<< Предыдущая

стр. 15
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

правами или частью их. Передача прав, как общее правило, под-
чинена условию, что каждое из уступаемых прав было бы пред-
метом специального упоминания в акте о передаче и что область
использования уступаемого права была бы разграничена как в
своем объеме и своем назначении, так и в месте и в сроке ис-
пользования (ст. 31 французского закона, ст. 202 закона США).

4. Охрана исключительных прав автора в подлинном смысле
становится эффективной лишь тогда, когда четко определена
сфера осуществления этих прав. Законы развитых к развиваю-
щихся стран подробно регулируют случаи использования про-
изведений в общественных и иных интересах (лояльное исполь-
зование), когда такое использование разрешается без получений
согласия автора и без выплаты ему гонорара и в то же время
не содержит в себе беспричинного и неразумного нарушения его
прав. Эти положения законов, именуемые ограничениями исклю-
чительных прав автора, относятся к праву на: а) воспроизведе-
ние для личного пользования и частных и бесплатных показов
исключительно в кругу семьи (ст. 41, п. 1 и 2 французского за-
кона, ст. 30 японского закона), б) использование с целью кри-
тики, комментария, учебных и исследовательских целей: новый
американский закон в ст. 107 предусматривает в этой связи
четыре критерий для определения лояльного использования, а
именно: цель и характер использования, характер охраняемого
произведения, объем и частота заимствования по отношению ко
всему произведению и влияние использования на потенциальный
рынок охраняемого произведения или на его ценность; в) сво-
бодное изготовление и распространение в единичных экземпля-
рах произведений в некоммерческих целях библиотеками и архи-
вами и так далее.

5. Одним из основных институтов охраны авторских прав на
национальном уровне является срок охраны, ибо после истече-
нии его охраняемое произведение становится публичным достоя-

нием. В США, Англии, Франции, Италии и большинстве других
стран на литературные, драматические и музыкальные произве-
дения он составляет продолжительность жизни автора и 50 лет
после его смерти. В ФРГ срок заканчивается через 70 лет после
смерти автора. Если произведение при жизни автора не было
издано или публично исполнено, то срок составляет, соответст-
венно, 50 и 70 лет, считая с конца года, когда издание или пуб-
личное исполнение впервые имело место. (В случае, если это.
произошло через 60 лет после смерти автора, в ФРГ произве-
дение будет охраняться не 70, а 10 лет.)

Для произведений изобразительного искусства, звуко- и ви-
деозаписи, кинофильмов, радио- и телепередач срок, как общее
правило, также составляет 50 лет после смерти автора, а исклю-
чительное право на фотографию истекает через 25 лет после

-70-

опубликования (в Японии для фотографий установлен 50-лет-
ний срок после смерти автора). Во всех случаях срок исчисляет-
ся с начала года, следующего за тем, в котором смерть автора и
опубликование или исполнение произведения имело место. В
случае периодических изданий, таких как газеты или журналы, -
срок охраны исчисляется с момента опубликования каждого от-
дельного номера или издания. В случаях публикации произве-
дения по частям срок исчисляется с момента выхода в свет
последней части (ст. 56 японского закона).

Для произведений, созданных в соавторстве, в расчет прини-
мается календарный год, в который умирает последний из жи-
вущих соавторов. Для произведений, выпущенных анонимно, под
псевдонимом или коллективно, срок исключительного права со-
ставляет 50 лет, считая с 1 января календарного года, следую-
щего за годом публикования, однако если автор раскроет свое
имя, то длительность права использования определяется в соот-
ветствии с видом данного произведения, т. е., как правило,
50 лет после смерти автора.

В связи с членством в Бернской конвенции по охране произ-
ведений литературы и искусства и Всемирной конвенции об
авторском праве законодательство развитых стран содержит
специальное правило о сравнении сроков в тех случаях, когда
речь идет об охране произведений иностранных авторов из стран,
участвующих в этих международных соглашениях. Смысл его
сводится к тому, что охрана произведений иностранного автора
(например, французского, где установлен 50-летний срок после
смерти) в данной стране (например, в ФРГ, где действует 70-лет-
ний срок) не может быть больше, чем в стране происхождения
произведения (т. е. Франции); иными слова, в ФРГ такое произ-
ведение будет охраняться не 70, а 50 лет после смерти автора,
поскольку при сравнении сроков избирается меньший.

В связи с вступлением в силу с 1 января 1978 г. нового аме-
риканского закона об авторском праве следует отметить, каким
образом осуществляется переход к охране произведений по это-
му закону. Прежде всего, вместо существовавшей ранее двойной
системы охраны произведений, когда неопубликованные произ-
ведения охранялись нормами общего права, а опубликованные-
федеральным законом 1909 г., новым законом введена единая
система охраны как на опубликованные, так и на неопублико-
ванные произведения. Если произведение еще охраняется по
старому закону и находится на первом 28-летнем периоде охра-
ны, то срок его охраны может быть продлен на новый срок, ко-
торый устанавливается в 47 лет (а не 28, как в старом законе).
Общий срок охраны этих произведений составит, таким образом,
75 лет. Для тех произведений, по которым срок второго периода
охраны не истечет в 1977 г., общий срок охраны автоматически
продляется до 75 лет.

Для произведений, созданных после 1 января 1978 г., автор-
ское право будет действовать, как было отмечено ранее, в тече-

-71-

ние всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 ян-
варя года, следующего за годом смерти автора. Произведения,
созданные в порядке выполнения служебного заданий, а также
произведения, выпущенные анонимно или под псевдонимом,
будут охраняться в течение 75 лет после опубликования или в
течение 100 лет со времени создания, причем будет учитываться
срок, истекающий ранее.

На неопубликованные произведения, созданные к 1 января
1978 года, авторское право на которые еще не оформлено по
старому федеральному закону, но которые еще не станут обще-
ственным достоянием, новый закон автоматически распростра-
няет тот же самый срок охраны, что и для произведений, со-
зданных после 1 января 1978 г., т. е. в течение всей жизни автора
и 50 лет после его смерти или же 75 лет со времени опублико-
вания (100 лет со времени создания).

Произведения, на которые срок действия авторского права
истек до конца 1977 г., охране по новому закону не подлежат.
По старому закону при возобновлении срока действия автор-
ского права на второй 28-летний срок автору (наследнику авто-
ра) в некоторых случаях возвращались права, уступленные
пользователю в течение первого 28-летнего срока действия ав-
торского права. По новому закону система охраны из двух сро-
ков отменяется, за исключением произведений, первый срок
охраны которых не истечет до 1 января 1978 г. В связи с этим
устанавливается новый порядок, по которому права на произ-
ведение, уступленные автором (наследником) после 1 января
1978 г. могут быть по общему правилу возвращены автору (на-
следнику) через 35 лет после уступки, если автор (наследник)
представит об этом письменное уведомление пользователю в
установленный законом срок.

6. Нарушением исключительных прав автора или его право-
преемника законодательство признает любое использование про-
изведений в обход закона. Ввоз в страну с целью распростране-
ния и распространение в данной стране объектов, полученных в
нарушение авторских нрав лицом, которое знает об этом нару-
шении, также является противоправным (ст. 101 австралийского
закона 1968 г., ст. 113 японского закона). Во всех случаях нару-
шения согласно действующим законам автор может потребовать
компенсации за понесенный ущерб, а также выплаты ему нару-
шителем незаконно полученной прибыли. Автор может также
потребовать прекращения или предотвращения такого наруше-
ния и принятия к этому таких мер, как уничтожение объектов,
производство которых влечет нарушение его прав, а также объек-
тов и частей, служащих исключительно в целях нарушения его
прав. В ряде стран (Япония, Франция, Малайзия, Индонезия и
др.) предусматривается уголовное наказание нарушителей.

7. Следует остановиться на особенностях охраны авторских
прав по советскому законодательству. В нашей стране нет спе-
циального закона по авторскому праву, как это имеет место в


-72-

других странах, в том числе и в ряде социалистических. Высшим
законодательным актом, регулирующим общественные отноше-
ния в связи с созданием и использованием произведений науки,
литературы и искусства в СССР, являются Основы гражданского
законодательства Союза ССР и союзных республик (далее -
Основы), в которых четвертый раздел (ст.ст. 96-106) посвящен
авторскому праву. Кроме того, в каждой союзной республике
имеются свои гражданские кодексы, в которых нормы авторско-
го права по всем основным вопросам совпадают, хотя и не дуб-
лируют ни друг друга, ни Основ.

Объектом охраны по советскому законодательству (ст. 96
Основ, ст. 475 КГ РСФСР) может быть любое произведение
науки, литературы или искусства независимо от формы и спосо-
ба его воспроизведения. Охраняются не только выпущенные в
свет, но и невыпущенные произведения. Чтобы они охранялись,
не требуется никаких формальностей, как это предусмотрено в
ряде других стран (регистрация, депонирование, опубликование
и так далее) за исключением фотографических произведений, на
которых должно быть указано место и год выпуска в свет и имя
автора.

В соответствии с законодательством субъектом авторского
права может быть физическое или юридическое лицо. Причем в
Основах и ГК (ст.ст. 485-486) содержится перечень случаев,
когда авторское право с момента его возникновения признается
за юридическими лицами. Кроме того, юридические лица (изда-
тельства, киностудии, учебные и научные учреждения и т. д.)
могут приобретать авторские права по договору, т. е. выступать
в качестве правопреемников авторов наряду с физическими ли-
цами. В этих случаях организации, как правило, получают воз-
можность лишь распоряжаться произведением литературы, нау-
ки или искусства, а остальные права, в том числе и право на
получение авторского вознаграждения, сохраняются за истинным
создателем его.

В соответствии с ст.ст. 105 Основ и 496 ГК РСФСР срок охра-
ны авторских прав составляет продолжительность жизни автора
и 25 лет после его смерти, начиная с 1 января года, следующего
за годом смерти автора. По законодательству союзных респуб-
лик срок охраны произведений, фотографий и декоративно-при-
кладного искусства может быть сокращен, но не меньше, чем
до 10 лет с момента опубликования произведения.

Объем авторских правомочий урегулирован в ст. 98 Основ и
ст. 479 ГК РСФСР. Здесь перечислены такие права авторов и их
правопреемников, как право на опубликование, воспроизведение
и распространение своего произведения всеми дозволенными за-
коном способами: право на имя, право па неприкосновенность
произведений, право на получение вознаграждения за исполь-
зование произведения и так далее.

Закон предусматривает, что использование произведения,
включая его перевод на другой язык, возможно не иначе как по

-73-

договору с автором или его правопреемником. Исключение со-
ставляет ряд случаев, которые прямо упомянуты в законе (ст. 103
Основ, ст. 492 ГК РСФСР), а именно; а) использование произве-
дении литературы, науки и искусства для удовлетворения
личных потребностей; б) воспроизведение отдельных издан-
ных произведений и отрывков из них в научных, критиче-
ских. учебных и политико-просветительных целях; в) исполь-
зование ранее опубликованных произведений путем прямого
воспроизведения в кинофильмах, телефильмах, телевизионных и
радиопередачах; г) перепечатка ранее опубликованных материа-
лов центральными и местными газетами; д) информация в виде
обзора, реферата или аннотации о выпущенных в свет произведе-
ниях науки, литературы или искусства в периодической печати;
е) воспроизведение произведений изобразительного искусства,
находящихся в местах, открытых для свободного посещения
(кроме выставок и музеев); ж) наконец, свободное репродуциро-
вание печатных произведений изобразительного искусства, нахо-
дящихся в местах, открытых для свободного посещения (кроме
выставок и музеев); з) наконец, свободное репродуцирование
печатных произведений в научных, учебных и просветительных
целях.

Не трудно заметить, что целью указанных изъятий, позволяю-
щих использовать произведения науки, литературы и искусства
без согласия автора и без выплаты ему гонорара, является
стремление законодателя обеспечить широкое и свободное рас-
пространение указанных произведений в целях просвещения и
воспитания советского народа. Непременным условием такого
использования является отсутствие у пользователя произведения
цели извлечения прибыли. Кроме того, во всех указанных слу-
чаях предусматривается указание имени автора и источника
заимствования, т. е. охраняются его личные неимущественные
права.

Использование произведения с выплатой авторского возна-
граждения возможно в двух видах: договорное и бездоговорное.
В первом случае вознаграждение определяется соглашением
сторон в пределах норм, установленных законом, а во втором -
в соответствии с установленными ставками. Бездоговорное ис-
пользование чаще всего представляет собой публичное представ-
ление опубликованных произведений, запись опубликованного
произведения на грампластинку с целью продажи, использование
работ декоративно-прикладного искусства в промышленности.
Выплата вознаграждения при этом осуществляется через Все-
союзное агентство по авторским правам, которое является пред-
ставителем советских авторов по закону. Агентство следит за
правильностью и своевременностью выплаты гонорара.

<< Предыдущая

стр. 15
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>