<< Предыдущая

стр. 3
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ного текста чужого музыкального произведения, Судеб-
ная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
СССР исходила из наличия или отсутствия в деятельно-
сти лица, претендующего на авторское право, элементов
творчества. (*2).

В определении Судебной коллегии по гражданским
делам Верховного Суда СССР от 20 августа 1940 г. тех-
нической работе, не подпадающей под действие закона
об авторском праве, противопоставляется в качестве объ-

(**1) <Авторское право на литературные произведения>, Госюриз-
дат, 1953, стр. 28 и 32.

(**2) См. примеры, приведенные в монографии Б. С. Антимонова и
Б. А. Флейшиц <Авторское право>, Госюриздат, 1957, стр. 88.

-12-

екта авторского права работа творческого характера. (*1).
В определениях по аналогичным делам Судебная колле-
гия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР
прибегала к такому юридическому критерию, как <само-
стоятельный труд>, <самостоятельное произведение>, на-
ряду с <творческим характером работы>. (*2). Того же взгля-
да на роль творчества в деятельности автора придержи-
ваетя и Судебная коллегия по гражданским делам Вер-
ховного Суда УССР, считающая, что соавторство на про-
изведение литературы предполагает творческое
участие в его создании: одного лишь замысла произведе-
ния, инициативы в его написании и даже устных расска-
зов о содержании будущего произведения для этого недо-
статочно. (*3).

Не иначе обстоит дело и в праве изобретательском.
В Положении об открытиях, изобретениях и рационализа-
торских предложениях от 24 апреля 1959 г. (пп. 9 и 17)
творческой деятельности изобретателя и рационали-
затора противопоставлена техническая помощь, оказы-
ваемая ему другими лицами (например, разработка
чертежа, изготовление образца, составление расчетов,
эксперименты и т. п.). (*4). Ссылка на техническое
творчество содержалась и в п. 19 ранее действовав-
шей Инструкции о вознаграждении за изобретения, тех-
нические усовершенствования и рационализаторские
1 предложения, утвержденной СНК СССР 27 ноября
1942 г.

Судебная практика по спорам изобретателей тоже
не может обойтись без <критерия творчества>.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Вер-
ховного Суда СССР в одном из своих определений ука-
зала: <При новом рассмотрении дела суду следует уста-
новить, кто из истцов, в какой мере принимал творче-
ское участие в изобретении новой машины...> (*5) (раз-
рядка моя. -В. И.).

(**1) См. <Авторское право на литературные произведения>, Гос-
юриздат, 1953, стр. 32-33.

(**2) См. <Авторское право на литературные произведения>, Гос-
юриздат, 1953, стр. 37.

(**3) См. <Бюллетень Верховного Суда СССР> 1959 г. № 1, стр. 46.
(**4) О значении творчества для понимания природы изобретений
и рационализаторских предложений см. В. А. Рясенцев, Совет-
ское изобретательское право. Учебное пособие, М., 1961, стр. 26.
(**5) <Судебная практика> 1952 г. № 5, стр. 41.

-13-

Рассматривая спор о соавторстве, возникший между
сотрудниками лаборатории ЦНИИ ЧЕРМЕТ по поводу
изобретения нового вида смазки для волочения прово-
локи, Московский городской суд признал соавторами
только тех сотрудников лаборатории, которые участво-
вали в творческой работе по созданию смазки, от-
клонив притязания тех, кто ограничился общим руковод-
ством работой, подписанием отчетов и т. п. Это решение
было оставлено без изменения Судебной коллегией по
гражданским делам Верховного Суда РСФСР. (*1).

Все, что сказано выше о понятии творчества как о
критерии для определения авторства, для характеристи-
ки объекта авторского права, убедительно свидетельст-
вует о том, что теория и практика авторского и изобре-
тательского права не могут обойтись без научного иссле-
дования понятия творчества, что отсутствие подобною
исследования и научного представления о творчестве де-
лает туманными и спорными аргументацию экспертов и
мотивы судебных решений. Как же в настоящее время
обстоит дело с исследованием понятия творчества?

2. Маркс считал труд, производительную
деятельность рабочего творческой силой,
<благодаря которой рабочий не только возмещает по-
требленную им стоимость, но и придает накопленному
труду большую стоимость, чем этот труд имел прежде>.

Таким образом, творчество выступает в качестве пер-
воначальной материальной силы, которая умножа-
ет богатства и ценности. Эту творческую силу рабочего
Маркс называет также воспроизводительной
благородной силой. (*2).

В другой работе Маркс и Энгельс называют произ-

водственную, чувственную деятельность людей чувст-
венным творчеством, которое <служит основой
всего чувственного мира>. (*3).

Но человек производит и, следовательно, творит не
только материальные предметы, он производит, созда-
ет идеи. <Производство идей, представлений, сознания

(**1) См. <Советская юстиция> 1958 г. № 9, стр. 81.
(**2) См. К. Марк с. Наемный труд и капитал, К.Маркс и
Ф. Энгельс, соч., т. V, Госиздат, 1929, стр. 431.

(**3) К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология. Соч., т. IV,
Партиздат, 1933, стр. 34.

-14-

первоначально непосредственно вплетено в материаль-
ную деятельность и в материальное общение людей...>.
<Люди являются производителями своих представлений,
идей...>. (*1). Таким образом, кроме творчества чувственно-
го, существует творчество нечувственное.

Как и материальные предметы, идеи, будучи, однаж-
ды произведены, воспроизводятся людьми из поколения
в поколение. Этому воспроизводству идей проти-
вопоставляется их первоначальное создание как <ори-
гинальное производство>, требующее значи-
тельно больше рабочего времени, чем воспроизводство:
<...школьник может выучить теорему о биноме в течение
одного часа>, хотя создавалась она несравненно доль-
ше. Науку - продукт умственного труда - Маркс рас-
сматривает как оригинальное производство. (*2).

Как и всякая умственная деятельность, нечувствен-
ное творчество должно иметь свою причину. Что же со-
ставляет его первичное движущее начало?

На это Маркс отвечает так. Жизнь человека невоз-
можна без производства средств для удовлетворения
потребности в жилище, еде, одежде и пр. Создание этих
средств и есть первое историческое дело человека. (*3).
Но когда первая потребность удовлетворена, то сама
она - <действие удовлетворения и уже приобретенное
орудие удовлетворения ведут к новым потребностям...>. (*4).

Мышление человека развивалось в процессе его тру-
довой, производственной деятельности. Энгельс убеди-
тельно показал, что труд развивал мозг человека, вос-
питывал его мышление, толкая человека на открытие
новых, неизвестных ему свойств явлений природы и их
законов. Общественный производственный процесс за-
ставлял человека заниматься изучением, познаванием
природы. Интеллект человека обогащался новыми ощу-
щениями, восприятиями и представлениями, на почве
которых он создавал новые понятия. Изменчивые ус-

(**1) К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч.,
т. IV, Партиздат, 1933, стр. 16.

(**2) См. К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, т. 1, Соцэк-
гиз, 1931, стр. 187.

(**3) См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология, Соч.,
т. IV, Партиздат, 1933, стр. 18.
(**4) Там же.

-15-

ловия, в которых протекала жизнь и производственная
деятельность человека, заставляли его органическую
систему приспосабливаться к этим меняющимся услови-
ям, приводили к <непрерывному уравновешиванию этой
системы с внешней средой>. (*1). Вследствие этого у челове-
ка естественным образом возникали новые физические
потребности. Если для их удовлетворения в распоряже-
нии человека не было готовых средств, он пользовался
приобретенным знанием природы, чтобы создавать,
изобретать необходимые ему средства. В этом марк-
систском объяснении исторического развития мышления,
познания, являющегося следствием общественной про-
изводственной деятельности человеку, развития его ма-
териальных потребностей, раскрывается тайна творче-
ства и происхождения открытий и изобретений.

Еще раньше, чем развилась сознательная трудовая
деятельность человека, когда его действия по добыванию
пищи, сооружению жилья и т. п. носили, выражаясь сло-
вами Маркса, животнообразный, инстинктивный харак-
тер, (*2), человек должен был совершать в основном два ви-

да действий: разделять на части единое (отделять плоды
от дерева, ломать деревья, дробить камни, разрывать
убитое животное и т. п.) или соединять части в единое
целое (держать дубину, превращая ее в продолжение
своей руки, сооружать жилье и т. п.). В природе чело-
век наблюдал те же основные процессы: разделение и
соединение. (*3). Бесчисленные наблюдения этих процессов
в природе и в собственной деятельности должны были,
отражаясь в мозгу человека, образовать в результате
длительного развития такие функции мозга, как анализ
(разделение) и синтез (соединение).

Эти <основные процессы нашей умственной работы> (*4)
должны были развиться у человека в результате отра-
жения в его голове основных процессов деятельности
природы, у которой человек учился.

(**1) И. П. Павлов, Условный рефлекс, изд-во АМН СССР, 1952,
стр. 26. -
(**2) См. К.Маркс, Капитал, т. 1, Госполитиздат, 1949, стр. 185.

(**3) См. там же, стр. 49 - <Человек в своем производстве может
действовать лишь так, как действует сама природа, т, е. может из-
менять лишь формы веществ>.

(**4) И. П. Павлов, Условный рефлекс, изд-во АМН СССР, 1952.
стр. 39.

-16-

Зная способность человеческого мозга развиваться,
отражать внешний мир, можно ли сомневаться в том,
что, разделяя и соединяя сперва стихийно, как сама при-
рода, человек со временем стал производить разделение
и соединение в уме, создавая образ будущего действия.

Таким образом, для разрешения познавательных и
практических задач, выдвигаемых необходимостью удов-
летворения развивающихся в процессе труда матери-
альных (а позднее и духовных) потребностей, человек
на известной ступени своего развития стал пользоваться
анализом и синтезом. Наблюдая природу в борьбе с
ней и обогащая свой опыт, изменяя природу и приспо-
сабливая ее к своим потребностям, человек создавал не
только новые средства производства, но и новые средст-
ва познания. Изменения мозга, вызываемые воздействием
трудового общения между людьми и отношением чело-
века к природе, привели на определенной ступени умст-
венного развития к образованию специальных орудий
познания - понятий. Понятие - это важнейшее орудие
познания.

Таким образом, практика, рост материальных и ду-
ховных потребностей человека лежат в основе истории
творчеству. Его истоком является, по выражению Марк-
са, <чувственное творчество людей>.
С чего оно начинается?

Начинается оно (на более развитой стадии созна-
тельной жизни человека) с создания идеи, отражающей
будущий результат труда. Маркс показал этот генезис
творения человека в известном сравнении архитектора с
пчелой. (*1). Таким образом, сущность технического творче-
ства, лежащего в начале и в основе технического прог-
ресса, заключается, следуя Марксу, в создании но-
вой идеи, предвосхищающей в идеальной форме ре-
зультат трудового процесса человека.
Но как возможно создание идей?
Не иначе, чем любое создание в природе; путем раз-
деления и соединения, но только силою абстракции.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>