<< Предыдущая

стр. 32
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

межколхозных предприятий и хозяйственных организаций не означает
обобществления имущества колхозов, как это имеет место при создании
кооперативных организаций и их союзов. Межколхозным предприятиям и
организациям не полностью передается и право распоряжения имуществом.
Поэтому по отношению к своему имуществу межколхозные предприятия
осуществляют права непосредственного оперативного использования в
рамках задач, поставленных перед ними собственниками имущества -
колхозами(*2).

И. М. Кислицин считает, (*3), что, не усматривая в межколхозных
предприятиях новую, переходную форму социалистической собственности
органов межколхозных предприятий, нельзя усмотреть в процессе
образования этих предприятий одного из путей слияния колхозной и

(**1) См. Н. С. Хрущев, О контрольных цифрах развития народного
хозяйства СССР на 1959Ч1965 годы, М., 1959, стр. 118.
(**2) На это правильно указывает М. И Козырь, Объекты права
колхозной собственности, М., 1956, стр. 204; И. В. Павлов и
Б.Н.Баховкина, Право колхозной собственности в СССР. М., 1957, стр.
145; 3. С. Беляева, Правовое положение межколхозных организаций, М.,
1958, стр. 37, 45).
(**3) См. его статью "Организационно-правовые формы деятельности
районных Советов по руководству колхозами", "Вестник МГУ", Право», 1960
г. № 3, стр. 45.

-204-

общенародной собственности. Однако с этим нельзя согласиться. Уровень
обобществления колхозной собственности - прямое следствие развития
производительных сил в колхозах. Возникновение межколхозных
предприятий- одно из выражений роста межколхозных производственных
связей, которые, как на это указывал Н.С.Хрущев, "потребуют все более
систематического объединения усилий многих колхозов"(*1) и постепенно
выведут процесс обобществления хозяйства за рамки отдельных
колхозов(*2).

Путь этого обобществления лежит не в признании собственником каждого
межколхозного предприятия в отдельности, а в создании республиканских,
областных межколхозных советов и иных объединений как органов
централизованного управления межколхозными предприятиями. Эти
объединения будут выступать собственниками, носителями планово-
регулирующих функций по отношению к имуществу многих межколхозных
предприятий и по обслуживанию нужд своих членов - отдельных колхозов.
Такая форма колхозных объединений с планово- регулирующими функциями, о
развитии которых говорилось выше, и свидетельствует об идущем сейчай
процессе создания межколхозной социалистической собственности как новой
формы собственности кооперативных объединений(*3).

Межколхозные предприятия и хозяйственные организации, по нашему мнению,
следует рассматривать как особую разновидность хозрасчетных
предприятий, создание

(**1) См. Н. С. Хрущев, О контрольных цифрах развития народного
хозяйства СССР на 1959-1965 годы, М., 1959, стр. 118.
(**2) См. "Программа Коммунистической партии Советского Союза".
"Правда" 2 ноября 1961 г.
(**3) А. Б. Годес ошибочно принимает межколхозные предприятия за
кооперативные объединения, предусмотренные ст. 5 Конституции СССР (См.
его статью "Правовые формы межколхозных производственных связей",
"Советское государство и право" 1960 г. № 5). Объединения кооперативных
артелей предполагают создание планово- регулирующих органов руководства
общими делами объединения, как это имеет место в системе
потребительской кооперации, а также при создании советов и иных центров
управления межколхозными предприятиями. Там же, где этого нет, где
созданы лишь производственные предприятия, руководимые несколькими
колхозами, нет еще и кооперативного объединения с единым планово-
регулирующим центром. Здесь имеет место участие колхозов в
производственном предприятии на паевых началах, на уровне групповой
колхозной собственности

-205-

создаваемых на базе общей собственности колхозов на основе договора
между колхозами, а в некоторых случаях - с участием и других
организаций (государственных, кооперативных). (*1).

З.С. Беляева предложила рассматривать межколхозные организации как
новый вид товарищества, неизвестный ГК союзных республик. (*2). Для
такого вывода есть некоторые основания, поскольку в основе организации
межколхозных предприятий лежит договор. Однако едва ли следует
воскрешать положения о товариществах, которые целиком относились к
частным лицам, для регулирования деятельности предприятий, создаваемых
кооперативными и общественными организациями. Необходимость в этом
полностью отпадет, когда образуются единые районные советы межколхозных
предприятий, в ведение которых и переходят отдельные предприятия и
хозяйственные организации.

В основу деятельности межколхозных предприятий могут быть положены
основные положения о государственных хозрасчетных предприятиях с учётом
некоторых особенностей: общая собственность, коллегиальный орган
руководства, права колхозов как участников договора и т. п.

В Положении о порядке строительства и эксплуатации межколхозных
электростанций и электроустановок юридическим лицом признается не сама
электростанция, а её совет (ст. 15). Эта формулировка была воспринята
отдельными советскими учеными как ошибочная, неточная. (*3). Она
действительно непривычно звучит по отношению к хозрасчетному
предприятию, но является все же правильной для периода строительства
электростанций, (*4),

(**1) См., например, Положение о порядке строительства и
эксплуатации межколхозных электростанций и электроустановок,
утвержденное Советом Министров СССР 3 февраля 1951 г.; "Директивы ЦК
КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам", т. 3, М.,
1958, стр. 557 и след.
(**2) См. З. С. Беляева, указ. соч., стр. 49.
(**3) См. З. С. Беляева, Правовое положение межколхозных
организаций, М., 1958, стр. 43; И. Л. Брауде, Вопросы законодательной
техники, "Советское государство и право" 1958 г. № 8, стр. 52.
) См. об этом С. К. Веткин, Правовое положение межколхозных
электростанций, "Ученые записки Харьковского юридического института",
вып. V, 1954 г., стр. 129.

-206-

когда самой электростанции еще нет, а средства на её строительство уже
обособлены, что облегчает всю работу по строительству. Совет
межколхозной электростанции, имея собственные средства, осуществляет
заключение подрядного договора, по которому ответственность несут
колхозы всем своим имуществом (ст. 8 Положения). Совет выступает особым
юридическим лицом, потому что никакого другого единого баланса средств,
кроме средств, отпущенных Совету на строительство, в этот период нет.
Все работы по строительству осуществляются либо по договорам на
подрядное строительство, либо хозяйственным способом, силами колхозов.
В этот период в оперативно- хозяйственной деятельности выступает не
хозяйственное предприятие- электростанция со своим особым коллективом
рабочих и служащих, а совет электростанции как сторона подрядного
договора, либо как орган, руководящий строительством силами колхозов.
К. И. Седунов считает, что и в период строительства межколхозная
электростанция, а не её совет, выступает юридическим лицом, так как
"строительство" может быть самостоятельным юридическим лицом(*1).
Однако под "строительством", "стройкой" имеют в виду подрядную
строительную организацию, а совет межколхозной электростанции может
выступать не подрядчиком, а заказчиком в договоре подряда на
капитальное строительство. Поэтому аргумент К. И. Седунова не может
относиться к правовому положению совета межколхозной электростанции. В
процессе эксплуатации электростанции все имущество заносится на её
баланс как хозрасчетного предприятия, которое и становится юридическим
лицом.

Другие общественные организации также являются субъектами права
общественной социалистической собственности на принадлежащее им
имущество(*2). Однако это имущество существенно отличается от
кооперативно- колхозного по источникам образования, назначению, порядку
и степени обобществления. Источниками образования имущества профсоюзов,
добровольных обществ, творческих союзов являются: вступительные и
членские

(**1) См. К. И. Седунов, Гражданскоправовые формы колхозной
электрификации, М., 1960, стр. 58.
(**2) См. ст. 24 Основ гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик.

-207-

взносы, доходы от предприятий, лекционной пропаганды и издательской
деятельности, денежные взносы организаций и лиц, заинтересованных в
развитии деятельности той или иной организации. Иногда к этим
источникам присоединяется и специальная дотация из государственного
бюджета или от других организаций. (*1).

В отличие от кооперативных организаций другие общественные организации
не объединяют труд своих членов и не ставят своей основной задачей
производственную, хозяйственную деятельность, Такая деятельность не
может быть и основным источником их дохода. Деятельность предприятий
общественных организаций осуществляется не силами их членов и не может
сравниться по своему социальному значению с производственной
деятельностью членов кооперации.

Цели общественных (не кооперативных) организаций определяют и
направление их средств, которые идут в основном на обеспечение
политико- воспитательной и культурно- просветительной работы данной
организации, на содержание ее учреждений, на обслуживание нужд
организаций. Профессиональные и творческие союзы (их фонды) используют
средства также и на материальное и культурное обслуживание своих
членов. Общества Красного Креста и Красного Полумесяца организуют
помощь населению, пострадавшему от стихийных бедствий. (*2).

В отличие от имущества колхозов, являющегося групповой формой
общественной собственности, имущество общественных организаций
централизовано как единый фонд профессиональных союзов, добровольных
обществ и их союзов и других организаций. Однако централизованный
порядок образования имущественных фондов не исключает имущественной
самостоятельности первичных организаций и низших звеньев союзов. Как
правило, первичные общественные организации или низшие звенья системы,
имеющие права юридического лица, образуют

(**1) См., например, ст. 40 Устава Общества Красного креста РСФСР;
ст. 3 раздела IV Устава Союза советских обществ дружбы и культурной
связи с зарубежными странами.
(**2)См. ст. 1 и 3 Устава Общества Красного креста РСФСР. Такая
помощь оказывается и другими общественными организациями, профсоюзами,
кооперацией. Но она не составляет их уставной задачи.

-208-

свои денежные фонды за счет членских взносов и других источников
(подсобные хозяйственные предприятия, взносы и отчисления других
организаций и т. п.). Определенная часть этих средств за вычетом
отчислений на общие нужды системы остается в самостоятельном
распоряжении первичных организаций или местных отделений без какой-либо
регламентации сверху(*1). Разумеется, эти организации отчитываются в
своей финансовой деятельности перед вышестоящими органами.

Можно встретить и известные ограничения имущественных прав первичных
организаций и низовых органов уставами отдельных организаций. Но все
эти ограничения связаны с неполнотой прав юридического лица. Например,
до 1959 года первичные профсоюзные органы (ФЗМК) расходовали свои
средства по смете, целиком утверждавшейся вышестоящими профсоюзными
органами. Направление профсоюзных средств определялось ЦК профсоюзов и
ВЦСПС при утверждении бюджета. Такая степень централизации чрезмерно
ограничивала возможность удовлетворения культурно- бытовых запросов
членов профсоюзов. В связи с этим новый Устав профсоюзов, утвержденный
XII съездом профсоюзов СССР, расширил права ФЗМК как юридических лиц,
установив, что средства расходуются ими по сметам, утвержденным общим
собранием (конференцией) членов профсоюзов. Вышестоящие органы по
отношению к смете расходов ФЗМК устанавливают лишь административно-
организационные расходы и численность платного аппарата (см. ст. 50
Устава).

Указанный порядок образования средств первичных, организаций и низовых
органов общественных организаций говорит, на наш взгляд, о том, что эти
звенья общественных организаций по своей имущественной обособленности
должны рассматриваться не как юридические лица, финансируемые из
единого бюджета, а как организации, самостоятельно образующие свои
фонды из той части доходов, которая остается в их распоряжении в
соответствии с уставом. Эти фонды находятся, по

(**1) См., ст. 57 Устава Всесоюзного общества по распространению
политических и научных знаний; ст. 50, 53 Устава профсоюзов СССР; ст.
61 и 62 Устава ДОСААФ; п-ф 36 пп. "в", "г" и п-ф7 Устава добровольного
общества содействия озеленению г. Москвы.

-209-

нашему мнению, в собственности первичных или низовых организаций.

Иначе происходит образование средств центральных и местных органов
профсоюзов, обществ и отделений других общественных организаций.
Профсоюзные органы (за исключением ФЗМК) содержатся на отчисления от
членских взносов по сметам, утверждаемым вышестоящим профсоюзным
органом. Все централизованные средства профсоюзов расходуются по
единому бюджету, утвержденному ВЦСПС. (*1). Центральные и местные
отделения добровольных обществ также содержатся за счет определенных
отчислений, расход которых производится по сметам, утверждаемым
вышестоящими органами и входящим в единый бюджет (или годовую смету)
общества(*2).

Поэтому местные отделения добровольных обществ и органы профсоюзов
(кроме ФЗМК) выступают, как правило, носителями прав на определенные
ассигнования из бюджета профсоюзов и добровольных обществ, т. е. как
бюджетные учреждения, имеющие права оперативного использования
выделенного им по смете имущества (денежных средств). Собственником
этого имущества остаются профессиональные союзы, добровольные общества
и их союзы как объединения граждан.

На правах оперативного хозяйственного использования имущества
общественных организаций строят свою деятельность различные
хозяйственные предприятия и учреждения общественных организаций.
Собственником имущества этих предприятий и учреждений выступает
общественная организация, общество или союз. Примером могут служить
профсоюзные клубы, издательства общественных организаций, выступающие
как предприятия или учреждения, находящиеся в управлении
соответствующих общественных организаций. Так, профсоюзные клубы
представляют собой культурно- просветительные учреждения профсоюзных
комитетов и советов профсоюзов, средства которых образуются за счет
ассигнований профсоюзных организаций, поступлений от платных

(**1) См. ст. 25 "К" и ст. 51 Устава профсоюзов СССР. (**2) См.
ст.ст. 22 пп. "з" и "л", 36 п. "б" и ст. 64 Устава ДОСААФ; ст. 42

<< Предыдущая

стр. 32
(из 33 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>