<< Предыдущая

стр. 21
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

применение патентованных процессов.

В конечном счете эта система связана не только с передачей
технических достижений, но также и с их созданием в той сте-
пени, в которой патенты, выданные гражданину данной страны
или лицу, проживающему в этой стране, могут содействовать
национальному техническому прогрессу.

Существенным стимулом и предпосылкой для научно-иссле-
довательской работы и изысканий, которые лежат в основе про-
цесса изобретений и рационализации, является защита и воз-
награждения, которые получают изобретатели и лица, занимаю-
щиеся осуществлением изобретения благодаря национальной па-
тентной системе.

На иностранного патентообладателя, желающего приступить
к производству-запатентованного товара в самой развивающей-
ся стране, будут оказывать влияние различные факторы. С точ-
ки зрения юридической, взаимоотношения их несомненно носят
международный частно-правовой характер. Изучение и класси-
фикация этих факторов представляют чрезвычайный интерес и
имеют огромное практическое значение.

С одной стороны, нельзя не заметить определенные преиму-
щества, открывающиеся иностранному патентообладателю, ре-
шившему использовать свой патент в развивающейся стране: он
не должен отыскивать лицензиата, сохраняет свой собственный
контроль над предприятием, обеспечивает сбыт для своих соб-
ственных деталей и запчастей, контролирует качество и тем са-
мым репутацию своего продукта, снабжая соседние развиваю-
щиеся страны из своей базы в данной развивающейся стране,
он может экономить расходы по транспорту, он избегает зако-

-99-

нодательных ограничений в своей собственной стране (а если
это капиталист, то и давления со стороны профсоюзов), у него
есть возможность также не допустить на рынок возможных кон-
курентов.

Но есть и соответствующие отрицательные стороны, которые
во многих случаях удерживают заинтересованное лицо от ис-
пользования патента в развивающейся стране.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что па-
тентообладатель должен рисковать своим собственным капита-
лом, он может опасаться риска дискриминации, национализации
или экстпроприации, он может с недоверием относиться к заве-
рениям и обещаниям, которые были даны ему развивающейся
страной, чтобы привлечь его, кроме того, рынок, доступный из
данной страны, может быть мал, что ограничит и удорожит
производственные операции, владелец патента может также
опасаться высокой стоимости подготовки новых квалифициро-
ванных рабочих или такого положения, когда не имеющие под-
готовки граждане страны будут навязаны ему в качестве управ-
ляющих и т. д. Некоторые из этих соображений могут также
служить причиной отказа предоставить лицензию.

С точки зрения развивающихся стран тоже есть ряд моментов
как в пользу использования патента самим патентообладате-
лем, так и против этого.

Среди причин, которые побуждают развивающиеся страны
заинтересовать патентообладателя, первой и наиболее важной
является то, что в страну ввозится капитал, и таким образом,
она экономит свои собственные средства для вложения их в
другие секторы и производство товаров, для которых иностран-
ный капитал недоступен.

Кроме того, новый товар или улучшенный технологический
процесс могут быть включены в план развития страны и быть
необходимыми для целей многостороннего развития экономики.
Иностранный владелец патента может обладать и, как правило,
обладает значительными техническими знаниями, которые будут
распространены в стране путем использования местных управ-
ляющих, местных техников и местных рабочих.

Важным моментом является и то обстоятельство, что хоро-
шее качество и репутация производимого по патенту товара в
данной стране может облегчить создание как внутреннего рын-
ка для этого товара, так и внешнего в соседних странах. Со-
здается, таким образом, новая внутренняя налогоспособность.

Поскольку иностранные патентообладатели рискуют своим
собственным капиталом, не создается существенного бремени
для платежного баланса страны, за исключением соглашений
об отчислении за право пользования патентом (так называемое
роялти).

Наконец, иностранный патентообладатель может с самого
начала или впоследствии пожелать продавать акции созданных
им предприятий инвесторам данной страны, помогая таким об-

-100-

разом накоплению внутренних сбережений и созданию нацио-
нальных рынков капитала. Правительство развивающейся стра-
ны может требовать создания данного предприятия как пред-
приятия национального права.

Но имеются и причины, по которым страна может с полным
основанием и не желать, чтобы иностранный патентообладатель
прибывал в страну, даже если его патентованная техника необ-
ходима.

Например, данный вид продукции или технологический про-
цесс могут выходить за рамки очередности, установленной пла-
ном экономического развития, и, таким образом, не будет
оправдано принятие обязательств в иностранной валюте для
перевода прибыли и амортизационных средств на иностранный
капитал для этой цели.

Может иметь место также отрицательное отношение в этой
стране к иностранным фирмам, т. с. политический фактор. Пра-
вительство может опасаться, что иностранное предприятие за-
кажет все необходимые материалы и части за границей, а не
в данной стране.

Как видно, сложность переплетения и взаимодействия раз-
личных факторов, определяющих правоотношения при осуществ-
лении запатентованного изобретения в развивающейся стране,
такова, что трудно говорить об общем характере условий, наибо-
лее благоприятных для этой страны. Ясно тем не менее одно,
что патентообладатель пожелает надежной гарантии выгодности
дела и, в первую очередь, защиты прав по патенту. Последнее
может иметь огромное психологическое значение для иностран-
ных патентообладателей-инвесторов.

Отсутствие защиты в принципе может быть заменено соот-
ветствующими обещаниями, например, обязательством, что ни-
какой другой конкурирующей фирме не будут предоставлены
необходимые факторы производства, льготы и гарантии в отно-
шении продаж, цен или рынков. Однако и при таких альтерна-
тивах защита прав по патенту может оказаться более дешевым
и эффективным способом предоставления иностранному патен-
тообладателю того, что может его заинтересовать.

В силу необходимости значительная часть технических усо-
вершенствований, применяемых в развивающихся странах, за-
имствуется из технических знаний, накопленных или создава-
емых в других странах мира и, таким образом, скорее переда-
ваемых, чем вновь созданных. Однако эту заимствованную тех-
нологию часто приходится специально приспосабливать и при-
менять к местным нуждам и условиям, учитывая использование
местных материалов, особые местные условия труда, климат,
меньшие масштабы производства и т. д.

Если на первом этапе характерной особенностью такого при-
менения будет участие значительного количества иностранных
техников, то впоследствии, по мере повышения уровня образо-
вания и подготовки, а также накопления производственного опы-

-101-

та и свободных ресурсов, роль местных сил будет быстро увели-
чиваться. Ощутимым стимулом к этому явится организация по-
ощрения и охраны капиталовложений, а одним из элементов
такой организации будет патентная система.

Патентная система развивающейся страны будет не только
защищать и поощрять национальное новаторство, но и сочетать-
ся с экономией государственных средств.

Кроме того, наличие патента представляет собой стимул, по-
буждающий к развитию других процессов, сводящихся к изо-
бретениям, основанным на уже сделанных изобретениях.

Поскольку запатентованные улучшения касаются вида про-
дукции или производственного процесса, представляющих собой
фактическую или потенциальную статью экспорта из развиваю-
щейся страны, важно обеспечить национальному новатору па-
тентную охрану в других странах.

Хотя этот случай сравнительно редок для развивающихся
стран (по сравнению с противоположной проблемой защиты
иностранных патентообладателей), он заслуживает особого вни-
мания ввиду большого значения, которое придается увеличению
экспортных доходов развивающихся стран.

Из-за отсутствия необходимых научных и финансовых ресур-
сов для организации проверки заявок на выдачу патентов и
создания патентных бюро на первом этапе для развивающихся
стран лучше всего могла бы подойти система выдачи патентов
без проверки на новизну. В качестве альтернативного решения
целесообразно было бы прибегнуть к использованию междуна-
родных ресурсов для проверки заявок из этих стран либо путем
объединения совместных ресурсов на рациональной основе.

Говоря о развитии местной технологии, следует тщательно
следить за тем, чтобы патентная система развивающейся страны
не использовалась в целях задержки и блокирования местного
производства и изобретений вместо поощрения.

В производственных секторах, жизненно важных для нацио-
нальных интересов и для развития специальных фондов или
народного здравоохранения, вполне естественно прибегнуть к
ограничениям в отношении возможности получения патентов или
же принять меры к ограничению выдачи патентов специальным
условном использования патента или принудительного лицензи-
рования в общественных интересах, как об этом свидетельствует
наличие таких ограничений в законодательстве ряда стран. (*20).
Рассмотрев роль патентов в передаче технических достижений
и развитии местной технологии развивающихся стран и обратив
внимание на сложность переплетения различных факторов, оп-
ределяющих правоотношения при осуществлении запатентован-
ного изобретения в них, мы полиостью можем согласиться с вы-
водом Организации Объединенных Наций о том, что <доступ к
патентованным и непатентованным техническим знаниям и опы-
ту, крайне необходим для экономического развития и индустриа-
лизации развивающихся стран>. (*21).

-102-

3. Правовое определение патента применительно к развиваю-
щимся странам было дано дважды. (*22). Первый раз оно содержа-
лось в докладе Генерального секретаря ООН <Роль патентов в
в передаче технических достижений слаборазвитым странам> в
1964 г. (*23). Вторично это было сделано специалистами Всемирной
организации интеллектуальной собственности в подготовленном
для ЮНКТАД докладе <Роль патентной системы в передаче
технологии развивающимся странам> в 1974 г. В более позднем
документе патент определялся как <имеющее юридическую силу
и представляемое в силу закона определенному лицу право ли-
шать других в течение определенного времени возможности со-
вершить определенные действия в отношении описанного нового
изобретения...>. (*24).

В определении обращает на себя внимание тот факт, что пра-
во, о котором идет речь, должно быть узаконено полномочным
органом. Оно носит срочный характер, ибо предоставляется в
течение <определенного времени>.

Завершает определение патента цель, ради которой он вы-
дается: <лишать других... возможности совершать определенные
действия в отношении... изобретений>.

Однако такое определенно, хотя оно и сделано применитель-
но к развивающимся странам, нельзя считать не только полным,
но и достаточно четким.

Во-первых, в нем отсутствует указание на строго ограничен-
ный территориальный характер права на изобретение. Между
тем, <с точки зрения международного частного права отличи-
тельной особенностью права на изобретение является его сугубо
территориальный характер, проявляющийся в том, что право на
изобретение, возникшее в одном государстве, в принципе дейст-
вительно лишь в его пределах>. (*25). <Охраняются отечественные
патенты, а не выданные за границей>, - подчеркивал профессор
И. Я. Хейфец. (*26). <Ни одно государство, - утверждает англий-
ский юрист Мартин Вольф, - не применяет иностранного права
по вопросам, касающимся патентов, авторских и тому подобных
прав>, (*27), и не признает прав этой категории, возникших на осно-
вании иностранного права. Во-вторых, не достаточно четко опре-
делен субъект права на патент.

Далее в определении ЮНКТАД отсутствует указание на то,
что служит основанием выдачи патента. В этом плане следует
учесть, что изобретатель или его преемник имеет исключитель-
ное право на свое изобретение и что выдача патента означает
только признание этого права. Другими словами, патент не со-
здает нового юридического права, а скорее подтверждает юриди-
чески существующее право, присущее изобретателю, и это суще-
ствующее право является юридической основой выдачи патента.

<Скрепленный печатью Патентного ведомства патент, - го-
ворится в Законе о патентах и промышленных образцах Индии
от 2 марта 1911 г., - предоставляет патентообладателю с со-
блюдением прочих положений настоящего закона исключитель-

-103-

<< Предыдущая

стр. 21
(из 38 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>