<< Предыдущая

стр. 20
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


В странах французской системы регистрации действует чи-
сто формальная экспертиза заявки (явочная система), а в дру-
гих развитых странах - экспертиза по существу. После про-
хождения экспертизы заявитель получает охранное свидетельст-
во на образец, а в США и Италии - патент. Приоритет про-
мышленного образца устанавливается по дате поступления за-
явки и в соответствии с Парижской конвенцией 1883 г. состав-
ляет 6 месяцев. Выставочный приоритет, известный законода-
тельству развитых стран, составляет от 3 до 12 месяцев с даты
открытия или закрытия выставки.

Срок охраны исключительных прав владельца промышленно-
го образца исчисляется обычно с даты подачи заявки (Фран-
.ция, Италия, ФРГ, Великобритания), с даты регистрации (Япо-
ния) или с даты выдачи охранного документа (США) и состав-
ляет: в Италии - 4 года, США - 14 лет, Японии, Великобрита-
нии, ФРГ, Швейцарии и Скандинавских странах - 15 лет, во
Франции - 50 лет.

Исключительное право на промышленный образец заклю-
чается нс только в том, что его владелец на данной территории
может использовать его всеми дозволенными способами, но и в
том, что он может запрещать такое использование всем другим
лицам. Нарушение права на образец-это незаконное произ-
водство изделий, ввоз их в страну, коммерческое использование
и т. д. Спор о нарушении права на промышленный образец
обычно рассматривается судом в порядке гражданского произ-
водства.

4. Полезная модель - это новое техническое решение внут-
реннего устройства или конструкции промышленного изделия.
Полезные модели охраняются на основе специальных норматив-
ных актов (ФРГ - Закон о полезных моделях 1968 г., Япо-
ния -Закон 1959 г. в редакции 1970 г.) или на основе общего
законодательства о промышленной собственности. Главным от-
личием моделей от изобретения является то, что для признания
устройства полезной моделью не требуется высокий уровень
изобретательского творчества, однако требование новизны полез-
ной модели совпадает с новизной патентуемого изобретения.

В заявку на полезную модель входит описание ее с форму-
лой, а также чертежи. Законодательство отдельных стран тре-
бует представления образца готовой модели. В ФРГ, Италии и
некоторых других странах принята явочная система регистрации
полезных моделей, однако в Японии принята отсроченная экс-
пертиза заявки. В ряде стран допускается переоформление за-
явки на патент в заявку на полезную модель и наоборот, причем
приоритет по первоначальной заявке сохраняется.

Исключительное право на полезную модель аналогично пра-
ву на патент и товарный знак. Срок действия охранного доку-
мента (свидетельство или патент) составляет: в Италии -

-94-

4 года, ФРГ - 6 лет, Японии - 10 лет. Для стран, участвую-
щих в Парижской конвенции по охране промышленной собст-
венности, действует одногодичный приоритет по заявке, подан-
ной в одно из государств, участвующих в конвенции.

5. Есть еще ряд объектов права промышленной собственно-
сти. Это фирменные наименования, указания места происхож-
дения товаров и меры по борьбе с недозволенной конкуренцией.
Право на использование фирменного наименования в данной
стране является исключительным правом, охраняемым как в си-
лу положения Парижской конвенции, так и внутренним законо-
дательством развитых буржуазных стран. Особенность этой ох-
раны состоит в том, что в отличие от предшествующих видов
промышленной собственности здесь не требуется подачи специ-
альной заявки или регистрации даже в тех случаях, когда фир-
менное наименование является частью товарного знака.

Нарушение исключительного права на фирменное наимено-
вание обычно сводится к нанесению имени чужой фирмы на то-
вары, реализуемые в данной стране или экспортируемые. В этих
случаях по законодательству развитых стран на товары может
быть наложен арест, потребовано возмещение ущерба и недо-
пущение дальнейшего нарушения прав владельца фирмы.

Указание происхождения товара является видом промышлен-
ной собствеиности, исключительное право на который может
принадлежать нескольким производителям из одной географиче-
ской области. Это право возникает в силу того, что применение
указания происхождения становится популярным и общеизвест-
ным вследствие наличия характерных свойств и качеств товара
(богемское стекло, английская шерсть, пльзенское пиво). Его
охрана сводится к наложению ареста на товары в случае прямого
или косвенного использования ложных указаний происхожде-
ния, конфискация таких изделий как в стране, в которую изде-
лие было ввезено, так и в стране, где указание было нанесено
на товар, и другие санкции, обычно вытекающие из законов о
недобросовестной конкуренции.

Кроме Парижской конвенции 1883 г. охране указаний проис-
хождения посвящены Мадридское соглашение о санкциях за
ложные или неправильные обозначения происхождения товаров
1981 г. и Лиссабонское соглашение об охране указаний проис-
хождения изделий и их международной регистрации 1958 г. Для
получения международной охраны указание должно быть за-
регистрировано в стране, откуда оно происходит. В международ-
ной заявке указываются все владельцы, законно использующие
данное указание происхождения изделия. После регистрации в
международном бюро производится соответствующая публика-
ция, о чем сообщается странам-участницам.

Пресечение недобросовестной конкуренци. Эти меры рас-
сматриваются в буржуаном праве как один из видов промыш-
ленной собственности. Однако, по существу, это не исключитель-
ное право юридического или физического лица в буржуазном

-93-

торговом обороте, а скорее нечто обратное, а именно его обязан-:
ность и обязанность его партнеров вести честную в смысле бур-
жуазного права и морали игру, не допускать извлечения иму-
щественных выгод ложными утверждениями, способными дис-
кредитировать конкурента, ввести в заблуждение публику вот-^
кошении способа изготовления или качества товара и т. д. Для
пресечения таких действий в ряде стран (Великобритания,
Франция, США) используются общие принципы и нормы бур-
жуазного гражданского и торгового права, а также специальное
законодательство о недобросовестной конкуренции (Япония,
ФРГ, Швейцария). Иски о пресечении недобросовестной конку--
ренции рассматриваются в обычных гражданских судах.

Особенности внутреннего регулирования охраны
промышленной собственности в развивающихся странах

1. Регулирование охраны промышленной собственности в раз-
вивающихся странах на базе внутренних источников нуждается"
в выделении в самостоятельный раздел по нескольким основа-
ниям.

Во-первых, при всей важности прочих вопросов научно-тех-
нического сотрудничества создание внутренней правовой инфра-
структуры в освободившихся странах играет главную роль в
достижении их экономической самостоятельности.

Во-вторых, как это ни парадоксально звучит, подавляющее
большинство из более 100 освободившихся стран, которые в со-
ответствии с критериями, принятыми Генеральной Ассамблеей
ООН, образуют группу развивающихся стран, на сегодняшний
день еще не свободны от навязанной в период безраздельного
колониального господства системы правового подчинения не-
большой группе развитых капиталистических государств, что
проязляется не только в формальном сходстве их патентного
законодательства с бывшими метрополиями, но и в ряде слу-
чаев в простом копировании его.

В-третьих, патентная политика западных монополий, и в
первую очередь транснациональных, направлена на сохранение
в 1.0ВЫХ условиях, в условиях политического освобождения за-
висимого положения молодых национальных государств в меж-
дународном разделении труда с целью максимального обогаще-
ния их путем экономической эксплуатации развивающихся стран
более изощренными, замаскированными методами. Патентно-
правовые системы освободившихся стран используются в этих
условиях, по существу, для сохранения их технологической за-
висимости от западных стран. Иными словами, предпринимаются
усилия, с одной стороны, чтобы удобные для западных стран за-
коны по охране промышленной собстпеппости не менялись, а с
другой - чтобы их пересмотр не подрывал бы безраздельного
господства монополий на лицензионном рынке освободившихся
стран.

96

Ситуацию, и поныне действующую в подавляющем боль-
шинстве государств Азии, Африки и Латинской Америки, иллю-
стрируют, например, данные, содержащиеся в подготовленном
ООН, ЮНКТАД и ВОИС докладе <Роль патентов в передаче
технических достижений развивающимся странам>^. В этом
.докладе в числе прочего отмечается, что в течение 100-летнего
существования патентной системы в Индии только 10% патен-
тов, выданных в стране, находились в руках индийских граж-
дан. В 1970 г. в Египте из 249 только 10 принадлежали нацио-
нальным заявителям, в Марокко из 364 - только 20, в Тунисе
из 149 - 1, в Замбии из 159 - 1, в Пакистане из 630-23.
В целом же в мире из примерно 3,5 млн действующих патентов
лишь 80 тыс. выдано в развивающихся странах. Это всего 0,6%
общего количества, но и из этой суммы 85% принадлежит за-
падным фирмам^. Причем, обращает на себя внимание и тот
факт, что национальные патенты используются в развивающих-
ся странах в самой незначительной степени и почти не выходят
на внешние рынки.

Можно без преувеличения сказать, что патентное право ос-
вободившихся стран пока остается консервативным вследствие
того, что их экономическая зависимость от империализма пре-
пятствует как принятию радикальных патентных законов, обе-
спечивающих эффективную охрану национальных изобретений и
развитие массового изобретательства, так и в особенности прак-
ти-ческое использование и внедрение их в народное хозяйство, что
могло бы оградить эти страны от неоколониалистской техноло-
гической политики западных патентодержателей. По существу
же сама экономическая зависимость оптимальным образом ис-
пользуется западными фирмами, чтобы как-то оправдать суще-
ствование старых патентных законов либо, используя междуна-
родный механизм, т. е. через посредство международного част-
ного права, добиться таких изменений национального законода-
тельства, которые бы ничего в фактическом положении разви-
вающихся стран не меняли.

Такая тревожная ситуация начинает порождать пессимизм
среди отдельных патриотически настроенных ученых в развиваю-
щихся странах. Так, например, некоторые из специалисгов пря-
мо высказываются за отказ молодых государств от признания
патен1а в том внае, в котором он сейчас повсюду в мире сущест-
вует, т. с. р рамках международной патентной системы, посколь-
ку, по их мнению, не только сама выдача таких патентов в их
странах, но и в особенности выдача лицензий по ним осуществ-
ляются практически полностью в пользу иностранных заявите-
лей ^.

Этот печальный вывод, на наш взгляд, удачно проиллюстри-
ровал А. Мукри на примере статистических данных, собранных
ям за несколько лет по странам, входящим в Африканское со-
глашение об охране интеллектуальной собственности. Ниже-

приведенная таблица, составленная им, убедительно показывает

7-1066 97

ЛИЦЕНЗИИ, ВЫДАННЫЕ ЗАЯВИТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ АФРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
Годы

Страны 1965; 1966; 1967; 1968; 1969; 1970; 1971; 1972; 1973; 1974; 1975; 1976; 1977; 1978; 1979; Итого


Камерун 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 1; 1; 2; 4; 0; 0; 1; 8
Кот д'Ивуар 0; 0; 3; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 2; 1; 1; 0; 0; 7
Бенин 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1
Н. Р. Конго 6; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1
ЦАР 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1
Мавритания 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 1; 0; 0; 2
Того 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 1; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 3
Чад 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0
Габон 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 0; 0; 1
Нигер 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 0; 1
Сенегал 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 1; 1; 2; 0; 0; 5
Буркина Фасо 0; 0; 0; 0; 0; 0; 1; 0; 0; 0; 1; 1; 0; 0; 0; 3

Итог суммарный 0; 0; 3; 0; 0; 0; 8; 1; 0; 0; 1; 6; 6; 9; 0; 0; 4; 3
-98-

крайне незначительное число принадлежащих странам Соглаше-
ния лицензий за более чем 10-летний срок . (*18).

Вышеприведенные данные полностью подтверждают заключе-
ние экспертов по вопросам регулирования охраны промышлен-
ной собственности в развивающихся странах о том, что <в инте-
ресах иностранных патентовладельцев технических достижений
и были по существу созданы патентные системы, которые все
еще действуют в ряде стран Азии и Африки>. (*19).

2. Разумеется, патенты и другие виды промышленной собст-
венности, охрана которых образует стержень национальной па-
тентной системы, являются не единственными факторами в раз-
витии освободившихся стран. Сюда следовало бы отнести фи-
нансирование и кредитование, торговлю, развитие человеческих
и природных ресурсов, а также использование внутренних воз-
можностей в области технических достижений, но, с другой сто-
роны, значение патентной системы для развивающихся стран и
влияние ее может выйти и выходит далеко за пределы области
передачи технических достижений.

Патентная система влияет на развивающиеся страны через
посредство импорта товаров, которые представляют собой запа-
тентованные товары или для производства которых необходимо

<< Предыдущая

стр. 20
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>