<< Предыдущая

стр. 30
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

-190-

Однако в настоящее время формы содействия и контроля становятся уже
недостаточными. Переход государственных функций к общественным
организациям требует наделения их самостоятельными административными и
юрисдикционными правами властного характера.

Во многих городах и районах имеют место факты перехода некоторых
административных прав и функций отделов исполкомов местных Советов
непосредственно в руки общественных отделов, состоящих из общественных
инструкторов и инспекторов или постоянных комиссий(*1). Эти формы
работы общественности не получили еще достаточного юридического
оформления. Но они особенно ценны, так как позволяют переходить к
постепенной передаче функций штатного аппарата в руки общественности.
Представляется также необходимым урегулировать права и функции
общественных советов при отделах исполкомов и учреждениях, расширить
демократические начала их формирования.

Одной из форм повышения роли профсоюзов служит предоставление им прав
на решение совместно с государственным органом ряда важных вопросов
управления социалистическим производством, культурно- бытовым
обслуживанием трудящихся. Например, Государственный комитет Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы принимает наиболее
важные решения совместно с Президиумом ВЦСПС. (*2). Разработка
перспективных и текущих планов по изобретательству и рационализации
ведется органами хозяйственного управления совместно с профсоюзными
органами. (*3). Большие права на решение ряда вопросов по согласованию
с администрацией предоставлены фабзавместкомам новым Положением о
правах фабричного, заводского, местного

(**1) См. об этом "Советская власть - демократия в действии",
<Известия>, 24 августа 1961 г.; Ю. А. Тихомиров, Усиление общественных
начал в деятельности органов государственного управления, "Советское
государство и право", 1960 г. № 8, стр. 126-130; С. Орлов, На главном
направлении, "Известия" 18 августа 1961 г.; А. П. Кириленко, Взгляд в
коммунистическое завтра, "Известия" 5 августа 1961 г.
(**2) См. постановление декабрьского (1957 года) Пленума ЦК КПСС "О
работе профессиональных союзов СССР", "Правда" 19 декабря 1957 г.
(**3) См. Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских
предложениях, утвержденное Советом Министров СССР 24 апреля 1959 г. (СП
СССР 1959 г. № 9, ст. 59).

-191-

комитета профсоюза. (*1). Согласно Положению администрация по
согласованию с фабзавместкомом решает вопросы об установлении тарифных
разрядов и перечня работ для оплаты по тарифным ставкам, о введении
новых норм выработки, положений о сдельно-премиальной оплате и
устанавливает размеры премий (ст. 6 Положения), распределяет жилую
площадь (ст. 12 Положения). Увольнение рабочих и служащих по инициативе
администрации может последовать только при наличии предварительного
согласия ФЗМК.

По мере успехов коммунистического строительства, роста сознательности и
политической активности народных масс создаются широкие возможности
передать в руки общественных организаций целые отрасли государственного
управления. Еще в годы строительства социализма была осуществлена
передача всех функций бывшего НКТ в руки профсоюзов, в результате чего
профсоюзные органы осуществляют ныне все функции управления
государственным социальным страхованием, все функции в области охраны
труда. В соответствии с решениями XXI съезда КПСС в ведение профсоюзов
переданы санатории и дома отдыха и другие курортные учреждения. В руки
Союза спортивных обществ и организаций СССР, республиканских союзов и
их местных отделений перешли все функции руководства делом физической
культуры и спорта.

В этих случаях целая система органов общественных организаций от
центральных до местных наделяется всеми административными правомочиями
и осуществляет все обязанности, ранее находившиеся в руках
государственных органов, начиная от решения вопросов планирования и
утверждения бюджета в соответствующей области и кончая конкретными
исполнительными правомочиями (назначение пособий, распределение путевок
в санатории и дома отдыха и т. п.).

Важное значение имеет расширение прав и функций общественных
организаций по охране общественного порядка, разрешению споров и
применению мер воздействия к лицам, нарушающим законность и
общественный порядок. Например, добровольные народные

(**1) См. "Ведомости Верховного Совета СССР" 1958 г. № 15, ст. 282.

-192-

дружины осуществляют в настоящее время определенную часть функций
управления в области охраны общественного порядка, действуя в контакте
с органами милиции, суда и прокуратуры. При этом дружины работают
самостоятельно, под руководством общественных штабов и наделены
самостоятельными правами и обязанностями. Это большой шаг вперед по
сравнению с организационной структурой и функциями бригад содействия
милиции, свидетельствующий о росте инициативы и расширении прав
советской общественности.

Другим примером самостоятельного осуществления общественностью функций
охраны порядка является деятельность товарищеских судов. Практика
работы товарищеских судов после XXI съезда КПСС показывает жизненную
важность высказанных на съезде положений о необходимости расширить круг
деятельности товарищеских судов и уделить им больше внимания(*1).

Новое Положение о товарищеских судах, утвержденное Президиумом
Верховного Совета РСФСР 3 июля 1961 г., отражая положительные стороны
этой практики, предоставляет товарищеским судам право рассматривать
широкий круг дел о нарушениях трудовой дисциплины, о нарушениях
общественного порядка, о неправильном поведении отдельных лиц в быту и
семье, а также некоторые гражданские споры. (*2). Товарищеским судам
предоставлено также право разрешать дела о малозначительных
преступлениях, передаваемых на их рассмотрение органами прокуратуры,
следствия или судом (ст. 9 УПК РСФСР и ст. 51 УК РСФСР).

Самостоятельные права в области охраны трудовых прав рабочих и служащих
предоставлены фабрично-заводским, местным комитетам профсоюза, которые
рассматривают жалобы на решения комиссий по трудовым спорам и принимают
по ним решения по существу, наблюдают за выполнением администрацией
законодательства о труде, правил и норм по технике безопасности и
производственной санитарии (ст.ст. 8, 10, 11 Положения о правах ФЗМК).

(**1) См Н. С. Хрущев, "О контрольных цифрах развития народного
хозяйства СССР на 1959-1965 годы", М., 1959, стр. 121-122.
(**2) См. "Ведомости Верховного Совета РСФСР" 1961 г. № 26, ст.
371. Положения о товарищеских судах приняты и в других союзных
республиках.

-193-

В деятельности общественных организаций по охране социалистической
законности и правопорядка, прав и интересов советских граждан главное
место занимают такие меры общественного воздействия, как общественное
предупреждение, общественное порицание, общественный выговор,
осуществление которых не требует особого аппарата принудительного
исполнения. Здесь место этого аппарата занимает сила морального
воздействия коллектива, которое во многих случаях является более
действенной мерой борьбы с правонарушениями, чем меры административного
и уголовноправового характера.

Однако органы общественности наделены и правами применения мер
юридического характера, исполнение которых опирается еще в необходимых
случаях на поддержку государственного аппарата. Например, Положение о
товарищеских судах предоставляет им право самостоятельного наложения
штрафов до 10 руб., возложения на виновного обязанности своим трудом
загладить причиненный вред и возместить ущерб своими средствами на
сумму до 50 руб. (*1). Фабзавместкомы получили право выдачи
удостоверений, имеющих силу исполнительного листа, в случае
неисполнения администрацией решений по трудовым спорам, (*2), а также
право принимать обязательные постановления о возмещении предприятием
или учреждением в бесспорном порядке расходов по временной
нетрудоспособности в случае увечья или профессионального заболевания,
происшедших по вине администрации. (*3). Технические инспектора
профсоюзов имеют право наложения штрафов на лиц администрации,
допустивших нарушения трудового законодательства и норм охраны труда.
(*4).

Необходимость применения подобных правовых мер принуждения органами
общественных организаций вызывается еще рядом причин. Однако и эти
права не превращают органы общественности в особый аппарат принуждения,
поскольку исполнение мер принуждения по-прежнему происходит через
государственный аппарат.

(**1) См. ст. 15 Положения о товарищеских судах. (**2) Ст.ст. 36,
37 Положения о порядке рассмотрения трудовых споров ("Ведомости
Верховного Совета СССР" 1957 г. № 4, ст. 59).
(**3) См. ст. 11 Положения о правах ФЗМК.
(**4) См. постановление СНК СССР от 30 июня 1944 г. "О наложении
штрафов за нарушение правил по охране труда и технике безопасности"»
(СП СССР 1944 г. № 9, ст. 134).

-194-

Например, штрафы, Наложенные товарищеским судом, в случае отказа лица
от добровольной уплаты, взыскиваются через народный суд и судебного
исполнителя(*1). Бесспорное взыскание органами профсоюзов
осуществляется через бухгалтерию государственных организаций и
кредитные учреждения (*2).

Как мы уже отмечали выше, принудительные методы не занимают главного
места в работе общественных организаций. Общественные организации
прежде всего добиваются предупреждения антиобщественных поступков,
применяя меры общественного воздействия там, где совершено отклонение
от норм общественного поведения, воспитывают у людей привычку неуклонно
соблюдать эти нормы без всякого принуждения.

4. Общественные организации трудящихся как юридические лица

Общественные организации являются активными участниками разнообразных
имущественных отношений в социалистическом обществе. Все общественные
организации обладают определенным имуществом, самостоятельно определяют
его назначение, используют его на различные оперативно- хозяйственные
цели. Имущественные отношения складываются и в процессе общественного
труда членов кооперативных организаций, а также при применении
общественными организациями труда рабочих и служащих в пределах,
допущенных их уставами и действующим законодательством.

Действующее законодательство (ст. 11 Основ гражданского
законодательства Союза ССР и союзных республик) признает юридическими
лицами колхозы, межколхозные и другие общественные организации и их
объединения, которые могут самостоятельно участвовать в имущественных
правоотношениях. На этой основе возможно признание любой общественной
организации трудящихся юридическим лицом.

(**1) См. ст. 19 Положения о товарищеских судах.
(**2) См. ст. 285 ГПК РСФСР; Инструкция Госбанка СССР от 15 августа
1952 г., № 13; приложение № 4 к постановлению президиума ВЦСПС от 17
января 1958 г. ("Сборник законодательных актов о труде", М., 1958, стр.
309-310).

-195-

Вопрос о юридической личности отдельных общественных организаций
решается обычно их уставами и положениями независимо от того,
утверждаются ли эти уставы и положения государственными органами или
нет. И в том и в другом случае организация самостоятельно решает вопрос
о порядке ее выступления в имущественных отношениях. Для этого важно не
наличие санкции государства, а твердо закрепленное решение об этом
самой общественной организации, в соответствии с которым другие
организации и лица могут вступать с ней в нормальные хозяйственные
связи. Например, уставы профсоюзов, Союза советских обществ дружбы и
культурной связи с зарубежными странами. Ассоциации содействия
Организации Объединенных Наций не утверждаются. Но эти организации
пользуются всеми правами юридических лиц в соответствии со своими
целями и задачами. Юридическое значение имущественных прав этих
общественных организаций основано на общих нормах гражданского
законодательства, признающего общественные организации юридическими
лицами. Надо иметь в виду, что Основы гражданского законодательства не
требуют обязательного утверждения уставов общественных организаций
государственными органами. Обязательное разрешение государства
требовалось только для частных учреждений с правами юридических лиц
(ст. 15 ГК РСФСР), которых давно уже нет в советском обществе.
Следовательно, наличие утвержденного самой организацией устава является
вполне достаточной юридической основой для возникновения прав
общественных организаций как юридических лиц, если закон специально не
требует утверждения или регистрации устава государственными органами.

Действующим законодательством союзных республик не разрешен с
достаточной четкостью вопрос о юридической личности партийных,
комсомольских организаций, комитетов советской общественности, а также
массовых самодеятельных организаций и органов общественности. Эти
организации официально не признаны юридическими лицами ни законом, ни
их уставами, а ст. 13 ГК РСФСР не содержит признаков, на основе которых
можно было бы решить вопрос об их имущественной правоспособности.

-196-

В советском законодательстве и юридической литературе завоевала
достаточное признание та точка зрения, что государственные бюджетные
учреждения выступают в гражданском обороте как юридические лица. Мы
считаем возможным распространить этот взгляд и на учреждения
общественных организаций. Основы гражданского законодательства Союза
ССР и союзных республик правильно указывают, что юридическими лицами
являются, предприятия и учреждения общественных организаций, имеющие
обособленное имущество и самостоятельный баланс (ст. 11). К таким
учреждениям относятся, в частности, центральные и местные органы партии
и комсомола, комитеты советской общественности.

Управление денежными средствами партии и комсомола осуществляется в
централизованном порядке по единому бюджету. Первичные партийные и
комсомольские организации не имеют самостоятельных средств, так как они
в этом не нуждаются. Собираемые ими членские взносы поступают в общий
партийный или комсомольский бюджет через сберегательные кассы на
текущий счет горкома партии или комсомола. Все партийные и
комсомольские комитеты, как центральные, так и местные, имеют свою
смету и действуют как бюджетные учреждения КПСС и ВЛКСМ. Эти органы
партии и комсомола должны быть признаны юридическими лицами.

Как особые общественные учреждения действуют и различные комитеты
советской общественности: Комитет молодежных организаций, Комитет
советских женщин, Комитет защиты мира и др. Они имеют свои особые сметы
и текущие счета в Госбанке, самостоятельно распоряжаются средствами,
предназначенными на цели, для которых создан соответствующий комитет.
Комитеты советской общественности официально не признаны юридическими
лицами (за исключением Комитета молодежных Организаций), но совершают
все сделки и обязательства, свидетельствующие об их самостоятельности
как субъектов имущественно- хозяйственных прав, свойственных бюджетным

<< Предыдущая

стр. 30
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>