<< Предыдущая

стр. 6
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

дующей главе настоящей работы.

Материал

Материал для своего произведения писатель черпает
из действительности, из наблюдаемой им жизни. Матери-
ал, на наш взгляд, это факты, события, люди и окружаю-
щая людей природа. Подбор и организация материала в
процессе подготовки литературного произведения состав-
ляет неотъемлемую часть творческого процесса создания
произведения.


Литературное произведение отражает действитель-
ность, знакомит нас с ней, или, как теперь иногда говорят,
содержит информацию. В литературном произведении
материал продолжает свою жизнь в виде информации и
в этом смысле составляет структурный элемент произве-
дения. Содержащиеся в литературных произведениях,
других письменных источниках, устных рассказах сведе-
ния могут послужить в свою очередь исходным материа-
лом для написания нового литературного произведения.

Правовые вопросы, связанные с использованием в ка-
честве материала чьих-либо литературных произведений
или устных рассказов, будут рассмотрены нами ниже.

-29-

Тема

Тема не создается писателем, она избирается из гото-
вого, существующего до начала творческого процесса, ма-
териала действительности. Однако в науке авторского
права тема представляет самостоятельную проблему и
потому может рассматриваться как элемент произведе-
ния.

Идейное содержание литературного
произведения

Писатель, поэт делятся с читателем или своими мыс-
лями, или своими чувствами. В качестве мыслителя пи-
сатель выражает в художественной форме то, что
Н. Г. Чернышевский назвал <приговором жизни>. Это
есть отношение писателя к историческому прошлому и
современности, оценка людей e событий; это идейная по-
зиция автора, определяющая социальное <значение его
произведения. Это может быть не только мысль, но и на-
строение, навеянное случаем e образами природы.

По отношению к идейно-эмоциональному содержанию
произведения все остальные элементы являются формой:
образы, художественные обороты речи, слова как знаки
понятия или образа. Это важно иметь в виду, так как без
этого разграничения такие выражения в юридической ли-
тературе, как <новизна формы>, <новизна содержания>,
теряют определенность и научное значение. Из текста
правового исследования, экспертного заключения, судеб-
ного решения всегда должно быть ясно, какой элемент
произведения имеется в виду в процессе юридического
анализа.

Сюжет литературного произведения

Сюжет литературного произведения - это связь и по-
следовательность его основных событий и действий, со-
ставляющих непосредственное содержание литературно-
го произведения. Этим определяется динамика произведе-
ния, направление его развития, пределы, ограничивающие
сооружение в целом и его частях.

-30-

В литературоведении сюжет рассматривают как эле-
мент образной системы произведения ) (*1). В авторском
праве сюжет литературного произведения имеет само-
стоятельное значение при решении споров о плагиате,
соавторстве, новизне и творческой самостоятельности
литературного произведения. Поэтому выделение сюже-
та литературного произведения в самостоятельную про-
блему авторского права, отличную от проблемы образа,
совершенно необходимо.

Образная система

Образы произведения, т. е. обрисовка характеров
персонажей, конфликтов между ними или между ними и
обществом, являются формой идейного содержания.
Идейное содержание составляет сущность произведения,
то, ради чего оно создается; образ - способ воздействия
на читателя, средство убеждения. Неудивительно по-
этому, что для правового анализа строения произведе-
ния, который будет дан в следующей главе, посвященной
объекту авторского права, образная система играет вы-
дающуюся роль.

Художественная форма

Образы литературного произведения предстают пе-
ред нами в художественной форме. Их развитие требу-
ет особой структуры произведения (композиция), вырази-
тельной (так называемой образной) речи, художествен-
ных приемов организации повествования. Обыденная
речь, устная или письменная, обычная телеграмма, га-
зетная информация еще не являются литературным про-
изведением и авторским правом не охраняются. Если
же в словесной оболочке заключено такое повествование,
которое обладает специфической организацией речи, на-
лицо литературное произведение. Что это за <организа-
ция> речи? И. И. Виноградов считает, что слово, высту-
пающее только в виде знака понятия, <передает такое

(**1) См. Крыстю Горанов, Содержание и форма в искусстве,
изд-во <Искусство>, М., 1962, стр. 194-200.

-31-

идейное содержание, которое не воплотилось в художе-
ственную форму, во всеобщую форму искусства-
образ>, между тем, <...когда слово обозначает образ и
идейное содержание передается именно через образ, пе-
ред нами произведение искусства с присущим ему и не-
отделимым от него идейным смыслом. И только тогда,
когда язык в художественном произведении закрепляет,
выражает образ и лишь через него- идею, он
становится литературной формой- внешней
формой произведения искусства> (*1).

Облекая образ в слово, писатель имеет в своем рас-
поряжении весь словарный состав языка, из которого
надо выбрать наиболее подходящие слова. Сочетая ото-
бранные слова в предложения, писатель создает малень-
кие конструкции, из которых складывается литератур-
ное сооружение, отражающее индивидуальный образ
мышления и вкус автора. Построение отдельной фразы и
ансамбль фраз может обладать особенностями, благо-
даря которым отражаемые в словах предметы и события,
чувства и мысли доходят до сознания воспринимающего
их лица с силой, способной потрясать умы и сердца
людей, превращаться в материальный двигатель, приво-
дящий в движение социальные стихии. Состав слов, их
строй, ритм, звучание, музыкальность обладают особой
воздействующей силой, позволяющей писателю заразить
читателя своими взглядами и настроениями. Это и со-
ставляет художественную форму речи. Эта форма и при-
дает речи значение произведения, значение объек-
та авторского права. Слова Горького - <...литератор
должен понимать, что он не только пишет пером, но ри-
сует словами...> - иллюстрируют сказанное.

Язык литературного произведения

В литературном произведении язык всегда в той или
иной степени является художественным средством выра-
жения. Каково бы ни было его художественное достоин-
ство, если только оно в какой-то мере налицо, мы имеем
дело с литературным произведением (ст. 96 Основ граж-
данского законодательства).

(**1) И. И. Виноградов, Проблемы содержания и формы лите-
ратурного произведения, изд-во МГУ, 1958, стр. 192-193.

-32-

Язык произведения представляет собой в жизни лите-
ратурного произведения органический сплав, поэтому
выделение языка в качестве особого элемента художест-
венной формы произведения может показаться искусст-
венным. Художественность есть качество языка. Тем не
менее правовой анализ произведения, которым мы зай-
мемся в следующей главе, оправдывает рассмотрение
языка в качестве особого элемента произведения. Язык
это прежде всего выразительное средство, которым
пользуется художник для передачи своих мыслей и
чувств. В этом смысле живописцы говорят о языке кра-
сок, музыканты и музыковеды - о музыкальном языке
(музыкальной речи). Художественная форма без <язы-
ка> (слово, движение, мимический жест, глина в руках
скульптора и т. д.) не существует, язык может сущест-
вовать и без художественной формы. Какое значение
имеет выделение языка в качестве художественно индиф-
ферентной <оболочки> произведения, будет видно в
главе III.

Объективная форма выражения
литературного произведения

Формой выражения считается материальное вопло-
щение творческой мысли автора, делающее эту мысль
доступной для окружающих. Доступность для окружаю-
щих предполагает воздействие на органы чувств воспри-
нимающих лиц. Объективная форма литературного про-

изведения может быть различной в зависимости от спо-
соба воздействия на различные органы чувств: слух.
зрение, осязание. Объективному выражению литератур-
ного произведения могут служить бумага и долговечный
металл или камень скрижали, но также и легкий звук,
рассеивающийся вместе с колебанием воздуха или
электромагнитной волны. Все ли эти разновидности объ-
ективной формы произведения имеют одинаковое пра-
вовое значение?

Ни Основы авторского права (1928 года), ни Основы
гражданского законодательства не дают исчерпывающе-
го перечня объективных форм литературного произведе-
ния, но позволяют сделать вывод, что закон проводит
различие между.двумя понятиями: <объективной формой

-33-


произведения>, с одной стороны, и <способом и формой
воспроизведения> - с другой.

Слова <произведение> и <воспроизведение> обозна-
чают разное. Литературное произведение - это система
образов, одетая в словесную ткань. Оно может сущест-
вовать субъективно, т. е. в сознании автора, и объектив-
но - в воспринимаемой другими форме (устная речь,
письменная речь). Авторское право имеет дело с объек-
тивно выраженным, т. е. устным или письменным, произ-
ведением литературы.

Воспроизведение отличается от произведения так же,
как и любое воспроизводство от первоначального <ориги-
нального производства>. Литературное произведение-это
оригинал, созданный актом интеллектуального творчест-
ва и существующий в объективной форме. Воспроизве-
дение - это создание новых экземпляров того же само-
го произведения; это возможно благодаря тому, что
однажды созданное произведение облекается в форму,
способную к воспроизводству и размножению. Устное ли-
тературное произведение можно повторить, письменное-
переписать или перепечатать.

Если объективную форму литературного произведе-
ния, т.е. его материальное воплощение в виде рукописи,
книги, пластинки или просто звукового потока речи (уст-
ные произведения) противопоставить самому произве-
дению как духовному творению человека, то можно бу-
дет сказать, что благодаря этой материальной форме
произведение творчества становится воспроизводимым.
Так как любая материальная форма духовного создания
человека (в том числе устная форма литературного
произведения) имеет духовное содержание, то, воспро-
изводя эту форму (например, печатая книгу, переписы-
вая рукопись, наигрывая пластинку, повторяя чужую
речь и т. д.), мы одновременно воспроизводим и самое
произведение.

Итак, объективная форма литературного произведе-
ния - это его материальное выражение независимо от
средства выражения.

Мы перечислили все компоненты литературного про-
изведения. В основу нашего анализа легли взгляды не-
которых литературоведов, разделяемые не всеми лите-
ратуроведами нашей страны и других социалистических
стран. Понятия темы, сюжета, разграничение отдельных

-34-

элементов произведения по признаку формы и содержа-
ния по-разному трактуются разными представителями
марксистско-ленинской эстетики. Заимствуя из литера-
туроведения данные о структуре литературного произве-
дения, мы отдавали предпочтение такому анализу про-
изведения, который позволяет наиболее четко провести

<< Предыдущая

стр. 6
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>