимание дальнейшему развитию
различных форм народного контроля за деятельностью государственного
аппарата, контроля профсоюзов за охраной труда на производстве, за
удовлетворением разнообразных нужд трудящихся, а также развитию
общественного контроля снизу за внедрением новой техники, улучшением
работы предприятий. (*2).

(**1) См. Положение о комиссии общественного контроля и
общественных контролерах ФЗМК за работой предприятия торговли и
общественного питания, утвержденное Президиумом ВЦСПС 8 марта 1957 г.,
ст. 5, разд. IV ("Справочник профсоюзного работника", М., 1958, стр.
645).
(**2) См. об этом "Программа Коммунистической партии Советского
Союза", "Правда", 2 ноября 1961 г. "Резолюция XXI съезда
Коммунистической партии Советского Союза по докладу Н. С. Хрущева "О
контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959 - 1965
годы", М., 1959, стр. 43. Материалы июньского Пленума ЦК КПСС, М.,
1959, стр. 39.

<< Предыдущая

стр. 29
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>