<< Предыдущая

стр. 31
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

учреждениям. Поэтому мы считаем возможным рассматривать эти комитеты в
качестве юридических лиц, являющихся общественными учреждениями.

Вопрос о юридической личности названных выше Комитетов советской
общественности должен быть разрешен

-197-

в уставах этих организаций, где должны быть указаны источники
образования средств, порядок и цели их расходования, порядок
утверждения бюджета и т. п. К сожалению, в настоящее время не все
Комитеты имеют утвержденные уставы, что лишает нас возможности анализа
организационных основ управления их имуществом. Между тем здесь имеют
место определенные особенности, поскольку Комитеты общественности не
имеют персонального членства и тем самым существенно отличаются от
добровольных обществ и их Союзов. Принятие уставов или положений о
Комитетах советской общественности будет способствовать дальнейшему
развитию их деятельности с привлечением широких масс трудящихся к
управлению делами этих организаций.

Массовые самодеятельные организации и органы общественности не являются
юридическими лицами, так как они не располагают какими-либо особыми
средствами и не ведут никакой оперативно- хозяйственной деятельности. В
этом и нет никакой необходимости, так как такие органы общественности,
как товарищеские суды, добровольные народные дружины, квартальные и
уличные комитеты, созданы для осуществления функций управления делами
общества, не связанных с оперативным использованием имущества. Они
ведут свою работу целиком на бесплатных, коммунистических началах.
Материально-техническое обеспечение дружин, товарищеских судов и других
самодеятельных органов возлагается на те государственные организации,
которые обязаны содействовать их деятельности. (*1).

Различные общественные организации по-разному решают вопрос о
юридической личности своих структурных звеньев.

В кооперации юридическими лицами являются артели (товарищества,
общества) и союзы кооперации как объединения артелей. (*2). Правления
кооперативных артелей и их союзов являются соответственно органами
юридических лиц.

(**1) См. ст. 22 Положения о товарищеских судах; раздел 1 Положения
о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка.
(**2) См., например, ст. 4 Положения о рыболовецкой колхозной
системе (СЗ СССР 1936 г. № 28, ст. 2366); ст. 14 постановления ЦИК и
СНК СССР 20 мая 1924 г. "О потребительской кооперации".

-198-

В отличие от кооперации Устав профсоюзов СССР признает юридическими
лицами различные органы профсоюзов: профсоюзные комитеты предприятий и
учреждений, городские, районные, областные, республиканские и другие
комитеты профсоюзов, ВЦСПС и республиканские, краевые, областные советы
профсоюзов(*1).

Это обстоятельство не раз вызывало сомнения и споры в юридической
литературе. (*2). Некоторые советские юристы рассматривают его как
неточность Устава. Однако следует отметить, что структура организаций,
признаваемых юридическими лицами, может быть самая разнообразная. Ими
могут выступать и организации, являющиеся собственниками имущества, и
органы, управляющие им по полномочию собственника. Для кооперативных
организаций предпочтительнее признание юридическим лицом собственника
имущества, так как это подчеркивает хозяйственно- оперативную
самостоятельность артели, соответствует тому, что члены кооперации-
полные хозяева кооперативного имущества. Однако и в области колхозного
строительства возможно признание юридическими лицами тех или иных
органов (например, совета межколхозной электростанции).

Для профсоюзов, имеющих централизованную систему органов и не ведущих
производственной деятельности, признание юридическими лицами
профсоюзных органов, находящихся на сметном финансировании, вполне
допустимо. С. Н. Братусь правильно оценивает профсоюзные органы в
качестве юридических лиц как определенную форму бюджетных
учреждений(*3).

(**1) См. ст. 55 Устава профсоюзов СССР. Следует отметить, что это
положение не согласуется с еще действующей в настоящее время ст. 154
КЗоТ РСФСР, признающей юридическими лицами профессиональные союзы и их
межсоюзные объединения. Проект Основ законодательства о труде Союза ССР
и союзных республик правильно намечает изменить это положение, признав
юридическими лицами органы профсоюзов (ст. 66, ч. 2 проекта). (**2) См.
С. Н. Братусь, Юридические лица в советском гражданском праве, М.,
1947, стр. 129-130; его же, Субъекты..., стр. 131-132; А. В. Пятаков,
Участие профсоюзов в хозяйственно- организаторской и культурно-
воспитательной деятельности Советского государства, автореферат
кандидатской диссертации, М., 1955, стр. 4; Я. Л. Киселев, О правовом
положении профсоюзных организаций в СССР, "Советское государство и
право" 1956 г. № 3, стр.70-71.
(**3) См. С. Н. Братусь, Субъекты .., стр. 131-132.

-199-

Закрепление прав юридического лица за отдельными органами позволяет
также лучше разрешить вопрос о разграничении имущественной
ответственности между различными звеньями профсоюзов. Дело в том, что
членство в профсоюзах объединяет рабочих и служащих не в отдельные
профсоюзные организации, а в союзы работников отдельных отраслей
производства, имеющие централизованные средства. Центральный комитет
профсоюза является органом, представляющим всю массу членов союза
объединяемых им организаций. Это делает допустимой имущественную
ответственность вышестоящих комитетов профсоюза за первичные
организации и наоборот.

КЗоТ РСФСР 1922 года признал юридическим лицом профсоюз в целом (ст.
154 КЗоТ), но тем самым не решался вопрос об имущественной
ответственности отдельных организаций. В связи с этим потребовалось
издание специальной нормы, устанавливающей раздельную имущественную
ответственность профсоюзных организаций(*1). С дальнейшим ростом
профсоюзных фондов и расширением прав профсоюзных организаций на местах
Устав профсоюзов 1949 года признал самостоятельными юридическими лицами
отдельные комитеты и советы профсоюзов вплоть до ФЗМК, что позволяет
четко решить вопрос о субъекте ответственности по сделкам и договорам.
Это положение, по нашему мнению, правильно сохранено и в действующем
Уставе профсоюзов.

Добровольные общества и их союзы идут в основном по линии признания
прав юридического лица за обществами, их союзами и местными
отделениями. Положение о добровольных обществах, их союзах
предусматривает права юридического лица для общества в целом (ст. 15).
Однако оно допускает установление имущественных прав местных отделений
добровольных обществ. Отдельные уставы всесоюзных, республиканских и
местных обществ признают юридическим лицом только союз или общество в
целом, а не их местные отделения. (*2).

(**1) См. ст. 2 постановления ЦИК и СНК СССР от 23 января 1929 г.
"Об имущественной ответственности профсоюзов" (СЗ СССР 1929 г. № 7, ст.
63).
(**2) См. ст. 11 Устава Ассоциации содействия ООН; раздел IV, ст. 1
Устава Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными
странами; ст.ст. 3-6 Устава Московского город-ского добровольного
пожарного общества (ст. 4 этого Устава специально оговаривает, что
общество отвечает всем своим имуществом, и лишь члены его не отвечают
за долги общества); з 5 Устава добровольного общества содействия
озеленению г. Москвы.

-200-

Уставы других добровольных обществ признают юридическими лицами местные
отделения. Это четко выражено, например, в Уставе Всесоюзного общества
по распространению политических и научных знаний, который признает
всесоюзное и республиканские общества, а также отделения общества в
АССР, краевые, областные и окружные отделения общества юридическими
лицами. Городские и районные отделения юридическими лицами не являются
и осуществляют свою финансово- хозяйственную деятельность на основе
доверенности областных отделений общества(*1).

Уставы ДОСААФ и Общества Красного Креста РСФСР признают юридическими
лицами общество в целом, а Центральный Комитет или его Президиум -
органом юридического лица(*2). О юридической личности местных отделений
и первичных организаций в уставах этих обществ не говорится. Однако
органам местных отделений предоставляется право ведать всем имуществом
местной организации, самостоятельно выступать в договорах, выдавать
доверенности и подписывать денежные документы без особой на то
доверенности(*3). Комитеты первичных организаций ДОСААФ пользуются
правом самостоятельного распоряжения денежными средствами и имеют свои
текущие счета в учреждениях Госбанка или в сберегательных кассах.

Предоставление таких прав органам местных организаций равнозначно
признанию этих организаций юридическими лицами с теми или иными
ограничениями их правоспособности.

(**1) См. ст. 62 Устава Всесоюзного общества по распространению
политических и научных знаний. Аналогичная формулировка юридической
личности общества и его местных отделений (вплоть до городских и
районных) содержится в ст. 4 Устава Всероссийского общества содействия
охране природы и озеленению населенных пунктов, утвержденного
постановлением Совета Министров РСФСР от 14 января 1956 г., № 105.
(**2) См. ст.ст. 7 и 22 Устава ДОСААФ и ст.ст. 4 и 16 Устава РОКК.
(**3) См. ст.ст. 37 и 48 Устава ДОСААФ и ст.ст. 25 и 27 Устава
РОКК.

-201-

Отдельные добровольные общества признают юридическими лицами органы
общества и его местных отделений. (*1).

Мы считаем, что разнообразные формы признания юридической личности
структурных звеньев добровольных обществ вполне допустимы. При
сравнительно ограниченных масштабах имущественной базы и сферы
деятельности общества (например, для обществ, созданных в масштабе
города, области и т. п.) едва ли целесообразно и разграничение
имущественной ответственности общества и его отделений. Однако для
всесоюзных и республиканских обществ, имеющих значительную материальную
базу и финансовую деятельность в своих отделениях, признание этих
последних юридическими лицами, несущими самостоятельную ответственность
по долгам, представляется целесообразным.

Содержание правоспособности общественных организаций трудящихся как
юридических лиц характеризуется прежде всего общими моментами,
свойственными любой организации, признанной юридическим лицом:
возможностью заключать сделки и договоры, приобретать имущество и
пользоваться им, предъявлять иски в суде, нести самостоятельную
ответственность по долгам и т. п.

Обособленное имущество общественных организаций может принадлежать им
как на правах собственника, так и на правах оперативного использования.

Основная форма собственности общественных организаций - это
колхозно-кооперативная форма социалистической собственности -
собственность колхозов и кооперативных объединений (ст. 7 Конституции
СССР). Колхозная собственность в настоящее время служит основой
социалистического производства в сельском хозяйстве. Собственность
других видов кооперации имеет важное значение для удовлетворения
некоторых потребительских нужд населения.

(**1) Можно указать, в частности, на признание юридической личности
центральных и местных правлений научно- технических обществ (см, ст. 29
Устава научно-технических обществ СССР).

-202-

Субъектом права колхозной собственности является колхоз, а субъектом
кооперативной собственности выступают сельские потребительские
общества, жилищно- строительные, дачно- строительные и иные
кооперативы. Собственность колхозов и кооперативных организаций
относится к групповой общественной собственности отдельных лобъединений
лиц», созданных на кооперативных началах.

Потребительская кооперация имеет свою систему, и часть своих средств
потребительские общества отчисляют на общие нужды системы. Однако
артель остается полноправным собственником своих средств и доходов. В
связи с этим встает вопрос, являются ли союзы потребительских обществ
собственниками тех средств, которыми они управляют? Нам представляется,
что признание кооперативных союзов самостоятельными собственниками этих
средств вполне основано на законе. Известно, что Конституция СССР
говорит о собственности кооперативных объединений. Уставы союзов
потребительской кооперации предусматривают определенные внутрисистемные
отчисления и членские взносы на общие нужды союза, а не на обслуживание
деятельности его правления. (*1). С переходом части средств артелей к
союзам потребительской кооперации не изменяется кооперативная природа
этих средств, поскольку они имеют те же источники образования и
расходуются на нужды развития кооперации.

Союзы потребительской кооперации выступают самостоятельными
юридическими лицами и в то же время объединениями других юридических
лиц - первичных организаций. Отсюда следует, что средства союзов - это

вторая ступень кооперативного обобществления имущества, собственником
которого является союз, представляющий общие интересы всех членов
объединенных им потребительских обществ. (*2).

Таким образом, колхозы, другие кооперативные организации и их
объединения выступают как юридические

(**1) См., например, ст. 39 Примерного устава республиканского
союза потребительских обществ.
(**2) С. Н. Братусь правильно подчеркивает, что именно члены
первичных кооперативных обществ остаются экономическим субъектом
присвоения общих средств союза (см. об этом С. Н. Братусь, Субъекты..,
стр. 117-118.

-203-

лица в качестве субъектов права социалистической собственности на
принадлежащее им имущество.

В настоящее время в колхозном производстве широкое развитие получили
различные межколхозные хозяйственные предприятия и организации,
имущество которых является совместной собственностью двух или
нескольких колхозов. Создание таких организаций, межколхозных
электростанций, строительных организаций, предприятий по производству
местных строительных материалов) имеет большое значение для
удовлетворения производственных и бытовых нужд колхозов. Оно
свидетельствует о происходящем процессе сближения колхозной
собственности с общенародной по линии налаживания межколхозных
производственных связей(*1).

Межколхозные предприятия выступают самостоятельными юридическими
лицами. Однако признавать их собственниками колхозного или
общественного имущества, по нашему мнению, нет никаких оснований. В
советской юридической литературе правильно отмечалось, что создание

<< Предыдущая

стр. 31
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>