<< Предыдущая

стр. 5
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

синтеза в идеи, в художественные образы. Эти субъектив-
ные идеи и образы или их комплексы облекаются в объек-
тивную форму: словесную, графическую, музыкальную.
живописную и т. д. и становятся доступны восприятию
других людей. Переданные таким образом идеи, воздейст-
вуй на людей, меняют их внутренний мир и, вплетаясь в
практическую деятельность, превращаются в материаль-
ную силу, непосредственно преобразующую человека, а
также - с помощью техники - общество и природу.

Ставя перед собой задачу дать в науке права опреде-
ление понятия <произведения>, мы должны оговорить
значение терминов, которыми собираемся пользоваться
при этом. Необходимость такого уточнения настоятельно
диктуется неустойчивостью и неопределенностью нашего
словоупотребления. М. В. Гордон определяет произведе-
ние как <комплекс идей и образов, получивших свое
объективное выражение в готовом труде>, а В. И. Сереб-
ровский уточняет: <совокупность идей, мыслей и образов>
(см. выше). Значение таких слов, как <идея>, <образ>
подразумевается как общеизвестное, между тем слова эти
не всегда применяются однозначно. Это обязывает нас
раскрыть значение слов, которыми мы будем пользо-
ваться.

Под идеей мы будем понимать отражение действитель-
ности в сознании человека, т. е. форму осознания дейст-
вительности. Идеи могут быть абстрактными (например,
научные понятия) и конкретными (например, художест-
венные образы). Но идеями мы будем в дальнейшем на-
зывать, в соответствии со сложившимся словоупотребле-
нием, также взгляды, убеждения, представле-
ния человека о действительности, имея при этом в виду
его оценки действительности. Таким образом, идея
будет обозначать в одном случае форму познания, в дру-
гом-наши взгляды и оценки. В каком смысле приме-
няется это слово в каждом отдельном случае, будет ясно
из контекста.

После этого разъяснения мы склонны в соответствии
с предшествующим анализом понятия <творчество> дать

-24-

следующее определение результата творчества - произ-
ведения: это отражение действительности,
являющееся синтезом идей (понятий или
образов), выраженным в объективной фор-
ме, содержащим решение задачи познания
и преобразования человека, общества или
природы.

Произведениями творчества являются не только про-
изведения в целом-роман, драма, портрет, симфо-
ния и т. д., но также те их элементы-научное понятие,
художественный образ, в которых решена научная или
художественная задача. (*1).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1. Казалось бы, нет более теоретического и далекого
от практики вопроса, чем вопрос о том, что представляет
собою литературное произведение. Между тем в наш век
идеологической борьбы между лагерем социалистическим
и лагерем капиталистическим вокруг понятия произведе-
ния завязался поединок, значение которого станет сразу
ясно, если на вопрос, кому произведение литературы обя-
зано своим появлением, мы дадим один из двух ответов:

1) произведение литературы рождается в недрах созна-
ния писателя, отражает его индивидуальность и является
его личным достоянием, чем-то вроде собственности;

2) произведение литературы обязано своим появлением
народу, его культуре или идейной среде определенного
класса и отражает их в индивидуальной форме через
сознание писателя.

Зависимым от ответа на поставленный вопрос являет-
ся характер, содержание и объем авторского права.

Так как буржуазные идеологи прямо или косвенно
развивают на авторское право проприетарный взгляд в
различных его вариантах, мы вынуждены начать наше
исследование понятия литературного произведения с
вопроса о его социальных корнях.

2. Вопрос о происхожденин литературного произведе-
ния не нов. Он обсуждался многими исследователями на

(**1) Чехословацкий закон об авторском праве от 22 декабря
1953 г. относит к числу объектов авторского права как произведение
в целом, так и его части.

-25-

протяжении XIX дека, в результате чего они разделились
на две группы: сторонников личной и сторонников соци-
альной обусловленности литературного произведения.
Здесь не место излагать историю вопроса, (*1), и мы займем-
ся его нынешним состоянием в странах обоих лагерей:
калиталистического и ооциалистического.

Достижения социальных наук убеждают в том, что
все явления, наблюдаемые нами в жизни общества, пред-
ставляют собою продукт сложных социальных отношений,
взаимодействия сил, определяющих общественную жизнь
и, в первую очередь, соотношение классовых сил. Борьба
интересов различных классов ярко окрашивает их идео-
логию. Не составляет исключения и литература. Содер-
жание и форма литературного творчества испытывают на
себе мощное влияние социальной атмосферы, от которо-
го не может освободиться ни один интеллект, какова бы
ни была сила его гения. Писатель - сын своего века.
Приступая к профессиональной деятельности, он прино-
сит в своем лице интеллект с глубокой неизгладимой
печатью воспитавшей его среды: семейной, классовой,
с одной стороны, и печатью своей неповторимой индиви-
дуальности - с другой.

О таких известных вещах не стоило бы говорить, если
бы в некоторых буржуазных странах не появилось тече-
ние, отрицающее эти азбучные истины.

В связи с изданием в ФРГ предварительного проекта
нового закона об авторском праве вокруг будущего нор-
мативного акта развернулась дискуссия, в ходе кото-
рой выявилась эначительная группа защитников ре-
акционной теории собственности автора на свое произ-
ведение. (*2).

Абсолютизация личности, отстаиваемая буржуазными
апологетами, возвеличение ее заслуг в ущерб той роли,
которую играет общество в формировании творческой
индивидуальности, является выражением - вольным или

(**1) Renouard. Traite des droits d"auteur dans la litterature, les
sciences et les beaux arts, Paris, 1838, т. 1; И. Г. Табашников,
Литературная, музыкальная и художественная собственность, т. 1,
СПб., 1878.

(**2) <Lettres d"Allemagne>, <Le droit d"auteur> 1955, p. 154-160:
H. Desbois, L"evolution legislative dans les Etats de l"Europe orien-
tale <Le drort d"aufeur> 1957, p. 65.
-26-

невольным-фальшивого внимания эксплуататоров ав-
торского труда к интересам жертв эксплуатации. Это -
внимание к овцам, которых стригут. Против подобных
антинаучных взглядов восстают многие буржуазные ис-
следователи, мыслящие непредвзято и честно. Одни из
них выступают с позиций права, например, de Boor, (*1),
другие, как Д. Сиджанский и С. Кастанос, одновремен-
но с позиций философских, социологических и пра-

вовых. (*2).

Таким образом, не только марксисты, но и прогрессив-
ные мыслители буржуазного мира понимают, что литера-
турное произведение не является исключительным созда-
нием <des schopferischen Geistes>, (*3), но, как всякий орга-
низм, являет нам следы своего <филогенетического> раз-
вития. -

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о сущности
литературного произведения.

3. Определив результат творчества-произведение
как отражение действительности, являющееся синтезом
идей, выраженным в объективной форме и содержащим
решение задачи познания и преобразования человека, об-
щества или природы, мы получили родовое понятие, охва-
тывающее произведения творчества в области литерату-
ры, искусства, науки и техники.

Наша задача состоит теперь в том, чтобы из объема
понятия <результат творчества - произведение> выде-
лить одну из разновидностей этого понятия: литератур-
ное произведение.

Все виды художественного творчества решают худо-
жественную задачу познания и преобразования действи-
тельности, отражая последнюю в образах. Но средства
отражения могут быть разными. В числе этих средств
первое место занимает язык, слово. Если образы действи-
тельности выражены в словах, то при известных условиях,
о которых еще будет подробнее сказано дальше, мы полу-
чим литературное произведение. Каждое литературное

(**1) См. названную статью, <Le droit d"auteur> 1955, p. 154-160.
(**2) См. Д. Сиджанский и С. Кастанос, Международная
охрана авторского права, ИЛ, 1958, стр. 54-60.

(**3) Hubmann, Das Recht des schopferischenchen Geistes, 1954 (oe-
тировано no статье de Boora <Lettres dAllemagne>, <Le droit
dauteur> 1955. p. 154-160).

-27-

произведение является более или менее сложным синте-
зом художественных деталей, образов и слов, представ-
ляющим иногда грандиозный мир, рожденный воображе-
нием писателя, мир, демиургом которого является худож-
ник слова. Это мир художественных образов, выражен-
ных посредством слова; единство формы и содержания,
в котором главное - идейное содержание, а форма-сред-
ство доведения образа до читателя. Различие средств до-
ведения художественных образов до читателей, зрите-
лей, слушателей и определяет, как сказано, вид художе-
ственного творчества (литература, живопись, музыка
и т.д.).

В нашей юридической литературе до сих пор принято
расчленять художественное произведение на содержание
и форму. Такая <анатомия> <художественного произведе-
ния примитивна и недостаточна для объяснения таких
правовых явлений, как <авторство>, <плагиат>, <перевод>,
<новое, творчески самостоятельное произведение> и т. д.
Структура литературного произведения, да и любого
произведения, сложнее, и для права очень важно вскрыть
эту структуру и показать правовое значение каждого из
ее элементов.

4. Как уже указывалось, в советской юридической ли-
тературе различают два элемента литературного произве-
дения: содержание и форму. Для разрешения задач,
стоящих перед авторским правом, этих двух, да еще не-
расчлененных, компонентов недостаточно.

Знакомясь с советской теорией литературы мы убеж-
даемся в том, что взгляды наших литературоведов на со-
став литературного произведения различны, и мы долж-
ны сделать выбор между разными точками зрения.
Обобщая данные литературоведения с учетам задач,
стоящих перед авторским правом, мы предлагаем рас-
членять литературное произведение на следующие
элементы:
а) Заглавие.
б) Материал.
в) Тема.

г) Идейное содержание, идейный смысл (авторская
позиция).

д) Сюжет, т.. е. схема событий и действий, о которых
повествуется.

-28-

е) Образная система, т. е. характеры персонажей, их
образ действий, конфликты между персонажами или об-
разы, отражающие природу.

ж) Художественная форма, т е. композиция (струк-
тура) содержания, манера повествования, так называе-
мый <почерк> писателя.

з) Выразительные средства-язык произведения, взя-
тый независимо от манеры изложения (художественной
формы).

и) Объективная форма выражения произведения: ру-
копись, книга, устная речь и др.
Несколько слов о каждом из этих элементов.

Заглавие

В литературоведении этот элемент игнорируется. Для
авторского права он имеет значение в качестве эвентуаль-
ного объекта авторского права и будет рассмотрен в сле-

<< Предыдущая

стр. 5
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>