<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

речь и различает в качестве элементов мелодии ритм,
музыкально-высотные соотношения (иначе говоря, ин-
тонацию), мелодический рисунок и лад. Это определе-
ние подкрепляется исследованием взаимодействия раз-
личных сторон мелодии и ее структуры, анализом ком-
понентов мелодии и их взаимодействия как средства
создания музыкального образа, иногда приобретающего
значение <исходного зерна глубочайшей симфонической
концепции> (в качестве примера А. Мазель приводит
начальный мотив главной партии Шестой симфонии
П. И. Чайковского). А. Мазель показывает различные
мелодические структуры, способные <служить выраже-
нию весьма различного конкретного музыкального со-

держания, выражению различных музыкальных мыс-
лей>. (*2). Все это было бы совершенно невозможно сказать
о мелодии, если бы она не существовала в качестве са-
мостоятельного музыкального произведения, обладаю-
щего идейно-эмоциональным содержанием, образным
строем и художественной формой (ритм, темп, динами-
ка, лад). (*3). Отсюда следует, что по своей структуре ме-

(**1) См. С. А. Павлюченко, Элементарная теория музыки,
Музгиз, Л. - М.. 1946, стр. 128-131.

(**2) А. Мазель, О мелодии, Музгиз, М., 1952, стр. 12, 14, 35-38
175, 176, 204.

(**3) И. О. Дунаевский считал мелодию существом произведения,
его образом. <Вне мелодии нет путей для выражения подлин-
ных человеческих чувств> (<И. Дунаевский в переписке с моло-
дежью>, публикация Е. Грошевой, <Советская музыка> 1959 г. № 3,
стр. 88-89).

-40-

лодия - музыкальное произведение и тем самым эвен-
туальный объект авторского права. (*1).

Рассмотрим теперь структуру произведений жи-
вописи.

Первый элемент произведения живописи - его сю-
жет. Это - описываемая сцена, лицо, пейзаж, вещь.
Далее идет его идейное содержание. Это идейно-эмоци-
ональная настроенность автора. Примеры: <Протодиа-
кон> Репина - обвинительный приговор невежествен-
ному и жадному духовенству; <Над вечным покоем> Ле-
витана - картина, характеризующая мироощущение ху-
дожника. (*2).

Третий элемент произведения живописи - это его
образный строй. Это или образ природы, как ее видит
и чувствует художник, или образ человека и т. д. (*3).

Следующим элементом произведения живописи яв-
ляется его художественная форма, в которой предстают
перед нами образы, создаваемые живописцем.

Элементами художественной формы являются ком-
позиция картины, колорит, ритм, светотени, рисунок
и др. приемы изображения, характеризующие индивиду-
альную манеру каждого оригинального живописца, ре-
зультатом чего является сила его воздействия на массы. (*4).

Следующий элемент - специфические выразитель-
ные средства, с помощью которых художник сообщает
другим свои впечатления и мысли. В книге, озаглавлен-
ной <Как смотреть картину>, Е. Ковтун пишет: <....каж-
дый вид искусства имеет... свои особые выразительные



(**1) Не лишено интереса то обстоятельство, что французская су-
дебная практика защищает авторское право на мелодию, если она
оригинальна, т. е. составляет подлинный результат творчества.
См. решение Cour dappel dAix-en-Provence, 3 Juni 1957, Cambou
c.V/ve Scotto ey V/ve Alibert, <Le droit dauteur>, 1959, p. 148.
(**2) <Человек без убеждений - пустельга, без принципов-он нич-
тожная никчемность. Даже и при большом таланте беспринципность
понижает личность художника: в нем чувствуется раб или потерян-
ный человек> (И. Е. Репин. Далекое близкое, изд-во АХ СССР,
изд. 6-е. 1961, стр. 354).

(**3) См. И.Е.Репин, Далекое близкое, изд-во АХ СССР, изд. 6-е
1961, стр. 344.
(**4) См. там же.

-41-

средства>, <...живописец обращается к людям на языке
красок>. (*1).

Последний элемент произведения живописи - объ-
ективная форма (полотно, картон и т. д.).

Анализ строения произведения живописи показыва-
ет, что и оно принципиально не уклоняется от теорети-
ческой схемы произведения литературного, музыкально-
го, произведения искусства вообще.

Нет надобности продолжать этот анализ дальше.
Каковы бы ни были отдельные особенности структуры
произведений различных видов искусства (архитектура,
киноискусство, балет и т. д.), мы везде обнаружим ти-
пичные компоненты, без которых ни одно произведение
искусства невозможно. (*2).
Вот они.

а) Идейно-эмоциональное содержание, вкладывае-
мое художником в созданную им образную систему.
Искусства бессодержательного в полном смысле слова
не существует. Абстракционисты, отказываясь от эмоци-
онально-идейного содержания произведения живописи,
порывают с искусством. (*3).

б) Образная система, т. е. образы, отражающие дей-
ствительность.

в) Художественная форма: специфическая органи-
зация выразительных средств, которыми художник <ри-
сует> созданные им образы (<почерк> художника). Язык
есть средство информации, средство выражения, пе-
редачи мыслей, чувств, настроений. Художественная фор-
ма есть средство убеждения. Роль, какую силло-
гистика играет в логических объектах авторского права
(наука), в литературе я искусстве играет художественная
форма. В качестве средства убеждения она может ока-
заться сильнее логики.

г) Выразительные средства: язык слова, музыкальных
звуков, красок, объемных форм, жестов и т. д.
д) Объективная форма - форма материального во-

(**1) Е. Ковтун, Как смотреть картину, Учпедгиз Министерства
просвещения РСФСР, Ленинградское отделение, 1960, стр. 27.

(**2) Того же мнения придерживаются искусствоведы. См., напри-
мер, Крыстю Горанов, Содержание и форма в искусстве, изд-
во <Искусство>, 1962, стр. 173.

(**3) См. А. Членов, Обвинение не опровергнуто, <Литературная
газета> 10 июня 1961 г.

-42-

площения - различная в зависимости от вида искусства:
книга, картина, фильм, скульптура и т. д.

В заключение анализа произведения искусства мы мо-
жем его определить как отражение действитель-
ности посредством синтеза идей и обра-
зов, облеченного в объективную форму и
содержащего решение художественной
задачи с помощью красок, звуков, дви-
жений и других выразительных средств.

На этом мы заканчиваем разбор понятия <произведе-
ние литературы и искусства>. Разбор этот - не искусст-
воведческое исследование. Это заимствование готовых
данных смежных наук, без которых современная пра-
вовая наука столь же мало возможна, как современная
биология невозможна без химии и физики. Не опира-
ясь на структуру произведения, полученную искусство-

ведением, на принципы марксистско-ленинской эстети-
ки, современный исследователь авторского трава, же-
лающий разобраться в сложных авторских правоотно-
шениях, не может ступить шага, так как квалификация
этих правоотношений находится в прямой зависимости
от структурного анализа произведения, от изучения
данных, добытых искусствоведением и марксистско-ле-
нинской эстетикой. Знание элементов художественного
произведения позволит нам определить в споре о пла-
гиате конкретные носители новизны; раскрыть понятие
нового, творчески самостоятельного произведения
(ст. 103 Основ гражданского законодательства); поня-
тие перевода и т. д.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАУКИ

В соответствии с марксистско-ленинским взглядом
на диалектический процесс развития знания, мы опре-
делили произведение литературы и искусства как реше-
ние художественной задачи. Задача, решаемая наукой.
является познавательной. Орудиями познания являют-
ся понятия (суждения) и совершаемые интеллектом
логические операции над ними. Поскольку наука есть
оригинальное производство идей, то процесс познания
заключается в создании новых орудий познания, т. е. но-

-43-

вых понятий и умозаключений. Это и есть научное твор-
чество.

На первый взгляд выражение <производство идей>
может показаться необычным. Мы привыкли говорить о
производстве вещей, идеи же - не вещи. Предубежде-
ние против возможности производства идей - одно из
существенных препятствий на пути буржуазных мысли-
телей к признанию творческого характера научных от-
крытий. Между тем жизнь давно уже доказала, что
Маркс был прав, вводя в литературный обиход такие вы-
ражения, как <производство идей>, <производство пред-
ставлений>, <производство сознания>, <люди являются
производителями своих представлений, идей>. Об этом
недвусмысленно свидетельствует слово <произведение>.
Мы одинаково применяем его и к физическому и к умст-
венному труду. Произведением является и подкова, вы-
шедшая из-под молота Гефеста, и мелодия, рожденная
лирой Аполлона.

Когда Маркс писал, что производительные силы труда,
в числе других главных условий зависят от изобрете-
ний, <посредством которых наука заставляет силы при-
роды служить труду>, он предвидел век научно-техниче-
ского прогресса, в <котором наука становится непосред-
ственной производительной силой. Мы говорим теперь
уже не об открытиях и изобретениях, но о <научно-техни-
ческих открытиях>, (*1), и эта новая терминология столь же
правомерна, сколь и симптоматична.

До 23 февраля 1956 г., т. е. до создания Комитета по
делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР, советское гражда.нское право имело дело преиму-
щественно с произведениями научно-литературными.
Сейчас наряду с научно-литературным трудом на первый
план в качестве объекта права выдвигается научное про-
изведение, не связанное непременно с формой литератур-
ного труда, а именно - открытие.

Говоря о двух видах научных произведений - науч-
но-литературном труде и открытии - мы должны иметь
в виду следующее различие между ними.

Открытие как произведение науки решает задачу вы-
явления неизвестных ранее явлений, свойств и законо-

(**1) Н. С. Хрущев, О Программе Коммунистической партии Со-
ветского Союза. Госполитиздат, 1961, стр. 74.

-44-

мерностей материального мира. Открытие всегда должно
быть новым, существенно новым по своему содержанию,
неизвестным мировому уровню знаний. Научно-литера-
турный труд решает другую задачу: задачу обоснования
или изложения новых или уже добытых знаний либо их
критический разбор. Он может быть новым по содержа-
нию, но может и не отличаться новизной содержания, в
нем могут излагаться известные уже истины (таков, на-
пример, учебник). В последнем случае к научно-литера-
турному труду предъявляется требование новизны фор-
мы (т. е. изложения мысли). Поэтому открытие и науч-
но-литературный труд-два самостоятельных объекта
права. Если научно-литературное произведение содер-
жит научное открытие автора, то оно является двойст-
венным объектом права: и как научно-литературный
труд и как открытие. (*1).

Первый элемент научного произведения составляют
излагаемые ученым научные взгляды на мир (в научно-
литературном труде) или новая научная истина (в от-
крытии). Это идейное содержание научного произве-
дения.

Идейное содер.жание научного произведения обле-
кается в образы различной степени абстрактности (по-
нятия, суждения и умозаключения), составляющие в

<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>